Ювелирная премудрость ФОТОРЕПОРТАЖ На днях, зайдя в один из небольших магазинчиков «Православные подарки», стала выбирать нательный крест для будущего своего крестника. Как же я была удивлена, когда сухонькая улыбчивая женщина, показывая интересующие меня изделия, вместе с тем начала рассказывать не только о символике и смысле, но и о корнях и традиционных элементах византийского искусства, нашедших воплощение в понравившемся мне нательном крестике. Конечно, меня очень заинтересовала мастерская, в которой многовековой опыт традиций церковного искусства находит творческое художественное современное переосмысление и авторское воплощение при полном соблюдении всех православных канонов изготовления ювелирных изделий. Ювелирная мастерская «София» была основана в 2002 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В этой мастерской гармонично сочетается старое и новое. Здесь новейшие технологии и изобретения служат возрождению и продолжению старинных традиций церковного искусства. Хочу рассказать вам о месте, где постоянно ищут и экспериментируют, где один из мастеров, в прошлом физик, Юрий Петрович Кожевников придумал и воплотил собственный способ щадящего галтования (обработки изделий), где красота является выражением любви. Сайт мастерской: http://www.sofija.ru/ Текст, фото: Юлия Руденко Процесс изготовления ювелирных изделий vk fb tw ok @ g+ lj Первый этап в изготовлении изделий – заливка воска в специальные формы Фото: Юлия Руденко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Заливка воска в формы производится машинным способом Фото: Юлия Руденко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Восковое изделие с колечком-креплением аккуратно извлекается из формы, после чего тщательно проверяется на отсутствие неровностей и дефектов Фото: Юлия Руденко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Бракованные восковые слепки отправляются на переплавку Фото: Юлия Руденко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Именно из таких восковых слепков-колечек впоследствии получаются ювелирные кольца из драгоценных металлов

http://pravoslavie.ru/74710.html

Казанская Ярославская икона Божией Матери в Казанском соборе Казанского Богородицкого мон-ря в Ярославле В ярославском Казанском мон-ре деревянный храм в честь Казанской иконы по благословению Варлаама, митр. Ростовского и Ярославского, в 1649 г. на средства жителей города был заменен каменным трудами священника мон-ря Ермила Михайлова (впосл. протопресвитер Успенского собора Ярославля). В сер. XVII в. в мон-ре подвизалось более 100 монахинь. Существующий ныне большой каменный Казанский собор 1835-1838 гг. (освящен в 1845) выстроен на месте снесенного аварийного храма 1649 г. в классицистических формах. В 1910 г. в обители подвизалось ок. 400 сестер. В 1918 г. мон-рь упразднен. Сестер перевели в Толгский мон-рь , а К. Я. и. в 1921 г. была перенесена в Крестовоздвиженскую ц. Ярославля, откуда ее похитили 11 окт. 1925 г. В 1997 г. начались богослужения в подклетной части Казанского собора, 1 авг. 1998 г. обитель открыли. Ныне в мон-ре особо почитается список К. Я. и., написанный сестрами мон-ря в 1881 г. (благословение игум. Феофании в дар священнику обители Иоанну Крылову). В 70-х гг. XX в. этот список был отдан архим. Михею (впосл. архиепископ Ярославский и Ростовский) с наказом вернуть его в мон-рь, когда в нем возобновится монашеская жизнь, что и было сделано сразу после открытия монастыря; публикуется во всех монастырских изданиях. Икона имеет оклад (золото, серебро с позолотой, драгоценные камни - турмалин и хризопраз) ювелирной работы, выполненный в 2009-2010 гг. Валерием Созиновым из приношений (крестиков, колечек и т. п.) к иконе в благодарность за исполнение просимого, и множество драгоценных прикладов (т. к. от иконы продолжают происходить чудеса, ведется их запись). Крестные ходы с К. Я. и. совершались из Ярославля дважды в год в др. города епархии, с 1761 г.- ежегодно в Романов. С 1781 г. во время крестного хода икона 3 недели стояла в Романове в выстроенном в 1758 г. каменном Казанском (Преображенском) храме под горой, на берегу Волги, а затем переправлялась в Крестовоздвиженский собор Борисоглебска, на др. сторону реки. С 1800 г. ежегодный крестный ход совершался в Рыбинск. С 2000 г. совершается ежегодный общегородской крестный ход до Казанской часовни, сооруженной в память создания ополчения Минина и Пожарского, в 2002 г. возрожден крестный ход до г. Тутаева. Ныне в крестных ходах выносится почитаемый в Казанском ярославском мон-ре список К. Я. и., перед которым молится множество людей, прибывающих в мон-рь из разных регионов России.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

К сожалению, ближайшее рассмотрение монетных штемпелей употреблённых в бляшках цепи, не даёт тонкого определения; на глаз знатока византийских монет – известного нумизмата X. X. Гиля, и брактэат и бляшки совершенно варварской работы и не составляют даже штемпеля определённой монеты, или медальона. Мелкие бляшки, в 20 экземплярах, представляют подгрудные изображения (рис. 101) императора и императрицы (?), разделённых большим крестом, и внизу надпись , которая напоминает медную монету Юстина II и Софии (565 – 578), только там полные фигуры и надпись латинская Первая византийская монета, на которой имеются два подгрудные изображения, малого размера и серебряная, относится к Феодосию III (716), при чем на обороте её находятся подгрудные изображения жены и сына императора и надпись Рис. 101. Бляшка из цепи в Тарск. кладе. Вторая шейная цепь клада (XVII, 12) относится уже к отделу служебных цепочек с тельными крестами и талисманами; цепь тонкая, связанная из тонких, проволочных, на двое перегнутых, золотых колечек с застёжкою, ажурною бляшкою со вписанным в нее крестом; подвески на цепи разделялись промежуточными золотыми цилиндрами, резными ажурно, с решёткой и волною; сохранился один цилиндрик. Подвесок было пять, из них осталось четыре, так как из пары репий одного недостаёт. Из числа этих подвесок главная, конечно, есть тельный крестик, грубо отлитый из золота, явно варварской работы, украшенный по рукавам (на место фигурных медальонов) пальметками, а в перекрестье выдолбленным вглубь крестиком для вложения частицы Животворящего Древа. Пара круглых щитков, украшенных ажурно пальметками, и каемкою из волны, заступают место амулетов с символами или надписями. Репий, уцелевший от пары и также украшенный прорезною пальметкою и волною, заступил, судя по его форме в виде запятой или индоперсидской пальмы, место тигрового зуба или подобного ему амулета. Все эти подвески грубо выбиты штамповыми формами и затем не вычищены и не докопчены: грубость варварского изделия обращает на себя внимание, как в древностях северного Кавказа и берегов Дона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Отслужив в армии, Максим приехал в монастырь и действительно остался в нём. Сейчас он уже послушник (а в Оптиной годами ходят в трудниках, потому что много желающих остаться и выбирают достойных). Также Максим поёт на клиросе и учится в Духовной семинарии. Познакомившись близко с этой дружной семьёй, я и услышала эти истории. Как-то глава семьи Иван трудился для одного монастыря. Делали ажурную красивую чугунную лестницу для спуска к чудотворному источнику. Работы было много. Начальник этого строительства оценивал нелёгкий труд достойно, но вот прораб попался нечистоплотный и постоянно не доплачивал работникам. Долг рос, и когда строительство было завершено, прораб, придумав какую-то невразумительную причину, отказался платить Ивану довольно-таки крупную сумму. Расстроился Иван: работая несколько месяцев на строительстве, он не имел другого источника дохода, а семью кормить надо. Да что тут поделаешь... Прошло около месяца. Четвёртого ноября, в праздник Казанской Божией Матери (а это любимая икона семьи) поехали они втроём в тот самый монастырь на службу. Приезжают и идут по дорожке в храм. И вдруг Иван видит: в траве рядом с дорожкой что-то блестит. Наклоняется – булавочка золотая! А на булавочке перстенёк золотой и пара золотых колечек. Иван даже ахнул. Показывает он золото жене и сыну, те тоже ахают. Потом Марина задумчиво так и говорит: – Слушай, а может, это тебе Божия Матерь посылает за неуплаченные деньги? Смотри, сколько народу прошло и никто не заметил! А тебе – прямо в руки! Чудо-то какое! И ведь смотри – новое всё! Может, мы должны это себе оставить? Или отдать? Что скажете, мужчины? Муж и сын задумались. А потом Максим и говорит: – Мам, ты ж меня всегда учила, что чужое брать нельзя! Помнишь, мне лет пять было и я нашёл десять рублей? И мы с тобой их в храме в ящичек опустили на пожертвование. Помнишь? Иван подумал и решительно сказал: – Не, чужое это золото! Давайте его в храм отнесём! Посмотрела Марина на своих мужчин: – Ну и хорошо! У меня даже от сердца отлегло! Не наше это золото – мы его брать и не будем! Вот если бы нам кто-то подарил – тогда другое дело! А так – нет! Отнесём в храм.

http://pravoslavie.ru/48680.html

2) Стихарь атлас красной по золотной земли травы разных шелков; оплечье объярь золотная по серебреной земли, травы разных шелков круг оплечья обложено кружевом серебряным, а вместо зарукавья и подольника обложено кружевом же серебряным; крест круживо золотное серебром городами, подложено дорогами жаркими, а подпушка у рукавов и подольники камка желтая. 3) Поручи объярь золотная по серебряной земли, травы разных шелков, опушены кружевом золотым, кресты нашиты кружева золотное ж, подложены дорогами красными, и вместо пугвиц по шти серебряных колечек. 4) Уларь (орарь) объярь серебряная, опушен кружевом золотным; кресты нашиты кружева золотное ж, на концах по три кисти разных шелков с золотом и серебром, подложен дорогами красными. 22 В выходной книге 188 года читаем: «Ноября в 28 день Великий Государь изволил идти с Москвы в Воскресенский монастырь. Ноября в 30 день Великий Государь изволил в Воскресенском монастыре слушать Божественной литургии, а на нем, Великом Государе, было платья: ферезея суконная алая, испод пластины собольи; кафтан ездовой атлас бел, исподь черева лисьи; зипун тафта бела; шапка бархат рудожелт с орлом; стряпни: полотенцо, посох с костьми, подножье суконное (См. Выходы Царские, стр. 680). 23 Святейший Патриарх выбыл из Воскресенской обители на Собор в Москву, как мы видели, под 1 Декабря, 1666 года, след., если великая церковь , как пишет Шушерин, оставалась нестроенною 14 лет и 3 месяца, то строение ее возобновилось с весны 1681 года. 24 В выходной книге 189 года читаем, что на сей литургии на Великом Государе было платья: «кафтан бархатной малиновой цвет, испод пушки собольи; исподней атлас малинов, Китайский, испод черева белые; зипун камки соломеной цвет; шапка червчатая двоеморховая с запалы. (Царские выходы, стр. 690). 27 В другой редакции того же «Сказания» (в предисловии к Церковному Уставу Воскресен. мон.) есть подробности: «И тако дошедше Честного Креста, иже есть пред монастырем, идеже бе лежало тело Святейшего Никона Патриарха , на Московской дороге, и пришедше, возжгоша свещи великие, на то уготованные черныя, и Преосвященный Корнилий, Митрополит Великого Новаграда, раздаяше свещи по чину Царю и всему Освященному Притчу и Царскому Сигклиту, а Троицкий Архимандрит раздаваше всенародному множеству, мужем и женам; бяху же те свещи устроены от Царские казны; инии же свещи устроены бяху велики, яко быти им в сажень ручную, и с теми свещи идяху Царские певцы около одра Святейшего Никона Патриарха во одеждах узорчатых (рясы, подобные стихарем, от камок Китайских и лудана смирных) на то построенных; и тако взаша честно тело Святейшего Никона Патриарха и несоша во обитель священническима рукама».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Тогда же возбуждён был в Комиссии вопрос об изменении формы магистерского креста. Комиссия находила, что приличнее было бы носить его не в петлице, но на персях и самый крест сделать вместо равночастного более продолговатым, по примеру наперсных крестов, даваемых от Синода, только в уменьшенном против них виде. На кресте прежней формы помещён был терновой венец без изображения Спасителя, а на вновь проектируемом кресте предполагалось сделать изображение Распятия в выпуклом виде, и также в сиянии, а накладной венец снять. Кресту быть также серебряному, вызолоченному, а в верхней части его из золота; цепочке быть серебряной, вызолоченной из мелких колечек. Так как рисунок прежней формы представляем был в 1809 г. на Высочайшее воззрение и удостоен апробации: то Комиссия поручила члену своему, князю Мещерскому, представить и новый рисунок на Высочайшее благоусмотрение 334 . Но, сперва за отсутствием, а потом за болезнью и кончиной Императора Александра, доклад Комиссии не был ему представлен. Князь Мещерский поднёс его в Январе 1826 года уже Императору Николаю. 7 Февраля статс-секретарь Муравьев возвратил его князю Мещерскому со следующею надписью: «Государь Император не соизволяет, так как прежний образец Высочайше утверждён, с примечанием Его Величества по поводу сего, что потому и не должно было предпринимать представление о перемене оного». Но, при слушании сего в Комиссии, митрополит Серафим объявил Высочайшую волю, сообщенную ему Муравьевым, что Его Величество соизволяет представить Себе такой рисунок магистерского креста, на коем, при сохранении прежней формы, находилось бы вместо тернового венца изображение Спасителя так, как оно изображается на нерукотворенном Его образе 335 . Митрополит Серафим представил Государю такой рисунок, а 5 Марта статс-секретарь Муравьев возвратил его со следующею надписью: «Государь Император соизволил утвердить сей образец для употребления, вместо прежних, магистрами» 336 . X. Протесты митрополита Филарета против нового («обратного») направления Комиссии Духовных Училищ – Филарет (Амфитеатров) архиепископ Рязанский – Обер-священник Музовский. – Прибытие в С.-Петербург митрополита Филарета – Отношения его к митрополиту Серафиму

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

305 Например, на кровле новгородских, в отличие от ярославских кадил этого времени, делались срдцевидные прорези. См.: Игошев В. В. Новгородские кадила XVI–XVIIbb.//Искусство христианского мира. Вып. 6. М., 2002. С. 291–292; Игошев В. В. Серебряное кадило XVIbeka из Кирилло-Белозерского монастыря//Искусство христианского мира. М., 2000. С. 271. 307 См.: Покровский Н. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских. М., 1890. Табл. XVIII. С. 125. 308 Крест деревянный напрестольный или благословенный, оправленный в серебряный позолоченный сканый оклад, состоящий и мелких колечек. На его лицевой стороне – рельефное резное по дереву «Распятие», заключенное в вырез на серебряном окладе, сделанный в форме четырехконечного креста. Вокруг «Распятия» расположены четыре медальона с открытыми вырезами на окладе. На медальонах – резные изображения по дереву: двух погрудных предстоящих – на средней перекладине, вверху – двух летящих ангелов, внизу – поясное изображение Симеона Богоприимца. По краю крест украшает жемчужная обнизь, а по краям его ветвей – 9 камней в кастах. Рукоять круглая в сечении и обтянута тканью. На обороте креста в средокрестии – резная фигура Николая Чудотворца, вокруг – серебряный оклад с резными травами, XVIIbeka. Размер креста – 32,5х16,5 см. 311 См.: Уварова П. В. Каталог ризницы Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. М., 1887. С. 6. Табл. 5; Владимир, архим. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский дом. Ярославль, 1913. С. 112; Игошев В. В. Указ.соч. М., 1997. С. 205. 314 На новгородских памятниках XVIbeka фигура Христа более мощная, изгиб тела более динамичный, чем на ярославском «Распятии». Отличается и общее очертание несколько провисшей фигуры новгородского «Распятия», кисти почти прямых рук подняты чуть выше головы, поэтому фигура Христа напоминает букву «Y». Новгородские кресты XVIbeka неоднократно были опубликованы, однако сопоставления стилистики характера их рельефов с крестами из других художественных центров ранее не проводилось (см.: Постникова-Лосева М. М. Серебряное дело в Новгороде XVI uXVIIbekob//Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1998. Илл. на с. 320; Бочаров Н. Г., Горина Н. П. Об одной группе новгородских изделий конца XV uXVIbeka//Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977. Илл. на с. 299, 301, 305). Аналогичные фигуры «Распятий» имеются и на многочисленных новгородских окладах Евангелий XVIbeka.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Нам нужно не готовиться к жизни, а жить уже, жить каждый день и жить стараться правильно. Из мелких колечек нужно сплетать кольчугу, из слабых поодиночке нитей, нужно сплетать крепкие сети. Трудиться нужно, одним словом, или как смиренный рыбак, или как неутомимый книжник. Короче – как Петр и Павел. Читайте также: Знаете, какие у рыбаков руки? Память апостолов Петра и Павла — что поется на службе Новые Петры и Павлы — это мы? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 ноября, 2018 12 июля, 2018 13 июля, 2021 12 июля, 2021 12 июля, 2021 21 мая, 2021 12 июля, 2020 24 июня, 2019 23 июня, 2019 27 ноября, 2018 12 июля, 2018 13 июля, 2021 12 июля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/truditsya-kak-petr-i-p...

Эти истории рассказала мне постоянная оптинская паломница Марина. Разрешила записать истории, изменив имена всех героев. Марине около пятидесяти лет, невысокая, живая, она ездит в Оптину вместе с мужем Иваном много лет. Последние пять лет приезжают они в монастырь ещё и повидаться с сыном Максимом, который выбрал для себя иноческий путь. Выбрал он этот путь с детства, когда вместе с глубоко верующими родителями ходил в храм. Став старше – пел на клиросе и даже алтарничал. Как-то мальчику приснился монастырь, и он испытал во сне такое чувство радости, умиротворения, благодати, что проснувшись, никак не мог забыть свой сон и описывал родителям вид этого монастыря и его храмы. Да так подробно, что они только удивлялись. Их удивление возросло ещё больше, когда приехали они первый раз в Оптину Пустынь и подросток сказал: «Мам, пап, вот это место я видел во сне! Я его узнал! И я хочу остаться здесь!» Отслужив в армии, Максим приехал в монастырь и действительно остался в нём. Сейчас он уже послушник (а в Оптиной годами ходят в трудниках, потому что много желающих остаться и выбирают достойных). Также Максим поёт на клиросе и учится в духовной семинарии. Познакомившись близко с этой дружной семьёй, я и услышала следующие истории. Как-то глава семьи, Иван, трудился для одного монастыря. Делали ажурную красивую чугунную лестницу для спуска к чудотворному источнику. Работы было много. Начальник этого строительства оценивал нелёгкий труд достойно, но вот прораб попался нечистоплотный и постоянно недоплачивал работникам. Долг рос, и когда строительство было завершено, Ивану недоплатили довольно крупную сумму. Прораб платить отказался, придумав какую-то невразумительную причину. Расстроился Иван – проработав несколько месяцев на строительстве, он не имел другого источника дохода, а семью кормить надо. И вот прошло около месяца после расчёта с прорабом, и было ясно, что долг Ивану уже никто не отдаст. Четвёртого ноября, в праздник Казанской Божией Матери (а это любимая икона семьи), поехали они втроём в тот самый монастырь на службу. Приезжают и идут по дорожке в храм. И вдруг Иван видит: рядом с дорожкой, в траве, что-то блестит. Наклоняется он, поднимает – булавочка золотая. А на булавочке перстенёк золотой и пара золотых колечек. Иван даже ахнул.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-dnevn...

Цепочка драгоценная имеет семь прекрасных золотых колечек. Вот они, запомните их. Первое колечко – память Божия. У кого есть, тот постоянно, каждую минуту помнит о Боге, видит Его пред собою. Второе колечко тесно связано с первым – страх Божий. Кто помнит Бога, не сделает дурного, потому что побоится, не захочет обидеть Господа, Которого пред собою зрит. А если есть страх Божий, то должно быть и третье колечко – покаяние, ибо страх Божий покажет все ошибки совести. С покаянием тесно связан самоконтроль, наблюдение за собою – это четвертое колечко цепочки. Кто искренне раскаивается в грехах, всегда будет следить за собою, избегать всего, что может оскорбить Христа. Пятое колечко, самое драгоценное, усыпано бриллиантами и называется смирение. У кого есть первые четыре, тот имеет и пятое, потому что ему некогда превозноситься над людьми, нечем гордиться, он занят лишь своими грехами, внимательно следит за собою и своими поступками. А кто помнит и боится Бога, кается в грехах и контролирует себя, наблюдает за собою, у кого есть смирение, тот обрел мир совести, мир души – шестое колечко. Седьмое вы сами мне подскажете: у кого светло и мирно на душе, тот не станет сердиться и обижать других, ибо у него есть седьмое колечко – мир с людьми, и он любит людей. Чудная цепочка преподобного Мефодия. Повторяю: память Божия, страх Божий, покаяние, самоконтроль, смирение, мир совести и мир с людьми. Возьмите же сей подарок, сберегите его и отнесите в свои дома. 4 (17) июня, пятница перед Пятидесятницей, Успенский собор г. Дмитрова Поздравляю вас, возлюбленные мои, с большим праздником нашего города, с днем, в который Крест Животворящий, наша святыня и драгоценность, приплыл к нам по водам реки нашей. Когда отец сделает подарок своим детям, то они дорожат им, любуются, ценят. Нашим предкам, а с ними и нам Господь даровал чудный подарок – Свой Крест, который столько милости Божией явил нашему городу. И я, приехав сюда, полюбил сей Божий дар, много раз получал от него утешение и исцеление в моих немощах. Посмотрим, что рассказывает он.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010