Для иудео-христиан это были дни сбывающихся пророчеств, изложенных в Евангелиях (Мф. 24.2; Мк. 13.2; Лук. 19.44, 21.6), а для иудеев — в книге Второзакония . Так же воспринимали окружающее и христиане. Тертуллиан сообщает как общеизвестную истину: «Мы читаем у Даниила, что град должен рассыпаться после первого Его пришествия. Дело исполнилось на наших глазах. Действительно, как гласит Писание, град и святое рассыплется со старейшиной грядущим, старейшина же этот, без сомнения, должен произойти из Вифлеема и из колена Иуды» . В таких условиях, когда крест виделся ужасным орудием смерти и репрессий, весьма сложно было отождествить его с ветхозаветным знаком имени и славы Яхве и еще более сложно — увидеть в распятом Назарянине Мессию. Эта сложность соединения Христа и Его креста видна из примеров сохранившихся христианских древностей. Настолько это было сложно соединить, что церковная археология дает нам древние образцы фигуры Распятия без фигуры креста. Аллегории образа креста у ранних апологетов Памятники первых десятилетий иудео-христианства осмысляют знак и образ креста уже не только как орудие страдания, но через аллегории и иносказания Ветхого Завета наполняют их богословским осмыслением. Первая попытка перехода осмысления креста как знака Писания к мессианскому делу спасения осуществлялась через принятие материала креста — древа. Это в дальнейшем стилистически породило иконографический ряд: Крест — Древо Жизни, древо спасения, райское древо и т. д. Одно из древнейших найденных распятий еще без фигуры креста. Рельефная печать из красной яшмы с изображением распятия, найдена в Газе Святой Иустин Философ говорит: « Древо жизни, насажденное в раю, и события, надлежащие произойти со всеми святыми, были символом Того, Кто, по свидетельству Писаний, после Своего распятия опять придет во славе. Моисей был послан с жезлом для освобождения народа и, держа его в руках, впереди народа рассек море; посредством жезла он источил воду из камня; бросивши дерево в горькую воду Мерры, он сделал ее сладкою.

http://bogoslov.ru/article/6176142

Речь при открытии в городе Томске Общины сестер милосердия при общине Красного Креста Служитель Слова для служительниц Креста найдет ли лучшее слово, кроме слова о кресте? Из многих видов креста для слова о кресте по поводу открытия Общины сестер милосердия избираем Красный Крест, под знаменем которого становятся вступающие в Общину сестер милосердия. Говорить ли этим служительницам креста о значении Креста? Нужно ли им объяснять, что крест для них есть символ скорбей, лишений, страданий и даже смерти? Вероятно, они знают и то, что Красный Крест знаменует время брани, есть символ крови; что ставшие под знаменем такового креста посвящают себя на служение тем, кто в бранном подвиге за веру, царя и отечество имеет пролить кровь свою, и что посвящающие себя на служение таковым готовы нести крест скорбей, лишений и страданий, даже до пролития крови. Итак, великий подвиг принимают на себя сестры милосердия, подвиг до пролития крови, подвиг, равный мученичеству. Дерзнет ли кто из вступающих в сию дружину креста думать о себе, что он может совершить свой великий подвиг своими силами, при помощи своих познаний, опытности, твердости воли и крепости телесных сил? Так может думать о себе одно самообольщение. Если для Святейшего Подвигоположника в борении Его даже до пота кровавого нужен был для укрепления Ангел с неба ( Лк.22:43–44 ), то что сказать о нас, многонемощных и грешных? Если мы бываем смелы и сильны, то не тогда ли больше, когда стоим вдали от подвига, когда только мысленно представляем о нем, – но оказываемся слабыми и малодушными, когда является необходимость вступить в подвиг и стоять вблизи опасности, у врат смерти? Что же делать в таком случае? Где искать вам, будущим подвижницам Красного Креста, силу для совершения своего многотрудного служения? Ищите и обрящете укрепление и утешение для себя в том же кресте, под знаменем которого вы поставляетесь. Крест, некогда древо проклятия, позора, казни и смерти, на Голгофе стал древом благословения, славы и животворящей силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Уже было сказано, что в самый день объявления войны Святейший Синод обратился с призывом к духовенству, монашеским обителям и всей православной пастве о пожертвованиях в пользу раненых и больных воинов, об отводе помещений для военных лазаретов, об устройстве и содержании устроенных лазаретов, о содействии пожертвованиями и личным трудом делу оборудования лазаретов необходимыми принадлежностями, о подготовке из монашествующих санитарного служебного персонала 51 . Дело помощи раненым и больным воинам, по установленному и всем известному порядку, сосредоточивалось в руках авторитетного и популярного учреждения – Российского Общества Красного Креста – и не вызывало необходимости какой либо новой или самостоятельной организации. Не дожидаясь каких либо сношений, Святейший Синод еще 20 июля 1914 года, в день объявления войны, сделал распоряжение об установлении по всем церквам сбора пожертвований в пользу Красного Креста. Письмом на имя Синодального обер-прокурора от 24-го июля 1914 года председатель Главного Управления Общества Красного Креста просил содействия к напечатанию в «Церковных Ведомостях» и прочтению во всех церквах Империи во время Богослужения пред сбором на нужды Красного Креста особого воззвания Общества, приглашающего русских людей помочь своими пожертвованиями Красному Кресту «послужить страдальцам воинам». Ходатайство это было предложено обер-прокурором Святейшему Синоду и Святейшим Синодом удовлетворено 52 . Дней десять спустя, по ходатайству же Главного Управления, Святейший Синод благословил напечатать и разослать при «Церковных Ведомостях», в качестве бесплатного приложения, новое воззвание Общества Красного Креста о пожертвованиях, с указанием порядка производства сбора и доставления сведений о поступающих пожертвованиях 53 . В последующее время, по представлениям Главного Управления Общества Красного Креста и его особой Комиссии по сборам в Петрограде, а также по запросам из епархий, состоялись определения Святейшего Синода об утверждении разного рода правил по сбору к упорядочению производства сбора и главным образом отчетности 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Отсюда становится понятным, что кружок, венчающий крест, есть не что иное, как изображение солнца, источника жизни, а самый крест представляет исходящие из него лучи и у египтян называется словом, обозначающим жизнь. Змея, обвивающая по временам головку креста или упирающаяся в его перпендикулярный нижний отрог, точно также имеет некоторое отношение к культу солнца и невольно напоминает собою аналогичный образ Моисеева змия, поднятого на шест, при взгляде на которого ужаленные змеями израильтяне получали исцеление, и который служил прообразом Христа, вознесенного на крест. 175 В индийской символике изображение креста стоит в связи с представлением огня и тесно примыкает к символике последнего. Мы получим самую простую форму креста, если соединим под прямым углом два продолговатых куска дерева и заставим их вращаться на оси в точке пересечения. Но такой именно вид имел прибор, употреблявшийся древними индусами во время религиозных процессий в честь огня; он напоминал им не что иное, как древнейший способ добывания огня посредством трения двух кусков дерева. Индийский жрец в виде креста держал, таким образом, символический знак огня, теплоты, перед которым толпа преклонялась, как перед источником мировой жизни. С таким значением символа жизни могли появиться и получить священное употребление крест на груди египетских мумий, изображения креста в круге на могильных памятниках этрусков и тому подобные символические сочетания. У краснокожих индейцев Америки жрецы носили знак креста на своих одеждах, и, по словам миссионеров, он назывался у них древом спасения; но, быть может, тут уже сказалось влияние христианства, с которым были знакомы древнейшие аборигены этой страны... В виду сказанного христианские апологеты и древние церковные писатели (Иустин, Тертуллиан , Минуций Феликс и другие), находившие образ креста во многих явлениях природы и положениях человека, были отчасти правы, когда утверждали, что крест был известен дохристианским народам и почитаем ими. Когда, по распоряжению Феодосия Великого, разрушен был Знаменитый храм Сераписа в Александрии, под развалинами его, на камнях фундамента были найдены какие-то иероглифические знаки и изображения в виде креста. Христиане ссылались на эту находку в доказательство того, что это позорное в глазах язычников изображение пользовалось у них большим почтением и принадлежало к числу священных знаков. Язычники, напротив, отрицали всякую связь этого знака с христианским крестом и утверждали, что он принадлежал к стародавним их символам, а сведущие в иероглифах присоединяли с своей стороны, что этот знак выражал собою мысль о будущей жизни, 176 – объяснение, подтверждаемое новейшими изысканиями относительно индийской свастики и однородных с нею ассирийских символов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

К 1 января 1947 года Благотворительным отделом Экзархата израсходовано на содержание призреваемых приютов, на текущий ремонт и оказана материальная помощь беднейшему населению из сумм благотворительного фонда 5 440 233 07 (пять миллионов четыреста сорок тысяч двести тридцать три и 07/100) юаней. Одним из центральных, можно сказать исторических, событий 1946 года на Дальнем Востоке, непосредственно связанных с Экзархатом, явилось открытие в Маньчжурии филиального отделения Всесоюзного Общества Красного Креста и Полумесяца, Президентом которого является Экзарх Московской Патриархии митрополит Нестор. 4 сентября отчетного года состоялось первое организационное собрание учредителей Общества, во главе с Генеральным консулом СССР тов. Павлычевым Г. И. и Управляющим КЧжд генералом Журавлевым А. Ф. Этим собранием было официально открыто Общество Красного Креста и Полумесяца в Маньчжурии, утвержден и принят устав Общества, избрано Правление и президиум Общества, единогласно были избраны: президентом Общества митрополит Нестор, заместителем президента – вице-президент полковник Карлов Г. Н. и вице-президентами – профессор Петрова Ю. X., г-н Ли-Го-Цзюн и Бабинцев А. Общество Красного Креста и Полумесяца призвано оказывать самую широкую, как медицинскую, так и всевозможную моральную и материальную благотворительную помощь населению Маньчжурии без различия вероисповедания и национальности. Помимо своей чисто филантропической деятельности, Общество является содружеством народов в делах милосердия, любви и помощи ближнему; в этом отношении Общество является краеугольным камнем в деле укрепления дружеских и добрых взаимоотношений между двумя великими соседними народами – СССР и Китая. В настоящий организационный период Общество Красного Креста и Полумесяца финансируется всецело Экзархом Московской Патриархии митрополитом Нестором из сумм благотворительного фонда Экзархата. Всего на 31 декабря 1946 года из этого фонда израсходовано на Красный Крест по ремонту зданий Общества, на приобретение всевозможной медаппаратуры, инструментов и инвентаря – 7 399 591 25 юаней. Из этой суммы Экзархатом передано Обществу Красного Креста и Полумесесяца шесть с половиной миллионов юаней (6 500 000) как безвозвратная ссуда; остальные деньги считаются как выданные Обществу заимообразно впредь до образования собственной финансовой базы Общества Красного Креста и Полумесяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Служитель Слова для служительниц креста найдет ли лучшее слово, кроме слова о кресте? Из многих видов креста для слова о кресте, по поводу открытия Общины сестер милосердия, избираем Красный Крест, под знаменем которого становятся вступающие в Общину сестер милосердия. Говорить ли этим служительницам креста о значении креста? Нужно ли им объяснять, что крест для них есть символ скорбей, лишений, страданий и даже смерти? Вероятно, они знают и то, что красный крест знаменует время брани, есть символ крови; что ставшие под знаменем такового креста посвящают себя на служение тем, кто в бранном подвиге за Веру, Царя и Отечество имеет пролить кровь свою, и что посвящающие себя на служение таковым готовы нести крест скорбей, лишений и страданий, даже до пролития крови. Итак, великий подвиг принимают на себя сестры милосердия, подвиг до пролития крови, подвиг, равный мученичеству. Дерзнет ли кто из вступающих в сию дружину креста думать о себе, что он может совершить свой великий подвиг своими силами, при помощи своих познаний, опытности, твердости воли и крепости телесных сил? – Так может думать о себе одно самообольщение. Если для Святейшего Подвигоположника в борении Его даже до пота кровавого нужен был для укрепления Ангел с неба, то что сказать о нас, многонемощных и грешных? Если мы бываем смелы и сильны, то не тогда ли больше, когда стоим вдали от подвига, когда только мысленно представляем о нем; но оказываемся слабыми и малодушными, когда является необходимость вступить в подвиг и стоять вблизи опасности, у врат смерти? Что же делать в таком случае? Где искать вам, будущим подвижницам Красного Креста, силу для совершения своего многотрудного служения? Ищите и обрящете укрепление и утешение для себя в том же кресте, под знаменем которого вы поставляетесь. Крест, некогда древо проклятия, позора, казни и смерти, на Голгофе стал древом благословения, славы и животворящей силы. Если восхощете, то возможете и вы, уготовляющиеся для бранного подвига, узреть мысленными взорами под вашим крестом ту надпись, которую видел некогда царь Константин: «Сим победиши». – Крест для сего императора был знаменем победы над врагом христианства; крест – воскрешение мертвых, крест – исцеление больных, крест – во бранях победа, оружие и щит, крест – прогонитель бесов, наводящих уныние и отчаяние, крест – озарение мыслей, уныния могила, крест – прогонитель ночных страхов, крест – утешение для печальных, крест – для умирающих надежда и успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Канон Креста, егоже краегранесие: Кресту, надеявся, пение отрыгаю. Творение кир Космы. Ирмосы по дважды, тропари же на 12, глас 8. Канон Канон св. Космы Маиумского, глас 8; ирмосы канона исполняются дважды, тропари же поем на 12. Песнь 1. Ирмос: Крест начертав, Моисей/впрямо жезлом Чермное пресече,/Израилю пешеходящу;/тоже обратно фараоновым колесницам,/ударив, совокупи,/вопреки написав непобедимое оружие./Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися. Песнь 1 Ирмос: Крест начертывая, Моисей/прямо рассек Красное море жезлом/для идущего пешком Израиля,/и то же море ударом поперек/обратно для Фараоновых колесниц соединил,/изобразив тем непобедимое оружие;/потому воспоем Христу Богу нашему:/ибо Он прославился. Образ древле Моисей пречистыя Страсти в себе самом прообрази,/священных среде стоя:/Крест же вообразив,/простертыми победу дланьми воздвиже,/державу погубив Амалика всегубителя./Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися. Образ пречистого страдания Моисей/в древности в себе самом явил,/стоя между освященных:/вид Креста приняв, он распростертыми руками/воздвиг знамение победы,/уничтожив силу Амалика всегубителя;/потому воспоем Христу Богу нашему,/ибо Он прославился. Возложи Моисей на столпе врачевство,/тлетвориваго избавление и ядовитаго угрызения,/и древу образом Креста/по земли пресмыкающагося змия привяза,/лукавный в сем обличив вред./Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися. Возложил Моисей на столпе лекарство,/избавлявшее от губительного и ядовитого уязвления,/и поперек к дереву, образу Креста,/по земле пресмыкающегося змия привязал,/восторжествовав чрез то над бедствием;/потому воспоем Христу Богу нашему,/ибо Он прославился. Показа небо Креста победу благочестия держателю и царю богомудру,/врагов в немже злосердных низложися свирепство,/лесть же превратися,/и вера распростреся земным концем Божественная./Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися. Небо показало благочестивому властителю/и царю богомудрому/победное знамение Креста,/которым низвержена злобных врагов надменность,/обман же разрушен и вера божественная/распространилась по всем концам земли;/потому воспоем Христу Богу нашему,/ибо Он прославился.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozdvizhe...

С 1877 г. М. Ф. активно содействовала работе Об-ва попечения о раненых и больных воинах, которое в 1879 г. было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК). Оно являлось отделением международной благотворительной орг-ции Красного Креста, основанной в 1863 г. Первоначально это была орг-ция общественной помощи населению во время войн, но впосл. об-во постоянно участвовало в благотворительных мероприятиях при «всех несчастиях, постигающих людей (голод, эпидемии, землятресения, пожары и т. п.)» ( Максимов Е. Д. Очерк ист. развития и соврем. положения общественного призрения в России//Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907. С. 39). Важной составляющей работы Красного Креста в России стала подготовка медицинского персонала, особенно сестер милосердия, в мирное время работавших в больницах и амбулаториях. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Красный Крест оказал помощь больным и раненым на сумму ок. 16,8 млн р. (кроме пожертвований вещами). Были созданы первые санитарные поезда, переправлявшие раненых из действующей армии в госпитали Москвы, С.-Петербурга и др. городов. Один из таких поездов, вмещавший до 50 раненых, был составлен по инициативе М. Ф. (деньги на его обустройство пожертвовал председатель правления Московско-Рязанской железной дороги П. Г. фон Дервиз). Для помощи раненым по инициативе М. Ф. в С.-Петербурге был создан Центральный склад Ее Императорского Высочества Государыни Цесаревны, куда поступали вещи от благотворителей, к-рые затем переправлялись в действующую армию. 24 апр. 1878 г. указом имп. Александра II М. Ф. была награждена знаком отличия Красного Креста 1-й степени за попечение о раненых и больных воинах. Во время неурожая 1891 г. об-вом Красного Креста было организовано 1798 попечительств на местах (22 губернских, 145 уездных, 1279 участковых, 352 сельских), к-рые открыли 3,4 тыс. учреждений помощи голодающему населению (столовые, чайные, пекарни, приюты, ночлежные дома). Помощью воспользовались 217 тыс. чел. Во время русско-япон.

http://pravenc.ru/text/2562160.html

Информацию о прекращении сотрудничества сообщили в СМИ 13 августа. ПРАВМИР. Общероссийская общественная организация «Российский Красный Крест» отрицает прекращение сотрудничества Международным Комитетом Красного Креста. Председатель организации Раиса Лукутцова подтвердила РИА «Новости» , что головной офис РКК по-прежнему получает финансирование от международного комитета и продолжает с ним взаимодействовать. Представительница организации отметила, что сейчас идет сокращение некоторых программ, но это является «внутренними, текущими делами» и не означает прекращение отношений. «Отношения с Международным Комитетом Красного Креста Российский Красный Крест никогда не прекращал и никогда это не планирует делать. И мне очень непонятно, вот эти источники, не знаю, вообще цели этой статьи», — отметила Раиса Лукутцова. По словам председателя организации, комиссия из офиса международной федерации Красного Креста недавно приезжала в Кемерово для оценки работы РКК. Раиса Лукутцова рассказала, что эксперты комиссии «пришли к выводу, что помощь оказывается правильно, профессионально, с правильным расходом денежным средств». Ранее Znak.com со ссылкой на источник в правлении РКК сообщил , что Международный Комитет Красного Креста приостановил сотрудничество с головным офисом Российского Красного Креста (РКК) и будет взаимодействовать напрямую с региональными отделениями. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 24 марта, 2012 21 августа, 2013 15 декабря, 2016 26 февраля, 2024 20 января, 2022 25 марта, 2019 11 августа, 2018 20 ноября, 2017 14 ноября, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/rossiyskiy-krasnyiy-kr...

4.35.5. Знак второй степени: Патриарший знак Материнства 2 степени аналогичен знаку 1 степени и имеет следующие отличия: все металлические элементы выполнены в серебре, завитки у основания ветвей креста не имеют камней, Божия Матерь изображена на светло-голубом фоне, сам медальон окаймлен не камнями, а белым эмалевым рантом. 4.35.6. Патриарший знак Материнства носится награжденными на левой стороне груди после Патриаршего знака Храмостроителя. 4.35.7. Награждение Патриаршим знаком Материнства производится последовательно, от низшей (второй) степени к высшей (первой) степени. 4.35.8. Патриаршим знаком Материнства 1 степени награждаются матери, воспитывающие девять и более детей (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). 4.35.9. Патриаршим знаком Материнства 2 степени награждаются матери, воспитывающие пять и более детей (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). 4.36. Положение о Патриаршем знаке великомученицы Варвары 4.36.1. Патриарший знак великомученицы Варвары учрежден указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 15 июня 2006 года. 4.36.2. Патриарший знак великомученицы Варвары имеет две степени. 4.36.3. Знак первой степени: Знак великомученицы Варвары представляет собой золотистый прямой равноконечный крест. Ветви креста покрыты эмалью под малахитовый камень. В центре креста – овальный медальон 25x20 мм с поясным изображением великомученицы Варвары, выполненный в технике финифти в теплых тонах. Между концами креста из его углов – языки пламени красного цвета (рубин) по три в каждом углу. Знак крепится к золотистой колодке, покрытой эмалью под малахитовый камень и смонтированной на ней муаровой ленте красного цвета. Материалы: серебро с золочением, золото, горячая эмаль, финифть, красный муар. Размеры знака: ширина 42 мм, высота 42 мм. Размер колодки: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне колодки – приспособление для крепления. 4.36.4. Знак второй степени: Вторая степень знака великомученицы Варвары аналогична золотому знаку, но выполнена из серебра. В центре креста – овальный медальон 25x20 мм с поясным изображением великомученицы Варвары, выполненный в технике финифти в холодных тонах. Знак крепится к серебристой колодке, покрытой голубой эмалью и смонтированной на ней муаровой ленте красного цвета. Материал: мельхиор, горячая эмаль, зеленый муар. Размеры знака: ширина 42 мм, высота 42 мм. Размер колодки: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне колодки – приспособление для крепления.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010