На иконах др. извода А. Р. изображен в молении Богородице стоящим на камне в водах Волхова на фоне основанного им мон-ря,- напр., на иконах: кон. XVI в. (ГТГ); кон. XVI в. из собора Покрова на Рву (ГИМ) с надписью: «а се труд мой, [Госпо]же моя Пречистая, имже строех Сына ради Твоего»; 1680 г., письма Семена Никитина (ПИАМ); XVII в. (ГИМ); XVII в. из Соловецкого мон-ря (АМИИ); нач. XVIII в. (ГРМ); на фреске 1702 г. в Знаменском соборе Новгорода. Мон-рь показан с запада, со стороны реки, постройки воспроизводятся с разной мерой условности; иногда изображена только деревянная стена со святыми вратами, как на иконе XVII в. (Народный музей. Краков). Иконы XVII в. (ГЭ) и 1-й пол. XVIII в.? (ГМЗК) совмещают черты обоих изводов. На иконе 1-й пол. XVIII в. (ГРМ) у преподобного в правой руке развернутый свиток и пальмовая ветвь, мон-рь представлен необычно: не со стороны Волхова, а с юга, со стороны города. На двусторонней выносной иконе кон. XVII в. северных писем (ГЭ) в руках святого, стоящего фронтально, макет храма и развернутый вверх свиток с текстом: «Терпя потерьпехъ Г[оспо]да внят ми оуслыш». В приделе прп. Онуфрия Великого Рождественского собора Рождества Богородицы мон-ря находилась икона А. Р. «со свитком и видом соборной церкви» (НГОМЗ ОПИ. Д. 11820. Л. 22 об.). Сохранились памятники с еще одним типом изображения А. Р.: прямолично, в рост, облаченным в схиму, с куколем на голове, благословляющей десницей и свитком в левой руке. Наиболее древним является резной рельефный образ с крышки первой деревянной раки А. Р. (ГРМ), созданный в 1573 г. (до канонизации святого) новгородским резчиком Евтропием Степановым . Этот же тип изображения святого представлен на 2 покровах - 1633 г. и кон. XVII в. (НГОМЗ). Примером включения А. Р. в деисусный ряд иконостаса является икона нач. XVIII в. сев. писем (ГЭ), на к-рой преподобный изображен держащим свиток, а также подписная икона 1778 г. работы И. В. Минина (СГИАПМЗ), происходившая из придела Трех святителей ц. Входа Господня в Иерусалим дер. В. Мудьюга (Архангельская обл.). Образ А. Р. присутствует в изображениях Собора Новгородских чудотворцев, напр. на иконе 1721 г. (ГЭ), на иконе Божией Матери «Знамение» с деисусом и избранными святыми, кон. XVII - нач. XVIII в. (ГРМ).

http://pravenc.ru/text/116106.html

Евфимием Суздальским в правой группе преподобных на иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА и сер.- 2-й пол. XIX в. из моленной в дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70), 1-й четв. XIX в. из собрания Г. В. Лепса ( Юхименко, Горшкова. Иконы: собр. Г. Лепса. 2012. С. 128-131. Кат. 34), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; см.: Icônes russes: Les saints/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. В островерхом куколе со свитком в руке (надпись: «п козма юрье(в)») К. представлен прямолично на одной из минейных икон рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ). Изображения К. в редких случаях вводились в программы церковной стенописи: напр., он был написан среди рус. святых в сев.-зап. части храма Христа Спасителя в среднем ряду на стене лестницы, ведущей на хоры, назван Владимирским (70-е гг. XIX в.- Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). Образ К. включен в одну из групп подвижников XV в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (роспись в академической манере иеродиаконов Паисия и Анатолия, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновления - 70-е гг. XX в., ок. 2010). В иконописи XX в. образ К. встречается в группе Владимирских чудотворцев на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой) в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной по благословению свт. Афанасия (Сахарова): на иконах 1934 г., 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Иконописец мон. Иулиания/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85, 100), а также на их списках кон. XX - нач. XXI в. Под 14 окт. он изображен с непокрытой головой на подготовительном эскизе (с пометой «рус») кон.

http://pravenc.ru/text/2458773.html

А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960; Ивина Л. И. Копийная книга актов Симонова мон-ря XVII в.//ПИ. 1962. Т. 10. С. 235-254; она же. Вкладная и кормовая книга Симонова мон-ря//ВИД. 1969. Сб. 2. С. 229-240; она же. Крупная вотчина Северо-Вост. Руси в кон. XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979; Каштанов С. М. Социально-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967; Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне 1-й четв. XVIII в. М., 1977; Баталов А. Л. Четыре памятника архитектуры Москвы кон. XVI в.//Архит. наследство. 1984. Вып. 32. С. 47-53; он же. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Выголов В. П. Архитектура Московской Руси сер. XV в. М., 1988; Кучкин В. А. Начало моск. Симонова мон-ря//Культура средневек. Москвы. М., 1995. С. 113-121; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1; Шокарев С. Ю. Источники по истории некрополя Симонова мон-ря//Исслед. по источниковедению отеч. истории (до 1917 г.). М., 1998. С. 30-52; Давиденко Д. Г. Погубленный музей//Моск. ж. 1997. 11. С. 39-43; он же. Моск. Симонов мон-рь: Комплексное ист.-краевед. исслед.: Дис. М., 2000. Ркп.; он же. О статусе и подведомственности моск. Симонова мон-ря в кон. XIV в.//Религии мира: История и современность. М., 2004. С. 67-84; он же. Худож. жизнь и сохранение церк.-археол. древностей в моск. Симоновом мон-ре//Город, музей, мон-рь: История и поиски путей развития. Звенигород, 2004. С. 103-116; он же. Архивы моск. Симонова мон-ря: История формирования и судьба док-тов в XIV-XX вв.//Архивы РПЦ: Пути из прошлого в настоящее. М., 2005. С. 36-45; он же. Моск. Симонов мон-рь в эпоху Смуты//ВИ. 2009. 10. С. 153-160; Памятники архитектуры Москвы: Юго-вост. и юж. части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII в. М., 2000; Симонов мон-рь: К 625-летию основания обители. М., 2004; Благословение прп. Сергия. М., 2005; Культура средневек. Москвы: Ист. ландшафты. М., 2005. Т. 2: Домен моск. князей в городских станах, 1271-1505 гг./С.

http://pravenc.ru/text/2564232.html

В печатной графике, в частности на изданных Соловецким мон-рем гравюрах XVIII-XIX вв. с видами обители, Г. с непокрытой головой или в куколе введен в состав групп Соловецких святых, молящихся на облаках образу Преображения Господня, и в житийные клейма: на листе 1744 г. И. и А. Зубовых (ГМИИ) Г.- крайний справа, с окладистой раздвоенной бородой, на листе 1768 г. М. И. Махаева - с 8 клеймами чудес (ГМИИ, доска - СГИАПМЗ; композиция воспроизведена на иконе кон. XVIII в. в правом приделе нижней церкви Николо-Богоявленского (Морского) собора в С.-Петербурге), на листах 1772 г. Л. Зубкова, его же 1791 и 1802 гг.- с планом Соловецкого архипелага, 1827 г.- с 6 Соловецкими святыми, 1837 и 1852 гг.- фигуры святых крупным планом и др.; эстампы вновь отпечатаны со старых досок ок. 1884 г. (оттиски, напр.- ЦАК МДА). Гравюры небольшого размера находятся в сборнике житий Соловецких преподобных нач. XIX в. (РНБ. Ф. 487 (Н. М. Михайловский). 378 Q. Л. 9 об., 38 об.- раскрашенный вариант 1795). Подобные композиции с видом обители и 4 святыми воспроизводились и на эмалевых иконках XIX в. (Егорьевский ист.-худож. музей); на др. представлено 5 святых с Г. (ЦАК МДА). В Соловецком патерике (М., 1895) помещена хромолитография с изображением Г., изданная в с.-петербургской литографии Веферс, на к-рой святой представлен в рост, с куколем и окладистой бородой средней величины (эстамп 1903 - РГБ). В Соловецком мон-ре, где было свое литографское производство, в кон. XIX в. популярностью пользовался лист «Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители» 1889 г. (СГИАПМЗ). Аналогичный эстамп, возможно с того же оригинала, был отпечатан в 1881 г. в литографской мастерской ТСЛ (РГБ), где в числе 6 Соловецких чудотворцев, стоящих на облаках над изображением мон-ря, Г. помещен крайним справа, в куколе, со скрещенными руками. В нач. ХХ в. мон-рь заказывал цветные литографии с изображением Г. также в литографии Е. И. Фесенко в Одессе. В составе Собора рус. святых погрудное изображение Г. имеется на прориси с иконы 1814 г. мастера П. Тимофеева, хранившейся в музее СПбДА (ГРМ),- в левой группе преподобных; на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - в рост, в 1-м ряду правой группы преподобных; на иконе 1-й пол. XIX в. (НКПИКЗ); в числе подвижников XV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Образ Г. присутствует на иконе «Собор святых, в земле Карельской просиявших» кон. XIX - нач. XX в. из иконостаса храма во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных отцов - просветителей Карельских семинарии в Куопио (ЖМП. 1974. 12. С. 20). В иконографии Всех святых, в земле Русской просиявших, разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (2 иконы в ризнице ТСЛ), группа Соловецких святых с Г. представлена на острове, на фоне обители.

http://pravenc.ru/text/164711.html

Иваново-Вознесенская, Владимирская, Костромская и Ярославская губернии. 11 марта 1936 г. Ивановская промышленная обл. прекратила существование, на части ее территории была образована И. о. (включала 3 уезда бывш. Владимирской губ. и 7 уездов бывш. Костромской губ., делилась на 19 районов). 3 февр. 1994 г. Сокольский р-н И. о. перешел в Нижегородскую обл. Свящ. Синод РПЦ 26 дек. 1995 г. передал приходы в Сокольском р-не Нижегородской и Арзамасской епархии. Религия Церковь Воскресения Христова в Плёсе. 1-я пол. XIX в. Фотография. 2000 г. Церковь Воскресения Христова в Плёсе. 1-я пол. XIX в. Фотография. 2000 г. Границы И. о. совпадают с границами Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии РПЦ. К кон. 2007 г. в Иванове действовал приход Русской правосл. старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия ). Католич. Церковь представлена в области общиной в Иванове. К кон. 2007 г. в И. о. действовали общины протестант. направления: центральное и 5 местных объединений евангельских христиан- баптистов , 14 общин пятидесятников , 8 общин адвентистов седьмого дня. Община евангельских христиан-баптистов была впервые зарегистрирована в И. о. в кон. 1966 г., в 1975 г. она насчитывала 6 чел., в 1985 г. в И. о. действовали 2 зарегистрированные общины евангельских христиан-баптистов и 9 незарегистрированных. В 1985 г. в области была зарегистрирована община адвентистов седьмого дня. С этого же года фиксируется неофиц. деятельность группы христиан веры евангельской - пятидесятников. Иудаизм в области представлен 2 объединениями хасидского направления: в Иванове и Кинешме. В марте 2004 г. в Иванове начал работу центр евр. культуры. В окт. 2003 г. в Иванове и Шуе открылись мечети, к кон. 2007 г. в И. о. было зарегистрировано мусульм. региональное объединение. Новые религ. движения в И. о. к кон. 2007 г. были представлены 5 общинами свидетелей Иеговы, «Церквами объединения» (Муна) (1 община), Церковью последнего завета (1 община), Церковью полного Евангелия (1 община), Новоапостольской церковью (1 община).

http://pravenc.ru/text/200505.html

90 . Вознесение. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 91 . Вознесение. Новгородская икона. 1543 г. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 92 . Сошествие Св. Духа. Миниатюра греческого евангелия XII в. из монастыря св. Пантелеймона. Афон. 93 . Сошествие Св. Духа на апостолов. Миниатюра армянского евангелия. Сер. XIII в. Ереван, Матенадаран. 94 . Сошествие Св. Духа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 95 . Успение. Новгородская (?) икона. Кон. XII – нач. XIII в. ГТГ. 96 . Успение Богоматери. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 97 . Штамп для просфоры с изображением рыбы. Египет. VII в. Москва, ГМ VI им. А. С. Пушкина. 98 . Орел, держащий крест в клюве. Рельеф на стелле. Египет. XV-XVII вв. Москва, ГМ VI им. А. С. Пушкина. 99 . Блюдо с гравированным изображением Христа в окружении трех голубей. Херсонес. V в. Петербург, Государственный Эрмитаж. 100 . «Добрый пастырь». Статуя из Вифании (Малая Азия). V в. (?). Петербург, Государственный Эрмитаж. 101 . Спас Нерукотворный. Лицевая сторона двусторонней выносной иконы. Новгород. Кон. XII – нач. XIII в. 102 . Спас в силах. Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире. XV в. ГТГ. 103 . Христос Пантократор. Мозаика. Ок. 1180–1194 гг. Монреале, собор. 104 . «Предста царица». Новгородская икона. 2-я пол.кон. XV в. ГТГ. 105 . Отечество и избранные святые. Новгородская икона. Кон. XIV в. ГТГ. 106 . Богоматерь Одигитрия. Суздальская икона. XV в. Загорский историко-художественный музей-заповедник. 107 . Богоматерь с младенцем и ангелы. Мозаика. 3-е десятилетие VI в. Равенна, базилика Сан Аполлинарио Нуово. 108 . Богоматерь с Младенцем. Фреска. Ок. 1040 г. Охрид, собор св. Софии. 109 . Богоматерь с Младенцем между императорами Юстинианом и Константином. Мозаика. 2-я пол. X в. Константинополь, собор св. Софии. 110 . Богоматерь с Младенцем. Миниатюра. Эчмиадзинское евангелие. 989 г. Ереван, Матенадаран.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ВАСИЛИЙ Емельянович Кондратьев (1887-1937), мч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Шикалов (1875-1937), мч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (1816-1869), св. прав. (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ Петрович Кадомский (1776 (1775?), блж., Христа ради юродивый (пам. 2 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ (кон. XIII - нач. XIV в), св. блгв. кн. ярославский., (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI - XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_12.html

ВАСИЛИЙ (Эрекаев Василий Егорович; 1879-1937), иером., прмч. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ († 1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ Афанасьевич Александрин (1872-1942), псаломщик, мч. (пам. 13 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Максимович Архипов (1876-1938), псаломщик., мч. (пам. 1 марта., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Алексеевич Виноградов (1891-1937), свящ., мч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Киреевич Ежов (1867-1937), мч. (пам. 4 сент. в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Сергеевич Иванов (1869-1938), староста, мч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Емельянович Кондратьев (1887-1937), мч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Шикалов (1875-1937), мч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ (кон. XIII - нач. XIV в), св. блгв. кн. ярославский., (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_14.html

Образ И. вводился в Собор Угличских святых: на иконе нач. XVIII в. (УИХМ) святой предстоит Спасителю крайним справа в 1-м ряду (правая рука с раскрытой ладонью, в левой свиток), рядом с блгв. кн. Романом Угличским; на пяднице кон. XVIII в. из частного собрания И. с седой бородой (руки со свитком в молении) - крайний слева, возле преподобных Кассиана Учемского и Паисия Угличского. В составе Соборов рус. святых И. в схиме включен в правую группу блгв. князей и княгинь на иконах поморского извода: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК; надпись: «Кн(з) urhamiu oyrлeцkiu»), 1814 г. письма Петра Тимофеева из старообрядческой Зеленковской моленной и XIX в. (обе в ГРМ), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) святой в виде средовека в монашеском одеянии и в куколе представлен в 4-м ряду слева, с надписью на нимбе: «Прп(д) I w аннъ Кн # (з)». На иконе «Образ святых Российских чудотворцев» сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ, см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53) - необычное изображение И. в княжеских одеждах, с непокрытой головой (в 7-м ряду крайний слева). В иконописи XX в. образ И. встречается на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», написанной мон. Иулианией (Соколовой) в 1934 г. (ризница ТСЛ - келейный образ свт. Афанасия (Сахарова); списки нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в.- ТСЛ, СДМ), а также на списках кон. XX - нач. XXI в., напр. на иконах из московских церквей свт. Николая Чудотворца в Клённиках (1997, Н. Е. Алдошина) и равноап. кн. Владимира (2001, М. Проскурова), из вологодской ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках (2004-2005, Н. В. Масюкова, см.: Совр. иконопись: Москва/Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 52-53, 110-111). И. представлен в группе Вологодских чудотворцев 4-м справа во 2-м ряду, над прп. Димитрием Прилуцким. В кон. XX - нач. XXI в. для Спасо-Прилуцкого монастыря были созданы произведения церковного искусства по местным иконописным образцам XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. С. 86). Большую популярность в рус. культуре имело унаследованное от визант. традиции сопоставление образов свт. Николая Чудотворца и И., что повлияло на распространение их парных изображений, в т. ч. в составе деисусного чина. В Византии сравнение этих святых изначально возникло в лит-ре. В текстах Похвальных слов свт. Николаю Чудотворцу, составленных в IX в. церковными писателями Георгием Хартофилаксом, Никитой Пафлагонским и анонимным автором, святитель сравнивается с праотцами, пророками, и в частности с И. По мнению Смирновой, на Руси подобное сопоставление отчасти утратило первоначальный смысл, соединив святых, к к-рым наиболее часто прибегали в молитве ( Смирнова. 2004. С. 164). Иконы с изображением избранных святых были наиболее распространены в искусстве Вел. Новгорода, как правило это ростовые образы: «Прор. Илия среди избранных святых» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ); «Избранные святые прор. Илия, Николай Чудотворец, Анастасия» из собрания Анисимова (2-я пол. XV в., ГТГ; Там же. Кат. 29. Инв. 17310); средник складня «Святые прор. Илия, Николай Чудотворец и Иоанн Креститель» из Никольской ц. дер. Вегоруксы в Карелии (кон. XV в., ГРМ); «Святые Николай Чудотворец, прор. Илия и Георгий Победоносец» из собрания Л. К. Зубалова (нач. XVI в., ГИМ); северная икона из собрания Н. П. Лихачёва «Апостолы Петр и Павел, прор. Илия и сщмч. Власий Севастийский» (сер. XVI в., ГРМ) и др. Свт. Николай Чудотворец и И. изображены в верхней части новгородской иконы «Рождество Богоматери, с избранными святыми» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Сохранился пример сочетания образа свт. Николая Зарайского и «Огненного восхождения прор. Илии» из ц. сщмч. Власия Севастийского погоста Волнаволок на Пидьмозере (кон. XVI в., ГЭ). На новгородской софийской таблетке, датируемой кон. XV в. (НГОМЗ), и на таблетке 2-й пол. XVI в. из состава 2-сторонних икон-святцев собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (?) (ГВСМЗ) И. представлен с преподобными Пименом Великим и Моисеем Муриным. Известно о существовании в XV в. чудотворной Колочской иконы Божией Матери , на «затворце» к-рой с одной стороны находился образ свт. Николая Чудотворца, а с др.- И. (ПСРЛ. Т. 18. С. 338-338 об.).

http://pravenc.ru/text/389301.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010