Traité de tactique, connu sur le titre «Traite de castrametation redige a ce quon croit»/Ed. A. Martin. P., 1898. P. 29, 39, 51   Розен. Имп. Василий Болгаробойца. С. 40   Всеобщая история Стефаноса Таронеци. С. 200–201   Annales Hildesheimenses/Ed. G. Waitz. Hannover, 1878. P. 25   Thietm. IV 58; VI 92; VII 72. Р. 198, 382, 486; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 134–135, 139–141   Thietm. VIII 32. P. 530; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 137, 142   List Brunona. S. 98–99   Добрыня и Василий Казимиров//Былины. М., 1916. Т. 1. С. 43   Сага о Дитрихе Бернском (Веронском) XIII в.   Известны 2 отличающихся друг от друга описания этого обретения: в кн. митр. Самуила (Миславского) «Краткое ист. описание Киево-Печерской лавры» (СПб., 1817. С. 105–106) и, по сведениям И. И. Жиленко, в неопубл. рукописи XVIII в. из Киево-Печерской лавры – НБУВ ИР. П. 390 (194).   Молдован. «Слово». С. 95–96, 98   древнейший список – БАН. 4.9.37, 2-я пол. XIII в.   Владимира Святославича   ПСРЛ. Т. 1. Стб. 130–131; Т. 2. Стб. 115, 117   Срезневский. Память. С. 5–6   Янин, Зализняк. Берестяные грамоты. С. 6   ПСРЛ. Т. 2. Стб. 919–920   ПСРЛ. Т. 2. Стб. 821   ПСРЛ. Т. 1. Стб. 479   СКСРК, XIV в. Вып. 1. Прил. 2. д 60. С. 653   СКСРК, XI–XIII. 304. С. 276   ГИМ. Увар. 70. Л. 244 об.– 245, кон. XIIIнач. XIV   БЛДР. Т. 4. С. 226   A Russian Church Slavonic Kanonnik, 1331–1332/Ed. A. H. van den Baar. The Hague, 1968. P. 199, 241, 256, 260   Срезневский И. И. Древние изображения. Табл. II–III   ПСРЛ. Т. 4. Ч.1. С. 351–352   ДДГ. 21. С. 58   ПСРЛ. Т. 30. С. 141   Поппе. С. 44   РНБ. Кир.-Бел. 6/1083. Л. 300–302 об., 80-е гг. XV в.; Синодик Успенского собора Московского Кремля, XVI в.//ДРВ. М., 17872. Ч. 6. С. 438, 491   ПСРЛ. Т. 6. С. 273–274   Самойлова. С. 26   ПСРЛ. Т. 19. Стб. 475–476   ПСРЛ. Т. 19. Стб. 398   СбРИО. Т. 59. СПб., 1887. С. 436–437   Маясова. С. 52. Прим. 32   РГАДА. Ф. 381. 122   РНБ. Соф. 382. Л. 67–71 об.). В тексте канона есть упоминания, свидетельствующие о том, что он был создан, когда существовала церковь, освященная во имя равноап. кн. Владимира: «Придете вси, снидетется к честьней церкви Володимера святого, нареченаго Василия, преблаженаго великаго князя угодника Христова преславнаго» [[Соф. 382. Л. 69; тот же текст есть и в др. списках XIV–XV вв.: Соф. 209. Л. 131; Соф. 386. Л. 77 об.

http://drevo-info.ru/articles/6457.html

И. принял постриг в Отенском мон-ре при архим. Харитоне, основателе обители. Через нек-рое время он был рукоположен во иерея, затем стал игуменом Белого во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , кончанской обители Неревского конца Новгорода. После смерти 10(12) марта 1458 г. Новгородского архиеп. свт. Евфимия II И. 19 марта был избран владыкой в Новгороде в соборе Св. Софии «жребием, и нароком всех людий, и изволением всего собора» (БЛДР. Т. 7. С. 238; ср. запись об этом событии в списке Иерусалимского устава из новгородского Хутынского мон-ря ГИМ. Син. 332 - Бобров. 2001. С. 44). Согласно «Летописи Авраамки», 1-я часть к-рой была переписана в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. и отражает владычное летописание эпохи архиерейства И. (возможно, оригинал свода И.), др. кандидатами на кафедру кроме «игумена святого Николы» И. были хутынский игум. Леонтий и мон. (игумен?) Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Варлаам (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 197). В летописном рассказе об избрании И. и о введении его на владычный двор он характеризуется как «благоумный, и смиреный, и нищелюбивый» (Там же). 11 янв. 1459 г. вместе с послами от Вел. Новгорода И. отправился на поставление в Москву. По пути И., вероятно, посетил Троице-Сергиев монастырь , дав обет построить в Вел. Новгороде храм в честь прп. Сергия Радонежского . 1 февр. И. был хиротонисан в Москве во архиепископа Новгородского Собором епископов (в составе Феодосия (Бывальцева) Ростовского, Филиппа Суздальского (см. Филипп I , митр. Московский и всея Руси), Геронтия Коломенского , Евфросина Рязанского; 3 первых епископа позднее стали митрополитами всея Руси) во главе со св. митр. Ионой . И. дал митрополиту грамоту с обещанием не иметь отношений с непризнанным в Москве Киевским митр. Григорием . Такую же грамоту И. дал вел. князьям Василию II Васильевичу и Иоанну III Васильевичу . После кончины свт. Ионы в 1461 г. митр. Феодосий разослал рус. архиереям, в т. ч. И., послания с призывом быть верными своему обещанию и не подчиняться Григорию (грамота митр. Феодосия И.- РИБ. Т. 6. 95. Стб. 691). В Вел. Новгород И. прибыл 6 марта, был торжественно встречен новгородцами.

http://pravenc.ru/text/578254.html

Первый монастырь кармелитов Католич. монахи появились на К. в Вади-эс-Сия в кон. XII - нач. XIII в., после того как в ходе 3-го крестового похода были отвоеваны у сельджуков ряд приморских крепостей и городов, включая Хайфу. Тем не менее Б. З. Кедар не исключает, что лат. отшельники могли поселиться там и ранее, в XII в. ( Kedar B. Z. Gerard of Nazareth: A Neglected 12th-Cent. Writer in the Latin East//DOP. 1983. Vol. 37. Р. 69-70). Иного мнения придерживается Фридман, который считает, что до кармелитов на этом месте жили греческие монахи ( Friedman. 1979. P. 60-80, 313-314). Первым документом, свидетельствующим о присутствии на К. лат. отшельников, является устав, составленный в 1209-1214 гг. св. Альбертом, лат. патриархом Иерусалима (1205-1214; с резиденцией в Акре). Он был утвержден римскими папами Гонорием III (янв. 1226) и Григорием IX (1229) и отредактирован Иннокентием IV (1 окт. 1247) (об основании мон-ря см. подробнее в ст. Кармелиты ). Почитание прор. Илии было тесно связано в богословских идеях ордена кармелитов с почитанием Пресв. Богородицы. По кармелитской легенде, на К. Илия получил откровение о приснодевстве Богородицы и решил следовать образцу святой непорочной жизни, основав со своими учениками 1-ю протомонашескую общину. Вход на колокольню. Мон-рь кармелитов в Вади-эс-Сия. 2-я пол. XIII в. Вход на колокольню. Мон-рь кармелитов в Вади-эс-Сия. 2-я пол. XIII в. Жак де Витри , еп. Акрский (1216-1228), указывал, что кармелиты жили около источника прор. Илии и недалеко от греч. мон-ря св. Маргариты ( Buridant C. La Traduction de l " Historia Orientalis de Jacques De Vitry. P., 1986. P. 96). Этот источник, называемый ныне Айн-эс-Сия, находится в 200 м ниже по склону. Но к юго-востоку от мон-ря имеется др. источник - Айн-Умм-эль-Фарадж. В XIII в. именно он снабжал водой монашескую общину ( Bagatti. 1958. P. 286-287; Friedman. 1979. P. 42-58). Благодаря обилию воды насельники могли заниматься террасированным сельским хозяйством (в долине сохр. остатки террас).

http://pravenc.ru/text/1681107.html

среднего столпа погребли тело скончавшегося в Москве имп. Петра II . Чертеж В. Соколова, М. Кацнера (из кн. И. Л. Бусевой-Давыдовой " Храмы Московского Кремля: святыни и древности " . М., 1997. С. 126-127) Чертеж В. Соколова, М. Кацнера (из кн. И. Л. Бусевой-Давыдовой " Храмы Московского Кремля: святыни и древности " . М., 1997. С. 126-127) Захоронения в А. с., не имевшем подклета или подвала, производились прямо под полом собора, на небольшой глубине. С кон. XVI в. над нек-рыми из них могли существовать кирпичные надгробия, в XVII в. они были установлены над всеми погребениями, в нач. XX в. их покрыли медными чехлами. С великокняжескими и царскими погребениями связывают появление в А. с. икон с изображениями нашедших здесь упокоение московских государей. Наиболее известна и изучена (реставраторы А. А. Горматюк и В. Занозин) икона, на к-рой вел. кн. Василий III предстоит свт. Василию Великому (исп. Василию Парийскому?) (в наст. время в ГИМ). Ее датировка колеблется между 30-ми (Горматюк) и 60-70-ми гг. XVI в. (И. Л. Кызласова, Т. Е. Самойлова). Подобные надгробные иконы устанавливались в XVII в. рядом с могилами царей из рода Романовых (напр., парный образ Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича). Полагают также, что в XVII в. существовал обычай после смерти члена царствующего дома переносить икону его небесного покровителя из Благовещенского собора в А. с., благодаря чему над погребениями царей и царевичей из рода Романовых составились надгробные иконостасы из образов тезоименитых им святых. В А. с. открыто почивают мощи св. мч. царевича Димитрия Угличского, поставленные в соборе в 1606 г. под сделанной тогда же каменной сенью у среднего сев. столба. В 1774 г. из Сретенского собора Кремля в А. с. были перенесены мощи святых кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина его Феодора . Они покоятся в раке, стоящей в жертвеннике, за иконостасом, у сев. стены собора. А. Л. Баталов А. с. в церковном обиходе московских вел. князей и царей В XIV-XV вв. в храме происходило «целование креста» великими и удельными князьями при заключении договоров, иногда совершалось поставление Новгородских владык.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМН I еп. Антиохийский (кон. 60-х - нач. 70-х гг. III в.), преемник Павла I Самосатского . В «Церковной истории» Евсевий Кесарийский, сообщая об осуждении Павла на одном из Антиохийских Соборов , приводит послание его участников, в заключение к-рого говорится об избрании новым епископом «Домна, сына блаженного Димитриана, славно до него [Павла] управлявшего той же епархией» ( Euseb. Hist. eccl. VII 30. 17). Поскольку одним из адресатов послания является свт. Дионисий , еп. Римский, скончавшийся 26 дек. 268 г., Собор можно отнести к 268 г. Из соборного послания также следует, что Д. приходился сыном еп. Димитриану Антиохийскому (253 - до 261). Согласно позднейшей араб. «Хронике Сеерта» (не ранее IX в.), Д. был его племянником по линии брата. Павел Самосатский не признал решения Собора, и епископство Д. стало для Антиохии первым прецедентом разделения кафедры и общины между 2 предстоятелями - православным и еретиком. Опираясь на поддержку пальмирской царицы Зиновии, захватившей контроль над Сирией, Павел продолжал занимать епископскую резиденцию до сер. 272 г., когда рим. имп. Аврелиан одержал победу над Зиновией. По сообщению Евсевия (Ibid. VII 30. 19), христиане сами обратились к императору за разрешением церковного конфликта и он распорядился отдать церковный дом тому, кто состоит в переписке с италийскими епископами (в первую очередь Римским). В результате Павел был изгнан, однако Евсевий не пишет, продолжал ли к этому времени Д. стоять во главе правосл. партии. Степень достоверности всего рассказа Евсевия неясна. По сведениям визант. хрониста Георгия Синкелла († после 811 г.), Д. занимал кафедру 3 года ( Georg. Sync. Chron. P. 470), согласно свт. Никифору I , патриарху К-польскому ( 828),- 2 года ( Niceph. Chronogr. P. 130). Его преемником был избран Тимей , о чем блж. Иероним сообщает в хронике под 271/2 г. Т. о., точная продолжительность и обстоятельства пребывания Д. на Антиохийском престоле ввиду крайней скудости источников остаются неясными.

http://pravenc.ru/text/178862.html

27 нояб. 2014 г. парламент Греции принял законопроект, который внес изменения в статус КПЦ, к-рая была признана юридическим лицом (до этого, как часть К-польской Православной Церкви, она не являлась таковым). Большое значение имела отмена положения, согласно к-рому министр образования и религиозных дел представлял имена 3 иерархов Критской Церкви для избрания одного из них архиепископом. Теперь список из 3 кандидатов, имеющих право избираться на пост архиепископа, готовит епархиальный Синод Епископы, митрополиты и архиепископы Гортинские: ап. Тит (64 или 67 - ок. 106); свт. Филипп (60 - 70-е гг. II в.); Диодор или Диоскор (2-я пол. II или 1-я пол. III в.); свт. Мирон (255 - ок. 280 или ок. 330 - 340); сщмч. Кирилл (ок. 280 - 304); сщмч. Петр Новый († после 304); Артакий (?) (упом. в 325); Павел (упом. ок. 327); Елиан (упом. в 343); Василий (упом. в 381 - 382); св. Диоскор (2-я пол. IV - нач. V в.); Сапий (упом. в 422); Иконий (упом. в 431); Мартирий (упом. в 449 - 457); Синесий (упом. в 463); Еварест (V - VI вв.). Архиепископы Гортинские (Критские): Феодор (упом. в 536 - 553); Георгий (?) (VI в.); Иоанн (упом. в 597 - 599); Еклиссиодор († 624); Павел (упом. в 655 - 668); прп. Евмений († ок. 668); Василий (упом. в 681 - 691); Стефан (нач. VIII в.); Георгий (VIII в.). Архиепископы Критские: свт. Андрей Критский (710/1 - 740); Илия (упом. в 787); Никита (VIII в.); Никита (VIII в.); Иоанн (VIII в.); Георгий (кон. VIII в.); свт. Василий (847 - 858; впосл. архиепископ Фессалоникийский); Василий (упом. в 880); Илия (после 920, не позднее 961); Андрей (кон. X в.); Никита (X в.); Стефан (упом. в 1027 - 1030); Иоанн (упом. в 1089); Лев (кон. XI в.); Михаил (кон. XI в.); Константин (кон. XI - нач. XII в.); Илия (упом. ок. 1120 - 1130); Василий (1-я пол. XII в.); Константин (1-я пол. XII в.); Николай (сер. XII в.); Иоанн (упом. в 1166 - 1172); Мануил Лима (2-я пол. XII в.); Мануил (2-я пол. XII в.); Николай (упом. в 1195 - 1221); Никифор Мосхопул (упом. в 1285 - ок. 1289); Антоний Омологет (упом.

http://pravenc.ru/text/2462011.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 46 , С. 323 опубликовано: 11 ноября 2021г. МОИСЕЙ [Груз. ], еп. Картли (Мцхетский) (20-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви. В исторических источниках сведения о нем отсутствуют. Его имя было внесено в список предстоятелей Грузинской Церкви между Симеоном I (нач.- 20-е гг. V в.) и Ионой (20-е гг. V в.) в груз. церковный календарь 1947 г. и последующие календари Грузинской Патриархии. З. Абашидзе Рубрики: Грузинская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Предстоятели Грузинской Православной Церкви Моисей, епископ Картли (Мцхетский) (20-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви См.также: ВАСИЛИЙ III (Каричисдзе), Католикос Грузинской Православной Церкви (1090-1100) ВАСИЛИЙ IV Католикос-Патриарх всей Грузии (1205/06) ВАСИЛИЙ V Католикос-Патриарх всей Грузии в кон. 30-х - 60-х гг. ВАСИЛИЙ VI Католикос-Патриарх Грузии (ок. 1517-1528 и 1529-1531) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2563978.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Илию II» найдены статьи: ИЛИЯ II патриарх Александрийский (ок. 1180) ИЛИЯ II патриарх Антиохийский (1032 - 1033) ИЛИЯ I (II) (ок. 430 - 518), свт. (пам. зап. 4 июля (Римский мартиролог), 18 февр. (Мелькитская католическая Церковь); в греч. и рус. синаксарях не упом.), патриарх Иерусалимский (494 - 516) ИЛИЯ II (III) патриарх Иерусалимский (кон. 60-х - нач. 70-х гг. VIII в. (?) - 796) ИЛИЯ II (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич; род. 1933), Католикос-Патриарх всей Грузии, архиеп. Мцхетский и Тбилисский (с 23 дек. 1977) ИЛИЯ II бар Мукли (ибн аль-Мукли) ( 1131), католикос-патриарх Церкви Востока (с 1110) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Илию II.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛ [греч. Εγγελος] (кон. III - нач. IV в.?), сщмч. (пам. 7 июля), еп. Томский (Кюстенджийский). Упомянут в Житии преподобномучеников Епиктета и Астиона (BHL, N 2568), где назван Евангеликом (лат. Euangelicus). Он крестил обратившихся в христианство родителей Астиона после его смерти. Епископом г. Томы (Кюстендже, ныне Констанца, Румыния) назван у архиеп. Филарета (Гумилевского), вероятно на основании сведений из Жития Епиктета и Астиона, что Е. был епископом «в скифской стране» (М. Скифия, совр. Добруджа). Возможно, Е. был 1-м или одним из первых епископов г. Томы. В Житии не сообщается о его мученической кончине. В греч. синаксарях под 7 июля есть память мч. Евангела , усеченного мечом, без сведений о времени и месте кончины. Неизвестно, является ли он одним лицом с Е., епископом Томским. Ист.: ActaSS. Iul. T. 2. P. 546; Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые южных славян. СПб., 1883. С. 135-136; ЖСв. Июль. С. 157. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 258. Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/180875.html

В нач. 50-х гг. XX в. мон-рь оказался в зоне, примыкавшей к создаваемому Костромскому водохранилищу. Чтобы спасти от затопления вост. часть Костромского р-на, в 1-й пол. 50-х гг. возвели 140-километровую защитную дамбу, с юга оказавшуюся непосредственно у стен обители. В 1956 г. в связи с пуском у г. Городца Горьковской ГЭС уровень Волги поднялся и мон-рь, ранее возвышавшийся над рекой на холме, оказался почти у воды. Под воду ушла Стрелка - коса у впадения р. Костромы в Волгу, историческому ландшафту близ И. м. был нанесен непоправимый ущерб. В 1955 г. из зоны затопления на территорию Нового города И. м. перевезли деревянные, стоящие на сваях Преображенский храм (нач. XVIII в.) из с. Спас (Спас-Вёжи) и 4 бани из с. Жарки. Они положили начало созданию Музея деревянного зодчества. 30 авг. 1958 г. по распоряжению Совета Министров РСФСР в И. м. был создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. В кон. 50-х гг. из мон-ря началось выселение местных жителей (в 186 квартирах проживало 670 чел.). Во 2-й пол. 50-х - 70-х гг. на территории И. м. проводились ремонтные работы, в нач. 60-х гг. все главы Троицкого собора заново вызолотили, внутри собора реставраторы расчистили и укрепили фрески. В 1984 г. закончилась комплексная реставрация иконостаса. В кон. 50-х гг. на звонницу были установлены 6 колоколов, вывезенных из Никольской ц. с. Николо-Анфимово Парфеньевского р-на Костромской обл., самый большой весил свыше 122 пудов (почти 2 т.). В 1962-1970 гг. был отреставрирован архиерейский корпус. В 60-х гг. XX в. все здания обители были заняты музеем: в братском корпусе разместилась экспозиция истории края периода феодализма, в свечном - периода капитализма, в архиерейском - периода социализма, в бывш. богадельне - экспозиция отдела природы. Большая личная роль в деле восстановления памятников И. м. принадлежит первому директору музея-заповедника М. М. Ореховой. В кон. 60-х гг. было разрушено находившееся близ И. м. здание бывш. монастырской церковноприходской Романовской школы. 1989-2004 гг.

http://pravenc.ru/text/673737.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010