См.: AlpatoffM. Der Tod in der altrussischen Kunst//Das Kunstblatt. 1927. Haft. 1. Abb. S. 35. 927 См.: Лаурина В. К. Об одной группе новгородских провинциальных царских врат//ДРИ: Художественная культура Новгорода. М.. 1968. С. 145–178. 929 Иконы «Тайная вечеря» (КМРИ), «Снятие со креста», «Положение во гроб» (обе – ГТГ). Кроме того, сохранились «Воскресение» (ГГГ; см.: Гам же. Ид. 80. 84. 85. 88) и «Вознесение» (Сергиево-Посадский музей); См.: Воронцова Л. М. Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации. Сергиев Посад. 1996. Кат.З. 931 Смирнова Э. С. Московская икона... Кат. 165–169. С. 37, 38, 299, 300; Рыбаков А. Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII XVIII веков. М.. 1995. С. 118, 120. Ил. 128–132. 933 Седов Вп. В. Собор и колокольня Корнилиево-Комельекого монастыря: Утраченные памятники архитектуры XVI в//История и культура Ростовской земли. 1993. Ростов, 1994. С. 103–106. 935 Качурин Г. Л. Иконостас Новоспасского монастыря и его роль в русской художественной жизни XVII в//Материальная база сферы культуры: Монаетыри-культурные центры Отечества/Научно-информационный сборник. М., 1997. (РГБ, «Информкульту- ра»). Вып. 2. Схема с. 78. 937 Смирнова Э. С.. Лаурина В. К, Глрдиенко Э. А. Указ.соч. Кат. 8. С. 76, 78, 208,209. Ил. С. 73.412,413. 938 Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода: Середина XIII – начало XV века. М., 1976. Кат. 23, 31, 32, возможно – 37. С. 230, 231, 246–249, 257, 258. Ил. с. 338, 351–358, 373Смирнова Э. С., Лаурина В. К, Гордиенко Э. А. Указ.соч. Кат. 4. С.      192–198. Ил. С. 390–393. 940 См.: Филатов В. В. Иконостас... С. 78–81. Ил. С. 78–81; Гордиенко Э. А. Большой иконостас... С. 215; Гордиенко Э. А., Трифонова А. И. Каталог серебряных окладов Новгородского музея-заповедника//Музей’6: Художественные собрания СССР. М., 1986. Кат. 3. С. 220, 221, 223. Ил. С. 221 (перечень икон дается по последнему изданию; судя по композиции сцены «Взятие под стражу», она может быть интерпретирована как «Поругание Христа, см.: Лепекова О.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Весьма примечательна в этой связи судьба знаменитой иконы «Зырянской Троицы» ( илл. 13 ), являвшейся храмовым образом Троицкой церкви Вожемского погоста Яренского уезда Вологодской губернии, которую после обретения в 1788 г. перенесли в Вологду, где она «сначала была поставлена в холодном кафедральном соборе на правой стороне, против епископского места» . Икона Живоначальной Троицы входила в праздничный ряд новгородского иконостаса конца XV b. из Никольского Гостинопольского монастыря, в состав праздников первой трети XVI b. (Дом-музей Корина П. Д.), в котором за «Троицей» следует «Преображение» согласно святцам, в праздничный цикл иконостаса начала XVI b. из собрания Ханенко В. Н. (КМРИ), где «Троица» изображена перед «Сошествием Святого Духа». Для монастырской церкви св. Димитрия Мироточивого в Поле (Псков) при новгородском архиепископе Макарии были написаны ок. 1534 г. деисусный и праздничный чины таким образом, что на одной доске изображен сюжет из праздничного чина и под ним фигура святого из Деисуса. Благодаря этому устанавливается строгая последовательность праздников, при которой «Живоначальная Троица» рублевского извода изображена на одной доске со свт. Николаем ( илл. 14 ) и располагается вслед за «Вознесением» (вместе с ап. Павлом) и перед «Успением» (со св. Димитрием). Тогда же при свт. Макарии был написан праздничный чин в церковь Архангелов Михаила и Гавриила в Городце (Псков), в котором изображение Гостеприимства Авраама ( илл. 15 ) предшествует «Благовещению» и размещается в начале всего чина, напротив жертвенника . Среди новгородских памятников середины XVI b. «Троица» входила в состав спасо-нередицких праздников, в праздничный ряд иконостаса Рождественского придела Софийского собора, где праздники написаны также на одних досках с Деисусом, в цикл праздников иконостаса 1558 г. из церкви Петра и Павла в Кожевниках (причем для последних двух ансамблей зафиксирована триодная последовательность праздников), в состав праздников иконостаса 1560-х гг. из Рождественского собора Антониева монастыря.

http://bogoslov.ru/article/6192220

Афанасий. 1764 г. обучался в школе аналогии; вскоре вышел из семинарии. Ефим Андреевич. 1772 г. утверждено место дьячка в Нижнем Ландехе (Арх. Суз. кон. 1774 г., 251). В 1774 г. считался в грамматике и был в бегах, см. выше, стр. 130. Никитин Василий. 1771 г. обучался в школе аналогии. выше, стр. 105. Никитский Алексей Никит. Взять в семинарию 1763 г. 1776 г из философии – свящ., к Шуйскому Воскресенскому собору (Арх. Суз. кон. 1776 г., Никифоров Дмитрий. 1771 г. обучался в школе аналогии. Николаев Иван. 1771 г. обучался в аналогии. Николаев Михаил. 1771 г. обучался в аналогии. Николин Алексей. Взят в семинарию 1783 г. Из богословии выбыл в 1797 г. учителем Владимирского дух. училища (Семинарские Ведомости 1797 г.). 1799 г. – свящ. Мироносицкой г. Владимира церкви. Николин Иван Яков. Поступил в семинарию 1782 г. 1798 из богословии выбыл в Переславское училище учителем (Семин. Вед. 1798 г.). Никольский Пётр Андреев. 1700 г. обучался в аналогии; вскоре вышел из семинарии. Новиков Макар Григ. Взят в семинарию 1768 г. 1771 г. обучался в инфиме. Новицкий Фёдор. 1768 г. обучался в аналогии; вскоре вышел из семинарии. Новосельский Василий. 1785 г. из риторики – в С.-Петербург для обучения в нормальной школе (Арх. Суз. кон. 1785 г., 58). Новосельский Иван. 1788 г. обучался в школе грамматики. 1798 г. из богословии – в с. Обезово, Суз. окр„ священ. (Арх. Влад. кон. 1798 г., Новосельский Иван. 1788 г. обучался в школе информатории. 1799 г. из богословии – свящ. в с. Благовещенское (Арх. Влад, кон. 1799 г. Доп. 2). Новосельский Михаил Григ. Поступил в семинарию 1784 г. 1792 г.–в Московский университет (Арх. Суз. кон. 1792 г., 232). Новосельский Михаил Иван. Учитель Суздальской семинарии, См. выше, стр. 86. Новский Александр Дм. Поступил в семинарию 1769 г. См. выше, стр. 136. _________________________ Овсяников Николай Иван. 1788 г. обучался в школе, информатор. 1794 г. – свящ. в с. Большую Ламну, Вязн. окр. (Арх. Суз. кон. 1794 г., 125). Лев Леонт. 1784 г. изъ синтаксимы – во Владимирское губернское правление для определения в приказный чин (Арх. Суз. кон. 1784 г., 203).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Светиков Афанасий Иван. Поступил в семинарию 1778 г. 1784 г. из грамматики – свищ, в с. Светиково, Суз. окр. (Арх. Суз. кон. 1784 г. 107). Светиков Ефим Ив. Поступил в семинарию 1782 г. 1788 г. обучался в риторике. 1789 г. из философии – свящ, в с. Светиково, Сузд. окр. (Арх. Суз. кон. 1789 г., Светяковский Иван 1764 г. обучался в школе аналогии. В ведомости за этот год отмечен: «плох, но малолетен». Вскоре вышел из семинарии. Святухин Григорий Григ. Поступил в семинарию 1766 г. 1772 г. из пиитики – копиистом Суздальской духовной консистории (Арх. Суз. кон. 1772 г., Селецкий Иван. В 1788 г. обучался в школе информатории. Селецкий Михаил. 1787 г. -как ученик богословии был информатором Суздальской духовной семинарии. См. выше, стр. 92. Селецкий Фёдор Мих. Поступил в семинарию 1768 г. 1779 г. – свящ, в с. Сельцо, Суз. окр. (Арх. Суз. кон. 1779 г., 310). Семеновский Василий. 1788 г. обучался в информатор. 1799 г. утверждено место пономаря в с. Семёновском (Арх. Суз. кон. 1790 г., 375), 1792 г. из аналогии исключён за малоуспешность (Там же, 1792 г., 118). Семеновский Дмитрий, 1785 г. из риторики отправлен в С.-Петербург для приготовления в народные учителя Владимирского наместничества (Арх. Суз. кон. 1785 г., 58). 1788 г. учитель народного училища в г. Суздале (Труды Влад. Учен. Арх. Ком, стр. 151). Семеновский Иван. В 1788 г. обучался в школе поэзии. 1792 г. из риторики–свящ. с. Ельтесунова (?) (Арх. Влад. кон. 1792 г., 70). Семеновский Иван Петр. Поступил в семинарию 1763 г. 1771 г. исключён из семинарии за воровство. (См. выше, стр. 126–28:132–134). Семенов Леонтий. Поступил в семинарию 1770 г. 1770 г–дьячком к церкви Николая Чудотворца, что на Пенье, Лухов. у. (Арх. Суз. кон. 1776 г., 73). Семьинский Гавриил Яков. Учитель Суздальской дух. семинарии. См. выше, стр. 85–66. Семьинский Фёдор Алексеевич меньший. 1788 г. обучался в школе инфимы. 1797 г. – свяш. в с. Семьинское, Юр. окр. (Семинарския Ведомости за 1797 г ). Семьинский Фёдор Алексеевич старший. 1788 г. обучался в инфиме. 1797 г. из богословии определён учителем Вязниковского духовного училища (Семинарския Ведомости за 1797 г.). 1802 – в светское ведомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Казаков Василий Иван. Взят в семинарию 1763 г. 1769 г. обучался в синтаксиме и вскоре вышел из семинарии. Казанцев Иван. в 1788 г. обучался в информатории. Калинин Яков Леонт. 1763 г. Взят в семинарию в 1764 г. исключён. В ведомости за этот год характеризован; «туп и великовозрастен» (Арх. Суз. кон, 1764 г., 225). Калинкин Егор Алексеевич. Поступил 1770 г. В 1775 г. – в риторике. Канаровский Василий Алексеевич. Взят в семинарию 1756 г. В ведомости за 1764 г. он и Василий Быков характеризованы так: «horum uterque studet pro virile, sed quoniam nuper promote ad philosophiam, parum in illa profectus exhibuerunt, vitae autem sunt iuculpatae» В 1765 г. из философии – свящ. с. Мугреева (Арх. Суз. кон. 1765 г., 95). Кондауровский Михаил Ив. Взят 1768 г. и вскоре вышел из семинарии. Кондауров Алексей. В 1771 г. обучался в аналогии. 1774 г. все ещё числился в аналогии и был в бегах. См. выше, стр. 136. Кантовский Прокопий. 1771 г. взят в семинарию. 1772 г. из аналогии пономарём в с. Троицкое . что на Прудах, Решемской десятины (Арх. Суз. кон. 1772 г., 211), Карпинский Василий. В 1771 г. обучался в аналогии. 1773 г. – дьячком в Гаврилову непашенную слободу (Арх. Суз. кон. 1773 г., 41). Карпинский Василий Фед. В 1788 г. обучался в грамматике. 1793 г. – диаконом к Богоявленской церкви г. Суздаля (Арх. Суз. кон. 1793 г. Оп. 2, 99). Карпинский Иван Яковлевич, иеродиакон Иоасаф, учитель Суздальской семинарии. См. выше, стр. 80–85. Карпов Николай. 1781 г. обучался в школе философии. Килехоцкий Иван. В 1780 г. из философии – свящ. Суздальской Цареконстантиновской церкви (Арх. Суз. кон. 1780 г., 276). Кириллов Семён. 1775 г. исключён из школы грамматики «за непонятностью». Клобуковский Фед. 1787 г. определён из семинарии в пономари (Арх. Суз. кон. 1787 г. Оп. 259). Ключарев Гавриил Андреевич. взят в семинарию 1767 г. (Сын известного ключаря Сузд. собора Анании Федорова). 1774 г. исключён из церковного звания. См. выше стр. 126–128. Ключарев Иванъ Афан. 1768 г. просился пономарём к Николаевской Суздальской церкви, но не определён вследствие данного отзыва о нём семинарией, как о тупом и неспособном (Арх. Суз, кон. 1768 г., 81). В 1769 г. его уже не было в семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр. 1781 г. обучался в школе инфимы. Соколов Андрей. 1788 г. обучался в школе аналогии. (Не он ли впоследствии свящ. пог. Зяблицкаго. См. История Владим, семинарии. Вып. 8, стр. 258). Соколов Иван Мих. Поступил в семинарию 1780 г. 1794 г–диаконом в с. Горь-Пневицы (Арх. Суз. кон. 17914 г., Соколов Ксенофонт Дм. Поступил в семинарию 1762 г. В 1769 г. обучался в философии. Соколов Яков. 1776 г. из философии–диаконом с. Кохмы (Арх. Суз. кон. 1776 г., 280 н 804). Сокольский Алексей. 1788 г. обучался в школе информатории. 1792 г. исключён из синтаксимы за малоуспешность (Арх. Влад. кон. 1792 г., ср. там же, 1790 г., 50). Соловьев Василий. 1788 г. обучался в школе поэзии и помечен в числа малоуспешных. 1794 г. из богословии -копиистом Вязниковского дух. правления (он ли?). (Арх. Суз. ион. 1704 г. Он. 2, Х« 200). В 1795 г. – канцеляристом Суздальской дух. консистории (Арх. Суз. кон. 1795 г., 48). Соловьев Дмитрий Степ. 1760 г. обучался в школе аналогии и вскоре вышел из семинарии. Соловьев Николай. 1771 г. из аналогии–дьячком в с. Лежнево (Арх. Суз. кон. 1770 г., 70 и 150). Сорокин Игнатий. 1771 г. обучался в аналогии. 1774 г. числился в том же классе и был в бегах. см. выше, стр. 146. Сорокин Пётр. 1785 г. из богословии–свящ. Покровской церкви с, Дуннлова (Арх. Суз. кон. 1785 г., 333). Сорокин Яков. 1788 г. обучался в школе информатории, Спонтанский Егор. 1770 г. исключён из грамматики за непонятность и назначен пономарём к Суздальской Петропавловской церкви (Арх, Суз. кон. 1770 г., 125). Степанов Степанов Василий. 1771 г. обучался в аналогии. Степанов Степанов Иван. 1771 г. обучался в аналогии. Степанов Никифор. 1771 г. обучался в аналогии. Степанов Стефан. 1786 г. обучался в поэзии. 1788 г. за ним, как за учеником риторики, утверждено дьячковское место в с. Щнжегде (Арх. Суз. кон. 1783 г., 773). Стрежнев Сергей. 1771 года обучался в школе аналогии. Студицкий Фёдор, 1788 г. обучался в школе аналогии. Судницын Стефан Степ. Поступил 1766 г. В 1769 г. обучался в аналогии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Альбицкий Дмитрий Никит. Поступил в семинарию 1763г. В 1774 г. из философии священ, в с. Мыть, (Арх. Суз. кон. 1774 г. Альбицкий Петр.1778 г. из аналогии пономарём к Вознесенской церкви г. Суздаля (Арх. Суз. кон, 1778 г., Альбицкий Пётр. В ведомости за 1781 г. означен в школе грамматики малоуспешным. (М. б. одно лицо с предыдущим?). Альбицкий Стефан. 1776 г. дьячком в с. Ельни Юр. у. (Арх. Суз. кон. 1776 г., 424). Аменицкий Иван. Никит. Поступил в семинарию 1759 г. В 1769 г. обучался в философии. Аменицкий Трофим. В 1788 г. обучался в поэзии. 1797 г. из богословии–диаконом в Гаврилову пахотную слободу (Семинар, ведомости 1797 г.). Андреевский Алексей Андреев. Поступил в семинарию 1763 г. 1764 г. исключён «за неспособностью», так как «находился всегда в бегах». Андреевский Семен Андреевич. 1767 г. поступил в семинарию, 1769 г. помечен в классе аналогии. Андреев Иван. 1771 г. обозначен в классе аналогии. Анисов Алексей. 1788 г. был в классе грамматики. Анисов Дмитрий. 1788 г. был в классе риторики. Афинов Андрей. В 1788 г. обучался в философии. В 1791 г. из богословии назначен свящ. в с. Нижний Ландех (Арх. Суз. кон. 1791 г. Оп. 1, 198). Афинов Иван. В 1777 г. был в философии. 1777 г. на светскую службу. 1781 г. определён па штатное место в Суздальский уездный суд (Арх. Суз. кон. 1781 г., 334). Афинов Иван, В 1786 г. обучался в классе богословии. Афинов Пётр, В 1777 г. учился в философии. 1778 г., кажется, поступил на светскую службу. _________________________ Бавленский Василий Серг. В 1771 г. в с. Жирославское, Юр. Ок. дьячком (Арх. Суз. кон. 1771 г., Баженов Иван. 1788 г. обучался в школе инфнмы. Баженов Николай Васил. 1771 г. из аналогии пономарём в с. Лобцово, Зарецкой десятины (Арх. Суз. кон. 1771 г., 56). Базилевич Василий Вас. Поступил в семинарию в 1762 г. В 1769 г. был в классе философии и исправлял должность пономаря в Предтеченской г. Суздаля церкви. Барановский Григории Ив. В 1766 г. обучался в классе грамматики. Башилов Иван. В 1770 г. поступил в семинарию. 1778 г. из поэзии увалень на службу во Владимирское наместничество (Арх. Суз. кон. 1778 г., 435).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поляков Матвей Сем, 1780 г. из поэзии – в с. Вознесенье Медвежий угол, Ковр.окр., свящ. (Арх. Суз. кон. 1380 г., 440) Полянский Алексей Дмит. Поступил в семинарию 1763 г. 1771 г. обучался в школе риторики. Полянский Гавриил. 1788 г. обучался в инфиме. 1793 г. исключён из синтанкимы, «вследствие того, что за леностью на класс не ходит” (Арх. Суз. кон. 1788 г., Полянский Иван Петров. 1788 г. обучался в аналогии. 1793 г. из синтанкимы пономарем в с. Глазово (Арх. Суз. кон. 1793 г. Оп. 2, 187), Покровский Василий. 1771 г. обучался и аналогии. Покровский Пётр Гавр. (?). 1783 г. обучался в информатории. 1793 г. из риторики – диаконом с. Голышева (он ли?). (Арх. Влад. кон. 1793 г. Померанцев Иван Мих. Взят в семинарию 1756 г. 1767 г. определён свящ, в с, Лучкино, Рышемской десятины, на основании его заявления, что свящ. с. Лучкина Иван Васильев умер. Но Иван Васильев явился в консисторию для засвидетельствования того, что он жив, и Ив. Померанцев 11 марта 1768 г., при собрании всех учеников, был штрафован (должно быть, лозами). (Арх. Суз. кон. 1767 г., 107). 1769 г. обучался в философии. Померанцев Николай. 1788 г. обучался в школе аналогии. Пономаревский Осип Иван. Взят в семинарию 1763 г. 1764 г исключён «за неспособностью» («туп») (Арх. Суз. кон. 1764 г., 225). Пономарев Василий Алексеев. 1766 г. обучался в школе аналогии и вскоре вышел из семинарии. Пономарев Иван. 1788 г. обучался в информатории. Пономарев Илья Алексеев. 1766 г. обучался в аналогии и вскоре вышел из семинарии. Поповский Василий. 1786 г. утверждено пономарское место в Гавриловой слободе (Арх. Суз. кон. 1786 г., В 1788 г. обучался в школе поэзии. Поповский Егор. 1781 г. обучался в школе аналогии. Поповский Иван Алексеевич. Поступил 1763 г. 1770 г. из философии – свящ. Гавриловской непашенной слободы (Арх. Суз. кон. 1770 г., 155). Иван. 1763 г. обучался в синтаксиме. В ведомости за этот год о нём замечено: «понятен был, а ныне в бегах». Стефан Игнат. Взят в семинарию 1767 г. В январе 1770 г. отпущен в дом «за французскою болезнью». Закащику велено было свидетельствовать его каждый месяц и доносить о состоянии его здоровья в консисторию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдельные поясные изображения В. С. были редки в средневек. искусстве (одно из немногих исключений - поясное изображение В. С. на иконе XVII (?) в. в иконостасе юж. придела ц. свт. Николая на Рогожском кладбище в Москве; икона В. С. со Спасителем на верхнем поле упом. также в Описи Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Опись строений... 1998. С. 60). В нек-рых ранних памятниках В. С. представлен в традиц. для древнейших княжеских изображений плаще-корзне (фреска ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью), на воздухе 1389 г. он показан в накинутой на плечи шубе. Отличительными чертами московской и новгородской иконографии В. С. являются типы его головного убора: для ранних новгородских произведений (фреска ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью, миниатюры Сильвестровского сборника 2-й пол. XIV в. (РГАДА. Тип. Ф. 381, 53) и Сборника 1414 г. из собрания А. И. Мусина-Пушкина, более поздний пример - псковская икона «Успение Богоматери, Владимир, Борис и Глеб» (1-я пол. XVI в., ПИАМ)) типична княжеская шапка, тогда как для московских памятников более характерен открытый, чаще всего городчатый царский венец, зрительно уподобляющий равноап. Крестителя Руси визант. имп. св. равноап. Константину Великому (клеймо иконы «Борис и Глеб с житием» из Коломны, кон. XIV в., ГТГ; воздух 1389 г.; пелена «Богоматерь Одигитрия Смоленская с избранными святыми», 2-я пол. XV в., ГММК). На основе такого образа В. С. было создано уникальное изображение кн. мч. Михаила Черниговского с городчатым венцом на мощевике 2-й пол. XV в. (ГИМ). Уже в XV в. городчатый венец встречается на новгородских изображениях В. С.- иконе деисусного чина из собрания И. С. Остроухова (1-я пол. XV в., возможно, ок. 1414 г., из ц. равноап. кн. Владимира в новгородском Детинце (?), ныне в ГТГ) и иконе-таблетке из новгородского Софийского собора (кон. XV в., ГТГ, музей-квартира П. Д. Корина). Редкой чертой иконы из собрания И. С. Остроухова являются одежды В. С.: не рус. плащ или шуба, а хламида античного патриция с таблионом, характерная для деисусных изображений мучеников. Столь же редкий вариант иконографии представлен на фреске собора в честь Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1502): князь показан в лоратном дивитисии, что сближает его облик с иконографией имп. Константина (эта особенность отражает идею преемственности Московского государства и Русской церкви по отношению ко Второму Риму - К-полю). В XVI-XVII вв. В. С. всегда изображается в шубе, к-рая украшается богатым орнаментом, и в городчатом венце, хотя в ряде памятников XVII в. вновь встречаются изображения княжеской шапки (икона «Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба». Кон. XVII - нач. XVIII в., ГВСМЗ). Кроме того, известны изображения В. С. в царском венце с округлым закрытым верхом: на иконе «Владимир, Борис и Глеб» (1675, ГМзК). Со 2-й пол. XVII в., возможно под воздействием укр. книжной гравюры, В. С. часто изображали со скипетром и державой (фреска ц. Рождества Христова в Ярославле, 1683).

http://pravenc.ru/text/159104.html

Иконография «Огненное восхождение» без добавлений других эпизодов известна по памятникам XIV-XVI вв. В русском искусстве было сформировано несколько вариантов иконографии помимо известных в Византии профильного и фронтального изводов, на Руси фронтальный тип «не прижился». В древнерус. искусстве почти обязательно присутствие арх. Михаила или ангела, несущих огненное облако (напр., икона из собрания Лихачёва, 2-я пол. XV в., ГРМ). Иногда 2 ангела несут огненную сферу, как на иконе «Огненное восхождение прор. Илии. Свт. Николай» из ц. св. Власия дер. Волнаволок на Пидьмозере (кон. XVI в., ГЭ). Многочисленные детали иконографии - ростовое или поясное изображение пророка, чаще стоящего, чем сидящего в колеснице, фигура прор. Елисея, хватающего край милоти или только протягивающего к И. руки, жесты рук И., форма повозки и вид огненного облака и т. д.- изображаются по-разному. Один из самых ранних сохранившихся примеров «Огненного восхождения» - нижегородская житийная икона рубежа XIV и XV вв. (НГХМ). Ее средник поделен на 3 части: нижнюю - «голый» позем, среднюю - колесница с И. в круглой сфере, верхнюю - небо, где изображена Богоматерь в типе «Никопея» с поклоняющимися архангелами. В рус. практике можно выделить 2 основные группы «Огненного восхождения», взяв за основу направление движения колесницы вправо или влево. К примерам 1-й группы относятся иконы: кон. XV в. (частное собрание; Иконы из частных собраний: Кат. выставки ЦМиАР. М., 2004. Кат. 66); 1-й пол. XVI в. из ц. И. Ильинского монастыря в Пскове (ГИМ) - языки огненного пламени напоминают крылья херувимов, фигура И. видна по пояс в огненном пламени; 2-й пол. XVI в. (ПИАМ) - внизу видны пещера и камень, на к-ром сидел И.; 2-й пол. XVI в. из собрания Лихачёва (ГРМ), и др. Ко 2-й группе относятся: икона 2-й пол. XVI в. (МИИРК) - И. изображен в рост, стоящим на колеснице; икона 2-й пол. XVI в. из собрания И. С. Рябушинского (2-я пол. XVI в., ГТГ) - один из ангелов, несущих облако, трубит, на голове И. пророческая шапочка.

http://pravenc.ru/text/389301.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010