Известны нам и ветхозаветные прообразы святого Креста, и проявлявшаяся чрез них сила Божия. Когда израильский народ сражался с амаликитянами, то заметили, что победа и поражение Израиля зависели не от оружия, а от положения рук Моисея, молившегося на горе, ибо когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Посему Аарон и Ор поддерживали руки Моисея до захождения солнца, пока Иисус Навин не победил Амалика (Исх. 17:10—13). Моисей с распростертыми руками есть образ Иисуса Христа, распростертого на Кресте. Когда евреи были в пустыне, кишащей змеями, от укусов которых многие умирали, то Господь, видя раскаяние евреев, повелел на знамени повесить медного змея. Моисей так и сделал. И с тех пор тот из ужаленных ядовитыми змеями, кто смотрел на медного змея, оставался живым. Так и ныне, кто с верой и мольбой смотрит на Древо святого Креста, тот не погибнет от ужаления ядовитого диавола. Почитали святой Крест Христов и ученики Христовы — святые апостолы: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» , — говорит апостол Павел (1 Кор. 1:18). Если слово о Кресте — сила Божия, то тем более таковой силой является сам Крест. Апостол Павел хвалится Крестом Христовым. Сказав о том, что некоторые обрезываются для того, чтобы не быть гонимыми за Крест Христов, он пишет: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14). Здесь под крестом разумеются не страдания, а самое Древо Креста Господня, за прославление которого и были гонения. Пред именем Иисуса Христа должно преклониться «всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:10). Поэтому и мы кланяемся святому Кресту. Он не только омыт святой Кровию нашего Спасителя, но на нем имеется имя Иисуса Христа и самое Его изображение. Апостол приглашает христиан: «выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр. 13:13), то есть Крест, на котором Он был поруган. Приведем еще пример из жизни, уясняющий смысл почитания Креста Господня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2735...

Марк В Евангелии от Марка вокруг Христа постоянно плетутся замыслы, Его постоянно хотят убить. Что мы сказали о Евангелии от Матфея, то применимо и к Евангелию от Марка: Голгофский Крест здесь бросает свою тень на все служение Иисуса. Обращают на себя внимание два момента, на которых Марк акцентирует внимание: 1 Марк все время отмечает, что Крест Христов есть исполнение Божьего Замысла. Выражение «Сын Человеческий идет» (на Крестную Смерть. – прот. К.П. ), «как писано о Нем» ( Мк. 14, 21 ), – встречается только у Марка, и оно означает не какие-то конкретные пророчества , а то, что путь Иисуса на Голгофу совершается по предначертанному Богом пути. 2 Крест Христа является примером для всех учеников Христовых, жизнь которых, к сожалению, также является скорее не шествием на Фавор (гора Преображения и Славы), но путем на Голгофу. Когда Ап. Петр, однажды, начал отговаривать Иисуса от Креста, Тот воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее ( Мк. 8, 33-35 ). В этой речи Христос говорит о том, что Его Страдания должны быть примером для Его учеников. Или другой пример: В 10-й главе Евангелия от Марка мы читаем, как Иисус с учениками начинает путь в Иерусалим (на Страсти). На пути Он говорит ученикам о грядущих страданиях. Ученики ужаснулись, но, тем не менее, просят почетных мест в Царствии Божием, когда Христос, как земной владыка, воцарится. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься… ( Мк. 10, 38-39 ). В этом фрагменте мы видим предведение Иисуса о том, что ученики разделят Его скорбную судьбу.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-...

Не в премудрости слова, да не испразднится крест Христов. Апостол наклоняет свои слова к раскрытью и обличению тех заблуждений, которые произвели между Коринфянами разделения. Причиною предпочтения одних учителей другим была привязанность Коринфян к светскому красноречию, искусственному образу речи, или внешней мудрости. Поэтому Павел в следующих трех главах первого послания к Коринфянам обличает мирскую мудрость, как бесполезную и иногда вредную в деле спасения. Апостол говорит: Христос послал меня благовествовать не в премудрости слова, т. е. не при помощи человеческого искусства в слове, или не посредством отличного красноречия и изысканных оборотов речи. Почему, или для чего так повелено Павлу? Да не испразднится крест Христов. «Чтобы не упразднить креста Христова», или, чтобы не казался ненужным или бездейственным крест Христов, что бывает, когда люди, слушая красноречивых и образованных или высоко ученых проповедников, думают, что они привлекаются к вере в Иисуса Христа силою особенного красноречия и убедительных искусственных доказательств, а не силою креста Христова, или не благодатью, подаваемою от распятого на кресте Христа Иисуса. Чем более в Евангельской проповеди обнаруживается человеческого искусства, тем менее бывает видна сила креста Христова, или тем более закрывается этим покровом искусственного человеческого слова могущественное действие креста Христова, потому что, слушая такого проповедника, и веруя в Евангелие, могут думать, что они веруют по силе убедительного слова проповедника, а не по действию благодати, сообщаемой слушающим Евангельскую проповедь по заслугам Христа Спасителя, распятого на кресте. После того, как апостол Павел, просветивший Коринфян Евангелием, оставил их, пришел в Коринф Аполлос, муж как выше было сказано, красноречивый и сведущий в Писаниях, и некоторые из Коринфян, любящие светскую образованность, увлечены были проповедью красноречивого Аполлоса и, предпочитая его Павлу, составили общество приверженцев Аполлосовых; другие же здраво судившие и не обольщавшиеся красотами и искусством слова, но любившие истину, предпочитали Аполлосу своего просветителя Павла. Апостол Павел, не ища своей славы или чести, и объясняя истину, для прославления Христа Спасителя, далее говорит: «когда приходил я к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости; ибо рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1Кор.2:1.2.4.5 ). Из этих слов Апостола ясно раскрывается, что значат его слова: не в премудрости слова, да не испразднится крест Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

За то пред Богом будем все в ответе.» Глава 3.6 Крестный путь и казнь Иисуса Христа 3.6.1 «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём». Лк. 23:27 А воины правителя тогда, Иисуса отвели во внутрь двора, Лишь насмеялись всем полком когда, Над Ним, сочли: «Вести на казнь пора». Сняв багряницу вновь в Его одежды, Одели палачи и повели, Иисуса на распятие, но прежде, Нести Свой крест заставили они. И множество великое народа, И женщин шли и плакали о Нём, А крест Его тяжёлый, как колода, Давил на плечи, раны жёг огнём. Иисус же, обратившись к ним, сказал: «Не плачьте, дщери Иерусалима, Вы обо Мне, увидев, как страдал, Хоть будет боль Моя невыносима. Но плачьте о себе и детях ваших, Приходят ибо, скорбные те дни. Те, о которых люди ещё скажут: «Блаженны лишь неплодные одни, А также неродившие утробы, И с ними непитавшие сосцы, Молить которым не придётся, чтобы Не погибали дети и отцы. Спаситель шёл, неся Свой тяжкий крест, Превозмогая боли и усталость; Казалось, что конца дороге нет, А от всего пути прошёллишь малость. Киринеянин Симон с поля шёл; Его для ускорения пути, Как видно, он по силе подошёл, Иисуса крест заставили нести. 3.6.2 «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону». Лк. 23:33 В конце же сего тяжкого пути Пришли на «место лобное» — Голгофу Где вместе с Ним досталось смерть найти Злодеям двум, по воле Саваофа. Спаситель отказался от питья, Какое, затуманивая разум, Дарило благо полузабытья, Хотя не приводило к смерти сразу. Там, посредине двух других казнённых, Налево и направо от Него, Злодеев, заубийство осуждённых, Распяли воины римские Его. И надпись на кресте над головой По-гречески, по-римски, по-еврейски Поставили с указанной виной, Что Сей есть Иисус, Царь Иудейский. И многие читали надпись эту. Ведь место, где Спаситель был распят От города (не за горами где-то) Вблизи, евангелисты говорят. И воины, распявшие Его, На четверых делить одежды стали,

http://azbyka.ru/fiction/na-zare-razmysh...

Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву [вот почему народ-то так кричал? Почему его сумели так убедить, и он так легко поддался?]. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем, итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженого за возмущение и убийство в темницу, которого они просили, а Иисуса предал в их волю. [Предал в их волю. Вот по законам того времени распятие на кресте было самой позорной казнью. Иудея полагалось побивать камнями (см. Втор. 21:21 ), а римлянину усекали голову. Римлянина, как свободного гражданина, нельзя было ни бить плетьми, ни, тем более, распинать на крестах. И когда хилиарх, тысяченачальник хотел бить и растянул уже на скамье Апостола Павла, ему достаточно было только сказать вот это слово: римского гражданина бить хочешь? – Как римского гражданина? Разве ты римский гражданин? Как ты приобрёл это римское гражданство? Я купил его за большие деньги. – А я и родился в нём. И поэтому требую суда кесаря (см. Деян. 22:23–30 ). И вот как исполнялись эти законы. Что, где это было сказано – поди, проверь, за тысячу вёрст от Рима, но было достаточно сказать, и – кончено: его от унизительного бичевания освободили и отправили на суд Кесарю. В Риме он и был обезглавлен – Апостол-то Павел. А тут предал Его в волю их]. И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. [Вот теперь вопрос: какой был крест? Нёс ли он крест или только столб, а на месте прибили перекладину? Какой формы был этот крест – четвероконечный или восьмиконечный? Высоко ли над землёй висел распятый человек? Куда вбивали гвозди? В ладони или в запястья? Всё это является предметом безконечных разговоров, споров – тут и археология, тут и всё поднимают, и вы можете всё это почитать сами, но во всяком случае, на крестах распинали людей, а иногда и привязывали.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

...Если бы кто покланялся знамению креста, не имеющему надписания имени Христова, то такой, может быть, справедливо был бы порицаем, как делающий нечто сверх должного, но когда пред именем Иисуса Христа преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, – а это поклоняемое имя носит на себе Крест, – то какое безумие не преклонить колена пред Крестом Христовым?! Но мы, вместе с коленами склоняя и сердце; приидите, поклонимся вместе с псалмопевцем и пророком Давидом месту идеже стоясте нозе Его ( Пс. 131, 7 ) и где простерлись всеобъемлющие руки, и где ради нас было мучительно распростерто живоначальное тело, – и, поклонившись в вере и целовав, почерпнем и сохраним обильное освящение оттуда, дабы в преславном будущем пришествии Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, видя его (Крест – знамение Сына Человеческого) предшествующим во славе, нам возрадоваться и возвеселиться радостью непрестанной, получив стояние одесную, и услышав слова, и улучив благословение обетованного блаженства, во славу, плотию распятого ради нас, Сына Божиего (свт. Григорий Палама , 26, 119–120). ...Не образу только Христа Господа поклоняйся, но и образу Креста Его, потому что он есть знамение победы Христовой над диаволом и над всем полчищем сопротивных сил, почему они трепещут и бегут, когда видят его изображаемым. Образ сей, и прежде появления первообраза, был высоко прославлен в пророках и явил великие и дивные чудеса, и во Второе Пришествие распеншегося на нем Господа Иисуса Христа, имеющего приити судить живых и мертвых, предыдет пред Ним, яко страшное и великое знамение Его силы и славы. Славь же его ныне, чтоб тогда с дерзновением воззреть на него и спрославиться с ним (свт. Григорий Палама , 93, 307–308). Взирая на крест, держи в мысли, что это есть знамя нашего духовного воинствования, в коем сокрыта всепобедительная сила, и что если удалишься от него, то предан будешь в руки врагов своих, а если пребудешь под ним, то достигнешь неба и внидешь в него в преславном торжестве (прп. Никодим Святогорец , 70, 95).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться. Желающие, говорит, хвалиться по плоти, то есть у людей, именно у иудеев (ибо они порицали их как отступников от отеческих обычаев), принуждают вас обрезываться, оправдываясь пред иудеями чрез вашу плоть. А словом принуждают показал, что они неохотно переносят его, и вместе с тем дает им побуждение к возвращению, как невольно заблуждающимся. Только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов. Только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов. И по другой, говорит, причине они делают это. Ибо, чтобы не подвергнуться им преследованию и гонению из-за креста и веры, — потому что они преступают ее и обрезываются, — они желают и другим быть участниками в обрезании. Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. Не по человекоугодию только, говорит, но и по честолюбию делают это. Ибо не по ревности к закону и не ради благочестия, говорит он, совершают они это, но из-за честолюбия: дабы похвалиться в вашей плоти, то есть чтобы похвалиться обрезанием вашей плоти, так как они якобы ваши учителя и имеют вас учениками. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа. Те, говорит, пусть хвалятся обрезанием, делом отмененным, но для меня да не будет другой похвалы, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (то есть верой в Распятого), который (крест) отменил закон. Отвращался от сего как непотребного, призывая даже на это помощь Божию. В чем же состоит похвала о кресте? В том, что для меня, недостойного, был распят Господь, так возлюбивший меня, что предал даже Самого Себя. Итак, для Павла и для всякого верующего крест служит предметом похвалы, потому что в нем проявляется любовь Господа к нам. И какой раб не хвалится любовью своего господина?

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Видишь ли, какое благо произвела смерть Его..? Для чего вы страшитесь, говорит (ср. Евр.2:15 ), для чего вы боитесь упраздненной смерти? Она уже не страшна, она попрана, презрена, стала ничтожной и ничего не стоящей». 369 Прославление креста Христова – подножия Его (« сойди с креста» – Мф.27:40–42 ) предречено: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» ( Ис.60:13 ). По церковному преданию, крест Христов был сделан из кипариса, певга и кедра. Апостолы почитали Крест «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия» ( 1Кор.1:18 ). «Так как у язычников крест подвергался осмеянию, то они», – пишет святой Иоанн Златоуст , – «вероятно, называли учение о нем противным своей мудрости и несогласным со своим учением; потому Павел, вразумляя, говорит: не почитайте его странным и нелепым; это дело по свойству своему таково, что погибающие не могут постигнуть силы его, так как они потеряли ум и впали в безумие». 370 – «Я рассудил быть у вас, незнающих ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор.2:2 ). Христа распятого нельзя представить без креста вещественного. «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ). «Конечно, это считается позорным, но только в мире и у неверных», – поучает святой Иоанн Златоуст , – «а на небесах и у верных это величайшая слава. Так и бедность для других постыдна, для нас же она – похвала; и терпеть поругания для многих кажется смешным, а мы этим хвалимся. Точно также и крест есть наша похвала. В чем же состоит похвала о кресте? В том, что Христос ради меня принял знак раба и ради меня претерпел страдания, – ради меня, бывшего рабом, врагом и неблагородным, и так возлюбил меня, что предал и Себя на смерть... Миром он называет здесь не небо и землю, но дела житейские – похвалу от людей, почет, славу, богатство и все подобное, что кажется обыкновенно блистательным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Говорится ли в Писании, что Господь, именно крестом посрамил диавола?   Апостол Павел пишет христианам из евреев, что Господь положил «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр 2:14, 15).    В другом послании Апостол пишет, что Бог «истребил учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он (Христос) взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол 2:14, 15).    Поэтому-то и проповедь христианства была проповедью о Распятом и о Кресте Христовом. «Я рассудил, — пишет Апостол Павел, — быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2). Как относились к этой апостольской проповеди неверующие люди из Иудеев и язычников?    «Мы, — говорит Апостол, — проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23). Как же христиане должны относиться к проповеди, кажущейся неверам такой странной?   У христиан проповедь о Распятом и о кресте Христовом должна вызывать радость: «слово о кресте, — говорит Апостол, — для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых — сила Божия» (1 Кор. 1:18). В другом месте Апостол Павел пишет: «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14). Хвалятся ли сектанты крестом Христовым?   Сектанты ненавидят крест Христов и называют его плахой и виселицей. Хорошо ли поступают сектанты, если они так относятся ко кресту Христову?   Нет, не хорошо, потому что этим самым они уподобляются диаволу, который после того, как посрамлен был крестом (Кол. 2:14, 15), возненавидел крест Христов, Как собака боится и бежит от палки, которою ее наказывали, так точно и диавол ненавидит, боится и бежит от креста Христова, которым Господь посрамил его. И сектанты, как обольщенные Диаволом, как приспешники сатанинские, боятся св. креста Христова, вместе с бесами. Что говорят в свое оправдание сектанты, если указать им на их диавольскую ненависть ко кресту Спасителя?   Сектанты обыкновенно говорят, что они, хотя и отвергают видимый крест Христов, однако, любят духовных крест Спасителя, а именно, Его страдания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Отсюда понятно свидетельство апостола Павла, когда в Послании к Коринфянам он говорит, что Крест Христов для иудеев есть соблазн, а для эллинов (греков) безумие (см. 1Кор.1:23 ). 44. Распятие и смерть Спасителя По узким улицам Иерусалима, которые впоследствии получили название «Скорбный путь», из претории Пилата Иисуса Христа повели на казнь. Впереди ехал римский сотник. За ним, неся Свой Крест, следовал Спаситель. По сторонам шли солдаты, а сзади несли свои кресты два разбойника, также приговоренные Пилатом к смерти. После бессонной ночи, трех допросов и бичевания Христос был так слаб, что падал под тяжестью Креста. Тогда, при выходе из городских ворот, воины захватили возвращающегося с полевых работ некоего Симона Киринеянина и заставили его нести Крест Иисуса Христа. Сразу же за городом, вблизи дороги, ведущей на северо-запад, в сторону Галилеи, возвышался холм, на котором совершались казни преступников. Это и была Голгофа, или «лобное место». (По древнему преданию, на этом месте был погребен прародитель Адам.) Печальное шествие двигалось медленно и часто останавливалось. Толпы людей устремились из Иерусалима на Голгофу, чтобы видеть казнь. Уже все горожане знали о смертном приговоре галилейскому Пророку. «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» ( Лк.23:27 ). Обращаясь к плачущим женщинам, Христос сказал: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших…» ( Лк.23:28 ). Он знал, что в ближайшие десятилетия ожидает Иерусалим и его обитателей, и в последний раз предупреждал об этом еврейский народ. Но вот пришли на Голгофу. Воины вкопали в землю кресты. Перед тем, как приступить к совершению казни, они дали осужденным особый напиток из вина, смешанного со смирной. Это было одурманивающее питье, оно притупляло сознание и боль. Но Христос, отведав, не стал пить. Тогда воины (их было четверо), сняв с Господа одежды, приподняли Его на Крест, распростерли руки по перекладинам и прибили их гвоздями; также они пригвоздили стопы ног Христа к нижней части Креста. Кровь из ран полилась на землю, но никто не услышал ни стона, что было бы так естественно в этот страшный момент; слышно было только, как Иисус Христос молился за Своих распинателей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010