– Почто Ему червлены (красны) ризы? (стиховна вечерни праздника). Эти слова взяты из пророчества Исаии, поразительного по силе и предсказанию: – Кто это идет от Едома в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? – И ответ там же: Я – изрекающий правду, Сильный, чтобы спасать. – Отчего же у Тебя одеяние Твое красно и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле (красный виноград)? – Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною… Кровь их (врагов, диавола) брызгала на ризы Мои, и Я запятнай всё одеяние Свое… Но за то год Моих искупленных настал ( Ис. 63:1–4 ). Но только Церковь «кровь» относит не к «брызгам» от пораженных врагов, а к Нему Самому. – Точило ныне Я изгнетох (тропарь 7-й песни канона накануне). – Из Восора приходит, еже есть плоти (стиховна вечерни праздника). Но вот совсем ясно: – Что червлены ризы, плоти соединившагося дебельству (грубой плоти)? – Святии ангели, Христа зряще, вещаху страсти честныя (родительный падеж) Божественныя носяща образы, то есть видя знаки страсти на Нем (тропарь 6-й песни утрени праздника). Итак, не с простою плотию Вифлеема приходит Господь, а с ранами Голгофы… И этим именно и «умиротворяет» Отца Своего: вознесшись с распятого на кресте, а потом воскресшего плотию, сел еси во славе одесную Началосветнаго Отца Твоего, умиротворивый всяческая (тропарь 3-й песни утрени накануне). Про КРЕСТ говорится, что им «стерты» «врата адовы и вереи» (тропарь 9-й песни канона накануне), «пленена смерть» (тропарь 3-й песни трипеснца в среду 2-й недели по Пасхе), «сокрушен диавол», освобождено от рабства ему человечество. Поразив супостата страстию плоти Твоея, ко Отцу… со славою востекл еси (тропарь 8-й песни трипеснца пятницы 7-й недели по Пасхе; там же тропарь 9-й песни). После этого наступает во Христе уже «новое» бытие. Но пока еще – в Нем одном: воскресшим Он «обновляет» «состаревшийся мир»; но воскресение только не могло быть потому, что сначала была смерть; потому, – а также и вследствие жертвенного характера Креста, – нужно говорить, что обновление совершается и тем, и другим: крестом и воскресением.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

протоиерей Александр Шаргунов Скачать epub pdf Седмица 8-я по Пятидесятнице Понедельник Мф, 65 зач., 16, 1–6 И приступили к Иисусу фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел. Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Трудно было бы найти две более различные партии, чем фарисеи и саддукеи. Но ненависть ко Христу объединяла их. У всех заблуждений есть одна общая черта – враждебное отношение ко Христу. Фарисеи и саддукеи требуют у Христа знамения с неба. Тот, кто претендует на звание пророка или духовного вождя, должен подтвердить это особенным знамением. Господь говорит им, что знамение – перед ними, надо только увидеть его. Они ищут знамения с неба, и Христос показывает им на небо. Они хорошо разбираются в знаках, предвещающих перемену погоды. Они знают, что если с вечера небо красное, то утром будет прекрасная погода, если утром небо багрово, то жди ненастья. Но они слепы к знамениям времен. Им дано было множество знамений. Все чудеса, которые совершал Христос, были знамениями. Но они ни во что ставили эти знамения, когда исцелялись больные и страждущие, а искали чуда, которое могло бы удовлетворить любопытство их гордого ума. Это должно было быть знамение с небес – подобное тому, что было при принятии скрижалей Закона на горе Синайской, – в громе и молниях. Они искушали Господа, ища знамения, не для того, чтобы научиться, а для того, чтобы уловить Его. Если бы Он показал им знамение с небес, они бы приписали его действию князя воздушных сил. Господь говорит им, что единственное знамение, которое они получат, будет знамение Ионы. Иона был пророком, обратившим народ Ниневии к покаянию и приведший его от путей нечестия к Богу. Но что было знамением, благодаря которому народ Ниневии обратился к Богу? Вовсе не чудо спасения Ионы из чрева морского чудовища. Тайна Креста и Воскресения из мертвых была сокрыта в этом чуде, но тогда не пришло еще время услышать о ней. Об этом они ничего не знали, и Иона в своей проповеди не ссылался на нее. Знамением Ионы был сам Иона и его благовестие от Бога. Явление пророка Божия и благовестие, которое он принес, – вот что изменило жизнь народа Ниневии. Господь говорит фарисеям и саддукеям, что Божие знамение перед ними – Он Сам и Его благовестие. Он как бы показывает им: «Во Мне вы встречаетесь с Богом и правдой Божией, что же еще вам нужно?»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Суть бо такие изыскания, вызывающие споры, по слову Апостола, не полезны и суетны ( Тит.3:9 ). Апостол советует соблюдать в учении чистоту, степенность, неповрежденность, и возвещать слово здравое, не зазорное, слыша которое противник ничего не мог бы сказать о нас укоризненного ( Тит.2:7–8 ). В чем состоит это слово, здравое и не зазорное, Апостол объясняет далее, когда говорит: явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженного упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, иже предал есть себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония и очистит себе люди избранны, ревнители добрым делом... Указавши сущность спасительного учения веры и благочестия, Апостол прибавляет: сия глаголи, и моли и обличай со всяким повелинием ( Тит.2:11–15 ). Наставление Апостола держаться в проповеди Евангелия простого и здравого слова и избегать всяких ухищрений и мудрований подтверждается примером его собственного благовествования, и этот пример должен быть сдерживающей силой для людей, желающих выносить на церковную кафедру трудные ученые вопросы…. Христос послал меня (говорил он) благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. И когда приходил я к вам, братие (пишет он Коринфянам), приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мурости... И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией ( 1Кор.1:17 ; 1Кор.2:1, 4 ). Кажется, достаточно ясно указывается и наставлением и примером Апостола тот желанный, законный путь, каким нужно следовать служителям церковного слова, чтобы учение, ими преподаваемое, нося характер церковный, находило всякий доступ в умы и сердца народа, и чтобы им быть проповедниками популярными. Другое условие, выполнение которого требуется от проповедника в силу закона популярности, касается способа представления или развития мысли, посвященной уяснению той или другой истины христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Так как это разделение явилось исходной точкой упадка нравственной жизни и всех нестроений, святой Апостол с особенной силой и энергией обличает его в целых 4-х главах. В виду того, что руководители отдельных партий, по примеру языческих философов, влияли на толпу красноречием и философскими рассуждениями, святой Апостол в первой главе характеризует свойства евангельской проповеди , сравнительно с мирской мудростью — философией. Проповедь о кресте для язычников, гордых своей ученостью, кажется слишком простой и даже безумием, между тем, как для уверовавших слово крестное — сила Божия , дарующая спасение. В то время, как мудрость мирская (философия), оторвавшаяся от источника мудрости — Бога и пытавшаяся самостоятельно разрешить все жизненные задачи, оказалась бессильной в устроении человеческой жизни, евангельская проповедь, кажущаяся для неверных юродством (безумием), дарует людям действительно все, что необходимо, как для благоустроения их земной жизни, так, что особенно важно, для их вечного спасения. " Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость " (1:22-24). Здесь важно отметить, что " Божией премудростью " ( " Софиею " ), в согласии со многими другими местами Священного Писания, именуется никто другой, как Второе Лицо Пресвятой Троицы. Далее Апостол говорит " потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков " (1:25), что видно из того, что " но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное " (1:27). Это наглядно сказалось в том, что бедные, незнатные и неученые рыбари, какими были святые Апостолы, и большинство первенствующих христиан, тоже люди по преимуществу низкого звания и необразованные, силою своей веры и своею проповедью посрамили всю языческую мудрость ученых и философов и привели весь мир к подножью Креста Христова. " Бог всяческих " , говорит блаженный Феодорит, " неучеными победил ученых, нищими богатых, и рыбарями уловил вселенную " . Для чего это нужно было? " Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом " (1:29), — чтобы смирить всякую гордость и надменность, чтобы показать, что мы не можем спастись сами собою, что христианство это — путь спасения через смирение .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Так как это разделение явилось исходной точкой упадка нравственной жизни и всех нестроений, святой Апостол с особенной силой и энергией обличает его в целых 4-х главах. В виду того, что руководители отдельных партий, по примеру языческих философов, влияли на толпу красноречием и философскими рассуждениями, святой Апостол в первой главе характеризует свойства евангельской проповеди , сравнительно с мирской мудростью — философией. Проповедь о кресте для язычников, гордых своей ученостью, кажется слишком простой и даже безумием, между тем, как для уверовавших слово крестное — сила Божия , дарующая спасение. В то время, как мудрость мирская (философия), оторвавшаяся от источника мудрости — Бога и пытавшаяся самостоятельно разрешить все жизненные задачи, оказалась бессильной в устроении человеческой жизни, евангельская проповедь, кажущаяся для неверных юродством (безумием), дарует людям действительно все, что необходимо, как для благоустроения их земной жизни, так, что особенно важно, для их вечного спасения. «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1:22–24). Здесь важно отметить, что «Божией премудростью» («Софиею»), в согласии со многими другими местами Священного Писания, именуется никто другой, как Второе Лицо Пресвятой Троицы. Далее Апостол говорит «потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1:25), что видно из того, что «но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1:27). Это наглядно сказалось в том, что бедные, незнатные и неученые рыбари, какими были святые Апостолы, и большинство первенствующих христиан, тоже люди по преимуществу низкого звания и необразованные, силою своей веры и своею проповедью посрамили всю языческую мудрость ученых и философов и привели весь мир к подножью Креста Христова. «Бог всяческих», говорит блаженный Феодорит, «неучеными победил ученых, нищими богатых, и рыбарями уловил вселенную». Для чего это нужно было? «Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1:29), — чтобы смирить всякую гордость и надменность, чтобы показать, что мы не можем спастись сами собою, что христианство это — путь спасения через смирение .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Толкование Евангелия на каждый день года. Понедельник 8-й седмицы по Пятидесятнице Мф., 65 зач., 16, 1–6 И приступили к Иисусу фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел. Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Трудно было бы найти две более различных партии, чем фарисеи и саддукеи. Но ненависть ко Христу объединяла их. У всех заблуждений есть одна общая черта – враждебное отношение ко Христу. Фарисеи и саддукеи требуют у Христа знамения с неба. Тот, кто претендует на звание пророка или духовного вождя, должен подтвердить это особенным знамением. Господь говорит им, что знамение – перед ними, надо только увидеть его. Они ищут знамения с неба, и Христос показывает им на небо. Они хорошо разбираются в знаках, предвещающих перемену погоды. Они знают, что если с вечера небо красное, то утром будет прекрасная погода, если утром небо багрово, то жди ненастья. Но они слепы к знамениям времен. Им дано было множество знамений. Все чудеса, которые совершал Христос, были знамениями. Но они ни во что ставили эти знамения, когда исцелялись больные и страждущие, а искали чуда, которое могло бы удовлетворить любопытство их гордого ума. Это должно было быть знамение с небес – подобное тому, что было при принятии скрижалей Закона на горе Синайской – в громе и молниях. Они искушали Господа, ища знамения, не для того, чтобы научиться, а для того, чтобы уловить Его. Если бы Он показал им знамение с небес, они бы приписали его действию князя воздушных сил. Господь говорит им, что единственное знамение, которое они получат, будет знамение Ионы. Иона был пророком, обратившим народ Ниневии к покаянию и приведший его от путей нечестия к Богу. Но что было знамением, благодаря которому народ Ниневии обратился к Богу? Вовсе не чудо спасения Ионы из чрева морского чудовища. Тайна Креста и Воскресения из мертвых была сокрыта в этом чуде, но тогда не пришло еще время услышать о ней. Об этом они ничего не знали, и Иона в своей проповеди не ссылался на нее. Знамением Ионы был сам Иона и его благовестие от Бога. Явление пророка Божия и благовестие, которое он принес, – вот что изменило жизнь народа Ниневии. Господь говорит фарисеям и саддукеям, что Божие знамение перед ними – Он Сам и Его благовестие. Он как бы показывает им: «Во Мне вы встречаетесь с Богом и правдой Божией, что же еще вам нужно?»

http://pravoslavie.ru/3457.html

Христос висит на кресте. И весь народ дикими глазами пожирает свою Жертву огнем своей ненависти и злорадства. А распятый Христос смотрит на этот народ с высоты креста очами божественной любви и человеческой жалости к погибшим. Без слов, но красноречивее всяких слов. Он, самым положением Своим в данный момент, говорит жестокому и отверженному народу, по выражению церковной песни, так: «Сия глаголет Господь Иудеом: людие Мои, что сотворих вам? или чим вам служих? слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих; людие Мои, что сотворих вам? и что Ми воздаете? за манну – желчь: за воду – оцет: за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте. Ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот вечный» (Сл. во Св. и вел. пят. утра, антифон 12-й). В этой церковной песни мы слышим безмолвный укор Распятого, обращенный к сознанию народа, вызывая в нем человеческое сострадание к жестоким мукам Невинного Страдальца. Но народ этот оказался, по изображению пророков, с каменным сердцем, медным лбом и железным затылком, народом жестоковыйным, который всегда противился Господу. Нельзя ожидать какого-либо сострадания от такого народа, который Сам Христос назвал «порождением ехидны» ( Мф. 23:33 ). «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами!» – обличал их первомученик Стефан. «Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» ( Деян. 7:51, 52 ). Такими они остались и по распятии Иисуса, как характеризует их ап. Павел. «Они убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, они препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих» ( 1Фес. 2:15, 16 ). Такой народ не мог снести святости Христа среди себя, а при виде Его невыразимых страданий еще более ожесточался в своей ненависти и презрении к Нему, и к физическим страданиям Висящего на кресте он с адскою злобою готовится присоединить еще нравственные страдания своим богохульным глумлением над Распятым!  

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

Чрез несколько лет ее примеру последовала Софрония и другие, к которым весьма справедливо можно приложить этот стих из Енния: «о если бы не в лесу пелейском» 74 . Ее любовью пользовалась достопочтенная Павла; на ее ложе была воспитана краса девства – Евстохия, чтобы легко было судить, какова учительница, когда таковы ученицы. Коварный читатель, может быть, посмеется, что я распространяюсь в похвале женщинам; но если он припомнит святых жен, сопутниц Господа Спасителя, которые служили Ему от своих стяжаний, трех Марий, стоящих пред крестом, и Марию в собственном смысле – Магдалину, которая по твердости и пламенности веры получила имя окруженной башнями 75 и первая прежде апостолов удостоилась видеть Христа воскресшего, – то он скорее себя обвинит в дерзости, чем меня в безнравственности. Я сужу о добродетелях не по полу, а по духу, и за презрение знатности и богатства воздаю большую славу. Поэтому-то и Иисус в особенности любил Иоанна, который по знатности рода был знаком первосвященнику 76 , и не боялся ков иудеев, так что ввел в притвор Петра и один из апостолов стоял при кресте, принял в себе матерь Спасителя, и в наследство от девственника Господа девственный сын получил девственницу матерь. Таким образом прожила она (Маркелла) очень много лет, так что видела пред собой старушкой ту, которую помнила девочкой (Евстохию), – прожила, одобряя мысль Платона, что философия есть размышление о смерти. Поэтому и наш апостол сказал: я каждый день умираю для вашего спасения ( 1Кор. 15:31 ), и Господь (по древним спискам): «кто не будет носить ежедневно креста своего и не последует за Мною, тот не может быть моим учеником» ( Лк. 14:27 ), и гораздо ранее чрез пророка Дух Святой: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание ( Рим. 8:36 ), а также, спустя много веков – это изречение: помни о конце твоем, и вовек не согрешишь ( Сир. 7:39 ), а равно как и наставление красноречивейшего сатирика: «Живи помня о смерти: время бежит; то, что я говорю, есть уже последующее» 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Что касается язычников, то «за их нечестие и отпадение от веры, хотя Бог , по законам правды, не удостаивал их того покровительства и особенного руководства, каким удостаивал избранный народ свой, Израиля; но по бесконечной благости, и им не переставал свидетельствовать о Себе 31 , и их приготовлял мало по малу к познанию и принятию великой тайны спасения» 32 . Так, перед каждым человеком открыта книга природы, достаточно красноречиво проповедующая основные истины о бытии Божием. Такое начальное познание Бога доступно душе повсюду: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны», говорит Апостол 33 . «Невидим Бог сам в себе», – объясняет эти слова св. Феофан, – «но Он ясно видится умом, при размышлении о тварях... След бытия Своего, Своих Божественных свойств и присносущной силы Своей, отпечатлел Бог ясно на творении Своем. Не закрывай только очей ума и будешь видеть... Бог окружил людей таким множеством свидетельств о Себе для того, чтобы они не могли не познать Его и не разуметь. Если оказываются после сего люди, не разумеющие Его, кто виноват?» 34 Если бы человек взыскал это знание, то переходя «от веры к вере» 35 , с помощью Божией все более бы возрастал в познании Бога и тайны спасения, предначертанной Его благим промыслом. Святой Феофан, толкуя последние слова ап. Павла («от веры к вере»), ссылается на преп. Исаака Сирианина, который «в своих писаниях указывает на разные степени веры: вера в Бога естественно насаждена в духе нашем, равно как и ведение добра и зла в совести. Вера эта, пробуждаясь, рождает страх, сей страх оживляет совесть и рождает покаяние. Все это вместе понуждает желать и искать Спасителя и спасения в Нем. Услышав благовестие, таковой охотно приступает к нему верою» 36 . Амвросиаст же замечает, что «сама природа учит их (язычников) верить в Бога и во Христа, то есть в Отца и Сына... В мудрости первое – бояться Бога Отца, от Которого все, и Господа Иисуса, Сына Его, через Которого все. Природа сама по себе знает своего Создателя не через закон, а через разумное устройство. Так творение в самом себе различает Творца» 37 . Св. Кирилл Александрийский говорит, что человеку присущ некоторый «закон врожденного богопознания», который и побудил первых сыновей Адама (Каина и Авеля) «к исполнению долга приносить благодарственные жертвы всех Зиждителю и Подателю нам всякого блага Богу». И «хотя повреждена и, быть может, не является истинной точка зрения идолопоклонников на то, кто есть Творец всяческих, однако врожденный и необходимый закон производит и самопроизвольное познание возбуждает в нас мысль о существе высшем и несравненно превосходнейшем нас, то есть Боге» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Эти-то блага и надмили его гордостью, а через гордость разделили на разные части. 5 . Надобно, впрочем, показать вам и то, что коринфяне впервые услышали проповедь от Павла, что они обогащены были духовными дарами, что обладали и мирскими выгодами, и что, возгордившись этими выгодами, разделились между собой, и одни из них перешли на сторону одних, а другие – на сторону других (учителей). Итак, для удостоверения, что они впервые услышали учение от Павла, послушай, как сам Павел указал на это. «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор.4:15 ). А кто родил, тот первый выводит на свет рожденного. И опять: «Я насадил, Аполлос поливал» ( 1Кор.3:6 ); здесь показывает, что он первый посеял учение (между коринфянами). А что они богаты были духовными дарами, видно вот из чего: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем» ( 1Кор.1:4, 5 ). Потом, что они обладали внешней мудростью, это показал нам (Павел) теми многими и пространными словами, которые он направляет против этой мудрости. В другом послании он нигде не делал этого, а здесь (т.е. в Первом послании к Коринфянам) сильно осуждал (внешнюю мудрость), и весьма справедливо. Так как от нее произошла опухоль, то над нею (Павел) употребил и резание, говоря так: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить Креста Христова» ( 1Кор.1:17 ). Смотри, какое обвинение против внешней мудрости: она не только не содействует благочестию, но еще бывает помехой и препятствием. Как прекрасные тела и благовидные и красивые лица, если получат какое-либо стороннее украшение, утрачивают славу собственной красоты, потому что честь этой славы похищают себе румяна, притирания и другие прикрасы; если же не употребишь на них ничего постороннего, то гораздо лучше выкажешь красоту их, когда один вид их сам собою будет действовать и пользоваться вполне удивлением: так бывает и с верой – этой духовной невестой. Если придашь ей что-либо внешнее, – богатство, или власть, или силу красноречия, то унизишь ее славу, потому что не дашь проявиться всему блеску ее, но раздробишь славу ее на многие части; напротив, если предоставишь ей действовать самой по себе, устранив все человеческое, тогда верно выкажется вся красота ее, тогда ясно просияет неодолимая сила, когда т.е., не воспользовавшись ни богатством, ни мудростью, ни властью, ни знатностью рода, ни другими человеческими пособиями, она победит и преодолеет все, – когда через людей ничтожных, низких, неимущих, бедных и неученых одолеет и нечестивых риторов, и философов, и тиранов, и всю вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010