Писания: а) «Где двое или трое собраны во имя Мое,– сказал Иисус Христос,– там Я посреди них» (Мф. 18:20), а где Христос, там и церковь .– Но, как видно из контекста речи, слова эти относятся не к отделившимся от Церкви Христовой, а к пребывающим в ней, так как раньше говорится о лицах, находящихся в Церкви (ст. 17–18), и не о том, что двое или трое, собравшись во имя Христа, могут составить Церковь , а о том, что Господь скорее исполнит желание нескольких лиц, единодушно молящихся (см. ст. 19),чем множества разномыслящих. А что двое или трое не составляют из себя Церкви, это видно из слов Спасителя: «если не послушает (согрешивший против тебя брат твой), возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви» ( Мф. 18:15–17 ). Если бы два или три свидетеля, собравшиеся во имя Христа, составляли церковь , то Спасатель не сказал бы последних слов: «скажи церкви». Далее. Во имя Христа собираются все сектанты, но неужели каждое сборище их есть Церковь , где присутствует Христос, как глава? «Разве раздедился Христос»? спрашивает ап. Павел ( 1Кор. 1:13 ). 533 б) «Сами, как живые камни, – говорит ап. Петр, – устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовным жертвы, благоприятные Богу» ( 1Пет. 2:5 ). Значит, можно самим устроять церкви и спасаться помимо православной Церкви, заключают сектанты. – Но в приведенных словах, как и во всей 2-й главе 1 послания ап. Петра, говорится не о создании новых церквей и спасении в них, а о доброй христианской жизни, которую, как «дом духовный, как «духоваые жертвы, благоприятные Богу», христиане должны сами устроять. Такая добрая жизнь и духовные святые жертвы возможны только в истинной Церкви Христовой, в основании которой лежит камень краеугольный – Иисус Христос, «ибо сказано в Писании: вот, я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» ( 1Пет. 2:6 – 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Второй пример широко известен. Однако… Это псалом 136-й. «На реках Вавилонских». Текст настолько известен, что его положила по-своему на музыку даже такая группа, как «Boney M» (будет интересно, послушайте). В конце псалма в уста угнанных в плен и крайне униженных еврейских переселенцев вкладываются такие слова: « Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! » Этот текст можно посчитать подлинным кошмаром и призывом к преступлению против человечности, если бы у этих слов не было вполне конкретного духовного смысла. Смысл следующий: вавилонские младенцы – это греховные помыслы. Их нужно вырывать пораньше, до превращения младенцев в юношей. Потом вырывание крайне затруднится или станет невозможным. Так и сорняк легче вырывать в виде травы, а не в виде кустов. Камень же – это одно из известнейших имен Христа. « Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла. Камень преткновения и камень соблазна » (1 Петр 2:6-7). Так говорит Верховный Петр. Павел говорит еще проще: « Все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос » (1 Кор 10:4). Таким образом, в псалме говорится о том, о чем пишет Иоанн Лествичник: «Бей врагов именем Иисуса. Сильнее оружия не найдешь ни на небе, ни на земле». И картина складывается целостная: грех прогневил Бога, лишил народ силы. С грехом теперь и воевать надо. Бить именем Господа начатки греховных движений, не позволяя им вырасти и усилиться. Ясно, что при буквальном прочтении, как и в случае с мытьем ног и рук в чужой крови, получается нечто кровожадное и бесчеловечное. Еще пример. Это 100-й псалом. Он у нас читается в конце первого часа. Вот его окончание: « С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие ». На это место Писания святой Василий Великий говорит, что совершенно невозможно царю Давиду ежедневно с раннего утра ходить по городу с обнаженным мечом и разить грешников. Нужно докопаться до иного, не буквального смысла. Если же будем считать «городом Господа» сердце человеческое, а «делателями беззакония» – злые помыслы, в сердце живущие, то получится призыв на ежедневную внутреннюю борьбу с грехом. Начинать ее как раз и надо сразу по пробуждении. Вот и Иеремия говорит: « с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит » (Иер 21:12).

http://pravoslavie.ru/111939.html

«Чем больше отталкиваем свой крест, тем становится он тяжелее». (Амиель). «Несомненно важнее, как принимает человек судьбу, нежели какова она на деле». (Гумбольдт). «Хочешь господствовать, служи; хочешь учить, учись; хочешь радоваться, постражди; хочешь жить, умри; хочешь обладать, отдай; хочешь пожинать, сей; хочешь удержать, употреби; хочешь рости, питай». (Лафатер). Примеры Принятие жертвы. Господь явился Маною и его жене в виде Ангела и исчез в пламени жертв, повторив супругам обещание о рождении у них сына (Сампсона). Видение Бога означало в древности близость смерти. Это и высказал Маной. Но жена его возразила: – Если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы от рук наших, всесожжения и хлебного приношения и не открыл бы нам сего... ( Суд.13:23 ). Заключение матери Сампсона основано на событиях и выведено по правилам разсудка. Мы не впадем в ошибку, если к себе применим разсуждение женщины. Отец принял великую Голгофскую жертву и явил к ней Свое благоволение. Можем ли мы считать себя осужденными на погибель? Если бы погибель подобных нам грешников была неизбежна, то для чего – Заместитель, зачем – невинный Страдалец? Жертва Иисусова изгоняет всякий страх из сердец. Эта принятая жертва уверяет нас, что мы – Божии избранники, Его род, люди близкие Христу, как невеста жениху. Бог заключил с нами завет, договор и уж Он-то не нарушит договора. Прошлое ручается нам за будущее. Мы не умрем, но будем живы, потому что Иисус среди нас до века, мы духом видим Его и в Нем познаем Отца. А богопознание есть жизнь вечная и блаженная. Краеугольный камень. «Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна» ( 1Пет.2:7 ). Возле строющагося здания лежал огромный камень, строители же не употребляли его, пуская в дело меньшие камешки. Но строительство тогда только пошло успешно, когда этот камень заложен был в угол здания. Так было с Господом Иисусом. Он был не по плечу строителям. Для почитателей обряда Он казался слишком свободомыслящим. Он не боялся оскверниться чрез обращение с грешниками, мытарями. В субботы Он нарушал праздничный покой, исцеляя больных. Правила об омовениях и чистоте Он ставил ни во что. О посте, о молитве, о милостыне Он учил по-новому. Оскорблял словами осуждения людей почитаемых в народе, книжников и законникам. Такой камень не мог быть положен в основу иудейской церковности. Он оказался забракованным.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

6 . [I/16] Возвращаюсь к моему первому рассуждению, в котором я сказал, что Христос был назван камнем пророками. Раньше всех Давид сказал о Нем: Камень, который отвергли строители, тот стал во главу строения 175 . И как отвергли строители сей камень, который воистину есть Христос, также и [народ] отверг Его перед лицом Пилата, говоря: Да не будет этот царем над нами 176 . А вот еще и притча, которую рассказал Господь наш: муж благородный пошел, чтобы получить царство и затем возвратиться и царствовать над людьми, а те послали во след ему вестников, говоря: Да не будет над нами сей царем 177 . Этим они отвергли камень, который есть не кто иной, как Христос. Так каким же образом он стал во главу строения? Не иначе, как поднявшись на здание народов. А на Нем поднимается все их здание. Кто же суть строители, если не священники и фарисеи, которые не построили прочное строение, но разрушили то, что было построено, как написано пророком Иезекиилем: Он построил стену, а те били по ней, чтобы она упала 178 . И еще написано: Искал я среди них человека, который обнес бы стеной и встал в проломе за землю, чтобы Я не погубил ее, и не нашел 179 . [I/17] И еще Исайя предвозвещал о сем камне: Так говорит Господь: Вот Я полагаю на Сионе камень испытанный, краеугольный, ценный – главу стены и основания 180 . И еще сказал там: Всякий верующий в него не убоится, а тот, кто упадет на этот камень, сокрушится. И все, на что он упадет, разобьет 181 . Ибо упал на него народ Израильский, и было сокрушение его вовек. И еще падает [этот камень] на идола и разбивает его 182 . А народы уверовали в него и не убоятся. 7 . Вот показал [Исайя] о камне, который был положен и главой, и основанием стены. Но если основанием был положен этот камень, то как он стал одновременно и главой стены? А так: когда пришел Господь наш, то положил веру Свою подобно основанию на земле, и подобно главе стены поднялся превыше всех небес. И было составлено все строение из камней сверху и снизу. А о вере (ранее я говорил, что Он веру Свою положил на земле) и Давид, предвозвещая о Христе, говорит: Вера прорастет из земли 183 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Особенно израильтяне, ибо они отвергли Его, как строители отвергают какой-нибудь ненужный камень. Как жестоко обманулись строители! Они отвергли главный краеугольный камень жизни человеческой, истории человеческой, истории всего тварного мира! По сути дела, они Его не отвергли, но замахнулись, дабы Его отвергнуть - и сами были отвергнуты: Он же утвердился во главе угла нового строительства, нового творения. Это от Господа, и мудрее и праведнее быть не может. И есть дивно в очах наших. То есть: когда вы читаете Священное Писание (Пс.117:22-23), даже и вам кажется, что это от Господа и есть дивно, поскольку вы не знаете, к Кому относятся сии слова. Не знаете вы, что страшен этот камень. Ибо тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Мф.21:44; Лк.20:18). И воистину жестоковыйные иудеи разбились о сей камень, и он раздавил их. Преткнулись они о него как о камень соблазна и разбились еще в то время, когда Господь наш Иисус Христос был во плоти на земле. А позднее, после распятия и воскресения, камень сей упал на них и раздавил их. Ибо вскоре после того как злые виноградари убили Сына Хозяина, напали на Иерусалим римские войска под предводительством Тита и город разрушили, а иудеев изгнали из их отечества и рассеяли по всему миру. И произошло с иудеями то, что хуже и страшнее произошедшего с ассириянами, вавилонянами, финикиянами, египтянами и другими народами, которые грешили и вымерли во грехах своих. С иудеями произошло нечто, похожее на случившееся с Каином. Ибо Бог никому не допустил убить Каина, но сделал ему знамение убийцы и согнал его, да будет изгнанником и скитальцем на земле. Но Каина постигло суровое наказание сразу после первого совершенного им злодеяния, а иудеев - нет. Они убивали и побивали камнями пророков Божиих, одного за другим, а Бог терпел, отлагая казнь, ожидал покаяния и посылал все новых и новых пророков. Только когда они убили Спасителя, постигло их праведное наказание. Иногда Бог сразу наказывает преступника, а иногда откладывает и откладывает казнь, так что люди думают, что она никогда не последует и преступник останется безнаказанным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

В строительной практике в основание углов дома ставился прочный камень, так как правильно выведенные углы обеспечивали надежность конструкции. В образах Божественного домостроительства, которыми насыщен библейский текст, камень, положенный во главу угла (краеугольный), символизирует прочность, надежность, способность не разрушаться ни при каких обстоятельствах. Так, в Псалтири: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла…» ( Пс.117:22 ). В Н. З . «камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла» ( 1Пет. 2:7 ), символизирует Христа. В речи перед синедрионом апостол Петр говорит: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения…» ( Деян.4:11 ). Сам Господь, обращаясь к первосвященникам и старейшинам народа, говорит: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит…» ( Мф.21: 42–45 ). Во имя ВО ИМЯ: ИМЯ Оборот указывает, что чьи-либо действия, поступки совершаются ради утверждения и защиты тех или иных человеческих ценностей (во имя Родины, идеи, дела, дружбы, любви и проч.). По Воскресении Своем Господь говорит апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19–20 ). Совершаемое ради одного из «малых сих» совершается во имя Господа: Иисус, слыша, как апостолы обсуждают между собой, кто из них больше, «взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» ( Мк.9:36–37 ). Здесь же: «…кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мк.9:41 ). Призывая христиан к совершенству, апостол Павел наставляет их: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа…» ( Кол.3:17 ). Этот же оборот используется и в Ветхом Завете. Так, например, иудейский царь Аса перед сражением с огромным войском эфиопского царя Зарая обращается за помощью к Господу: « …помоги же нам, Господи Боже наш: ибо мы на Тебя уповаем, и во имя Твое вышли мы против множества сего» ( 2Пар. 14:11 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Остановимся сначала на первом из приведенных текстов – на цитате из Матфея. Это – центральное, основоположное слово Христа о Церкви: “на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Это обетование о Церкви определенно связано, в данном месте, с апостолом Петром: “Ты – Петр (- Камень, π τ ρος) и на камне сем ( π τα τ η τ η π τ ρ α) Я создам Церковь Мою”. Как толковать эту связь между Петром и Церковью, основанной на камне ( π τ ρ α), непреодолимой для адовых врат? Есть ли Петр носитель ее непогрешимости, есть ли Петр – мистический краеугольный камень, на котором основана Церковь , тот камень, который делает ее непреодолимой, непоколебимой в Истине? Конечно, нет! Предполагать это было бы великим нечестием в глазах самого Петра, который так учит об основоположном краеугольном камне Церкви, дающем ей непоколебимость: “Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: “се Я, полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный драгоценный, и верующий в Него не постыдится”. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверуюших камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла”... ( I Nemp. 2. 4–7 ). Об этом свидетельствует и ап. Павел: “Итак, вы уже не чужие и не пришельцы”, пишет он к ефесянам, “но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея краеугольным камнем Самого Иисуса Христа ( ν τ ος κ ρο γ ω ατ ο Ι η σο Χ ρσ τ ο ) на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устроетесь в жилище Божие Духом”. ( Ефес. 2. 19–22 ). И еще: “Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” ( I Kop. 3. 11 ). Он есть Глава тела – Церкви, Он и принцип ее жизни, и источник ее силы и ее стояния в Истине, ибо Он – Сама Истина. Он – основоположный краеугольный камень, как говорят о Нем апостолы Петр и Павел, как и Он Сам говорит о Себе (“неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?” – Матф. 21. 41 ; срв. Мрк. 12, 10 ; Лук. 20, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

6.  [I/16] Возвращаюсь к моему первому рассуждению, в котором я сказал, что Христос был назван камнем пророками. Раньше всех Давид сказал о Нем: Камень, который отвергли строители, тот стал во главу строения  . И как отвергли строители сей камень, который воистину есть Христос, также и [народ] отверг Его перед лицом Пилата, говоря: Да не будет этот царем над нами  . А вот еще и притча, которую рассказал Господь наш: муж благородный пошел, чтобы получить царство и затем возвратиться и царствовать над людьми, а те послали во след ему вестников, говоря: Да не будет над нами сей царем  . Этим они отвергли камень, который есть не кто иной, как Христос. Так каким же образом он стал во главу строения? Не иначе, как поднявшись на здание народов. А на Нем поднимается все их здание. Кто же суть строители, если не священники и фарисеи, которые не построили прочное строение, но разрушили то, что было построено, как написано пророком Иезекиилем: Он построил стену, а те били по ней, чтобы она упала  . И еще написано: Искал я среди них человека, который обнес бы стеной и встал в проломе за землю, чтобы Я не погубил ее, и не нашел  . [I/17] И еще Исайя предвозвещал о сем камне: Так говорит Господь: Вот Я полагаю на Сионе камень испытанный, краеугольный, ценный — главу стены и основания  . И еще сказал там: Всякий верующий в него не убоится, а тот, кто упадет на этот камень, сокрушится. И все, на что он упадет, разобьет  . Ибо упал на него народ Израильский, и было сокрушение его вовек. И еще падает [этот камень] на идола и разбивает его  . А народы уверовали в него и не убоятся. 7. Вот показал [Исайя] о камне, который был положен и главой, и основанием стены. Но если основанием был положен этот камень, то как он стал одновременно и главой стены? А так: когда пришел Господь наш, то положил веру Свою подобно основанию на земле, и подобно главе стены поднялся превыше всех небес. И было составлено все строение из камней сверху и снизу. А о вере (ранее я говорил, что Он веру Свою положил на земле) и Давид, предвозвещая о Христе, говорит: Вера прорастет из земли  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Иисус Христос вручает ключи от Церкви ап. Петру. Роспись Сикстинской капеллы. Мастер Пьетро Перуджино. 1481–1482 гг. Фото: wga.hu Иисус Христос вручает ключи от Церкви ап. Петру. Роспись Сикстинской капеллы. Мастер Пьетро Перуджино. 1481–1482 гг. Фото: wga.hu Один из ключевых эпизодов с участием П. происходит во время беседы Иисуса с учениками возле Кесарии Филипповой. Здесь на вопрос Иисуса, за кого люди почитают Его, ученики ответили: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Тогда Иисус задает вопрос уже об их вере: «а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго» (Мф 16. 13-16). По версии Марка, П. ответил: «Ты Христос» (Мк 8. 29); у Луки: «За Христа» (Лк 9. 20). Согласно ап. Матфею, после того, как П. исповедал Иисуса Христом, Иисус выделяет его из среды учеников и отвечает уже не всем, а ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16. 17-19). Повествование можно интерпретировать в том смысле, что Иисус дает П. новое имя в ответ на его исповедание. Но если учитывать, что, согласно Марку и Иоанну, перемена имени состоялась ранее, рассказ Матфея можно расценивать как напоминание П. об этой перемене: сначала Иисус называет его прежним именем (Симон, сын Ионин), а потом - новым (П.). Слово «камень» применительно к П. является частью метафорического ряда, включающего глагол «созидать»: очевидно, имеется в виду либо каменный фундамент, на к-ром строится дом, либо краеугольный камень, к-рый кладут в основание дома. Иисус употреблял слово «камень» в обоих значениях («фундамент» - Мф 7. 24-27; Лк 6. 47-49; «краеугольный камень» - Мф 21. 42-44). Хотя Иисус назвал П. «камнем», сам апостол сознавал, что краеугольным камнем Церкви является не он, а Христос (ср.: Деян 4. 11-12). Об интерпретации исповедания П. в церковной традиции см.: Иларион (Алфеев). 2018. С. 67-72. Спор с Иисусом

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Самуил прочитал: «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла. Это – от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же ( умоляю )! Благословен грядый во Имя Господне!» — Только ли пророк Давид свидетельствует об этом или кто-нибудь из других пророков? — Открой, Самуэль, 28 главу пророка Исайи. Что говорится в 16 стихе? Он зачитал: «Посему так говорит Господь Бог: вот я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный; верующий в него не постыдится». — Поразительно!! – воскликнул Самуэль, – какая удивительная симфония у всех пророков о Мессии! — Это потому, – сказал я, – что пророки Божии являются органами Святаго Духа, который вневременен и Вечен как Дух вечнаго Бога. Пред Ним всё – прошедшее и будущее – является настоящим. — Говорится ли еще где-нибудь в Новом Завете о «краеугольном камне»? – спросил Самуэль. – Первые христиане из иудеев ясно ли уразумели значение сего « камня »? — Да! Со всей ясностью это видно из их высказываний. Вот, например, что говорит один из иудеев, апостол Петр, который вместе с братом своим Андреем первыми уверовали во Христа: «Да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисус Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен Он пред вами здрав: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ; Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:10-12 ). Апостол Павел о «краеугольном камне» — Свидетельствуют ли об этом другие? – спросил Самуэль. — Конечно, – сказал я, – до фанатичности ревностный иудей Саул, или Савл, – затем ставший верховным апостолом Павлом! – говорит, обращаясь к христианам в своем послании: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем , на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой Храм в Господе» ( Ефес.2:19-21 ).

http://azbyka.ru/istoriya-o-chudesnom-ob...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010