Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Никита Боровский, Костромской, прп. - житие Никита Костромской, Радонежский, Боровский, Серпуховский, Высоцкий (XV в.), архимандрит, преподобный Память 15 сентября и в Соборе Радонежских святых Ученик и, и как говорится в старинных синодиках, сродник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 60-е годы XIV века в Подмосковье. Принял постриг и пребывал в обители преподобного Сергия в числе его учеников. Предположительно, не позднее середины 1380-х годов преподобный Никита поступил в братию Серпуховского Высоцкого монастыря. Наиболее вероятной причиной перехода духовного чада преподобного Сергия можно считать обоюдное желание Серпуховского князя Владимира Андреевича и игумена Афанасия Высоцкого Старшего с братией иметь у себя на Высоком духовника по подобию Радонежской Свято-Троицкой обители, где духовниками назначались наиболее опытные в молитве и подвиге ученики блаженного игумена Сергия. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1414 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился в Боровск, где по преставлении преподобного Никифора стал духовником Высоко-Покровского монастыря. Здесь, около 1415 года, поступил к нему в ученики преподобный Пафнутий Боровский. В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь. В 1422 году преподобный Никита сподобился увидеть обретение святых мощей своего сродника и учителя преподобного Сергия Радонежского. Точное время кончины святого неизвестно (видимо, это совершилось в середине XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители. В 1559-1565 годах на месте деревянного собора построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты. После пожара 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной.

http://pravicon.com/info-3020

В первой сельской лечебнице первоначально только восемь монастырских сестер и несколько мирских лиц женского пола обучались под непосредственным руководством и наблюдением врача правильному уходу за больными. Между тем и старшие воспитанницы монастырского училища, посещая нередко эту сельскую лечебницу, стали под надзором сестер милосердия испытывать силы свои в служении больным и многим из них полюбились в особенности занятия по аптеке и коктории. Это навело иг. Марию на мысль соединить деятельность училища с деятельностью сельских лечебниц при монастыре, чрез что открывалась возможность бедным воспитанницам избрать для себя по окончании курса служение, могшее дать им достаточные средства к жизни. Этим же для общества Красного Креста облегчались средства к образованию для Костромской губернии ученых фельдшериц на случай войны и для потребностей мирного времени. Мысль эта удостоилась милостивого одобрения Августейшей основательницы этого училища и затем немедленно приведена в исполнение. До русско-турецкой войны в 1876–7 годах она осуществлялась в виде опыта; во время же этой войны практическая польза её выяснилась во всей очевидности. В начале этого года в Богоявленско-Анастасиином монастыре образован был отряд сердобольных сестер, который подготовлялся к правильному уходу за больными и ранеными при монастырской больнице, а с прибытием в Богоявленский монастырь из других (Костромской и Архангельской губерний) монастырей сестер, изъявивших желание посвятить себя тому же делу, открыт был для них курс теоретических и практических знаний по программе, изданной от главного управления общества попечения о раненых и больных воинах. Тогда под руководством врачей подготовлено было 66 ученых сестер милосердия и фельдшериц, в том числе 24 сестры Богоявленского монастыря, 25 из других монастырей и 17 лиц светского звания. Этим лицам дано было помещение 56 от монастыря, при чем на 25 сестер из других монастырей отпускалось по 7 р. на содержание в месяц, прочие 41 содержались на средства Богоявленского монастыря до поступления на службу в госпитали. Все они по удовлетворительной сдаче испытания в мае того же года распределены были по эвакуационным госпиталям Костром. губернии по мере открытия последних (сверх монастырского, еще в г. Костроме, Кинешме и Кинешемском уезде) и с успехом проходили свое служение больным и раненым воинам. Кроме того, отряд сестер милосердия был командирован на Кавказ в военные лазареты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

К 1821 году недалеко от нового храма воздвигли каменную церковь, также Преображенскую, пятиглавую с трехъярусной колокольней, один из приделов которой посвящен преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. В " Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии " (1863 года) Макариева пустынь называется погостом с двумя церквами. В 1870 году на погосте имелось 4 дома, где проживал 21 человек, при погосте имелось церковноприходское училище. Ежегодно здесь проходила ярмарка. В XIX - начале XX веков небольшой погост на Письме являлся одним из наиболее почитаемых святых мест северо-запада Костромской губернии. Особое множество паломников стекалось дважды в год, в дни памяти преподобного - 10 января и 9 июня (по старому стилю; последняя дата - местночтимое празднование). Поклонившись святым мощам и приложившись к раке старца, паломники обычно проходили для утоления жажды и омовения к располагавшемуся вблизи храма колодцу, выкопанному, по преданию, самим основателем обители. В 1907 году деревянная церковь над мощами преподобного вновь сгорела, и к 1909 году на ее месте был выстроен новый деревянный шатровый храм. В советское время погост оставался единственным местом Костромской земли, где в действующем храме сохранялись мощи святого угодника Божия, доступные для поклонения верующих. В 1994 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возобновлении Макариево- Писемского монастыря как женской обители. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 6 октября 1995 года первой настоятельницей возрожденного монастыря стала монахиня Ангелина (Травина), 31 октября 1996 года возведенная в сан игуменьи. 22 июня 2000 года Макариево-Писемский монастырь торжественно отметил 600-летие своего основания. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в обители около 30 сестер. Священнослужителем и духовником монастыря является игумен Михаил (Беляев) - уроженец Буйского района, участник Великой Отечественной войны, удостоенный одиннадцати правительственных наград и пострадавший за веру Христову: семь лет (с 1949 по 1956 годы) он провел в казахстанских и сибирских лагерях. В 1971 году он был рукоположен во священный сан архиепископом Костромским и Галичским Кассианом (Ярославским), 21 августа 1996 года принял в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе г. Костромы монашеский постриг, а 11 апреля 1997 года был возведен в сан игумена.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Женский монастырь Царственных Страстотерпцев Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женская обитель, созданный в 2004 г. на основе подворья Богоявленско-Анастасиинского монастыря, с 1991 существовавшего при Успенской церкви в Домнино. Монастырю передан двухэтажный кирпичный дом бывшей церковно-приходской школы, выстроенной в 1893. Содержание История [ править править код ] Село Домнино (ныне Сусанинского района) известно в истории России как вотчина Ксении Ивановны, урожденной Шестовой – в монашестве Марфы, матери первого царя из дома Романовых Михаила Феодоровича. Здесь в конце 1612 года совершил свой знаменитый патриотический подвиг домнинский крестьянин Иван Сусанин; некоторые историки полагают, что останки народного героя были погребены в подклете стоявшего здесь деревянного Воскресенского храма. В 1810-1817 годах рядом с обветшавшим Воскресенским храмом – на месте дома инокини Марфы – возвели каменную Успенскую церковь с приделами во имя святителя Николая и в честь Тихвинской иконы Божией Матери, пристроенными в 1827 году. Деревянный Воскресенский храм, окончательно пришедший в ветхость, разобрали в 1831 году. В 1879 году в Костроме было создано Александровское православное братство, ставившее своей целью благотворительную и просветительскую деятельность в местах Костромской земли, связанных с историей дома Романовых. В 1893 году братство построило в селе Домнино двухэтажное каменное здание церковно-приходской школы, а в 1913 году воздвигло памятную часовню на родине Ивана Сусанина в деревне Деревеньки. В ХХ веке Успенский храм села Домнино продолжал действовать, претерпев закрытие лишь с 1937 по 1944 годы. С 1991 года храм являлся подворьем Богоявленско-Анастасииного женского монастыря; в здании бывшей церковно-приходской школы, переданном Костромской епархии, стали жить и трудиться сестры Богоявленско-Анастасииной обители. Обитель зимой Село Домнино связано с событиями Смутного времени начале XVII в. и подвигом, совершенным в его окрестностях Иваном Сусаниным.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Матфей (Мормыль). Серг. П., 2000. С. 222), «Вечная память» (Песнопения парастаса, панихиды и отпевания/Ред.: О. А. Бычков. М., 2007. С. 46). Напев костромского Ипатиевского во имя Святой Троицы мужского монастыря известен для предначинательного псалма (Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 43-47), кондака «Взбранной Воеводе» (Несложные песнопения всенощного бдения для смеш. хора/Сост.: Г. Н. Лапаев. Тверь, 1997. С. 56-57). Песнопение «Милость мира», известное как «ипатьевское» (Нотный сборник правосл. церковного пения. Лондон, 1962. Т. 1. С. 166-168), в ряде изданий названо симоновским или старосимоновским (Церковные хоры/Сост.: А. В. Касторский. СПб., 19143. Ч. 2. 26; Песнопения Божественной литургии/Сост.: мон. Лаврентия (Чернова). Золотоноша, 2000. С. 217-219). Обработки этого напева делали свящ. М. И. Георгиевский (Духовно-муз. соч. М., 1885. 26: «Милость мира»), А. Д. Кастальский («Милость мира»: Ипатьевского напева. М., 1898, 1992р), Д. М. Яичков («Взбранной Воеводе»//Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 484-485). Архим. Матфей (Мормыль) выполнил обработки тропарей великого повечерия напева Костромского Богоявленско-Анастасииного женского монастыря («Невидимых враг моих», «Яко страшен суд Твой, Господи», «Слезы ми даждь Боже», «Непостыдную Богородице надежду Твою»//Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2000. С. 180-185). Известно Трисвятое напева Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря (Песнопения Божественной литургии/Ред.: Г. Н. Лапаев. М., 1998. С. 39). С напевом Саровской пуст. опубликованы тропарь «Богородице Дево, радуйся» (Песнопения всенощного бдения/Ред.: Г. Н. Лапаев. Б. м., 1997. С. 37-38) и вариант знаменного распева для воскресных стихир на «Господи, воззвах» 1-го гласа из рукописного Осмогласника 1767 г. строителя Саровской пустыни иером. Ефрема (Песнопения Страстной седмицы/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Серг. П., 2002. С. 406-407).

http://pravenc.ru/text/2564102.html

К 120-летию со дня рождения архиепископа Кассиана (Ярославского) в Костромской епархии издана памятная брошюра 23 августа 2019 г. 11:07 23 августа 2019 года исполнится 120 лет со дня рождения архиепископа Кассиана (Ярославского; 1899-1990), управлявшего Костромской епархией в 1964.1988 годах. К памятной дате издана брошюра «Старец-архипастырь», посвященная жизни и трудам иерарха Русской Православной Церкви. В книгу включены отрывки из посвященных владыке Кассиану статей митрополита Астанайского и Казахстанского Александра , протоиерея Константина Ильчевского (+2011) и протоиерея Димитрия Сазонова; фрагменты автобиографических записок архиепископа Кассиана «Жизнь под осенением иконы Божией Матери Феодоровской»; воспоминания о владыке епископа Архангельского и Холмогорского Тихона (+2010), протоиерея Леонтия Мостового (+2018), монашествующих епархии. Духовный облик приснопамятного архипастыря — подвижника, проповедника, наставника — открывается перед читателями в очерке «Костромской старец», в рассказах старейшей сотрудницы Костромской митрополии инокини Лидии (Карпинской) и Е.А. Дроновой. Книга подготовлена к печати по благословению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта . Составитель — старший научный сотрудник Костромского музея-заповедника А.В. Семенова. Большую помощь в сборе материалов для издания оказала настоятельница Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игумения Иннокентия (Травина). Брошюра рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви . В открывающем книгу вступительном слове митрополита Ферапонта говорится: «На протяжении многих лет православные верующие Костромской земли благоговейно хранят память о выдающемся церковном иерархе, добром пастыре и проповеднике, подвижнике высокой духовной жизни — архиепископе Кассиане (Ярославском; 1899-1990), управлявшем Костромской епархией почти четверть века: с 20 мая 1964 года по 30 ноября 1988 года. 23 августа 2019 года исполняется 120 лет со дня рождения владыки Кассиана, прошедшего тюрьмы и лагеря, многие годы трудившегося на ниве Господней в священническом и архиерейском сане, неустанно проповедовавшего слово Божие, в условиях государственного атеизма отстаивавшего интересы Церкви и сохранившегося в памяти современников как истинный праведник минувшего ХХ столетия.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В результате петровских и екатерининских реформ монастырь пришёл в упадок. В 1814 г., когда в стенах обители была открыта духовная семинария, в монастыре осталось лишь около десятка монахов. Тогда как в семинарии училось 500-600 человек. Одним из ректоров семинарии был прп. Макарий (Глухарёв), будущий просветитель Алтая. Благодаря ему в 1824-1825 гг. юго-западная башня монастыря с написанной на ней в 1672 г. надвратной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в Смоленскую церковь. Во время пожара 1847 г. народ со слезами молился в монастыре перед Смоленской иконой Божией Матери о спасении города. Но город сгорел. Смоленский храм остался едва ли не единственной постройкой монастыря, которая почти не пострадала. Монастырь Костромы закрыли. Были разрушены временем и разобраны людьми несколько башен и храмов (из башен сохранилась лишь одна, перестроенная в колокольню), намеревались разобрать и Богоявленский собор. Слава Богу, в 1863 г. было принято решение присоединить остатки обители к соседнему Анастасииному Крестовоздвиженскому женскому монастырю, основанному около 1400 г., возможно, дочерью Димитрия Донского Анастасией. (Имя Анастасия в названии монастыря принадлежит преподобномученице Анастасии Римляныне.) Звонница в обители, переделанная из башни (1860) Так образовался новый, Богоявленско-Анастасиин монастырь. Его игумении Марии (Давыдовой) и сёстрам обители предстоял тяжёлый труд по восстановлению. Средства собирали не только в Костромской губернии, но и далеко за её пределами. В 1869 г. к Богоявленскому собору был пристроен «новый собор» из красного кирпича. Старый собор теперь находится в алтарной части, а весь собор носит имя Богоявленско-Анастасииного. Отремонтировали и Никольскую церковь. Игумения Мария открыла в монастыре благотворительные заведения: училище для бедных девиц, первую в России лечебницу для селян и фельдшерские курсы. Во время русско-турецкой войны действовал лазарет для раненых воинов. Возобновили лазарет в Первую мировую (1914).

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский-...

Домнино. Монастырь Царственных страстотерпцев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Домнино – центр родового владения, досталось по наследству от родителей Ксении Ивановне Шестовой (в монашестве – великая старица Марфа), матери Михаила Федоровича Романова, позднее перешедшего в собственность Дома Романовых в качестве приданого. В конце осени – начале зимы 1612 года старица Марфа и Михаил Федорович покинули охваченную мятежом и пожарами Москву, удалились сначала в вотчину, а затем под Кострому в Ипатьевский монастырь. 6 января 1613 года Земский собор избрал Михаила Федоровича Романова на царство. 13 марта под Кострому прибыло Великое Московское посольство, которое шесть часов упрашивало и умоляло инокиню Марфу и Михаила Федоровича дать свое согласие на воцарение. Источник: Архимандрит Иоанн (Павлихин) «Церковный вестник» 21(346) ноябрь 2006 г. Успенская с. Домнина каменная, с кам. колокольнею и оградой. Построена в 1817 г. прихожанами, на том месте, как гласит надпись на мраморной доске в стене при входе в церковь, где стоял дом старицы Марфы Иоанновны, матери царя Михаила Федоровича Романова, урожденной Шестовой. Возобновлена в 1831 году по повелению ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I. Кладбище в церк. ограде. Престолов 3: а) в ч. Успения Божией Матери, б) во имя святит. Николая, в) в ч. Тихвинской иконы Божией Матери. В церкви есть икона Воскресения Христова и Казанская икона Божией Матери, находившиеся, по преданию, в домовой церкви старицы Марфы Иоан. Расстояние от Костромы 67 в., от г. Буя 38 в. Ближайшие церкви: Преображенская села Хрипелей в 2 верстах, Воскресенская села Молвитина и Николаевская села Соболева в 6 верстах, Троицкая села Исупова в 8 верстах. Источники информации: Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911, с. 227, Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863, с. 235-236 В 2004 году в Домнино был открыт женский монастырь святых Царственных страстотерпцев – императора Николая, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, – преобразованный из подворья Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы.

http://sobory.ru/article/?object=04253

Крестный ход с Феодоровской иконой Божией Матери      Долго просило посольство инокиню Марфу Иоанновну благословить юного сына – «государыня на милость не положи, но от очию ея непрестанно источники слез изливахуся». И вот, наконец, произнесла судьбоносные для России слова, запечатленные в летописях Ипатьевского монастыря: «Тебе, о Богомати Пречистая Богородице, чадо свое предаю и, якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству». С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней царственного дома Романовых, а в память о событиях 1613 г. было установлено еще одно празднование иконе – 14/27 марта. На протяжении четырех столетий посещают Кострому и поклоняются чудотворной иконе все представители рода Романовых. В Царском Селе, Санкт-Петербурге, Москве строили храмы в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Особые торжества были в 1913 г. – в связи с 300-летием дома Романовых. Кострому посетили святой царь-страстотерпец Николай Александрович и его семья, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский. В честь этого празднования рядом с Успенским собором выстроили памятную часовню, украшенную барельефами с изображениями исторически значимых для России событий. В настоящее время часовня-памятник… приспособлена в качестве постамента для монумента вождю пролетариата. Протоиерей Игорь Шашков      В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохраняясь как церковная святыня (этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Церкви). После закрытия в 1929 г. костромского Успенского кафедрального собора (полностью разрушенного в 1934 г.) она пребывала в городских храмах – Иоанно-Богословском на Каткиной горе, Иоанно-Златоустовском; с 1964 по 1991 г. находилась в Воскресенском кафедральном соборе. С 1991 г. и по сей день чудотворный образ хранится в воссозданном из руин Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Сестры Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, на территории которого располагается собор, с 1991 г. ведут летопись многочисленных современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы. Чудотворная икона с давних времен почитается православным народом как покровительница семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

http://pravoslavie.ru/106030.html

Скончался 21 января 1840 года в возрасте 74-х лет. Предсмертные слова преподобного Тимона, с которыми он обратился к братии своего монастыря, являются духовным завещанием святого всем христианам: " При несомненной вере в Божественный промысл, жизнью воздержанною, миролюбивою, молитвою бденною, пламенною, терпением постоянным, сокрушением нелицемерным идите неуклонно — пролагайте себе дорогу в вечность, за гробом на небе наша отчизна " . Память старца Тимона на протяжении более полутора веков и до сего времени благоговейно почитается верующими Костромского края. Ископанный им близ Надеевской пустыни источник до наших дней служит местом многих чудотворений и исцелений. По рассмотрении исторических и современных документальных свидетельств о добродетельной и святой жизни иеромонаха Тимона, непрекращающемся народном почитании Надеевского подвижника, чудотворениях, совершавшихся как при жизни преподобного Тимона, так и после его смерти, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и согласно заключению синодальной Комиссии по канонизации святых было принято решение о канонизации святого в лике местночтимых святых Костромской епархии . 25 декабря 2003 года за Божественной литургией в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы канонизация была совершена. Незадолго до канонизации были обретены мощи преподобного Тимона, которые после проведения необходимой экспертизы были с благоговением положены в раку, которую жителям костромской земли преподнесли в дар Новгородская епархия и Варлаамо-Хутынский женский монастырь . Молитвословия Тропарь, глас 4 Яко светозарная звезда/возсиял еси в пределех земли Костромския,/преподобне отче наш Тимоне,/последуя завету преподобнаго Серафима Саровскаго,/в Надеевской пустыни подвигом бдения, пощения и молитвы подвизался еси,/многия иноки и в миру сущия ко Христу привел еси,/ныне со святыми у Престола Божия пребываеши./Молися Христу Жизнодавцу//о всех, с верою имя твое призывающих.

http://drevo-info.ru/articles/14515.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010