Свящ. Зелинкевич сообщил о чудесах от иконы херсонскому благочинному прот. Максиму Перепелицыну, а тот через духовную консисторию доложил Святейшему Синоду. Указом Синода было назначено расследование; 5 окт. 1845 г. духовная консистория предписала Перепелицыну отправиться в Касперовку, исследовать факты исцелений и чудес, происшедших от находящейся там иконы, а саму икону изъять. Расследование подтвердило случаи исцелений от иконы, однако Касперова и жители села решительно отказались отдавать образ, к-рый остался в деревенской церкви. Икону официально признали чудотворной, она получила название по имени своих владельцев и месту обретения - «Касперовская». С 1852 г. по ходатайству жителей Херсона икону стали ежегодно приносить в город в праздник Вознесения Господня. Первый крестный ход был совершен 8 мая 1852 г. с особой торжественностью в присутствии свт. Иннокентия (Борисова) , архиеп. Херсонского и Таврического, к-рый особо почитал К. и. Позднее было получено разрешение на учреждение крестного хода с иконой из Херсона в Николаев (29 июня). Маршрут крестного хода, часть которого пролегала по рекам Днепр и Буг на пароходе, разработал свт. Иннокентий. Икона оставалась в Николаеве до 1 авг., когда ее переносили к р. Буг для освящения воды, а затем «прежним порядком» перевозили в Херсон и Касперовку. В 1854 г., во время Крымской войны, жители Одессы, блокированной вражеской эскадрой, обратились к свт. Иннокентию с просьбой перенести К. и. в городской Спасо-Преображенский собор: «…от всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание Ее Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения» (Там же. С. 20). Просьба была удовлетворена; икона находилась в Одессе с 6 авг. 1854 по 20 мая 1856 г. Каждую пятницу перед литургией свт. Иннокентий читал перед иконой составленный им акафист Покрову Пресв. Богородицы; этой иконой он благословлял войска, отправлявшиеся оборонять Севастополь. Перед К. и. давали обет сестры милосердия Крестовоздвиженской общины.

http://pravenc.ru/text/1681231.html

Особой службы А. и. нет. Празднование совершается в день иконы Божией Матери «Знамение» - 27 нояб. Но тропарь в честь А. и. отличается от тропаря праздника иконы «Знамение»: вместо слов «Мир Граду Твоему даруй» поется: «Мир молящимся Тебе даруй». Архиеп. Корнилий в память о прекращении дождей по молитве перед А. и. учредил в 1666 г. ежегодный крестный ход из Абалака в Тобольск, совпадавший с днем празднования (8 июля) др. сибир. святыни - чудотворной Казанской (Тобольской) иконы в кафедральном соборе. Икона оставалась в городе до 20 июля, ставшего вторым днем празднования иконе, позже прекратившегося, т. к. оно приходилось на время совершения крестного хода. Абалакская икона Божией Матери из красноярского Знаменского скита. 1887-1889 гг. (КККМ) Абалакская икона Божией Матери из красноярского Знаменского скита. 1887-1889 гг. (КККМ) А. и. не сохранилась. Она представляла собой список иконы «Знамение» Новгородской , дополненный образами свт. Николая и прп. Марии Египетской. Икона была вставлена в деревянную раму-икону с живописными изображениями Богородичных праздников. Размер иконы 27,0 ´ 22,5 см, размер рамы 108 ´ 80 см. В XVII-XIX вв. с А. и. в Сибири было сделано много списков, к-рые почитались как чудотворные. А. и. Семипалатинская - один из самых почитаемых списков с А. и., вероятно исполненный в 1-й пол. XVII в. тем же самым иконописцем в меру и подобие оригинала; этот список отпускали в сибир. города и уезды на поклонение вместо подлинной иконы. В 1712 г. список А. и. был принесен на военный корабль, следовавший из Тобольска вверх по Иртышу. После молебна, к-рый отслужили на судне перед иконой, корабль поплыл «сам собою» против течения реки, остановился, дойдя до Семипалатинска. Икону поместили в Знаменский собор города, она особенно почиталась военными. После революции 1917 г. собор был захвачен обновленцами, тогда с иконы были сняты драгоценные части ее убора. После взрыва собора в 1919 г. сведений об иконе нет. А. и. из красноярского Знаменского скита Икона из местного ряда иконостаса Знаменского скита (КККМ. Инв. ЖИ-1295) - наиболее близкий к оригиналу список, выполненный в 1887-1889 гг. в Екатеринбурге. Чудотворения от этого образа зафиксированы надписью на иконе «Знамение» с видом Знаменского скита, выполненной «(тща)нием ме(щанина)... Мельникова... (получивш)аго избавлен(ие) (от не)мочи» (КККМ. 10-е гг. ХХ в. Инв. ЖИ-1302).

http://pravenc.ru/text/62410.html

Н. В. Квливидзе «Знамение» Царскосельская икона Божией Матери (празд. 27 нояб.), чудотворный образ, родовая икона Дома Романовых; в России известна с апр. 1653 г., когда была подарена царю Алексею Михайловичу К-польским патриархом св. Афанасием III Пателларием; считается, что последний раз ее видели во время отречения государя от престола. По преданию, имп. Петр I, перевезший образ из Москвы в С.-Петербург, благословил им цесаревну Елизавету, к-рая в 1734 г. специально для этой иконы поручила архит. И. Я. Бланку разработать проект каменного храма в имп. резиденции Царское Село, сооруженного им в сотрудничестве с М. Г. Земцовым и освященного в мае 1747 г. Др. свидетельством благоговейного почитания иконы имп. Елизаветой Петровной служат сведения о том, что в ночь перед переворотом, после к-рого она взошла на престол (27 нояб. 1741), она усердно молилась перед иконой. В торжестве 3-дневного перенесения иконы из С.-Петербурга в новый храм в Царском Селе участвовали Святейший Синод и весь двор, императрица прошла всю дорогу и даже помогала нести образ. До 1831 г. образ находился над царскими вратами иконостаса, над изображением Тайной вечери. Ее выносили из храма только 12 мая 1812 г., во время пожара, охватившего дворец и угрожавшего Знаменской ц. В 1831 г., после избавления Царского Села от холеры, случившегося по совершении 5 июля молебна перед вынесенной в центр храма иконой «Знамение» и крестного хода с ней вокруг города, она была помещена перед правым клиросом Знаменской ц. Тогда же по просьбам горожан был учрежден ежегодный крестный ход: до 1917 г. в этот день икону после обедни выносили на дворцовую площадь, где перед ней совершался предшествующий крестному ходу коленопреклоненный молебен. В XVIII в. был выполнен ее 1-й список, к-рый также находился в Царском Селе, в т. ч. во время пожаров и эпидемий. Вероятно, перед этой иконой имп. Александра Феодоровна молилась во время первой мировой войны, когда государь уехал в Ставку. В 1942 г. из осажденного Ленинграда, героически перебравшись через линию фронта, к оккупантам г. Пушкин (ранее Царское Село) пришли сестры Зоя и Вера Шамонины - дочери известного с.-петербургского прот. Владимира, духовного сына прав. Иоанна Кронштадтского. Они просили отдать им находящийся в Знаменской ц. образ (список XVIII в.) и получили его. Не возвращаясь в блокадный город, они отправились в Ригу, где икона и находилась до конца войны. В 1946 г. митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) передал ее в ц. ап. Иоанна Богослова при СПбДА, где она пребывает в наст. время. В Знаменской ц. находится ее список XX в.

http://pravenc.ru/text/199925.html

Георгия Победоносца (1771), теплая каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделом Сретения Господня (1859-1860), возведенная на средства бывш. Полтавского и Переяславского еп. Нафанаила (Савченко; † 1875), а также келейные и хозяйственные постройки. В 1874 г. в 2 верстах от К. м., на территории монастырского поместья «Дача», было основано жен. епархиальное ДУ (впосл. 3-классное), при котором имелся домовый деревянный храм во имя ап. Иоанна Богослова с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (закрыт в 20-х гг. XX в.). К поместью «Дача» примыкал сад «Куща». В 1903 г. К. м. приобрел хутор Ивановщина размером 300 дес. На его территории в нач. XX в. была возведена каменная ц. во имя Св. Троицы. Кроме того, К. м. принадлежал хутор Борзаковщина, расположенный в 12 км от обители. К 1904 г. мон-рь получал из казны 460 р. 84 к. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2014 г. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2014 г. К сер. XIX в. в К. м. хранились подаренные еп. Софронием (Кристалевским) серебряный потир весом 7 фунтов 9 золотников, серебряная дарохранительница, выполненная «в виде башни или прорезной пирамиды», украшенные серебром большое и малое Евангелия (1754, 1759), а также грамоты царей Алексея Михайловича, Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софии Алексеевны, относящиеся к владениям нескольких киевских мон-рей ( Думитрашко. 1859. С. 38-44). Чтимая Дубенская икона Божией Матери сначала находилась в Георгиевской ц., с кон. XVII в.- в Покровском храме над царскими вратами, а к нач. XX в.- в Преображенском соборе над царскими вратами, в «устроенном золоченом круге»; в дни особых торжеств ее спускали «для благоговейного поклонения» паломников. 16 авг. совершался крестный ход в с. Антиповка с Дубенской иконой «в воспоминание избавления» селян от эпидемии холеры в 60-х гг. XIX в. 24 авг. икону возвращали в обитель и 25 авг. обносили вокруг К. м. с чтением Акафиста. В К. м. хранился ковчег с частицей мощей сщмч. Харалампия, к-рый сестры обносили вокруг мон-ря во время крестного хода 10 февр.

http://pravenc.ru/text/2458941.html

Наибольшее количество чудес, совершавшихся по молитвам к И. З., датировано 1717 г. Так, 23 июня 1717 г., на праздник Владимирской иконы Божией Матери, во время крестного хода по близлежащим деревням мон. Сергий посетил настоятеля Ильинской ц. на Выгалове свящ. Полиевкта, который был тяжело болен «каменной болезнью». Монах утешил отчаявшихся родственников, рассказав им о чудесах, совершающихся в Заоникиевой пуст. Он предложил больному посетить пустынь. Священник, который уже лежал на смертном одре и не мог говорить, глазами выразил согласие. В рассказе о чуде (оно названо «изящным») сообщается, что через 2 дня иерей Полиевкт с крестным ходом пришел в пустынь, где «конечное целение получи». Чудо 24 Сергий сопроводил замечанием: «удивлению и памяти достойно». В нем повествуется об исцелении крестьянки Марии Зайцевой из дер. Ильинской Кубенской вол. Ослепнув, она не могла помогать своему мужу-пекарю, к-рый всякий раз укорял ее. Во время молитвы Марии явился старец с иконой в руках и благословил. Женщина стала различать окружающие предметы и отправилась в поле жать пшеницу. Однако здесь, будучи еще слабой после болезни, она на короткое время заснула и увидела себя в Заоникиевой пуст., где к ней подошел монах, «в мантию и куколь оболчен, высок видением, браду долгу зело, седу имея, в руках жезл держа», и исцелил ее. Нек-рые чудеса записаны исцелившимися собственноручно. 6 июня 1719 г. в Заоникиеву пуст. приезжала игум. вологодского Успенского Горнего мон-ря Афанасия (Блезнина), ее правая рука распухла и не двигалась. В часовне у гроба И. З. игумения исцелилась, о чем «исписала епистолию своею рукою» (РГБ. Волог. 74. Л. 94). Но были и противники почитания святого. Свящ. Василий, настоятель вологодской Преображенской ц. во Фрязинове, запрещал своим прихожанам ходить на богомолье в Заоникиеву пуст. Когда однажды священник по своему обыкновению начал хулить И. З., то внезапно ослеп. Прихожане отвели его в храм, где он, покаявшись, прозрел. У иером. Иоасафа из вологодского Димитриева Прилуцкого монастыря , не верившего в чудеса святого, отнялись правая рука и нога. Рассказ о его исцелении написан от 1-го лица и завершается словами: «...и ныне вседушевно верую и проповедую истинно угодника Христова и подписуюсь своеручно» (РГБ. Волог. 100. Л. 61 об.).

http://pravenc.ru/text/673669.html

Церемония завершилась посещением домовой церкви великокняжеской семьи - Благовещенского собора, когда снова читалась ектения и кн. Юрий вновь трижды осыпал Д. И. деньгами. Появление этой части в рус. обряде, очевидно, связано с распространенным в великокняжеской среде убеждением в благотворной силе молитвы предков. Согласно пространной редакции, сообщения о коронации Д. И. были посланы в Рязань, Псков, Новгород и Казань. В тот же день был устроен пир, на к-ром Д. И. получил от деда «крест золот Парамшинскои» на золотой цепи, золотой пояс, украшенный драгоценными камнями, и «сердоличную коробку» - предметы, хранившиеся в великокняжеской казне с 1-й пол. XIV в. По-видимому, вскоре после коронации Д. И. была выткана (вероятно, его матерью Еленой) пелена с изображением крестного хода из Благовещенского и Успенского соборов Кремля в Вербное воскресенье 8 апр. 1498 г. и молебна митр. Симона с духовенством перед вынесенной на площадь Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия». На пелене помещено также изображение присутствовавшей на церемонии великокняжеской семьи. В отличие от др. ее членов Иоанн III и Д. И. изображены в коронах и с нимбами. А. А. Зимин связывал с коронацией Д. И. появление сказания о происхождении рус. князей от имп. Августа («Сказание о князьях владимирских»), но эта т. зр. общего признания не получила. Провозглашенный вел. князем, Д. И. в отличие от отца не получил удела, не выдавал и не подтверждал жалованных грамот. В 1498-1499 гг. он выступал как верховный судья, к-рый (одновременно с дедом) рассматривал в последней инстанции поступавшие в Москву судебные дела. (Вскоре после коронации Д. И. посол ливонского магистра писал германскому императору: «С этим внуком имеет старый государь русских все управление страной один в своих руках - и хочет других двух родных сыновей оставить без всякой власти и уделов» (цит. по: Лурье. С. 214).) Погребение вел. кн. Димитрия Иоанновича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVII в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 698) Погребение вел.

http://pravenc.ru/text/178203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАРЫШСКАЯ И ИНЗЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ Образована решением Синода от 26 июля 2012 г. путем выделения из состава Симбирской епархии . Включена в состав Симбирской митрополии . Объединяет приходы в административных границах Базарносызганского, Барышского, Инзенского, Николаевского, Павловского, Радищевского, Старокулаткинского районов Ульяновской области. Кафедральный город - Барыш, кафедральные соборы - храм во имя Святой Троицы в Барыше и Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Инзе. Правящий архиерей - еп. Барышский и Инзенский Филарет (Коньков) . Епархия разделена на 5 благочиний. При ЕУ работают отделы по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, религиозного образования и катехизации, социальной деятельности и церковной благотворительности,миссионерский, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по тюремному служению, по делам молодёжи, по взаимодействию с казачеством, комиссия по вопросам семьи и защиты материнства. В Б. и И. е. имеется 88 приходов (70 храмов, 17 часовен, 12 молитвенных домов и комнат), 1 монастырь. В клире епархии состоят 47 священнослужителей (40 священников и 7 диаконов, среди них - 13 монашествующих. Епархиальные СМИ включают официальный сайт (http://barysh-eparhia.ru) и ежемесячную газету " Моя епархия " . Святыни и крестные ходы Главная святыня Б. и И. епархии - Казанская Жадовская икона Божией Матери (см. в ст. Казанская икона Божией Матери ). С 2004 г. возрождена традиция крестного хода с иконой, к-рый охватывает большинство приходов епархии и занимает от 7 до 8 недель: 2 недели К. Ж. и. пребывает в храмах г. Симбирска, 5-6 - в сельских церквах. Над родником, в к-ром, по преданию, была обретена К. Ж. и., построен храм-купальня. Монастыри и подворья На территории Б. и И. е. в с. Самородки находится Казанской иконы Божией Матери мужской монастырь (Жадовская пустынь) ; основан в 1714 г., в 1764 г. упразднен, в 1846 г. возрожден, в 1919 г. закрыт, решением Синода от 5 окт. 1994 г. мон-рь был возобновлен). В с. Новая Ханинеевка указом еп. Барышского Филарета от 11 июля 2013 г. при храме Николая Угодника было организоваано архиерейское подворье. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1969278.html

В XIX в. ход приобрел еще большую торжественность (Там же. С. 57-62). В 1860 г. в нем участвовало более 60 тыс. чел. Ход растягивался более чем на 30 км, и когда первые уже входили в пустынь, другие еще толпились на Красной пл. в Курске. Известна гравюра, исполненная ок. 1839 г. поручиком Ф. А. Джунковским, на к-рой показано шествие с чудотворным образом через Красную пл. Курска: «…при совершении этого величественного крестного с Чудотворной Иконой хода в Коренную пустынь богомольцы сопровождают ее в таком множестве, что подобного стечения народа не встретишь не только в России, но и во всей Европе» ( Джунковский. 1839. С. 7-8; см. также литографию 1839 г. работы Л. П. А. Бишебуа, В. Адама и Ф. Бушо с оригинала Джунковского, ГРМ). В 1852 г. по распоряжению правительства все присутственные места Курска освобождались от занятий в дни принесения иконы: в 9-ю пятницу после Пасхи и 13 сент., а также 27 нояб., в день празднования К. и. Проведение крестного хода совпадало с открытием Коренной ярмарки и привлекало много народа. Вид крестного хода запечатлен на картине И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883, ГТГ). После попытки взрыва К. и. в 1898 г. еп. Курский и Белгородский Ювеналий (Половцев) просил разрешения установить празднование в честь чуда спасения иконы во всех церквах и мон-рях Курской епархии; насельник Знаменского мон-ря мон. Иасон написал службу с акафистом иконе, однако она не получила одобрения духовного начальства. В наст. время чудо 8 (21 марта) отмечается службами в Знаменском соборе и в Коренной пуст. В 2009 г. прот. Евгением Тюриным под редакцией Германа (Моралина), митр. Курского и Рыльского, составлен акафист К. и., к-рый читается каждые пятницу и воскресенье в Знаменском соборе (кроме пасхального и великопостного периодов). В РПЦЗ также существовали Акафист и молитва К. и., одобренные указом Архиерейского Синода к богослужебному употреблению в Новокоренной пуст. ( Серафим (Иванов). 1963. С. 155-168, 169). К. и. в XX - нач. XXI в. Прибытие Курской-Коренной иконы Бо-жией Матери «Знамение» 23 сент.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Напр., на иконе XIX в., написанной в пару к иконе прп. Сергия Радонежского (обе в частном собрании), М. показан в рост в 3/4-ном развороте влево, его лик обращен к лучу света. Руки крестообразно сложены на груди в жесте смирения и принятия благодати. Так же, в молении, М. представлен в композиции с видом Клопского мон-ря. Впервые этот извод встречается в росписи на юж. стене Троицкого собора Клопского мон-ря (1-я четв XVIII в.). Прп. Михаил Клопский. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря. 1649 г. Артель Степана Рязанца и Василия Ильина Прп. Михаил Клопский. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря. 1649 г. Артель Степана Рязанца и Василия Ильина К этой росписи близка самая ранняя известная икона такого типа в Успенской ц. в дер. Курицко Новгородской обл. (ок. 1865, под записью нач. XXI в.). Икона была заказана для этой церкви крестьянами дер. Любоежа (ОПИ НГОМЗ. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Л. 13-13 об.; см.: Моисеев. 2013). Композиционно икона делится на 2 части. В верхней - представлен М., стоящий на берегу реки на фоне Клопского мон-ря и обращенный в молитве за свою обитель к Св. Троице (т. н. новозаветной; в левом верхнем углу); он держит свиток с текстом: «Не скорбите убо братия моя, но по сему разумейте, аще угодна будет пред Богом молитва моя…» Тут же показано изображение крестного хода: на берегу шествие, направляющееся из ворот мон-ря к реке, скопление лодок с людьми. Это изображение является иллюстрацией крестного хода, к-рый совершался каждый год 23 июня, когда после Божественной литургии из Успенской ц., расположенной на берегу оз. Ильмень, жители окрестных селений шли до р. Веряжи, потом плыли на лодках по реке до Клопского мон-ря, а навстречу им выходил другой крестный ход из мон-ря. В нижней части иконы изображено «Чудо о двух вельможах, судившихся в веси, нарицаемой Курицко», известное по Житию святого. В нем впервые упоминается курицкая Успенская ц. в связи с историей тяжбы о земельных угодьях вельмож Олоферия Ивановича и Ивана Семеновича Лощинского: один из них изображен стоящим перед иконой «Успение Пресв.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

диптих, изображающий достойного (А.) и недостойного (Михаил-Митяй) архипастырей. Повести были включены в летописный свод 1409 г., к-рый отразился в пергаменной Троицкой летописи, сгоревшей в 1812 г., Рогожском летописце и Симеоновской летописи. Мощи А. были открыты в 1431 или 1438 г. при ремонте Благовещенского придела собора Чудова мон-ря, где находилась гробница святителя. Косвенная дата, сообщаемая рассказом об открытии мощей (60 лет после смерти, т. е. 1438), не согласуется с именем митрополита, при к-ром произошло событие (в повести называется Фотий , умерший в 1431, тогда как в 1438 Главой Русской Церкви был Исидор ). Учитывая, что точная дата кончины А. (год, месяц, число и день недели) была надежно зафиксирована летописью, более вероятно предполагать, что автор повести об открытии мощей, созданной в окружении св. митр. Ионы , не желал связывать обретение мощей великого Московского святителя с именем митрополита-униата. Из-за продолжительной усобицы князей московского дома прославление А. задержалось еще на десятилетие. В 1448 г. митр. Иона установил празднование успения и обретения мощей А. После этого почитание А. (первоначально в границах Великого княжества Московского) получило самое широкое распространение. Наряду с митр. Петром (и позднее свт. Ионой) А. стал олицетворением Русской Церкви (митрополичья кафедра начала официально именоваться «престолом Московских чудотворцев») и Московского гос-ва. Уже в «проклятой» грамоте кн. Дмитрия Юрьевича Шемяки вел. кн. Василию II Васильевичу нач. 1448 г. А. фигурирует среди рус. святых - гарантов крестного целования вместе с митр. Петром, свт. Леонтием, еп. Ростовским и прп. Сергием Радонежским (ПСРЛ. Т. 25. С. 269). Начиная с 1472 г. (похода вел. кн. Иоанна III на Новгород) обычаем становится моление московских правителей у гробниц святителей (в т. ч. А.) перед военными походами. Между 1483 (закладка трапезной ц. во имя А. в Чудовом мон-ре) и 1503 гг. (строительство собора) мощи святителя были перенесены в новую трапезную церковь. В 1501 г. по повелению вел. кн. Иоанна III в Чудовом мон-ре был заложен новый собор на месте разобранного старого, построенного еще самим А.; освящен в 1503 г. В нояб. 1518 - июне 1519 г. у раки А. совершился ряд отмеченных летописью чудесных исцелений больных различными недугами (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 31-33). В 1522 г., во время прихода под Москву крымского войска хана Мехмед-Гирея, А. вместе с др. Российскими чудотворцами явился жителям города в видении крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери , знаменуя заступничество от вражеского нашествия.

http://pravenc.ru/text/81755.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010