На эту обязанность его указал ему и Господь, ответив ему: «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе». Значит, Пилат имел свою власть свыше, то есть от Бога, и если иудеи, предавшие Спасителя Пилату, имели больший грех, то отсюда очевидно было, что и Пилат навлекал на себя величайшую вину, решаясь несправедливо осудить Господа. Слова эти так сильно обеспокоили Пилата, что можно было заметить, что он решился отпустить Спасителя. Тогда иудеи, опасаясь такого исхода дела, стали грозить Пилату, что они будут жаловаться на него Кесарю. Они кричали: «если отпустишь Его, ты – не друг Кесарю. Всякий, делающий себя царем, противник Кесарю». Угроза эта чрезвычайно испугала Пилата. Он чувствовал за собою некоторую вину и боялся, что если иудеи донесут на него Кесарю, то последний лишит его занимаемого им высокого положения. Этого он так опасался, что не стал далее противоречить иудеям: нимало не медля, он сел на свое судейское седалище, произнес смертный приговор и предал Иисуса Христа воинам для распятия. Так Святейший и Праведнейший двумя высшими судами – духовным и светским – был осужден на смерть как величайший преступник и притом на смерть самую поносную и жестокую, хотя никто не обличил Его в неправде и не обрел лести в устах Его. Последуем теперь за Спасителем по Его страдальческому пути на Голгофу. Воины принесли крест, на котором должен был умереть Спаситель, и возложили его на Него, так как по тогдашнему обычаю осужденные на крестную смерть сами должны были нести свой крест на место казни. Но Спаситель, изможденный величайшими страданиями, не мог донести креста до назначенного места. Он пал под тяжестью этого позорнейшего орудия, каким тогда считал крест. Никто из народа не хотел нести крест за Спасителем. Между тем, в то время проходил мимо один чужеземец родом из далекой Африки, и его заставили нести крест Спасителя. Это был Симон Киринейский. Замечательно, Симона, ближайшего ученика Господа, который хотел умереть вместе с Ним, не оказалось тут, чтобы помочь Спасителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Поэтому всякий из нас должен ревностно стремиться к стяжанию Божественной благодати — не для того, чтобы стать святым, а для того, чтобы, как говорит апостол Павел, получить «обручение Духа» ( 2 Кор.5:5 ). Мы узнаём друг друга по лицу, походке и манере одеваться, а Господь узнаёт Своих не в тех, кто имеет благочестивый вид, крестится и кланяется, а в тех, в ком присутствует Его благодать. Итак, братья и сестры, для того чтобы стяжать благодать Святого Духа, чтобы стать воистину Христовы-. ми, мы должны доказать на деле, что хотим следовать за Господом. А это значит взять свой крест и нести его, как бы тяжело это ни было. Аминь. 22 марта 1998 года О христианском мужестве Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! С сегодняшнего воскресенья, которое называется Неделей Крестопоклонной, начинается Крестопоклонная седмица. И поскольку мы совершаем поклонение Кресту, святые отцы предлагают нам во время литургии такое евангельское чтение, которое объясняет смысл этого знаменательного обычая. Для чего мы износим на середину храма крест, для чего мы ему поклоняемся? Какой урок должны мы извлечь из этого богослужебного чина? Господь Иисус Христос сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (ст. 34). «Кто хочет идти» за Господом — Он никого не принуждает, за Ним идет тот, кто хочет. Во время земной жизни Спасителя Его ученики не только духовно следовали за Ним, но и в самом точном смысле слова путешествовали вместе с Ним по всем городам и весям Палестины. Они слушали Его проповедь, созерцали Его чудеса. В наше время, уже после Вознесения Господа Иисуса Христа на небеса, слова о следовании за Ним подразумевают, конечно, нравственное подражание: следование Его учению, духовное единение с Ним. Это подобно некоему путешествию по заповедям, которые Он оставил нам. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Иные говорят, что хотят быть учениками Спасителя, но на деле не принимают условия, необходимого для того, чтобы быть истинным Его учеником, пренебрегают им. Вот что необходимо сделать, чтобы стать действительным последователем Господа Иисуса Христа, — отвергнутые себя, и взять крест свой, и следовать за Ним.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Эту речь свою святой Павел закончил словами, которыми и я закончу слово моё: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь» ( Гал.6:18 ). 23 сентября 1945 г. Воздвижение Креста Господня Праздник Воздвижения Креста Господня очень древний. Нам известно, что он праздновался уже в V веке, а установлен по поводу великой радости – обретения Креста Господня. Елена, мать первого христианского римского императора Константина, отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень. Это была трудная задача, ибо Иерусалим, после мученической смерти на Кресте Голгофском Господа Иисуса Христа, был дважды разрушен римлянами и лежал в развалинах, а на месте Голгофы языческий император Адриан, чтобы уничтожить память о Кресте Христовом, велел насыпать много земли и построить языческое капище Венеры. Мать императора Елена не знала, где начинать поиски Креста, но Господь послал ей одного старого еврея, Иуду, который указал, что Крест находится под капищем Венеры. Велела царица разрушить капище, и под ним нашли три Креста. Надписи на Кресте Христовом уже не было, но узнали его по тому, что приложением этого креста воскрешён был мёртвый, которого проносили мимо. Тогда огромная толпа народа в несказанной радости стала тесниться к Кресту Христову. Чтобы Крест всем был виден, патриарх Иерусалимский Макарий, став на возвышенном месте, воздвиг (поднял вверх) Крест Христов. Народ в восторге воспевал: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Без конца воспевал, как слышали вы вчера на всенощной при нашем воздвижении креста. Вот история этого праздника. Поминая Крест Христов, распятие и спасение мира Крестом Христовым, надлежит нам вникнуть в великое христианское учение о Кресте. С огромной глубиной и силой о значении Креста Христова говорит святой Апостол Павел в своём первом Послании к Коринфянам. Слушайте слова его, глубоко вникайте в их святое значение: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия» ( 1Кор.1:18 ). Юродство, безумие, сумасшествие для погибающих слова о Кресте, а для нас в нём вся сила Божия, ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну». Это говорил ещё пророк Исайя. «Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» ( 1Кор.1:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Во-первых, в Иоан. 19:17  написано, что Иисус нес stauroV, на котором Он был распят. Но если бы это был столб, а не крест, то почти невозможно для человека нести самому столб без перекладины. С того времени как Его арестовали вечером, судили ночью и мучили, Он уже физически был изнеможен. Поэтому нести столб для Него Одного было бы невозможно, а нести крест еще было возможно. Правда, евангелист Марк говорит, что воины заставили Симона Киринеянина нести крест. Но это было по той причине, что Господь был настолько измучен, что даже не мог нести Свой крест дальше. Чтобы нести достаточно большой столб, на котором можно было бы распять человека, нужно по крайней мере два человека. А евангелист Иоанн говорит, что Иисус нес Свой stauroV (ставрос) Сам. Во-вторых, в Матф. 27:37  написано, что распинавшие «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский». Но если бы было так, как представляют распятие Иисуса вожди свидетелей Иеговы – с ладонями рук, прибитыми гвоздем к столбу сверху головы, – тогда евангелист Матфей должен был бы написать: «Поставили над руками Его надпись». Ведь не могли же распинающие поместить надпись между ладонями и головой! Для этого не было места. Поэтому факт того, что надпись была над головой, а не над руками, говорит о том, что Его руки были расположены иначе. Они не могли быть прибиты за Его спиной. Самый логический вывод состоит в том, что они были прибиты по обе стороны перекладины креста. В-третьих, в Иоан. 20:25  написано, что Фома, который не мог поверить, что Иисус воскрес из мертвых, сказал остальным ученикам: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей … не поверю (выделено Н.П.). А Сторожевая Башня в своих публикациях всегда иллюстрирует распятого Христа на столбе, руки Которого прибиты поверх головы одним гвоздем. Конечно, для того чтобы прибить ладони рук поверх головы, лучше всего сложить их вместе и прибить одним гвоздем. Но дело в том, что Фома видел, что Его Господь и Бог был распят на кресте, и Его руки были прибиты не одним гвоздем . Поэтому, его слова показывают, что именно крест, а не столб был орудием казни Иисуса. Как воскрес Христос: телесно или только духовно?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Мы говорили уже о том, что мучения Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя мира, начались еще в Гефсиманском саду. Потом Его били по ланитам, толкали, с побоями влекли в Иерусалим, к первосвященнику Каиафе, где собрались злейшие Его враги и где над Ним издевались, плевали Ему в лицо, били и дерзко спрашивали: «Прореки нам, кто Тебя ударил» ( Мф. 26, 68 ). Издевательства продолжались всю ночь, а рано утром Господа повели в преторию, на суд к Пилату. Устрашенный криками разъяренной, дикой толпы, Пилат предал Христа на бичевание. Христа били с размаху, сплеча римский бичом, который имел короткую рукоятку и целый пучок ремней, туго сплетенных и переплетенных медной проволокой, с ввязаными местами кусками кости. Бичевание было такой страшной пыткой, что нередко бичуемые умирали от него. Кровь несчастных лилась ручьем, раздиралось тело, отрывались куски кожи и мышц. С Господа сняли багряницу, но оставили терновый венец, по которому били палкой, чтобы колючки венца вонзались в Его святую главу. Крупные капли Крови стекали по лицу. Затем Господа повели на казнь узкой улицей, которая и доселе носит название «Дорога скорби». На Него возложили тяжелый Крест, ибо осужденный на распятие сам должен был нести до места казни свой крест. Истомленный, измученный бичеванием, на пути Он в изнеможении упал под страшной тяжестью. Его с побоями подняли и опять заставили нести Крест, но Он снова упал. Тогда остановили некоего Симона Киринеянина, возвращающегося со своего поля, и приказали ему нести Крест Христов. О, блаженный Симон! Знал ли он, какой Крест нес? А теперь знает, ибо за несение Креста Христова он, я не сомневаюсь, удостоен царствия Божия. Господа сопровождала огромная толпа, ибо во дни Пасхи в Иерусалиме собиралось множество народа, пришедшего на праздник. Люди по-разному относились к тому, что видели. Женщины плакали горькими слезами, ибо сердца их мягки и чувствительны: не могли они видеть таких страданий, такого поругания Безгрешного. Но Господь, услышав их плач, отверз уста Свои, долго молчавшие, и сказал: «Дочери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших; ибо приходят дни, в которые скажут: «Блаженны неплодные, и утробы не родившие, и сосцы не питавшие!» Тогда начнут говорить горам: «Падите на нас», и холмам: «Покройте нас!» Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет» ( Лк. 23, 28–31 )? Если с зеленеющим, плодоносящим деревом, с Носителем и Подателем жизни так поступили, что же будет с сухим деревом народа еврейского, отвергшего Мессию, предавшего Его такой ужасной, мучительной казни?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Блаженный Иероним Стридонский далее пишет: «Если же это солнце, ныне блистающее во вселенной, и если луна, занимающая после него второе место, и если звезды, возожженные для сияния ночью, – если все эти силы (а в этих силах мы видим множество Ангелов) во время пришествия Христова обратятся во тьму; то [конечно] поколеблется и самоуверенность тех, которые, считая себя святыми, не страшатся присутствия на Суде [или: Судии]» 419 . Слова «поколеблется и самоуверенность тех, которые, считая себя святыми, не страшатся присутствия на Суде»  – означают, что перед Пришествием Сына Божия устыдятся не только солнце и луна, но и любой святой и праведный окажутся в тревоге при виде величия Судии – Господа Иисуса Христа. И далее мы читаем: Мф.24:30 . «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою». Что такое « знамение Сына Человеческого на небе », которое будет предварять Его Пришествие – « грядущего на облаках небесных с силою и славою великою »? Блаженный Феофилакт пишет: «Тогда явится в обличение иудеев на небе Крест, блистая светлее солнца. Господь придет, имея Крест, как важнейшую улику против иудеев, подобно тому, как кто-нибудь, пораженный камнем, показал бы этот камень. Крест называется знамением, как победное царское знамя. “Тогда восплачутся все племена” иудейские, оплакивая свою непокорность; восплачутся также и христиане, привязанные к земному, так как племенами земными можно назвать всех пристрастившихся к земному. Если же Господь идет с Крестом, то, значит, и с великой силой и славой» 420 . Подобно и у Евфимия Зигабена : «Знамением называет Крест, который тогда будет блистать светлее солнца; оно померкнет, а Крест будет видим. Но зачем он явится? Чтобы устрашить, прежде всего, иудеев, а затем и язычников, которые порицали Крест Христов, и чтобы они знали, что это именно Он сходит, как Бог» 421 . Сказано: «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В этом свете должны стать зримыми добрые дела учеников. Не вас, но ваши добрые дела должны увидеть они, говорит Иисус. Что это за добрые дела, которые станут зримы в этом свете? Не может, конечно, быть никаких других дел, кроме тех, которые Иисус Сам сотворил в них, когда призвал их, когда сделал их светом мира у Своего Креста: нищета, чужесть, кротость, миролюбие и, наконец, гонимость и отверженность, и на всем одно: нести крест Иисуса Христа. Крест есть необычайный свет, который светит так, что в нем становятся видны все добрые дела учеников. Притом речь ведь не о том, чтобы Бог стал зрим, но чтобы стали видны «добрые дела» и чтобы люди хвалили Господа за эти добрые дела. Зримым становится! Крест, и зримыми становятся дела Креста, зримыми становятся нужда и отречение тех, кто наречен блаженными. Но теперь уже не человек, а лишь Бог должен радоваться о Кресте и такой общине. Если бы добрые дела были всего лишь всевозможными людскими добродетелями, тогда о них радовался бы не Отец, а ученики. Но ученику, несущему крест, общине, воссиявшей светом и открыто расположившейся на горе, радоваться нечему — об их «добрых делах» может радоваться лишь Отец Небесный. Так они видят Крест и крестную общину и верят Господу. Но это — свет Воскресения. Праведность Христа «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5:17–20). И ведь неудивительно, если бы ученики с таким обетованием, полученным от их Господа, в котором обесценивается все, что ценится в глазах народов, и нарекается блаженным все, что было обесцененным, могли вообразить, что закону пришел конец.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Глава 3. Что есть крест и как он многообразен («Многи скорби праведным» (Псал.33:20))    Вразумленная словами Ангела, Ставрофила, желая еще более быть наставленною, сказала: «вот, я решился говорить» к Ангелу Господа моего, «я, прах и пепел» (Быт.18:27). Скажи мне, умоляю тебя, служитель Божий, что означают слова: «да возьмет крест свой»? Всякий ли из нас должен носить древо крестное, или распинаться на древе подобно Господу Иисусу Христу?    АНГЕЛ. «Ты говоришь как одна из безумных» (Иов. 2:10), не разумея Писания. Ибо крест христианина не есть только видимое знамение креста, но решимость проводить жизнь добродетельную. Вся жизнь человека христианина, если она сообразна с учением Евангельским, есть крест и страдание. Были подобно тебе, Ставрофила, некоторые усердные, но не вполне искусные монахи, имевшие ревность Божию не по разуму. Принявши просто и буквально слова Господни: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38), они поделали себе деревянные кресты, и всегда нося их на плечах своих, не назиданием послужили для людей, а возбудили этим общий смех. Их справедливо обличал Авва Серен, как людей, следовавших не духу животворящему, а убивающей букве писания (пр. Кассиан Римлянин Собесед. 8, гл. 3.). Крест, который Бог повелевает носить, состоит не только в том, чтобы быть пригвожденным к древу, но и в том, чтобы чрез все течение жизни поучаться и упражняться во всех добродетелях. Ибо все ли ученики, ходившие во след Христа Господа, были распяты? Все ли девы, которые, по слову Апокалипсиса, «последуют Агнцу» (Откр.14:4), распинались на крестах? Разве распят был Апостол Павел, сказавший: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Галат.6:14) (Блажен. Августина, беседа 32 о святости)? Принятие креста ничто другое означает, как умерщвление плотских похотей, отвержение навыков злых, отчуждение от мирской суеты, и удаление от всякого греха.    СТАВРОФИЛА. Светом истины ты просвещаешь тьму неведения моего. Но и еще осмеливаюсь вопросить тебя: неужели не получили никакой душевной пользы те которые в простоте сердца носили деревянные кресты?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Доказательство третье Орудие нашего спасения и оружие, которым был побежден супостат наш, диавол, должно быть в чести. Вы же видите, что меч, или копье Давида, которым он победил Голиафа, почитается настолько, что хранится в Церкви на святом месте, как некая святыня. Но Крест Господень есть орудие нашего спасения и оружие, которым был побежден не один только Голиаф как враг Израиля, но диавол, супостат всему миру, по слову Павла к Колоссянам: Христос истребил учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко Кресту; отнял силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою ( Кол. 2, 14–15 ). Читаем об этом и в молитве Василия Великого : «Боже и Господи сил!» И ниже: «Господа нашего Иисуса Христа ниспославший для спасения рода нашего и честным его Крестом рукописание грехов наших растерзавший, и победивший тем самым начальства и власти тьмы». Поэтому Крест Господень, как орудие нашего спасения и оружие, победившее врага, должно почитать более, чем копье, или меч Давидов, который осквернился кровью Голиафа, Крест же освятился Кровью Христовой и прикосновением Пречистой Его и Божественной Плоти. В Послании к Ефесянам Апостол Павел говорит: чтобы вы (...) могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота ( Еф. 3, 18 ). Эти слова Павла многие относят ко Кресту Господню. Широта есть поперечная часть святого Креста. Высота есть часть Креста выше поперечной, на которой было титло Христа И. Н. Ц. И. Долгота есть часть ниже поперечной вплоть до земли. Глубина есть часть Креста, погруженная в землю. Иными словами, святой Павел описал тайну Святого Креста, по толкованию Феофилакта: «Высота Святого Креста отверзет нам Небо, глубина разоряет ад и побеждает диавола, долгота же долгую и бесконечную в небе жизнь нам дарует, широта же избавляет нас от широкого пути, ведущего в адскую пропасть». Так, в Каноне Честном Кресту в четвертой песне читаем: «Твоя высота, четверосильный Крест, Небеса мне да отверзет, глубина бездну адскую да заградит, широта от широкого пути сластей мирских да изведет меня, долгота же к вечной жизни, молю, да исправит меня». Из этого таинства святого Креста ясно, в каком почете должен быть Крест Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Завернули в сторону Овчей купели. Среди останков древнего города глубоко внизу сохранилась часть купели. Прочитав Евангелие: «есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов…» ( Ин. 5:2 ), — по крутым ступенькам стали спускаться глубоко вниз, чтобы искупаться и испить святой, исцеляющей все недуги воды. Добравшись до воды, в великом смущении остановились, увидев оскверненную купель. В нее была набросана всякая нечистота. Опечаленные поднялись к свету и продолжили Крестный путь. Вдоль всего Крестного пути встречаются подземные камеры, в которых содержались преступники. В одну из них был заточен Спаситель. Припали и облобызали каменные узы, плиту с двумя отверстиями для ног, котЪрая сковывала ноги Христа. Рядом более просторная камера — место заключения Вараввы. Встретил нас в подземном храме настоятель архимандрит Серафим. На стене увидели большой темный деревянный крест. Каждый год в Великую Пятницу Патриарх Иерусалимский начинает Крестный путь от храма Святых Страстей, неся на себе этот крест. Ступая по следам Спасителя, дошли до места, где Он в изнеможении упал на камни мостовой под Крестной ношей. Теперь здесь часовня. Господи, как велики были Твои страдания! Сил хватило всего на несколько десятков шагов. А вот место, где Спаситель встретился с Богородицей. По преданию, Она, узнав о приговоре, бросилась к Пилату с просьбой о помиловании Своего Божественного Сына. Получив отказ, пошла по улицам Иерусалима навстречу Иисусу. Над дверью небольшой молельни помещен барельеф с изображением встречи Богоматери и Иисуса. Через несколько шагов Христос опять упал и уже не мог нести Крест. “…И когда повели Его, то, захвативши некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом” ( Лк. 23:26 ). Дальше — место, которое хранит память о встрече Спасителя с Вероникой. По преданию, она отерла лицо Христа покрывалом. И на нем запечатлелся лик Спасителя в терновом венце. На наружной стене греческого православного монастыря выгравирован небольшой крест, потемневший от времени. Здесь Спаситель встретил верующих женщин: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» ( Лк. 23:27-28 ).

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010