305 Например, на кровле новгородских, в отличие от ярославских кадил этого времени, делались срдцевидные прорези. См.: Игошев В. В. Новгородские кадила XVI–XVIIbb.//Искусство христианского мира. Вып. 6. М., 2002. С. 291–292; Игошев В. В. Серебряное кадило XVIbeka из Кирилло-Белозерского монастыря//Искусство христианского мира. М., 2000. С. 271. 307 См.: Покровский Н. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских. М., 1890. Табл. XVIII. С. 125. 308 Крест деревянный напрестольный или благословенный, оправленный в серебряный позолоченный сканый оклад, состоящий и мелких колечек. На его лицевой стороне – рельефное резное по дереву «Распятие», заключенное в вырез на серебряном окладе, сделанный в форме четырехконечного креста. Вокруг «Распятия» расположены четыре медальона с открытыми вырезами на окладе. На медальонах – резные изображения по дереву: двух погрудных предстоящих – на средней перекладине, вверху – двух летящих ангелов, внизу – поясное изображение Симеона Богоприимца. По краю крест украшает жемчужная обнизь, а по краям его ветвей – 9 камней в кастах. Рукоять круглая в сечении и обтянута тканью. На обороте креста в средокрестии – резная фигура Николая Чудотворца, вокруг – серебряный оклад с резными травами, XVIIbeka. Размер креста – 32,5х16,5 см. 311 См.: Уварова П. В. Каталог ризницы Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. М., 1887. С. 6. Табл. 5; Владимир, архим. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский дом. Ярославль, 1913. С. 112; Игошев В. В. Указ.соч. М., 1997. С. 205. 314 На новгородских памятниках XVIbeka фигура Христа более мощная, изгиб тела более динамичный, чем на ярославском «Распятии». Отличается и общее очертание несколько провисшей фигуры новгородского «Распятия», кисти почти прямых рук подняты чуть выше головы, поэтому фигура Христа напоминает букву «Y». Новгородские кресты XVIbeka неоднократно были опубликованы, однако сопоставления стилистики характера их рельефов с крестами из других художественных центров ранее не проводилось (см.: Постникова-Лосева М. М. Серебряное дело в Новгороде XVI uXVIIbekob//Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1998. Илл. на с. 320; Бочаров Н. Г., Горина Н. П. Об одной группе новгородских изделий конца XV uXVIbeka//Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977. Илл. на с. 299, 301, 305). Аналогичные фигуры «Распятий» имеются и на многочисленных новгородских окладах Евангелий XVIbeka.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

406 . На медной же дске другой образ Пресвятые Богородицы с Предвечным Младенцем в станку деревянном, в кругу, на всем станку писано: «О тебе радуется». 407 . Крест прорезной деревянной, на нем вырезано с одну сторону Богоявление Господне, а на другой стороне образ Воскресения Христова. 408 . Другой крест деревянной же. 409 . Чиновник письменной Святейшего Патриарха Никона о поставлении Иерейском, с заставицы, переплетен в кожу. 410 . Служебник письменной в полдесть. 411 . Три дискоса с блюдцами оловянные резные, да две звезды медные от старых потирей. 412 . Две свечи ярого воску, верховые. 413 . Киот медной от Спасова образа, что в великой церкви без затвору. 414 . Две иконы листовые Богородичны, одна Одигитрии, венец и оклад басемной, а другая икона Явление Пресвятые Богородицы Казанские, оклад басемной, ветх, венец серебряной резной вызолочен, в венцах два камышка бирюза да виниса. 415 . От старой пелены спорок среди бархату зеленого, крест кружевной серебряной четвероконечной. 416 . Посох Святейшего Никона Патриарха позолочен на Троицкое дело. 417 . Одиннадцать колечек серебряных от поручей. 418 . Десять пуговиц серебряных от поручей же. 419 . Лому венцов и колец и с икон ветхих, окладу и венчиков, весом двадцать семь золотников. 420 . Кропило большое, черенок весь серебряной трубочкой, через место золочен, в черену в гнездах лалик клинцом да виниса, круг всего черенка искорки яхонтовые и изумрудные сплошь, из одного гнезда искорочка выпала. 421 . В ризнице ящик деревянной на облаченье большой, на нем покров старой камкасеной. 422 . Сукно голубое обшито по чину ризницы ко облачению; чаша Персидская ценинная большая, травы на ней синие ценинные ж натручены, а надобно ей быть в лампаде. Да церковной же утвари, которая привезена из Ферапонтова монастыря сверх прежних книг: 423 . Евангелие напрестольное, поволочено бархатом зеленым, в десть, Распятие и Евангелисты серебряные резные позолочено, да крест напрестольной с мощьми серебряной позолочен, резной. 424 . Потир серебряной, внутри позолочен, а с другую сторону вырезаны Спасов образ, да Богородицы, Иоанна Предтечи, да крест Христов и поддон золочено местами.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

30 Этот саккос, деланный из царского верхнего платья, считается даром благочестивого царя Алексея Михайловича. 31 Предметы церковно-богослужебные и облачения, хранящиеся обыкновенно в скевофилакии обители, видеть можно лишь в то время, когда они вынуты для употребления при богослужении, но в другое время они постоянно находятся в скевофилакии, куда вход возбраняется не только посторонним лицам, но даже настоятелю обители. Скевофилакия находится в полном распоряжении заведующего ею скевофилакса. 32 Архимандрит Фотий, по моему поручению, списывал для меня житие молчальника лавры пр. Саввы Освященного епископа Иоанна из синайской рукописи 494 и некоторые исторические документы. В 1890 году при письме от 12 мая через монахиню фроловского киевского монастыря, по моей просьбе, прислал 5 серебряных колечек, освященных на мощах великомученицы Екатерины. 33 Действительный студент Киевской духовной Академии, состоящий ныне на службе в Петербургской духовной семинарии в должности помощника инспектора. О. Феофил много трудится над переводом на греческий язык духовно-нравственных сочинений известных русских богословов. 34 Письмо синайской паломницы П. П. Лукьяновой от 12 июня 1888 года, посетившей обитель во время моего пребывания на Синае. 35 Письмо от 31 октября 1888 г. Т. С. Патрикиевой, русской уроженки, но много уже лет живущей в Иерусалиме на подворье Авраамиевского монастыря, близ Св. Гроба, и потому хорошо знакомой со многими лицами святогробского духовенства. 36 Письмо от 17 октября 1888 г. от Е. К. Павловой. Павлова и Патрикеева были на Синае одновременно и хорошо познакомились со мною. 37 Довольно правильную характеристику деятельности патриарха Никодима, во время управления им сионскою церковью, находим в Церковн. Вестн. 1890 г. 34, стр. 559 и 1891 г. 28, стр. 437. 39 У о. Фотия с новым патриархом установились в это время и родственные связи, благодаря женитьбе его брата, афинского врача, на родной племяннице патриарха Герасима. По всем данным, брак его брата состоялся в Иерусалиме не без влияния и живого участия в его устройстве архимандрита Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Цепочка драгоценная имеет семь прекрасных золотых колечек. Вот они, запомните их. Первое колечко – память Божия. У кого есть, тот постоянно, каждую минуту помнит о Боге, видит Его пред собою. Второе колечко тесно связано с первым – страх Божий. Кто помнит Бога, не сделает дурного, потому что побоится, не захочет обидеть Господа, Которого пред собою зрит. А если есть страх Божий, то должно быть и третье колечко – покаяние, ибо страх Божий покажет все ошибки совести. С покаянием тесно связан самоконтроль, наблюдение за собою – это четвертое колечко цепочки. Кто искренне раскаивается в грехах, всегда будет следить за собою, избегать всего, что может оскорбить Христа. Пятое колечко, самое драгоценное, усыпано бриллиантами и называется смирение. У кого есть первые четыре, тот имеет и пятое, потому что ему некогда превозноситься над людьми, нечем гордиться, он занят лишь своими грехами, внимательно следит за собою и своими поступками. А кто помнит и боится Бога, кается в грехах и контролирует себя, наблюдает за собою, у кого есть смирение, тот обрел мир совести, мир души – шестое колечко. Седьмое вы сами мне подскажете: у кого светло и мирно на душе, тот не станет сердиться и обижать других, ибо у него есть седьмое колечко – мир с людьми, и он любит людей. Чудная цепочка преподобного Мефодия. Повторяю: память Божия, страх Божий, покаяние, самоконтроль, смирение, мир совести и мир с людьми. Возьмите же сей подарок, сберегите его и отнесите в свои дома. 4 (17) июня, пятница перед Пятидесятницей, Успенский собор г. Дмитрова Поздравляю вас, возлюбленные мои, с большим праздником нашего города, с днем, в который Крест Животворящий, наша святыня и драгоценность, приплыл к нам по водам реки нашей. Когда отец сделает подарок своим детям, то они дорожат им, любуются, ценят. Нашим предкам, а с ними и нам Господь даровал чудный подарок – Свой Крест, который столько милости Божией явил нашему городу. И я, приехав сюда, полюбил сей Божий дар, много раз получал от него утешение и исцеление в моих немощах. Посмотрим, что рассказывает он.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Разделы портала «Азбука веры» Очень смущает в некоторых церковных лавках изобилие всяких подвесок, кулонов, шкатулок, колечек, платков и прочего с изображением святых, Богородицы и Господа. Такое чувство, что пытаются заработать на чем только можно. Даже по главному православному телеканалу постоянно предлагают купить медальон с изображением Матроны Московской, который поцизионируется чуть ли не как оберег. Может я не понимаю суть, но разве в этом во всем нет какого-то греха и языческих веяний? 5 Ответов Глядя на такое изобилие, действительно, может сложиться такое впечатление. И я даже отчасти с Вами согласен — местами язычеством отдает. Но ведь важно отношение человека к этим предметам. Как он их понимает. Если как некий оберег — то несомненно, это магическое мышление, свойственное язычнику. А можно воспринимать все это как некую “атрибутику субкультуры”, тогда о язычестве речи не идет. Меня тоже смущает этот маркетинг в православной оболочке. Соглашусь со словами о. Дионисия. К сожалению, мы не можем изменить мнения других людей или телеканалов. А вот сами не осуждать и не вращаться мыслями вокруг чужой суеты — можем. Как говорил прп. Серафим Саровский , “спаси себя — и хватит с тебя”. Цитата не принадлежит прп. Серафиму и противоречит другим святоотеческим изречениям: “Сам я не верю, чтобы можно было спастись тому, кто ничего не делает для спасения ближнего” (свт. Иоанн Златоуст). Не буду настаивать на авторстве прп. Серафима, хотя не вижу ничего, что этому могло бы препятствовать. Если человек заботится преимущественно о собственном спасении и не занимается спасением всех вокруг, это свидетельствует о его смирении. При этом понятно, что спасение невозможно без деятельной любви к ближнему, к которой мы все и призваны. К сожалению, иногда встречаются миссионеры, которые спасают всех вокруг, а о собственном спасении как-то забывают. Сергий, противоположность мнений святых отцов — нормальная вещь. Во первых, приводимые короткие цитаты могут быть вырваны из контекста. Часто мы просто не знаем по какому поводу и кому отцы что-то говорили. Во вторых, любой телогумен, не противоречащий догматам, может иметь место.

http://azbyka.ru/vopros/ne-greh-li-cerko...

Цепочка состоит из плоских волнистых звеньев, покрытых синей эмалью, и звеньев в виде двух узких листьев с миниатюрным четырёхлепестковым цветком между ними. Листья покрыты зелёной эмалью, лепестки цветка – голубой. На концах цепочки ажурная пряжка с барочными мотивами. Мощевик пустой, эмаль на цепочке с большими сколами. Атрибуция. Датировка креста обусловлена ярко выраженной стилистикой классицизма, использованием камней сложной огранки и особой тщательностью исполнения живописи по эмали. Прозрачная тёмно-синяя эмаль по гравировке встречается на московских произведениях конца XVIII века. Учитывая источник поступления, можно с большой долей вероятности предположить, что крест выполнен в Москве. 17.       Крест-мощевик наперсный с цепочкой Инв. МР-4923. 1794 год (?). Москва (?): цепочка – 1880-е годы. Москва. Серебро, золото, рубины, сапфиры, изумруды, стёкла; эмаль живописная, чеканка, золочение. 14.2×9.4 см: длина цепочки 110 см. Клеймо на цепочке: Георгий Победоносец с пробой 84. Поступил в 1919 году из Новоспасского монастыря в Москве. Описание. Крест четырёхконечный, с оглавием в виде короны, ажурный, с живописным эмалевым Распятием, украшен драгоценными камнями и бесцветными стразами. На концах креста монограмма Христа из трёх букв: I выложена сапфирами, X рубинами, Р изумрудами. Оглавие ажурное, в виде короны под крестом. В короне драгоценными камнями выложена монограмма из букв А М . Оборотная сторона креста гладкая, золочёная, в центре овальной формы мощевик, закрывающийся крышкой с шарниром. Цепочка серебряная золочёная, состоит из мелких круглых и овальных колечек. Атрибуция. Характер огранки и закрепки драгоценных камней позволяет отнести крест к концу XVIII века, а источник поступления к работе московского мастера. Возможно, крест был выполнен для архимандрита Мефодия (Смирнова) , переведённого в Новоспасский монастырь 14 февраля 1794 года из московского Заиконоспасского монастыря, а 21 мая 1795 года хиротонисанного в епископа Воронежского (см.: Строев П.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Отслужив в армии, Максим приехал в монастырь и действительно остался в нём. Сейчас он уже послушник (а в Оптиной годами ходят в трудниках, потому что много желающих остаться и выбирают достойных). Также Максим поёт на клиросе и учится в Духовной семинарии. Познакомившись близко с этой дружной семьёй, я и услышала эти истории. Как-то глава семьи Иван трудился для одного монастыря. Делали ажурную красивую чугунную лестницу для спуска к чудотворному источнику. Работы было много. Начальник этого строительства оценивал нелёгкий труд достойно, но вот прораб попался нечистоплотный и постоянно не доплачивал работникам. Долг рос, и когда строительство было завершено, прораб, придумав какую-то невразумительную причину, отказался платить Ивану довольно-таки крупную сумму. Расстроился Иван: работая несколько месяцев на строительстве, он не имел другого источника дохода, а семью кормить надо. Да что тут поделаешь... Прошло около месяца. Четвёртого ноября, в праздник Казанской Божией Матери (а это любимая икона семьи) поехали они втроём в тот самый монастырь на службу. Приезжают и идут по дорожке в храм. И вдруг Иван видит: в траве рядом с дорожкой что-то блестит. Наклоняется – булавочка золотая! А на булавочке перстенёк золотой и пара золотых колечек. Иван даже ахнул. Показывает он золото жене и сыну, те тоже ахают. Потом Марина задумчиво так и говорит: – Слушай, а может, это тебе Божия Матерь посылает за неуплаченные деньги? Смотри, сколько народу прошло и никто не заметил! А тебе – прямо в руки! Чудо-то какое! И ведь смотри – новое всё! Может, мы должны это себе оставить? Или отдать? Что скажете, мужчины? Муж и сын задумались. А потом Максим и говорит: – Мам, ты ж меня всегда учила, что чужое брать нельзя! Помнишь, мне лет пять было и я нашёл десять рублей? И мы с тобой их в храме в ящичек опустили на пожертвование. Помнишь? Иван подумал и решительно сказал: – Не, чужое это золото! Давайте его в храм отнесём! Посмотрела Марина на своих мужчин: – Ну и хорошо! У меня даже от сердца отлегло! Не наше это золото – мы его брать и не будем! Вот если бы нам кто-то подарил – тогда другое дело! А так – нет! Отнесём в храм.

http://pravoslavie.ru/48680.html

- Закуривайте «Мальборо», друг из отдела внешних церковных сношений привез, оттуда, — махнул он в сторону окна. Павел ловко подцепил сигарету, поднес к носу, понюхал, одобрительно прищелкнул языком, а Игорь замотал головой, не в силах произнести отказ словесно от растерянности. - Ну, так вот, — продолжал Виталий, — начну я свой рассказ с тезиса, вам хорошо известного: «Послушание превыше поста и молитвы», все мы это часто слышим и повторяем, но не все исполняем. Но смею вас заверить, что есть люди, для которых это не пустые слова. И таковых Господь никогда не посрамляет, а за их полное доверие к Его святой воле вознаграждает. От такого многообещающего начала у Игоря пропало желание жевать, и он, отложив вилку, весь превратился в слух. А Виталий, не торопясь, глубоко затянулся, выпустил под потолок несколько колечек дыма и, грациозно стряхнув пепел с сигареты, продолжил рассказ: - Произошел этот случай в те исторические времена, когда первые советские космические корабли, преодолев земное притяжение, вывели человека в космос, что позволило убедиться в гениальной прозорливости великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, который своим поэтическим духом воспарил над нашей грешной планетой и увидел, что «спит земля в сиянье голубом». А достопамятный Никита Сергеевич Хрущев убедился, что Бога в верхних слоях стратосферы нет. Обрадовавшись такому открытию, тут же обещал советским гражданам показать последнего попа по телевизору. Для претворения этих планов партии в жизнь было прикрыто пять Духовных семинарий, но еще три семинарии продолжали действовать, и у воспитанников этих семинарий были те же проблемы, что и у нас с вами. Павел, зная привычку своего друга растягивать вступление длиннее самого рассказа, в нетерпении прервал Виталия: - Да ты дело говори, про космические корабли мы и сами знаем. - А куда нам торопиться? — последний раз затягиваясь и сминая сигарету в пепельнице, возразил Виталий. — Так вот я и говорю, что проблемы у тогдашних семинаристов были те же.

http://azbyka.ru/fiction/neprikajannoe-j...

2 . Ожерелья. Заметим предварительно, что ожерелья носили в древности как женщины, так и мужчины, что видно как из рисунков скелетов у Бэра (Die Gräber d. Liven Taf. 1), так и из найденного в самом Ананьинском Могильнике надгробного камня (о коем скажем ниже). Мы не имеем полного ожерелья, а только принадлежности к нему, именно: а) 8 дюймов цепочки бронзовой, совершенно похожей на нынешние, как у Бэра (Taf. II. III) и у Крузе (Necrolivonica Tab. 21 11); б) в вершок остаток цепочки из бронзовых же тонкой проволоки колечек, с перемежкою с широкими, но в объеме несравненно меньшими бронзовыми колечками; в) несколько штучек листовой бронзы, свернутой в цилиндры или колечки, разной меры в длину и поперечнике (больший в длину ½ дюйма, – в поперечнике 5 / 8 дюйма) – они нанизывались на веревочку или проволоку для шейного украшения или ожерелья, – см. таковые точно колечки большие и малые у Крузе Tab. 2 под буквою q, Tab. 3 бук. a, и у Бэра Taf. II 2. и др; г) несколько подобных винтообразных трубочек, в виде штопора, на тот же предмет, см. таковые и у Бэра Taf IV Grab 2 fig. 4, Taf. V fig. 4. 5. 8., Крузе Tab. 21 fig. 13. д) или трубочек сплошных с суставчиками, в виде горлового органа, когда кольчики прямолинейно и наглухо соединяются между собою (рис. см. там же 22); е) несколько отломков от таковых же, но гладких конусообразных трубочек, вероятно, бывших на концах ожерелья, соединяющихся между собою; ж) восемь кольчиков, из них пять бронзовых и три железных, ½ дюйма и менее в поперечнике. Вероятно, привешивались к ожерелью. Бронзовые пластинки, одна в виде сердечка (длин. 1¼ дюйма с двумя дырочками), две (длин. ¾ дюйма) в виде заступа с двумя же дырочками, одна в виде язычка с дырочкой же. Вероятно, привешивались к ожерелью, как погремушки, см. таковые же сердечко у Крузе Tab. 39 к, у Бэра Taf. XX fig. 5, в виде язычка у Крузе Tab. 4 бук. n, Tab. 11 7. з) Бронзовая, покрытая слоем окиси, крестообразная вещичка в виде креста, перпендикулярная часть 1½ дюйма с ушком вверху, а горизонтальную составляют два кружка по ту и другую ее сторону с дырочкой в средине (правый кружочек до половины сломлен).

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

— А вы не боитесь чужих людей в дом к себе приглашать? — с интересом посмотрел на неё Сергей. — Да какие же вы чужие? — удивилась старушка. — Вы же — Божьи! Девочка, миленькая, вон как хорошо молилась всю службу, я же вижу, что она Божий человечек! Это невеста ваша или сестрёнка? — С чего вы так подумали? — спросил Серёга. — Колечек нет, значит, не женаты, а в отцы вы ей не годитесь, уж больно молоды! Да и потом, с такой любовью глядеть на мужчину может только сестра или невеста, чай, не первый год живу! — Ты мне сестра или невеста? — посмотрел Даше в глаза Сергей. — Ну, Серёжа! — совсем засмущалась, покраснев и склонив голову, девушка. — Значит, будет невестой! — уверенно заявила старушка. — Пойдёмте, детки, со мной, сейчас храм закрывать будут! — А зовут вас как? — поинтересовался Сергей, закидывая на плечо ремень сумки. — Меня Полиной Дмитриевной зовут, — отозвалась старушка, — а здесь, в храме, все просто Димитривной кличут! А вас, деточки? — Меня — Сергей, — пропуская впереди себя Полину Дмитриевну и Дашу и придерживая массивную храмовую дверь, ответил Серёга, — а её — Даша! — Идёмте со мной, деточки мои, Дашенька и Серёженька! Здесь совсем рядышком, через два дома, третий — мой будет! — Полиночка Дмитриевна! — Даша застенчиво взяла в руки розетку от варенья. — А можно мне ещё немножко варенья, вишнёвого? — Кушай, деточка моя дорогая, кушай на здоровьице! — старушка с удовольствием наполнила Дашину розетку вареньем из стоявшей на столе вазочки. — Я рада, деточка, что тебе моё варенье понравилось, кушай во славу Божью! Я гляжу на тебя и думаю: «Вот такая у меня могла бы быть внученька сейчас! Такая же беленькая и хорошенькая, также бы я её своим вареньицем угощала! Если бы Васенька мой, ненаглядный, не погиб под Берлином, в сорок пятом году!» — А ваш муж, Полина Дмитриевна, был солдат или офицер? — Сергей поставил на стол недопитую чашку крепкого чая. — Солдат он был, деточка Серёженька, солдат простой, «гвардии рядовой»! В первый день войны на фронт ушёл, всю войну ни царапинки не получил, а перед самой Победой, в конце апреля тысяча девятьсот сорок пятого года, на мине взорвался! Под самым городом Берлином! А мужем он мне стать не успел, деточка, Васенька-то мой! У нас как раз свадебка двадцать первого июня состоялась, всю ночь мы с Васенькой с гостями гуляли, песни пели… А наутро уже и войну объявили, и Васенька мой в военкомат побежал, да так оттуда лишь за вещами, на пять минут, и вернулся! Поцеловал меня и говорит: «Не тужи, Поля, мы быстро немца разобьём, я вернусь и свадьбу догуляем! Жди меня верно!» Ну вот я и жду с тех пор… Только уже не его ко мне, а когда меня к нему призовут, к Васеньке моему! Теперь уж совсем скоро свидимся! Да ты не плачь, Дашенька, детонька моя! Ну, прости глупую бабку, что тебя, деточку мою, расстроила!

http://azbyka.ru/fiction/rusak/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010