Ватен Кл.. S3, 84, 88. Вейн П.. S3, 84, 85, 86, 88, 204. Веспасиан, Тит Флавий (9--79), римский император с 69 г., основатель династии Флавиев, пришел к власти в результате гражданской войны после смерти Нерона, 61. Гален, Клавдий (ок. 131--200), крупнейший римский врач, ученый и философ, близкий к стоикам, систематизатор античной медицинской науки, вплоть до Нового времени -- главный авторитет в облети диагностики, физиологии и патологии, 61, 64, 109, 117-136, 139-151. Гелиодор из Амасы (III--IV вв.), греческий писатель, автор популярного в древности авантюрного романа Эфиопика, или Теаген и Кариклея, оказавшего большое влияние на византийскую и новоевропейскую литературу, по преданию был епископом, 245. Гемин Тирский (I в. до н. э.), греческий естествоиспытатель, астроном и астролог, близкий к пифагорейской традиции, автор Введения в астрономию и др. частично сохранившихся сочинений, упоминается Артемидором в Соннике, 11, 14. Геродот Галикарнасский (ок. 480--425 гг. до н. э.), крупнейший греческий историк, " отец истории " , 193. Гесиод из Аскиры (кон. VIII -- VII вв. до н. э.), древнейший известный по имени дидактический поэт Греции, автор эпических поэм Теогония и Труды и дни, был земледельцем из Аскиры в Беотии, 142. Гиппократ из Косса (ок. 460--370 гг. до н. э.), авторитетнейший греческий врач, реформатор древней медицины, под именем которого александрийские компиляторы издавали тексты неустановленного авторства 130, 255. Деметрий (2-я пол. I в.), нищий кинический философ, проповедовавший в Коринфе и Риме, друг и советник Сенеки и Тразеи Пета, при Веспасиане и Домициане дважды подвергался изгнанию, 60, 73. Деметрий Фалерский (346--283 гг. до н. э.), греческий философ-перипатетик, оратор и политический деятель промакедонской ориентации, в 317--307 гг. был правителем Афин, автор Апологии Сократа, воспоминаний и ряда исторических сочинений, 11, 14. Диоген Синопский (ок. 404 или 412 -- 323 гг. до н. э.), греческий философ-киник, ученик Антисфена, знаменит чрезвычайно эксцентрическим образом жизни, 151, 152.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

Процесс христианизации герм. племен отражает погребальный обряд, т. к. устойчивый тип христ. погребения (ингумация на спине, лицом к востоку) был выработан лишь со временем. На юго-западе страны изучены сотни некрополей, показывающих, что в Сев. Германии кремация исчезла лишь в развитом средневековье, но преобладала западно-вост. ориентация тел, с поздней античности встречались предметы с христ. символами (напр., кресты из тонкого листка золота в могилах у лангобардов, алеманнов и баваров VII - нач. VIII в.). Христианам принадлежали надгробия VI-VII вв. с соответствующими надписями и изображениями. Лангобардский крест из золотой фольги. VII–VIII в. (Городской музей Павии. Италия) Лангобардский крест из золотой фольги. VII–VIII в. (Городской музей Павии. Италия) Религ. принадлежность погребенных выясняется при рассмотрении общей топографии кладбищ и церквей. В период перехода от поздней античности к средневековью некрополи находились за пределами поселений. В VI-VII вв. старые кладбища сохранялись, лишь знать хоронили внутри поселения, у церкви. Нек-рые гробницы ктиторов VIII в. удается соотнести с надежными письменными источниками (погребение Хафти в ц. св. Дионисия, 2-я пол. VIII в., в Эслингене на р. Неккар). Перенос кладбищ внутрь городов, к церквам, окончательно закрепили капитулярии Карла Великого: погребение в старых языческих некрополях, а тем более кремация строго запрещались. Крипта в ц. св. Павла. Аббатство Жуарре (Франция). VII в. Крипта в ц. св. Павла. Аббатство Жуарре (Франция). VII в. Одна из особенностей А. х. в Германии - хорошая изученность следов первых одноапсидных деревянных церквей (с кон. VI в.), появление к-рых связывают с деятельностью миссионеров из Британии и Ирландии, как и могилы первых епископов в соборе св. Петра в Бремене (Д. Парсонс). Стала возможной типологическая и функциональная оценка раннехрист. архитектуры в Германии, в частности развития крипт из коридорных в зальные в связи с распространением почитания мощей. В докаролингский период известны 3 типа плана - 2 простейшей схемы: прямоугольный зал с алтарем, отделенным барьером, или с более узким прямоугольным хором (IV-V вв.); 3-й тип имеет укороченный и зауженный хор, копирующий каменные апсидные залы. Первые каменные церкви в Германии повторяют этот план (мон-рь Райхенау-Миттельцель, 724-727; Нидермюнстер в Регенсбурге, ок. 700). До 70-х гг. XX в. не было известно ранних кафедральных соборов, кроме Трирского; позже в Ойхштадте был открыт епископский центр эпохи Меровингов, а в Зальцбурге, Вормсе и Констанце раскопаны большие трехнефные базилики. Во 2-й пол. VIII в. распространение почитания святых и перенос их мощей в города вызвали появление крипт. Первоначально к расположенной в центре храма раке святого вел лестничный марш или проход, затем стали сооружать крипты с обходом под апсидой; в кон. VIII - нач. IX в. прямоугольный обход превратился в кольцевой или в зальное пространство.

http://pravenc.ru/text/археологии ...

Датировки мозаик, предложенные исследователями, существенно расходятся. Ф. И. Шмит и вслед за ним Лазарев считали, что небесные силы и та фигура Богоматери с Младенцем в апсиде, что была заменена крестом, самые ранние и исполнены в одно и то же время, при игум. Иакинфе. По предположению Андервуда, образы небесных сил были выполнены при Навкратии, как и Богоматерь с Младенцем на сев.-вост. столпе, их новые фигуры были выложены в VIII в., а к раннему этапу относятся только сегмент неба, Этимасия, часть надписей и лабарумы. Исследователи 1-й пол. XX в. относили мозаики вимы и первоначальное изображение Богоматери с Младенцем Христом в апсиде к VI в. (А. Грегуар, А. Гейзенберг, Г. Де Франкович - к 1-й пол., Шмит - ко всему столетию), Р. Дельбрюк и Лазарев - к кон. VII в., Э. Вейганд - к сер. VIII в., О. Вульф, А. Грабар, А. Фролов - ко времени ок. 843 г. Мозаики с образами небесных сил, несомненно, принадлежат к классической линии ранневизант. искусства. Несмотря на небольшое число памятников и их плохую сохранность, она прослеживается от VI до IX в. и преобладает в период Македонского возрождения (арх. Михаил в церкви в Афродисиаде, ок. сер. VI в.; фрески в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, слои VII в.; мозаичный фрагмент с полуфигурой ангела из ц. свт. Николая в р-не Фанар, К-поль, VII в.; фрески в ц. Санта-Мария в Кастельсеприо, близ Милана, VII в. или 1-я четв. IX в.). Сходство манеры личного письма, пластичность, близкая к приемам античной живописи, тончайшая эмоциональность, чуть уловимая в движении глаз и мимике, выбившиеся пряди волос, «размытый» рисунок губ с затенениями в уголках являются общим признаком классического стиля. В контексте искусства VII в. самой близкой аналогией с мозаиками И. м., возможно, является фреска с образом вмц. Варвары в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (слой кон. VII - нач. VIII в.). Лазарев предлагал датировать мозаики кон. VII в. и видел ряд стилистических параллелей с мозаиками церквей Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (671-677, сцена «Передача привилегий Константином IV еп. Репарату») и Сан-Пьетро ин Винколи в Риме (ок. 780, образ св. Себастьяна).

http://pravenc.ru/text/200147.html

Стола (греч.) – в Древней Греции название всякой одежды – мужской и женской. Позднее у римлян – одежда матроны в виде белой туники, доходившей до лодыжек, с рука­ вами до локтей. Стола имела оборку снизу и пурпурную кайму вокруг шейного выреза, перевязывалась поясом выше талии. Считалась символом законного брака. Тетраевангелие (греч.) – канонический сборник из четырех евангелий, входящих в состав книг Нового Завета. Тетраморф (греч.) – символическое изображение четырех евангелистов в виде льва (Марк), орла (Иоанн), человека или ангела (Матфей) и тельца (Лука). Аллегория возникла на основе видения пророка Иезикиля, согласно которому престол Иеговы окружали именно эти четыре существа. В истории христианства известны различные толкования символов евангелистов, но общераспространенное принадлежит Августину. Триклиний (лат.) – название столовой у древних римлян. Собственно триклиний – это три кушетки по сторонам квадратного обеденного стола, на которых возлежали во время трапезы. Хитон (греч.) – в Древней Греции мужская или женская нижняя длинная сорочка из льняной ткани без рукавов. Хоры (греч.) – в христианском храме верхняя галерея или балкон, расположенные над западной частью храма и боковыми нефами. Хоры иногда доходят до алтарной части церкви. Список иллюстраций 1 . Базилика св. Петра. IV в. Рим. План. 2 . Церковь Успения в Никее. VII-haч. VIII в. Поперечный разрез. 3 . Десятинная церковь в Киеве. 989–996 гг. Реконструкция Н. В. Холостенко. 4 . Схема купольной композиции Оратория капеллы в Равенне. Между 494 и 519 гг. 5 . Деисус с Богоматерью и Иоанном Предтечей. Владимиро­суздальская икона. Кон. XII – нач. XIII в. ГТГ. 6 . Апостол Петр. Новогородская икона из деисусного чина. 2-я пол.кон. X V в. ГТГ. 7 . Архангел Михаил. Новогородская икона из деисусного чина. 2-я пол.кон. XV в. ГТГ. 8 . Богоматерь. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол.кон. XV в. ГТГ. 9 . Иоанн Предтеча. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол.кон. XV в. ГТГ. 10 . Архангел Гавриил. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол.кон. XV в. ГТГ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Юго-зап. угол двора был превращен в христ. храм: во 2-й пол. IV в. он был маленькой 3-частной часовней с углублением у вост. стены (для мощей под алтарем?), в 20-30-х гг. V в. перестроен в церковь, а в кон. VI в. к нему добавили апсиду с востока (прямоугольную снаружи и полукруглую изнутри) и баптистерий с запада. Жилые покои виллы использовались и в VI в.; при этом погребения совершали и в церкви, и в оставленных жилых зонах. Все это позволяет предположить наличие здесь с кон. IV в. домашнего мон-ря - для хозяев виллы, их единомышленников и домочадцев. Домашние мон-ри как тип позже исчезли, но их церкви могли сохраняться и тогда, когда вилла уже не использовалась для проживания. Так, в 1980 г. был раскопан Эль-Тесорильо в Пинар-де-ла-Альгайда близ Санлукар-де-Баррамеда (пров. Кадис) - некрополь VII в. на руинах маленькой рим. виллы кон. I в. по Р. Х. 20 погребений там было совершено просто в могилах, в открытых каменных цистах, маленьких оградках из камня или под черепицами; они не упорядочены, но имеют ориентацию «запад-восток»; погребения сопровождают сосуды и бронзовые пряжки (одна из пряжек имеет крестообразную форму). В V в. были превращены в церковь термы поместья Вегас-де-Педраса (пров. Сеговия), причем их использовали до VIII в., а после перерыва, в XII в., заменили 3-апсидной базиликой. Вероятно, с сельской виллой связан самый большой в И. (ок. 15×30 м) раннехрист. храм в Мариальба-де-ла-Рибера (пров. Леон) - мартирий с мощами местных святых (св. Марцелла Леонского и его 12 родственников либо св. Рамиро и 12 вестгот. монахинь). В наст. время гипотеза о 3 фазах строительства основного здания представляется необоснованной, храм датируется кон. IV - 1-й пол. V в. либо кон. VI - нач. VII в. Окончательно храм оставили в VIII в. В комплексы мн. вилл входили мавзолеи. Вилла Сенсельес в Константи (пров. Таррагона), сравнительно скромная в кон. I - нач. II в., была перестроена в кон. III в., а в сер. IV в. еще раз реконструирована владельцем - богатым аристократом, епископом (?), возможно самим имп.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

датировку деятельности И. Р. ошибочной. По их мнению, церковная иерархия в Далмации, ликвидированная из-за нашествий варваров в 1-й пол. VII в., была восстановлена лишь при визант. имп. Льве III Исавре (717-741), к-рый включил Иллирик в юрисдикцию К-польского Патриархата. Указав на отсутствие сведений о Сплитской кафедре до IX в., Булич и Бервальди датировали деятельность И. Р. кон. VIII - нач. IX в. Исследователи попытались доказать, что саркофаг из сплитского собора был создан не ранее VIII в. и предположили, что в нем захоронен архиеп. Иоанн II (1-я пол. X в.). Некоторые исследователи (Л. Караман, Ф. Шишич, Н. Клаич) разделяли мнение Булича и Бервальди о том, что И. Р. жил в кон. VIII в. (в качестве инициаторов его деятельности рассматривались Римский папа Адриан I (772-795) или имп. Карл Великий), другие (С. К. Сакач, Д. Мандич) полагали, что хронология Фомы Сплитского является верной. В 70-х гг. XX в. С. Гуньяча, суммировав гипотезы исследователей, предложил разделить 3 научные проблемы: датировку деятельности И. Р. в Сплите, Крещение хорватов и датировку саркофага и др. памятников раннесредневек. искусства из Сплита и его окрестностей, к-рые связывались с И. Р. Приняв выводы Б. Графенауэра и Л. Хауптманна о том, что Константин Багрянородный смешал разновременные события, Гуньяча датировал восстановление церковной иерархии в Далмации 1-й пол. VII в., а Крещение хорватов - нач. IX в. Исследователь доказал достоверность сведений Фомы о прибытии в Сплит салонских беженцев при имп. Ираклии и предположил, что И. Р. был послан в Далмацию папой Иоанном IV в результате миссии аббата Мартина. Вероятно, инициатива восстановления церковной жизни в Далмации принадлежала имп. Ираклию. Саркофаг и др. архитектурные фрагменты из Сплита Гуньяча предложил датировать VII-VIII вв., не связывая их с деятельностью И. Р. Лит.: Farlati D. Illyricum Sacrum. Venezia, 1765. T. 3: Ecclesia Spalatensis olim Salonitana. P. 19-44; Delehaye H. L " hagiographie de Salone d " après les dernières découvertes archéologiques//AnBoll.

http://pravenc.ru/text/471466.html

Активное Крещение англосаксов на юго-вост. В. вновь начала рим. миссия блж. Августина в Кентербери; на сев. земли В. христианство приходило из Ирландии в VII в. параллельно политическому развитию страны. Первые храмы были связаны с королевскими резиденциями, их число быстро возросло вокруг Кента, члены королевской семьи (от Этельберта I (565-616) до Этельберта II († 762)) и архиепископы были похоронены в мон-ре за чертой рим. укреплений Кентербери, вблизи останков блж. Августина. Письменные источники часто сообщают о погребениях в церквах королей VII-VIII вв., но они пока не исследованы. Кремация останков умерших являлась основным обрядом в V-VI вв., и лишь после создания церковных кладбищ в кон. VII-VIII в. подобная практика была прекращена. Иногда отказ от сожжения тел и переход к ингумации прослеживают на одном некрополе (Абингдон в Оксфордшире). Церковные кладбища изучены в Рансе (при церквах X-XI вв.) и Бриксуэрте (некрополи на окраинах деревни были заброшены с VIII в., когда захоронения стали производить при церквах), оба - в графстве Нортгемптоншир. Для VII в. характерно смешение языческого и христ. инвентаря: подвесные сосуды с языческим декором находят и в курганах, и на кладбищах англосакс. церквей. Инвентарь одного из последних королевских языческих погребений, кургана в Саттон-Ху (между 625 и 50-60-ми гг. VII в.), содержал серебряные визант. кубки, ложки с крестами и др. До кон. IX в. встречаются клады смешанного состава (напр., на п-ове Сент-Нинианс-Айл под камнем близ часовни св. Ниниана). Несмотря на то что история археологии англосакс. церковной архитектуры VII-XI вв. обсуждается уже 2 столетия, первоначальные сведения о ней были минимальны, но во 2-й пол. ХХ в. поток информации возрос и был суммирован Х. Тейлором. К числу важнейших памятников того времени относятся: в графстве Дербишир - Рептон (крипта в вост. части ц. св. Уистана, древний королевский мавзолей; религ. комплексы и кладбища англов и викингов; храм-мавзолей, перестроенный в укрепление); в графстве Глостершир - ц. св. Марии в Дирхерсте; в Бартоне-апон-Хамбер - собор св. Петра; в Кентербери - донормандский собор (неск. строительных этапов); в Уэлсе - кладбище англосакс. минстера (собора) и позднерим. мавзолей; в соборе св. Альбана - мартирий рим. времени; важные церковные раскопки проведены также в Брадфорде-он-Эйвон. Появились и первые данные о мон-рях англосакс. эпохи, в т. ч. неизвестных по письменным источникам, к ним относят аббатство Уитби; обители-близнецы Ярроу и Монквермут; цепь мон-рей (начиная с кельт. времени) на шотл. границе (Сент-Хильда, Хартлпул) и за ее чертой (Галловей, Уитхорн); кельт. мон-рем считается поселение на месте замка Тинтаджел в Корнуолле; обители в Гластонбери, Баркинге и др.

http://pravenc.ru/text/150119.html

Кадило из Ургута. VIII–IX вв. Сирия. (ГЭ) Кадило из Ургута. VIII–IX вв. Сирия. (ГЭ) Христ. искусство внесло вклад в формирование общей культуры Центр. Азии: иконографическими образцами служили евлогии святых мест ( ампулы св. Мины, стеклянные сосуды из Египта VI-VII вв. и др.); влияние на монетное дело оказали визант. монеты IV-VIII вв.; оформление саркофагов (крест под аркой; с гирляндами; двустворчатые врата) воспроизводилось на оссуариях. Долго сохранялась христ. иконография (каменный сосуд XI-XII вв. с христ. символами из городища Торткуль-Тобе; поливная чаша с изображением 12 апостолов с оз. Иссык-Куль; серебряные сосуды клада 1923 г. из городища Новопокровское в Чуйской долине). Литургическая утварь по торговым путям распространялась далеко за пределы зоны влияния христиан, вплоть до Закамья (дискос из Закамья с рельефными композициями «Распятие», «Жены-мироносицы», «Вознесение», «Даниил во рву львином», «Отречение ап. Петра», «Кустодия» и сир. надписями). Крипта в гипогее Дюн-а-Пуатье (Франция). До 1-й пол. VIII в. Крипта в гипогее Дюн-а-Пуатье (Франция). До 1-й пол. VIII в. Значительные открытия сделала А. х. в Италии, Франции, Германии и Англии, где в эпоху романтизма (кон. XVIII - 1-я пол. XIX в.) шла усиленная работа по изучению «темных веков» (V-X вв.). Рождение А. х. во Франции связано с именем Э. Ф. Леблана, к-рый в 1886 г. опубликовал свод саркофагов (295 экз.) христ. Галлии, ставший классическим. Христианизацию Франции изучали также по обряду погребения V-VIII вв., в XVII в. начались публикации сочинений Григория Турского и трудов болландистов , С. Тильмона, Ж. Мабильона, мавристов . Открытия в 40-50-х гг. XVII в. погребений знати и первых королей франков в Турне и Париже (ц. Сен-Жермен-де-Пре) стали стимулом к изучению меровингских гипсовых саркофагов. Затем последовали раскопки наполеоновской эпохи (нач. XIX в.), непрофессиональные массовые вскрытия некрополей во время дискуссий о происхождении франц. нации (70-80-е гг. XIX в.), в ХХ в.- находки в Сен-Дени и Кёльнском соборе. Ключевой фигурой в изучении некрополей Парижа был Т. Ваке, за 40 лет описавший ок. 2 тыс. саркофагов VI-VIII вв. В 1913 г. в Париже была открыта первая раннехрист. церковь - Сен-Бертран-де-Комманж. Исследования погребальных памятников эпохи Меровингов суммировали работы Э. Салена. Новую эпоху в А. х. Франции составили труды группы во главе с П. А. Феврье (П. Перен и др.), изучавшей церковные памятники во всей полноте, включая археологический контекст «вплоть до керамики». Итоги их деятельности отразил «Атлас раннехристианских памятников Франции» ( Perin P. , Young B. [ed. ] Naissance des arts chrétiens: Atlas des monuments paléochrétiens de la France. P., 1991).

http://pravenc.ru/text/археологии ...

На юж. побережье в античных городах Сия (близ совр. Суйи) и Лисс археологи нашли неск. раннехрист. базилик. А. Орландос обнаружил в Сии под храмом вмч. Пантелеимона 3-нефную базилику с нартексом, одно из помещений с северо-запада, видимо, служило баптистерием. В алтаре сохранились основа св. престола и базы колонн кивория, в центральном нефе и в нартексе - мозаичные полы (VI в., выполнены мастерами из Аргоса) с преобладающими растительными и геометрическими орнаментами, а также с изображениями павлинов и оленя. В вост. части археологического комплекса расположены еще 3 базилики. В Лиссе находятся развалины двух 3-нефных базилик с незначительно выступающими поперечными нефами и с нартексами. Над алтарной частью прибрежной базилики в XIV в. была возведена однонефная с полуциркульным сводом ц. Пресв. Богородицы. На месте вимы др. базилики, расположенной рядом с храмом Асклепия, была построена однонефная сводчатая ц. мучеников Кирика и Иулитты. Напольные мозаики уцелели в юж. нефе базилики. Арх. Михаил. Фрагмент росписи ц. арх. Михаила в с. Эпископи, Крит. Кон. XII в. Арх. Михаил. Фрагмент росписи ц. арх. Михаила в с. Эпископи, Крит. Кон. XII в. В отличие от раннехрист. памятников постройки средневизант. периода сохранились в сев. части К. и С. м. Уникальным сооружением является т. н. Ротонда, или ц. арх. Михаила в Эпископи, к-рая служила кафедральным собором. Этот храм возведен на месте постройки VI в. (возможно, баптистерия). Купольная ротонда VII-VIII вв. послужила центральным пространством для прямоугольного наоса 2-й пол. Х в. Ширина стен ротонды более 1 м, она имеет 6 арок (арка, ведущая в алтарную часть, выше и шире остальных). Кладка купола выполнена в виде 5 сокращающихся ступеней. Мнения исследователей расходятся относительно времени сооружения апсиды - одновременно с ротондой или немного позднее. К полукруглой апсиде пристроены 2 пастофория. В юж. пастофории сохранились мозаичный пол и купель. Другая, большего размера мраморная купель находится в нартексе (первоначально она была расположена в подкупольном пространстве наоса). Мозаичный пол наоса археологи датируют 2-й пол. VI в. Помимо нартекса Х в. с запада и севера к храму пристроены прямоугольные помещения, в т. ч. в османский период на месте атриума была возведена епископская резиденция. Сохранилось 5 слоев росписей: VII в., иконоборческой эпохи, позднекомниновского стиля кон. XII в., кон. XIII в. и сер. XIV в. (худож. Михаил Венерис).

http://pravenc.ru/text/1841123.html

Ранневизант. церковная архитектура Л. похожа на зодчество вост. части М. Азии, прежде всего соседней Каппадокии, особенно в технике кладки из крупных, хорошо отесанных квадров. Однако заметны и различия: храмы чаще всего строились снаружи с полукруглой апсидой, нартексом, на фасадах редко возводили пилястры. С архитектурой Юго-Вост. М. Азии и Сев. Сирии архитектуру храмов Л. роднит 3-частное устройство нартекса, часто с 2 башнями и приделом внутри. Храмы украшены резьбой, напоминающей памятники соседней Исаврии, но декор более простой и сухой. Остается неясной датировка строительства храма в Иврале (ныне Ешильдере), превращенного в мечеть в 1649 г. Этот храм представляет собой купольную церковь типа «вписанного креста» на столбах, с изолированными пастофориями. Храм перестраивался в поздневизант. эпоху, что заметно по глухому куполу, коробовым сводам, замене малых подпружных арок архитравами, пазам для алтарной преграды на вост. столбах и новому кресту над вост. окном. Остатки средневизант. фресок указывают на то, что оригинальная постройка возникла не позже IX-XI вв. ( Belke. 1984. S. 175; Idem. 1995. Sp. 833-834). Однако декор окон-бифориев и не выраженная снаружи апсида скорее свидетельствуют о возникновении храма в ранневизантийскую эпоху под влиянием архитектуры Исаврийско-Киликийского региона, что не удивительно, учитывая первоначальную принадлежность этой местности к Исаврии. Положение юж. окна подтверждает, что изначально храм соответствовал типу «вписанного креста», что является редкостью для зодчества ранневизант. М. Азии (ср. церковь 2-й пол. VI - 1-й пол. VII в. в каппадокийском Антигусе, ныне Ешильюрт). Церковь в Маденшехире. Кон. VIII в. Церковь в Маденшехире. Кон. VIII в. К VII-VIII вв. может быть отнесен комплекс построек в горном Дегле, куда переселились жители Вараты, скрываясь от арабов. Так, местная базилика 33 датируется по надписи кон. VIII в. Важно отметить, что здесь сохранился строительный континуитет с ранневизант. архитектурой, к-рый проявляется как в планах базилик и в формах опор, так и в рельефном декоре (желобчатые бровки с кружком или полукружком на концах, встречающиеся уже в рим. экседре в Маденшехире). В Дегле и его окрестностях строились как зальные храмы 36, 46) и базилики, длинные 31-33) и короткие 42 и на соседней горе Маден), так и крестообразные храмы 37, 44 и в соседнем Махалаче). Новшеством стало появление у базилик хор над боковыми нефами и пристроенных по бокам пастофориев.

http://pravenc.ru/text/2110495.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010