Что касается четырехтомного «Онегина» набоковского о котором я говорю, то конечно большую часть своих рассуждений в статье «Онегин на чужбине», которая увидела свет, повторюсь, через 20 лет после смерти Корнея Ивановича, почти через 20 лет, Чуковский посвятил «Комментарию». Но все-таки, коли уж первый том – это перевод, я с удовольствием прочитаю. Почему с удовольствием, потому что статьи Чуковского, в общем, хотя сегодня все опубликовано и ни один раз, их нет в обиходе, а написаны они таким замечательным хорошим русским языком, что для критика очень важно. Чуковский как раз был критик, который категорически не хотел и не мог бы писать на том суахили, на котором и писалось, и пишется большинство литературно критических статей. К разговору о «Красном лице»: « Все 137 лет существования романа, русские люди из поколения в поколение понимали слова Онегина именно так , — это речь о лице Ольги, — «красный», в смысле «красивый» для нас архаическое мертвое слово. Оно сохранилось в живом языке только в качестве неподвижного, застылого эпитета, издавна прикрепленного к ограниченному числу существительных – Красная горка, красное лицо, красный зверь. Вне этих и еще нескольких устойчивых формул такое словоупотребление, как явствует из романа, совершенно не свойственно Евгению Онегину. Речь его лишена каких бы то ни было архаических примесей – это простая непринужденная речь образованного русского барича, совершенно чуждая стилизации на славянофильский манер ». И дальше Корней Иванович говорит, что Набоков не просто вводит свое утверждение, он его обосновывает: « Есть еще один довод, которым переводчик пытается защитить свою версию. Если бы, – говорит он, – Пушкин написал про Ольгу: «у нее красное лицо», – тогда, конечно, это значило бы, что она краснощекая. Но Пушкин написал: «красна лицом», а эта форма якобы никогда не применяется русскими по отношению к цвету лица. Между тем стоит только вспомнить такую строку из незабвенного стихотворения Ал. Блока: Что ты ликом бела словно плат, –

http://academy.foma.ru/2016/10/29

Однако взаимопереплетение (синкретика) символов не обязательно свидетельствовало о массовом проникновении языческой идеологии в христианское вероучение у новообращенных славян, чему яркое свидетельство утрата культа одного из самых популярных славянских божеств Даждь-бога, связанного с анимистическим (животным) пониманием смены света и тепла (лета и зимы). Причем такая синкретика мировоззренческих и обрядовых традиций была характерна не только для славян, но и для греко-римского мира, восприявшего христианство как бы из первых рук. Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром (пращуром). Ему также приносились растительные жертвы. Такой культовый порядок зародился и существовал в условиях родового быта древних славян. Когда же в более поздние времена дохристианской истории родовые связи начали распадаться, и семьи обособлялись в отдельные дворы, привилегированное место рода заступил семейный предок — домовой, покровитель двора, невидимо управляющий его хозяйством. Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой. Он стремился к общению с ней, участию в её переменах, сопровождая эти перемены праздниками и обрядами. Так создался годичный круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и культом предков. Наблюдая правильную смену зимы и лета, славяне чествовали дни осеннего и весеннего равноденствия праздниками коляды (или овсень), встречали весну (красная горка), провожали лето (купала) и т.д. Параллельно шли праздники об умерших — тризны (застольные поминки). Впрочем, нравы древних славян «особым» благочестием не отличались, к примеру, практиковалась кровная месть. Вплоть до Ярослава Мудрого княжеская власть на Руси судебных функций не имела, а наказание виновного было делом родственников потерпевшего. Государство, разумеется, в такой самосуд не вмешивалось, рассматривая его как элемент обычного права (пережиток догосударственных родовых отношений). Кроме того, распространялась торговля невольниками. И, хотя это не составляло основную отрасль экспорта, как, например, у норманнов, однако не гнушались этим и славяне, пусть не в столь широком масштабе.

http://pravmir.ru/knyaz-vladimir-i-drevn...

В Прокопьевске прошли мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры Прокопьевск, 25 мая 2006 г. К Дню славянской письменности и культуры в г. Прокопьевске готовились заранее и тщательно. За два месяца до праздника в городе было объявлено два конкурса. Литературный конкурс «Русское слово» был посвящен творческой разработке темы: «Подвижники земли русской» и проводился с целью воспитания интереса к национальным традициям, приобщения учащихся к духовному наследию государства Российского и раскрытию его нравственного потенциала сообщает Пресс-служба Кемеровской епархии. Конкурс творческих работ учащихся «Золотые купола» был проведен в рамках национального проекта в сфере образования, реализуемого в г. Прокопьевске. Среди целей и задач конкурса было определено формирование у школьников осознанного отношения к этнокультурным ценностям, возрождение, сохранение и развитие патриотических тенденций и отечественных духовных ценностей. Учредителями конкурсов стали Управление образования города и Кемеровская епархия в рамках соглашения о сотрудничестве и взаимодействии. В конкурсах приняли участие более 600 учащихся. Жюри городских конкурсов отобрало 60 лучших работ. Пятнадцать учащихся школ города стали победителями конкурсов, сорок пять получили звание лауреатов. В День празднования памяти св. Кирилла и Мефодия в школе носящей имя славянских просветителей, прошел семинар-практикум для руководителей общеобразовательных учреждений. В начале семинара прозвучали  выступления епископа Прокопьевского, викария Кемеровской епархии Амвросия, заместителя начальника управления Администрации г. Прокопьевска М.В. Глебовой, заведующего центром духовно-нравственного воспитания  Новокузнецкого института повышения квалификации К.Л. Карышева. В рамках семинара была проведена познавательно-игровая программа для учащихся начальных классов «Грамоте учиться всегда пригодится», презентация краеведческих работ учащихся школы и выставки декоративно-художественного творчества учащихся школ города «Золотые купола» и литературных работ «Русское слово». Одним их самых интересных частей семинара стала дискуссия для учащихся 10-11 классов «Традиционные ценности в современном российском обществе». Семинар завершился праздничным концертом учащихся школ города и коллектива ветеранов ДК «Красная горка». Почетный председатель жюри городских конкурсов «Русское слово» и «Золотые купола» епископ Прокопьевский Амвросий вручил победителям и лауреатам грамоты, ценные подарки и иконы - фотографические копии известных древнерусских икон. Грамоты и книги из рук владыки получили и преподаватели школ, особо потрудившиеся в деле духовно-нравственного воспитания молодежи. 25 мая 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17506.html

«ГЕНЕРАЛУ РОДЗЯНКО ИЛИ ПОЛКОВНИКУ С. ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В ПЕТРОГРАДСКУЮ ГУБЕРНИЮ ВВЕРЕННЫХ ВАМ ВОЙСК МОГУТ ВЫЙТИ ОШИБКИ, И ТОГДА ПОСТРАДАЮТ ЛИЦА, СЕКРЕТНО ОКАЗЫВАЮЩИЕ НАМ ВЕСЬМА БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОДОБНЫХ ОШИБОК ПРОСИМ ВАС, НЕ НАЙДЕТЕ ЛИ ВЫ ВОЗМОЖНЫМ ВЫРАБОТАТЬ СВОЙ ПАРОЛЬ./…./В СЛУЧАЕ СОГЛАСИЯ ВАШЕГО БЛАГОВОЛИТЕ ДАТЬ ОТВЕТ ПО АДРЕСУ, КОТОРЫЙ ДАСТ ПОДАТЕЛЬ СЕГО. ВИК» . – Готово, дядя Юрий. – Молодец. – Некрасов подбросил на ладони обыкновенную на вид папиросу и, положив ее в портсигар, передал его Никитенко. Алексей молча кивнул, пряча портсигар в карман. – Ну что же, подпоручик… Счастливо вам добраться. – Возвращайтесь скорее, дядя Алеша! На вошедшего Сережу Некрасов взглянул не сразу. – Я не предполагал, что мне придется напоминать Вам о дисциплине оперативных групп, Ржевский, – наконец холодно начал он. – В восьмом часу вечера был дан приказ расходиться поодиночке из квартиры военспеца Останова. Сейчас – второй час ночи. Ступай спать, Тутти, тебе уже давно пора ложиться. Итого, Вы отсутствовали более шести часов. Ваш поступок в других условиях завершился бы домашним арестом. – Я приношу Вам свои извинения и заверяю, что этого не повторится впредь, гн штабс-капитан! – отчеканил Сережа. – А я уж подумал было, что мне, как Вишневскому, не придется проститься с Вами, гн прапорщик, – улыбнулся Никитенко. – А Вы отправляетесь через фронт, гн поручик? И Вишневский уже отправился? Вот это срочность… – Ах да, Вы же за своими прогулками еще не знаете главного, Сережа, – вмешался в разговор до этого молча разбиравший чертежи Казаров. – Красная Горка, Серая Лошадь и Обручев взяты нынешней ночью… – Частями Родзянки? – выдохнул Сережа. – Нет, тамошним нашим ответвлением. Родзянко близко – восемь верст, но силы между ним и фортами сконцентрированы значительные. Вы ведь видели, какая мощная волна мобилизации идет по заводам… А сведения о дислокации на всякий случай понесут по отдельности и Вишневский и Никитенко . – Если наши продержатся в Красной Горке хотя бы двое суток… Да что там, и суток достаточно.

http://azbyka.ru/fiction/derzhatel-znaka...

Глава прямухинской администрации Александр Волков внушает многочисленным комиссиям из Твери и Москвы (а в районе, помимо чиновников областной администрации, сегодня работают 18 сотрудников Главного управления уголовного розыска, экспертно-криминалистического центра и оперативного управления МВД России), что народ в его краях – сплошь гуманисты и сестры милосердия. Да, многие ничем не заняты – кроме колхоза, никуда не устроишься, средняя зарплата не дотягивает до двух тысяч рублей, но местные справляются. " В Далекушах, где сгорел дом священника, – объясняет Волков, – ни одного жителя не вызывали в милицию – смирные. Напрасно отец Андрей алкашами их ославил. Но и от обиды они не допились бы до поджогов " . Скорее всего, полагает сельский глава, батюшку и его близких убили какие-нибудь " залетные " , чтобы заполучить хранившиеся в доме ценные иконы. По трассе вдоль Далекуш по ночам часто пробегают машины. Люди могли не заметить, как во дворе Николаевых останавливался автомобиль. Соседка священника, пенсионерка Нина Зиновьева, первой увидевшая огонь в избе иерея, в человеколюбие земляков не верит. Утром после пожара женщина собрала вещи и уехала из деревни. Семьи в Далекушах, Прямухине мало чем отличаются от жителей других селений Тверской области. В детский интернат в райцентр Кувшиново едва ли не ежемесячно привозят голодных, раздетых, облепленных вшами малышей. В свои 8-10 лет они видели и смерть мамы, либо сгоревшей, либо зарезанной по пьяни, и безумие отца, наглотавшегося технической жидкости. У многих нет бабушек, дедушек – не доживают теперь до старости. В прошлом году я была в кувшиновских и бежецких селениях, где мужики проводят год, сидя на крыльце с традиционным натюрмортом – коркой хлеба и початой бутылкой. Или в горизонтальном положении – под забором. Меняется лишь сезон – осень, зима. Остальное – недвижимость. Отец Андрей поведал " широкой общественности " о том, что местные жители меняют на выпивку бревна от собственных изб (этого они и не могут простить священнику). А еще в ходу такой бартер: за спиртное отдают магнитофоны, обувь, белье. Суррогатная дурь, как это ни странно, порождает полную " незамутненность " населения. Например, в деревне Красная Горка, в паре сотен километров от Прямухина, не знают ни фамилии президента РФ, ни того, что Россия уже не строит коммунизм. Хотя вроде бы не тундра и не глухая тайга.

http://religare.ru/2_35956.html

» Сменково Сиденье 640. 670. 675 Дягиленск. Заозерье Каргальск. », сельцо над оз. Удос. Дятелинск. Заозерье ж Дятелинск. », поч. », сельцо Заретцк. Заполье Воблучье у г. Копорьи Каргальск. 509. 532. 534. 545. 548. 553 » на Ковоши Дятелинск. Озеретцк. 724. 725 Заретцк. 735. 744. 748 » у Ясенца Вздылитцк 865. 869. 879 Заретцкий Спасск. пог. Заретцк. Заречье Суйдовск. Заретцк. 729. 735. 751 За Стругою Суйдовск. Захонье, сельцо Озеретцк. Зимичицы, сельцо Льешск. 800. 815 Злехово Ратчинск. Змейкино, село на р. Аредежи Суйдовск. Зреикино Дятелинск. Зубова Гора Заретцк. Иванково, сельцо Каргальск. Изори у монастыря Каргальск. Изоринское 527. 548 Изорники Кипенск. 648. 669 Ильиничи Вздылитцк. Ильеша, сельцо Льешск. 868. 810 Именицы, сельцо Ястребинск. 778. 786 Ирогоще Каргальск. Ичяпово Пиккуевы Горы на Систи Каибала, село Ратчинск. Каликиничи Заретц. Каменка Дягиленск. Карпино, сельцо Каргальск. 507. 548. 549 Кербакула, село Кикерино, сельцо Заретцк. 726. 744. 749 Кипенский пог. Кипенск. 637. 679 Китицы, сельцо Льешск. Климятино, село Каргальск. 540. 541 Клобучница на Суйде Суйдовск. Клопицы, село Замозск. 580. 582. 584 Клетно на р. Аредежи Суйдовск. » другое за р. Аредежью Княжья Горка Кипенск. 645. 649. 679 Княжа Гора, сельцо Врудск. Ковоша Дятелинск. Суйдовск. » Задняя Кокорино Каргальск. Кокуево Степановское на Ковоше Дятелинск. Коложицы, сельцо Льешск. 805. 814 Колпници, село Дягиленск. Конаново на р. Суйде Суйдовск. Кондуево Кипенск. » другое Конец, сельцо Льешск. 799. 812 Конюхивичи, сельцо Врудск. Копаница на р. Систи Каргальск. » » » другая » третья Коприно, сельцо Суйдовск. Коростовичи, сельцо Замозск. 591. 598. 599 Дятелинск. Корпово Суйдовск. Корчане, сельцо Льешский Костивцово Каргальск. 528. 531 Костешици-Коломища в Радлицах Заретцк. Котино Замозск. 574. 583 » сельцо Льешск. Красная на р. Суйде Суйдовск. Креково Ястребинск. Кроково Кипенск. Кудрино (–Кудрешино) Льешск. 797. 819 Кузмино на Ковоши Дятелинск. Куковичи Суйдовск. 709. 710 » на р. Суйде Кумолово, село

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

По рассказам старых лагерников, прибывших из «Бухты Ванина», где была кровавая поножовщина между урками и суками, в результате которой на поле «брани» осталось около сорока человек зарезанных, а еще больше раненных, В лагере «Бухты Ванина», численный состав заключенных доходил до 10 000 человек. Во время, моего пребывания в лагере гор. Киселевка была стычка между урками и суками, чему я был свидетелем. Во время драки несколько человек урок и суков было ранено и один оказался мертвым. Лагерное начальство на такие кровавые стычки смотрит сквозь пальцы. Мы, мол, об этом ничего не знаем, поспорили и поцарапались. Бывали частые случаи, когда урки или блатные попадали в изолятор. Против этого они протестовали самым диким образом. Зашивали себе рты, пришивали к своему голому телу пуговицы, разукрашивали свое тело порезами и доходило даже до того, что сами себя кастрировали. Такими проделками лагерная шпана только тешилась, а урки заявляли, что они делают геройское дело среди своих товарищей. О таком героизме будет говорить весь воровской мир, как о больших героях. Дисциплина у этих преступников была очень строгая, а потому всех тех, кто не подчинялся их законам или таковые нарушал, не только очень строго наказывали, но и часто убивали. В Киселевке мы прогнили лето с некоторыми приключениями. Насмотревшись лагерных ужасов, я решил бежать, что было делом очень трудным и опасным. Подумал я и о 25-летнем сроке своего лагерного заключения. Такой срок редко кто выдерживал. Так или иначе, до окончания срока погибнешь. Среди подсоветских офицеров я нашел единомышленников. Усиленно стали готовиться и разрабатывать план к побегу. Наша группа состояла из семи человек. Предусмотрены были все плюсы и минусы. Осталось только ждать подходящего случая. К сожалению, лагерные власти нас опередили и не дали осуществить наш побег. Долгое время заключенных не задерживали на одном месте, а в особенности подозрительных, чтобы не дать им возможности ознакомиться с местностью, а в особенности с местными жителями, которые состояли из переселенных в Сибирь казаков. Последние очень часто помогали беглым, среди которых были исключительно казаки. Поэтому заключенных часто перегоняли из лагеря в лагерь. Так получилось и с нами. Осенью нас перевели в другое место. Переход в лагерь «Красная горка»

http://azbyka.ru/fiction/v-gostyax-u-sta...

Многие наши священники, несклонные верить в подлинность самовозгорания этого огня, утешают себя тем, что на данном этапе, для стимулирования в людях религиозных чувств, надо дать им что-то ясное и просто впечатляющее. С моей точки зрения, это духовная дезориентация. В пасхальную ночь нужно молиться на божественной литургии, и причащаться святых Христовых тайн. Именно тогда, через таинство евхаристии мы причащаемся к Христу. А все это уходит на второй план в ожидании благодатного огня. — У Чехова есть рассказ «Красная горка», где он описывает, как обыватели ходили по церковным праздникам на кладбище, пили-ели около могил. Насколько известно, это не совсем православная традиция, но она была и в православной империи, и поддерживается людьми до сих пор. Как вы относитесь к этому? — Подавляющая часть христиан в Российской империи причащалась только раз в год. Их религиозная жизнь была связана с бытовым исповеданием своей веры. Что такое вкушение пищи на кладбище? Это рудимент языческой тризны, когда с покойником нужно было разделить трапезу, чтобы он остался удовлетворенным. Никакого отношения к христианству это не имеет, и церковный устав таких тризн не предполагает. Это то, что мы называем народным благочестием, и забываем, что оно сегодня аккумулировало в себе непреодоленные нашими предками языческое сознание. Вот почему, начиная с Киевской Руси, приходится говорить о двоеверии нашего народа, умевшего сочетать в своей религиозной жизни внешние элементы церковной жизни и глубокие переживания языческого характера. Зачем язычник обращается к своему богу? Чтобы он помогал ему обустроить жилье. Христианин обращается к Христу, потому что хочет преобразить самого себя. Он неудовлетоворен собой, и вдохновлен величием Христа. Вот почему среди тех, кто сначала ходили за Христом, и кричали «Дай, дай нам чуда!», а потом «Распни его!», подлинных учеников было немного. Если в нашей стране жизнь станет благополучнее, если начнут нормально функционировать системы здравоохранения и социального обеспечения, правоохранительные органы, то наши храмы опустеют.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-mit...

Публикация «Власовой книги» в журнале «Жар–птица» «Расшифровка» С. Лесного: «Боги русов не берут жертв людских и ни животными, единственно – плоды, овощи, цветы, зерна, молоко, сырное питье (сыворотку), на травах настоенные, и мед, и никогда живую птицу и рыбу, а что варяги и аланы богам дают жертву иную – страшную, человеческую, этого мы не можем делать, ибо мы Даждьбоговы внуки и не можем идти чужими стопами. И вот грядет с силами многими Даждьбог на помощь людям своим, и так страха не имейте, поскольку, как в древности, так и теперь, оные (боги) заботятся... И вот был город Воронзенц, город, в котором уселись готы, и... русы бились, и тот город был мал, и также окрестности того были сожжены, и прах и пепел тех развеяли ветрами на обе стороны и место это оставлено... земля та русская... не забудьте ее – там ведь кровь отцов наших проливалась...». 203 Поэтическое переложение И. Кобзева: «Птица Матырьсва снова крылами бьет: злая рать браман рыщет по степи. Сквозь любую щель городских ворот все слышнее гул вражьей поступи! Черным дымом в небо плывут дома. Жаль вопит, обрекая мыкаться. До своих богов, коих скрыла тьма, скорбный голос спешит докликаться. И бог Влес, кто огонь очагам дает, нам идет подмогнуть в сражении! И дрожит браманский и готский род, вождь Гематрих бежит в смятении. Малой Калки брег их уводит вон, чтоб потом за Великой Калкою по иным степям, где струится Дон, кочевать им порою жаркою... Там навек рубеж промеж нас пройдет, даль укроет края последние. Лет четыреста будет драчливый гот разорять племена соседние. Ну, а наше дело – поля пахать, скот да шкуры, да тук выменивать, в городах с аланами торговать, чужеземный товар примеривать. Да к себе домой серебро свозить, брать колечки червонозлатые, да богов премудрых благодарить за такие лета богатые... Одолеть нам дает любую рать трех святых отцов сила властная: те святые – Ярь, да еще Колядь, да еще потом – Горка Красная. С ними в ряд – Овсень, с волосами ржи, да с глазами насквозь веселыми. Словно странники божьи сии мужи городами бредут и селами. И где тот хоровод пройдет, – словно вдруг от молвы пророческой, – затихают войны и мир грядет по чужой земле и по отческой». 204

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Красная горка в 2024 году – 12 мая: соблазн язычеством или добрая встреча весны? Чтобы избежать пагубного смешения, надо знать происхождение праздника «Красная горка» и отличать его мирскую традицию (вполне приемлемую для православного христианина) от языческой сути, которая норовит прорасти, мимикрируя под христианскую обрядность. 5 мая, 2019 Чтобы избежать пагубного смешения, надо знать происхождение праздника «Красная горка» и отличать его мирскую традицию (вполне приемлемую для православного христианина) от языческой сути, которая норовит прорасти, мимикрируя под христианскую обрядность. Красная горка — что этот праздник означает для православных? Красная горка — это праздник весны и любви. Так ли это? Что означает праздник красная горка? Когда и какого числа он наступает? Ответы в нашей статье! Красная горка в 2024 году – 12 мая Красная горка – это словосочетание намного более знакомо, чем два других названия одного и того же праздничного дня – Антипасхи или Фомина воскресенья. Аналогично тому, как сырная седмица носит название Масленицы, Происхождение Честных Древ Креста Господня – «Медового» (или «Первого»), Преображение – «Яблочного» (или «Второго»), а праздник в честь Нерукотворного образа Господня – «Орехового» (или «Третьего») «Спасов» . Два календаря – языческий и христианский Христианство стремилось адаптировать народно-календарные традиции к своему вневременному содержанию, однако, плоды это стремление приносило (и по сей день приносит) весьма разные. Церковь установила праздник Рождества Христова , чтобы укрепить немощных против соблазна участвовать в языческом празднике бога Митры? – теперь не редкость услышать, что Рождество и есть праздник солнцеповорота, а гадания на Святках – «святое дело». Церковь освящает начатки урожая на «Спасы»? – это понимается как сущность праздника, и для многих богослужение сводится к ожиданию «главного момента», «гвоздя программы»: освящения пищи, после которого можно будет, наконец, броситься к своему мешку и «приобщиться к святыньке» (исповедоваться-причащаться – это для «фанатиков»).

http://pravmir.ru/krasnaya-gorka-v-2024-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010