Медленный перезвон по 1-му разу в каждый колокол, начиная с самого большого, мощного звука, и доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола, символизирует собою " истощение " Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения, как и поем мы, например, в ирмосе 4-ой песни, 5-го гласа: " Божественное Твое разумев истощение... во спасение людей Твоих... " . По установившейся вековой практике Русской Православной Церкви (в центральной части России) такой перезвон должен совершаться только два раза в год: в Вел. Пятницу и Вел. Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения. Опытные звонари особенно строго следят за этим и никак не допускают, чтобы скорбный звон относящейся к Господу, Спасителю нашему, был бы одинаков с погребальным звоном простых, смертных и грешных людей. На утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную и 1-го августа, перед выносом креста из алтаря во время пения " Великого Славословия " , бывает перезвон, при котором медленно ударяют по 3 раза (в некоторых местностях по 1 разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест будет вынесен на середину храма и положен на аналой - трезвон. Подобный же перезвон, но только частый, быстрый, и по 7 раз (или по 3 раза) в каждый колокол, бывает перед малым освящением воды. При погружении креста в воду - трезвон. Такой же, как перед водоосвящением, бывает перезвон перед посвящением в сан Епископа. Вообще частый перезвон по несколько раз в каждый колокол есть торжественный звон. В некоторых местностях такой перезвон совершают перед началом Литургии в храмовые Праздники и в других торжественных случаях, например, как указано было выше, при чтении Пасхального Евангелия. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕБОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ  Перебор, иначе похоронный или погребальный звон, выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Придя в храм для совершения литургии, священнослужители прежде всего приготовляют себя молитвословиями. Они становятся перед царскими вратами и читают так называемые «Входные молитвы», еще не возлагая на себя никаких священных одежд. Молитвы эти состоят из обычного начала: Благословен Бог наш:, Царю Небесный:, Трисвятаго по Отче наш: и покаянных тропарей: Помилуй нас, Господи, помилуй нас:, Слава… Господи, помилуй нас… и ныне… Милосердия двери отверзи нам… Затем священнослужители покланяются перед местными иконами Спасителя и Божией Матери и лобызают их, произнося тропари: Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий… и Милосердия сущи Источник, милости сподоби нас, Богородице… В дни праздника или попразднства прикладываются обычно еще к иконе праздника, произнося тропарь его. Затем священник с непокровенной главой читает тайно перед царскими вратами молитву, в которой просит Господа, чтобы Он ниспослал руку Свою с высоты святого Своего жилища и укрепил его в предлежащую службу сию. После этого священнослужители кланяются друг другу, испрашивая взаимно прощения, кланяются ликам и народу и входят в алтарь, читая про себя стихи 5-го псалма, с 8 по 13: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему…» В алтаре они трижды покланяются перед св. Престолом и лобызают его. Сняв затем с себя рясы и камилавки или клобуки, они начинают облачаться в священные одежды, присвоенные их сану. Облачение перед Литургией Это облачение происходит торжественнее, чем перед всеми другими службами, ибо сопровождается чтением особых молитв над каждой одеждой. В то время, как обычно священник лишь благословляет свои одежды и притом надевает на себя только одну епитрахиль и поручи, а в более торжественные моменты еще фелонь, перед литургией он облачается в полное облачение, состоящее из подризника, епитрахили, пояса, поручей и фелони, а если он награжден набедренником и палицей, то надевает и их. В полное облачение священник облачается еще: 1. на Пасхальную заутреню («во весь светлейший сан»), как сказано в Триоди Цветной, 2. на вечерню в первый день Пасхи, 3. на вечерню Великого пятка и 4. на трех утренях в году перед выносом креста: на Воздвижение Креста Господня 14 сентября, на Происхождение честных древ 1 августа и в неделю Крестопоклонную.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

История нашей Академии отведет тебе одну из самых светлых страниц своих. Память праведных с похвалами ( Притч. Х, 7 ). К тебе вполне приложимы эти слова Премудрого, равно как и следующие слова Писания о мужах мудрых и достопамятных: «это были мужи именитые силою; они давали разумные советы, были руководителями при совещаниях и в книжном обучении. Мудрые слова были в учении их. Они были уважаемы между племенами своими и во дни свои были славою. Есть между ними такие, которые оставили по себе имя для возвещения хвалы их» ( Cupax. XLIV, 2–8 ). Слава и честь тебе, доблестный труженик, высоко державший знамя веры и науки! Но эта земная слава и честь от людей – ничто в сравнении с тою небесною славою, венец которой, твердо уповаю, даст тебе праведный Судия, «Иже воздаст, по терпению дела благого, славу и честь и нетление ищущим, живот вечный ( Puм. II, 6–8 ), якоже есть писано: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Kop. II, 9 ). Возлюбленный брат наш! Блажен путь, воньже идеши днесь, яко уготовася тебе место упокоения, место среди праведных, «иже убелиша ризы своя в крови агнчей и сего ради суть пред престолом Божиим и служат Ему день и нощь в церкви Его, и Седяй на престоле вселится в них. Не взалчут ктому, ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной. Яко, Агнец, иже посреде престола, упасет я; и наставит их на животныя источники вод» (Omkpob. VII, 14–17). Аминь. Епископ Борис. Речь, произнесенная инспектором Академии, архимандритом Сергием, перед выносом тела почившего В. В. Болотова из актового зала в академический храм. Позвольте, братие, сказать несколько слов, прежде чем мы вынесем гроб В. В. навсегда из этого актового зала... Здесь, в этом зале, столько раз мы видели В. В. в нашей среде на наших академических актах и диспутах, столько раз имели возможность удивляться его беспримерной учености и слышали от него столько поучительного и полезного. Теперь он с нами здесь в последний раз... Что же скажет он нам в этот последний раз? Какой урок преподаст он при этом прощании навсегда? Я думаю, братие, что урок этот в том, что В.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Разумеется, люди, полностью посвятившие себя Богу, то есть монахи, «провожают отшедших с гимнами, называя это сопутствием, а не выносом. Как скоро становится известно, что кто-нибудь скончался, сейчас начнется великая радость, великое удовольствие». 701 Ибо, как пишет святитель Григорий Богослов в письме к монашеской братии, в которой скончался один из братьев, такое событие есть повод к радости и ликованию для всех, кто стремится жить по евангельской истине. Он убеждал собратьев усопшего помнить о примере его святой жизни, а не горевать и не печалиться. 702 Иначе бывает, когда умирает не монах, а мирянин, у которого есть семья, дети, родственники. И если даже у бессловесных животных, как у того вола, о котором писал Василий Великий , можно увидеть слезы жалости и сострадания к своему напарнику, то гораздо более естественно для разумного творения Божьего плакать по умершим родственникам, ибо они не просто свыклись, но оказались тесно связанными узами мужа или жены, родителей или детей. Однако именно в силу того, что человек – существо разумное, он может и должен преодолеть это горе, не дать ему овладеть собой, то есть поступить точно так, как поступил Богочеловек в случае с Лазарем. Вот что советуют «Златые уста», напоминая нам об этом случае: «Будем плакать так, как оплакивал Лазаря Христос, – Он и заплакал для того, чтобы показать тебе меру и предел. Зачем, в самом деле, было Ему плакать о том, кого Он спустя немного хотел воскресить? Он и сделал это для того, чтобы ты узнал, в какой мере нужно предаваться плачу, чтобы ты обнаружил и свойственное природе нашей сострадание и не позволил себе подражания неверным». 703 Люди далекие от Бога не упускают повода, чтобы погоревать и поплакать. Для христиан же не может быть никакого оправдания такому поведению. Ибо у них, кроме надежды на Вечную Жизнь, которая является огромным утешением, есть много других оснований радоваться. Вот что говорит об этом божественный Златоуст: «Мы плачем и скорбим потому, что уходящий от нас был дурным человеком? Но ведь именно за то следует возблагодарить Бога, что смерть оборвала продвижение этого человека по пути зла. Или потому, что он был добрым и терпеливым человеком? Но и об этом опять должно возрадоваться, ибо он скоро призван Господом, пока злоба не изменила разума его или коварство не прельстило души его ( Прем.4:11 ). Теперь он перешел туда, где нет для него опасности измениться душой. «Может, ты плачешь, – спрашивает святой отец, – потому, что он был молод? И за это прославь Взявшего, что скоро призвал его к лучшей жизни. Или потому, что был стар? И за это опять благодари и прославь Взявшего». 704

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Отпуст на панихиде, как и на всех почти заупокойных последованиях, один: Воскресный из мертвых Христос истинный Бог наш. Молитвослов иерейский в службе заупокойной делает неясное и не имеющее основания в других богослужебных книгах указание – отпуст: Живыми и мертвыми обладаяй, после сего стоят две точки и далее с новой строки и с большой буквы: Воскресый из мертвых... и следует весь текст заупокойного отпуста полностью. Что означают эти две точки и дальнейшая красная строка, совершенно непонятно. Вообще в богослужебных книгах две точки означают речь неоконченную и никогда не означают, что разделяемые ими фразы или слова можно соединить воедино одно с другим без всяких дополнений: не равняется две точки и соединительному союзу «и». Поэтому даже текст иерейского молитвослова не дает права делать, как это иногда бывает, такой отпуст: Ж-и-в-ы-м-и и м-е-р-т-в-ы-м-и о-б-л-а-д-а-я-й и в-о-с-к-р-е-с-ы-й и-з м-е-р-т-в-ы-х Х-р-и-с-т-о-с и-с-т-и-н-н-ы-й Б-о-г н-а-ш. Приблизительно в такой редакции отпуст назначается в заключение одного только последования – погребения младенческого: Воскресый из мертвых и живыми и мертвыми обладаяй Христос истинный Бог наш... Отпуст живыми и мертвыми обладаяй, Христос истинный Бог наш... без добавления слов: Воскресый из мертвых назначается также один только раз, при окончании последней заупокойной службы у гроба взрослого мирянина, совершаемой в доме перед выносом тела в храм. И в том, и в другом случае эти особливые отпусты имеют свой особливый смысл. Там, у гроба младенца, который и жизни-то не видел, и с живыми был недолго, мы исповедуем, что для самого младенца в том, что он мало жил с живыми, нет особого лишения, ибо Господь обладает и живыми и мертвыми. Здесь, при гробе достаточно обращавшегося среди живущих, при последнем молении, совершаемом в домашней житейской обстановке, пред последним выходом его из земного жилища в путь всея земли, – трогательное напоминание ЖИВУЩИМ, быть может, в этой самой комнате нередко собиравшимся у почившего для дружеской беседы и братской трапезы, напоминания о том, что хотя усопший отходит от них, но общение его с братьями во Христе не порвется, ибо как они, так и он по-прежнему остаются во власти Обладающего живыми и мертвыми. В последовании погребения младенческого нет особого моления пред выносом тела из дома. Поэтому на единственном отпусте в конце всего последования такое соединение обычного заупокойного отпуста с нарочитым: Воскресый из мертвых и живыми и мертвыми обладаяй... В последовании погребения взрослых два отпуста: один пред выносом из дома, другой – пред выносом из храма. Поэтому и отпуст, который как краткое заключение службы удлинять вообще не должно, в данном случае разделяется: пред выносом из жилища некоторое напоминание о житейском, о жизни, о живых: живыми и мертвыми обладаяй...: пред выносом из храма отпуст обычный заупокойный: Воскресый из мертвых. ВОЗГЛАШЕНИЕ ИМЕН СВЯТЫХ НА ЗАУПОКОЙНОМ ОТПУСТЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Дефектный акт. Чтобы знать, где и что реставрировать, иметь смету на расходы, составляется дефектный акт. Изучаю все ветхие части здания, независимо от того, на каких частях памятника они находятся. Намечаю фрагменты, где буду восстанавливать первоначальную форму, а где восстанавливать древний декор, сохраняя и укрепляя его, и что останется в перестроенном виде. Железо на луковицах проржавело, железные листы с остатками позолоты едва держатся. Венчающая часть центральной главы наклонилась и потянула за собой главу; растяжки ослабели, обвисли, и ветер разрушает драгоценные филигранные творения древних кузнецов. Кусками висят у основания глав проржавевшие резные подзоры —ленты ажурной резьбы по железу. Боковые главы потеряли первоначальную упругую форму луковиц. Но луковицы древние, их надо сохранить. Конструкции луковиц, крепления, сделанные из кованого железа XVII в., «устали». Металл при постоянной ветровой нагрузке, работая на протяжении 250 лет, деформировался. Обветшавшие части мы заменим новыми, выкуем крепкие стальные детали. Нужна бригада медников, обученная          древнерусскому медницкому ремеслу. Нужна листовая медь, а также олово и свинец для полуды; нужны толстые листы железа… У подножия барабанов, на верху четверика, сохранились следы белокаменного декора. Огромные резные белые камни, остатки колонн, вперемежку с кирпичом XIX в. заложены в закладки гребешков. Предстояло разобрать закладки над рядами гребешков, найти места камней, сорванных с места, расставить их по старым местам. Мы установили в предварительном исследовании, что верх четверика был испорчен в XIX в. Закладки создавали мокрые карманы, которые за летние месяцы не успевали просохнуть. Под рядами гребешков с сильным выносом шел карниз, имевший выбоины, через них влага попадала в глубь памятника, разрывая во время морозов белокаменный декор и кирпичную кладку. Ниже по стенам четверика и трапезной располагались окна, обрамленные белокаменными наличниками. Колонки, стоявшие с сильным выносом на выступающих из плоскости стен кронштейнах, обвалились. Кронштейны от постоянного размораживания под тяжестью колонок скололись. Выбоины были и на порталах. Для укрепления обветшавшего древнего декора второго этажа и реставрации верха четверика нужна была бригада белокамеников. Требовались резчики по белому камню. Придется довозить и белый камень, чтобы заполнить недостающие части декора.

http://pravmir.ru/kadashi-vozrozhdenie-b...

Павлюшин С.Е. Недвижимое историко-культурное наследие Республики Коми. Красная книга. Текст С.Е. Павлюшин, А.В. Крутиков. - Сыктывкар: Седьмая печать, 2007. - С. 59-60. С сайта Национальная библиотека Республики Коми В срок с 15 по 22 августа 2017 г. в ходе экспедиции «Нючпас» были проведены обследование и работы в церкви Прокопия Устюжского по адресу: Республика Коми, Койгородский район, пос. Нючпас. Храм расположен в северо-западной части поселка. Имеет трехчастное деление и представляет собой сочетание разновеликих объемов: храма с примыкающей суженой прямоугольной апсидой, трапезной и колокольни. Основной объем храма, возведенный по типу «восьмерик на четверике», некогда завершался пологим шатром (обрушился во второй половине 1990-х г.г.). По сторонам света восьмерик прорезан оконными проемами, игравшими роль верхнего света. Переход от четверика храма к восьмерику подчеркнут щипцовым выносом карниза. Южный и северный фасады четверика храма, повышенного по отношению к апсиде и трапезной, несут по три окна. Над центральными окнами устроены оконные проемы второго света. Прямоугольный объем апсиды, перекрытый вальмовой крышей, несет по окну с северной и южной сторон и два окна с восточного фасада. Трапезная по фасадам прорезана двумя оконными проемами, боковые фасады нижнего яруса колокольни несут по одному окну. Оконные проемы всех частей церкви имеют полуциркульное (арочное) завершение. Сохранились отдельные оконные рамы с переплетом на 20 стеклин. Колокольня трехъярусная. Состоит из двух убывающих четвериков и восьмигранного яруса звона на столбах. Нижний ярус, равновеликий по высоте и ширине трапезной, играет роль паперти. Суженный второй ярус колокольни в нижней четверти сруба несет по одному круглому окну с севера и юга, в верхней четверти прорублены дополнительные волоковые окна, освещающие лестницу. Переход от четверика к столбовому восьмериковому ярусу звона подчеркнут (как и на фасадах основного объема) щипцовым выносом карниза. Завершает колокольню невысокий восьмигранный шатер с узкой восьмигранной шейкой, увенчанной маковкой с кованым крестом. С западной стороны к храму примыкает крыльцо на столбах, крытое тесом на два ската. Основные габариты здания в плане: 22,4 х 8,9 м.

http://sobory.ru/article/?object=13128

7) По свидетельству Симеона Солунского , усопших настоятельствовавших и освященных отпевали внутри храма, а монахов простых или мирян – в притворе (Писан., 2 т., 526 стр.); но практика отпевания мирян в притворах уже выходила из употребления во времена Симеона Солунского в греческой Церкви; в Церкви русской её применение соединено было с крайними затруднениями, так как в древнейших русских, обыкновенно небольших, храмах особых притворов внутри не было, а отпевание на паперти было невозможно; потому означенная практика едва ли могла находить у нас широкое применение, и выражение нашего Требника; «якоже зде в Велицей России обыче», указывает, вероятно, на практику очень древнюю (Рук. д.с.п. 1894, 31; сн. Сам. Е.В. 1892, 19). В настоящее время совершение отпевания в самом храме есть повсеместный обычай нашей Церкви, узаконяемый и её действующим правом, в коем, когда речь идёт о храме, как о месте отпевания, то всегда имеется в виду не паперть, а самый храм (см., напр., ук. Св.Син. 16 июд. 1812 г.; опр. Св.Син. 10–12 февр. 1886 г.). 8) Если отпевание следует сряду за выносом, то особого возгласа нет оснований делать; но, если вынос делается накануне отпевания (сн. выше, 1315 стр. печатного оригинала), или между выносом и отпеванием совершается литургия, то, конечно, начальный возглас («Благословен Бог») должен быть (Ц.В. 1893, 52). – При отпевании в храме следует открывать царские врата (Пособие, 80 стр.; Ц.Вед. 1896, 1; Ц.В. 1897, 28; 1903, 13; 1905, 12). 9) Когда читаем в Требнике, что поют: «Непорочнии в путь», «Аллилуиа», то должны знать, что эти слова, принадлежащие первой статии, поёт сначала один певец на клиросе, и притом особым напевом (каждую статию на особый глас), и что затем всю ту статию должны петь и прочие певцы тем же напевом, с присоединением, после всякого стиха статии, слова: «Аллилуиа». Точно так же и пред второю статиею печатаются слова: «Заповеди Твоя», «Помилуй раба Твоего», а пред третьею статиею: «Имя Твое», «Аллилуиа». Всё это означает, что во 2-й статии, после каждого стиха, равно как и после слов: «Заповеди Твоя», должно присоединять: «Помилуй раба Твоего», а на третьей статии, после каждого же стиха и после слов: «Имя Твое», должно прилагать: «Аллилуиа»; и таким образом певцы должны петь все стихи тем же напевом, каким предначал их петь один (Нов. Скр.). – Опускать «Непорочны» никоим образом нельзя; ни неопытность певцов, ни другие соображения не могут служить основанием для произвольного обращения с умилительным пением, ведущим своё начало из глубокой христианской древности (Ц.В. 1886, 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Обычай звонить при Богослужении не может считаться древним. Не было его в первенствующей Церкви, которая, будучи гонима, не могла ничем себя обнаруживать пред гонителями; не было и в первые века торжества Церкви, потому что нет об этом никаких упоминаний. Нечто, похожее на звон, было в пустынных обителях иноков, которые призывались к Богослужению ударами в железную или деревянную доску. Настоящие медные колокола введены сначала в некоторых итальянских церквах, откуда перешли на восток, первоначально присланные туда, как дар. В настоящее время, особенно в России, колокольный звон есть один из предметов возвышающих благолепие церковное. Он не только возвещает о Богослужении всем, находящимся вне храма, но, оглашая воздух, представляет его ликующим вместе с людьми. Последнее относится преимущественно к целодневному звону в большие праздники. По числу колоколов и по способу звона, он бывает различных родов. Благовест есть мерное повторение ударов в один большой колокол; при обыкновенном Богослужении удары делаются часто, при великопостном–редко. Он обыкновенно продолжается до иерейского возгласа, начинающего службу. Первые три удара делаются обыкновенно реже, конечно для того, чтобы постепенно перенести мысль и чувства мирян от дел житейских к молитве. В средине службы бывает также иногда благовест. Так за литургиею благовестом обозначается важнейшая часть ее совершение св. Даров. Этот благовест в просторечии называется благовестом «к достойно». На утрени в Великую Пятницу ударами в колокол обозначается число прочитанных страстных Евангелий. Перезвон есть также благовест, но совершается он не в один колокол, а во все постепенно, начиная от малых до большого. Он совершается в храмовые праздники к водоосвящению, пред выносом плащаницы в Великую Пятницу и Субботу, пред выносом креста и тела умершего священника. Трезвон есть обыкновенный звон во все колокола, бывающий пред всякою службою, исключая часов и повечерия в Великий пост. В большие праздники, именно в Пасху и Рождество и в дни восшествия на престол и коронации Государя трезвон бывает целодневный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это действие диакон совершает так: сначала полагает орарь поперек нижней части груди, затем оба конца его скрещивает на спине, поднимая их на противоположные плечи. Через плечи концы ораря спускаются на грудь, пересекаются здесь также крест-накрест и проходят под ту часть ораря, которая изначально простирается поперек нижней части груди. 24 См.: Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906. С. 161. 25 Дмитриевский А. Чинопоследование хиротоний и хиротесий с объяснениями их особенностей//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1901. 49. С. 350. 27 Строго говоря, право освящать миро в каждой Поместной Православной Церкви принадлежит только ее предстоятелю. 28 То есть даже если за литургией присутствует несколько архиереев, все равно хиротонию во пресвитера совершает один. 29 Во все одежды священник всегда облачается перед совершением литургии, а также в следующих случаях: 1) на пасхальную утреню («во весь светлейший сан», см. Типикон); 2) на пасхальную вечерню; 3) на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и в конце утрени Великой Субботы (крестный ход с Плащаницей); 4) в конце утрени перед выносом Честного Креста три раза в году: 14 сентября, в Неделю 3-ю Великого поста и 1 августа. 30 См.: Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1//История Русской Церкви. Кн. 8. Ч. 1. М., 1996. С. 357. 31 В современном словоупотреблении существительное епитрахиль – женского рода, хотя в Типиконе слово епитрахилий – мужского рода («епитрахилий, сущий у царских врат», см. главу 9-ю). 33 В церковной литературе существительное «фелонь» в именительном падеже согласуется с прилагательными и глаголами мужского рода (см., напр., «Настольную книгу священнослужителя», т. IV), однако в косвенных падежах вместо соответствующих мужскому роду окончаний 2-го склонения имеет окончания, присущие существительным женского рода 3-го склонения. В разговорном обиходе и вовсе это существительное употребляется как слово женского рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010