Символика краеугольного камня упоминается в Новом Завете: Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного (Мф 16. 18-19). Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф 2. 19-22). В книге Исход в первой, наиболее пространной, речи к Моисею, Господь говорит об устройстве скинии, изготовлении богослужебной утвари и облачений священнослужителей (Исх 25. 1 - 30. 10). О сотворении света и создании дня и ночи (Быт. 1. 3 5) напоминает ритуал возжигания светильника: И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним (Исх 27. 20-21; 30. 7-8). В соответствии с православным чином на основание храма епископ и архитектор совершают разметку фундамента будущего здания. Для разметки выкапываются рвы и углубление на месте будущего престола. Архиерей устанавливает закладной камень и возжигает свет лампады. О древней богослужебной практике свидетельствует святитель Симеон, архиепископ Солунский (XV век): " Архиерей сам берет руками камни и, сошедши в основание, полагает камни крестообразно, благословив их в знак того, что он положил основанием незыблемый камень - Христа. Взяв также лампаду, наполнив ее елеем и возжегши, полагает с благословением в промежутке между камнями, означая светом горнее просвещение от истинного Света и единый истинный Свет - Христа " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 69) . По освящении краеугольного камня начинаются строительные работы и изготовление храмовой утвари. Православная Церковь сохранила священные библейские принципы и планы храмоздательства, которые Господь открыл пророкам Моисею (Исх гл.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

Учение о Боге как Творце невидимого и видимого миров . Слово Символа веры : Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что небо и землю, все видимое и невидимое сотворил Бог, и ничто не может существовать без Бога. Эти слова Символа взяты из св. Писания. Так, книга Бытия начинается следующими словами: В начале (то есть когда ничего еще не было) сотвори Бог небо и землю. Об Иисусе Христе Сыне Божием ап. Павел говорит: Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая. Аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти, всяческая Тем и о Нем создашася ( Кол.1:16 ). Им создано все (существующее), что на небесах, и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли: все Им и для Него создано 49 . Понятие об ангелах; время сотворения их . Под именем невидимых в Символе веры надо разуметь невидимый или духовный мир, к которому принадлежат ангелы. Ангелы – духи, существа бестелесные, одаренные умом, волей и чувством; по своему уму, по своей крепости и могуществу они совершеннее человека 50 . Слово ангел, по переводу с греческого языка, значит вестник. Так названы эти бесплотные духи потому, что Бог посылает их возвещать людям Свою волю; например, архангел Гавриил был послан Богом предвозвестить Пресвятой Деве Марии о рождении от нее Спасителя. Невидимое сотворено прежде видимого, и ангелы – раньше людей (Правосл. Испов. ч. 1, вопр. 18). Об этом можно найти свидетельство в св. Писании. В книге Иова Сам Бог говорит, что ангелы, ликуя, воспевали Его при сотворении земли: Кто же есть положивый камень краеугольный на ней? Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велием вси Ангели Мои ( Иов.38:6–7 ). Кто положил краеугольный камень ее (то есть земли), при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии (то есть ангелы) восклицали от радости? Отношение ангелов к людям . Ангелы Божии постоянно руководят нас к жизни: они возносят наши молитвы к Богу и ходатайствуют за нас пред Ним ( Апок.8:3–4 ), радуются обращению грешников ( Лк.15:10 ), являются людям в час смерти ( Лк.16:22 ) и многоразличным образом помогают и служат нам в деле нашего спасения ( Деян.10:3–6; 28:23 ; Евр.1:14 ); они хранят всех истинно верующих в Бога, избавляя их от опасностей ( Деян.5:19; 12:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

III. Христос как искупительная Жертва. Выражение «Агнец Божий» (ср.: Ин 1. 36, 41) стало главным символом, при помощи к-рого ап. Петр излагает христ. учение об искуплении: «...не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога» (1 Петр 1. 18-21). IV. Христос как краеугольный камень. Описание Церкви в Первом Послании Петра по глубине образа можно сравнить с рассуждением ап. Павла о Церкви как теле Христовом. Петр сравнивает Христа с краеугольным камнем и уподобляет Ему всех христиан, к-рые становятся подлинным домом Божиим (1 Петр 2. 4-8; ср.: Мф 21. 42; 7. 24-25). Автор, безусловно, помнил о наставлениях Иисуса и дал свое толкование: все христиане призваны уподобиться своему Учителю, и если Христос - это основание и краеугольный камень, то христиане - это камни, к-рыми созидается Церковь Христова (ср.: Мф 16. 18). «Дом духовный», построенный из камней, о котором говорит апостол, не есть механическое единство. Петр подчеркивал это, отождествляя 2, казалось бы, несоотносимых образа: «дом духовный» и «священство святое». Членство в Церкви подразумевает действенное служение Богу, то служение, которое Петр называет «духовными жертвами». Членство в Церкви - это дар Божий, а не результат человеческого решения, подобно тому как и ветхозаветные священники не могли принять свое служение своевольно. Продолжая эту мысль, автор обращается к ветхозаветному представлению о богоизбранном народе. О Церкви Петр пишет: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Петр 2. 9-10). Этот отрывок буквально «соткан» из ветхозаветных цитат: слов Господа, сказанных Моисею на горе Синай накануне дарования Десяти заповедей и возвестивших заключение завета между Богом и народом Израиля (ср.: Исх 19. 5-6), мессианского пророчества Исаии: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий» (Ис 9. 2), скрытого цитирования прор. Осии : «…и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живого»… И помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты - мой народ», а он скажет: «Ты - мой Бог!»» (Ос 1. 10; 2. 23). Во всех 3 цитатах говорится о народе, и в каждой - о глубокой перемене, к-рая ожидает людей.

http://pravenc.ru/text/2580456.html

Исхода чтение. (Гл. 19, 10–20). Сказал Господь Моисею: сошедши, объяви народу сему. и Очисти их сегодня и завтра. и пусть вымоют одежды свои. и будут готовы в день третий. ибо в третий день сойдет Господь на гору Синай в виду всего народа. и очертишь народ вокруг, говоря: будьте внимательны к себе самим. Не всходите на сию гору. и ничего не приближайте к ней. всякий, прикоснувшийся к горе сей, смертию скончается. не коснется его рука: но будет он побит камнями. или стрелою застрелен. человек ли то. скот ли то, не будет жить. когда же [[Когда трубить будут звук юбилея, могут подняться они к горе. (Вадим). Во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору: (Синод).]] послышатся звуки и трубы, а облако уйдет от горы. тогда они взойдут на гору. и сошел Моисей к народу с горы и освятил их. и вымыли они одежды. и сказал народу: будьте готовы. три дня [[Будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам (Вадим и Синод).]] не приступайте к жене. и было в день третий при наступлении утра: были гласы и молнии. и облако темное над горою Синаем. звук трубы звучал крепко. и убоялся весь народ, который был в этом стане и вывел Моисей народ из стана в сретение Богу. и стали они у горы Синая. гора же Синай дымилась вся, потому что Бог сошел на нее в огне. поднимался же дым, как дым печи. и ужасался весь [[И вся гора сильно колебалась. (Синод и Вад.)]] народ вельми. звуки же трубные раздавались громче и громче. Моисей говорил: Бог отвечал ему голосом. Иова чтение. (Гл. 38, 1–22; Гл. 42, 1–6). Сказал Господь Иову сквозь бурю и облако: кто [[Кто сей дерзающий затмить определение совета словами без знания?… (Макар.)]] сей затмевающий меня, решающаго, и в сердце содержащий такия речи? меня ли думает затмить? Препояшь, как муж, чресла твои. и я спрошу тебя. а ты мне отвечай. где ты был, когда я основывал землю? возвести мне, ежели знаешь ведение. кто назначил размеры ея, если ты знаешь? или кто протягивал по ней шнур? и на чем водружены столпы ея? и кто положил [[Кто положил краеугольный камень ея при всеобщем ликовании утренних звезд, когда восклицали все сыны Божии? Кто заградил вратами море, когда оно исторглось, выступило из чрева, когда Я дал ему облака вместо одежды?… (Мак.)]] краеугольный камень ея? когда же стали звезды, тогда восхвалили меня великим голосом все ангелы мои и поклонились [[…Π ντες γγελο μου κα προσεκ νησαν.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1 . Господь наш Иисус Христос Сам – основание ( 1Кор. 3:11 ) и Сам – исполнение, краеугольный камень ( Еф. 2:20 ). Ибо от земли и от неба Господь: пришел с неба, будучи Богом, и принял человека от земли и слился с человеком. Вот, Он от неба и Он же от земли; вот, Он основание и Он же краеугольный камень. Так Он благоволил совершить, и сущим от земли дал Дух Святой с неба, чтобы вышних и нижних сделать единой Церковью, сливши Божество с человечеством. Поэтому, когда услышишь об основании, подразумевай Господа; Им как основанием положена мера, и надстраиваемые камни должны быть соразмерны основанию, чтобы постройка была сложена по единому составу: ни окороченные здесь не могут подойти, ни слишком длинные, но прилаживаются равные мере основания. Так и Христос, будучи истинным основанием и краеугольным камнем, в ту же меру совершенства Христова призвал прийти всех людей. Об этом говорит Апостол: Доколе все придем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ); и еще: Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе ( Кол. 1:28 ); и опять: Чтобы вам исполниться всею полнотою Христовой ( Еф. 3:19 ), В эту-то меру призвал Христос прийти род человеческий, в этом строении пригласил соединиться в одну меру с основанием, которое есть Сам Господь, – Слава величию Его. Весь мир предался видимому служению, но у рабов Божиих – незримое служение в тайне, неведомое людям. Как ангельская природа, будучи невидимой, служит в видимом мире невидимому Богу, так и душа, будучи духом, невидимо служит Богу невидимому. И сатана, будучи духом, тоже скрыто воинствует в глубине сердца. Совершающие ныне духовную работу, по апостолу, не против крови и плоти имеют брань, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы ( Еф. 6:12 ). Вот сила Божества: будучи незримой, она сотворила видимый мир. И подобным образом душа, будучи незримой, создала мир невидимый. Равно и лукавый неявной силой пленяет человека в видимое служение беззаконию. 2. ВОПРОС. Что значит, что диавол на вопрос: Откуда ты пришел?, ответил: Я ходил по земле, и обошел ее ( Иов.1:7 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Соединение Церкви как строения со Христом как основанием, так же как и Её зависимость от Него как своего Строителя ещё более ясно видны из слов апостола Павла в Послании к Ефесянам ( Еф. 2:19–22 ): Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. Главная мысль апостола Павла здесь та, что Церковь составляет один величественный Храм, созданный на Камне – Христе 354 , и в этом Храме обитает Святая Троица, Которая поимённо поминается (Бог Отец – Христос – Дух) в приводимом тексте. Согласно этой божественной архитектуре великого Храма и Дома Божия (ср. и 1Тим. 3:15 ; 2Тим. 2:20 ; Евр. 3:6, 10:21 ), всё основывается на Христе, всё в Нём, всё от Него и на Нём, по плану, силе и действию Его 355 . Благодаря Ему, в Церкви соединяются Старый и Новый Завет, апостолы и пророки, иудеи и эллины, и становятся «все одним строением и одним корнем». Христос – Краеугольный камень этого строения, о Котором будет сказано: «Тот, Который всё содержит» ( τ π ν συνχων). Потому что «краеугольный камень держит и соединяет основание и стены» 356 . Таким образом, Он как Богочеловек поистине «основа всех основ», и «на что бы ты ни указал, на кровлю ли, на стены ли, или на что другое, Он всё носит» 357 . Слова апостола Павла на Котором всё здание ( Еф. 2:21 ), означают, что Богочеловек Христос содержит и держит всё тело дома сверху и поддерживает снизу на Себе и в Себе всё здание, то есть всех верных, встроенных в это здание 358 . В том же послании апостол перед этим говорит: дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир ( Еф. 2:15 ) 359 , показывая этим, что Христос в Себе «связал и соединил две разделённые стены, то есть иудеев и эллинов. Он поставил Себя в середину, чтобы соединить разделённое в одно целое. А ещё Он соединил две разделённые стены: природу ангелов и природу человека. Итак, одно тело Христово – Церковь – имеет четыре стены, которые составляют один Храм. В Нём мы все объединены, соединены и связаны... Он и на небесах всё удерживает сильно, и на земле всё утверждает. На Нём Одном и Едином всё утверждается, укрепляется, и в случае Его отсутствия всё погибает» 360 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Более открытый источник церковного единства, по учению апостола, есть Господь Иисус Христос, Который и нарицается в том же послании Главою Церкви, соответственно этому называемой Телом Его ( Еф. 1, 22–23; 4, 15–16 ). Соединяющийся со Христом соединяется в Нем со всеми верными Ему столь же неразрывным, сколь и непостижимым союзом, – союзом более тесным, нежели общество просто человеческое, союзом не только единой власти, взаимных нужд, общей пользы, но и союзом единой жизни ( 1Кор. 12, 26 ) ( 113, 413 ). В чистом единении веры и любви еще на земле должна образоваться способность к высочайшему соединению с Богом и святыми на Небе. Филарет, митрополит Московский ( 113, 414 ). Церковь – собрание верных, живущих по всему миру, право и истинно верующих в Бога и Христа, Сына Божия, просвещаемых проповедью слова Божия, приемлющих, как должно, Святые Тайны. Греческое слово «екклесия» – церковь означает «призвание» , потому что верные, находящиеся в Церкви, «вызваны» из области сатаны в Царство Христово, от тьмы в Его чудный свет, как учит апостол: «вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2, 9 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 2322 ). Греческое слово ekklhsia (ekklisia) – собрание христиан, церковь происходит от глагола ekklew (ekkleo) – вызывать, призывать. Краеугольный камень, на котором воздвигнуто духовное живое здание, Царство Божие, Новозаветная Церковь , народ Божий... новый Израиль, этот краеугольный камень есть Господь наш Иисус Христос. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 220 ). Церковь соединяет Бога и человека Таинствами Христовой Церкви верующий соединяется с Богом, в чем и состоит спасение, запечатление веры – делом веры, принятие отсюда залога вечных благ. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 108, 500 ). Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда ( 38, 62 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В Катихизисе на вопрос, почему Церковь есть едина, дается ответ: «Потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу Христа, и одушевляется одним Духом Божиим». Церковь это не масса единиц, а одно органическое целое, в котором есть свои функции, свои члены – об этом очень много написано у ап. Павла. Когда говорится, что Иисус Христос глава Церкви, то Дух Святой можно тоже отождествить с органом человека – с сердцем. «Едино Тело, един Дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего: един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех» ( Еф.4:4–6 ). По-русски это звучит так: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания: один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех, и во всех». Учение о том, что Иисус Христос есть единая глава единой Церкви В Новом Завете есть образ Церкви как здания Божия; а Иисус Христос есть краеугольный камень этого здания: «основания иного никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:9–11 ). Иисус Христос есть единый краеугольный камень Церкви, если Церковь рассматривать в виде строящегося здания в нашем мире и построенного в вечности. У тела Христова (Церкви) может быть только одна глава – Господь наш Иисус Христос. Обычно это употребляется как аргумент против папизма, (главой Церкви в Римско-католической Церкви является папа). Сама Западная Церковь приземленная и поэтому там должен быть обязательно видимый орган главенства – папа. Поскольку Церковь по обетованию Спасителя должна пребывать во все роды века, то требуется одна Глава, Которая всегда пребывает; эта глава Господь наш Иисус Христос. Посему и Апостолы называются не более как «служителями Церкви» ( Кол.1:24–25 ). Вот что говорит Сам Господь наш Иисус Христос: «вы не называетесь учителями: ибо один у вас Учитель Христос; все же вы братья» ( Мф.23:8 ). Господь еще подчеркивает, каково должно быть наше послушание Апостолам – оно должно быть таким же, как Ему Самому: «слушающий вас – Меня слушает и отвергающий вас Меня отвергается» ( Лк.10:16 ). Конечно, это высказывание распространяется не только на апостолов, но и на их преемников.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

А из всех перемен его самая славная из славных – это когда неверные обращаются и становятся верными. Первая перемена произошла с израильтянами, которые убили Христа; вторая произошла с египтянами, которые уверовали во Христа. Некогда в Египте были наибольшие гонения на верующих в Единого Живого Бога, ибо прежде египтяне имели множество мертвых богов – идолов и предметов, которым поклонялись, сказок и гаданий, которыми себя обманывали. Но вот что пророк прорицает! Какое дивное видение! Египтяне узнают Господа Единого и Живого тогда, когда Бог Господь во плоти явится среди людей. Идолы будут свергнуты, храмы демонам и животным разрушены, а Богу Живому и Единому алтарь возведен. Будет приноситься Жертва бескровная вместо кровной, словесная вместо бессловесной. Сотни тысяч иноков примут на себя обет бессребренничества, послушания и поста из любви к Господу. Наибольшие подвижники явятся в том некогда мрачном Египте, самые храбрые мученики за Христа Господа, самые просвещенные умы, самые прозорливые чудотворцы. О, какое дивное видение! И какое дивное осуществление этого видения! Святой Златоуст пишет: «Даже солнце со множеством своих звезд не столь сиятельно, сколь пустыня египетская со своими иноками». Истинно осуществилось все то, что увидел и прорек Исаия, сын Амосов, пророк прозорливый и истинный. О, Господи Благосердный, смиловавшийся над Египтом, некогда чинившим гонения над верными Твоими, и просветивший его Светом Истины, просвети и нас, и укрепи нас благодатью Духа Твоего Святого и примером великих египтян-христиан. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 3 Сентября. Поучение о чудесном камне в Сионе ...Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится ( Ис.28,16 ) Этот чудесный камень, братья, – Сам Господь наш Иисус Христос. Потому что если бы пророк имел в виду обычный камень, то не упоминал бы веры в него, иначе бы он пророчил идолопоклонство. И у пророка Даниила речь идет о камне, который оторвался от горы, разбил большого истукана и сделался великою горою и наполнил всю землю ( Дан.2:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Данный текст из Евангелия от Матфея сыграл важнейшую роль в становлении христианского учения о Церкви, однако он получил разное толкование на Востоке и Западе. На Западе подчеркивалась роль Петра как главы апостольской общины, передавшего свое первенство епископам Рима. С течением веков эта традиция привела к формированию догмата о папе Римском как преемнике апостола Петра и наместнике Христа на земле, обладающем абсолютной властью в Церкви по всей вселенной. На Востоке получило распространение иное толкование, согласно которому Церковь основана не на Петре, а на вере в Божество Иисуса Христа, исповеданием которой были слова Петра. Сам апостол Петр настаивает на том, что краеугольным камнем Церкви является Христос: Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены ( 1Пет. 2:4–8 ). Эти слова Петра являются его собственной интерпретацией слов Иисуса, некогда обращенных к нему. Он подчеркивает, что краеугольным камнем, положенным в основание Церкви, является не он, Петр, а Христос. При этом Петр цитирует те же самые слова из Ветхого Завета ( Пс. 117:22–23 ), которые цитировал Иисус, завершая притчу о работниках в винограднике ( Мф. 21:42 ). Петр бросается в воду. Л. Борасса. XV в. В Евангелии от Иоанна приводится эпизод, имеющий определенное сходство с эпизодом, приведенным у синоптиков. Здесь тоже Петр исповедует Иисуса Христом, Сыном Божиим. Однако действие происходит не в Кесарии Филипповой, а в Капернауме, и есть все основания считать, что речь идет о двух разных эпизодах. Повествуя о том, как многие из учеников Иисуса отошли от Него после того, как Он изложил им учение о хлебе, сходящем с неба, евангелист продолжает: Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго ( Ин. 6:67–69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010