Близ Оренбурга, на хуторах Васильевской вол., возникли группы адвентистов, поскольку в 1896 г. туда среди баптистов был принудительно переселен последователь адвентистского учения поселянин Мариинской вол. Одесского у. Херсонской губ. Г. Ф. Бреккель, развернувший проповедническую деятельность среди односельчан и укр. баптистов соседнего хутора Белоусовского (ныне с. Белоусовка Сакмарского р-на). К 1905 г. община хутора Белоусовского насчитывала 41 чел. В 1923 г. община в Оренбурге впервые получила регистрацию, в 1935 г. молитвенный дом в Оренбурге был закрыт. Лишь в 60-х гг. XX в. в О. о. стали проникать подпольные адвентистские проповедники. Так, в 1964 г. была выявлена группа адвентистов численностью ок. 30 чел., тайно собиравшихся в с. Кульма Кваркенского р-на (к нач. 1965 - 45 членов и служитель), вскоре после обнаружения прекратившая существование. В 1968 г. руководство Церкви адвентистов направило в Оренбург из г. Фрунзе (ныне Бишкек) О. А. Швабауэра с заданием возродить в О. о. религ. орг-цию. К 1975 г. ему удалось обратить до 20 чел. в Оренбурге, Орске, Соль-Илецке и Красногвардейском р-не. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. численность адвентистов в О. о. постепенно росла: в 1980 г. группа верующих в Орске насчитывала 28 чел., в Оренбурге - 22 чел. 24 февр. 1982 г. получила регистрацию орг-ция адвентистов в Оренбурге, в авг. того же года - в Орске. Резкое увеличение числа адвентистов произошло в О. о. в 90-х гг. XX в. В мае 1992 г. в зале Выставки народного хозяйства в Оренбурге проходила евангельская программа с участием проповедников из др. городов России, а также амер. миссионеров Д. Вайгли и Г. Гейтса, благодаря к-рой ряды адвентистов пополнили сразу ок. 300 чел. В Оренбурге образовалась 2-я община (зарегистрирована в окт. 1998). В июне 1995 г. завершена реконструкция молитвенного дома, а в 2003 г. 2-я община Оренбурга также открыла молитвенный дом. В апр. 1999 г. зарегистрирована 3-я община г. Оренбурга, а в апр. 2003 г.- орг-ция адвентистов пос. Первомайского Оренбургского р-на.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

При Саиде бин Султане (1807-1856) султанат Маскат, контролировавший всю морскую торговлю в регионе, раскинулся широко за пределы Аравийского п-ова. В Африке он охватил Васамбу (зап. берег Индийского океана от экватора до мыса Делгадо с островами Пате, Ламу, Пемба, Мафия, Килва и с центром в Занзибаре), а в Азии - Сокотру, приморский Белуджистан до Пассани и отдельные участки Персидского зал. (о-ва Ормуз, Кешм, Тавила, Харк и Хенгам, области Могистан и Ларистан с торговыми городами Бендараб и Бендер-Ленге). В 1832 г. султан Саид бин Султан временно перенес свое местопребывание на Занзибар, к-рый, украшенный дворцами и садами, превратился в средоточие торговли невольниками и слоновой костью. Оманские культурные традиции проникли на юг до Коморских о-вов, на к-рые занзибарская метрополия оказывала значительное влияние. Во 2-й пол. XIX в. султанат Маскат вместе с большей частью своих портов утратил и ключевые позиции в региональной экономике. В 1853 г. Договор о вечном мире упрочил позиции Великобритании на Пиратском берегу, к-рый отныне стал именоваться Договорным Оманом. После кончины Саида бин Султана двое его сыновей, Маджид и Сувайни, поделили между собой азиатские и африканские владения отца. В 1861 г. Маскат и Занзибар превратились в полностью самостоятельные султанаты, каждый из к-рых напрямую поддерживал отношения с Британской империей. Их статус в 1862 г. закрепила англо-франц. декларация: обе стороны приняли на себя обязательство соблюдать независимость султанатов. С нач. 60-х гг. XIX в. экономика Маската находилась в глубоком кризисе из-за упадка работорговли и нарушения вековых связей с др. странами бассейна Индийского океана. В результате массового оттока населения в Занзибар и соседние суахилийские центры численность жителей столицы уменьшилась за 50-70-е гг. XIX в. с 55 тыс. до 8 тыс. чел. В кон. XIX - нач. XX в. засилье британцев вызвало недовольство племен внутренних районов, а окончательная потеря некогда обширных заморских владений в Африке, поглощенных Германией, привела к упадку городов приморья. В 1875 г. Иран вернул владения на сев. берегу Персидского зал. Под властью правителей Маската оставался только Гвадар (в 1958 продан Пакистану). В 1883 г. с Маскатом установили дипломатические отношения США. В 1886 и 1890 гг. вспыхнули восстания под лозунгами воссоединения Маската с имаматом О. и разрыва неравноправных договоров с Лондоном.

http://pravenc.ru/text/2578387.html

И. Шаготский и инок Иона. Первый учил, что поморцев, принявших «моление за царя», необходимо перекрещивать, поскольку император является воплощением антихриста. Поморский источник сообщает, что с Шаготским «согласен бе в Сергиеве ските старец Павел Пономарев с прочими». Отсюда, а также из ряда филипповских источников ясно, что перед нами не одинокий проповедник, а руководитель самостоятельного течения в филипповщине. Инок Иона был известен далеко за пределами Поморья, где проживал и имел последователей, своей проповедью допустимости самоубийства «ради Христа» вне зависимости от того, существует ли опасность ареста властями. Филипповские источники свидетельствуют о мягком отношении Ионы к федосеевцам. Особую, более терпимую, позицию по отношению к федосеевцам и поморцам занимал в 60-х гг. XVIII в. московский филипповский наставник М. Григорьев, за что был осужден филипповским собором 1769 г. как еретик. Источники 2-й пол. XVIII в. упоминают о существовании еще неск. незначительных «толков» в филипповщине, не приводя при этом информации об особенностях их учения. Федосеевское согласие в этот период являлось более сплоченным, хотя и в нем шли беспрерывные дискуссии по различным вопросам. Особое мнение о молении за государя имели стародубские федосеевцы, вопреки общей позиции считавшие, что в определенной форме «царское богомолие» допустимо. Подобные идеи в кон. XVIII - нач. XIX в. развивал наставник Я. В. Холин. Новгородские федосеевцы продолжали почитать кресты с титлом «IHЦI», уже после того как Ковылин отказался от этой традиции, за что получили в полемической лит-ре именование «титловщина». В кон. 70-х гг. XVIII в. из федосеевщины выделилось бабушкино согласие. Филипповские источники сообщают, что его основателем был некий Епифаний Лактионов, учивший, что не следует читать каноны и Псалтирь, что можно принимать крещение без предварительного поста. Вместо «Божественного пения» бабушкины пели какие-то стихи собственного сочинения, федосеевцев принимали к себе через перекрещивание.

http://pravenc.ru/text/78246.html

В кон. 60-х - нач. 70-х гг. власти начали вести более мягкую политику по отношению к «инициативникам»: была разрешена автономная регистрация общин, если верующие были лояльны к гос-ву, но не хотели подчиняться ВСЕХБ. Так, напр., в 1970 г. была зарегистрирована община в г. Узловая (Тульская обл.), членом к-рой был Г. Крючков. Однако мн. общины Б.-«инициативников» сознательно отказывались от регистрации. С 1986 г. репрессии в отношении членов Совета Церквей прекратились, и в 1988 г. его деятельность была легализована. Б. в России после 1991 г. После прекращения существования СССР состав ВСЕХБ начал стремительно изменяться. В 1992 г. 26 общин евангельских христиан организовали Союз церквей евангельских христиан России . В нач. 90-х гг. Эстония, Латвия и Литва провозгласили независимость своих гос-в, а баптист. объединения этих стран вышли из состава ВСЕХБ, после чего Союз прекратил свое существование. В нояб. 1991 г. на его основе была создана Евро-Азиатская Федерация Союзов евангельских христиан-Б. В наст. время в состав Федерации входят 11 автономных союзов: России - 90 тыс. чел. (1400 общин), Украины - 141338 (2600), Белоруссии - 13510 (350 ), Молдавии - 21300 (430), Грузии - 4700 (54), Армении - 2 тыс. (70), Азербайджана - 2 тыс. (25), Казахстана - 11605 (281), Киргизии - 3340 (121), Таджикистана - 410 (22), Узбекистана - 2836 чел. (31). Общая численность - 293039 чел. (5384). Союз ЕХБ России имеет 20 учебных заведений, таких, как Московская богословская семинария, С.-Петербургский христианский ун-т, Московский богословский ин-т (с филиалами в Челябинске, Самаре и Екатеринбурге), Новосибирская библейско-богословская семинария, а также целый ряд Библейских колледжей и школ. Всего в них обучается ок. 1000 студентов. В 1993 г. Союзом был учрежден миссионерский отдел, к-рый с 1996 г. издает газ. «Миссионерские вести». Баптист. миссионеры активно работают в местах лишения свободы (в 485 колониях) и учредили 14 реабилитационных центров для заключенных; действуют программы по работе с детьми, молодежью, среди малых народов, среди глухих. Работает Ассоциация врачей-христиан и Ассоциация христ. предпринимателей. В год на миссионерское служение расходуется 56% бюджета Союза, на благотворительность - 24%. Союз имеет изд-во «Христианин и время», выпускает одноименные газ. и ж. «Христианское слово», кроме того, с 1945 г. выходит ж. «Братский вестник».

http://pravenc.ru/text/77510.html

шохетов (резников). В том же году раввин Шлифер издал молитвенник «Сиддур ха-Шалом» (тираж 10 тыс. экз.) и евр. религ. календарь. После XX съезда КПСС активизировалась борьба с религией. В 1958-1959 гг. синагоги были закрыты в Черновцах, Виннице, Барановичах, Оренбурге, Рахове (Закарпатская обл.), Иркутске. С 1959 г. в СССР стали вводить ограничения на выпечку мацы. В 1961 г. производство мацы в пекарнях при общинах было запрещено повсюду, за исключением Москвы, Ленинграда, Центр. Азии и Закавказья. В 1963 г. запрет был распространен на Москву и Ленинград. Советские власти препятствовали получению мацы из-за границы. В 1962-1963 гг. были закрыты синагоги в Свердловске (ныне Екатеринбург), Казани, Пятигорске, Грозном, Львове, Житомире, Жмеринке, Каунасе. В 1966 г. в СССР действовало всего 62 синагоги. Запрещен был также ввоз в СССР предметов евр. религиозного культа и религ. лит-ры. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. были закрыты евр. кладбища в Минске, Киеве, Ровно, Пинске, Кишинёве, Пружанах. После отстранения Н. С. Хрущёва от руководства страной давление властей на иудаизм стало менее интенсивным, ограничения на выпечку мацы были сняты (в 1965 в Москве мацу выпекали 4 пекарни). В 1969 г. была попытка создать объединенную сионистскую организацию. 16-17 авг. в Москве состоялась встреча представителей сионистских групп Риги, Москвы, Ленинграда, Харькова, Минска и Тбилиси, на которой было принято решение о создании Всесоюзного координационного комитета. 8-9 нояб. на встрече в Риге было решено выпускать евр. ж. «Итон», 1-й номер которого вышел в февр. 1970 г. В 1968 г. в Риге, по примеру израильских, были созданы первые ульпаны - центры интенсивного изучения иврита и евр. культуры. В 1970 г. в Ленинграде в 12 квартирных ульпанах проходило обучение более 100 чел. В 70-х гг. среди участников евр. движения, носившего изначально светский характер, появились первые баалей тшува, т. е. евреи, вернувшиеся к религ. жизни. Одним из них был З. Вагнер, присоединившийся к движению Хабад, в квартире к-рого в 1973-1974 гг.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Лит.: Семёнов-Тян-Шанский П. П. Памяти его имп. высочества вел. кн. Константина Николаевича, 1-го председателя имп. РГО. СПб., 1892; Павлов-Сильванский Н. П. Вел. кн. Константин Николаевич//Главные деятели освобождения крестьян. СПб., 1903. С. 7-11; Кони А. Ф. Вел. кн. Константин Николаевич//Великая реформа. М., 1911. Т. 5. С. 34-51; Любавский М. К. Вел. кн. Константин Николаевич//Освобождение крестьян: Деятели реформы. М., 1911. С. 89-114; Житков К. Г. Светлой памяти вел. кн. Константина Николаевича. СПб., 1912; Чернуха В. Г. Внутренняя политика царизма с сер. 50-х до нач. 80-х гг. XIX в. Л., 1978; Шевырев А. П. Рус. флот после Крымской войны. М., 1990; Андриенко В. Г. Круглые суда адмирала Попова. СПб., 1994; Воронин В. Е. Вел. кн. Константин Николаевич: Становление гос. деятеля. М., 2002; он же. Польское восстание 1863 г.: Опыт «Примирительной политики» рус. правительства. М., 2008; он же. Рус. правительственные либералы в борьбе против «аристократической партии» (сер. 60-х - сер. 70-х гг. XIX в.). М., 2009; он же. Рус. самодержавная власть и либеральная правительственная группировка в условиях полит. кризиса (кон. 70-х - сер. 80-х гг. XIX в.). М., 2010; Коршунов Ю. Л. Генерал-адмиралы рос. императорского флота. СПб., 2003; Вел. кн. Константин Николаевич Романов: [Фотоальб.]/Авт.-сост. и отв. ред.: В. И. Моцардо. Самара, 2004; Головнин А. В. Записки для немногих/Отв. сост. и науч. ред.: Б. Д. Гальперина. СПб., 2004; он же. Мат-лы для жизнеописания царевича и вел. кн. Константина Николаевича. СПб., 2006; Иванова Т. Г. В. И. Даль и вел. кн. Константин Николаевич: К истории публикации «Пословиц русского народа»//Ежег. РО Пушкинского дома на 2000 г. СПб., 2004. С. 33-75; Кусков П. А. Воспоминания о вел. кн. Константине Николаевиче: 2-я пол. XIX в./Публ., предисл. и коммент.: Ю. А. Кузьмин//ИА. 2008. 4. С. 157-196; 5. С. 188-206; Вел. кн. Константин Николаевич на Св. Земле в 1859 г./[Сост., подгот. текста и коммент.: К. А. Вах]. М., 2009; Завьялова Л. В., Орлов К. В. Вел. кн. Константин Николаевич и вел. князья Константиновичи: История семьи. СПб., 2009.

http://pravenc.ru/text/2057096.html

как миссионер, был Свами Шри Ананда Ачарья (1881-1945), представитель неоиндуизма, или реформационного движения внутри индуизма, возникшего во 2-й пол. XIX в. в Индии. В 1917 г. он купил дом в Алвдале (фюльке Хедмарк) и жил там как санньясин вплоть до смерти. В 1921-1922 гг. для поэта А. Гарборга он выполнил перевод на норвеж. язык части «Рамаяны», впосл. изданный. Первые индуисты из Сев. Индии прибыли в Н. в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. для получения образования и в поисках работы. В 70-х гг. в страну стали переселяться гуджаратцы из Вост. Африки и тамилы из Шри-Ланки. Большинство тамилов переселились в Н. в качестве беженцев после начала гражданской войны в Шри-Ланке (1983). Поскольку исполнение религ. обрядов в индуизме не требует обязательного присутствия верующего в храме, лишь 40% индуистов в Н., по оценочным данным, зарегистрированы в религ. орг-циях, получающих гос. дотации. В Н. нет специально построенных индуистских храмов - верующие преобразуют в храмы приобретенные здания нерелиг. назначения. Сикхизм Традиционные верования представлены традиц. саамской религией, под к-рой понимают совокупность религ. представлений, широко распространенных среди различных групп саамов до XVIII в. В наст. время речь идет скорее о восстановленной религии. Религ. представления разных групп саамов сильно разнились. Святилищами (сейд, сийт, ситте, сайвоё) для саамов служили антропо- или зооморфные камни, сооружения из камней, скалы, пещеры, деревянные столбы и идолы. Среди божеств выделяют верховного бога Юбмеля (Ибмель), бога-громовника (Тиермес, Хораквалес, Укконен, Укко), бога солнца (Пейве, Бяйвэ), духов-хозяев, семейных покровителей (сайво). Существовал культ тотемных животных (гл. обр. оленя и медведя). Сохранились сказания об олене-прародителе Мяндаше с золотыми рогами. Характерны представления о 3 ярусах Вселенной (небесный, земной и подземный). Шаманы (нойда, ноайде) имели шаманские бубны (румпу) с колотушкой. На бубнах изображалось 3-частное строение мира, солярные знаки, божества, герои, люди и животные (гл.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

В XIX в. в области лексикографии конкуренцию Гезениусу пытались составить Ю. Фюрст (1867), Зигфрид и Штаде (1893). В англоязычном мире распространение получили переводы словарей Гезениуса (Дж. У. Гиббс. 1824; Э. Робинсон. 1836). В 1905 г. вышло 14-е издание словаря Гезениуса, значительно переработанное и дополненное Ф. Булем, а годом позже - новая англ. версия словаря Гезениуса с привлечением большого материала из др. семит. языков (Ф. Браун, С. Р. Драйвер, Ч. О. Бриггс. 1906). В нач. XX в. гебраистика вышла на новый уровень благодаря археологическим раскопкам (документы на аккад., финик., южноарав. языках). В кон. XIX в. успехов добилось сравнительно-историческое языкознание на материале индоевроп. языков, что отразилось в семитологии работами Т. Нёльдеке , К. Броккельмана (1908-1913). Первой грамматикой на новом методическом уровне стала работа Г. Бергштрессера (1918-1929), но полнее всего результаты сравнительной семитологии были использованы в «Исторической грамматике» Г. Бауэра и П. Леандера (1922). Грамматика П. Жоуона (1923), ориентированная в основном на синхронное описание, была призвана заполнить разрыв между фундаментальными трудами и учебными пособиями; в 1991 г. Т. Мураока переиздал ее в дополненном и переработанном виде. В кон. XIX в. расширению представлений об истории библейского евр. языка способствовали достижения метода анализа источников, к-рые позволили в общих чертах представить основные этапы истории ветхозаветной лит-ры. Появились исследования языка и стиля отдельных источников Пятикнижия (К. В. Риссель. 1878; Драйвер. 1891; Й. Краутлайн. 1908). Новый импульс историческое изучение библейского евр. языка получило в работе А. Кропата (1909) о синтаксисе книг Хроник (Паралипоменон). Эпиграфические памятники, обнаруженные в Израиле в 30-х гг. XX в. (см. ст. Эпиграфика ), а также рукописи Мёртвого м. существенно дополнили картину истории евр. языка I тыс. до Р. Х. Тексты Угарита позволили по-новому взглянуть на мн. поэтические разделы ВЗ, к-рые, по мнению исследователей, вместе с угаритскими и финик. принадлежат к единой поэтической традиции (Дауд. 1966-1970; И. Авишур. 1984). Перспективы, открывшиеся благодаря угаритским материалам, обратили внимание исследователей в 60-70-х гг. на язык архаической поэзии ВЗ - Быт 49, Исх 15, Суд 5 и т. д. (У. Олбрайт. 1945, 1968; Д. Робертсон. 1972; Ф. М. Кросс, Д. Фридман. 1975). Значительный вклад в исследование истории языка ВЗ внесли израильские ученые: Э. Кучер (1974, 1982) и его ученик А. Гурвиц (1972, 1982), А. Бен-Давид (1967) и др.

http://pravenc.ru/text/149119.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУХТАРМИНЦЫ [«каменщики»], рус. старообрядческое население Алтайских гор по р. Бухтарме, правому притоку Иртыша, и по соседним горным долинам (склоны хребтов Листвяга и Холзун, Уймонская долина, берега р. Катунь). В XVIII в. сюда («в Камень»), в места, не контролируемые гос. администрацией, бежали крестьяне, мастеровые, солдаты, ссыльные. В подавляющем большинстве своем это были выходцы из Туринского, Тобольско-Тюменского, Приобского и Чумышско-Кузнецкого регионов, в первую очередь - из поселений, приписанных к алтайским заводам (начало развития горнодобывающей и металлургической промышленности на Алтае относится к 1723). Первые беглецы были задержаны в 1748 г., их число существенно увеличилось после создания на Алтае в кон. 50-х гг. XVIII в. Колывано-Воскресенской укрепленной линии, включившей сев. предгорья Алтая в сферу регулярного адм. управления. «Для сыску и поимки шатающихся в горах российских людей» из Усть-Каменной и Бухтарминской крепостей в глубь Рудного Алтая направлялись военные отряды, однако число беглецов увеличивалось. Сначала они строили тайные временные избушки, зачастую не сразу порывая с прежним местожительством. Постоянные поселения возникли в этих местах в 60-х - нач. 70-х гг. XVIII в., к этому времени относится начало здесь хлебопашества (на небольших площадях, поскольку трудно было скрыть посевы от военных команд). Еще до возникновения у Б. устойчивого земледелия они сумели организовать тайную торговлю продукцией своих лесных промыслов с казах. и ташкентскими купцами и кит. чиновниками. На маральи шкуры Б. выменивали рогатый скот, лошадей, необходимые в крестьянском хозяйстве товары. Начиная с 60-70-х гг. XVIII в. общины Б. жили по законам самоуправления. Важные вопросы решались на сходах дворохозяев, здесь же рассматривались взаимные споры и уголовные дела. Высшей мерой наказания было изгнание с Бухтармы: виновного привязывали к плоту и спускали вниз по этой горной реке; нек-рые выживали. Особым авторитетом в общине пользовались духовные наставники, среди них, особенно на первых порах, преобладали скитские старцы: они организовывали взаимопомощь, распоряжались общими запасами хлеба, их мнение особо учитывалось на сходах общины. В этническом плане ведущую роль среди Б., как и вообще среди старожилов-сибиряков, играли носители восточнослав., преимущественно рус., культуры; встречались также обрусевшие потомки пермских и обских угро-финнов.

http://pravenc.ru/text/153721.html

Марии Стюарт. Неизвестно, знал ли Н. об этом заговоре заранее, однако он оценил это событие как смерть идолопоклонника, оказывавшего пагубное влияние на королеву. Когда 17 марта она вернулась в Эдинбург с намерением наказать убийц, Н. предпочел уехать в Эршир, где в последующие неск. месяцев работал над «Историей Реформации в Шотландии». В дек. 1566 г. он уехал в Англию, чтобы навестить сыновей. Возможно, он также побывал в Лондоне. Из-за этой поездки Н. не принимал участия в событиях, происшедших в Шотландии в февр.-июле 1567 г., когда был убит лорд Дарнли, а королева вышла замуж за Джеймса Хепберна, гр. Ботуэлла, к-рого считали наиболее вероятным организатором убийства, что спровоцировало восстание, закончившееся поражением Марии Стюарт и ее заключением в замке Лохливен. Н. вернулся в Эдинбург в кон. июня 1567 г., когда споры относительно буд. судьбы королевы были в самом разгаре. В проповеди 19 июля он обвинил королеву в прелюбодеянии и соучастии в убийстве и потребовал ее казни, в то же время он приветствовал восшествие на престол годовалого кор. Якова VI (в 1603 стал также королем Англии под именем Яков I), регентом стал лидер шотл. протестантов граф Морей. Н. произнес проповедь на коронации в Стерлинге 29 июля 1567 г. и сравнил монарха с ветхозаветным Иоасом. С этими переменами Н. связывал надежды на возвращение Шотландии в русло истинной веры, в частности, в проповеди на открытии парламента в дек. 1567 г. он призывал к восстановлению того порядка, к-рый был утвержден парламентом 1560 г. Тем не менее Н. не выказывал желания возвращаться к политике и практически не принимал участия в гражданской войне между «партией короля» и «партией королевы» в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVI в. Но убийство 23 янв. 1570 г. регента, графа Морея, Н. оценил как Божие наказание для Шотландии, не ценившей даров Господа - освобождения от гнета Франции, католич. Церкви, а затем и католич. королевы. В проповеди на похоронах графа Морея Н. назвал его одним из «умерших во Господе». Осенью 1570 г.

http://pravenc.ru/text/2577917.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010