В НЗ слово apostolos в ряде случаев все еще сохраняет общее значение – «посланный кем-либо с определенной целью» (напр., Ин 13. 16: «Раб не больше Господина своего, и посланник (apostolos) не больше пославшего его», ср.: Мф 10. 40). апостолы могут называться уполномоченные христианских общин (напр., Тит и др. христиане в 2 Кор 8. 23 названы «посланниками церквей» apostoloi ekklesion), сопровождающие в Иерусалим пожертвования, собранные общинами Греции. В этом же смысле ап. Павел называет апостолом Епафродита как апостола филиппийцев (Флп 2.25; humon de apostolos, т.е. «ваш (филиппийцев) апостол»). Однако основным становится новое значение, которое выражено в словах ап. Петра перед избранием ап. Матфия: «Один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян 1. 21–22). АПОСТОЛЫ в Новом Завете в большинстве случаев называются 12 наиболее близких учеников Господа и ап. Павел. В отдельных случаях это наименование прилагается и к др. лицам: к Варнаве наряду с Павлом (Деян 14. 4, 14), к Андронику и Юнии (Рим 16. 7). Ап. Павел говорит об «Иакове и всех апостолах», явно отличая их от двенадцати (1 Кор 15. 5, 7). Вплоть до кон. II в. по Р. Х. странствующие проповедники Евангелия все еще назывались апостолами. О них говорится в 11-й гл. «Учения двенадцати апостолов» – Дидахе. Служение в Церкви по распространению евангельской веры среди непросвещенных народов подобно тому, как это делали апостолы Христа, и сегодня называется равноапостольным. Так, Церковь почитает равноапостольными Марию Магдалину, имп. Константина Великого, Нину, просветительницу Грузии, вел. кн. Владимира, свт. Николая Японского. Встречается и иная форма этого именования, напр. свт. Стефан Пермский – «апостол зырян». Служение Апостолов Духовный смысл христианского апостольства может быть понят только в связи со спасительным посланием в мир Самого Господа Иисуса Христа, которое предшествует и является основанием посланничества апостолов: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20. 21); «принимающий того, кого я пошлю, Меня принимает, а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин 13. 20; ср.: Ин 3. 17, 34; 5. 36; 7. 29; 8. 42; 11. 42; 17. 18; Лк 4. 18–19; 10. 16). «Посланничество Господа, как средство для человеческого спасения, и это спасение, как цель посланничества, являются весьма тесно соединенными одно с другим, выражая собою живое благоизволение Божие о спасении «всех человеков» (1 Тим 2. 4)» (Аквилонов. С. 143–144). Служение апостолов, находящееся, т. о., в преемственной связи со служением Господа, Который возвещал то, что слышал от «Пославшего» Его (Ин 12. 49; 14. 24), и продолжающее мессианское свидетельство о спасении мира, которое осуществилось в Лице Иисуса Христа, является частью плана спасения всего мира (Венедикт. С. 22).

http://sedmitza.ru/text/407822.html

ТЭ: Многочисленные творения оказались недостаточно хорошими, чтобы дожить до конца шестого дня. Как считают сторонники ТЭ, Бог сотворил живую природу путём биологической эволюции от примитивных форм к прогрессивным, о чём свидетельствует закономерное усложнение флоры и фауны в слоях осадочных горных пород – от нижележащих к верхним. Поскольку останки современного человека находят только в самых верхних слоях плейстоцена (геологическая эпоха, начавшаяся около 2.6 млн лет назад и закончившаяся около 12 тыс. лет назад), то ранее сформировавшиеся нижележащие слои соотносятся в концепции ТЭ с библейскими днями творения. Эти слои несут следы массовых вымираний животных и растений. Например, около 85-95% морских видов и более 50% всех семейств животных погибли только в одном пермском вымирании около 250 миллионов лет назад. Получается, что в контексте ТЭ эти многочисленные творения оказались недостаточно хорошими, чтобы дожить до конца библейского шестого дня. 4. Отсутствие хищничества в первозданном мире СП: Хищничества не было в первозданном мире: «...а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду], пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт. 1:30). ТЭ: Хищничество существовало на всех стадиях эволюции животных. Палеонтологические данные свидетельствуют о широком распространении хищнических взаимоотношений во всех крупных группах организмов – одноклеточных, беспозвоночных и позвоночных, населявших Землю задолго до появления человека 5. Сверхъестественное сотворение первых людей СП: Человек – венец творения – был создан по образу и подобию Творца чудесными сверхъестественными действиями: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2:21-22).

http://bogoslov.ru/article/4840147

68 Ср. свидетельство А. А. Дмитриевского : «Кроме обычных, положенных в чине молитв, читается Патриархом особая молитва Пресвятой Троице: “Троице пресущественная, преблагая, пребожественная”. При словах молитвы, произносимой Патриархом: “Велий еси, Господи”, певчие поют: “Слава Тебе Господи, слава Тебе”» (Дмитриевский А. А. Праздник Богоявления Господня на реке Иордане и в святом граде Иерусалиме. СПб., 1907. С. 31–32). 69 Основан ок. 455 г. преп. Герасимом Иорданским в километре от р. Иордан, в 6,5 км к юго-востоку от Иерихона. Многократно разрушенный и запустевший с XII в., монастырь был возобновлен греческими монахами лишь в 1880-е гг. 71 Сушкова Евфимия Яковлевна – смотрительница Иерихонского паломнического приюта («Иерихонской Москобии»). Вопрос о воде оставался крайне актуальным во всех городах Палестины до второй пол. XX в. Сушкова на общих основаниях использовала для нужд Русского Иерихонского подворья и сада при нем воду из общественного, номинально «султанского», источника Елисея (вся земля в Иорданской долине считалась собственностью султана). Д. Д. Смышляев вспоминал: «В соседстве с церковью находится сад и домик, принадлежавший уроженке Тамбовской губернии Евфимии Яковлевне Сушковой, бывшей прежде управительницей Иерихонского дома о. Антонина. В ее саду замечательны громадные плоды цедрара» (Письма с Востока. Письмо третье: Иерихон. Мертвое море. Иордан//Пермские епархиальные ведомости. 1886. 1 ноября. 21. С. 401). 74 Имеется в виду знаменитый источник, поилец и кормилец всего Иерихонского оазиса, пораженный когда-то Богом, по грехам народа, горечью и заразой: И сказали жители Иерихона Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой, но вода не хороша и земля бесплодна, И сказал он: дайте мне новую гашу и положите туда соли, И дали ему, И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия, И вода стала здоровою до сего дня ( 4Цар. 2:19–22 ). С тех пор за источником осталось имя пророка Елисея. Не только христиане, но и мусульмане и иудеи считали его воду целебной.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Аще не снесте плоти Сына Человеческого (Его, Иисуса Христа) ни пиете крове Ею, живота не имате в себе ( Uoah. VI, 53 ). Сия же писана быша, по свидетельству возлюбленнейшего ученика Иисусова, св. Иоанна Богослова, Апостола и Евангелиста, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя Его ( Иоан. ХХ, 31 ). А св. Апостол Павел пишет: Ежели отвергся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или трех свидетелях умирает. Колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый? Страшно есть, еже впасти в руце Бога живаго ( Евр. Х, 28, 29, 31 ). По-русски это: «Ежели отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью : то сколь жесточайшему, думаете, мучению повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою он освящен, и ругается над Духом благодати! Страшно впасть в руки Бога живого». Вы, церковных собраний чуждающиеся, вы, ругающее самую церковь Христову, не почитающие за святыню Кровь Христову, во храмах Божиих тайно священнодействуемую, ругающиеся над Духом благодати, совершающим все таинства в православной христианской церкви нашей, – вы како избежите гнева Божия, аще не обратитеся? како неповинны мучению будете, если не покаетесь? Вемы бо рекшаю: Мне отмщение; Аз водам, глаголет Господь. И паки: яко судить Господь людем своим, т. е., мы знаем того, кто сказал: Мне отмщение, Я воздам, глаголет Господь. И еще: Господь будет судить народ свой! «Да будет, да будет поучителен и памятен для соседок ваших, о. Иоанн, бывший грозный пожар у них! Да согреет хотя сколько-нибудь и растопит любовью Христовою охладевшее, окамененное сердце их!! Будем, не престанем о обращении их молить премилосердаго Отца Небесного и Господа нашего Иисуса Христа, не хотящего смерти грешнику, но еже обратитися и живу быти ему! «Р. S. Прочитайте соборные послания сегодня празднуемого св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; прочитайте для себя и для Степана Ивановича и для его единоверок – да возбудятся читать и предпочитать истинные Богодухновенные писания писаниям человеков суемудрых и лукавых»! 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Но как бы то ни было, житие святого, являлось ли оно до или после канонизации, всегда составляло необходимое условие ее. Все, что сказано о житиях, вполне приложимо и к службам, которые, как и первые, являлись иногда до канонизации (и в этом случае они составлялись в большинстве случаев без ведома высшей власти), а иногда после нее (и в этом случае инициатива составления их принадлежала последней), составляли также необходимое условие канонизации, подготовляя или сопровождая ее. Так как житие и служба имели церковное употребление, то само собою разумеется, что они, прежде чем получить таковое значение, должны были быть, если не просмотрены, то, по крайней мере, одобрены высшею духовною властью. По некоторым фактам можно заключать, что такой надзор высшей власти над житиями и службами существовал в нашей Церкви и в это время. Так, в одной из редакций жития св. Алексия, митрополита Московского, между прочим говорится, что составленная Питиримом, епископом Пермским, служба в честь открытия мощей его принесена была им к митрополиту Ионе; затем с вероятностью можно предполагать, что все службы, которые писались по поручению высшей власти, представлялись ей на рассмотрение и одобрение. Но как производилось это рассмотрение житий и служб в данный период и в чем оно состояло, – на этот вопрос, за неимением сведений, трудно сказать что-нибудь положительное. Впрочем, относительно второй половины вопроса еще можно сделать более или менее вероятные предположения. Известно, что у нас для житий и служб существовала особенная форма или стиль, которого наши агиобиографы строго всегда и держались. Поэтому можно думать, что «официальный церковный надзор бодрствовал только над установленным стилем жития. Простые биографические записи не годились для церковной службы и мало распростарялись даже в неофициальной читающей среде» 365 . Последнее предположение очень вероятно, если мы примем во внимание то обстоятельство, что и в последующее время на Макарьевских соборах и после них этот надзор, как увидим ниже, не шел дальше внешней стороны житий и служб или их стиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ты доказываешь, что Стефан чарами тебя победил, но это не так, не обманывайся пустыми вещами этого света, он этого не учил совсем. Но Стефан смолоду изучил святые книги, которые помогли ему узнать, как угодить Богу. И обрел три вещи: веру, любовь и надежт ду. А надежда не посрамит, вера же святого угасила силу огненную, а любовь – перед ней ничто не устоит. Потому что сказано, кто нас отлучит от любви Божьей? Ни смерть, ни жизнь, ни меч, ни огонь» 212 . И еще о верующих Спаситель сказал: «Для верующего все возможно» 213 . Ты же человек, если поверишь, тогда, и больше этого увидишь. Хочешь ли веровать и креститься, потому что тебя переспорили?» Околдованный нечестивый волхв не захотел познать истину, и так, не уклоняясь, сказал: «Не хочу веровать и креститься». Преподобный обратился к народу и сказал: «Вы свидетели всему этому, скажите мне, что вы думаете?» Они сказали: «Подлежит казни». Тогда мужи пермские подошли и взяли его, а взяв, отдали Стефану, говоря: «Возьми его и казни, потому что он подлежит казни и по нашему старому обычаю должен умереть, потому что слова Божьего не слушает, Евангелие хулит, проповедь ангельскую укоряет. И как же он не подлежит казни, как же не должен умереть? Ведь если отпустишь его живым, не оскорбленным и не казненным, то еще больше будет пакостить». А Стефан отвечал им и сказал: «Да не будет так, не поднимется рука наша на врага. Ни руки не подниму на него, ни казню, ни смерти не предам. Потому что послал меня Христос не бить, а благовестить, и повелел мне не мучить, а учить с кротостью и увещевать с тихостью, повелел не казнить, а учить с милостью». Потом обратился к волхву и сказал: «Слышал ли все это, обольститель?» Он же отвечал: «Да, честный отче, все сказанное слышал и твердо запомнил». И еще его спросили: «Не будешь больше пакостить или развращать народ?» Он отвечал: «Нет, честный отче, если же буду пакостить или веру твою развращать, пусть тогда умру у твоих ног». Преподобный опять сказал ему: «Перед многими свидетелями свидетельствую и запрещением запрещаю тебе, чтобы ты никогда ни в чем подобном не провинился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И еще много раз собирались некоторые из пермяков, суровейшие мужи, неверные люди и еще не крещенные. Одни из них волхвы, другие кудесники, иные чаротворцы и прочие старцы, которые стояли за веру пермскую и старые обычаи и хотели уничтожить веру христианскую; сильно смущая, люто спорили с ним, хваля свою веру, хуля и укоряя веру христианскую. И часто досаждали ему, сопротивляясь в вере. А Стефан Божией благодатью и своим умением всех их переспорил. Когда восхотел Бог Своею благодатью просветить пермскую землю святым крещением, услышал Он молитву и слезы угодника Своего Стефана и не забыл обращения его. Услышал Господь плач его и не презрел моление и просьбу его. Тогда захотели креститься еще не крещенные пермяки, и собралось к нему много народа, мужчины, и женщины, и дети, как на поучение. А он, видя, что они идут на крещение, обрадовался их обращению и с веселым сердцем и с усердием принял их, и опять учил их как обычно, и много говорил им о Боге и о законе Его. И все били Стефану челом, припадая к его ногам, прося святого крещения и знамения Христова крестного. Он же, ознаменовав их, каждого своей рукой перекрестил, и огласив 208 , и молитву сотворив, и благословив, отпустил их с миром восвояси. Заповедовал же им каждый день приходить в святую церковь Божию, особенно оглашенным. И каждый день молитву творил над ними и, в назначенное время помолившись о них, научил их преславной вере христианской; и с женами, и с детьми крестил их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И научил их грамоте пермской, которую до того впервые сложил, и всем их новокрещеным мужчинам, и юношам, и мальчикам, и маленьким детям велел учить грамоту, часословец, и восьмигласник, и песни царя Давида 209 , и все остальные книги. Среди учившихся грамоте выбирал тех, кто изучил святые книги, одних для поставления в священники, других в диаконы, других в иподиаконы, чтецы и певцы. Песнопения им напевал и переводил, и научил их писать пермские книги: и сам, помогая им, переводил с русских книг на пермский, а книги отдавал им.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однажды он призвал своих клириков, и ризничих, и дьяконов, и всех бывших с ним, сколько их приехало из земли Пермской, и сказал им: «Теперь отпускаю вас обратно в землю Пермскую. После моей смерти идите и скажите им, новокрещеным людям пермским и всем ближним и дальним, возвестите им мои слова, то, что им завещаю. Последнее слово хочу сказать, после этого уже больше не буду говорить: «Постигнет меня кончина. И пришел день, и приблизился час, и приспела година. Но так как должно держаться доброго исповедания до последнего вздоха, скажите от меня людям: «Вот я отхожу от вас и больше не буду с вами. Я иду путем отцов моих, которым все пошли. Я умираю, как и все живущие на земле. Слушайтесь, люди мои, закона Божьего! Слушайтесь дети, – бдите и молитесь, стойте в вере неколебимо, мужайтесь, да укрепится сердце ваше. Будьте в вере тверды, опасайтесь еретиков, остерегайтесь развращающих веру, берегитесь приходящих церковных раскольников и ищущих раздора, хоронитесь от всякой ереси пагубной, опасайтесь давнего кумирослужения, чтобы никто не прельстил вас злыми словами. Вы знаете, братья, какую скорбь я принял, какую тяжесть поднял в пермской земле и сколько пострадал в стране той, утверждая веру, устраивая крещение, закон устанавливая. Всегда пекся, день и ночь моля Бога, чтобы открыл мне дверь милосердия, принял молитву мою, чтобы спас людей Своих. Бог же, человеколюбец, не презрел молитвы моей, но исполнил мою просьбу, привел людей в веру. И вы сейчас совершенны в крещении, и теперь, братия, предаю вас Богу и слову благодати Его, которое может вас оградить, сохранить и спасти. Дальше, братия, стойте в вере крепко, непоколебимо, держитесь Завета, который завещал вам, и веры, которую от меня приняли, – не добавляйте, не умаляйте ничего сверх установленного закона. Слушайтесь закона Божьего и всего, что заповедал Бог во всем Своем законе. Слушайте святое Евангелие Христово и святых Его божественных ангелов. Слушайтесь заповедей святых отцов, которые установлены на семи Великих Вселенских соборах, святых преподобных и богоносных отцов наших, как правила их повелевают. После моего отшествия, если кто придет к вам, или еретик, или идолослужитель, или совратитель, или же церковный раскольник, или хулитель веры христианской, или кудесник, или зловредный, не принимайте такого. С такими не ешьте, не пейте, не дружите, не соединяйтесь, но во всем избегайте их. И учения его не слушайте, и словам его не внимайте, и установлений его не принимайте. Сказал Павел апостол Титу: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» 221 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но если тогда Бог приходил на землю, чтобы научить людей правильно жить (в т.ч. и на примере тех, кто не пожелал этого делать), то теперь Он придёт судить – за то, как они жили, зная, как должны были жить. Признаки второго пришествия множатся с каждым днем: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» (Мф. 24: 6-10). Людям не дано знать, когда исполнится чаша гнева Господня: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24: 36-39), но знаки слишком явные и грозные. Однако те, кто видит и понимает их, не должны впадать в уныние, памятуя о том, что не стоит земля без праведников. И древний мир спасся, потому что кроме Содома и Гоморры была еще и Ниневия, её пример – указание всем живущим и чающим спасения. Олег Иванович Сыромятников , профессор Пермского государственного университета, кандидат филологических наук Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 4. Одним из признаков заката или гибели западно-европейской культуры или цивилизации, в рамках которых существует РФ и за которую судорожно цепляется правительство нашей страны, на ряду с другими признаками как миграция народов, финансовые пузыри, угасание творчества и др. является - терроризм. Терроризм с убийствами в школах, (уже в духовных школах) супермаркетах, на автодорогах и т. п. И пока мы находимся в рамках этой загнивающей цивилизации, все её язвы будут покрывать наше общество с темени до пят! 3. Странно, что эту замечательную статью почти не комментируют, а, следовательно, мало кто читает. А ведь анализируются многие стороны нашей жизни, особенно проблемы образования и воспитания, психологически вопросы. И автор доктор филологических наук, педагог с большим стажем, прежде работал в МВД, так что и с законом знаком. Для меня статья оказалась очень полезной. Благодарю автора.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/09/tr...

И пока это готовилось, раб Божий, видя предстоящую смерть, осознал слово Давида, гласящее: «Все народы окружили, обступили меня, как пчелы соты, и перегорели, как огонь в терновнике; именем Господним им противился». «Десница Господня сотворила силу! Не умру, но жив буду и возвещу дела Господни. Наставляя, наказал меня Господь, а смерти не предал меня. Отворите мне врата правды, и, войдя в них, исповедаю Господа». «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» «Не испугаюсь тьмы людей, нападающих на меня со всех сторон и враждующих со мной всуе». «Когда же в печали моей призвал я Господа, услышал он меня в пространстве». В печали же таковой, словно в муке огненной или, словно стоя посреди нестерпимого пламени, призывал он Бога, говоря: «Поспеши, щедрый, и, будучи милостив, поспеши на помощь мне, ибо желая — можешь. «Боже, услышь мой зов о помощи, Господи, поспеши мне на помощь». «Господи, что умножились притесняющие меня? Многие на меня восстали», «многие боролись со мной». «Зубы их — оружие и стрелы, язык их — меч острый». «Сеть приготовили ногам моим. Смирили душу мою. Ископали передо мной яму». «Задумали поколебать стопы мои: спрятали для меня сеть и силки, раскинули сеть для ног моих, при дороге расставили для меня ловушку». Весь день слова мои были им мерзки. «Весь день слов моих гнушались», «Весь день ополчались на брань». «Борясь весь день, стеснил меня». «Весь день в сетованиях провел». «Господи, пред тобой все желание мое!» Желание же мое в том, чтобы отвратить народ этот пермский от идольского обмана, ибо «погрязли народы в зле, которое сотворили; в той сети, которую они припрятали, завязла нога их». «В делах рук своих увяз грешник». Делам рук своих поклонились они, кумирам, «не знали, не понимали, во тьме ходя». Но «пусть опомнятся и обратятся к Господу все концы земли и пусть поклонятся пред ним все племена язычников, ибо Господне есть царство, и он обладает народами». «Ибо все народы, сколько создал ты, Господи, придут и поклонятся пред тобою, Господи, и прославлят имя твое» вовеки и «живы будут сердца их во веки веков».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=804...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010