— Где можно узнать о программе пребывания святых мощей? — На официальном сайте Митрополичьего округа в Республике Казахстан программа  уже размещена. Дополнительную подробную информацию с расписанием богослужений можно будет получить на сайтах наших епархий, а также в храмах. — Ваше Высокопреосвященство, в Вашей жизни были ли какие-то особые моменты, связанные с алапаевскими преподобномученицами? — На протяжении двадцати лет мое архипастырское служение проходило в Костромской епархии , главной святыней которой является чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Этим образом в 1613 году в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря был благословлен на царство юный боярин Михаил Феодорович Романов. Согласно традиции, немецкие принцессы, выходящие замуж за князей императорского Дома Романовых и принимающие Православие, получали не только новое имя, но и отчество — Феодоровна, в честь почитаемой Феодоровской иконы. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, Великая княгиня перешла в Православие и приняла имя Елисавета и отчество — Феодоровна. Святая преподобномученица Елисавета дважды посещала Кострому — с 18 по 20 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, и 8-9 июля 1916 года. Всю свою жизнь она была связана узами духовной дружбы с настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игуменией Сусанной (Мельниковой). В «Игуменском» или Восточном корпусе возрожденного Богоявленско-Анастасииного монастыря расположилось епархиальное управление Костромской епархии. Мой рабочий кабинет был устроен в тех самых покоях, где в начале XX века останавливалась Елисавета Феодоровна. В память о посещении Великой княгиней монастыря на стене Восточного корпуса была открыта мемориальная доска. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края. 7-8 февраля 2005 года мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары по благословению Святейшего Патриарха Алексия и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра в ходе поездки по России пребывали в пределах Костромского края.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1934633...

С 15 лет Валентина стала заведующей молочно-товарной фермой: смышленую и ответственную девушку на эту должность избрали сельчане, сказав: «Валюша, мы тебе поможем!» Но, главное, ей, не утратившей веру, пришлось своим личным примером учить вере в Господа других людей. Свое церковное служение матушка начала в селе Дор Буйского района Костромской области. С шести лет она читала в храме Трисвятое и Апостол, для чего девочку ставили на стул. C 1940 года Валентина трудилась псаломщицей в разных храмах Костромской земли, в селе Княжеве, в Нерехте и в подмосковной Кашире, где она приняла монашеский постриг по благословению схиигумении Варвары (Трофимовой), настоятельницы Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря. Тем самым молодая монахиня, нареченная Ангелиной, исполнила волю своей матери Александры, которая всю свою жизнь сама думала о монашестве — если не для себя, то хотя бы для кого-нибудь из своих детей. В 1991 году дочь матушки монахиня Иннокентия из Пюхтицкого монастыря получает благословение на игуменское служение в Костроме. Вместе с матерью ей предстояло, казалось, невозможное — полное возрождение Богоявленско-Анастасииного Костромского женского монастыря. О необычайном благолепии храмов этой некогда славной обители говорил сам Иоанн Кронштадтский. Новоприбывшим монахиням было трудно. В воссозданной обители она занимала должность благочинной, а в созданном Успенском подворье в селе Домнине Сусанинского района — должность старшей сестры. В 1994 году монахиня едет в родные буйские боры — в Макариево-Писемский монастырь, куда еще в детстве приходила молиться. И опять перед ней встала непростая задача — воссоздать по воле священноначалия обитель. При этом не просто управлять монастырем, но попытаться вернуть ему утраченное значение одного из духовных центров края. Главный храм обители — Спасо-Преображенская церковь — один из немногих на Костромской земле, который действовал даже в военные годы. Многие приходили к мощам преподобного Макария помолиться о судьбе родных-фронтовиков. Однако и эту церковь не миновала общая печальная участь.

http://e-vestnik.ru/obituaries/shiigumen...

— В качестве журналиста мне посчастливилось побывать в те дни в Костроме, и нам рассказали, что этот богоспасаемый город Великая княгиня посещала при жизни. — Да, она дважды посещала Кострому — с 18 по 20 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, и 8-9 июля 1916 года. Узами духовной дружбы Елисавета Феодоровна была связана с игуменией Сусанной (Мельниковой) — настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, где в наши дни в «Игуменском» (Восточном) корпусе расположилось епархиальное управление Костромской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II имя святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края. Мой рабочий кабинет находился в тех самых покоях, где останавливалась Великая княгиня. В память о ее посещении на стене Восточного корпуса монастыря была открыта мемориальная доска. В 1992 году известный священнослужитель Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерей Виктор Потапов, настоятель Свято-Иоанно-Предтеченского собора, передал мне две святыни — часть манжета ее монашеского одеяния и часть гроба преподобномученицы Елисаветы, в котором перевозилось из Алапаевска ее нетленное тело. В его приходе есть и иконы с частицами мощей святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары. Отец Виктор говорил о глубоком почитании американцами Великой княгини Елисаветы Феодоровны, жизненный путь которой является хорошим примером для тех протестантов и католиков, которые решили перейти в Православие. — 17 мая исполнилось пять лет со дня подписания Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата. На мартовских торжествах в Усово говорилось о роли Елисаветы Феодоровны в этом историческом событии. — Об этом еще пять лет назад сказал и Святейший Патриарх Алексий II, подчеркнувший, что одним из событий, предшествующих подписанию, стало сотрудничество наших Церквей во время принесения на русскую землю мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2564224...

К 1821 году недалеко от нового храма воздвигли каменную церковь, также Преображенскую, пятиглавую с трехъярусной колокольней, один из приделов которой посвящен преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. В " Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии " (1863 года) Макариева пустынь называется погостом с двумя церквами. В 1870 году на погосте имелось 4 дома, где проживал 21 человек, при погосте имелось церковноприходское училище. Ежегодно здесь проходила ярмарка. В XIX - начале XX веков небольшой погост на Письме являлся одним из наиболее почитаемых святых мест северо-запада Костромской губернии. Особое множество паломников стекалось дважды в год, в дни памяти преподобного - 10 января и 9 июня (по старому стилю; последняя дата - местночтимое празднование). Поклонившись святым мощам и приложившись к раке старца, паломники обычно проходили для утоления жажды и омовения к располагавшемуся вблизи храма колодцу, выкопанному, по преданию, самим основателем обители. В 1907 году деревянная церковь над мощами преподобного вновь сгорела, и к 1909 году на ее месте был выстроен новый деревянный шатровый храм. В советское время погост оставался единственным местом Костромской земли, где в действующем храме сохранялись мощи святого угодника Божия, доступные для поклонения верующих. В 1994 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возобновлении Макариево- Писемского монастыря как женской обители. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 6 октября 1995 года первой настоятельницей возрожденного монастыря стала монахиня Ангелина (Травина), 31 октября 1996 года возведенная в сан игуменьи. 22 июня 2000 года Макариево-Писемский монастырь торжественно отметил 600-летие своего основания. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в обители около 30 сестер. Священнослужителем и духовником монастыря является игумен Михаил (Беляев) - уроженец Буйского района, участник Великой Отечественной войны, удостоенный одиннадцати правительственных наград и пострадавший за веру Христову: семь лет (с 1949 по 1956 годы) он провел в казахстанских и сибирских лагерях. В 1971 году он был рукоположен во священный сан архиепископом Костромским и Галичским Кассианом (Ярославским), 21 августа 1996 года принял в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе г. Костромы монашеский постриг, а 11 апреля 1997 года был возведен в сан игумена.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

По окончании Литургии состоялось поклонение Кресту Христову. Духовенство и хор пропели тропарь, кондак и величание празднику, а также стихиру «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…». Было совершено славление преподобному Никите Костромскому. Митрополит Александр обратился к собравшимся со словами поздравления с попразднством Воздвижения Креста Христова и произнес проповедь. Архипастырь сердечно поздравил секретаря Митрополичьего Округа О.Н. Овчинникова с 50-летием со дня рождения , пожелав помощи от Господа в служении Святой Церкви, крепости душевных и телесных сил и творческих успехов. Владыка вручил Олегу Николаевичу святую просфору и букет цветов, после чего ему было провозглашено многолетие. Преподобный Никита Костромской — ученик и сродник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой в 60-е годы XIV века в Подмосковье (поэтому в некоторых списках учеников Радонежского игумена он именуется Серпуховским или Боровским). Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высокопокровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского — будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря. В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь. Точное время кончины святого неизвестно (видимо, это совершилось в середине XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители. В 1559-1565 годах на месте деревянного построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты. После пожара 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной. В настоящее время мощи святого покоятся пол спудом в Богоявленском соборе обители.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

За богослужением пели хоры Николо-Шартомского монастыря и Епархиального женского училища Нижегородской епархии.. В соборе присутствовали и в последующем торжестве участвовали начальник Департамента внутренней политики Ивановской области Д.Н.Ковалевский, начальник Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области Т.Б.Котлова, глава города Иваново В.М.Сверчков, города Шуя О.В.Воробьев, глава администрации города Шуя В.И.Пасечник, представители структур Правительства Ивановской области и администрации города Шуя. По окончании Божественной литургии епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф возглавил крестный ход к памятнику священнослужителям и мирянам, пострадавшим в годы гонений. Здесь был отслужен праздничный молебен. Епископ Иосиф обратился к присутствующим со словом, в котором рассказал о значении сегодняшнего торжества, приуроченного к дню памяти Шуйских новомучеников и посвященного 65-летию Великой Победы. Начальник Департамента внутренней политики Ивановской области Д.Н.Ковалевский огласил приветственное слово губернатора Ивановской области М.А.Меня участникам и организаторам областного фестиваля I Славянского форума искусств «Золотой Витязь». С приветствием к собравшимся обратился также глава города Шуя О.В.Воробьев. Затем состоялось торжественное открытие Межрегионального церковно-певческого Собора «Золотое кольцо России», предваряющего работу Ивановского регионального Фестиваля I Славянского форума искусств «Золотой Витязь». В Воскресенском соборе прошли выступления прибывших на торжества коллективов. В церковно-певческом Соборе приняли участие: • Архиерейский хор Иваново-Вознесенской епархии, регент - протоиерей Георгий Чулков; • Хор Нижегородского Епархиального женского духовного училища, регент - Татьяна Кострова; • Хор Спасо-Преображенского храма г.Струнино Владимирской епархии, регент - Галина Сутырина; • Хор Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора Костромской епархии, регент - Ирина Степанова; • Хор Яковлевско-Благовещенского храма Ярославской епархии, регент - Наталья Голубева;

http://pravoslavie.ru/35173.html

Крестный ход с Феодоровской иконой Божией Матери      Долго просило посольство инокиню Марфу Иоанновну благословить юного сына – «государыня на милость не положи, но от очию ея непрестанно источники слез изливахуся». И вот, наконец, произнесла судьбоносные для России слова, запечатленные в летописях Ипатьевского монастыря: «Тебе, о Богомати Пречистая Богородице, чадо свое предаю и, якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству». С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней царственного дома Романовых, а в память о событиях 1613 г. было установлено еще одно празднование иконе – 14/27 марта. На протяжении четырех столетий посещают Кострому и поклоняются чудотворной иконе все представители рода Романовых. В Царском Селе, Санкт-Петербурге, Москве строили храмы в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Особые торжества были в 1913 г. – в связи с 300-летием дома Романовых. Кострому посетили святой царь-страстотерпец Николай Александрович и его семья, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский. В честь этого празднования рядом с Успенским собором выстроили памятную часовню, украшенную барельефами с изображениями исторически значимых для России событий. В настоящее время часовня-памятник… приспособлена в качестве постамента для монумента вождю пролетариата. Протоиерей Игорь Шашков      В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохраняясь как церковная святыня (этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Церкви). После закрытия в 1929 г. костромского Успенского кафедрального собора (полностью разрушенного в 1934 г.) она пребывала в городских храмах – Иоанно-Богословском на Каткиной горе, Иоанно-Златоустовском; с 1964 по 1991 г. находилась в Воскресенском кафедральном соборе. С 1991 г. и по сей день чудотворный образ хранится в воссозданном из руин Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Сестры Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, на территории которого располагается собор, с 1991 г. ведут летопись многочисленных современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы. Чудотворная икона с давних времен почитается православным народом как покровительница семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

http://pravoslavie.ru/106030.html

В результате петровских и екатерининских реформ монастырь пришёл в упадок. В 1814 г., когда в стенах обители была открыта духовная семинария, в монастыре осталось лишь около десятка монахов. Тогда как в семинарии училось 500-600 человек. Одним из ректоров семинарии был прп. Макарий (Глухарёв), будущий просветитель Алтая. Благодаря ему в 1824-1825 гг. юго-западная башня монастыря с написанной на ней в 1672 г. надвратной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в Смоленскую церковь. Во время пожара 1847 г. народ со слезами молился в монастыре перед Смоленской иконой Божией Матери о спасении города. Но город сгорел. Смоленский храм остался едва ли не единственной постройкой монастыря, которая почти не пострадала. Монастырь Костромы закрыли. Были разрушены временем и разобраны людьми несколько башен и храмов (из башен сохранилась лишь одна, перестроенная в колокольню), намеревались разобрать и Богоявленский собор. Слава Богу, в 1863 г. было принято решение присоединить остатки обители к соседнему Анастасииному Крестовоздвиженскому женскому монастырю, основанному около 1400 г., возможно, дочерью Димитрия Донского Анастасией. (Имя Анастасия в названии монастыря принадлежит преподобномученице Анастасии Римляныне.) Звонница в обители, переделанная из башни (1860) Так образовался новый, Богоявленско-Анастасиин монастырь. Его игумении Марии (Давыдовой) и сёстрам обители предстоял тяжёлый труд по восстановлению. Средства собирали не только в Костромской губернии, но и далеко за её пределами. В 1869 г. к Богоявленскому собору был пристроен «новый собор» из красного кирпича. Старый собор теперь находится в алтарной части, а весь собор носит имя Богоявленско-Анастасииного. Отремонтировали и Никольскую церковь. Игумения Мария открыла в монастыре благотворительные заведения: училище для бедных девиц, первую в России лечебницу для селян и фельдшерские курсы. Во время русско-турецкой войны действовал лазарет для раненых воинов. Возобновили лазарет в Первую мировую (1914).

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский-...

С лета 2000 г. мироточит икона Сергия Радонежского и 7 других икон. В алтаре Богоявленско-Анастасииного собора находится небольшой складень-мощевик (точная копия подлинника, хранящегося ныне в Церковном музее в Ипатьевском монастыре), в котором кроме мощей святых, имеются частицы Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. Ещё одной святыней, находящейся в соборе, является величественный Крест с частицами мощей 278 святых из Богородицкого Игрицко-Песоченского монастыря. В раке, установленной рядом с киотом чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, почивают ныне святые мощи старца Тимона Надеевского – ученика и духовного другавеликого святого Русской земли прп Серафима Соровского. Мощи старца Тимона были обретены на месте его блаженного упокоения в бывшей Николо-Надеевской пустыни Костромской епархии. В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вместе со старушками и девочками в монастыре насчитывается более 100 насельниц. Возрождается прежняя традиция совершать крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой через весь город, на который 16/29 авг. собираются более 10 тыс. людей из разных областей и весей. На территории обители располагается Костромская митрополия РПЦ со своей церковной структурой: Храмы [ править править код ] Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Деятельность монастыря [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Почитаемые праздники Контакты [ править править код ] Адрес: 156000, Россия, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26. Телефон : +7 (4942) 31-34-86 , +7 (4942) 31-47-07 Электронная почта: is-ke@yandex.ru Сайт: http://богоявленско-анастасиин-м.рф Паломнику [ править править код ] Богослужения [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский-...

Священный Синод также постановил: — освободить архимандрита Авеля (Македонова) от обязанностей наместника Иоанно-Богословского мужского монастыря в с. Пощупово Рыбновского района Рязанской области по состоянию здоровья и выразить архимандриту Авелю благодарность за понесенные труды по возрождению обители; — утвердить епископа Шацкого Иосифа, викария Рязанской епархии, настоятелем Иоанно-Богословского мужского монастыря в с. Пощупово Рыбновского района Рязанской области; — освободить архимандрита Кирилла (Покровского) от должности настоятеля Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода; — преобразовать приход собора в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Нижнего Новгорода в Крестовоздвиженский женский монастырь: — преобразовать Иоанно-Богословский приход г. Чердыни Пермской области в Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь и утвердить игумена Герасима (Гавриловича) его наместником, освободив его от обязанностей наместника Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря в с. Калинино Кунгурского района Пермской области; — утвердить игумена Антония (Щукина) наместником Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря в с. Калинино Кунгурского района Пермской области; — преобразовать Богоявленский мужской скит в Верхней Курье в Пермский Богоявленский мужской монастырь и утвердить архимандрита Стефана (Сексяева) его наместником, освободив его от должности наместника Свято-Троице Стефанова мужского монастыря г. Перми; — утвердить наместником Пермского Свято-Троице Стефанова мужского монастыря иеромонаха Варфоломея (Сибирякова), с возведением его в сан игумена; — благословить открытие Иоанно-Предтеченского женского монастыря в г. Кунгуре Пермской области для возрождения в нем монашеской жизни; — утвердить монахиню Екатерину (Мальгину) настоятельницей Свято-Пантелеимоновского женского монастыря г. Краснотурьинска Свердловской области с возложением наперсного креста по должности; — преобразовать Успенское подворье Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы в с. Домнино Сусанинского района Костромской области в женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев и утвердить его настоятельницей игумению Феофанию (Ложкину), освободив ее от обязанностей настоятельницы Знаменского женского монастыря г. Костромы;

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalos_oc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010