Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ [греч. Ανδρου Πρξεις, лат. Acta Andreae], раннехрист. апокриф. Попытку реконструкции текста не дошедшего до нас оригинала предпринял Ж. М. Приёр, проанализировавший все его позднейшие переработки. Появление А. д. относится ко 2-й пол. II в. (вероятнее, ок. 150); место их создания остается предметом дискуссий: это может быть как Греция - место мученической кончины ап. Андрея, так и М. Азия, Сирия или Египет. В III в. А. д. наряду с деяниями апостолов Петра, Павла, Иоанна и Фомы были включены в т. н. Корпус Левкия . Впервые о них среди др. неканонических текстов упоминает в 1-й четв. IV в. Евсевий Кесарийский (Церк. ист. III 25. 6); свт. Епифаний Кипрский , обличая еретический характер этого сочинения, приписывает его апотактитам (апостоликам) или оригенистам ( Epiph. Haer. 47. 1. 5; 61. 1. 5; 63. 2. 1). Лат. писатели кон. IV - нач. V в. Филастрий , еп. Брешианский (Divers. her.//CCSL. T. 9. P. 255), блж. Августин (Contra Fel. II 6) и Еводий Узальский (De fide contra Man. 38) считали А. д. связанными с манихеями (об их популярности в этой среде свидетельствуют папирусные отрывки из т. н. Манихейской псалтири III в., однако манихейское происхождение А. д. сомнительно). Один из эпизодов деяний упомянут в Послании Псевдо-Тита (V в.), автор к-рого принадлежал к секте присциллиан . Несомненный апокрифический характер А. д. подтвержден в декрете папы Геласия I (Decretum Gelasianum, 494), где они названы «сочинением еретиков и схизматиков». Последним из греч. авторов о них упоминает во 2-й пол. IX в. К-польский Патриарх свт. Фотий , считающий их, как и весь «Корпус Левкия», «бездарными, нелепыми и противоречивыми» (Bibl. 114). Первоначальный текст А. д. содержал, по свидетельству Филастрия, описания деяний ап. Андрея, «совершенные им по пути из Понта в Грецию». Оригинал реконструируется прежде всего на основании Книги о чудесах ап. Андрея Григория Турского (Liber de miraculis beati Andreae apostoli, ок. 591-592), а также копт. папирусного отрывка IV в. (Pap. copt. Utrecht I) и позднейших обработок заключительной части текста - арм. Мученичества св. ап. Андрея VI-VII вв. ( (?) · · 1904. 146-167), греч. Жития св. ап. Андрея Епифания Монаха (1-я пол. IX в.) и греч. Патрских деяний, сохранившихся в неск. редакциях (BHG, N 94h, 95, 97, 98, 99c). Кроме того, переработанные отрывки из А. д. вошли в состав др. греч. текстов (BHG, N 94, 96, 100).

http://pravenc.ru/text/115354.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Церкви до разделения МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) МОНТАНИЗМ раннехрист. еретическое течение профетической и ригористической направленности, основанное в кон. II в. в М. Азии Монтаном МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ иногда «апостольские отцы», общее название для некоторых раннехрист. авторов кон. I - 1-й пол. II в. НАРКИСС (I в.), ап. от 70 (пам. 31 окт. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 31 окт. и 30 июня в Соборе всех апостолов), еп. Афинский НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия) НЕОКЕСАРИИСКИЙ СОБОР Поместный Собор христ. Церкви, состоявшийся в 315 г. в г. Неокесарии в Понте Полемониакском (ныне Никсар, адм. центр одноименного ильче в иле Токат, Турция) НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм)(ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет НЕСТОРИАНСТВО учение, которое получило название по имени его основателя Нестория († не ранее 450), архиеп. К-польского (428-431), осужденного Вселенским III Собором в Эфесе НЕСТОРИЙ (80-е гг. IV в. - не ранее 450), архиеп. К-польский (10 апр. 428 - 3 сент. 431), один из крупнейших представителей Антиохийской школы, основатель несторианства, осужденный на Вселенском III Соборе в Эфесе НИКАНОР (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 28 июля, 28 дек. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов НИКИТА (ок. 335 - 414), еп. Ремесианский, проповедник и богослов, известен как «апостол румын», свт. (пам. 24 июня; пам. зап. 7 янв., 22 июня) НИКОЛАИТЫ еретическое движение в истории древней Церкви, упомянутое в Откровении св. Иоанна Богослова в посланиях к 7 церквам (Откр 2. 6, 15) НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских

http://pravenc.ru/rubrics/121270_20.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ I (II) патриарх Антиохийский (ок. 1170 - лето 1183). Патриаршество К. относится к периоду владычества в Сирии крестоносцев, когда Антиохийские патриархи проживали в изгнании в К-поле и избирались визант. императорами. К. был преемником патриарха Афанасия I (1157-1170). Первое упоминание о нем относится к 11 июля 1173 г., когда он вместе с Иерусалимским патриархом Никифором II подписал синодальный акт К-польского патриарха Михаила III Анхиала о перемещении митр. Михаила Анкирского на Керасунтскую кафедру (RegPatr, N 1126). В 70-х гг. XII в. К-польская Церковь при поддержке визант. имп. Мануила I Комнина вела активные переговоры о воссоединении с Армянской Апостольской Церковью , центр к-рой в то время находился в Киликийской Армении . В 1174 г. арм. католикос Григор IV Тха отправил со своим бывш. учителем греч. свящ. Константином послание имп. Мануилу, сообщая о желании восстановить церковное единство и прося поставить Константина епископом Иераполя (в юрисдикции К.; ныне Манбидж, Сирия). 10 янв. 1177 г. К. участвовал в Соборе под председательством патриарха Михаила, на к-ром было составлено послание арм. католикосу с признанием его правоверия (RegPatr, N 1132). В 1178/79 г. на Соборе Армянской Церкви в Ромкле вновь обсуждались вопросы воссоединения Церквей и армяно-визант. сотрудничества в церковно-политических делах на Ближ. Востоке. Однако смерть имп. Мануила в сент. 1180 г., кризис Византийской империи и новое обострение военных действий мусульман против крестоносцев привели к прекращению этих контактов. В нач. 1178 г. папа Римский Александр III в послании антиохийскому клиру выразил опасения по поводу распространившегося слуха о договоренности антиохийского кн. Боэмунда III и визант. имп. Мануила I о подчинении Антиохийской Церкви К-польскому престолу. Др. сведений о подобной договоренности нет. Если такое решение было принято, то оно могло быть связано с женитьбой кн. Боэмунда на племяннице Мануила Феодоре (между 1175 и 1187; Cahen. 1940. P. 419-420). Фактически подобный план Мануила и Боэмунда уже реализовывался в 1165-1170 гг., когда на кафедру Антиохии на нек-рое время вернулся Афанасий I. Хотя возвращение правосл. патриарха в Антиохию не могло означать формального подчинения ее К-польской Церкви, оно должно было способствовать росту и церковного, и политического влияния Византии в Сирии. По всей видимости, попытка Мануила и Боэмунда вновь опереться на правосл. иерархию Антиохийской Церкви в кон. 70-х гг. XII в. не увенчалась успехом.

http://pravenc.ru/text/1840383.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИОХИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) древнее богослужение Антиохийской Православной Церкви. Исторических сведений о нем сохранилось крайне мало ( Τρεμπλας. Σ. 101), а сохранившиеся тексты не всегда можно однозначно интерпретировать как «антиохийские». В лит-ре прошлого было принято называть «антиохийским» или «зап.-сир.», один из основных типов анафор , но корректнее называть этот тип анатолийским (Π. Τρεμπλας) по имени рим. диоцеза Востока (греч. Ανατολ) с политическим (но необязательно церковно-литургическим) центром в Антиохии, в к-рый входили М. Азия, Сирия, Палестина. Древнейшими анафорами Антиохии являются: 1) анафора апостолов» (см. Литургия 12 апостолов ) анатолийского типа, греч. оригинал к-рой утрачен и сохранился лишь сир. перевод; она послужила основой для анафоры, созданной свт. Иоанном Златоустом (R. Taft), ставшей в свою очередь одной из основных анафор визант. обряда (см. Литургия свт. Иоанна Златоуста ); 2) вероятно, анафора «ап. Петра» (ее не следует смешивать с визант. вариантом рим. мессы - см. Литургия ап. Петра ) вост.-сир. типа (см. Вост.-сир. обряд ), сохранившаяся в маронитской (см. Маронитская Церковь ) и груз. (см. Грузинская Православная Церковь ) версиях и близкая к анафоре литургии апостолов Аддая и Мари . Т. о., можно утверждать, что древняя богослужебная традиция Антиохии явилась одним из источников для формирования как вост.-сир. обряда (через посредство Эдессы), так и обрядов анатолийской группы (визант., зап.-сир.). Чаша из клада в Бет Мизоне (Сирия). VI–VII в. (Музей искусств. Кливленд) Чаша из клада в Бет Мизоне (Сирия). VI–VII в. (Музей искусств. Кливленд) Порядок литургии и таинств в Антиохии в IV-V вв. можно реконструировать по данным литургико-канонических памятников антиохийского происхождения: «Дидаскалии апостолов» (1-я пол. IV в.), 8-й кн. «Апостольских постановлений» (ок. 380), «Завещания Господа нашего Иисуса Христа» (2-я пол. V в.). Важными источниками по истории А. б. кон. IV - нач. V в. являются проповеди свт. Иоанна Златоуста, произнесенные им до 397 г., в период его пресвитерства в Антиохии (F. van de Paverd), и Феодора Мопсуестийского († 428) (H. Lietzmann). С Сирией и Антиохией связано возникновение традиции исторического символизма в толковании литургии (см. Символизм литургический ).

http://pravenc.ru/text/115776.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАН († кон. III - нач. IV в.), мч. Эмесский (пам. 6 февр.). Текст Мученичества И. сохранился в неск. редакциях. Известны 2 краткие греч. версии. 1-я версия (BHG, N 2210) дошла до нас в рукописи X в. из б-ки Иерусалимского Патриархата (Hieros Patros. 1. Fol. 52v - 54), 2-я версия (BHG, N 2211) была обнаружена в рукописи XII в. из мон-ря Кутлумуш на Афоне (Ath. Koutl. 23. Fol. 24v - 25v), копия содержится в афинской рукописи XVI в. (Athen. Bibl. Nat. 982. Fol. 49v - 50v). Оба текста были изданы Ф. Алькеном ( Halkin. 1981/1982. Σ. 158-162). Мученичество св. Иулиана Эмесского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 374) Мученичество св. Иулиана Эмесского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 374) Краткие греч. заметки вошли также в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. Х в.) и в Минологий имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.). Полный греч. текст Мученичества считается утерянным. Кроме того, существуют груз. и араб. переводы текста. Груз. вариант сохранился в 2 рукописях, одна из них относится к X в.; он был издан К. Кекелидзе (Monumenta hagiographica georgica. Tiflis, 1918. T. 1. P. 118-124), лат. перевод опубликовал П. Петерс ( Peeters. 1929. P. 69-76). Араб. версия остается неизданной; она содержится в рукописи XVII в. Петерс привел в своем исследовании ее пересказ и нек-рые отрывки. Ни одна из этих редакций не представляет большой ценности с исторической т. зр. Согласно этим агиографическим источникам, И. был родом из Эмесы (ныне Хомс, Сирия). Он был искусным врачом и не только исцелял людей от телесных недугов, но и обращал их в христ. веру. Во время гонений при имп. Нумериане (283-284) были арестованы епископ города Сильван и др. христиане (см. в ст. Сильван епископ, Лука диакон и Мокий чтец (пам. 29 янв.); еп. Сильван является историческим лицом, о его казни в период гонений писал в «Церковной истории» Евсевий Кесарийский ( Euseb. Hist. eccl. VIII 13; IX 6)). Претерпев множество мучений, арестованные остались верными Христу, они были отправлены на растерзание диким зверям в театр, находившийся за пределами города. Узнав об этом, И., к-рый был учеником еп. Сильвана, пошел вслед за мучениками, поклонился им и открыто провозгласил себя христианином. Он также был арестован, но не пострадал вместе с епископом, а был заключен в темницу, где провел 11 месяцев в крайне суровых условиях. В араб. версии Мученичества повествуется также об отце И.: он был знатного рода, приближенным правителя. По этой версии, именно он приказал арестовать собственного сына, узнав о том, что И. исповедует христианство. Затем И. подвергли ужасным мучениям (ему вбили в ступни, ладони и голову железные гвозди) и оставили умирать, но ему удалось добраться до некой пещеры, где, помолившись, он испустил дух. Его мученическая кончина произошла 6 февр.

http://pravenc.ru/text/1237815.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ II ибн ас-Сабуни (араб.- сын мыловара), патриарх Антиохийский (сент. 1497, менее вероятно - до 1484 - после 1500, по уточненным данным, 1522/23). На происхождение Д. ясно указывает его прозвище. Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим и диак. Павел Алеппский сообщают об избрании Д. в сент. 1497 г. и 26 годах его правления. Этому противоречит утверждение еп. Порфирия (Успенского) со ссылкой на неизданное сочинение Паисия Лигарида, митр. Газского, об участии Д. в К-польском Соборе 1484 г., окончательно отвергнувшем Флорентийскую унию (см. в ст. Ферраро-Флорентийский Собор ). Иерусалимский патриарх Нектарий (1661-1669) также указывал в одном из трактатов на осуждение Д. унии. Акты собора 1484 г. и сочинение патриарха Нектария были изданы Иерусалимским патриархом Досифеем II в Яссах в кон. XVII в. К. Каралевский был склонен принять эти сведения и датировал правление Д. до 1484 - после 1500 г. Напротив, Ж. Насралла, придерживаясь датировок Павла Алеппского, категорически отрицал участие Д. в Соборе 1484 г., в деяниях к-рого действительно не упоминаются ни он, ни его представители. Др. хронологическая проблема связана с утверждением ряда авторов XIX - нач. XX в. о поставлении Александрийского патриарха Иоакима I , совершенном Д. в Дамаске в 1487 г. (в Египте на тот момент не было архиереев, к-рые могли бы провести интронизацию патриарха). Поскольку никаких прямых свидетельств этого поставления в источниках нет, Насралла счел возможным приписать хиротонию Иоакима предыдущему Антиохийскому патриарху Михаилу IV . Впосл. в научный оборот были введены данные о вступлении Иоакима на патриаршую кафедру в 1503 г., что снимает противоречие и позволяет допустить, что его рукоположил Д. Датировка окончания Патриаршества Д. также сопряжена с трудностями. Существует колофон арабо-христ. рукописи из сел. Кара, упоминающий Д. под 1500 г., а также его автографы от сент. 1522 и марта 1523 г. В то же время известен колофон от марта 1522 г., принадлежащий следующему Антиохийскому патриарху Михаилу V ибн аль-Маварди. Т. о. вопрос о точной дате смерти Д. остается открытым. В Патриаршество Д. Сирия была завоевана османами (1516), после чего в течение 4 веков земли Антиохийского Патриархата находились под властью Османской империи. Ист.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 679; Порфирий (Успенский), еп. Восток христианский: Сирия//ТКДА. 1875. 12. Паг. 1. С. 94. Лит.: Karalevskiy K. Antiohe//DHGE. Vol. 3. Col. 634-635; Nasrallah. Chronologie, 1250-1500. P. 1, 34, 37; idem. Chronologie, 1500-1634. P. 1, 20-23; idem. Histoire. 1981. Vol. 3. T. 2. P. 45 (not 37), 46; Рустум А. Церковь града Божия, Антиохии Великой. Бейрут, 1988. Т. 2. С. 375 (на араб. яз.). К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180281.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ). Епископат ЛЕВКИЙ (I-III или IV-V вв.), еп. Врунтисиопольский (Брундизийский), исп. Александрийский (пам. 20 июня, пам. зап. 8, 11 янв.) ЛУКИЙ архиеп. Александрийский (после 24 дек. 361 - 21 февр. 362, 24 окт. 362 - 5 сент. 363, окт. 365 - 1 февр. 366, кон. 375 - 30 мая 378), арианин МАКСИМ († между 408 и 423), проповедник и церковный писатель, еп. Туринский (Тавринский), проповедник и церковный писатель, св. (пам. 25 июня) МАРТИН [Мартин Бракарский, Думийский] († 20 апр. 579/8), еп. Бракары Августы (ныне Брага, Португалия), противник арианства, св. (пам. зап. 20 марта; перенесение мощей 22 окт.) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия) НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм)(ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет НЕСТОРИЙ (80-е гг. IV в. - не ранее 450), архиеп. К-польский (10 апр. 428 - 3 сент. 431), один из крупнейших представителей Антиохийской школы, основатель несторианства, осужденный на Вселенском III Соборе в Эфесе НИКИТА (ок. 335 - 414), еп. Ремесианский, проповедник и богослов, известен как «апостол румын», свт. (пам. 24 июня; пам. зап. 7 янв., 22 июня) НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) ОСИЙ († кон. 357 или 358), свт. (пам. 27 авг. и в воскресенье перед 12 окт.- в Соборе святых, в земле Испанской и Португальской просиявших), еп. Кордубы (ныне Кордова, Испания), сподвижник имп. Константина I Великого (306-337), участник арианских споров ПАВЕЛ АВРЕЛИАН (VI в.?), св. (пам. зап. 12 марта), 1-й епископ Леон (ныне г. Сен-Поль-де-Леон) в Арморике (Бретань, Франция), один из 7 св. покровителей Бретани ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель ПАЛЛАДИЙ (ок. 364 - между 420 и 430), еп. Еленопольский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ПЕТР (341/5 - после 392), свт. (пам. 9 янв.), еп. Севастии Армянской, брат свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского и прп. Макрины Младшей ПЕТР АРГОССКИЙ [Чудотворец] (851/2 - ок. 922), епископ Арголидский (Аргосский), церковный писатель, преподобный (пам. 3 мая)

http://pravenc.ru/rubrics/121298_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства НЕККАМ (1157 - 1217), англ. регулярный каноник-августинец; богослов, философ, поэт; ведущий представитель европ. христ. гуманизма XII-XIII вв. НЕКРЕССКАЯ ЕПАРХИЯ Некресская епархия (кон. V/нач. VI в.- 1811, с 1995; с 17 окт. 2002 по 2009 - Некресско-Эретская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Некреси НЕКТАРИЙ [Пелопидис (в научной лит-ре иногда Полиподис), Критянин (1601/02 - 1676), патриарх Иерусалимский (7 апр. 1661 - 19 янв. 1669), выдающийся церковный деятель, писатель НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия) «НЕМЕЦКИЕ ХРИСТИАНЕ» пронацистское церковное движение, возникшее в 30-х гг. XX в. внутри Евангелическо-лютеранской Церкви Германии НЕОКЕСАРИИСКИЙ СОБОР Поместный Собор христ. Церкви, состоявшийся в 315 г. в г. Неокесарии в Понте Полемониакском (ныне Никсар, адм. центр одноименного ильче в иле Токат, Турция) НЕОКЕСАРИЯ [ныне Никсар, Турция], город в М. Азии в исторической обл. Понт, древняя митрополия К-польской Православной Церкви НЕОСХОЛАСТИКА консервативное движение в католическом богословии, развивавшееся с 20-х гг. XIX в. до публикации энциклики «Aeterni Patris» (1879), когда решением папы Римского Льва XIII официальной программой католической интеллектуальной культуры стал томизм НЕОУНИЯ течение среди католиков восточного обряда, связанное с попытками католич. Церкви распространить в 20-30-х гг. XX в. «византийско-славянский» обряд, ориентировавшийся на богослужение Русской Церкви в синодальный период НЕОФИТ Неофит [ас-Сакизи (Хиосец), ар-Руми (Грек)] (1-я четв. XVII в. - 1685), патриарх Антиохийский (нояб. 1672-1681) НЕОФИТ [Метаксас] (1762-1861), митр. Афинский (в 1824-1825 местоблюститель Афинской митрополии; в 1833-1850 епископ; с 1850 митрополит), 1-й предстоятель автокефальной Элладской Православной Церкви НЕОФИТ [Византиец] (нач. XIX в. - 1880), митр. Тырновский (1840-1846, 1848-1858), затем Фессалоникийский (1858-1874) НЕОФИТ (Бенин Никола Поппетров; 1793-1881), архим., игум. Рильского монастыря в 1860-1864 гг., переводчик, писатель НЕОФИТ [Бозвели, Хиландарский] (Петров; ок. 1785 - 1848), архим., болг. церковный деятель и просветитель НЕОФИТ (Скрибан Николае; 1808-1884), еп. Арджешский (1862 - 11 мая 1865, 1868-1873) Унгро-Влахийской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (до 1865 в юрисдикции К-польского Патриархата) НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул] (ок. 1690 - 1753), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/rubrics/121236_177.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ [Берилл, Вирилл; греч. Κριλλος, Βριλλος; лат. Birillus] (кон. III - нач. IV в.?), свт. (пам. 21 марта), еп. Катанский. Упоминание о свт. К. содержится в Житии сщмч. Панкратия , еп. Тавроменийского (Таорминского) (BHG, N 1410-1410m), составленном в VIII или IX в. (возможно, между 776 и 826) и в Житии свт. Льва , еп. Катанского (VIII в.) (BHG, N 921). В др. исторических источниках имя К. отсутствует. Согласно сведениям Жития, святитель происходил из Антиохии (Сирия), был учеником ап. Петра, от него получил епископскую хиротонию, и стал епископом в г. Катана (совр. Катания, о-в Сицилия). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) есть небольшое сказание о К., согласно к-рому он был боголюбивым и добрым пастырем, обращал идолопоклонников в христ. веру, совершал чудеса: напр., по его молитве ядовитая вода в источнике очистилась. К. мирно скончался в глубокой старости, а от его мощей, покоившихся в Катане, происходили многочисленные исцеления. Историческое существование еп. К. остается под вопросом. В источниках по истории Церкви он не упоминается. Кроме того, неизвестно также об апостольской преемственности не только кафедры Катаны, но и к.-л. др. епископской кафедры этого региона. Впрочем, в Житии свт. Льва, еп. Катанского, говорится, что свт. Лев занял «престол святого Вирилла, нашего архиепископа...» (см.: Acconcia Longo A. La Vita di S. Leone vescovo di Catania e gli incantensimi del mago Eliodoro//RSBN. 1989. N. S. Vol. 26. P. 3-98), т. о., в VIII в. К. почитался как основатель кафедры и архиепископ. Житие сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского, представляет собой беллетризированное произведение агиографического жанра, названное исследователем Ф. Ланцони очень своеобразным и странным «агиографическим романом». Впрочем, Ланцони не отрицает того, что некий еп. К. действительно мог управлять кафедрой Катаны, но не в апостольские времена, а скорее всего на рубеже III и IV вв. Память К. включена в Римский Мартиролог, где он фигурирует под именем Берилл, и в греч. синаксари, где встречаются оба варианта имени святителя. Известно также последование свт. К., составленное неким Феофаном Сицилийцем и изданное А. Пападопуло-Керамевсом (BZ. 1900. Bd. 9. S. 370-378). Ист.: ActaSS. Febr. T. 3. P. 222-226; Mart. T. 3. P. 257-258; MartRom. P. 106. N 4; SynCP. Col. 552; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 117-118. Лит.: Lanzoni. Diocesi. P. 618-619, 628; Βρυλλος//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 844; Morabito G. Berillo//BiblSS. 1963. Vol. 2. Col. 1284. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/1840259.html

греч., лат., арм. и араб. версиях. В 1925 г. Э. Хонигманн реконструировал греч. оригинал, согласно к-рому Антиохийская иерархия выглядела следующим образом. Антиохийскому Патриарху, непосредственно ведавшему управлением Сирией I, были подчинены митрополиты 12 городов - центров древних епархий: Тира (митрополит Финикии Прибрежной, не позднее 480 первенствующая кафедра АПЦ), Тарса (Киликия I), Эдессы (Осроена), Апамеи (Сирия II), Иераполя (Евфратисия), Бостры (Аравия), Аназарва (Киликия II), Селевкии Исаврийской (Исаврия), Дамаска (Финикия Ливанская), Амиды (Месопотамия), Сергиополя и Дары . Наряду с этими митрополиями, имевшими от 5 до 24 зависимых епископских кафедр, в составе АПЦ присутствовали 4 титулярные («автокефальные», т. е. непосредственно подчиненные Патриарху) митрополии, не имевшие подчиненных престолов (согласно IV Всел. 12): Кир , Лаодикия (с 459), Берит (с 451) и Эмеса (с 453). За ними следовали 7 архиепископий - кафедры Патриаршей епархии Сирия I (их предстоятели именовались синкеллами или епархиотами): Селевкия Пиерия, Габала, Палт, Вероя, Халкида, Габбула и Анасарфа. Особенностью АПЦ был титул «простых архиепископов» (ρχιεπσκοποι λιτο), к-рые представляли Патриарха на Соборах и в др. случаях; до араб. завоевания эти функции выполняли предстоятели Саламисской и Варкусской кафедр. Общее количество епископов АПЦ составляло 153. IV. Поместные Церкви, выделившиеся из АПЦ. В древности влияние церковного Престола Антиохии распространялось и за пределы Римской империи. Прежде всего это касалось Ирана (см. Церковь Востока ), а также Грузии (см. Грузинская Православная Церковь ) и, возможно, Армении, если учитывать распространение в ее юж. областях евангельской проповеди из Эдессы и Нисибина (с кон. II в.). С др. стороны, деятельность свт. Григория Просветителя и крещение Армянского царства (кон. III - нач. IV в.) связали ее Церковь с митрополией Кесарии Каппадокийской (см. Армяно-григорианская Церковь ). Др. автокефальной Церковью стал Кипр, к-рый входил в состав гражданского диоцеза Восток и на этом основании, возможно, подчинялся епископу Антиохии.

http://pravenc.ru/text/115764.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010