Ответить, почему? – Что он? Что с ним будет? – интересуется Пётр – Иоанн-то, умрёт он или не умрёт? Хоть бы сказал ясно. – Что тебе до того? Что тебе до него? Ты по Мне иди (см. Ин. 21:20–23 ). А вот нет, хочется знать: – А всё-таки, а что с ним будет? Скажи только мне. Я никому не скажу. Ну так вот всё. Следовательно, и в области вот нашей, которой мы занимаемся, – на некоторые вопросы даются определённые ответы, на некоторые – только сводка мнений, на некоторые – мы можем сказать: «Нам это не открыто. Мы не знаем». И вот лучшее достижение даже в научной области, как Болотов пишет, вот в этом ignoramus и заключается – мы не знаем. И вот это незнание, высказанное учёным с именем, является высшим знанием. И когда он говорит, что мы не знаем, вот это и есть высший порог знания. И вот они сознают свои пределы, за которые . Вспомните, откуда . Ну, откройте Книгу Иова, 38-ю главу. Откройте, она под руками у вас. И вот, смотрите: Когда Елиуй перестал говорить, Господь отвечал Иову из бури и сказал : кто сей [указывает на него], омрачающий Провидение словами без смысла? А нам-то кажется: как мы глубоко рассуждаем! Так чуть уж в иконостас не встанем, уж так глубоко рассуждаем, уж таких тайн касаемся, и психологи, и философы, а по существу: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? А дальше: Препояшь чресла свои, – почему? Вот как в восточной борьбе – обхватить поясом, чтобы удобнее было вступить в борьбу. Так Господь и говорит: ну, приготовься. Приготовься – вот ты совопросничал, сейчас Я буду задавать вопросы тебе. И вот какие пошли вопросы – их нужно прочесть с некоторой иронией. Смотри-ка: Где был ты, когда Я полагал основания Земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чём утверждены основания её? Или кто положил краеугольный камень её [краеугольный камень – это, вы знаете, камень, который внутри. Какое же он испытывает давление со стороны вот этой плазмы и самой этой . Кто?], при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости? – Значит, вот этот текст обычно приводится , что свидетелями творения материального были и Ангелы. – При общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости. Значит, Ангельский сотворён раньше, чем наш материальный, хотя есть мнение, что одновременно был создан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

К этим двум главным типам нужно еще добавить такие самобытные русские формы, как четверик на четверике, восьмерик на четверике и столп, или шатер, первоначально применявшиеся на севере в деревянных сооружениях, а затем перенесенные в архитектуру каменных храмов. Но при любой форме храм прежде всего воспринимается как единое здание, слагаемое из многих частей, назначение которых не одинаково: без одних здание может существовать, без других оно рушится. В каждом строении есть краеугольный камень, фундамент, поддерживающий все здание, без которого оно распадется. Церковь Христова, во образ которой устрояется здание храма, имеет свое метафизическое основание, на котором вся она зиждется, свой краеугольный камень, которым является исповедуемый Сыном Бога Живого ( Мф.16:16 ) Господь Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). Храм являет образ единства Церкви Христовой при множестве входящих в нее членов. Как здание храма слагается из многих камней, каждый из которых имеет свое назначение в общей гармонии целого, так и члены Церкви – каждый выполняет свою функцию. «Вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» ( 1Кор.12:27–28 ). Но Церковь , в отличие от мирских, светских построек, есть строение «живое», расширяющееся, растущее в город, в небесный Иерусалим. Каждый камень мистического здания Церкви, преображаясь в жилище Божие Духом ( Еф.2:22 ), становится новым живым храмом Божества ( 1Петр.2:4–5 ), будучи утвержден «на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Еф.2:20–21 ). В этом отношении характерно постепенное развитие архитектурных форм храмов от более простых к более сложным, развернутым и многообразным. Как зерно христианской веры вырастает в могучее ветвистое дерево, так и храмы растут вширь и ввысь – появляются галереи, роскошные крыльца, различные служебные пристройки, четверик становится на высокую подклеть, затем добавляется второй неравный четверик или восьмерик, строятся высокие колокольни и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Корень зла (источник зла). «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10). Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Этими словами Иисус Христос подчёркивает, что в духовном мире существует только два царства: добра и зла, Бога и сатаны. Третьего не дано. Народная мудрость гласит на этот счёт: «От Бога отстал – к сатане пристал». К сожалению, частое повторение этого выражения власть предержащими исказило его первоначальный смысл. Кто с мечом придёт, от меча и погибнет. «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее). «Я полагаю в основание на Сионе каменькамень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый» (Ис. 28, 16). Кто не работает, тот не ест. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). Ложь во спасение (ложь во благо обманываемого). Искажённое понятие церковнославянского текста: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» (Пс. 32, 17), что означает: «Ненадёжен конь для спасения, не избавит великою силою своею». Манна небесная (неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16, 14–16; Исх. 16, 31). Мафусаилов век (долголетие). Мафусал (Мафусаил) – один из первых библейских патриархов, который прожил 969 лет (Быт. 5, 27). Мерзость запустения (крайняя степень разорения, грязь). «И на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан. 9, 27). «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте... тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24, 15–16). Метать бисер (понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл). «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Мф. 7, 6). По-церковнославянски жемчуг – бисер.

http://pravoslavie.ru/46483.html

09 октября. «Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» ( Исх. 34:29 ) Моисей удостоился говорить с Господом на горе Синае в течение сорока дней. Какой чудный это должен был быть разговор! И слава Господня преобразила Моисея и отражалась на нем. Но он не замечал собственного сияния, не знал, что «лицо его стало сиять лучами», он был занят только Светом, озаряющим лицо Самого Господа. «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа», – говорит ап. Павел ( 2Кор. 3:18 ). И важнее всего для нас, чтобы ничто постороннее не вставало между нашею душою и Господом. А сколько преград воздвигается ежедневно между нами и Господом! Не грех один мешает нам взирать прямо на Него. Являются заботы, тревоги, многочисленные дела наши, даже наш труд для Самого Господа, которым мы иногда в нашем рвении затмеваем образ Христа. Но все должно исчезнуть для нас, чтобы ничего не становилось между нами и той славой Божией, которая должна прямо отражаться на нас, на нашей жизни, на всех делах наших. Краеугольный камень 10 октября. «Тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» ( Мф. 21:44 ) Нередко приходилось нам задумываться над этими словами, и, может быть, нам трудно проникнуть в глубокий их смысл. Тот краеугольный камень, который есть основа всего мира, на котором зиждется все вечное, нерушимое, – несомненно, есть Христос, Сын Божий. Но что же разобьется, падая на него? Разобьется все то, что несовместимо с Его благостью. Когда мы всем существом нашим бросимся к Его ногам и всецело предадимся Ему одному, разобьется наша гордость, себялюбие, черствое, упорное сердце, разобьются все преграды, которые стояли между нами и добром, и Господь Сам наполнит это разбитое сердце Своею любовью, Своим светом, Своею благостью. Тогда мы ляжем под этим чудным камнем, который прикроет нас от жизненных бурь, от всего греховного, злого и будем покоиться под сенью Его, признавая над собой одну только власть – власть Сына Божия. Ему одному будем служить, Ему одному будем принадлежать всем существом нашим на веки. О вере

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

40. убо господинъ что сотворитъ тмъ; Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41. Глаголаша погбитъ ихъ, и предастъ инымъ иже воздадтъ плоды во времена сво. Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои Тут Господь заставил Иудеев, их первосвященников и старейшин (ст. 23), чтобы они произнесли приговор сами себе и осудили себя на заслуженное наказание. Когда придет (господин) хозяин. Под пришествием хозяина здесь разумеется не второе пришествие Христово для суда и воздаяния, так как тут говорится, что виноградник, т. е. церковь Божия будет отдана другим делателям, и эти делатели будут отдавать хозяину плоды во времена свои, чем указывается продолжение настоящей жизни, а разумеется время разрушения Иерусалима, когда совершился суд Божий над приставниками в церкви ветхозаветной (Феоф.). Виноградник огибается другим виноградарям (делателям), т. е. истинная церковь будет уже, вместо бывшей до пришествия и смерти И. Христа, Иудейской, христианская. Таким образом Иудеи, не понимая цели притчи, в другой раз осудили сами себя, как небрежных, недостойных делателей в церкви Божией. 42. Гла имъ нсте ли чл николиже въ камень, не въ рд сотвориша сей бысть во глав угла; гда бысть и дивно во Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Здесь Господь приводит слова из псалма о Своем отвержении со стороны Еврейского народа (117 пс. 22–23 ст.) и подтверждает произнесенный Иудеями суд над самими собою. Камень, который отвергли строители (егожо небрегоша зиждущий). Образ заимствован!, от постройки дома. При постройке дома обыкновенно большие и твердые камни кладутся под углы его. Камни эти называются краеугольными. Здесь таким камнем называет И. Христос Самого Себя, потому что Он составляет основание церкви. В Свящ. писании И. Христос нередко называется краеугольным камнем церкви ( Деян. 4 ,:11; Еф. 2:20 ). Отвергли строители, (зиждущие), т. е. учители Иудейские не только не уверовали во Христа, а еще осудили Его на смерть. Это от Господа (от Господа бысть сие), т. е. Иудеи не уверовали во Христа, а между тем Он был посланный от Бога, истинный Мессия: и творимые Им чудеса и исполнившияся над Ним пророчества все подтверждало это. Дивно в очах ваших, т. е. .для всех искупленных страданиями и смертию И. Христа, предметом удивления и благоговения служит самое дело искупления, именно то, что Бог послал в мир для спасения людей Своего Единородпого Сына, и что Сей Сын Божий уничижил Себя до смерти крестной, затем со славою воскрес и сделался краеугольным камнем церкви (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

К Нему-то, Господу Иисусу Христу, и стремитесь всей душою вашею и всеми помышлениями вашими, как камню живому, т. е. имеющему жизнь в самом себе и источающему эту жизнь всем жаждущим ( Ин.1:4; 7:37 ). Вожди народа Еврейского не признали, отвергли Его, но Господь Бог избрал Его как самый драгоценный, незаменимый камень при создании Церкви на земле, и Он лег во главу угла, т. е. в основание всего духовного здания Церкви Божией на земле, а потому и вы, христиане, образуя собою духовный храм на земле, должны быть живыми камнями в здании Церкви Божией, так как вы, некогда мертвые, теперь, чрез веру в Иисуса Христа и общение с Ним в таинстве Тела и Крови Его, стали живыми, одухотворены и оживлены Духом Святым, пребывающим в Церкви. Будучи живыми камнями, христиане устрояют из себя храм духовный. Веществом связующим эти живые камни Церкви являются вера, надежда и любовь. Вы священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом. В ветхозаветном, рукотворенном храме, сложенном из бездушных камней, богослужение, совершали особо на то поставленные лица; они же приносили и жертвы вещественные. В новозаветном же нерукотворном храме, в смысле новозаветной Церкви, не только лица на то особо поставленные, но и все верующие, как живые, духовные камни Церкви, являются священством святым и с дерзновением, как дети к Отцу, могут приступать к небесному престолу чрез Иисуса Христа со своими духовными жертвами: мира, хвалы и благодарения; под этими же духовными жертвами, которые должен приносить Богу всякий христианин, разумеются и дела милосердия и любви. 6 ст.      Ибо сказано в Писании: „вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится“ ( Ис.28:16 ). Духовный новозаветный храм имеет своим основанием, своим краеугольным камнем Христа. На это значение Христа некогда указывал пророк Исаия. Ибо сказано есть в писании: „вот Я полагаю в Сион камень краеугольный, избранный, драгоценный и верующий в Него не постыдится“ ( Ис.28:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Вспомните слова святого Симеона Богоприимца, которые он произнес, взяв на руки Младенца-Спасителя. Се лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле (Лк. 2; 34). Кто пал, кто подвергся падению? Те, кто споткнулся о Камень краеугольный, как назвал Себя Сам Господь Иисус Христос. Споткнулись потому, что не поверили; не поверили потому, что не хотели быть рабами Христовыми. Страшна участь тех, кто хулит имя Христово. Страшна участь тех, кто споткнулся о Камень Краеугольный. Еще страшнее участь тех, на кого упадет этот камень. Уходите подальше от всех гордых, затыкайте уши свои, чтобы не слышать пререканий о имени Божием и хулы на Духа Святого. Ищите общения с рабами Божиими и сами всем сердцем стремитесь к тому, чтобы удостоиться великого звания рабов Божиих. Аминь. 16 января 1949 г. Уготовивший путь Господу Слово в неделю 31 по Пятидесятнице, неделю перед Богоявлением. Близится величайший праздник Богоявления - Крещения Господня. Святая Церковь заранее подготавливает нас к этому празднику особыми песнопениями и чтением Евангелия. О том великом деле, которое исполнил св. Иоанн Предтеча, за четыреста лет пророчествовал святой пророк Малахия. Бог говорил его устами: Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, которым приготовит путь Твой пред Тобою (Мк. 1; 2). К исполнению своего величайшего предназначения он готовился так, как никто никогда не готовился к делу своему. Еще ребенком он ушел в дикую пустыню иудейскую и жил там вдали от людей до тридцатилетнего возраста. Жил такой жизнью, о какой не слышали до него: спал на камнях, жил под открытым небом, переносил и летний зной пустыни, и зимний холод без всякого крова; был одет в одну колючую власяницу и подпоясан кожаным ремнем. До тридцати лет он не знал вкуса хлеба, питался только саранчой и диким медом. Он должен был стать подлинным Ангелом Божиим, гласом вопиющего в пустыне, как говорил другой пророк, Исаия (см. Ис. 40; 3). Он взывал к Богу, как святой пророк Моисей, он молился молча, не шевеля губами, не двигая языком, и молитва его возносилась к Богу, как громкий вопль. А потом, выйдя на проповедь в тридцать лет, он уже взывал к народу: Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими (Лк. 3; 4-5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

Пр. Исайя видел этот Остаток в лице благочестивых людей, именовавших себя «бедными» и «кроткими». Они презирали богатство, не соблазнялись блеском иноземной цивилизации и хранили нравственную чистоту старых времен. Из этой среды вышли ученики и духовные дети Исайи (8,18). Они жили верой, которая не колебалась, и надеждой, которую им внушил учитель. Подобно тому как Господь Иисус основал Свою Церковь на «камне» веры Петровой ( Мф. 16:18 ), так и в Ветхом Завете Его предтеча-пророк усматривал в святом Остатке прочный фундамент, на котором будет стоять народ Божий. Ради него Иерусалим должен быть пощажен и спасен от вражеских полчищ. Если бы он пал, Остаток, еще не окрепший и слишком малый, мог бы рассеяться и исчезнуть. Доколе он не утвердился, град Давида огражден небесным покровом: Посему так говорит Господь Бог: Вот Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, Краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. (28,16) Надежда на Остаток была тесно связана с мессианскими чаяниями пр. Исайи. «Краеугольный камень» – это и святой Остаток, сохранивший верность, и Сам Мессия – Основатель Царства Божия. Говоря об обращенных иудеях, ап. Павел отождествляет их с Остатком, о котором пророчествовал Исайя: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился Остаток» ( Рим. 11:5 ; ср. 11,25–27). 5. Мессианство у пр. Исайи. Пророку было открыто, что наступит время, когда падут земные царства с их войнами и жестокостями и один Господь воцарится над миром. Начало этому Царству Божию будет положено в Иерусалиме, но распространится оно на все народы. В связи с этим Исайя приводит пророчество, которое в более полном виде содержится в Кн. пр. Михея. Экзегеты не пришли к единому мнению, какой из пророков был автором этого текста: Исайя или Михей, или же оба они взяли его у неизвестного третьего пророка (см. Толковая Библия , т. 7, с.253). Но в целом текст вполне соответствует тому Откровению, которое запечатлелось в писаниях Исайи: И будет в последние дни:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

21. Исповемся Тебе, яко услышал мя ecu, u был ecu мне, во спасение. И сими словами Давид обещается благодарить Бога за спасение свое от бедствий, как обещался благодарить Его и прежде. 22. Камень, егоже небрегоша (отвергли) зиждущии, сей бысть во главу угла. Очевидно это пророчество о Христе; но не имеет тесной связи с предыдущими словами. Так пророчества обыкновенно пресекают связь речи и помещаются между другими словами, чтобы в настоящее время была наведена на них тень и сокрыла их от иудеев, чтобы чрез них иудеями, как врагами Христа, не были истреблены пророческие книги. Зиждущими Давид называет, по словам Феодорита, архиереев, книжников и учителей иудейских, как поставленных от Бога, чтобы назидали и усовершали народ сей на основании закона; а отверженным камнем называет Христа, камнем—по причине твердости и непреклонности Его ко греху; ибо " беззакония, говорит Писание, Он не сотворил (Исаии 53, 9), а отверженным, потому что иудейские архиереи и книжники отвергли и презрели Его, как бесполезного в строении: они говорили: что Ты самарянин и что бес в Тебе. (Иоан. 8, 48); также: этот человек не от Бога (Иоан. 9, 16); и еще: Он обольщает народ. А между тем этот отверженный ими камень, т. е. Христос, столь испытан и так оказался годным к строении, что сделался краеугольным камнем; так как не всякий камень полагается в угол, но только тот, который более испытан, и более тверд и способен связывать две стены здания двумя своими боками в одном углу. Как же Христос стал краеугольным камнем? Соединив два народа—иудейский и языческий одною верою; почему и Павел говорит: Христос есть мир наш, соделавший из двух одно (Ефес. 2, 14); и сам Господь сказал: есть у Меня овцы, которые не сего двора; и тех надлежит Мне привести: и глас Мой услышат, и будет одно стадо и один пастырь (Иоанна 10, 15). Или углом называет церковь верующих: потому что как угол соединяет собою в одно целое две стены; так и Церковь Христова соединяет два народа—иудейский и языческий; а глава ее—Христос, как единого тела, и не только глава ее, но и союз и

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Страшно противиться Тому, Который душу и тело погубить в геенне огненной может. Бесстыдно не покоряться и не слушать Того, Который за спасение наше не пощадил Себя, но Себя на смерть, как жертву благовонную, за грехи наши предал. 8) Пусть мир, что хочет, делает. Нам же не должно противиться Христу никаким образом. Будем же внимать тому, что Он – Бог наш, Господь наш, Создатель наш, Искупитель и Спаситель наш, Царь наш, преблагой, кроткий, долготерпеливый и многомилостивый. Послужим же Ему верой и правдой, дабы и Он признал нас за Своих верных рабов. Спасайся. «Блаженны все надеющиеся на Него», – заключил Богодухновенную песнь свою Давид ( Пс. 2:12 ). Что означают эти слова? Ответ. 1) Блаженными пророк святой называет тех, которые сердечной верой признают Сына Божия за своего Искупителя и Спасителя и на Него всю свою надежду полагают. Об этом сказано в Писании: «Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень,камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: и верующий в Него не постыдится» ( Ис. 28:16 ; 1Пет. 2:6 ). Это Тот Камень, о Котором написано: «Камень, Которым пренебрегли строители, Сей Камень стал краеугольным: от Господа было сие, и есть дивно в очах наших» ( Пс. 117:22–23 ). Кто на этом Камне утверждается надеждой своей, тот, даже если «пойдет дождь, и разольются реки, и подуют ветры, и устремятся» на него, – не падет ( Мф. 7:25 ). Ибо твердое и непоколебимое основание положил, так что «и врата ада не одолеют» его ( Мф. 16:18 ). Поэтому «лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей» ( Пс. 117:8–9 ). Испытал это на себе пророк и псалмопевец сей и благодарно восклицал: «Все народы окружили меня, но именем Господним я воспротивился им. Со всех сторон окружили меня, но именем Господним я воспротивился им. Окружили меня, как пчелы соты, и яростью пылали, как огонь в тернии, но именем Господним я воспротивился им. Низринутый, я готов был упасть, но Господь поддержал меня» ( Пс. 117:10–13 ). Видишь, как он именем Господним, как щитом, защищался от врагов, и в самой последней и крайней беде не оставил его Господь. Блаженны все надеющиеся на Него!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010