Ю. Б., не заслуживает доверия): князь был убит ночью в своем Боголюбовском дворце. Подробный рассказ об этом («О убьении Андрееве»), записанный очевидцем или со слов очевидцев, сохранился в пространной редакции в Киевской летописи, в краткой - во Владимирской. Точность этого рассказа подтвердило обследование останков святого в 1934 г. Рассказ живо отражает всю остроту общественного недовольства, царившего в конце правления А. Ю. Б. и сфокусированного на личности князя, некогда пользовавшегося общей любовью. Его тело 2 дня лежало брошенным сначала на огородах, а затем в притворе Рождественской ц. без отпевания и только через неделю было перенесено во владимирский Успенский собор, где и совершилось погребение. Княжеский дворец в Боголюбове был разграблен, грабежи и убийства княжеской администрации происходили в самом Владимире и по всей земле («в волости») и прекратились лишь после крестного хода с Владимирской иконой Богоматери. Неудача слишком самовластной, по понятиям того времени, политики А. Ю. Б. была очевидна, и она не нашла себе продолжателей, так же как и род князя. Единственный из его сыновей, переживший отца,- Юрий был вынужден по вокняжении во Владимире Всеволода Юрьевича бежать к половцам, в 1184 г. был приглашен в Грузию, где стал мужем царицы Тамары и после 1188/89 г. безуспешно боролся за груз. престол. При всем том рассказ о гибели А. Ю. Б. прославляет князя как храмоздателя, второго царя Соломона (перекличка с похвалой Ярославу Владимировичу Мудрому в ПВЛ), щедрого жертвователя в пользу Церкви, нищелюбца, ревностного распространителя христианства. Высоко оценивается личное благочестие А. Ю. Б., любившего молиться в церкви по ночам: «Покаянье Давидово приимая, плачася о гресех своих». Составитель рассказа пишет об А. Ю. Б. как об «угоднике» Божием, «страстотерпце», к-рый «кровью мученичьскою умывся прегрешений своих со братома своима с Романом и с Давыдом» (т. е. со святыми Борисом и Глебом). Автор призывает погибшего князя молиться «о племени своем… и о земли Руськои».

http://pravenc.ru/text/115338.html

Георгия Победоносца (1771), теплая каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделом Сретения Господня (1859-1860), возведенная на средства бывш. Полтавского и Переяславского еп. Нафанаила (Савченко; † 1875), а также келейные и хозяйственные постройки. В 1874 г. в 2 верстах от К. м., на территории монастырского поместья «Дача», было основано жен. епархиальное ДУ (впосл. 3-классное), при котором имелся домовый деревянный храм во имя ап. Иоанна Богослова с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (закрыт в 20-х гг. XX в.). К поместью «Дача» примыкал сад «Куща». В 1903 г. К. м. приобрел хутор Ивановщина размером 300 дес. На его территории в нач. XX в. была возведена каменная ц. во имя Св. Троицы. Кроме того, К. м. принадлежал хутор Борзаковщина, расположенный в 12 км от обители. К 1904 г. мон-рь получал из казны 460 р. 84 к. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2014 г. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2014 г. К сер. XIX в. в К. м. хранились подаренные еп. Софронием (Кристалевским) серебряный потир весом 7 фунтов 9 золотников, серебряная дарохранительница, выполненная «в виде башни или прорезной пирамиды», украшенные серебром большое и малое Евангелия (1754, 1759), а также грамоты царей Алексея Михайловича, Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софии Алексеевны, относящиеся к владениям нескольких киевских мон-рей ( Думитрашко. 1859. С. 38-44). Чтимая Дубенская икона Божией Матери сначала находилась в Георгиевской ц., с кон. XVII в.- в Покровском храме над царскими вратами, а к нач. XX в.- в Преображенском соборе над царскими вратами, в «устроенном золоченом круге»; в дни особых торжеств ее спускали «для благоговейного поклонения» паломников. 16 авг. совершался крестный ход в с. Антиповка с Дубенской иконой «в воспоминание избавления» селян от эпидемии холеры в 60-х гг. XIX в. 24 авг. икону возвращали в обитель и 25 авг. обносили вокруг К. м. с чтением Акафиста. В К. м. хранился ковчег с частицей мощей сщмч. Харалампия, к-рый сестры обносили вокруг мон-ря во время крестного хода 10 февр.

http://pravenc.ru/text/2458941.html

Церемония завершилась посещением домовой церкви великокняжеской семьи - Благовещенского собора, когда снова читалась ектения и кн. Юрий вновь трижды осыпал Д. И. деньгами. Появление этой части в рус. обряде, очевидно, связано с распространенным в великокняжеской среде убеждением в благотворной силе молитвы предков. Согласно пространной редакции, сообщения о коронации Д. И. были посланы в Рязань, Псков, Новгород и Казань. В тот же день был устроен пир, на к-ром Д. И. получил от деда «крест золот Парамшинскои» на золотой цепи, золотой пояс, украшенный драгоценными камнями, и «сердоличную коробку» - предметы, хранившиеся в великокняжеской казне с 1-й пол. XIV в. По-видимому, вскоре после коронации Д. И. была выткана (вероятно, его матерью Еленой) пелена с изображением крестного хода из Благовещенского и Успенского соборов Кремля в Вербное воскресенье 8 апр. 1498 г. и молебна митр. Симона с духовенством перед вынесенной на площадь Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия». На пелене помещено также изображение присутствовавшей на церемонии великокняжеской семьи. В отличие от др. ее членов Иоанн III и Д. И. изображены в коронах и с нимбами. А. А. Зимин связывал с коронацией Д. И. появление сказания о происхождении рус. князей от имп. Августа («Сказание о князьях владимирских»), но эта т. зр. общего признания не получила. Провозглашенный вел. князем, Д. И. в отличие от отца не получил удела, не выдавал и не подтверждал жалованных грамот. В 1498-1499 гг. он выступал как верховный судья, к-рый (одновременно с дедом) рассматривал в последней инстанции поступавшие в Москву судебные дела. (Вскоре после коронации Д. И. посол ливонского магистра писал германскому императору: «С этим внуком имеет старый государь русских все управление страной один в своих руках - и хочет других двух родных сыновей оставить без всякой власти и уделов» (цит. по: Лурье. С. 214).) Погребение вел. кн. Димитрия Иоанновича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVII в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 698) Погребение вел.

http://pravenc.ru/text/178203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ († 24.08.1608, Псков), еп. Псковский и Изборский. В 1587-1594 гг. был игуменом псковского Снетогорского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . В 1594 г. хиротонисан во епископа Псковского и Изборского. (Утверждение еп. Амвросия (Орнатского) и П. М. Строева о том, что Г. до хиротонии являлся архимандритом Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря в Москве, ошибочно.) В 90-х гг. XVI в. Псковская кафедра вслед. затяжной Ливонской войны (1558-1583), в частности осады города и Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря войсками кор. Стефана Батория (1581), по-видимому, находилась в тяжелом материальном положении. В 1597/98 г. Г. и псковичи решили позолотить купол псковского кафедрального собора во имя Св. Троицы, но «не возмогоша». Псковичей поддержал воцарившийся в 1598 г. Борис Феодорович Годунов, к-рый выделил на украшение собора 2300 р. При Г. в память об избавлении города и Псково-Печерского мон-ря от осады польско-литов. войск был учрежден крестный ход из мон-ря в Псков (обет об установлении крестного хода в 7-ю неделю по Пасхе в случае избавления дали иноки мон-ря во время осады). 24 мая 1601 г. Г. отправил в Печерский мон-рь чины празднования, относящиеся к службам в Пскове и к встрече хода в городе, а также дал распоряжение игум. Псково-Печерского мон-ря Иоакиму написать устав праздничного монастырского богослужения и чин самого хода. 4 июня работа была закончена. Г. одобрил труд игум. Иоакима и установил, чтобы за трапезой в мон-ре в тот день читалось «в Повести печерской о нахождении литовскаго краля ко Пскову» (Цит. по: Малков. С. 168). Г. покровительствовал Псково-Печерскому мон-рю, считая, что одно лишь погребение в его пещерах освобождает от грехов. Н. И. Серебрянский полагал, что Г. сам сделал запись в «Повести о Печерьском монастыри, иже в Пъскове» об одном исцелении или по крайней мере свидетельствовал это чудо ( Серебрянский. С. 166). В апр. 1602 г. мон. Псково-Печерского мон-ря Григорий «понуждением и благословением» Г. взялся за написание новой редакции жития блгв. кн. псковского Всеволода (Гавриила) Мстиславича (РНБ. Q.I.70. Л. 69; см.: Серебрянский. С. 180; Охотникова В. И. Григорий//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 173). При Г. продолжалась работа местных летописцев. В кон. XVI - нач. XVII в. в Пскове и др. городах епархии активно переписывались книги, мн. рукописи имеют подробные, летописного характера выходные записи (напр., список Слов на все недели Постной Триоди - РГБ. Егор. 95. Л. 481-482).

http://pravenc.ru/text/162076.html

Нетленные мощи Н. в деревянной раке в приделе Иоакима и Анны Софийского собора упоминаются в описях XVII в., в частности в памятнике «О святей соборной церкви Софии Премудрости Божии, иже в Велицем Новеграде, и о новгородских чудотворцех, идеже койждо лежит» (составленном при митр. Киприане (Старорусенкове) , 1626-1634) («...и вси православнии христиани прикасаютца им невозбранно, и исцеление подавает с верою приходящим, и до днесь свидетельствованы, и поют ему службу болшую с полиелеосом трижды годом» - Янин. 1988. Прил. 5. С. 219), а также в Описи новгородских святынь 1634 г., составленной по распоряжению царицы Евдокии Лукьяновны; при этом сообщается, что от мощей святителя совершаются чудеса: «...разслабленным стягновение, слепым видение, хромым хожение и на враги побеждение дарует» ( Забелин И. Е. Описание новгородской святыни в 1634 г.//ЧОИДР. 1862. Кн. 4. Отд. 5. С. 52; Янин. 1988. С. 221). По свидетельству 2 последних памятников, в XVII в. в Софийском соборе службу Н. совершали 3 раза в год - 31 янв. (день кончины), 30 апр. (обретение мощей) и в пятницу 2-й недели Петрова поста, когда к Софийскому собору шествовал крестный ход в честь Н. от 6 новгородских соборов ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 100; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апр. С. 197; Голубцов. 1899. С. 236-237; см. также др. богослужебные особенности, связанные с почитанием Н.: Там же. С. 40-42, 53, 97-99, 112-113, 129, 130, 141, 142, 160, 168, 202, 223, 234). Во время ежегодного большого крестного хода, к-рый совершался по Софийской стороне Новгорода в 1-е воскресенье после дня святых апостолов Петра и Павла, при остановке у Чудинцовских ворот совершался молебен Пресв. Богородице (в честь Успения) и Н.; в день сретения Владимирской иконы Божией Матери и в среду 4-й Недели по Пасхе те же молебны во время крестного хода совершались «у Черного (Чудного у Великого моста? - М. П.) креста» ( Голубцов. 1899. С. 124, 145, 221). До 2-й пол. XVII в. 30 апр. по богослужебным книгам совершалась служба Н. с полиелеем; при исправлении Типикона в 1641 г. было указано праздновать Н. во всех церквах только 31 янв., а празднование в день обретения его мощей было отнесено к местным праздникам ( Никольский К., прот. Мат-лы для истории исправления богослужебных книг. СПб., 1896. С. 33). В Уставе церковных обрядов, совершавшихся в XVII в. в московском Успенском соборе, говорится под 31 янв.: «Никите Новгородцкому благовест в лебедь, трезвон середней» (РИБ. Т. 3. Стб. 53). Имеются тропарь и кондак Н., составленные вскоре после обретения мощей святителя (см.: Святые Новгородской земли. 2006. С. 76-77).

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Празднование К. и. совершалось несколько раз в год - 2 сент., 12 окт., 18 июля. В воспоминание чудес и в благодарность Божией Матери было установлено 2 ежегодных крестных хода с К. и. вокруг города: 2 сент. в память избавления Калуги от чумы (1771), 12 окт. в связи с избавлением Калуги от нашествия войск Наполеона (при еп. Евлампии учрежден указом Святейшего Синода). Икону приносили накануне празднования из храма с. Калужка в кафедральный собор Калуги. Калужская икона Божией Матери в соборе вмч. Георгия «за верхом» в Калуге Калужская икона Божией Матери в соборе вмч. Георгия «за верхом» в Калуге 18 июля 1892 г., во время эпидемии холеры, калужане пронесли крестным ходом икону вокруг города, и он, «видимо, спасен был от губительного поветрия» заступничеством Божией Матери. С 1893 г. в память этого события при Анатолии (Станкевиче), еп. Калужском и Боровском, был учрежден ежегодный крестный ход 18 июля. Накануне принесения К. и. во всех храмах Калуги 16 июля совершалось всенощное бдение со службой Пресв. Богородице. 17 июля после ранней литургии из собора малый крестный ход шел к Хлюстинским богоугодным заведениям (ныне Калужская городская больница 4, ул. Никитина, 66). Там встречали приносимую из Калужки икону. У архиерейского дома крестный ход ожидал епископ, к-рый возглавлял шествие к Троицкому собору, где служили позднюю литургию. В тот же день во время всенощного бдения в городских храмах совершалась служба Пресв. Богородице, а в соборе перед К. и. читался Акафист Пресв. Богородице. 18 июля к поздней литургии в Троицкий собор сходился причт из всех калужских храмов с иконами и хоругвями. После богослужения с молебном об избавлении «от смертоносной заразы» крестный ход отправлялся на Плац-парадную пл. (ныне на пл. Старый Торг), откуда двигался по улицам города с остановкой для отдыха в Лаврентиевом мон-ре (общая продолжительность - 8 ч.). 20 июля после поздней литургии икону провожали в с. Калужка. Однако путь крестного хода был изменен ради усмирения пожара на вост. стороне города, который грозил перекинуться на центр Калуги. Еп. Анатолий отслужил на пожарище молебен перед К. и. Ветер затих и переменил свое направление, дав возможность потушить пожар ( Лебедев. 1893).

http://pravenc.ru/text/1320157.html

Основное сопротивление в деле распространения унии оказывали мещанские круги. Осенью 1618 г. мещане Могилёва обратились к К. с просьбой отказаться от пастырской визитации города, поскольку там не было униат. паствы. Мещане закрыли перед К. городские ворота. После этого К. получил королевский мандат, по к-рому ему передавались все церкви и мон-ри на территории города. Сопротивление жителей Могилёва было сломлено при помощи вооруженной силы по приказу Льва Сапеги (Определение короля Сигизмунда III по делу между Полоцким архиепископом Иосафатом Кунцевичем и могилевскими правосл. мещанами 22 марта 1619 г.//АВАК. Т. 9. 58). Зачинщики были казнены, на город наложен штраф. Почти одновременно с этим были запечатаны правосл. церкви в Орше. В 1620 г. правосл. еп. Полоцким был поставлен Мелетий (Смотрицкий) , к-рый организовал сопротивление К. и местной униат. иерархии. За насильственные методы насаждения унии в адрес К. неоднократно звучали угрозы со стороны православных, было даже предпринято неск. покушений на него: в Витебске в 1622 г. во время крестного хода на Пятидесятницу и на праздник Преображения Господня, а также в Мстиславле и Орше, где мещане собирались утопить его в Днепре. К. был убит витебскими мещанами во время очередной пастырской визитации города. К тому времени ни в Витебске, ни в Полоцке не осталось ни одного правосл. храма. В Витебске накануне убийства К. местный правосл. свящ. Илия совершал богослужение за городом в поле. События были спровоцированы слугами К., которые схватили свящ. Илию, вызвав тем самым протест витебских мещан. Толпа ворвалась в резиденцию К., избила его слуг, сам же К. был ранен в голову топором и задавлен толпой во дворе, после чего его тело бросили в Зап. Двину. Декретом королевской комиссии во главе с Сапегой от 22 янв. 1624 г. 19 чел. из числа инициаторов нападения были казнены, ок. 100 были осуждены заочно с конфискацией имущества, Витебск был лишен магдебургского права, всех вольностей и привилегий. Почитание в католической Церкви

http://pravenc.ru/text/2462261.html

В 1634 г., после преставления Патриарха Филарета, В. был одним из 3 кандидатов на Патриарший престол. Ростовский митрополит присутствовал на Московских Соборах 1620, 1634, 1640 и 1651 гг. В 1640 г. принимал участие в отпевании Патриарха Иоасафа, в 1642 г.- в избрании Патриарха Иосифа; 28 сент. 1645 г. присутствовал при короновании царя Алексея Михайловича, в 1649 г. участвовал в хиротонии Никона в Новгородского митрополита, в 1652 г.- в отпевании Патриарха Иосифа. В. скончался в Москве во время крестного хода, встречавшего митр. Никона, к-рый перевез из Соловецкого мон-ря мощи свт. Филиппа; на месте его кончины была поставлена часовня «Крест». Тело В. перенесли на подворье Ростовских митрополитов в Дорогомилове, затем в Ростов и похоронили в Успенском соборе, у юж. стены (захоронение в XX в. не вскрывалось). Исследователи считают В. автором «Послания против латинской ереси и о крещении латин» (не сохр.). Известны грамоты, данные В. царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом в июле 1649 и марте 1651 г. о назначении архимандритов в Кириллов Белозерский мон-рь (ИРИ. Ч. 4. С. 481-489). Изображения В. неизвестны. В описи ростовского архиерейского дома 1691 г. приведен перечень принадлежавших В. облачений. Арх.: Архив Ростовского музея. Р-225 [Синодик ростовского Успенского собора. Л. 100, 100 об., 104-106]; Р-1083. [Опись ростовского архиерейского дома 1691 г. Л. 89-90]. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 340; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. С. 21; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Русской Церкви. М., 1890. С. 70-71; Кривоносова В. К. , Уткина В. М. Митр. Варлаам и его вклады в Успенский собор//История и культура Ростовской земли: Тез. докл. науч. конф. Ростов, 1991. С. 26-30; Каган М. Д. Варлаам II//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 154-156; История РЦ. Кн. 6. С. 315-316, 337, 367; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями и надписями из собрания Ростовского музея-заповедника//Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1998. Вып. 9. С. 96-97; она же. Иконы Ростова Великого. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/154225.html

19 янв. 1919 г. Л. организовал в Астрахани крестный ход, не поставив об этом в известность правящего архиерея, и архиеп. Митрофан вынужден был жаловаться на него патриарху. 21 мая того же года архиеп. Митрофан представил патриарху и Синоду рапорт с объяснениями Л., касавшимися прошедшего крестного хода. В нач. 1919 г. Л. председательствовал на совещании Союза религиозных общин, где было решено обратиться к правосл. населению с призывом оказать помощь раненым и больным воинам как бывш. рус. армии, так и Красной Армии. Воззвание заканчивалось ссылкой на Евангелие: «Помните слова Христа: «Я был наг, и вы не одели Меня, был болен, и вы не посетили Меня»». Председатель губчека Г. А. Атарбеков решил, что ссылка на Евангелие сделана для подрыва авторитета советской власти. 7 июня 1919 г. по приказу председателя Астраханского временного революционного комитета С. М. Кирова Л. был арестован и обвинен вместе с архиеп. Митрофаном в организации белогвардейского заговора с целью отравить высший командный состав частей Красной Армии цианистым калием. В следственном деле сохранилось 2 протокола допроса Л. В первом он полностью отрицал свое участие в выступлениях против советской власти, во втором (возможно, сфальсифицированном или подписанном под пыткой) признавался в существовании «контрреволюционной» организации во главе с архиеп. Митрофаном. Расстрелян в один день с архиеп. Митрофаном, 6 июля 1919 г. По сохранившемуся в Астрахани преданию, предположительно известному от келейника Л. Михаила, Л. и архиеп. Митрофан примирились перед расстрелом. Тела казненных были выкуплены верующими. В связи с тем, что в Москве не было сведений о расстреле Л., Синод под председательством патриарха 23 июля в ответ на апрельский рапорт архиеп. Митрофана вынес постановление о запрещении Л. в служении. На месте захоронения Л., у стен Покрово-Болдинского мон-ря, был поставлен памятник из кирпичей, к-рый разрушили в 1930 г. В 1981 г. канонизирован Собором РПЦЗ. Л. почитается верующими Астраханской епархии как подвижник и нестяжатель. В Астраханской епархиальной комиссии по канонизации осуществлялся сбор материалов о Л.

http://pravenc.ru/text/2463515.html

После кончины митр. Хрисанфа († 4 янв. 2011) решением Свящ. Синода от 22 марта 2011 г. на вдовствующую Вятскую кафедру был переведен архиеп. Хабаровский и Приамурский Марк (Тужиков) . 4 окт. 2012 г. В. е. вошла в состав вновь образованной Вятской митрополии . Архиеп. Марк (с 8 окт. 2012 г. в сане митрополита) назначен ее главой. Свящ. Андрей Дудин Святыни и крестные ходы Крестный ход у Никольской часовни на месте явления Великорецкой иконы свт. Николая. Фотография. Нач. ХХ в. Крестный ход у Никольской часовни на месте явления Великорецкой иконы свт. Николая. Фотография. Нач. ХХ в. До 1931 г. в вятском кафедральном Свято-Троицком соборе хранился чудотворный образ свт. Николая, явившийся, по преданию, в 1383 г. на берегу р. Великой, где впосл. возникло с. Великорецкое (Орловский у.). После перенесения в кон. XIV - нач. XV в. образа в Хлынов 21-28 мая ежегодно совершался крестный ход к месту явления иконы. Первоначально паломники приплывали по рекам Вятке и Великой, в 1778 г. еп. Лаврентий (Баранович) издал указ о совершении сухопутного крестного хода, в к-ром могло принять участие большее число молящихся. Крестный ход не совершался в 1733-1737 гг. (по распоряжению Вятского еп. Лаврентия (Горки)), в 30-х - нач. 40-х гг. XX в., в 1959-1989 гг. В наст. время крестный ход протяженностью 150 км совершается 3-8 июня. В 1555-1556 гг. и 1614-1615 гг. явленная икона свт. Николая находилась в Москве, затем возвращалась в Хлынов. После закрытия в 1931 г. Свято-Троицкого собора, с 1922 г. принадлежавшего обновленцам, икона была перенесена в Иоанно-Предтеченскую ц., также находившуюся тогда у обновленцев, икона утрачена в 30-х гг. В наст. время в Серафимовской ц. в Кирове хранится чтимый список с Великорецкой иконы свт. Николая, с к-рой совершается Великорецкий крестный ход. В вятском Троицком соборе хранился обретенный близ с. Курина образ арх. Михаила на камне, к-рый был перенесен в Хлынов в 1740 г. (не сохранился). Ежегодно в июне из собора совершался крестный ход к часовне, построенной на месте явления иконы. В Троицком соборе также находился список с Тихвинской иконы Божией Матери, в 1676 г. привезенный в Хлынов еп. Ионой (не сохранился).

http://pravenc.ru/text/161163.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010