не обинуяся. — «Примеч. пер».) (Мк.8:32). Но как бы решительно и ясно ни говорил Спаситель о необходимости Своих страданий, человеческий рассудок не может этого ни понять, ни смириться со страданиями всеправедного, всеблагого и безгрешного Сына Божия. И вот этой превеликой тайной соблазнился первоверховный Апостол. Евангелист пишет: «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою» (Мф.16:22; ср.: Мк.8:32). И тогда произошло нечто, что наиболее явно показало всю неспособность людской логики в ее человеческой ограниченности уразуметь потребность и необходимость Богочеловеческих страданий в деле спасения мира. Евангелист продолжает: Иисус же, «обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16:23; ср.: Мк.8:33).    Такой ответ Спасителя содержит в себе самую красноречивую апологию необходимости Богочеловеческих страданий ради спасения человеческого рода. Это особенно наглядно проявляется в том, что Благий Господь называет сатаною ученика, которого незадолго до того нарек блаженным как удостоившегося откровения тайны Личности Богочеловека от Небесного Отца (см. Мф.16:16-17). Мысль сатанинская — это желать и хотеть, чтобы Богочеловек спас мир без страданий. Нет более пагубного соблазна для человеческого ума, чем мысль: безгрешному Господу Иисусу Христу не нужно и бессмысленно страдать. Дело сатаны — отговаривать Богочеловека от страданий, ибо этим он отвращает Его от креста и Воскресения, а в них заключена сущность спасения. Если бы Спаситель не пострадал и не умер, то самая мучительная проблема человеческой жизни — страдание и смерть — осталась бы неразрешенной, а тем самым и самое ужасное мучение — необлегченным и самое большое зло — неистребленным. Людской рассудок не в состоянии до конца оправдать наличие страданий и смерти в этом мире. Нас окружает скорбная и страшная действительность, полного смысла которой человеческая мысль отыскать не может.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не так, нечистивые, не так; но они будут как плева, которую уносит ветер с лица земли. Поэтому не устоят нечестивые на суде, и грешники в совете праведных. Ибо знает Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет». Примечайте, как он в этих словах изобразил воду и вместе Крест. Вот смысл их: блаженны те, которые, надеясь на Крест, низошли в воду; ибо получат награду во время свое. «Тогда, – говорит Бог, – Я воздам им». Сказано: «листья не отпадут». Это значит, что всякое слово, которое выйдет из уст ваших с верою и любовью послужит для многих к обращению и надежде. Еще другой пророк 226 говорит: «Земля Иакова была превозносима по всей земле». Эти слова означают сосуд Духа Господня, который прославляет пророк 227 . Потом, что иной пророк говорит? «Река протекала с правой стороны, и из нея поднимались красивые дерева: кто станет есть от них, будет жить во век 228 . Это значит, что мы сходим в воду полные грехов и нечистоты, а восходим из нее с приобретением – со страхом в сердце и с надеждою на Иисуса в духе. «Кто станет есть плод их, будет жить во век». То есть, кто будет слушать проповедующих и уверует, тот будет жить во век. Глава XII. Другие ветхозаветные прообразования о Кресте Христовом Подобным образом и на Крест в особенности Господь указывает чрез другого пророка, который говорит: «Когда это совершится? – Тогда, говорит Господь, когда древо наклонится и станет 229 и когда из древа воскаплет кровь» 230 . Вот еще указание о Кресте и о Том, Кто имел быть распят на нем. О том же говорит Бог и у Моисея, когда Израиль был поражаем иноплеменниками 231 . Чтобы вразумить поражаемых, что они преданы на смерть за свои грехи, Он говорит к сердцу Моисея, чтобы он сделал образ креста и Того, Кто имел пострадать на нем, потому что они, если не будут уповать на Него, будут побеждены навек. Итак, Моисей положил оружие одно на другое среди возвышения и, ставши выше всех, простер свои руки 232 , – и тогда Израиль одерживал победу, а когда опускал руки вниз, израильтяне были побиваемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Одно это, по мысли обличающего Апостола, т. е. пример его, должно уже было научить Коринфян не увлекаться внешней ученостью и красноречием слова тамошних учителей, а всем сердцем умом прислушиваться к главному спасительному предмету проповеди апостольской. 7) Могущественную силу слова, несмотря на неукрашенность его, и преобладающую в нем премудрость Апостолы получили не из книг и не от ученых людей, а непосредственно от Духа Божия, проницающего глубины Божии ( 1Кор. 2:6–13 ). «Премудрость же мы проповедуем между совершенными (т. е. истинными христианами, верными – Златоуст), но мудрость века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (т. е. евангелие и способ спасения посредством креста – Св. Златоуст). Сию премудрость «которой никто из властей века сего не познал, ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. … нам Бог открыл Духом Своим, ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (также легко, как дух человеческий сознает свои внутренние действия и состояния. – 1Кор. 2:11 ). Сие то все, – присовокупляет Апостол, – «дарованное нам от Бога … и возвещаем» мы (с непоколебимой надеждой на успех) «не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным». Во всем этом обличительная мысль у Апостола слышится, та, что не потому ли Коринфяне все еще и гоняются за внешними признаками словесной премудрости и мятутся из-за разных своих учителей и проповедников, что сам еще далеки от христианского способа отношения к проповеди евангельской и не могут стоять в ряду тех совершенных, среди которых с успехом проповедуется мудрость христианская посредством соображений духовного с духовным. Изречение Апостола «о соображении духовного с духовным» ( 1Кор. 2:13 ) нуждается в нарочитом объяснении, которое предлагает Св. Златоуст в том смысле, что Апостолы брали предметы нужные по разным случаям для объяснения их речи из духовной же и священно-библейской области, например, из прообразов и пророчеств, и по вдохновению же от Духа Святого. «Например я говорю, что Христос воскрес, – рассуждает Св. Отец от лица Апостола Павла, – что Он родился от девы, и для объяснения привожу свидетельства и прообразования: пребывание Ионы внутри кита и последующие освобождение оттуда, рождение бесплодных жен Сарры, Ревекки и других, произрастание дерев в раю, тогда как не были еще брошены семена, не проливался дождь, не были проведены бразды. Ибо будущие события были начертаны и прообразованы, как бы в тени, прежними, дабы уверовали в них, когда они совершились. Так я объясняю духовное духовным и нигде не прибегаю ко внешней мудрости».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Она пришла в себя и снова побежала к апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее на проповедь. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении апостолы, и возвестила им радостную весть: " Видела Господа! " Так Мария стала первой в мире проповедницей о Воскресении , благовестницей к благовестникам. Священное Писание не повествует о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно думать, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа . Так святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его. Священное Предание повествует, что когда апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Отважная женщина оставила родной край и отправилась с проповедью в Рим . Везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: " Я видела Господа " . С этой проповедью она обошла всю Италию . Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. Она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: " Христос Воскрес! " Затем она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат . Мария повторила слова апостолов, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца. Очевидно, именно Марию Магдалину имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам ( Рим. 16, 6 ), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая " много потрудилась для нас " . Очевидно, она была среди тех кто беззаветно служили Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с апостолами труды проповедничества.

http://drevo-info.ru/articles/13273.html

Особое внимание Марии Магдалине уделяется в Евангелии от Иоанна. Евангелист впервые называет Магдалину, когда она стоит у креста распятого Иисуса Христа с двумя другими Мариями: «При кресте Иисуса стояли матерь его, и сестра матери его Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19, 25). Затем «Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба» (Ин. 20, 1-2) и сообщает об этом ученикам. Оставшись у гроба одна, позже она увидит двух ангелов «в белом одеянии» на месте, где было тело Иисуса. На их вопрос, почему она плачет, Магдалина отвечает: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» . Обернувшись, она видит Христа и не узнает, принимает Его за садовника и просит: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» . И только когда Христос Спаситель зовет ее по имени, она узнает Его и хочет дотронуться до Него. Но Христос говорит: «Не прикасайся ко Мне, ибо я еще не восшел к отцу Моему» (Ин. 20, 15-16). Эта сцена становится в последующие века источником многочисленных произведений живописи и литературы. Святая равноапостольная Мария Магдалина долго продолжала проповедовать благовестие Христа Воскресшего в Италии и в городе Риме, и при первом посещении Рима апостолом Павлом, и после отбытия его чрез два года оттуда. Кроме предания, свидетельство об этом можно видеть в характерном привете святой Марии Апостолом Павлом в послании его из торгового греческого города Коринфа к христианам, находившимся тогда в Риме (Рим. 28, 6). Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37 гг. по Р.Х.) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. По Преданию, она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: «Христос воскрес!». Затем она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников, и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат.

http://patriarchia.ru/db/text/137932.htm...

По повелению Господа Моисей простер руку на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды (Исх 14, 21). Евреи пошли по безводному дну. Воды застыли, как две стены, по правую и по левую сторону. Все войско египетское с конями и колесницами вслед за евреями вошло в образовавшийся коридор. Но Господь отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом (Исх 14, 25). Когда евреи вышли на берег, Моисей простер руку на море и вода к утру вернулась на прежнее место. Все войско египетское погибло, так как колесницы не могли двигаться. Моисей и сыны Израиля воспели благодарственную песнь Богу, которая начинается словами: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его (Исх 15, 1–2). Она стала одной из библейских песен, исполняемых на утрени Великим постом. Песнь эта легла в основу ирмоса 1-й песни канона: «Воду прошед яко сушу и египетскаго зла избежав...» Чудесное прохождение через Чермное море было прообразом Таинства крещения. Святой апостол Павел писал коринфянам: отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море (1 Кор 10, 1–2). После перехода Красного моря Господь повел народ Свой на северо-восток, в пустыню Сур, находившуюся между восточной границей Египта и Палестиною. Шли три дня, и не было воды. Пришли в Мерру (что по-еврейски значит горечь ). Вода была непригодна для питья. Народ возроптал на Моисея: что нам пить? Моисей возопил ко Господу. Господь показал ему дерево. Он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Древо сие есть образ Креста Господня, который должен был усладить горечь языческих народов» (выделено нами. — Авт. ). Из пустыни Сур Господь повел народ вдоль восточного побережья Суэцкого залива. Целью путешествия была гора Синай. Евхаристия      Когда пришли в пустыню Син, народ вновь возроптал.

http://pravoslavie.ru/103662.html

По приказанию Пилата, иисуса Христа наказали бичами. Воины Римские после бичевания смеялись над Ним. Они надели на Него багряницу (короткую одежду красного цвета), возложили на голову Его терновый венец, а в руки вместо скипетра дали трость. Потом становились перед Ним на колени и говорили: «радуйся, Царь Иудейский». Затем плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове. Пилат вывел Иисуса к народу и сказал: «Се человек». Оп думал, что Иудеи сжалятся над невинным страдальцем. Но в народе снова закричали: «распни, распни Его!» Пилат ответил: «возьмите его вы и распните; а я не нахожу вины в Нем». «По закону нашему Он должен умереть, потому что Он выдал Себя за Сына Божия», ответили ему члены Синедриона. Это новое обвинение против Иисуса встревожило Пилата, и он высказал решительное желание отпустить Иисуса. В народе закричали: «если отпустишь Его, то ты не друг Кесарю». Пилат, видя, что ничто не помогает, а смятение в народе увеличивается, взял воды и, умыв руки, сказал: «невиновен я в крови этого Праведника». Народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших!» Тогда Пилат, против своего убеждения, по требованию Иудеев, предал Иисуса на распятие. 59. Крестные страдания и смерть Иисуса Христа Мф.27:31–56 ; Лк.23:26–49 ; Ин.19:16–30 . Воины Римские повели осужденного на смерть Иисуса Христа на лобное место, по-еврейски Голгофу 19 , и там на крестах распяли Его и по сторонам Его – двух разбойников. Над головой Иисуса Христа была прибита доска с надписью: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Это было в третьем часу дня (по нашему счету в девятом часу утра). Когда Иисуса распинали, Он милосердый молился за Своих мучителей: «Отче, прости им! Они не знают, что делают». Враги Иисуса Христа не оставили Его в покое и на кресте. Они с насмешкой говорили: «спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди со креста, и мы уверуем». К врагам Христовым пристали и воины. Даже один из распятых разбойников – и тот с насмешкою сказал Иисусу: «если Ты Христос, спаси Себя и нас». Но другой разбойник ответил первому: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Но мы достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал». Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвою: помяни мя, Господи, егда пртдеши во царствии Твоем. «Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю», ответил ему Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Поднял Моисей сынов Израилевых от Красного моря, и привел их в пустыню Сур; и шли они три дня в пустыне, и не находили воды, чтобы напиться. Пришли же в Мерру – и не могли пить воды из Мерры, ибо она была горька, поэтому наречено тому месту имя: “Горечь”. И роптал народ на Моисея, говоря: “Что мы будем пить?” Моисей же воззвал ко Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и сделалась сладкой вода. тамо положи ему Бог оправдания и суды. И тамо искушаше его и рече: Аще слухом услышиши глас Господа Бога твоего, и угодная пред Ним сотвориши, и внушиши заповеди Его, и сохраниши вся оправдания Его, всяку болезнь, юже наведох египтяном, не наведу на тя. Аз бо есмь Господь, исцеляяй тя. Там установил ему (Бог) предписания и суды, и там испытывал его, и сказал: “Если будешь действительно слушаться (гласа) Господа, Бога твоего, и сотворишь угодное пред очами Его, и будешь внимать заповедям Его, и соблюдешь все повеления Его, то никакую болезнь, что Я навел на Египтян, не наведу на тебя, ибо Я – Господь, исцеляющий тебя. И приидоша во Елим, и бяху тамо дванадесять источников вод, и седмьдесят стеблий финиковых, и ополчишася тамо при водах. И воздвигошася от Елима, и прииде весь сонм сынов Израилевых в пустыню Син, яже есть между Елимом и между Синою. И пришли в Елим; и было там двенадцать источников воды и семьдесят стволов финиковых пальм, и расположились там станом при водах. И отправились из Елима, и пришло всё собрание сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем. Исх 15:22–27; 16:1 Притчей чтение (глава 3): 2. Притчей чтение Сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай, от Него обличаемый. Егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет. Блажен человек, иже обрете Премудрость, и смертен, иже уведе разум. Лучше бо Сию куповати, нежели злата и сребра сокровища. Честнейшая же есть камений многоценных, не сопротивляется Ей ничтоже лукавое, благоразумна есть всем любящим Ю, всякое же честное недостойно Ея есть. Долгота бо жития, и лета жизни в деснице Ея. В шуйце же Ея богатство и слава, из уст Ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Путие Ея, путие добры, и вся стези Ея с миром. Древо живота есть всем держащимся Ея и восклоняющимся на Ню, яко на Господа, тверда.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozdvizhe...

Пострадавшим выдавались деньги, одежда, орудия труда, стройматериалы. Для большинства москвичей, тех, кого судьба оберегала от тяжёлых невзгод, деятельность Елизаветы Фёдоровны долгое время оставалась малоизвестной. Из газет можно было узнать об открытии новых зданий для убежищ и приютов, о закладке и освящении при них храмов, о благотворительных акциях в пользу нуждающихся. Периодически, с целью привлечения новых людей, издавались отчёты о работе Елизаветинских учреждений, но собственная роль их попечительницы и покровительницы, как правило, была в тени. Великая княгиня не стремилась ни к славе, ни к популярности, она не жаждала рукоплесканий и не искала чьего-то одобрения. Её милосердие шло от искренних порывов души, соответствуя тому, что сказано в Писании: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди… Чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:1,2,4 ). Так поступал и её супруг, так будет поступать и её сестра, императрица Александра. Конечно, в их положении, когда следовало постоянно находиться на виду, это было трудно. Но если имелась хоть малейшая возможность избежать публичности, Елизавета Фёдоровна пользовалась ею с радостью. Однажды, получив приглашение на собрание Красного Креста и понимая, что к её работе оно не имеет прямого отношения, Великая княгиня обратилась к императрице Марии Фёдоровне с вопросом: «Должная поехать или нет?.. Ты же знаешь, я ни при каких обстоятельствах не люблю вылезать вперёд». Нахождение впереди становилось неизбежным, когда речь шла о массовых мероприятиях с целью получения дополнительных средств. К ним относились уже известные нам благотворительные базары, где присутствие Августейших устроителей являлось ещё и лучшей «рекламой», сюда же следовало отнести и красочные праздники цветов, подаренные москвичам в 1901 году.

http://azbyka.ru/fiction/elizaveta-fyodo...

" Похвала», о которой так часто говорит Священное Писание и которая вполне законна для христианина, есть нечто весьма чистое в нравственном отношении, отнюдь не делающее его ни самохвалом, ни честолюбцем. Она есть даруемое от Бога бесценное благодатное сокровище, которым мы имеем право дорожить, и священный долг – всячески его оберегать. Что же это однако такое? Какова эта единственная вполне благонадежная и ничем не заменимая нравственная опора наша? – Быть может, это какое-нибудь наше природное достоинство? Или приобретенная путем долгих трудов и упражнений наша добродетель? Ведь мы привыкли и то, что даровано от Бога, считать как бы своим собственным, нам по праву принадлежащим! Но Слово Божие ясно говорит нам: «Что ты имеешь, чего бы не получил (разумеется, от Господа)? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» ( 1Кор. 4:7 ). Значит истинная «похвала» наша не есть ни наше приобретение, ни наша собственность. Она есть исключительно дар милости Божией, который мы никогда не должны ставить себе в заслугу и, тем более, делать предметом превозношения пред другими. «Я, – говорит апостол Павел, – не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа« ( Гал. 6:14 ). Проповедь о Кресте составляет для апостола предмет такой исключительной важности, что он опасается даже того, чтобы глубокомысленными рассуждениями и красноречием не отвлечь внимания слушателей от самого существа спасительной для нас истины. »Христос послал меня ... – говорит он, благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» и »я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого« ( 1Кор. 17 2:2). Но хвалиться крестом Господа нашего Иисуса Христа не значит, конечно, бездействовать, пребывая в беспечной уверенности, что принесенной за нас на Голгофе крестной жертвой мы спасены независимо от того, будем ли достойны этого или не будем. Ведь тот же апостол умоляет нас, »чтобы благодать Божия не тщетно была принята« нами ( 2Кор. 6:1 ). Если бы мы ограничились одной лишь беспечной надеждой на милость Божию, то могли бы жестоко обмануться, ибо Сам Господь говорил в Своей нагорной проповеди : »Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь... Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:19, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010