Во время Первой мировой войны структура военного духовенства выглядела следующим образом: во главе его стоял протопресвитер; у него находилось несколько помощников для канцелярской работы; при фронтах – главные священники и их помощники, штабные священники, дивизионные и госпитальные благочинные и гарнизонные священники. В конце 1916 г. учреждены были должности главных священников Балтийского и Черноморского флотов. По свидетельству Г. Шавельского , если в мирное время по ведомству военного духовенства состояло 730 православных священников, за время войны (1914–1917) «их перебывало в армии свыше 5000 человек». Изданная во время войны инструкция точно разъясняла каждому: полковому, госпитальному, судовому и др. военным священникам, – где они должны находиться, что должны делать во время боевых действий и вне их, где и как должны совершать богослужения, о чем вести проповеди . Помимо совершения богослужений, исповеданий, наставлений, ободрений, напутствий умиравшим, погребений, строевому священнику вменялось в обязанность помогать врачам в перевязке раненых, заведовать выносом с поля боя убитых и раненых, заботиться о поддержании в порядке воинских могил и кладбищ, «извещать возможно обстоятельнее родственников убитых», организовывать в своих частях общества помощи семьям убитых и увечных воинов. Вменялось в обязанность по возможности чаще совершать богослужения для раненых, ежедневно обходить госпитальные палаты, вести беседы с ранеными, утешать их, писать от них письма на родину, извещать родственников о времени и месте захоронений погибших на поле брани, содержать в порядке воинские кладбища. Полковые священники сопровождали свои части не только в походах, совершая богослужения в походных церквах (оборудованных палатках), но и в боевой обстановке. В боевой обстановке, когда в составе действующих частей были солдаты разных исповеданий, были категорически запрещены религиозные споры, «дабы не посеять в воинских частях пагубную вражду, памятуя, что и они (католики, протестанты и старообрядцы) проливают кровь за веру, царя и Отечество, и что «у нас с ними един Бог и одно Евангелие и одно крещение» 17 . Особое внимание уделялось подбору духовенства, направленного в экспедиционные русские войска за границу, от которого требовалось тесное сотрудничество с духовенством английских и французских частей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 267. 2. Чин погребения монахов По облачении усопшего монаха, таким образом как значится в требнике, пред выносом его из келии, совершается над телом его краткая лития об упокоении души усопшего. Потом провод тела его во храм, начало отпевания тела в храме совершается также, как и погребение мирянина. Читаются те же стихиры, тот же Апостол и тоже Евангелие благовествуется в таком же порядке, как выше сказано было о погребении мирских человек. Разность заключается только в том: а) что вместо канона погребального поются степенные антифоны, из Октоиха взятые, на все восемь гласов. К каждому из сих антифонов присоединены четыре стихиры, в коих воспевается крестная смерть Господа Иисуса Христа, как победа над нашей смертью и воссылается моление об упокоении души усопшего. b) После антифонов поются тропари на блаженны, приспособленные к состоянию и обетам монахов. При пении 17-й кафизмы припевы, к стихам прибавляемые, несколько изменены 766 . c) При последнем целовании некоторые стихиры опускаются, а некоторые самогласные прибавляются к тем, которые поются на погребении мирских человек в это же время, и d) наконец провод тела до могилы, совершается с пением, вместо святый Боже, стихир на все восемь гласов: кая житейская сладость и проч., прерываемых тремя краткими ектениями о упокоении души усопшего. § 268. 3. Чин погребения священников Усопший священник облачается одними священниками, по указанию требника. По облачении его в священнические ризы и по закрытии лица его покровцем, которым покрывались Святые Дары, полагается на груди его Евангелие в знаменование того, что усопший был проповедником и учителем евангельского учения. По совершении краткой литии в доме усопшего, священники относят тело его во храм на своих раменах, равно как и из храма до могилы. Отпевание начинается 17-ю кафизмою: в первой и третьей статье каждый стих оканчивается славословием: аллилуия! а вторая слава пред каждым стихом имеет припев: помилуй раба твоего! За кафизмой следуют стихиры с припевом: благословен ecu, Господи, научи мя оправданием Твоим – те же, какие поются над усопшим мирянином; за следующей потом краткой ектенией поются – тропарь: покой Спасе наш… и степенные антифоны шестого гласа, читается потом Апостол и Евангелие тоже, что над мирским человеком, и молитва, в которой воспоминается пастырское служение усопшего и испрашивается упокоение душе его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Шесть 8-гранных столбов, на которые опирался купол, привязаны к стенам тонкими перемычками, не имеющими конструктивного назначения. Линии соединения слегка заостренных подкупольных арок отмечены гранеными столбиками, поставленными на капители столбов. Переход от подкупольного 6-гранника к круглому основанию барабана осуществлялся посредством парусов с вписанными тромпами. Эта комбинированная система хорошо известна в архитектуре Юго-Зап. Грузии с сер. Х в., она использована во мн. храмах Тао-Кларджети. Однако благодаря своеобразию планировки храма тромпы в К. имеют больший угол (120°), чем в зданиях с квадратным подкупольным пространством. Сверху тромпы очерчены арками. Основание барабана выделено круглым карнизом с сильным выносом, на к-ром на равном расстоянии друг от друга расставлены небольшие декоративные 3-лопастные ниши, по 2 над каждой подкупольной аркой. На восточном фасаде внутреннему 3-частному членению алтаря соответствуют 2 глубокие треугольные в плане ниши. По одной аналогичной нише врезано между апсидами на юж. и сев. фасадах. Храм имеет 2 входа - с юга и запада. К юж. входу примыкает частично разрушенный придел, к-рый открывается в пространство церкви широкой аркой портала. С вост. стороны он завершен апсидой. Снаружи и внутри храм облицован плитами песочного и розового базальта, при этом кладка отличается четкостью: гладко тесаные камни уложены ровными рядами, переходящими с одного фасада на другой. Резной декор храма отличает техническое совершенство исполнения, в то же время он более сдержан по сравнению с оформлением др. храмов в Тао-Кларджети того же времени ( Ошки , Хахули , Тбети ). Богаче других оформлен вост. фасад. Обрамление алтарного окна включает орнаментированный наличник, резанный заподлицо со стеной и еле видимый с расстояния, навершие из красных камней и наружное резное обрамление, выступающее от поверхности кладки и завершающееся высоко поднятой аркой. Под пятами арки в обрамление включены скульптурные изображения символов евангелистов: ангел и орел - сверху, лев и бык - под ними. Над нишами расположена однострочная строительная надпись, выполненная большими рельефными буквами и образующая горизонтальную полосу на фасаде. Над ней кроваво-красными камнями выведен Голгофский крест. Поверхность конических сводов треугольных ниш внутри оформлена в виде раковин - мотив, восходящий к античности и имеющий широкое распространение в груз. архитектуре 2-й пол. Х - 1-й пол. XI в. Внутри этих сводов помещены скульптурные изображения: на вост. фасаде - муж. головы с бородами (согласно сопровождающим надписям, они символизируют небо и землю), на южном - голова Адама, на северном - Евы.

http://pravenc.ru/text/2462247.html

   Пред концом службы (отпустом) хор поет тропарь: Искупил ны еси от клятвы законныя (Ты избавил нас от проклятий [ветхозаветного] закона) честною Твоею кровию на крестепригвоздився и копием прободся; безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.    Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и ее пламенем сделать маленькие крестики вверху каждой двери дома (чтобы сохранить дом от всякого зла, Исх. 12:22). Этой же свечей зажигают лампаду перед иконами.     Великая пятница    В Великую пятницу, в самый день смерти Спасителя, в знак особой скорби Литургия не совершается. Вместо нее служатся Царские часы, которые полностью посвящаются событиям этого дня.    Около трех часов после обеда совершается Вечерня с выносом плащаницы (изображение Спасителя, снятого с креста). В начале вечерни после 103-го псалма поются стихиры на «Господи воззвах:»     Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основание сотрясахуся. Вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради потерпевый, Господи, слава Тебе. Все творение смутилось от страха, когда увидело Тебя висящим на кресте: солнце помрачилось, и основы земли затряслись. Все страдало вместе с Создателем. Добровольно пострадавший ради нас Господи, слава Тебе.    Во время входа с кадилом хор поет:     Страшное, и преславное таинство днесь действуемо зрится: Неосязаемый удерживается; вяжется Разрешаяй Адама от клятвы; Испытуяй сердца и утробы неправедно испытуется; в темнице затворяется, Иже бездну затворивый; Пилату предстоит, Ему же трепетом предстоит небесныя силы; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается Судяй живым и мертвым; во гробе заключается Разоритель ада. Сегодня мы созерцаем страшную и славную тайну: взят Неосязаемый; связан Тот, Кто освободил Адама от клятвы; Проникающий в сердца и мысли людей подвергается неправедному допросу; Сковавший бездну, повергается в темницу; Тот, Которыму с трепетом предстоят Ангелы, стоит перед Пилатом; Создатель ударяется рукой сотворенного. Имеющий судить живых и мертвых, осуждается на крест. Разоритель ад, заключается во гроб.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

На Сапун-горе прошел ежегодный праздник «Знамена славы» Севастополь, 5 мая 2014 г. 4 мая на Сапун-горе прошел 16-й ежегодный музейный праздник «Знамена славы», посвященный Дню Победы и 70-й годовщине освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков.      Торжественный митинг начался в 10.00 у Обелиска памяти. На гранитных плитах мемориального комплекса высечены наименования всех воинских соединений и частей Советской армии и Военно-морского флота, принимавших участие в освобождении Севастополя, а также: 118-ти частей удостоенных почетного наименования «Севастопольские», 51-й части, награжденной орденами Суворова, Красного Знамени и Красной Звезды, 240 имен Героев Советского Союза, сообщает Севастопольское благочиние .      Ритуал памяти начался выносом боевых знамен – реликвий Великой Отечественной войны, которые находятся на хранении в фонде Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя и покидают его только в честь Дня Победы. Флаги крейсера «Красный Крым», 82-й отдельной Авиационной эскадрильи Военно-воздушных сил Черноморского флота, знамя эскадренного миноносца «Бойкий», знамя 691-го стрелкового Севастопольского полка, знамя эскадренного миноносца «Бдительный», 331-го гаубичного артиллерийского краснознаменного ордена Суворова полка резерва главного командования поочередно вынесли к Обелиску славы моряки-черноморцы.      В торжественном митинге приняли участие ветераны, руководство города и флота, севастопольские школьники; в руках у детей, по традиции, — первый том Книги Памяти, матросская бескозырка и солдатская каска. С трибуны к собравшимся обратился благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта: «Нынешнюю победу Господь даровал нам именно в пасхальные дни. Святой благоверный князь Александр Невский говорил, что Бог не в силе, а в правде. 250 дней немецко-фашистские захватчики одолевали Севастополь. Они физически вошли в Севастополь, но не преодолели барьер русского духа. Неделя понадобилась нашим войскам, потому что у них была правда. Я сердечно поздравляю вас, дорогие ветераны. Желаю вам, чтобы вы еще долго-долго жили на этой благословенной земле, чтобы вы еще долго несли слово правды, слово чести для нашего подрастающего поколения. И именно вы являетесь теми, кто помог освободить сейчас Севастополь. Именно вы сохранили эту силу веры, силу духа города русской славы». Участники митинга почтили память павших воинов минутой молчания, после чего возложили венки и цветы к Вечному огню у Обелиска славы воинам-освободителям. 5 мая 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/70434.html

Благодарю Господа, давшего мне легкость внутреннюю, физическую и духовную, после скушания яблоков и апельсина и питья чаю по трудах моих в сей день (Великий Пяток) – совершении утрени и часов одним священником (мною). Благодарю Господа, избавившего меня от жестокой, убийственной брани диавола, дохнувшего в меня злобою на злобящегося будто бы на меня Филиппа Степанова, и даровавшего мне мир пред самым выносом плащаницы. Я сказал слово добре, благодаря Господа. Благодарю Господа, укротившего блудную брань, напавшую на меня после того, как знакомая девица призналась мне, что любит одного юношу и целовалась с ним. Подобную же брань разорил Господь и вечером после вечерней молитвы при чтении канона субботы, и ночью не было брани блудной. Я очень мнителен и злоподозрителен относительно людей, оттого мучусь часто по действу вражию. Даруй мне, Господи, простоту и незлобие. Аминь. 15 апреля. Великая Суббота. Сегодня я подвергся величайшему и продолжительному и самому тяжкому насилию, и тесноте от злых духов во всё продолжение до обедни и во время обедни (до обедни после сна с десяти с половиной часов и во всё время обедни). Боролся, мялся, хотел выгнать благодатию Божиею бесов, теснивших меня и томивших нещадно, и не мог. Причащал народ вместе с настоятелем неспокойно, с теснотою (теснота от черного хлеба, накануне употребленного в пищу вечером, – два ломтика в излишестве, не надо было есть в Великий Пяток). После обедни крестил ребенка, девочку Александру, у матроса за городом за скотобойнями. Во время причащения мною православных в приделе напали на меня все беды, все страсти: злоба, раздражительность, зависть (Зрелова жена разряженная), алчность и скупость (увы! я причащал понемногу и опасался, как бы ничего не осталось мне для потребления, хотя я причащаюсь часто, а они – раз в год!) Помилуй мя, помилуй мя, Боже! Сегодня на обедне читал Апостол к Римлянам [ Рим.6:3–11 ] о том, чтобы мы не работали греху, – а я, увы! работаю; чтобы мы были мертвы греху, а живы Богу о Христе Иисусе, Господе нашем, – а я не мертв греху, не умер для греха, а жив для него: еще живет во мне всякий грех – гордость, злоба, зависть, алчность, чревоугодие, скупость, корыстолюбие, жестокосердие, блуд, невоздержание! Увы, увы мне, грешнику!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Перед отпеванием появился неизвестный странник в сандалетах с крестобразными ремешочками, в руках посох с крестом на конце: «Благословите пропеть», - попросил странник. Исполнив положенный чин необычайно красивым голосом, он приложился к покойнику со словами: «Спаситель ушел уготовать место Своим ученикам, а ты идешь уготовать место своим чадам». Иулиания пошла провожать неизвестного катакомбного странника и хотела купить ему билет, а он сказал: «Господь мне не велит покупать билетов». И когда все-таки Иулиания пошла к кассе, странник исчез. Перед выносом на кладбище люди захотели в последний раз сфотографироваться с Батюшкой, но от гроба шло такое сияние, что снимать было трудно. Даже фотограф спросил: «Кто был этот человек, что вокруг него столько света?» Когда похоронная процессия приближалась к кладбищу, с полевых работ возвращалась супружеская пара. «Никак солнце из гроба сияет?» - изумившись, сказала женщина мужу. А вот что рассказал о погребении преподобноисповедника житель Минеральных Вод С.Г. Дидик: «Народу было - не пройти, не проехать. Пели так, что все дрожало. Гроб я нес - легкий такой, ведь дедушка маленький был. На похоронах столько калек было! Мы идем, а они под гроб падают. Крестик у него был золотой, на веревочке. Когда гроб забивал - смотрю, крестик у дедушки светится. Лежал он, как живой, сухенький такой». Рассказывают, что когда вынесли гроб и пронесли до окраины города, подошло четверо красивых юношей, с волосами по плечи, в белых длиннополых сорочках, черных брюках и сапожках, что по тем послевоенным временам было роскошью. Они подняли гроб на руки и несли без перемены до самого кладбища. Когда опустили гроб в могилу, бросили по горсточке земли, заровняли холмик и собрались идти поминать, хотели пригласить и этих юношей, но среди присутствующих их не оказалось. Они были очень приметны, но никто не видел, куда они скрылись. Между тем место вокруг открытое, все стороны проглядываются на несколько километров. Многие подумали тогда: ангелы, что ли, его несли в виде юношей, и сам Предтеча отпевал?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=151...

Нельзя также отказывать в Причастии ребенку или подростку, если его привели к исповеди с большим опозданием; указав родителям на недопустимость такого нарушения церковных порядков, кратко исповедовать его непосредственно перед выносом Чаши. Младенцев (до 3-х лет) допустимо в крайних случаях причащать и после Литургии непотребленными Святыми Дарами. Но и такие случаи не следует превращать в норму. Дети после 8—9 лет должны наравне со взрослыми приходить по возможности к началу Литургии, чтобы вместе со всеми участвовать в этом главнейшем церковном богослужении.    Если при исповедании детей большим облегчением для священника служит их искренность, открытость, готовность чистосердечно каяться в своих грехах и проступках и легко плакать от сознания своей вины, то при исповеди молодых людей в возрасте от 14 до 20 лет священник нередко наталкивается на внутреннюю замкнутость, забронированность и сопротивление попыткам духовника заглянуть испытующим взором в их души. Случается, что юноша или девушка приходят на исповедь по требованию родственников или по какой-то старой традиции, которую не хотят нарушить, или даже по своему собственному желанию и искреннему религиозному чувству, но уже замутненному ложным стыдом, свойственным этом возрасту. Как бы то ни было, самым большим препятствием для духовника здесь выступают скрытность, застенчивость, недоверие. Нельзя что-то упустить в исповеди такого юноши (или девушки) и тем самым оставить без помощи его стыдливый порыв покаяния, обмануть его, быть может, последнюю надежду на духовную и человеческую помощь. Здесь каждая ошибка, каждое неверно сказанное слово могут оттолкнуть, разочаровать, вызвать отрицательное отношение к духовной жизни, к Церкви, к людям.    Однако следует опасаться и другой крайности – излишней бесцеремонности, нетактичного вторжения в чужую легко ранимую душу. Иной вопрос может натолкнуть на грех, доселе неизвестный исповеднику, вызвать нечистые помыслы, оскорбить нравственное чувство. После обычных признаний в «повседневных» грехах, когда исповедник замолкает, не решаясь сказать о самом главном, ради чего он, может быть, и пришел на исповедь, священник должен с тактом и тихо спросить: «Может быть, есть грех, в котором тебе совестно признаться? Может быть, ты забыл в чем-либо покаяться на предыдущих исповедях? Никто, кроме Господа, не узнает об этом, я только свидетель и под страхом смерти не разглашу поведанного тобой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Я об этом не знал, возят ли они, а когда узнал, то приказал моему старосте сказать им, чтоб их никуда не наряжали. Все это отдаю на ваше распоряжение. Если хотите давать им леса, то прошу меня уведомить. Я прикажу им выделить на четвертую часть, а свой буду беречь. Лучше бы поберечь его вообще, целее будет. Впрочем, как вам будет угодно». Были у нас две семьи крестьян, находившиеся на оброке в Петербурге и нажившиеся торговлею . Они откупились на волю за 5000 рублей ассигнациями, и на эти деньги барин, в 30х годах, отстроил два больших дома в Ярославле. Казалось бы, что люди, так дорого заплатившие за свою свободу, не могли любить своих бывших помещиков. Однако когда барыня, в начале 40х годов, привезла своих сыновей в Петербург для определения в корпуса, то эти самые вольноотпущенники поместили ее в своем доме и оказали ей великий почет и большое расположение. Барин, к счастью своему, не дожил до великого дня освобождения всех крестьян. Я же лично, как вы знаете, почти за 40 лет до этого дня добровольно отказалась от свободы, из любви к моей барыне и ее детям, а день освобождения застал меня дряхлою, негодною для свободной жизни. Существовало несколько старинных дворянских родов Шестаковых, записанных в шестую часть дворянской родословной книги Владимирской, Новгородской и Ярославской губерний. В родословном древе столбовых ярославских дворян Шестаковых Гаврила Данилович не значится. Он принадлежал, очевидно, к одному из нескольких поздних дворянских родов Шестаковых и был последним в этом роду. Существовало несколько старинных дворянских родов Шестаковых, записанных в шестую часть дворянской родословной книги Владимирской, Новгородской и Ярославской губерний. В родословном древе столбовых ярославских дворян Шестаковых Гаврила Данилович не значится. Он принадлежал, очевидно, к одному из нескольких поздних дворянских родов Шестаковых и был последним в этом роду. То есть на закорки. То есть на закорки. Бригадир — в 1722–1799 гг. офицерский чин, промежуточный между полковником и генералом. Бригадир — в 1722–1799 гг. офицерский чин, промежуточный между полковником и генералом. То есть цугом (шесть лошадей в одной упряжке с двойным выносом). Так в конце XVIII — начале XIX b. осуществлялся в соответствии со специальным регламентом официальный выезд крупного чиновника. Ср. в «Горе от ума» А. С. Грибоедова: «покойник дядя Весь в орденах, езжал-то вечно цугом» (д. II, явл. 2)

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

на палубе, напоминающая игру в городки. 11-го сентября. Понедельник. Ночью было 2° тепла. Встали поздно. В 10 час. поехали осматривать “Неву”. Погода стояла ясная, но ветреная со снежными шквалами. В 2 часа съехали на остр. Пукион-сари, где взяли два загона. Удивительное обилие дичи. Всего убито: 10 тетеревей и 10 зайцев; мною — 2 тетерева и заяц. Вернулись на яхту к 5 час. Принял доклад Бирилева и занимался. Вечером играли в дутье. 12-го сентября. Вторник. Ночью был легкий мороз, но день простоял великолепный и очень теплый на солнце. От 10 ч. до 11 час. покатались в байдарках и на двойках. В 2 часа отправились на охоту на большой остров, где было много дичи, но вышло недоразумение с первым загоном — он тронулся слишком рано. Убил ворону. Места очень красивые. Вечер прошел по обыкновению. 13-го сентября. Среда. День стоял великолепный — солнечный и тихий. Утром, во время катания на двойках Аликс и я посетили: минные крейсеры — “Украина” и “Финн” и миноносцы — “Видный” и “Гремящий”. К 11 1/4 были на яхте. После завтрака съехали на тот же остр. Пукион-сари и взяли каждый загон два раза. Охота вышла совершенно поразительная: 38 тетеревей, сова и 4 зайца. Я убил на том же — 11 тетеревей; стрелял хорошо, выпустил 14 патронов. Вернулись на “Штандарт” раньше 5 час. Были у всенощной с выносом креста. После обеда обошли весь наш отряд на паровом катере снаружи лучей прожекторов. 14-го сентября. Четверг. Второй раз подряд нам приходится проводить день Воздвижения Креста на море. Утро было великолепное. В 10 час. отслужили обедню. Завтракали в 11 1/2. Барометр сразу стал падать и погода хмуриться, задул W и сделалось теплее. В 2 часа отправился с Бирилевым, Фредериксом, Мосоловым и Орловым в конец бухты к материку. Объезжали в трех шлюпках большой залив, поросший тростником. Убил утку. Вернулся в 5 час. Читал. Во время обеда пошел дождь, было 8° тепла. Вечером занимался. Играли в дутье. 15-го сентября. Пятница. Ночью было очень свежо и утром тоже, но ясно. В 10 час. посетили вдвоем миноносец “Резвый”. Только успел вернуться на яхту, налетел сильный шквал с градом.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010