В знак радости о победе Христовой над смертью христиане приветствуют друг друга троекратным поцелуем, говоря: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» Вопросы: 1. В чем смысл христианского праздника Пасхи? 2. Что дает людям Воскресение Христово? 3. Что означает пасхальный крестный ход? 4. Что означает открытие церковных дверей после крестного хода? 5. Что символизирует пасхальное яичко? 49. Восхождение в мир Небесной славы Божией Христос Воскрес! Смерть побеждена! Но Иисус Христос не возвращается в Свои родные места, в город Назарет, где прошли Его детство и юность. Как Единородный1 Сын Божий и Творец всего мира Он по Своему Божеству имел всю власть на небе и на земле. После Своего Воскресения Господь уже по Своей человеческой природе получает всю эту власть как Спаситель мира. Поэтому теперь Он посылает Своих учеников идти в мир с вестью о победе Христовой над адом и смертью. Иисус сказал Своим ученикам: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:18–20 ). Иисус Христос после Воскресения не остается на земле телесно. Со Своей человеческой природой Он восходит в мир Божией славы. Он делает это для того, чтобы потом, на пятидесятый день после Пасхи, вернуться духовно в земной мир и действовать в этом мире через Свою Святую Православную Церковь и через Своих учеников. На сороковой день после Воскресения Иисус Христос вывел Своих учеников из Иерусалима и, дойдя с ними до селения Вифания, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо ( Лк.24:50–51 ). Господь… вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями ( Мк.16:19–20 ). Какая же природа Богочеловека вознеслась в небесный мир и воссела одесную Бога ? Воссесть одесную , то есть справа, — значит получить такую же честь и славу, как Бог Отец. Божественная? Но ведь Бог есть Дух, не ограниченный в пространстве. Сын Божий Своим Божеством не покидал Небесного мира. В данном случае мы говорим о Его человеческой природе. Возносится прославленная Воскресением плоть Христова. Его Человечество взошло на небо и воссело одесную Бога .

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

В самый день Богоявления, 6 января ст. ст., водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием «хода на Иордань». Как в навечерие Богоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящения через царские врата. Прежде выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит Честный Крест только спереди. Износят Крест на главе, покрытой воздухом, в предшествии двух свещеносцев и диаконов с кадильницами. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком порядке идут к сосудам с водой, заранее наполненным. Здесь священнослужитель, несущий Крест, снимает его с главы. У воды он осеняет Крестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол. Собравшиеся возжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечой, кадит трижды около стола, иконы, клир и народ. Начинается великое водоосвящение пением тропарей: «Глас Господень на водáх вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» (трижды), «Днесь вод освящается естество...» (дважды), «Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю...» (дважды), «Слава, и ныне» – «Ко гласу вопиющаго в пустыни...» Затем читаются три паримии из книги пророка Исаии (35, 1–10; 55, 1–13; 12, 3–6). Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на грани двух Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: «Жаждущие! идите все к водáм... Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» ( Ис. 55, 1; 6–7 ). Затем читают Послание апостола Павла ( 1Кор. 10, 1–4 ) о таинственном прообразе крещения иудеев, Моисея среди облака и моря, и о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом Грядущего Христа. Далее читается Евангелие от Марка (1, 9–12), где апостол повествует о самом Крещении Господа. Затем следует ектения: «Миром Господу помолимся...», в которой возносятся особые торжественные прошения об освящении воды. Потом священник читает сначала молитву тайную, а потом велегласную, в которой просит Господа наитием Святого Духа освятить воду. Одновременно бывает каждение над водой. Освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукой священнодействующего при произнесении слов: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В этом месте, как видно из хода речи, говорится о правителях, царях и царствах языческих и иудейских дохристианского времени. О молитве за царя и властей 1Тим.2:1–2 . «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». Объясн. Отсюда видно, что молиться за других значит испрашивать им от Бога спасение: ст.4, здравие телесное: 2Кор.1:11 , и успех в делах звания и служения: Кол.4:3 . По заповеди апостола, христианин должен молиться за всех людей, особенно же за царя и начальствующих, как за носителей власти, чтобы чрез их здоровье и успешность упрочивался гражданский порядок, общежитие становилось бы безопасным и, таким образом, все вели жизнь тихую и безмятежную, ибо это угодно Спасителю нашему: ст.3. Кто «удерживающий» пришествие антихриста? 2Фес.2:7 . «Ибо тайна беззакония, уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». Объясн. Беззаконие действует, но не может всецело проявиться и восторжествовать над истиной, потому что оно восторжествует только посредством обмана («неправедным обольщением»: ст.10, «знамениями и чудесами ложными»: ст.9), проповедуя совершенное безбожие («превозносящийся выше всего, называемого Богом»: ст.4), насильственно требуя самому себе божеского почитания: ст.4. Что удерживает пока от такого проявления? что ограждает людей от насилия, от обмана и полного безбожия? Некоторые святые отцы основательно думали, что под «удерживающим» апостол разумел (между прочим) гражданский порядок и государя, стоящего во главе гражданского общества. Богоучреждённость властей гражданских Мф.20:25–26 . «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою». Объясн. Во-первых, «между вами» значит: в церкви, а не в государстве, а во-вторых, смысл этих слов тот, что у христиан желающие быть первыми должны охотно служить остальным, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В этом отделе дан, таким образом, глубокий анализ психологии греха и художественное изображение его внутренних сокровенных процессов с драматической борьбой различных побуждений, результаты которой неизбежно отражаются и на внешнем виде человека 690 . Но Каин остался глух к голосу предостерегающей и вразумляющей его божественной любви и попустил греху восторжествовать над собой. «И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле, а когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» ( Быт.4:8 ). Слов «пойдем в поле» нет ни в одном из существующих Еврейских кодексов, хотя в большинстве их и имеется здесь указание на пропуск, который, на основании последующего контекста, вполне удачно и восстанавливается почти всеми переводными текстами 691 . Очевидно Каин для того, чтобы удобнее осуществить и вернее скрыть свой преступный замысел, коварно вызвал брата в пустынное уединение. При изображении самого братоубийства, иерусалимский таргум (таргум – общее название переводов Ветхого Завета на арамейский язык) добавляет, что ближайшим предлогом к злодеянию Каин избрал затеянный им спор со своим братом о вечной жизни, последнем суде и Божественном Провидении. Мнение это удержано христианской древностью и принято отцами Церкви, которые говорят об Авеле, как о первом праведнике, запечатлевшим исповедание веры в Бога Творца и Его Сына Искупителя своей мученической кончиной 692 . ’ Итак, поступок Каина был сознательным и рассчитанным убийством, как это ясно из всего хода повествования. Он был первым взрывом предвозвещенной Богом вражды между семенем жены и семенем змия, проходящей всю историю человеческого рода. Каин был первым порождением, семенем диавола в человеческом роде и потому не мог жить в мире с благословенным и святым семенем жены, представителем которого в данном случае был Авель. На такое значение Каинова преступления указывает и ап. Иоанн, говоря: «Каин был от лукавого и убил брата своего. А за что он убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» ( 1Ин.3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Ваше Святейшество! Простите, что отнимаю Ваше драгоценное время, но речь о важном. « Отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками » (Деян. 5: 38-39). С такими словами законоучитель Гамалиил обратился к своим коллегам по синедриону, когда те заставляли Апостолов Христовых умолкнуть. «...поставили их в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5: 27-28). Уже несколько лет в церковной среде существует разномыслие в отношении к Иоанну Грозному и Григорию Распутину. Часть церковного народа относится к этим людям положительно, другие - отрицательно. И «хвалители» и «хулители» за эти годы имели возможность исчерпывающе изложить все свои «за» и «против». Но «воз и ныне там». Обе стороны, выслушав взаимные аргументы, как будто не услышали друг друга. Не помогли и «аргументы Церкви против канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина» с ясно обозначенной позицией Первосвятителя: « В последнее время появилось довольно много цветных, прекрасно изданных, с позволения сказать, " икон " царя Ивана Грозного, печально известного Григория Распутина и других тёмных исторических личностей. Им составляются молитвы, тропари, величания, акафисты и службы. Какая-то группа псевдоревнителей Православия и самодержавия пытается самочинно, " с чёрного хода " канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию. Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать её моральный авторитет. Если признать святыми царя Ивана Грозного и Григория Распутина и быть последовательными и логичными, то надо деканонизировать митрополита Московского Филиппа, прп. Корнилия, игумена Псково-Печерского, и многих других умученных Иваном Грозным. Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых? »

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/21/...

Ведет ли современная астрология своих адептов ко Христу, подобно звезде, которая указала путь к Нему евангельским волхвам?      В сущности, астрология — это вера в «силу» звезд, в то, что их взаимное расположение определяет судьбу человека, отражается на его будущем. В этой системе представлений нет места Промыслу Божию: жизнью человека правят природные стихии, а не Творец неба, звезд, планет и всего остального мира. Как можно верить звездам больше, чем Тому, Кто их сотворил? Да еще и находить этим вымыслам подтверждение в Библии! Напротив, еще в ветхозаветные времена Бог предостерегал людей: «К волшебникам не ходите и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш» (Лев. 19, 31). Научая благочестию, боговидец Моисей увещает свой народ: «Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10—12). Предвещая гибель Вавилону, пророк Исайя говорит, что мудрость и знание могут быть ложными, сбивающими с пути (см. Ис. 47, 10). Астрологические предсказания не в силах изменить Праведный Суд Божий над людьми, которые держатся за свое нечестие: «Пусть же выступают наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они как солома; огонь сожег их: не избавили души своей от пламени» (Ис. 47, 13—14). Сменить Божий гнев на милость может только покаянное обращение к Истинному Богу и полный отказ от общения с адептами оккультных знаний и практик. Бог всегда найдет способ объявить человеку Свою спасительную волю. В то время как любое гадание — по звездам или любым другим способом — это попытка получить знание с «черного хода», в обход и помимо Бога. Человеку кажется недостаточным то, что открывает ему Господь, ему хочется приобщения к «тайному» знанию, а может быть, и изменения своей жизни вопреки воле Божией. Никому это не принесло ни добра, ни ясности, но при этом всех удаляло от главной цели человеческого бытия — общения с Богом.

http://pravoslavie.ru/100154.html

веровали Моему учению, принимали его и прилагали к жизни (ср. 14:15, 23–24), то же будет и с учением, которое вы будете проповедовать, потому что это учение – Моё учение, и вы сами в этом отношении заступите место Моё. Судьба ваша и вашего учения будет одинакова с Моей. – Но всё то: разумеются не благоприятные, а ненавистные отношения мира к апостолам и их учению, как видно из всего дальнейшего хода речи. – За имя Моё: имя того, кто сделал – вместо обозначения самого дела; название имени есть исповедание того дела, которое сделано лицом, носящим то имя. Из истории мы видим, что за одно призывание имени Христова мир влёк исповедников Его на казни и смерть. – Потому что не знают пославшего Меня: если бы они имели истинное познание о Боге, то приняли бы и Христа, потому что знали бы, что Он послан от Бога, а потому за имя Его не преследовали бы учеников Его. Это неведение, впрочем, не извиняет преследователей, потому что оно добровольное, а не невольное, и потому заключает в себе вражду и ненависть, чего нет в неведении невольном. Это Господь раскрывает в дальнейшей речи. Таким образом, эта вражда есть вражда не только против Христа, но и Бога Отца. «Посему, если не что иное, то это самое, что одни и те же суть враги вам и Мне и Отцу Моему, должно служить к вашему утешению» (Феофил., ср. Злат.). 22. Ин. 15:22 . Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём. Ин. 15:24, 9:41 ; Мф. 11 д. 23. Ин. 15:23 . Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Ин. 5:23 . 24. Ин. 15:24 . Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Ин. 7:31, 9:32, 10:25, 38, 14:11 . 25. Ин. 15:25 . Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. Ин. 19:24 ; Пс. 68:5, 34:19 . Если бы Я не пришёл и пр.: неизвинимый, непростительный грех, о котором говорит здесь Господь, есть грех ненависти неверующих ко Христу и Отцу Его Небесному (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Во время битвы, продолжавшейся целый день, сам Ионафан подвергся великой опасности, вследствие необдуманного заклятия Саула, наложенного им на народ и войско, заклятия не вкушать пищи, доколе филистимляне окончательно не будут разбиты (ст. 24). Ионафан, не зная об этом торжественном заклятии и утомленный своими воинскими подвигами, вкусил несколько дикого меда, найденного им в лесу. Таким образом заклятие было нарушено, и гнев Божий не замедлил обнаружиться (ст. 37). Саул, желая узнать причину оного, торжественно объявил немедленно смертную казнь над тем, кто согрешил, хотя бы это был его собственный сын, Ионафан (ст. 39). Бросили жребий, и пал жребий на Ионафана. И сказал Саул Ионафану: расскажи мне, что сделал ты? И рассказал ему Ионафан и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду и вот я должен умереть (ст. 43). Но благодарный народ спас Ионафана от неминуемой смерти. Он восстал как один человек против объявленного царем над Ионафаном смертного приговора – и освободил народ Ионафана, говорит свящ. дееписатель, и не умер он (ст. 45). Помимо своей воинской храбрости, Ионафан, как мы уже заметили выше, ознаменовал себя постоянно близкой и верной дружбой с Давидом. Эта дружба началась с того самого дня, в который Давид одержал блистательную победу над Голиафом ( I Цap. XVIII, 1 ), и неразрывно продолжалась до самой храброй смерти Ионафана на кровавых полях Гелвуйских; причем вся личность Ионафана озаряется особенным светом духовного величия и красоты, таким светом, который не могут угасить или омрачить даже целые века. Его пламенная любовь к своему другу никогда не ослабевала и не умирала в его сердце. В знак любви Ионафан подарил Давиду свою верхнюю одежду, свой меч, лук и пояс. Когда Саул, под увлечением ненависти к Давиду, хотел умертвить его, Ионафан дважды спасал Давида от смерти, нередко даже с опасностью своей собственной жизни ( I Цap. XIX, 1–7, XX ). В сердечном убеждении в неизбежности грядущего хода событий и судеб Божиих, Ионафан сознавал, что отеческий престол, который он, естественно, мог считать принадлежащим ему по праву, по смерти отца должен был рано или поздно перейти к Давиду; но мысль об этом никогда не прерывала и не омрачала сердечных дружеских отношений между ними. Если бы Давид сделался царем, то Ионафан не желал ничего большего для себя, как быть вторым по нем ( I Цap.XXIII, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Все эти особенности 4 Евангелия с посланием, касающиеся соединения идеальной и эмпирической точек зрения на мир и жизнь, встречаются и в Апокалипсисе, – все до последней частности. Прежде всего, понятие победы у Апокалиптика имеет такое же большое значение, как и в других писаниях Иоанна. В увещании, заключающем послание в Лаодикию, прославленный Христос говорит о Себе, как о победителе ( Откр.3:21 ; ср. Ин.16:33 ). Но победа Господа не исключает необходимости для каждого верующего самому сделаться победителем. Ввиду этого каждое из семи апокалипсических посланий говорит об νικν, содержит обетование τ νικντι ( Откр.2:7, 11, 17, 26; 3:5, 12:21 ). На море стеклянном, смешанном с огнем, созерцатель видит победителей (τος νικντας) зверя, и образа его и числа имени его ( Откр.15:2 ). Но вот здесь во взгляде на победу и сказываются в Апокалипсисе те различные способы рассмотрения, которые мы нашли в 4 Евангелии и послании Иоанна. Так, победа в нем то представляется совершившимся фактом, то из всего хода речи следует, что это еще цель человека. По низвержении с неба дракона созерцатель слышит громкий голос, говорящий на небе: „ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили (νκησαν) его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти“ ( Откр.12:10:11 ). В данном случае Апокалиптик предвосхищает уже то торжество веры и правды, которого можно ожидать только от будущего. Для него оно как бы осуществилось, потому что победа действительно совершена Христом, и всякий верующий может оказаться победителем диавола через кровь Господа. Так обстоит дело, если рассуждать идеально; но эмпирически христианам посылаются различные увещания, которые предполагают, что они, – каждый в отдельности, – еще не победители, но только могут сделаться таковыми, при этом, конечно, предполагается кровь Агнца, как основание победы ( Откр.12:11; 7:14 ). Но в чем же состоит победа христиан? И здесь, – в представлении о победе, – Апокалипсис стоит в полном согласии с остальными писаниями Апостола Иоанна. Победили те, которые „не возлюбили души своей даже до смерти“ ( Откр.12:11 ). С точки зрения взгляда на победу, как на внешний триумф, победителем является зверь, которому дано вести войну со святыми и победить их ( Откр.13:7 ). Если же дело идет о верующем, то последним актом его победы над зверем является смерть самого победителя. Победа и смерть в борьбе объединяются. „Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни“ ( Откр.2:10 ). Тех, о которых можно сказать, что они победили зверя, и образ его, и начертание его и число имени его, созерцатель видит стоящими на море стеклянном, смешанном с огнем, и поющими песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца ( Откр.15:2:3 ). Они прошли по житейскому морю, преодолев огненные искушения и победив фараона диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Второе фундаментальное библейское пророчество приводится в книге пророка Исаии и цитируется в Евангелии от Матфея в Рождественской истории: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил ( Ис.7:14 ). Эти слова о рождении Еммануила от Девы Евангелие рассматривает как пророчество относительно рождения Христа от Марии, причем рождение безмужнее: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына ( Мф.1:23 ). В еврейском тексте на месте слова «Дева» находится слово «Алма». Греки переводили его как «девушка» или «девица». Древние иудеи так же понимали значение этого слова и только после исполнения пророчества, когда раввины отвергли Иисуса Назарянина как Христа, стали подвергать сомнению, что оно означает именно девственницу, а не просто молодую женщину. Но остается фактом, что в других библейских текстах, например Бытие 24:43 , Исход 2:8, Псалтирь 67: 26, под словом «Алма» подразумевается девственница, не знающая мужа. Для христиан это очень важно, но мы не касаемся самого учения о Божией Матери, а лишь стараемся проследить пророческую мысль, которая говорит о том, что Дева примет во чреве, что само по себе является нарушением законов природы, так как Дева принять во чреве не может. Далее Дева рождает Сына, и это уже второе нарушение привычного хода вещей, этого опять-таки быть не может. И нарекут Ему имя Еммануил, что означает «с нами Бог». Конечно, мы, христиане, твердо стоим на этом пророчестве, радуемся, что оно есть, но зачастую не знаем контекста, в котором оно произошло, как будто нас он совершенно не интересует. На самом деле эта фраза сказана по вполне определенному поводу. И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал [Исаия]: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде, нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее ( Ис.7:10–16 ).

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010