С этой информацией можно оценить центральную весть этого раздела Евангелия от Марка: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою» ( Мк 13:26 ). Формулировки и концептуальный ряд здесь, очевидно, обязаны пророчеству Даниила ( Дан 7:13 ). Однако в Книге Даниила символическую фигуру «как бы Сына Человеческого» подводят к Богу – «ВетхомуДнями». А в Мк 13:26 Сын Человеческий предстаёт абсолютным Владыкой и Богом 451 , так как выражение «с силою многою и славою» указывает на божественную власть и величие 452 . Несколько абстрактный образ из Дан 7:13 становится конкретным историческим Сыном Человеческим из Мк 13:24–27 , который приходит как Судья и Бог . Отметим, что Иисус повторит весть Мк 13:26 поч ти дословно на суде перед первосвященником («и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных», 14:62). Там эти слова сочтут вершиной кощунства, достаточной для вынесения Иисусу смертного приговора. Богословское основание очевидно: говорить подобные вещи – значит притязать на божественность. Очень интересно, что в Мк 13:24–27 (и в Мк 14:62 ) Христос выступает как «Сын Человеческий» 453 – в полном соответствии с предсказаниями о Страстях. Имя-титул «Божественная слава» – такое же, как и имя-титул «Страсти». Корреляция и взаимосвязь между ними непрестанна и нерушима. В целом, христология Власти полностью задаёт тон в Мк 13:24–27 . И это не случайно. Последующие две главы ( Мк 14–15 ) будут последовательно рассказывать о Страстях Христовых. Читая эти страшные сцены, читатель не забудет, что страдающий Иисус есть Сын Человеческий, который явится «на облаках с силою многою и славою» 454 . 14. Последняя часть эсхатологической речи Христа, Мк 13:28–37 455 , включает предостережения о близости исполнения пророчества, а также настойчивый призыв к бдительности. Она также сочетает христологические линии Власти и Страстей. С христологией Власти сопряжено изобилие информации чисто предсказательного толка (13:28–30). За предсказаниями, относящимися к апокалиптическим и эсхатологическим событиям в неизвестном будущем, стоит Мессия – носитель сверхъестественного знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Ст. 13. …и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои... Книга Паралипоменон несколько изменяет это обетование Божие, дополняя его так, что по богатству и славе не будет равных Соломону царей не только при жизни его, но и после него, равно как не бывало и прежде его 449 . Действительно, богатство и пышность двора Соломонова были столь блестящи, и количество ежедневного его продовольствия столь огромно, по описанию самого слова Божия, что представляют нечто необычайное по тогдашнему времени и тогдашним нравам 450 . При всем том, полагать должно, что превосходство богатств Соломоновых, равно, как и необыкновенный блеск его пышного двора берутся в Писании по сравнению с предыдущими и последующими временами только властителей Израильских, но не всесветных царей мира. Так думать дает полное основание сам Соломон в своей книге Экклезиаста 451 . Ст. 14. …и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои... Примечательно, что Господь забывает преступления Давида, так, как бы их вовсе не было, и представляет его Соломону, как образец верности и благочестия. Сколько отрады и утешения в этих словах Писания для грешников, омывающих грехи свои слезами покаяния, подобно Давиду! Оказывается, что Господь смотрит не на проступки и случайные беззакония наши, а на сердце наше и на наше обращение к Нему. К сожалению, Соломон впоследствии оказался не довольно крепким в правилах богодарованной ему мудрости и изменил уставам и заповедям Господним; посему и дни его жизни не были столько продолжены Господом, сколько можно было ожидать по намерению и обещанию Господню. Вступив на престол Израильский около двадцатилетнего возраста, Соломон царствовал сорок лет 452 . Таким образом, всей жизни Соломоновой было только 60 лет. Ст. 15. …И пробудился Соломон, и вот, это было сновидение... Т. е. Соломон понял, что не простой и обыкновенный сон видел он; но что, именно, было ему сновиденис, т. е. откровение Божией воли, и что он удостоился чрезвычайных обетований Господних, подобно пророкам Божиим, с которыми Господь нередко беседовал в сновидениях 453 . Посему и говорится далее, что, возвратившись в Иерусалим, благодарный и торжествующий Соломон …принес всесожжения, и совершил жертвы мирные, и сделал большой пир для всех слуг своих…

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Только с помощью этих чрезвычайных даров Духа Святого могли Апостолы и ученики их проповедать Евангелие всем народам на языках, которым они не учились. Дар пророчества много способствовал успехам проповеди; получивший его, проникал в сокровеннейшие тайны души слушающих, а потому Павел и считал дар этот выше дара языков. «Если вся Церковь , говорит он, 445 сойдется вместе и все станут говорить незнакомыми языками и войдут к вам незнающие и неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют и войдет кто неверующий и незнающий, то он всеми обличается, всеми судится; таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог!» Юная Церковь коринфская была уже возмущаема еретиками, отрицавшими воскрешение мертвых. Догмат этот более прочих, встречал противоречия в мире языческом. Мы видели уже, как Афиняне, услыхав проповедь о воскресении, не хотели более слушать Павла. Апостол изложил Коринфянам этот христианский догмат во всей полноте его, представляя его следствием воскресения Иисуса Христа, Нового Адама, который во всех действиях Своих был первообразом возрожденного человечества. 446 Учение его совершенно согласуется с учением, которое Сам Иисус Христос противопоставлял заблуждениям Саддукеев. Павел оставался до Пятидесятницы в Ефесе; 447 тогда намеревался он идти в Македонию, 448 за тем в Ахаию, провести зиму в Коринфе 449 и отправиться в Иерусалим 450 с подаяниями, собранными для неимущих сей Церкви. Намерение его было отправиться в Рим, как он говорит сам: «я должен видеть Рим». 451 Заранее отправил он Тимофея и Ераста 452 в Македонию, а сам до назначенного времени остался в Ефесе. IV период (с 58 – 62 г.) Новые общины апостола Петра. Ферапевты Апостол Петр остался в Антиохии после Павла и устроил там Церковь по образу Церкви Иерусалимской. Он поставил в ней епископа именем Еводия. 453 За тем проповедовал в провинции антиохийской, которую обыкновенно называли Асией. После того проходил Понт, Галатию, Каппадокию и Вифинию. 454

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Через эту любовь и на этой надежде восстановления суждено нам упокоиться, о чем говорится и в другом месте. 450 (135, 1) Подобное найдешь у Иезекииля: «Грешная душа умрет. И если муж будет праведен и сотворит суд и правду, на горах не вкусит и очей своих не поднимет на идолов дома Израилева, и жены ближнего не осквернит, и к жене во время очищения ее не приступит (подразумевается, что не должно человеческому семени быть в бесчестии), и человеку, – говорит он далее, – зла не сделает, залог должника возвратит, не возьмет грабежом добычу, хлеб свой алчущему даст и нагого оденет, (2) серебра своего в рост не даст и избытка не возьмет, от неправды отвратит руку свою, истинно рассудит между человеком и ближним его; (3) [если он] в законах моих ходил и заповеди мои сохранил, чтобы исполнить правду – то праведен он, жизнью жив будет, говорит Адонаи Господь» 451 . И Исаия, призывая уверовавших к жизни честной, а истинного мудреца к вниманию, свидетельствуя, впрочем, что добродетель человеческая не тождественна божественной, выражается так: (4) «Ищите Господа, а когда найдете его, призовите; когда же приблизится к вам, нечестивый пусть оставит пути свои и человек беззаконный пути его, и обратится к Господу и помилован будет» и далее читай до слов: «... и мысль моя от помышлений ваших» 452 . (136, 1) «Ибо мы, – говорит далее благородный апостол, – от веры ожидаем ту праведность, на которую надеемся. Ибо во Христе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» ( Гал. 5:5–6 ). (2) «Желаем же, чтобы каждый из вас для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность» – и далее, до слов: «...сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» ( Евр. 6:11–20 ). (3) Премудрость, объемлющая собой все добродетели, говорит так же, как и Павел: «Мне внимающий, уповая, водворится в надежде» 453 . Очевидно, приведение к надежде также можно назвать надеждой. (4) Поэтому Премудрость к слову «водворится» добавила «уповая», показывая тем самым, что верный, одушевленный этим устремлением, все ставит в зависимость от осуществления надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Что пророчества относительно запустения Аммона доходят до последних дней, явствует из предсказания, что Аммону должно оставаться в вечном запустении. «Рабба сынов Аммоновых сделается бугром опустошения, – и тогда овладеет Израиль владевшими им, говорит Иегова. Но после того возвращу плен сынов Аммоновых, говорит Иегова» 450 . Так вот какая судьба ожидала Аммон. В последней главе откровения Иоанна Богослова писано в видении как о новой земле, так и о новом небе, «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя». О нем Исаия свидетельствовал. «И произойдет отрасль от усеченного древа Иессеева, и ветвь от корней его принесет плод. – Он жезлом уст Своих поразит землю. – Земля будет наполнена видением Иеговы, как водами покрыто дно морское. – И поднимет знамя язычникам, и соберет разогнанных сынов Израиля, и рассеянных дщерей Иуды созовёт от четырех концов земли. Они прострут руку свою на Едома и Моава, и сыны Аммона будут послушны им» 451 . Относительно Аммона было пророчеством «Сын человеческий, обратись лицом своим к сынам Аммоновым и изреки на них пророчество. И отдам Раббу на стойло верблюдам, и землю сынов Аммоновых на пажить овцам. За то вот Я простру руку мою на тебя и отдам тебя на расхищение народам и истреблю тебя из числа народов и изглажу тебя из числа земель; погублю тебя, чтоб имя Аммонитян не упоминалось среди народов. Аммон будет разорен вовек» 452 . Аммон должен был быть предоставлен на разорение язычникам, быть разрушен и сделаться местом вечного запустения. «Вся эта страна, прежде столь многолюдная и цветущая, теперь обращена в обширную пустыню 453 . Во всех направлениях видны развалины. Этой страной, бывшей долго под властью сарацин, теперь вполне обладают бедуины, которые пасут в ней свои стада. Насилия турок и грабительства арабов содержат ее в постоянном запустении и обращают ее в добычу язычников. «Самая большая часть страны необитаема, будучи предоставлена кочующим арабам, а города и деревни находятся в состоянии совершенного разорения» 454 . На каждом шагу находятся следы древних городов, остатки многих храмов, публичных зданий и греческих церквей 455 . «Города опустошены». Многие из развалин не представляют никакого интереса. Они состоят из немногих стен жилых домов, груд камней, оснований некоторых публичных зданий и немногих заваленных цистерн; здесь нет ничего целого, но, кажется, что самый образ построения был очень прочен, ибо все остатки состоят из широких камней. – По соседству Аммона есть плодоносная равнина, усеянная низкими холмами, которые большей частью покрыты развалинами» 456 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Находки из вестготского погребения в г. Вик (Аквитания, Франция). VII в. (?) Находки из вестготского погребения в г. Вик (Аквитания, Франция). VII в. (?) В 416 г. Валлия заключил мирное соглашение с империей, по к-рому Г. вновь стали федератами, воюя в Испании против вандалов и аланов. В 418 г. по приказу рим. императора они ушли из Испании, получив как федераты для поселения пров. Аквитания Вторая (в юго-зап. Галлии) и ряд территорий в сопредельных провинциях. Толоза стала столицей Вестготского королевства, одного из первых полунезависимых королевств германцев на территории Зап. Римской империи ( Hydatius. Continuatio chronicorum. An. 418; Salvianus. De gubernatione Dei. VII 2. 8–12). Г. расселились среди галло-римлян, получив часть земли (2/3 пахотных земель и 1/2 лесов и лугов), часть рабов и колонов, домов и хозяйственных построек, долю скота и инвентаря. Наделы выделялись за счет гос. домена и крупных земельных собственников. Вестготское королевство рассматривалось как составная часть империи, ее федератское образование, призванное поддерживать существующее социальное устройство и порядок в юго-зап. Галлии, защищать ее от варварских нашествий. В 422 г. преемник Валлии конунг Теодорих (Теодерид) I (418–451) отправил в Испанию отряд тулузских Г.-федератов, к-рые в составе рим. войск выступили против вандалов ( Hydatius. Continuatio chronicorum. An. 422). В 446 г. гот. федераты приняли участие в походе против испан. свевов (Ibid. An. 446). В 451 г. на стороне рим. полководца Аэция вестготы сражались с гуннами на Каталаунских полях ( Sidon. Apol. Carmina. VII 316; Iord. Get. 190, 192; Fredegarius. Chron. II 53). В этой битве погиб Теодорих I, его сын и преемник Торисмунд (451–453) едва не попал в плен ( Iord. Get. 209, 211). В правление конунга Торисмунда проявились антирим. настроения вестготов. Они вели войну с союзниками Рима — аланами, безуспешно пытаясь взять главный город Галлии Арелат (совр. Арль). 3-й тулузский конунг Теодорих II (453–466) проводил прорим. политику, он активизировал отношения с империей, послав в 454 г. войска федератов в Испанию для подавления восстания багаудов, и выступил против испан. свевов ( Hydatius. Continuatio chronicorum. An. 457, 460). Политический вес и авторитет Вестготского королевства возрастали с его территориальным ростом. При всяком удобном случае Г. стремились расширить свои владения. Правление Теодориха II завершило начальный этап экспансии тулузских вестготов. К территории, выделенной им по договору 418 г., они присоединили Нарбонскую и Новемпопуланскую провинции Галлии. Вестготское королевство эпохи Эвриха

http://pravenc.ru/text/531505.html

Датировка сборника, в состав которого входит Рогожский летописец, длительное время вызывала споры. Н. П. Лихачев на основе анализа водяных знаков (правда, не всех листов, а лишь тех, на которых «знак более или менее заметен») пришел к выводу о написании сборника в 40-х годах XV в. 107 Н. П. Попов отнес почерки основной части сборника к концу XV в. (а при допущении архаичности почерков, даже к первой четверти XVI в.) 108 . Более правильным представляется мнение Н. П. Лихачева: сравнение с рукописями второй четверти XV в. убеждает, что почерки Рогожского сборника вполне укладываются в это время. Согласился с заключением Н. П. Лихачева также В. А. Кучкин (но только в отношении Рогожского летописца, который датирован им концом 40-х годов XV в.) 109 . По предположению Я. С. Лурье, Рогожский летописец составлен не ранее 50-х годов XV в. (времени пребывания Дмитрия Шемяки в Новгороде), список его по своим палеографическим данным немногим позднее этих годов 110 . Последнее по времени описание Рогожского сборника принадлежит Л. Л. Муравьевой 111 , но в методическом отношении оно не идет далее исследования Н. П. Лихачева: варианты знаков не рассмотрены, новых филиграней не выявлено (Лихачевым указано только 7 филиграней, на самом деле их больше), вместо потетрадного принципа описания филиграней применен ничего не значащий способ полистной фиксации, неправильно определено время реставрации рукописи (XVIII в., на самом деле – 30–40-е годы XIX в.). В итоге датировка древней части Рогожского сборника становится расплывчатой: к 40-м годам XV в. (к которым склонялся Н. П. Лихачев) исследовательница прибавляет возможность написания рукописи в 50-х годах XV в. В связи с существованием разноречивых мнений, высказанных в литературе по поводу датировки Рогожского сборника, и учитывая, что Н. П. Лихачевым определены не все водяные знаки и не указаны границы различных почерков, дается новое описание рукописи. Рогожский летописец находится в составе сборника РГБ, ф. 247 (Собр. Рогожского кладбища), 253. Рукопись в 4°, на 453 листах (по карандашной нумерации в правом углу листов). Кодекс реставрирован и переплетен в 30–40-х годах XIX в. Переплетная бумага и л. 1–2, 401–402, 451–453 без филиграней, эта же бумага использована для подклеек; на л. 3–10, 450 имеются филиграни: лилия с литерами УУФ и лилия с литерами НсП 112 . Л. 1–3, 401–402, 451–453 чистые. На л. 4–5 об. помещено оглавление; реставрированный текст – на л. 6– 10 об., 450–450 об. Одним почерком писаны л. 4–10 об., 450–450 об. (искусственный полуустав XIX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

16 Аларих I, король готов (395—410), вывел готов с Балкан и повел на Константинополь в 395-м году. 17 Аркадий, римский император (395—408) и Гонорий, римский император (395—423). 18 Происхождение Радагайса спорно. Предположительно, он возглавлял остроготов. 19 Взятие Аларихом Рима случилось в 410-м г. 20 Атаульф, король готов (410—416). 21 Сигерих, король готов (416). 22 Валия, король готов (416—19). 23 Констанций был в то время magister militum Запада империи. 24 Гибралтарский пролив. 25 Теодерид, известный так же как Теодорих I, король готов (419—51). 26 Валентиниан III, римский император (425—54). 27 Моралитэ Исидора связано с тем, что Литорий был язычником, а победившие готы христианами. 28 Битва на Каталунских полях случилась в 451-м году. 29 Маркиан, римский император (450—57). 30 Аттила умер в 453 г. 31 Торисмунд, король готов (451—53). 32 Теодорих II, король готов (453—66). 33 Авит, римский император (455—57). 34 Рехиарий, король свевов (448—56). 35 457 г. 36 Мальдра, король свевов (456—60). 37 462 г. 38 Лев I, римский император (457—74). 39 Эврих, король готов (466—84). 40 468 г. 41 Эти компании имели место в 472—3 гг. 42 Зенон, римский император (474—91). 43 Аларих II, король готов (484—507). 44 Хловис, или Хлодвиг, король франков (481—511). 45 Битва при Воилье (Вуайе) случилась в 507 г. Она привела к вытеснению везиготов из Тулузы. У них остались только Испания и Нарбоннская Галлия. 46 Теодорих Великий, король остроготов (489—526). 47 Одна из дочерей Теодориха Великого была замужем за Аларихом II. 48 Анастасий, римский император (491—518). 49 Гезалих, король готов (507—11). 50 Гундобад, король Бургундии (ум. 516). 51 Одоакр был военачальником свергнувшим последнего римского императора Запада Ромула Августула в 476 г. Мало вероятно, что он был остроготом. В 488 г. Теодорих Великий вторгся в Италию по поручению императора Зенона. В 493 г. Одоакр был схвачен и казнен. 52 Теодорих Великий фактически правил государством везиготов с 511 по 526 г, как регент малолетнего Амальриха, сына Алариха II и дочери Теодориха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3428...

Евгений, главным образом на основании Регламента и указов 445 , строго хронологически следит за возникновением духовных училищ, иногда отмечая, впрочем, не самый год основания школы, а только год издания указа об этом основании (стр. 440–441). Его внимание обращено, при этом на: 1) основателей училищ, каковыми были большею частию епархиальные преосвященные (стр. 421, 422, 424, 425, 426, 482, 488, 484, 485, 442, 444, 446, 449, 450, 451 и 452), 2) заботы правительства о подготовке учителей (стр. 427, 451 и 453), 3) состав и количество учащихся (стр. 421, 423, 424, 425, 626, 429, 434, 436–441, 449, 458 и 454) и на распоряжения высшей власти о наборе учеников для школ (стр. 427, 428, 482, 435–441, 445 и 446), 4) число классов в школе (стр. 421, 425, 428, 429, 433, 434, 435, 442 и 443), 5) сумму «казенного жалованья», ассигновавшегося в известное время и на известное училище (стр. 421, 425, 430, 431, 432, 433, 434, 435, 442–447, 449 и т. д. до конца), а также на частные источники содержания (стр. 422, 423, 426, 437 и 443), 446 и 6) учебный курс (стр. 423, 424, 425–429, 430–433, 436, 438, 444 и 451), без указания, впрочем, программ и руководств с учебниками. 447 Что касается причин, вызывавших время от времени разные училищные реформы, порядка назначения и состава учителей, внутренней жизни училищ и их непосредственных управителей, – об этом, за весьма редкими исключениями (стр. 480 и 431), преосв. историк умалчивает, точно также, как молчат на этот раз почти все оффициальные указы, гласящие об открытии духовных школ. Но за то Евгений иногда сообщает сведения о высшем управлении, контроле и соподчинении наших духовных училищ (стр. 423, 428–429, 432, 435–36, 440, 425, 447 и 450). Исключая академий и семинарий, эти последние не имеют у него определенного и постоянного названия, а называются, смотря по обширности курса, то высшими, то нисшими или «нижними» (стр. 424, 425, 426, 427, 433, 434 и 444), или же никак не называются, но тем не менее различаются (стр. 423, 425–6, 428, 429 и 430).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

506 Описание документов и дел, хранящ. в архиве св. правительствующего Синода, т. I, прилож. I, IV–V, СПБ. 1868. 507 Acta eruditorum, Calendis Maji, p. 226, Lipsiae 1729; Genius Stephani Javorscii.., p. 19. Ao. 1730. 508 «Рассуждение о книге «Камень веры», Рукоп. СПБ. Импер. публич. Б-ки. F. XVII, 11, л. 45; ср. «Возражение на пашквиль лютеранский, нареченный молоток на книгу камень веры…». рукоп. той же Б-ки. F. I. 190, л. 30 обор. 515 Полное собр. постановл. и распоряж. по вед. правосл. основ. рос. Империи, т. VI, стр. 108, СПБ. 1889 г. 518 Полн. собр. постановл. и распор. по вед. прав. испов. рос. Импер., т. VI, стр. 391, 339; срав. указы и дела москов. синод. типогр. 1728 г., связ. 218, лл. 16 и 20. 521 Отношение русск. правительства в первой половине XVIII стол. к протестантским идеям. Д. Извекова Ж. М. П. Просв. 1867 г., м. октябрь, стр. 76. 523 Дела московской синодальной типографии 1732 г., связка 241, л. 595; срав. дела архива св. Синода 1755 г., 35, л. 3. «Камень веры» М. 1728, стр. предисл. 1–5, 3, 4–7, 10–11, 12–18, 19–26, 27–37, 38–40, 44–46, 73–74, 72–79, 93–106, 119–127, 133–134, 136–137, 138–140, 144–151, 153–155, 156–159, 159–163, 163–170, 170–179. 535 Срав. «Догмат о св. Евхаристии…», стр. 3–4, 5, 18–20 и «Камень веры», стр. 303–306, 311–312, 360–363. 536 Срав. «Догмат о св. Евхаристии…» стр. 28, 29, 30, 31, 32, 32–33, 33, 33–34, 34, 35, 35–36, 36–37, 37–38, 38–39, 39–40, 47. «Камень веры», стр. 395–397, 398, 399–407, 408–412, 412–422, 422–427, 427–429, 429–430, 431–434, 438–440, 441–443, 443–444, 445–447, 448–451, 451–453, 453–466. «Камень веры». стр. 923–928, 934–935, 937–952, 955–958, 960–972, 976–1000, 1000–1031, 1031–1062. «Камень веры», стр. 625–626, 627–628, 630–632, 654–656, 660–661, 662–663. «Догмат о преданиях, по Стефану Яворскому ». М. 1892, стр. 1, 20–21, 23–27, 27, 28, 29, 31, 35 и 38. Кроме того, опущена вся шестая глава положительной части «Камня веры» о соборах (стр. 729–740). 689–692, 703–707, 707–729, 741–742, 745–746, 746–748, 750–753, 758–760, 766–776.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010