16 . И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. Очевидно, что главными виновниками развращения Израиля суть высшие, руководящие классы. Так было и при Иезавели, как мы о том говорили подробно в IV т. Св. Летописи. Среди народа еще были люди, чтившие Бога завета; но мало по малу пример высших классов и притом насильные их действия совращали народ, и он при Осии Израильском, как мы говорили, 582 – начинает возвращаться к культу Ваала, который был совершенно уничтожен Ииуем и не появлялся в царстве при его потомках. Тогда долготерпение Божие истощилось, ибо у народа не могло быть будущего, а оставшиеся верные должны были внести в глубь Азии истинные понятия о Боге едином Творце мира. Израиль как народ не милуется, хотя богобоязненные как Товит и в стране плена милуются Господом Богом милосердым. 17 . Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они – лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Очевидно, что пророчество это, т. е. ст. 8–17 произносится за несколько лет до падения Самарии, и что книга пророка Исаии составляет сборник, в который пророк или ученики его вносили пророчества, по мере того, как они произносились. Пророк видит, как высшие классы ведут в Израиле народ от заблуждения к заблуждению, от самомнения к гордости, презирая помощь Единого, который мог спасти народ (ст. 13). Падение народа так велико, что Господь не милует даже сирот и вдов 583 этого „народа лицемеров и злодеев“, „уста которого говорят нечестиво“. И они подвергаются общей участи народа, раздавленного Ассириянами. „Бог уже не мог более покрывать грехи этой земли Своим долготерпением от взоров Своего правосудия“, как выразился Митрополит Филарет об наказании потопом 584 . Исаия еще далее рисует пламя нечестия, охватившее эту несчастную землю. 18 . Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

17:4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; 17: 5 И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным . 17:4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; 17: 5 И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным . Так звучат патриархальная ненависть к городу и гнев отцов древних бедняков, выраженные тысячелетия назад. Патриархат, каким мы его знаем, возник из постоянной борьбы между новоявленной элитой и новыми обездоленными. Мой анализ во многом опирается на блестящие исследование историка-феминистки Герды Лернер. В эссе, посвященном истокам проституции, она писала: Другим источником коммерческой проституции было обнищание крестьян и их растущая зависимость от ссуд, которые они брали, чтобы выжить в голодные годы, и которые обрекали их на долговое рабство. Дети обоих полов отдавались в обеспечение ссуды или продавались для «усыновления». За рамками этих обычаев легко могла развиться проституция женщин, доход от которой получал глава семейства. Женщины могли стать проститутками, потому что их родители были вынуждены продать их в рабство или потому что их так использовали обедневшие мужья. Или же они могли работать сами на себя, только чтобы не попасть в рабство. Те, кому везло, могли достичь успехов в этой профессии и стать наложницами. К середине второго тысячелетия до н. э. проституция стала одним из вероятных занятий для дочерей из бедных семей. По мере того как нормы сексуального поведения для женщкн из обеспеченных классов все больше ужесточались, для приличных семей девственность их дочерей стала финансовым активом. Поэтому коммерческая проституция начала рассматриваться как социальная необходимость для удовлетворения сексуальных потребностей мужчин. Однако четкое разграничение между приличными и неприличными женщинами оставалось проблематичным.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

19 .17–18 И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. Этим событием будет предваряемо окончательное погубление грешников. Это видение Иоанна можно разуметь так: Ангел, стоящий на солнце , окружен ослепительным светом и не может быть видим людьми, Он так же ослепителен, как солнце, на которое невозможно смотреть. Люди не смогут воззреть даже на вестника Страшного суда, сколь страшен будет Сам Судья! Этот ангел один из высших, т. к. повелевает прочим ангелам, изображенным под видом птиц , по причине быстроты и высоты их полета. Летающим по средине неба (8,13; 14,6) птицам-ангелам своим ходатайством суждено послужить для людей ступенью восхождения с земли на небо. В воздушных местах обитали нечистые силы. Теперь же ангелы очищают эти небесные места от вражьей силы, готовя путь Христу на землю, а людям на небо для встречи со Христом. Воскликнув громким голосом , повелевает верховный ангел другим: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию . Некогда Иисус Христос говорил: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин. 4:34 ). Так и здесь великою вечерею названо окончательное и последнее исполнение Христом воли Отца. Отец «весь суд отдал Сыну» ( Ин. 5:22 ), и вот Сын выполняет это дело – последнее в мировой истории. Это – великая вечеря Божия , на которой каждый вкусит, что заслужил: либо жизнь вечную и небесные блага, либо наказание и мучения. На эту вечерю призываются ангелы, с середины неба всегда взиравшие на землю и все беззакония, творившиеся на ней, чтобы пожрать трупы нечестивых . Как хищные птицы, коршуны слетаются на падаль и пожирают трупы, так ангелы с неба должны будут уничтожить и убрать все плотское, все, что останется на земле после великого поражения, которое потерпят восставшие на Бога народы. Это поражение будет описано в следующих стихах (19–21), а пока перечисляются все классы людей, которые будут царствовать при антихристе: трупы сильных мира сего; трупы тысяченачальников в войсках и гражданских управителей; трупы коней – людей женонеистовых и находящихся во власти лукавства, а также этим означено все, употребляемое людьми в борьбе с Богом; и сидящих на них (на конях), это – преимущественные во зле и грехах ; свободные и рабы, и малые и великие – или буквально будут такие деления в обществе (такие деления в разных формах всегда были, есть и будут), и из всех классов, предавшиеся греху, погибнут, свободные и великие , это – согрешившие много и по своему произволению и желанию, и рабы и малые , это – согрешившие менее и по неразумию, или возрасту, или нужде.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

19. Вот, что будет за грех Египта и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей! 20. В то время даже на конских уборах будет (начертано): Святыня Господу, и котлы в доме Господнем будут как жертвенные чаши пред алтарем. 21. И все котлы в Иерусалиме и Иудеи будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их, и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день. Захария Захария происходил из священнического рода, подобно Иеремии и Иезекиилю. Его дед Иддо был облечен важным достоинством между Иудеями, которые возвратились в свое отечество под начальством Иисуса 94 и Зоровавеля. Иддо был главою одного из классов священников. Сын его Варахия вероятно умер в возрасте не совсем преклонном; потому что не он, а его сын Захария наследовал Иддо при царе Иоакиме в его должности, и был верховным первосвященником после Иисуса ( Неем.12:16 ). Таким образом Захария, в последнюю половину своей жизни, соединял священнические обязанности с пророчески служением. Краткостью жизни его отца объясняется, почему рождение Варахии опущено к Ездр.5:1 . Захария был очень юн во время возвращения Иудеев при Зоровавеле, и провел только немного лет в стране своего рождения, Вавилонии. Его первые пророчества относятся ко второму году Дария Гистаспа, бывшему 18-м годом по возвращении Иудеев, и он прямо обозначен здесь именем юноши (II, 4). Захария – современник Аггея; он действует с такой же целью и посреди таких же обстоятельств. Он возбуждает мужество верных и противопоставляет мрачной действительности современной эпохи блистательные образы будущего. Но он нападает также на тайное лицемерие и фарисейство Иудеев и возвещает им страшные суды Божии. Впрочем, Захария, подобно Даниилу, обращает свои взоры более на будущие века, чем на нравственное состояние поколения к которому принадлежит. Голос пророков должен вскоре умолкнуть; втечение долгих веков этого молчания, избранный народ должен будет находить в прежних предречениях всегда новое доказательство того, что его Бог не оставил его, и что он наперед распределил все благополучные и бедственные события, которые будут совершаться с ним от одного поколения до другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

1Пар.23:21 .  Сыновья Мерарины: Махли и Муши. Сыновья Махлия: Елеазар и Кис. 1Пар.23:22 .  И умер Елеазар, и не было у него сыновей, а только дочери; и взяли их за себя сыновья Киса, братья их. 1Пар.23:23 .  Сыновья Мушия: Махли, Едер и Иремоф – трое. Главы поколения Мерари от его сыновей Махли и Муши ( 1Пар.6:19 ; Исх.6:19 ; Чис.3:33 ). Линия Махли от его сына Елеазара ввиду бездетности последнего (отсутствия сыновей) при Давиде не существовало; представители поколения Киса, другого сына Махли, не названы (ст. 22). Для дела «дома Господня» назначаются три левитские рода Мерари от его сына Муши (ст. 23). Вместе с девятью родами Гирсона и девятью радами Каафа они составят двадцать один род. Но так как, по свидетельству Иосифа Флавия (Иуд.Древн. 7:4, 7), левиты, назначенные на «дела дома Господня», разделялись на 24 класса или чреды, в соответствии 24 классам священников и певцов, то для достижения этого числа к 21 роду Гирсона, Каафа и Мерари присоединяют еще три поколения, происшедшие от названного в ( 1Пар.24:26 ) и будто бы пропущенного в главе ( Исх.23 ) третьего сына Мерари – Иаазии, именно поколения Шогама, Заккура и Иври ( 1Пар.24:27 ). Но переводы LXX, Пешито и Вульгата исчисляют и в данном месте только двух сыновей Мерари. Пятикнижие и весь вообще Ветхий Завет ничего не знают о третьем его сыне и потомках последнего, и, наконец, текст ( 1Пар.24:26–27 ) носит след несомненного повреждения (см. ниже). Все это вместе взятое и не позволяет настаивать на пропуске Иаазии в ( 1Пар.23:21 и д.). Кроме того, с присоединением трех его потомков к родам Каафа, Гирсона и Мерари мы получим не 24 класса левитов, а 25, так как нет никаких оснований исключать род Киса ( 1Пар.23:22 ), хотя его представители и не поименованы автором Паралипоменон. Ввиду этого следует признать, что из поколения Мерари было назначено на «дела дома Господня» четыре рода; следовательно, всех левитских классов, черед было установлено 22. 1Пар.23:24 .  Вот сыновья Левиины, по домам отцов их, главы семейств, по именному счислению их поголовно, которые отправляли дела служения в доме Господнем, от двадцати лет и выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

20. Ин. 12:20 . Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Ин. 7:35 ; Деян. 17:4, 8:27 . Из событий, происшедших с Господом от входа Его в Иерусалим до последней пасхальной вечери (от воскресения вечера до четвертка вечера), Иоанн повествует только об одном, о котором не упоминают первые три евангелиста, передающие много подробностей о событиях этих последних дней. Иоанн говорит только о речи Господа, сказанной по случаю желания еллинов видеть Его, сопровождает эту речь Своими замечаниями о неверии иудеев и излагает ещё изречения Господа о Своём мессианском достоинстве. Всё это имеет прямое отношение к главной цели его Евангелия (20:31) и, опуская описанное первыми евангелистами, он сосредоточивает внимание только на этом. – Еллины: это не иудеи, жившие в греческих странах, которые называются в новозаветных Писаниях не еллинами, а еллинистами. Еллины эти были язычники, принявшие иудейскую веру, каковых было тогда много и которые назывались прозелитами различных классов. Это были, вероятно, прозелиты врат (так называемые), что можно заключить из некоторых дальнейших черт рассказа. Они приходили иногда издалека (ср. Деян. 8 и далее) в Иерусалим на праздники, участвовали в жертвоприношениях и церемониях законных, но не всюду допускались, и истые иудеи, а особенно фарисеи, смотрели на них неблаговолительно. 21. Ин. 12:21 . Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Ин. 1:45 . 22. Ин. 12:22 . Филипп идёт и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Ин. 1:45 . Они подошли и пр.: когда и где это случилось, евангелист не говорит. Ев. Лука говорит, что Господь в эти последние дни Своей земной жизни днём учил во храме, а ночи проводил на горе Елеонской, и народ с утра приходил к Нему во храм слушать Его ( Лк. 21:37–38 ). Посему вероятно, что еллины приступили к Филиппу с своею просьбою во храме, т. е. в одном из дворов или притворов храма. Когда это случилось – нет точных данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

—269— то жизни не имеют надлежащей прочности приемы современного католического пастырства, развившиеся до своих последних пределов; «ибо Он разрушает замыслы коварных и руки их не довершают предприятия. Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» ( Иов.5:13 ). Посему «не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавнующему,… ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» ( Пс.36:7–9 ), «ненавидящий правду может ли владычествовать?» ( Иов.34:17 ). Наглядное и совершенно справедливое раскрытие целей и средств современной католической иерархии можно читать у Достоевского в речи «Великого Инквизитора». Свойства лучших пастырей православных Если мы спросим, каковы же ближайшие свойства применения к людям пастырей истинной Церкви, требуемые Словом Божиим, и пожелаем дать ответ на основании практики нашей отечественной церкви: то некоторые слушатели наши заткнули бы уши с громким заявлением о том, что наша практика есть отрицание всякой близости пастыря к своему стаду. В виду такого возможного отношения изменим способ наших разъяснений, доселе указывавший на приемы общие почти всему латинскому духовенству и в уме каждого образованного человека имеющие множество подтвердительных примеров. Переходя к описанию наших православных понятий и обычаев, остановимся просто на картинах жизни лучших, т. е. наиболее глубоко и широко влияющих пастырей, но притом же и глубоко церковных, выражающих в своей личности и деятельности не какую-либо новую, дотоле невидимую в церковной жизни идею, а напротив преемственно повторяющих в своей жизни, при самых незначительным личных особенностях явления «тогожде единого Духа» ( 1Кор.12:4 ), Который на протяжении веков все тот же, или, как учит Церковь , «вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает.... и весь собирает собор церковный». Итак, —270— читатель, пойдем к таким пастырям со мною и с огромным множеством русских людей, стекающихся туда ото всех мест, сословий, положений и даже убеждений или безубежденности, освобождающихся здесь от всяких разделений. Подобное общество спутников уже научает тому, что нас ожидает нечто, совершенно противоположное латинским аккомодаторам, которых влияние рассчитано именно на определенный народ, сословие, партию. А здесь, как видите, «все вместе раздробилося: железо, глина, медь, серебро и золото сделались, как прах на летних гумнах» ( Дан.2:35 ); – так исчезло всякое разделение между различными положениями людей и поистине единое стадо спешит к служителю единого Пастыря. Как же удалось ему такое превращение, для которого казались бессильными мудрейшие из повелителей совести и сердец?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. Почему необходимо исполнение этого долга? а)  Без справедливости не может существовать ни общественное, ни частное благо людей. Едва ли нужно доказывать, что общественное благо страны основывается на справедливости ее обитателей. Потому что какой народ будет счастливее того, y которого все, от высших до низших классов, строго соблюдают долг права и справедливости? Где господствует более деятельность, порядок и добросовестность, более обеспечено благо всех граждан, как не там, где начальники и подчиненные во всех отношениях поступают справедливо? Где здоровье, покой, имущество и собственность крепче ограждены от злобных нападений, нарушений и похищений? Где каждое семейство и каждый отдельный человек будет жить счастливее, как не там, где никто намеренно не причиняет неправды другому и не требует от другого более, чем сколько должен? Цель гражданских законов к исполнению которых обязуется каждый подданный, в том и состоит, чтобы отношения и поступки всех основаны были на праве и через это содействовали общественному благосостоянию. Но где эти законы безнаказанно презираются и нарушаются; где люди поступают по беззаконному произволу, самолюбию и корыстолюбию: там возникает беспорядок, раздор, обман, необеспеченность собственности, разрушение общественного блага и домашнего счастья. Это показывает нам история всех времен и наш собственный опыт. Итак, будем справедливы друг к другу, чтобы Праведный Бог благословил нас. Потому что Он так говорит в своем слове: “ говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите ” (Зах. 8:16–17). б)  Без справедливости нет также истинной праведности и добродетели. Еще у язычников справедливость считалась самой первой и главной обязанностью и добродетелью. Понятия о праве и неправе глубоко укоренены в душе человеческой. Даже неразвитое еще дитя, по одному лишь внутреннему сознанию, судит часто правильно о том, что справедливо и что нет. Но правдивость состоит в привычке постоянно делать то, что справедливо, и избегать всего несправедливого. Как же может считаться правдивым и добродетельным, добросовестным и добрым человеком тот, кто не привык к исполнению долга справедливости?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

4Цар.24:15 .  И переселил он Иехонию в Вавилон; и мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон. 4Цар.24:16 .  И все войско числом семь тысяч, и художников и строителей тысячу, всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон. Царь вавилонский похитил драгоценные сосуды храма Иерусалимского ( Иер.27:18–20, 28:3 ) и дворца царского (сосудов храма он не мог «изломать», как передан еврейский глагол кацац в русском и других переводах; LXX: συνεκοψε, Vulg.: concidit, слав.: «сокруши» – иначе Кир впоследствии не мог бы возвратить иудеям эти сосуды: 1Езд.1:7 ). Вместе с тем, желая совершенно обессилить Иудейское царство, лишить его военной, имущественной и культурной силы, Навуходоносор, вместе с царем Иехониею (ст. 15), отвел в плен в Вавилон знатнейшее чиновничество, лучших воинов, членов богатых классов, наконец, представителей искусств, необходимых в народном хозяйстве (ср. Иер.29:1–2 ). Общее число переселенных в этот раз определяется двумя цифрами: 10000 (ст. 14) и 7000 (ст. 16), следовательно свыше семнадцати тысяч. Впрочем, определить число переселенных в Вавилон как в это первое пленение, так и в последующие (ср. Иер.52:28–30 ), крайне затруднительно ввиду неодинаковых числовых данных об этом в книгах: 4 книге Царств, 2 книге Паралипоменон и Иеремии (ср. в книге Е. Благонравова, «Плен вавилонский и значение его в истории иудеев». Москва, 1902, с. 121 и д. ). В числе плененных вместе с Иехониею были пророки и священники ( Иер.29:1 ), находился и пророк Иезекииль (ср. Иез.1:1–3 ) 22 , как прямо говорит Иосиф Флавий («в числе их – военнопленных – находился и пророк Иезекииль, который был тогда еще отроком», Иуд.Древн. 10:6, 3). В стране было оставлено лишь бедное население ее (ст. 14, ср. Иер.39:10 ). 4Цар.24:17 .  И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и переменил имя его на Седекию. 4Цар.24:18 .  Двадцати одного года был Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

—787— напитки завладели сердцем людей Моих, дух блуда ввел их в заблуждение» (Oc.4:11). Разврат, освящаемый жестоко-сладострастными культами Астарты и Молоха, доходил до самых крайних пределов, в чём позднейшие Евреи превосходили даже древних жителей Содома и Гоморры. От этого поголовного разврата не были пощажены и наиболее интимные семейные связи: «иной делает мерзость с женой ближнего своего, иной оскверняет сноху свою, иной насилует сестру свою, дочь отца своего» ( Иез.22:11 ). Неизбежным следствием такого полного религиозно-нравственного упадка была страшная деморализация всех классов общества, в особенности, его высших, правящих слоев. Призванные поддерживать и охранять социально-экономический строй, высшие светские и духовные власти сами первые же его ниспровергали, за что пророки жестоко и бичевали их, не щадя обличительных красок. Свои обличения пророки, по-прежнему, начинают опять с царей, причем не могут простить Израилю той роковой его ошибки, какой было самое введение этого института. «Сами себе царя поставиша, а не Мною начальствоваша» – говорит Иегова устами пр. Осии: «и дах тебе царя во гневе моём» ( Ос.8:4 и 13:11). «Слыши слово Господне, царю Иудин, иже седши на престоле Давидове, ты и дом твой… Сия глаголет Господь: творите суд и правду,… не угнетайте беззаконно и крове неповинные не изливайте на месте сем» – гремит пр. Иеремия ( Иер.22:2–3 ). И он же, продолжает: «судите заутра суд и исправите и избавите силою угнетенного от руки обидящего, и да не зажжется, яко огнь ярость моя и возгорится и не будет угашающего, ради лукавых умышлений ваших»! (12 ст.). Отсюда, сверху, по мнению пророков, разлилось нечестие и по всей стране: естественно, что оно, прежде всего, коснулось ближайших к трону лиц, различных князей, начальников и старейшин и всех, вообще, льстивых, праздных и развращенных царедворцев. «Во дни царей ваших – читаем мы у пр. Осии – начаша князи яритися от вина, простроша руки своя с губителями» (Oc.7:5). Ложь, интрига и месть – обычный путь их придворной карьеры: «злобами своими возвеселиша царя и лжами своими

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010