При возложении на себя епитрахили священник читает: Благословен Бог, изливáяй благодать Свою на священники Своя, яко миро на главé, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на омéты одежды его. После епитрахили священник обычно надевает, если имеет на них благословение, набедренник и палицу со словами: Препояши меч Твой по бедрé Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы и успевай и царствуй истины ради, и кротости, и правды, и настáвит Тя дивно десница Твоя всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Затем, опоясуя себя поясом, он читает: Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершáяй нозе мои яко елéни, и на высоких поставляяй мя. Надевая поручи, священник читает то же, что и диакон: Десница Твоя, Господи, прослáвися в крепости, деснáя Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостáты. Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя, и научуся зáповедем Твоим. При облачении в фелонь священник читает: Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Во все одежды полностью, как для служения литургии, священник также облачается на пасхальную заутреню, на пасхальную вечерню, в вечерню Великого пятка – перед выносом Плащаницы, на утрене Великой субботы, пред крестным ходом с Плащаницей; на утренях 1 августа, 14 сентября и Крестопоклонную Неделю (перед выносом Честнаго и Животворящего Креста). Однако положенные при этом молитвы в то время не читаются, кроме как перед облачением на пасхальную заутреню, так как в данном случае это облачение есть и предлитургийное. Не читаются молитвы на облачение и перед служением литургии Преждеосвященных Даров (только «Господу помолимся» перед каждой одеждой). I. ПРОСКОМИДИЯ Понятие о проскомидии Проскомидией называется первая часть литургии, на которой, чрез особые священнодействия, из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Святой Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой – Небесной и земной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   На утрени Великого Пятка, которая служится вечером в Вел. Четверг и когда читается 12 Евангелий Страстей Господних, помимо обычного благовеста и трезвона в начале утрени, совершается благовест к каждому Евангелию: к 1-му Евангелию — 1 удар в большой колокол, ко 2-му Евангелию — 2 удара, к 3-му Евангелию — 3 удара и т. д.    По окончании утрени, когда верующие несут «четверговский огонь» домой, полагается трезвон.    На вечерне Великого Пятка, перед выносом Плащаницы, во время пения: «Тебе одеющегося ...» полагается медленный перезвон по одному разу в каждый колокол (с большого до малого), а по положении Плащаницы среди храма — тотчас трезвон.    На утрени Великой Субботы, начиная с пения «Великого Славословия» и в продолжение всего Крестного хода с Плащаницею вокруг храма, полагается перезвон, такой же, как и при выносе Плащаницы, т. е. медленный перезвон по 1 разу в каждый колокол с большого до малого. Когда же внесут Плащаницу в храм и дойдут с Нею до Царских Врат — тотчас трезвон.    Медленный перезвон по 1-му разу в каждый колокол, начиная с самого большого, мощного звука, и доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола, символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения, как и поем мы, например, в ирмосе 4-ой песни, 5-го гласа: «Божественное Твое разумев истощение... во спасение людей Твоих...».    По установившейся вековой практике Русской Православной Церкви (в центральной части России) такой перезвон должен совершаться только два раза в год: в Вел. Пятницу и Вел. Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения. Опытные звонари особенно строго следят за этим и никак не допускают, чтобы скорбный звон относящейся к Господу, Спасителю нашему, был бы одинаков с погребальным звоном простых, смертных и грешных людей.    На утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную и 1-го августа, перед выносом креста из алтаря во время пения «Великого Славословия», бывает перезвон, при котором медленно ударяют по 3 раза (в некоторых местностях по 1 разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест будет вынесен на середину храма и положен на аналой — трезвон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Пасхалия – собрание правил, по которым определяется время празднования Пасхи. По постановлению I Вселенского Собора (325 г.) Пасху следует праздновать в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступает после (или в день) весеннего равноденствия; но если это воскресенье предшествует дню празднования еврейской Пасхи, то христианская Пасха празднуется в первое воскресенье после Пасхи еврейской. С учетом этих условий день празднования Пасхи лежит в пределах от 22 марта до 25 апреля ст. стиля (или от 4 апреля до 8 мая н. стиля). Патриарх ( греч. πατριρχης – родоначальник от πτρι – семья, племя, ρχων – начальствующий) – 1. П. называются в Священном Писании благочестивые родоначальники народа Божия: допотопные – от Адама до Ноя, послепотопные – от Авраама до Иосифа. 2. В некоторых Православных Церквах П. – титул Предстоятеля Поместной Церкви. Патриарх избирается Поместным Собором. На Руси патриаршество было учреждено в 1589 году, в 1721-м – упразднено и заменено на коллегиальный орган – Синод, в 1917-м – восстановлено. В настоящее время существуют 9 православных Патриархатов: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский. Певец – церковнослужитель, исполняющий молитвенные песнопения при совершении богослужения. Собрание П. называется ликом, хором или клиросом, обычно в храме два лика – правый и левый. Перебор – медленный звон поочередно в колокола, по одному разу в каждый колокол, начиная с самого маленького и кончая наибольшим, после удара в наибольший одновременно ударяют во все колокола. Совершается перед отпеванием и во время выноса гроба из храма. Перезвон – звон поочередно в колокола (по одному или несколько ударов), начиная с самого большого колокола и кончая наименьшим. Медленный, печальный П. по одному удару в каждый колокол совершается на вечерне Великого Пятка перед выносом Плащаницы, на утрене Великой Субботы во время крестного хода с Плащаницей, на утрене в праздник Воздвижения Креста Господня и в Крестопоклонную Неделю перед выносом креста. Частый П. по несколько ударов в каждый колокол совершается перед малым водоосвящением, перед архиерейским рукоположением, в других торжественных случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Кондак, глас 2 Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь; и оскверншийся образ в древнее вообразив. Божественною добротою смеси. Но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем. [«Неизобразимое Слово Отца изобразилось при воплощении от Тебя, Богородица и, воссоздав осквернённый человеческий образ в его первоначальном виде, придало ему божественную красоту. Поэтому, провозглашая наше спасение, делом и словом его изображаем».] Во 2-ю неделю святой Четыредесятницы Святителя Григория Паламы Неделя 2-ая Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы , защитника православного учения о Божественном свете – о нетварном благодатном свете, осиявающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, как на Фаворе и на лице Моисея после собеседования его с Богом на Синае. Тропарь, глас 8 Православия светильниче, Церкве утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие Чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися выну спастися душам нашим. [«Светило православия, Григорий чудотворец , опора и учитель Церкви, красота монахов, неодолимый защитник богословов, слава Фессалониик, проповедник благодати, молись о вечном спасении наших душ».] Кондак, глас 8 Премудрости священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче; но яко ум, Уму первому предстояй, к Нему ум наш, отче, настави, да зовем: радуйся, проповедниче благодати. [«От Бога глаголющий отче Григорий, священное и божественное орудие мудрости, мы стройно воспеваем тебя, громкую трубу богословия. Как разум, близко стоящий к Высшему Разуму, направь к Нему ум наш, и мы будем восклицать: «Радуйся, проповедник благодати».] В 3-ю неделю святой Четыредесятницы крестопоклонную Третья неделя Великого Поста – Крестопоклонная. В конце всенощной этого дня (после великого славословия) крест торжественно выносится на середину церкви, и совершается поклонение кресту. В Евангельском чтении этого дня мы слышим призыв Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк. 8:34 ). Выносом креста в этот день Церковь воодушевляет верующих к продолжению постного подвига. Крест остаётся на середине храма в течение всей четвёртой седмицы. В понедельник, среду и пятницу совершается поклонение, как за всенощной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что же касается до того, почему каждое из сказанных животных приурочено к тому или другому евангелисту, то блаженный Иероним отвечает на это так: у Матфея изображается юноша потому, что он начинает свое Евангелие человеческим родословием Иисуса Христа; у Марка – лев, потому, что он начинает свое Евангелие строгою проповедию Иоанна Крестителя, раздавшейся в пустыне, подобно сильному реву льва; у Луки – телец, потому, что он начинает свое Евангелие изображением священнического служения Захарии, в обязанность которого входило принесение в жертву волов; у Иоанна – орел, потому, что он начинает свое Евангелие вечным Божеством Иисуса Христа, для изображения Которого потребна была дальнозоркость орла... в) Крест . Крест есть такая святыня христианства, которая, находясь на престоле, напоминает нам о том, что на кресте Господь совершил наше искупление, и что Жертва, приносимая на престоле, несомненно спасительна. Святая Церковь высоко чтит крест, находящийся на престоле, и выражает ему свое чествование каждением, торжественным его выносом из алтаря в известные дни (например: в Неделю крестопоклонную, в первый день августа, в праздник Воздвижения и другие) на главе священнослужителя, возжиганием пред ним светильников, поклонением, целованием, употреблением его при отправлении богослужения, при совершении Таинств, для освящения воды и для ношения во время крестных ходов. Этим самым она внушает и нам, чтобы и мы благоговейно чтили этот крест и чтобы, по выражению отцев VI Вселенского собора (правило 73), приносили ему поклонение и мыслью, и словом, и чувствами. Всматриваясь внимательно в напрестольные наши кресты, нельзя не заметить, что эти кресты у нас бывают или четырехконечные, или осмиконечные. Святая Церковь и те, и другие кресты чтит одинаково. Вместе с тем нельзя не заметить также и изображений, находящихся на этих крестах. Так, например: в середине креста обыкновенно изображается Спаситель или в положении только что пригвожденном ко кресту, с распростертыми руками в ширину креста, или в положении уже умершем, висящим с поникшей головою; на верхнем конце продольной части креста изображается Господь Саваоф или с распростертыми руками и в то же время наклонившимся и смотрящим с неба на землю, или одною рукою благословляющим, а в другой держащим скипетр; на концах поперечной части креста изображаются: с правой стороны – Божия Матерь, а с левой – апостол Иоанн Богослов; внизу же креста изображается человеческий череп, лежащий на костях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 февраля 1925 года он совершил литургию в Донском монастыре. На протяжении февраля и марта патриарх совершал богослужения в самых отдаленных концах города, благословляя, как обычно, тысячи молящихся. В феврале им были совершены литургии в храме Трифона Мученика (у Рижского вокзала), в храме Богоявления (в Елохове) – в праздник Сретения Господня и всенощная в храме Взыскания Погибших в Палашах, литургия в храме святой Софии на Софийской набережной. Патриарх, однако, не торопился выписываться из больницы – здесь он чувствовал себя лучше и спокойнее по сравнению с крохотными комнатками женского монастыря, битком набитыми народом. Лишь на первой неделе Великого поста решил Святейший выйти из клиники, чтобы провести эту седмицу по-монашески, поговеть и не пропустить ни одного богослужения. В прощеное воскресенье, 1 марта 1925 года, он служил литургию в храме св. Ермолая на Садовой улице. Вечером он совершил прощеную вечерню в Донском монастыре и на протяжении всей первой недели служил каждый день. Затем патриарх вновь переехал на Остоженку. На протяжении Великого поста патриарх служил каждое воскресенье. 8 марта 1925 года он совершил литургию в храме св. Николая на Песках. 16 марта – в храме Зачатьевского монастыря. 21 марта – всенощную с выносом креста в храме Воскресения на Остоженке (рядом с клиникой). 22 марта – в воскресенье Крестопоклонной недели – Святейший слу жил литургию в храме Сорока Мучеников, при которой совершил послед нюю в своей жизни хиротонию, рукоположив архимандрита Тихона во епископа Гомельского. 29 марта патриарх Тихон совершил литургию на далекой московской окраине – в храме Петра и Павла на Преображенской площади, обычно этот храм называли Малым Преображением. В шестое воскресенье Великого поста патриарх совершил литургию в храме Вознесения на Никитской улице. Служба была длинная, торжественная. Несколько тысяч москвичей переполнили огромный храм, который был в то время любимым храмом московской интеллигенции. Многое видели стены просторного, красивого здания: в феврале 1831 года здесь венчался А.С.Пушкин с Н.Н.Гончаровой. В 1918 году здесь происходило отпевание юнкеров, погибших в 1918 году – 180 гробов заполняли храм. В 1920 году здесь венчалась дочь Ф.И.Шаляпина, и могучий бас великого артиста, читавшего Апостола, сотрясал стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенности богослужения: Утром — литургия Преждеосвященных Даров. Дни памяти: Преподобномученика Никона, епископа, и 199 его учеников. Он родился в семье язычника и христианки и долго следовал представлениям своего отца, но затем, уверовав в Единого Бога, стал епископом и вместе со своей братией был убит за Христа. Преподобного Никона, игумена Киево-Печерского, первого ученика и сподвижника преподобного Антония, основателя Киево-Печерской обители. Пост: По монастырскому уставу — сухоядение. Каждый верующий сам определяет меру своего поста, посоветовавшись со священником и ориентируясь на состояние здоровья и условия своей жизни. Но в любом случае в пятницу, как в день воспоминаний Страстей Христовых, пост принято соблюдать с особой строгостью. 6 апреля, суббота, предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы Так как третья суббота великого поста, одна из трех поминальных суббот Четыредесятницы, в 2024 году совпала с предпразднством Благовещения, заупокойное богослужение не совершается. Особенности богослужения: Утром — литургия Иоанна Златоуста. Вечером — всенощное бдение с выносом Креста и поклонением ему. Крест выносится из алтаря и помещается в центре храма, где и будет находиться почти до конца следующей недели. Дни памяти: Иконы Божьей Матери « Тучная Гора ». Накануне Благовещения чудесное явление спасло отчаявшуюся женщину от самоубийства и помогло найти эту икону на чердаке в доме ее мужа, куда неблагочестивая семья спрятала святыню. С тех пор началось почитание этой редкой иконы. Пост: В субботу пост ослабляется. Но даже в выходные дни, как и в течение всего великопостного периода, людям, не имеющим уважительных причин нарушать пост (беременность, состояние здоровья, особые условия жизни и т. п.), не разрешается есть мясо, молочные продукты, яйца и даже рыбу. 7 апреля, воскресенье, Благовещение, Неделя Крестопоклонная Благовещение — один из двенадцати главных праздников. Верующие вспоминают событие, ставшее «главизной», то есть началом нашего спасения. Великий пост подходит к середине. Чтобы укрепить и воодушевить верующих на их пути к Пасхе, Церковь выставляет для всеобщего поклонения Крест Христов — орудие как Его страданий, так и Его победы.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta-2...

Из личного архива епископа Мелекесского и Чердаклинского Диодора Самое большее, что он мог сказать в адрес тех, кто ему досаждал или обижал его, что Бог их накажет, что Бог Сам всё поставит на свои места. Я видел, как он был терпим и милосерд, даже к тем, кто был неприятен ему и враждебен, когда эти люди нуждались в его поддержке. Я видел в этом настоящее человеколюбие, о котором заповедовал Христос. Жаловался владыка крайне редко, что бы ни случалось. Он всё старался переносить терпеливо с надеждой на помощь Божью. Всем известная молитва Оптинских старцев была одной из его любимых молитв. Так было и в последние три года его пребывания здесь. Здоровье сильно пошатнулось, сердечная недостаточность, гипертония и сахарный диабет. Ему было тяжело, но Бог давал ему сил всё до последнего дня переносить на ногах. Он всегда просил Бога об этой милости, чтобы только не лежать беспомощным, никого не обременять. Накануне своего последнего дня владыка Прокл совершил Божественную Литургию в честь памяти 40-ка мучеников Севастийских, а вечером Всенощное бдение с выносом Креста в Неделю Крестопоклонную. Подобно тому, как случилось и со Святейшим Алексием II – он отслужил Литургию в честь праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, вечером всенощную в Донском монастыре, а на следующий день отошёл ко Господу. Наш владыка Прокл восхищался этим примером, и Бог сотворил с ним по желанию его сердца. Кончина нашего владыки митрополита была доброй и непостыдной, слава Богу! Я очень благодарен Богу, что Он сподобил меня быть вместе с Преосвященным митрополитом Проклом, что Он многому меня через него научил, и явил мне через него Свою любовь и заботу. Об одном очень жалею. Весь этот последний год моё сердце побуждало меня постараться, как-то выразить свою любовь и благодарность за всё владыке Проклу, но я так и не решился, так и не успел ему об этом сказать, поблагодарить его за всё, глядя ему в глаза. Очень себя за это укоряю. А владыка часто говорил, что надо быть благодарными людям за их добро, пока они ещё здесь с нами, а не венки на их могилы носить. Я не смог. Мне очень горько от этого. Народная артистка России Кларина Шадько: Высокая скорбящая радость

http://pravmir.ru/vspominaya-mitropolita...

Собственно звоном называется такой звон, когда звонят сразу во все колокола. Он разделяется на следующие виды: Трезвон - звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва (звон в три приема). Он звучит на всенощном бдении, литургии; Двузвон - звон во все колокола дважды (в два приема). Совершается на всенощном бдении; Перезвон - звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз. Совершается на литургии и в особых случаях: в Неделю Крестопоклонную, на вечерне Великой Пятницы перед выносом Плащаницы, на утрени Великий Субботы и в день Воздвижения Креста. Перезвон бывает и во время таинства Рукоположения; Перебор - медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого; после удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как символом христианской радостной вести о воскресении мертвых. Также существует всполошный (набатный) звон очень частый, который бывает во время тревоги.  Священный хлеб В нашей жизни хлеб занимает особое место. Он является символом всякой пищи и тех трудов, которые необходимы для ее добывания. " В поте лица твоего будешь есть хлеб " (Быт. 3, 19), - некогда сказал Бог Адаму. Есть в хлебе и религиозная символика. Господь Иисус Христос называл Себя " хлебом жизни " (Ин. 6, 35), говорил, что " ядущий хлеб сей будет жить вовек " (Ин. 6, 51). Наконец, Он благоволил хлебу, весьма близкому по составу к человеческой плоти, быть в таинстве Евхаристии пресуществляемым в Тело Свое: " Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое " (Мф. 26, 26). Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь - Единую при множественности ее членов. Помимо Евхаристического Хлеба, Православная Церковь содержит несколько видов хлеба освященного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1875...

Вторая седмица поста менее строга, чем первая. Устав предписывает однократный прием растительной пищи без масла. В субботу и воскресенье второй седмицы Великого поста полагается вареная растительная пища с растительным маслом. Практика поста многих современных приходов такова: во все седмичные дни кроме среды и пятницы, а также в субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом. В среду и пятницу – вареная растительная пища без масла. Это относится и ко всем остальным седмицам Великого поста. Суббота 3-й седмицы также является Вселенской родительской субботой. В этот день совершается сугубое поминовение усопших. Неделя третья Великого поста. Крестопоклонная. Поклонение Животворящему Кресту Господню начинается в субботу третьей седмицы выносом его на середину храма во время утрени. В этот момент в храмах звучит тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Эта Неделя и последующая за ней седмица называются Крестопоклонными. Напоминание о страданиях и смерти Христовой призвано укрепить христиан и воодушевить их к продолжению поста. Поклонение Святому Кресту продолжается до пятницы, когда он перед начальным возгласом Литургии вносится обратно в алтарь. Практика поста современных приходов в дни поклонения Святому Кресту такова: во все дни до пятницы включительно употребляется вареная растительная пища без масла. Суббота 4-й седмицы также является Вселенской родительской субботой. Как и в две предыдущие субботы Великого поста, совершается сугубое поминовение усопших. Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника . Святой Иоанн Лествичник , игумен монастыря Синайской горы, являющийся автором «руководства для духовной жизни» – книги «Лествица» (VI-VII вв.), дает своей жизнью и творчеством высокий пример «царского пути» в православной аскетике. Будучи, с одной стороны, человеком строгой постнической жизни, он уклонялся от всякого рода особенных подвигов. Он не дополнял иноческий устав сугубым воздержанием в пище и не проводил ночей без сна, чтобы «непрестанным бодрствованием не погубить ума».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010