В числе Пермских и Устюжских святых И. (в молении, в охристой фелони и архиерейской шапке, с Евангелием в правой руке) показан в правом клейме иконы «Свт. Стефан Пермский, с деисусом и избранными святыми», происходящей из дер. Цилиба Ленского р-на Архангельской обл. (1717, ЦМиАР; см.: Прп. Сергий Радонежский/Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 147, 267. Ил. 77; Дары музею им. Андрея Рублёва, 1957-2003: Кат./Сост.: Т. Н. Нечаева. М., 2003. С. 37. Кат. 101. Ил. 39). Образ Божией Матери «Необоримая стена и Покров России» (1866, Чердынский краевед. музей им. А. С. Пушкина) создан в мастерской с. Покча Пермской губ., согласно надписи, «в память избавления от злоумышленного покушения на жизнь царя-освободителя Александра II» как вклад в ц. Благовещения Богородицы крестьянина В. И. Федосеева. Представленные святые прославились апостольским и миссионерским служением, И. изображен вместе с ап. Андреем Первозванным, равноап. вел. кн. Владимиром, блгв. кн. Александром Невским (небесный покровитель имп. Александра II), равноапостольными Кириллом и Мефодием, Пермскими святителями. В составе композиции «Собор русских святых» И. включен, в частности, в группу святителей на выговской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), на северодвинской иконе XIX в. из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. и на образе 1814 г. письма мастера-старообрядца П. Тимофеева (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70), на поморской иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. Необычно - в белом клобуке И. представлен во главе среднего ряда группы святителей на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). Крайним справа в 1-м ряду святителей (крайний слева - свт. Стефан Пермский) он написан на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ, см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53). Образ И. присутствует в группе подвижников XV в. в стенописи галереи русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010).

http://pravenc.ru/text/578252.html

Достаточно сказать, что К.Г. Ольховская об обстоятельствах ночи с 12 на 13 июня 1918-го знала гораздо больше, чем написала, т.к. ей не надо было разыскивать в 1924-27 г.г. участников «похищение» – она в 1920-21 годах работала с ними «бок о бок»: прибыла в Пермский Губком РКП(б) в конце 1920 г. и была направлена заведующей отделом по работе среди женщин. В ПГАСПИ имеется фото под названием « Члены Пермского губкома РКП(б). г. Пермь, 1920 г.» . На нем: третья слева – К.Г. Ольховская, затем – М.П. Туркин, в центре – председатель Пермского Губкома РКП (б) Г.И. Мясников, крайний справа – быв. Председатель Губисполкома в 1918-м В.А. Сорокин. К этому следует добавить, что весной следующего 1921 года заведующий Отделом пропаганды и агитации этого же Губкома А.Л. Борчанинов совместно с Истпартом Наркомпроса к VIII-й Губернской конференции РКП(б) готовили выставку об истории Пермской организации, где основным являлся стенд о «похищении». Примечательно, что на конференцию эту прибыли Председатель ВЦИК РСФСР М.И. Калинин и быв. И.о. Председателя ВЦИК, а ныне Зам. наркома внутренних дел М.Ф. Владимирский… Пермский Истпарт в лице своего директора К.И. Ольховской все же хотел донести правду хотя бы до тех, «кто знает». Ее очерк завершается словами: « Вскоре в Москву ездил т. Туркин, который, будучи в курсе дела, докладывал Свердлову Я.М о происшедшем. Мясников также, будучи в Москве, как непосредственный участник дела информировал о совершенном факте убийства Романова. Свердлов послал привет остальным участникам дела, вспоминая 1906 год, когда он жил во времена подпольной работы у т. Иванченко в продолжении трех недель. Расправившись в силу сложившихся обстоятельств с Михаилом Романовым, рабочие Мотовилихи не успокоились. Та же группа задумалась над существованием в то же время в Екатеринбурге самого Николая Романова. Составив план похищения Романова, группа рабочих поставила в известность о своем намерении Чрезвычайную комиссию в Екатеринбурге, предлагая свои услуги... Но в ответ на это рабочие Мотовилихи получили обещание в самом недалеком будущем решить самим вопрос о Николае Романове в официальном порядке. Через месяц этот вопрос, взволновавший областной Совет рабочих депутатов, был решен окончательно, и в середине июля, в ночь с 16 на 17-е число, Николай был расстрелян. Только тогда, когда Урал стал могилой Романовых – старейших врагов рабочего класса России, – успокоились рабочие не только Мотовилихи, всего Урала, но успокоились рабочие всей России».

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/18/...

Мы не знаем, как много браков повенчала Марья Карпова, но то несомненно, что не все из Петербургских поморцев, желавших вступить в брак, пользовались ее услугами. Многие, особенно богачи, привыкшие все делать на широкую руку и среди разных столкновений с «иноверцами» потерявшие «крепость в вере», находили неприличным для себя отправляться для такого торжественного и важного в жизни акта, каково венчание, по образу пешего хождения и, чтобы не уронить своего денежного достоинства, ездили в каретах для венчания – в церкви единоверческие. Другие поступали также из опасения, чтобы из квартиры Новосадовой не отправиться невольно в далекое путешествие, только не по обычаю заморских нехристей. Само собою разумеется, что те из столичной поморской молодежи, кои по каким-либо расчетам желали породниться с «никонианами», венчались даже в церквах православных. На долю Марьи Новосадовой приходились таким образом крупицы. Но, вероятно, в силу поговорки, что курица по зернышку глотает, да сыта бывает, и Новосадова, несмотря на свое сиротство, жила безбедно и прожила до 1863 года. В последние впрочем годы своей жизни она перестала венчать браки и занималась чтением «канонов о единоумершем». Глава вторая Решение вопроса о браке иногородними поморцами; проповедь в пользу брачной жизни одного из Петербургских поморцев – в Поморье; обстоятельства, благоприятствовавшие успеху этой проповеди : строгость власти в выговскому общежительству, заправлявшему раскольниками олонецкой и др. губернией, и крайний разврат его насельников и насельниц; по примеру Поморья, и особенно столиц, начинают сознавать необходимость брака и поморцы губерний Вятской, Пермской, Оренбургской и Тобольской; отношение к бессвященнословным, или сводным бракам раскольников указанных губерний – власти светской и духовной; распространение сводных браков между поморцами других губерний, кроме Вятской, Пермской, Оренбургской и Тобольской; строгое преследование этих браков светским правительством; краткое изложение мер, какие с 1850 года употребляла светская власть к пресечению сводных браков между поморцами; 9 народная перепись; Высочайшее повеление о внесении в ревизские сказки детей поморцев под именем незаконнорожденных и о причислении жен их к семействам, к которым они принадлежали порождению; противоречие этого распоряжения прежним узаконениям; результаты его: венчание одних поморцев в церквах единоверческих и православных и подкуп другими православных причтов на выдачу фальшивых свидетельств о повенчании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Его высокопреосвященство потребовал меня к себе. В это время К. при мне явно клеветал его высокопреосвященству и на меня и на некоторых старших. Его высокопреосвященство, видя явную клевету К., заставил его просить у меня прощения и, поскольку К. дал обещание впредь жить исправно, то по воле его высокопреосвященства уволен он карцера, и переведен к старшему Рязанцову. Но обещавшись его высокопреосвященству впредь жить исправно, К. на другой же день 13 мая, по окончании физического класса, снова публично произвел при мне крайний беспорядок. Когда я давал некоторые наставления ученикам касательно их поведения и отлучек, и между прочим, сказал, что отлучка в часы, назначенные для прогулки, дозволительна только ученикам благонадежным, и что о благонадежности учеников могут судить только смотрящие за ними начальники, в это время К., вставши, вслух всего класса сказал: «начальники судят об учениках по пристрастию». Я приказал ему сидеть и молчать, сказавши, что не намерен с ним говорить, а он вслух всех отвечал мне: «я сам не хочу с вами говорить». Я заметил К., где и кому он так говорит; К. отвечал: «я говорю тому, с кем я говорил вчера пред лицом его высокопреосвященства в саду его». Видя открытую грубость К., доходящую почти до мятежа, я не стал более говорить с ним и пошел из класса, но еще не успел переступить за порог двери, как услышал рукоплескания и шум некоторых учеников, которые кричали К.: «браво! браво!». После многократных означенных мной мер к исправлению К. и при всем том после такой публичной, почти до мятежа доходящей, грубости его мне, я слагаю с себя всякую ответственность за него и, доводя до сведения семинарского правления все означенные здесь беспорядки К., прошу поступить с ним, как с явным грубияном 134 . Были в описываемое нами время и беглецы в семинарии. 11 октября 1827 г. инспектор доносил правлению, что казеннокоштный ученик семинарии высшего отделения И. К., живший в семинарии, 9 числа сего месяца в 5-м часу по полудни, без всякого ведома и увольнения начальственного отлучился и после многих розысканий сеньором и служителями семинарскими, неизвестно, где проживает по сие время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Goethe», Berlin, 1922. Клингер Фридрих Максимилиан (1752–1831) — немецкий философ, прозаик и драматург. Его драма «Близнецы» написана в 1776 г. Леизевиц Иоганн Антон (1752–1810) — немецкий прозаик и драматург. Трагедия «Юлий Тарентский» создана им в 1776 г. Кампистрон Жан-Гальберг (1656–1723) — французский поэт и драматург, член Академии. Пьеса «Андроник» написана в 1685 г. Имеется в виду пушкинская двухчастная композиция «I. И дале мы пошли — и страх обнял меня… II. Тогда я демонов увидел черный рой…» (1832). Вейдле Владимир Васильевич (1895–1979) — историк литературы, критик, публицист. Бывший профессор Пермского университета; в эмиграции с 1924 г.; профессор Русского Богословского института в Париже. Упоминаемая далее книга «Задача России» была опубликована издательством им. Чехова в 1956 г., в Нью-Йорке. Беллетризованная биография «Пушкин» Анри Труайя (р. 1911), старейшего французского прозаика, выходца из России, вышла в 1946 г.; в России не переведена. «Задача России», 1956, с. 152–158. «Pouchkine, Biographic», Paris, 1953, р. 835. Глубина (фр.) «Deutsche Literatur», 1827. «Goethe in seinem Verhaltniss z. Religion». Арнольд Готфрид (1665–1714) — немецкий историк, автор трудов по истории протестантской церкви. Изложение ключевой мысли «Тезисов о Фейербахе» (1845). Критический разбор русского перевода «Фауста», принадлежащего М. П. Вронченко, И. С. Тургенев поместил в 1845 г. в «Отечественных Записках» «Будете как Бог» (лат ). «Будете, как боги, знающие добро и зло»,— Быт. 3:5 . Штирнер Макс (Каспар Шмидт, 1806 —1856) — немецкий философ, автор книги «Единственный и его достояние» (Лейпциг, 1845, русский перевод — М. , 1906), где на субъективно-идеалистической основе утверждается крайний эгоизм и анархизм. Санкара (Шанкара) (788? — 820?) — индийский мыслитель, один из создателей системы религиозно-философского умозрения индуизма, крупнейший представитель Адвайты-Веданты, учения, в котором субъект и объект, «я» и мир, сливаются воедино. Эта характеристика восходит к пушкинским словам: «Байрон бросил односторонний взгляд на мир и природу человечества, потом отвратился от них и погрузился в себя самого. Он представил нам призрак себя самого. Он создал себя вторично… В конце концов он постиг, создал и описал единый характер (именно свой),..» («О драмах Байрона», 1827).

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-push...

Для этого пермяку читаются наиболее замечательные места из книги, наиболее близкие к его настроению. Печальному пермяку хорошо прочитать по-пермяцки: «не имамы иные помощи», «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ» и т. д. Всё это должно сопровождаться такими объяснениями, чтобы равнодушный пермяк признал молитвенник именно своим, близким его душе. Так располагали к книгам на родном языке татар, вотяков, и результаты получались вполне успешные; напечатанный в 1909 г. в 1200 экз. молитвенник на вотском языке в Вятской епархии разошёлся благодаря такому приёму в какие-нибудь 5–6 месяцев. Здесь многое зависит от энергии и умения местных деятелей духовных. Вовремя воодушевив переводчиков и распространителей переводных изданий, епархиальное начальство может обеспечить значительный успех как переводчеству, так и сбыту книг на пермяцком языке. В целях лучшего оборудования переводов, деятельность Пермской комиссии хорошо бы приурочить к такой двухклассной или центральной школе, в которой большинство пермяки и притом из разных уездов. При помощи таких школьников Комиссия может уяснить себе вопрос, в какой степени те или иные термины могут содействовать повсеместному среди пермяков благоговейному настроению, вызывать в них христианские мысли и чувства. Постепенно мог бы быть составлен целый лексикон пермяцких слов, необходимых каждому переводчику при его труде. Кто сам занимался переводчеством, тот знает, что переводу иногда одного выражения приходится уделять несколько суток. Словарь же точно установленных пермяцких терминов и выражений значительно облегчит работу и переводчиков, и тех редакторов, к которым переводные труды будут поступать для отзыва. Желательно, чтобы в этом же роде шла работа и других переводческих Комиссий Волжско-Камского района. При этих условиях переводные труды будут иметь громадное и богослужебное и школьно-просветительное значение. Переводчик. Почему нельзя Все русские деятели, имеющие прикосновение к инородческому вопросу в Приволжье, единогласно отмечают крайний недостаток в русских деятелях, знакомых с татарским языком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На северо-востоке можно указать очень много рационалистических течений среди местного сектантства с социалистической окраской, и, до некоторой степени, обратно: хлыстовщина на юге имеет значительное распространение. У д-ра Якобия эта схема носит характер искусственности, она как бы придумана, дабы доказать связь хлыстовщины с финским шаманством. Равным образом совершенно нельзя доказать бесспорное положение д-ра Якобия, утверждающего, что в эпидемиях самосожжения „местом коллективных убийств был кран, населенной восточной ветвью финского племени, и избранным местом был именно крайний северо-восток, Чудская область». Нельзя это доказать уже потому, что старообрядцы, бежавшие на север и восток в глухие места, вовсе не принадлежали значительном своем числе к «местному» населению. Да, наконец, и утверждение г. Сапожникова, что „избранным местом для самосожжения была Тобольская, Пермская и Олонецкая губернии», на которое опирается д-р Якобий, также далеко не всегда отвечает действительности. Во всеподданнейшем отчете обер-прокурора синода Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1901 г. признается, что воззрения толстовства, – «этой ужасной секты», становятся в последнее время не только достоянием народной православной массы, но и подчиняют себе исследователей всех других сектантских лжеучений». Толстовство, как определенное сектантское брожение «в среде простого народа», признал окончательно сложившимся еще в 1897 г. третий всероссийский миссионерский съезд в Казани. И если ранее развитие сектантских доктрин деятеля миссии готовы были объяснить исключительно почти иноземным „пропагандством», теперь они нашли благоприятную почву в распространении последователями Л. Н. Толстого идей учителя. Все рационалистическое сектантство было зачислено в так называемое толстовство. Здесь есть, однако, крупное недоразумение: в действительности влияние на русское сектантство толстовских идей не так глубоко, как это кажется на первый взгляд. Отнюдь не умаляя глубины религиозно-этических воззрений Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Сергий 2 сентября 2010, 10:47 Или вот еще: Особенно высоким был уровень заболеваемости сифилисом в армии. Согласно данным А. И. Михновского, в войсках Киевского военного округа в период с 1889 по 1893 гг. сифилисом болело 7,69 % наличного состава. Профессор М. И. Стуковенков определял заболеваемость венерическими болезнями у солдат в 5 %, и, исходя из этого, называл общее количество больных в России равным 5 миллионам. Г. М. Герценштейн, возражая М. И. Стуковенкову, указывал, что нельзя переносить заболеваемость венерическими болезнями у солдат на все население, и определял общее количество больных сифилисом в России равным приблизительно 2 миллионам человек. Согласно данным В. И. Гребенщикова в 1890 г. во всей России имелось 11 сифилитических больниц, из числа которых 4 больницы на 27 коек содержались за счет правительства, 2 больницы на 45 коек — за счет земства и остальные 5 — за счет городов (из них 2 — на сборы с содержательниц домов терпимости). Страна испытывала крайний недостаток в медицинских работниках. На 1 июня 1890 г. во всей России на 100 тысяч жителей приходилось 8,4 врача. При этом большинство врачей не имело достаточных знаний по венерологии Об этом кстати есть у Булгакова - " Звездная сыпь " . Естественно решить проблему сифилиса смогла только Советская Власть (наверное перестреляли всех больных). Ну а с 1991г. количество больных венерическими заболеваниями растет ужасающими темпами. И все это под завывания о " проклятых коммуняках " и " духовном возрождении " . Сергий 2 сентября 2010, 10:47 Уважаемый Игорь. Средняя продолжительность жизни - это статистика и складывается она как раз из того, что один человек прожил 80 лет, а другой 80 дней. Например: За 1908-1910 гг. лидерами по детской смертности (на 1000 малышей в возрасте до 1 года) из 50 губерний Европейской части Российской империи были следующие губернии: Нижегородская – 340 детей; Вятская – 325 детей; Олонецкая – 321 ребенок; Пермская – 320 детей; Костромская – 314 детей; Обобщающий результат по 50 губерниям Европейской России – 274 ребенка (до года) умерло на 1000 родившихся.

http://pravoslavie.ru/38950.html

«2-го посл. Петра гл. 2-я» 14 . Прочитать на русском языке: сколько признаков поморства! «К Солун. посл. 2-е» и пр. Святой Златоуст в указанном толковании ясно говорит о лице антихриста человека, который повелит себе кланяться вместо Бога. «И во откровении св. Иоанна Богослова гл. 13-я» и пр. Всего лучше прочитать толкование св. Андрея Кесарийского на это место. «Царь Алексей» и пр. 15 В известной челобитной Соловецкого монастыря, какова послана к великому государю к Москве во 176 г., написано. «Благоверному и благочестивому и в православии светло сияющему, от Небесного Царя помазанному», и пр. Ваши поморяне следуют ли сему? «Крайний именный антихрист» и пр. В толковании св. Андрея Кесарийскаго на стран. 138 см. о сквернавом имени антихристовом. «И зверь, иже бе» и пр. В оном же толковании на стр. 181 ни лживого пророка, ни безбожного мучителя никак нельзя видеть в тех лицах, в коих видеть думают ваши поморцы. «Его же Господь Исус убиет духом уст своих» и проч. В Бесед. Златоуста на стр. 2340 и 2341 и далее ясно говорится, когда и как явится антихрист. Тогда, как власть римская возьмется от среды; а ныне власть римская, папская, еще существует и проч. «Аще не быша прекратилися дни оны» и пр. В Благовестник на об. л. 155 объяснено, что пророчество сие разуметь должно не о антихристовом времени, а о времени разорения Иерусалима «Тако глаголет св. Мелетий патриарх антиохийский в 10-м послании» и пр. О. прот. Михаил 16 весьма хорошее замечание сделал на это место в книге Кирилловой па л. 502 и друг 17 . «Сия церковь Богу возлюблена» и пр. Это взято из «Книги веры», на обор. л. 19. Прочитать главу до конца: она преясно и пресильно опровергает лжеученые раскольников о не хождении во храмы православные и о успокоены себя домашними, или часовенными собраниями о себе. «Ядый мою плоть» и пр. «Слово плоть бысть» и пр. О. протоиерей в Благовестнике на 6-ю гл. и 14-й ст., 1 гл. от Иоанна найдет прекраснейшее опровержение лжемудрования поморцев. «Крещение сами совершаем по правилу в Номоканоне 203».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

“Разговоры о древностях Новгорода”, “История  княжества Псковского”, “Летопись Изборска”, “Описание Киево-Софийского собора и Киево-Печерской Лавры” и многих других. Он оставил богатые материалы для истории вологодской иерархии, святых и монастырей, статьи о пермских древностях. Много лет он работал над составлением “Словарей русских писателей” (светских и духовных). Обработкой материала, оставленного митроп. Евгением, занялся владыка Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Он издал в 1847–48 гг. “Историю Русской Церкви в пяти периодах, обнимающих 988–1826 годы”. Он же написал: “Историческое учение об отцах Церкви”, “Исторический обзор песнопевцев греческой Церкви”, “Русские святые” в 12 книжках с ученой обработкой их житий, “Святые подвижницы восточной Церкви”, “Историко-статистическое  описание Харьковской и Черниговской епархий”, “Объяснение на послание к Галатам”, “Учение евангелиста Иоанна о Слове”, “Система догматики”. Еще более значительным трудом по истории Церкви была “История Русской Церкви” митроп. Московского Макария (Булгакова) в 13 томах (последний том был выпущен после смерти автора). Его же: “История Киевской Академии”, “История русского раскола старообрядчества”, “Введение в православное богословие”, “Полная система догматического богословия”. Большой и тщательно разработанный труд проф. Е. Голубинского “История Русской Церкви” обнимает собой церковные события до 1563 года. Все исторические свидетельства им тщательно проверены. Но крайний критицизм захватил автора в жестокий плен. “Его критический молот – говорил о нем Глубоковский – был не просто внушительно-тяжелый, но и неразборчиво-грубый, бивший на своем пути направо и налево все попадавшееся прямо насмерть...”. Епископ Кирилловский (викарий Новгородской епархии) Арсений (Иващенко) обогатил русскую богословско-историческую науку своим трудом “Летопись церковных событий и гражданских от Рождества Христова до 1898 года”. Замечательна работа архиеп. Тверского Димитрия (Самбикина) “Месяцеслов русских святых, всею русскою церковью или местно чтимых”, первый из подобного рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010