Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance фото СПДА В Царстве Пресвятой Троицы Беседы о литургии. Часть 2 6 мин., 27.05.2015 Текст божественной литургии  В древности в Константинополе, всегда бывшем образцом для провинциальных приходов, в дни крупных церковных праздников люди не сразу собирались в центральном храме святой Софии на литургию, а сначала обходили с крестным ходом почитаемые храмы и святыни города. Там возносили короткие молитвы, а между остановками пели псалмы по строчкам, с припевами. На остановках диакон призывал всех помолиться снова и снова («паки и паки»), а епископ читал молитву, благословляя собравшихся. Сама литургия начиналась уже с пения Трисвятого, когда епископ с участниками крестного хода и ожидающими его в притворе храма людьми входил в центральную часть храма Святой Софии. Впоследствии эти псалмы вошли в богослужение уже и в те дни, когда крестного хода перед литургией не было. Так исторически появились наши антифоны (это слово можно перевести как «попеременно поющиеся стихи), то есть стихи из 102, 145 и других псалмов, которые до сих пор и поются в начале литургии. Литургия, богослужение, за которым мы причащаемся святых Христовых Таин. Это самое главное, ради чего христиане собираются в храм. Сам Бог заповедал нам причащаться, вспоминая Его ради нашего спасения: «Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк, 22: 19, 20). Не случайно, что она начинается торжественным прославлением Бога. Бога Единого в Святой Троице. Стоя перед престолом, священник изображает над ним знак креста напрестольным Евангелием – большой, украшенной и предназначенной для чтения в Церкви книгой – и торжественно возглашает: «Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Храм наполняется светом паникадил, в особо праздничные дни открываются Царские врата. Хор от имени всех нас, молящихся в храме, отвечает древним библейским подтверждением истины – «Аминь!».

http://foma.ru/v-tsarstve-presvyatoy-tro...

151 2. Если кто слово Богородица отнесет к естеству человеческому, которое родилось в соединении с Богом Словом, а не к той, которая раждает его: то мы справедливо скажем, что это слово не соответствует тому, что она родила; потому что истинная мать должна быть одного естества с тем, кто от нее родился. Но можем рассматривать это слово в некотором отношении и к ней: это имя можем употребить о Деве только в том отношении, что храм Бога Слова рассматривается нераздельно с нею; а не потому, что она как бы есть матерь Бога Слова: ибо ни одна мать не может родить того, кто был прежде ее. Слухи об этом учении, думаю, прежде еще дошли до тебя; но мы передаем и о том, что относится лично к нам обоим. Объясняем из самого хода событий, что мы с братским участием желаем знать дело тех лиц, о которых мы говорили, а не с тем, чтобы только удовлетворить своему докучливому любопытству. Будем извещать друг друга, как брат брата, о том, что будет касаться нас, передавая один другому верные сведения о всех толках в учении веры, так как я главным содержанием переписки поставил для себя одну истину; в начале этого послания я сказал, что мы с братскую доверчивостию обязаны говорить друг с другом. Приветствуем тебя со всею во Христе братиею; которая с тобою, я и все, которые со мною. XIII. Другое послание Нестория к папе Келестину. Часто я писал к твоему благочестию о Юлиане, Оронте и о других, присвояющих себе сан епископов, которые, часто получая доступ к благочестивейшему и августейшему императору, ищут у него защиты, и пред нами постоянно жалуются, что они в век православия изгнаны из областей Запада, как неправославные; но до сего времени от твоего благочестия мы не получали писем о них. Если бы я имел их, я мог бы отвечать и отвечать коротко на их жалобы; а теперь, когда неизвестно, справедливы ли слова их, никто не знает, как поступить с ними; ибо иные называют их еретиками и говорят, что за это они изгнаны из областей Запада, тогда как сами они клянутся, что их преследует клевета и что они по проискам терпят беды за православную веру.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

1.2. В Новом Завете сам Спаситель уже ясно выражает мысль об особых ангелах-хранителях при каждом из верующих в Него. Отвечая на вопрос учеников своих: кто больше в Царстве Небесном? (Матф. 18:1), Господь, призоав отроча, постави е посреде их, и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя , (здесь, очевидно, разумеется отроча в смысле духовном, т, е. всякий обратившийся к Христианству, умалится, как это дитя ) во имя Мое, тот Меня принимает: а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня (еще прямее указание, что под малыми или детьми разумеются здесь верующие во Христа, кроткие и смирные сердцем), тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (2—6). Сказав потом еще несколько слов о соблазнах, как они многочисленны в мире и пагубны, и как бороться с ними (ст. 7—9), Господь снова обратился мыслью к малым тем, которых только что назвал верующими в Него, и заключил: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (10). В этих-то последних словах и содержится ясное учение, что у каждого из верующих во Христа есть свой, особый ангел-хранитель. Ибо - а) как мы видели из всего хода речи Спасителя, под малыми или младенцами Он разумел именно последователей своих, младенцев в смысле духовном, и б) вот о них-то Он выразился: Ангелы их ( ο αγγελοι αυτν ), т.е. ангелы, приставленные к каждому из них, ангелы собственные. В таком точно смысле понимали слова Спасителя о малых и об ангелах их знаменитейшие Отцы Церкви: Василий Великий, Златоуст и другие. 1.3. Вследствие столь ясного учения самого Господа, вера в бытие особенного ангела-хранителя при каждом Христианине существовала еще в Церкви апостольской, как показал следующий случай (Деян. гл. 12). Апостол Петр, по повелению Ирода, был заключен в темницу и находился под самой сильной стражей (4). Вся церковь прилежно молилась об освобождении его (5). И вот в одну ночь, когда многие собрались в доме Марии и молились (12), Апостол, будучи чудесно изведен ангелом из темницы, внезапно приходит к этому дому и стучит в дверь. Служанка, выбежавшая на стук, узнает голос Петра, и от радости не отворив дверей, спешит назад с известием, что пришел Петр. Пораженные неожиданностью, Христиане не хотели верить служанке, думая, что она ошиблась, и когда она настаивала на своем, сказали наконец: «это, верно, не сам он, а ангел его,» - говорили: это Ангел его (15). Важно здесь, во-первых, самое выражение: Ангел его , т.е. ангел особый, приставленный лично к апостолу Петру; а во-вторых, то, что так выразились, Следовательно, так веровали все Христиане, находившиеся тогда в собрании на молитве, а они были многие .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

1Ин.4:15–16 . «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём». Объяснение. Кто в силу этого свидетельства сердцем верует и устами исповедует, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий, Богочеловек, обетованный Искупитель мира, и кто сообразно с этим исповеданием ведёт и жизнь таковую, т.е. веру свою свидетельствует и делами своими, в том пребывает Бог и он в Боге: ст.12; 1Ин.3:24 ; Иак.2:14–24 . 1Ин.5:13 . «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». Объяснение. Это внутреннее свидетельство об Иисусе Христе Сыне Божием верующего не имеет убедительной силы для неверующего: ст.10:12, и это неверие в высочайшее свидетельство Бога о Сыне гибельно: ст.9; здесь выводится, по словам блаж. Феофилакта, как бы заключение всего послания: Я, говорит апостол, написал это вам как наследникам жизни вечной. Ибо для тех, которые не живут по надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг перед свиньями непохвально: Мф.7:6 . Отсюда вывод таков: вера в Сына Божия, не сопровождаемая добрыми делами, не полезна: Иак.2:15–24 ; Лк.10:17:6:46 . Рим.3:3–4 . «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоём» ( Пс.50:6 )». Объяснение. Неверность человеческая Богу, конечно, не может уничтожить верности Божией: 2Тим.2:13 ; но этой верностью своей человек оправдаться пред Богом не может, ибо оправдывается он исполнением воли Божией: Мф.7:21 ; т.е. трудами и подвигами; Мк.8:34 ; Рим.2:6:13 ; 1Кор.3:8 . Рим.3:28 . «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона». Объяснение. Если тот же апостол Павел говорит и об исполнении евангельского закона: Рим.12:1:9:11 , то очевидно, что в этом месте апостол считает ненужными для уверовавшего во Христа только дела обрядового закона Моисеева, что нетрудно разуметь из хода речи всей 3 главы и последующей 4-й, а потому на одну веру, без совершенствования её добрыми делами, полагаться опасно: 2Кор.6:4–6 . Действительно, оправдание в таинстве Крещения даётся только по вере: Мк.16:16 ; 1Кор.6:11 ; но оправдание на суде Христовом будет и по делам: 2Кор.5:10 ; Мф.25:34–35 ; да и апостол не отвергает добрых дел: 1Тим.4:7:6:18 ; Гал.6:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Кор.15:24 . «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу». Объясн. То упразднение, о котором говорит здесь апостол, произойдёт при конце мира и торжестве Церкви; кроме того, здесь разумеются у апостола начальство, власть и сила, враждебные Христу, что видно из следующих ст.25–26 той же главы. Можно ли причислять сюда благочестивых государей, ревнующих о насаждении и распространении веры Христовой. Иер.13:18–19 . «Скажи царю и царице: смиритесь, сядьте пониже, ибо упал с головы вашей венец славы вашей. Южные города заперты, и некому отворять их; Иуда весь отводится в плен, отводится в плен весь совершенно». Объясн. В ст.18 под царём и царицей разумеются предпоследний царь иудейский Иехония и его мать, которых Господь определил лишить царского достоинства и предать царю вавилонскому. В 19 ст. разумеются города колена Иудина, и главным образом Иерусалим: ст.9 и 10. Для всякого очевидно, что здесь и намёка нет на непочитание Богом установленной царской власти: Рим.13:1–2 ; 1Пет.2:13–14 . Здесь только говорится, что как народ, так и представители его за грехи свои могут быть наказаны Богом и действительно наказываются, если не исправляются нравственно, как, например, Содом и Гоморра. Дан.7:17–27:11:2–15 . В этих местах, как видно из хода речи, говорится о правителях, царях и царствах языческих и Иудейских до христианского времени. Объясн. Об обязанности повиновения царю и постановленным от него властям здесь не говорится, а между тем в Новом Завете есть на это ясные и определённые указания: Рим.13:1–5 ; 1Пет.2:13–15:18 . Господь угрожает даже наказанием противникам царя: Рим.13:2 ; 1Цар.26:16 . Мих.3:1–3 . «И сказал я: слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли должно знать правду? А вы ненавидите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их и плоть с костей их. Едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть как бы в котёл». Объясн. Несправедливо и даже неразумно это пророчество, как и другие подобные сему ветхозаветные пророчества, сближать с современными правителями и царями, власть коих признана законной Священным Писанием Нового Завета: Мф.22:21 ; 1Пет.2:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Тим.2:7 .  для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине. Для проповедания этой-то великой истины был призван и сам Павел. Чтобы уверить в этом читателей, апостол клянется (ср. Рим 9:1 ). Клянется он в том, что Бог действительно послал его проповедовать о всемирном спасении; эта клятва была нужна ввиду того, что некоторые продолжали думать, что спасение будет дано одним иудеям или прозелитам. « В вере и истине». Эти слова относятся к выражению « учителем язычников» и показывают характер деятельности Павла как учителя язычников. Он поступал как верный и истинный служитель Христов. Таким образом, собственная деятельность Апостола Павла, обращавшегося с проповедью о спасении ко всем людям, дает ефесским христианам побуждение молиться также за всех людей, без исключения. 1Тим.2:8 .  Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; Апостол доказал необходимость молиться за всех людей. Теперь он приступает к наставлениям относительно порядка совершения молитвы в общественном богослужении. « Итак», т. е. в силу того, что он, Павел, является руководителем и учителем верующих, о чем он сказал в 1Тим.2:7 . « Желаю» – правильнее: хочу ( βολομαι), высказываю решительно свою волю (ср. различие между θλω " желаю» и βολομαι »хочу» в Ев. Мф 1:19 ). « На всяком месте» – т. е. на всех местах, где собираются христиане для общественного богослужения. « Произносили молитвы» – как видно из всего хода мыслей, молитвы от лица всей Церкви. « Мужи» – т. е. мужчины. Женщинам апостол воспрещал активно выступать в общественном богослужении ( 1Кор 14:34 ). « Воздевая чистые руки». Воздевание рук при молитве было в обычае не только у Иудеев, но и у язычников. « Чистые руки» – символ чистоты человеческих действий и поступков вообще. « Без гнева». – Христианам того времени естественно было иногда питать гневное раздражение против преследовавших их Иудеев и язычников. « Сомнения» – и в отношении к успеху молитвы, и в отношении к людям, которые могли казаться молящимися и не заслуживающими молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

246. Как представить себе чистое сердце? Сердце есть исходище намерений, весы совести, это – плод внутренне свободной жизни и дверь к слиянию с Богом. В сердце очищенном все душевныя силы пребывают в служении духу, который удостоен приятия Духа Святого. «Чистый сердцем, кто не тревожим страстью, кто не помышляет даже о мирском, кто одну память о Боге держит в себе с неудержимой любовью» (Пр. Симеон Нов. богосл., Добротол.). «Соделавший сердце свое чистым не только познает смысл и значение вещей второстепенных и после Бога сущих, но прошедши все их, зрит и самого Бога – в чфм крайний предел благ» (Пр. Максим Испов., Добротол.). " И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так-как Он чист» ( 1Uh. III, 3 ). 247. Каким является человек, достигший чистоты сердца? Прежде всего, кто чист, хранить слово Божие и терпеливо укореняет его в душе, как посеянное семя: «а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» ( Лyk. VIII, 15 ). Будучи праведным, чистый соблюдает и все пути своей жизни праведными: «Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги омыть, потому что чист весь» ( Uh. XIII, 10 ). Чистый сердцем, основывая отношения с ближними на духе Евангелия, не видит лукавства и сам преисполнен детского доверия: »И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное« ( Mф. XVIII, 3 ). Чистым свойственно исполнение в жизни Христова завета – неосуждения. 248. Какия дарования Божии могут быть даны тем, кто сберегает в себе чистое сердце? На высокой ступени сердечной чистоты возможно обладание даром прозорливости , как было у св. пророка Елисея (4 кн. Царств. гл.: IV-VII), у св. ап. Петра ( Дeяh. V, 4 ), у пр. Сергия Радонежского (его передача хода Куликовской битвы во время ея) и у других святых. Достижение чистоты сердца вводить душу к высшим постижениям как выражено словами богослужения: «Всякая душа оживляется Св. Духом и возносится чистотою, священно-таинственно просветляется – единством Троицы» (1-й антифон, слава степенных 4-го гласа утрени). 46

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

27. Ин. 3:27 . Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Ин. 19:11 ; Евр. 5:4 Иоанн сказал в ответ: он не входит в их чувства, а прямо начинает раскрывать величие Христово сравнительно с собою. – Не может человек и пр.: это общая религиозная истина в отношении к Царству Божьему на земле. Всё здесь на земле делается по воле Божией; всякие дарования, всякое положение человека в этом Царстве Божием, всякие успехи – всё основывается на свободной воле и определении Божием. А отсюда следует, что нужно покоряться этой воле, в чувстве смирения преклоняться пред этою волею и орудиями проявления её, в этом находить высшее успокоение духовное, а не питать, например, чувство ревности и зависти к дарам и успехам других. Успокойтесь, говорит Креститель, ни я не могу восхитить или принять на себя такого служения, какого не дано Мне Богом, ни Иисус, о Котором вы говорите; а если Он так действует, как действует, то, значит, это по воле Божией, значит, Ему так должно действовать по Божию велению; тут не должно быть места ни ревности, ни зависти к великим успехам Его. «Посему вы за раз согрешаете дважды, раз – тем, что противитесь определению Божию, а другой – тем, что предпринимаете невозможное. Вместе с сим он их и успокаивает несколько тем, что побеждающий их не человек, но Бог» (Феофил.). 28. Ин. 3:28 . Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Ин. 1:20, 23, 30 ; Мф. 11:10 ; Деян. 13:25 . Вы сами и пр.: Креститель ясно говорил прежде, что он не Мессия, а предтеча Его ( Ин. 1:20, 23 и далее и парал.), и теперь повторяет то же самое, ссылаясь на свидетельство самих учеников. Если же я – только предтеча Мессии, то следует, что я ниже Его и вам не следует возвышать меня пред Ним и завидовать успехам Его. Иоанн здесь не называет имени Иисуса как Мессии, но из всего хода речи несомненно, что говорит он именно о Нём, Иисусе, как Мессии, а о себе только как о предтече Его. 29. Ин. 3:29 . Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

31. Ин. 7:31 . Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придёт Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? Ин. 8:30, 3:2 . Многие же из народа уверовали и пр.: тогда как враги Господа всё более и более ожесточались, в народе собственно, т.е. в низшем классе общества, особенно, вероятно, между пилигримами, вера в Него распространялась, именно вера в Него как Мессию (ср. ст. 5 и 12). Таких верующих было много, и они выражали веру свою настолько уже открыто (ср. ст. 13), насколько то можно было под гнётом властей народных; не будь этого страха пред властью, вера эта, конечно, выразилась бы живее и сильнее. – Когда придёт Христос и пр.: выражение не собственного сомнения верующих в мессианском достоинстве Господа, но суждение о сомнении враждебных Господу лиц. «Положим, что придёт другой Христос, как говорят начальники народные. Но если и так, то и пр.» (Евф. Зиг.). – Неужели сотворит и пр.: т. е. не может быть, чтобы другой Христос (как говорят начальники, не признавая этого Христом) сотворил более знамений, т. е. более дал доказательств своего мессианского достоинства, чем сколько сотворил Иисус. Короче, Иисус столько сотворил знамений, что Он, несомненно, есть Мессия. Разумеются, конечно, знамения и чудеса, какие сотворил Господь и в Иудее и в Галилее, и молва о которых разносилась повсюду. Впрочем, св. Златоуст замечает: «это не была вера здравая, а вера, какая обыкновенно бывает у простого народа... Люди простые и грубые, как я всегда говорю, привлекаются не учением или проповедью, а чудесами» (ср. Феофил.). 32. Ин. 7:32 . Услышали фарисеи такие толки о Нём в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей – схватить Его. Услышали фарисеи и пр.: из всего хода повествований видно, что в толпе, окружавшей Господа, были и враги Его – фарисеи и начальники народные. Притом недалеко от того места, где учил Господь (ст. 28), была зала заседаний верховного совета, или Синедриона, находившаяся в одной из храмовых пристроек. Поэтому, может быть, фарисеи собственными ушами слышали толки о Господе в народе; конечно, и в шпионах у них, как следивших за всеми действиями Христа, не было недостатка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

52 . Как Свет от Света и Сам весь Свет без тьмы, Господь Иисус провел строгую границу между Богом и сатаной, между светом и тьмой, между истиной и ложью, между небесами и адом, а также между чудотворцами света и «чудотворцами» мрака. Чудотворцев света нарек Он Своими друзьями. Вы друзья Мои… Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин.15:14,15 ). 53 . Раб не знает, что делает господин его. И современные рабы не ведают, что делает Бог, их Владыка. Отдавшись природе стихий и чрезмерно нагрузив себя знаниями и многочисленными фактами без постижения истины, они подобны [служащим] при Боге, наемникам с поденной оплатой, [причем свою] главную задачу видят они в том, чтобы [букв.: с поденной оплатой и негативной ролью. – Ред.] вносить сумятицу в среду христиан. Бог выплачивает им суточное содержание благами мipa сего, о котором они только и знают. Но не поверяет им Свои тайны. [Ведь] и из людей никто не делится секретами со своими врагами. Христос же Свои великие тайны сперва поведал лишь двенадцати ученикам. А величайшие [тайны] – только троим из них. И все эти тайны касаются не естественного хода событий, а затрагивают мip сверхъестественный, небесный, Господень. 54 . Как Своим друзьям и сынам Божиим Иисус дает Своим ученикам силу и власть, принадлежащую только Богу, говоря: Больных исцеляйте… бесов изгоняйте ( Мф.10:8 ). Эту силу и власть Апостолы передали Святой Христовой Церкви. 55 . Как это Бог наделяет столь великой силой и владычеством малые людские создания? Есть и нечто большее, нежели это, что дал Он Своим ученикам, а именно: власть отпускать грехи. То, что люди способны творить чудеса, о сем ведали и иудейские фарисеи и книжники; а о том, что кто–то помимо Бога может прощать грехи, – этого они не знали и знать не желали. Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? ( Мк.2:7 ). Не обращая внимания на эти выпады невежд, Господь дал Божественную власть Своим друзьям: Кому простите грехи, тому простятся ( Ин.20:23 ). Это сродни тому, как если бы некий властитель предоставил своим министрам право помилования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010