Закрыть Царство Небесное: попытка не промахнуться 07.12.2010 367 Время на чтение 10 минут Царствие Небесное, Рай, Эдемский сад, Горний Иерусалим. Чаще всего наш современник поставит между этими понятиями знак тождества... и ошибётся. Хотя Царство Божие является величайшим благом христианской жизни, наши представления о нём порой весьма противоречивы. С одной стороны, до конца мира никто из людей не побывает в местах вечного блаженства, которые приготовил Бог любящим Его. С другой стороны, Священное Писание и святоотеческое Предание немного приоткрывают нам завесу над этой тайной. Царство Небесное в мире Библии Библеистике слово «царство» известно в двух значениях: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Так, слово «царство» в корпусе книг Ветхого Завета встречается на древнееврейском языке как [малхýт], а в книгах Нового Завета - на греческом как βασιλεα [василиа]. Но в Евангелии, как и в книге Деяний и апостольских посланиях, слово «Царство» употребляется уже с приставкой «Небесное», а также как «Царство Божие». В целом эти термины синонимичны. Весть о приближении Царства Небесного прозвучала сперва в проповеди Иоанна Предтечи, а затем Самого Господа Иисуса Христа. Беседы Спасителя наполнены напряжённым ожиданием: Царство Божие уже на пороге; оно уже наступило в Самом Господе Иисусе, но о приходе Царства всё же следует молиться. В Своих притчах Господь говорит о возрастании этого Царства. Царь его - Сам Господь Иисус Христос, и Его Царство - не от мира сего . Его невозможно установить человеческими усилиями или с помощью оружия. «Основным кодексом» Царства Христова является Нагорная проповедь. Нам не следует забывать, что и Сам Господь, и апостолы, и позднее миссионеры, нёсшие Благую Весть своим современникам, говорили в таких категориях, чтобы, прежде всего, быть понятными и убедительными. Жители Святой Земли находились под властью местных монархов, в свою очередь, подвластных римскому императору. Образ Царства (конечно, без классово-социальных оценок) как небесного пространства праведников, где обязательно присутствует главенствующее лицо, был понятен слушателю. И во времена, когда христиане проживали в государствах с монархическим строем, будь то страны Западной Европы или Османская империя, образ Царства являл собой в сознании христиан именно такое пространство, подчинённое своим законам, которые вправе регулировать сам император, царь, султан, шейх, эмир и т. д.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

В содержательно-функциональном плане социальный срез жизнедеятельности человека включает в себя институты семьи, образования и воспитания, здравоохранения и социального обеспечения, социальную организацию производства и труда, быта и досуга людей. Важнейшими показателями развития социальной сферы являются образ жизни, ее качество и уровень, удовлетворенность трудом, социальная справедливость и равенство. Конечно, в понимании социального статуса и общественного положения человека следует избегать формальных и вульгарно уравнительных оценок. Необходимо исходить из действительного положения людей, учета таланта, способностей, трудового вклада и творческой активности личности, какую бы нишу и позиции она не занимала в социальной иерархии общества Глубоко и верно замечено, что не место (должность, статус) красит человека, а человек - свое место. Социальная сфера жизни общества на местном и первичном уровнях своего проявления обладает относительно устойчивой системой взаимосвязей и взаимодействия между различными общностями социума как целого. На любой исторической ступени своего развития общество это не простая и механическая совокупность отдельных разрозненных лиц и групп, не связанных нитями духовной общности, совместными интересами и целями в трудовой, хозяйственно-экономической и социокультурной жизнедеятельности. Общество всегда представляет собой определенный социальный организм. На известных исторических этапах - социально-классовый и социально-этнический организм, функционирующий в системе общественных взаимосвязей и отношений, организационных структур и институтов, складывающихся в различных сферах общественной жизни. Социальная структура общества вырастает из материального производства, развития производительных сил, общественного разделения труда. Она формируется на основе сложившихся производственных отношений. В общественном производстве и совокупности общественных отношений различные социальные общности занимают свое специфическое и никем не замещаемое место, осваивают определенные общественные позиции, выполняют свою особую роль и конкретные социокультурные функции. Человек включается в социальную жизнь и в разнообразный спектр общественных отношений через исторически определенные и устойчивые социальные образования. Каждого человека следует рассматривать не отвлеченно, не абстрактно, а в своей социокультурной идентичности. Каждый человек в своей конкретности - это человек семьи, человек определенной социально-демографической группы, человек той или иной социально-классовой общности; человек определенного рода-племени, народности-нации; человек определенной эпохи, веры, культуры, страны, человек своей малой и большой Родины. Иначе мы получаем «перекати-поле, «гражданина мира», космополита, человека без единого пятнышка социально-культурной самобытности.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/04/...

Да иначе, конечно, и быть не может. Ведь не всякий свой интерес вы . лично признаете правым и подлежащим осуществлению; некоторые ваши интересы вы сами отвергнете как недопустимые по тем или иным основаниям. Но то же самое нужно сказать и относительно интересов целых общественных групп или классов. Ведь и у этих последних могут быть такие интересы, которые придется признать недопустимыми, наприм , интерес в привилегированном, эксплоататорском положении по отношению к другим группам. Если до сих пор в этом были повинны классы капиталистов или помещиков, то в будущем могут возникнуть такие же эксплоататорские поползновения в классе промышленных рабочих по отношению к земледельцам, или наоборот, в классе квалифицированных рабочих по отношению к неквалифицированным, или наоборот и т. д. До тех пор пока род человеческий будет несовершенным, всяческие конфликты на этой почве неизбежны, и потому даже по отношению к целым группам, классам, обществам необходимо твердо помнить известное правило: не на все то, в чем мы имеем интерес, мы имеем уже и право. Критерий права доминирует, таким образом, над критерием интереса и составляет такое понятие, без которого мы не можем ни мыслить, ни действовать. Как бы мы ни определяли затем этот критерий права ближе, в чем бы мы ни усматривали основной принцип этого последнего, во всяком случае мы уже оказываемся в плоскости известного рода этических оценок, в плоскости суждений о должном. А в этой плоскости никакие материалистические концепции истории не могут иметь для нас обязательного значения: то, что было и что есть, принципиально не указ для того, что должно быть. Ввиду всего сказанного, более тщательное отношение к праву, большее уважение к нему делается для всякого искренно мыслящего обязательным. Недовольство существующим правопорядком нисколько не оправдывает небрежения к праву вообще: если нынешние оценки правого и неправого ошибочны, то тем необходимее разработка и выяснение новых, верных. Как бы ни рисовался нам будущий желательный социальный строй, он прежде существа их идеалистического мировоззрения; оно объясняется, напротив, лишь их собственною недостаточною внимательностью к некоторым сторонам этого последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/iz-...

Так и в Церкви Христовой, воинствующей на земле. История Церкви поясняет эту мысль. Так, например, Церковь есть провозвестница истины. Но самая истина уразумевается не сразу, но в долгом процессе искания должной формулы для выражения истины. Такова история догматов в Церкви, когда для утверждения одного слова требовалось порою сто лет напряженной мысли всех членов Церкви и борьбы за истину. И еще – хотя совершенство Церкви зависит не от людей, но от ее Главы, но все же Тайнозритель знал какое-то таинственное число избранных Богом, для исполнения которого требовалась история с ее временем, века и тысячелетия. Конечно, это полнота Церкви не количественная только, но и качественная в отношении членов ее. Или еще – долгие века и в отношении множества явлений жизни Церковь занимала как бы нейтральное положение и не прилагала к этим явлениям своих оценок. Так стоял вопрос об отношении Церкви ко множеству явлений культуры мира. Монашество ушло в пустыню, а мирское христианство, которое и в миру должно было быть не от мира сего, это христианство стояло, точно беззащитное, перед лицом несокрушимых, казалось, устоев культурной жизни. Что в Божием Царствии не может быть места войне, убийству, тюрьмам, угнетению и рабству людей – все это было для всех ясно и несомненно. И однако Церковь воздерживалась от своих оценок этих явлений жизни как противохристианских и даже, более того, относилась к ним примиренно. И рабство, и казни, и война, и всякое множество подобных явлений оставалось или вне церковного суждения, или даже ею одобрялось вопреки Евангелию. Здесь не вина церковных учителей, не преступление или даже предательство, хотя иногда и такое бывало, но в целом такая неопределенность и неясность была результатом постепенности уразумения и раскрытия в Церкви многих сторон христианского учения и сложного процесса исторического развития Церкви. Ни Церковь в целом, ни ее богословие не вправе творить новые догматы в учении о Боге и Его отношении к миру. Но проникать все полнее и глубже в дух евангельского Откровения о жизни и светом этого Откровения озарять сердца и умы людей – есть радостный долг церковного учительства. Это постепенное раскрытие Откровенной Истины совершается уже века и будет совершаться до дня, когда сердца верных увидят Бога лицом к лицу. И, по-видимому, наше время есть начало прямого подхода христианского богословия к нравственной проблеме в ее, пока теоретической, постановке, то есть в смысле оценок различных видов культуры и множества явлений жизни с точки зрения их согласия или несоединимости с евангельским учением о цели и смысле жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

И вот в Иерусалиме, при промыслительной встрече с духовным человеком мне было сказано, что Благодать отходит. Тогда я не думала о испытаниях, скорбях, все было Божественно, церковные службы, праздники, поездки. Но вот наступило время тяжелых испытаний и никто не мог мне помочь, ни один человек, никто- кроме ГОСПОДА.Я очень тяжело болела, были две психиатрические больницы, я не могла работать, ходить в храм, причащаться.В самые тяжелые периоды жизни я " кричала " ко ГОСПОДУ, просила его помощи.Прошли годы, понемногу стала приходить в себя,ходить в храм, если причастилась один раз за пол года счастье! Испытания еще не закончились, но как я БЛАГОДАРНА Богу за эти годы, я поняла, что ОН никогда не оставит, даже самого последнего грешника и сам укажет путь ко Спасению, и Сам даст нам преизобильные дары Веры, Надежды и Любви, даст духовных сил и мужества нести тот Крест, который возложил на тебя Господь.Спасибо за замечательные статьи, которые можно прочитать на Вашем сайте. Dmitry D. 15 сентября 2010, 11:13 Время для нашей Церкви сейчас действительно не простое, сам замечаю, что среди многих знакомых, людей, к сожалению, в основном не верующих или едва ли верующих, все больше негативных оценок о Православие и Церкви, причем в большинстве оценок малообоснованных. Но есть мне кажется и в нашей Церкви серьезная проблема, мы слишком мало уделяем внимания Библии, проповеди на ее основе, а ведь это Слово Божие, мы как то незаметно всякого базирующего свою веру на Библии отнесли к протестантам или хуже того к сектантам, а ведь это основа основ, Новый Завет не может быть понят без Ветхого, святые отцы которые в основном занимались ее толкованием будут совершенно не понятны без знания главного первоисточника. Может быть, это только мое мнение, но эта Книга как потрясала, так и потрясает меня уже не один год , и дает ответы в том числе и на то малопривлекательное что вижу в Церкви и вне ее, останавливает против излишне поспешных оценок, помогает она и в борьбе против охлаждения в вере которое в чем я согласен с о.Тихоном является основой цинизма в православной среде. «Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105)., «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31,32)

http://pravoslavie.ru/39133.html

Архимандрит Тихон – лауреат национальной премии «Человек года», национальной премии имени П.А. Столыпина «Аграрная элита России» в номинации «Эффективный собственник земли», награждён особым знаком «За духовное возрождение села», кавалер ордена Дружбы народов, орденов преподобного Сергия Радонежского II степени, святого равноапостольного великого князя Владимира III степени, ордена преподобного Нестора Летописца. Юрий ПОЛЯКОВ,  главный редактор «ЛГ» . Мой вопрос связан с премией «Большая книга», вокруг которой была достаточно бурная дискуссия. Отец Тихон, как вы считаете, оценка духовной литературы, вашего, например, произведения может производиться на основе только, скажем так, православного восприятия или всё-таки должна оцениваться по светским законам? Допустим ли перенос светских оценок на литературу духовную и, напротив, оценок духовных на светскую литературу? – Является ли книга, изданная даже большим тиражом, литературой, решает не автор. Автор может претендовать на всё что угодно, но на самом деле об этом должны сказать читатели. Это их вердикт. Так что на первую часть вопроса могу ответить лишь, что читатели и критики сами определят, воспринимают они эту книгу о христианской жизни как литературу или просто как некий очерк церковной жизни. Теперь ко второму вопросу. Да, очень часто мы, православные, раздаём ярлыки направо и налево. Но художественная литература живёт по своим законам. Скажем, роман «Мастер и Маргарита». С христианской точки зрения он имеет мало общего с евангельским повествованием и даже во многом идёт с ним вразрез. Но в своё время многие люди, именно благодаря Булгакову, заинтересовались Евангелием, и в этом в том числе ценность этой книги. Игорь ПАНИН,  обозреватель отдела «Литература».  Примерно полгода назад протоиерей Всеволод Чаплин выступил за запрещение романа Набокова «Лолита». Это нужно расценивать как официальную позицию Церкви или всё-таки как частное мнение? – Конечно, как частное мнение. Я могу сам относиться к тому или иному произведению позитивно или негативно, могу озвучить свою точку зрения и даже посоветовать читать или не читать, но запрещать… Что значит, запрещать? Запретить законодательно? Разве мы обращаемся к государству с таким требованием? Так что в этом случае отец Всеволод Чаплин высказал лишь эмоциональное, но своё личное мнение.

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-obsh...

Так что, во-первых, историзм является не ересью, а одним из методов исследования социальной действительности. Во-вторых, нельзя так походя отмахиваться и от принципа непрерывности истории. Конечно, есть альтернативный методологический принцип «цивилизационной цикличности», одним из основателей которого был Н.Я. Данилевский. Он открывает другие грани исторического процесса. И задача состоит не в том, чтобы отбросить принцип непрерывности, а в том, чтобы соединить оба принципа исследования. В конце концов, для христианина история развивается непрерывно: от Богоявления, Распятия и Воскресения Спасителя к концу света и второму пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому, отвергая непрерывность исторического процесса, мы закономерно должны поставить под сомнение и саму христианскую историософию. Не буду касаться некоторых других спорных оценок, пусть читатель сам делает выводы. Гл. редактор РНЛ Анатолий Степанов. Увидев публикацию на РНЛ моей заметки «Хамов грех» и замечания к ней, сделанные Редактором, я понял, что необходимо уточнение с моей стороны. Я с благодарностью воспринял высказанную Анатолием Степановым позицию, потому что она есть проявление неравнодушия и, в конечном счете, любви к нашей стране и к нашему народу. Со своей стороны заверяю читателя и Редактора, что природа моих оценок такая же и прошу прислушаться к ним. Возрождение и существование России оправданно только в том случае, если она вернется к предначертанной миссии последнего Рима. То есть христианской имперской государственности, ядром которой может быть только Православие и соответственно Русский народ, как его ведущий актуальный носитель. Разумеется, есть и другие православные народы, и есть православные люди самых разных национальностей. Но если допустить исчезновение России и Русского народа, истинное Православие в рамках глобального мира по мере нарастания апостасии станет Церковью последних времен: малыми, гонимыми общинами. Речь идет о выборе не только нашей собственной судьбы. Поэтому столь велико давление, столь системны и неумолимы попытки задушить, расчленить, подавить. Ключ здесь не сама по себе русофобия, а ненависть к Третьему Риму. Его возрождение лишает режим инфернальных глобалистов комфорта и всеобладания. Причем, до скончания века князь мира сего, не одолевший духовный Рим, будет обречен воздвигать ущербный проект, заведомо предназначенный к быстрому разрушению.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/24/er...

Здесь необходимо сделать существенную оговорку. Наблюдая народные политические движения XIX века – борьбу за свободу и равенство, – мы видим, что под поверхностью рационалистических идей в них живет со всем иное содержание. Не за свободу исследования и не за свободу хозяйства французские студенты и рабочие умирали на баррикадах. Они умирали за свободу вообще, то есть за целостный идеал преображения жизни, за новую землю и новое человечество, за эсхатологическую утопию. Даже самая организация политических партий, столь существенная для современных демократий, менее всего напоминает научную ассоциацию или хозяйственный трест. В Англии, родине всех партий, они преемственно связаны с сектами XVII века, или, точнее, с теми мирянскими союзами, «ковенантами» для защиты веры, которыми так богата история английской Реформации. Партии XIX и XX веков, превратившиеся (и то не до конца) в органы защиты групповых интересов, все еще покоятся на идеологической основе, на признании (а не исследовании) некоторых истин, или теоретических положений, и на общности нравственных оценок. Консерватизм, либерализм, социализм – не научные системы, хотя они и стремятся к научному обоснованию. Это определенные мировоззрения, то есть системы общественно-моральных оценок, за которыми стоят философские начала, принимаемые на веру как основа жизни. Для XIX века это были еще крипто-религиозные силы. Силы открыто религиозные, великие исторические Церкви в новое время редко принимают участие в борьбе за свободу. Чаще всего они оказываются в лагере врагов свободы. Со времени Ренессанса Церковь выпустила из своих рук водительство культурным движением человечества. Это движение пошло по таким путям, которые вызывали ее вполне справедливое недоверие и осуждение. Не изменяя своим вечным началам, она не могла, конечно, принять механической системы мира, ни оптимизма Руссо, ни утилитаризма либералов, ни детерминизма марксистов... Но все эти ереси ложились в основание новых освободительных движений. Впрочем, еретическое обоснование свободы никак не может оправдать союза с обветшавшими форма ми социального строя. Проклиная беззаконную свободу, цеплялись за все остатки рабства или угнетения. Каждый шаг свободы, каждое новое раскрепощение личности, класса или народа встречало наиболее сильное или принципиальное сопротивление со стороны Церквей. Отсюда прочно сложившееся убеждение нового либерализма, что для торжества свободы нужно «раздавить гадину». В опыте новых веков освободительное движение забывало о христианском своем происхождении. Оно ищет мнимой генеалогии в язычестве Древней Греции или в неопаганизме Ренессанса.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Разница между христианством и коммунизмом Один коммунист сказал о. Иоилю: – Батюшка, коммунизм – это то же христианство! В плане общественном между ними нет никакой разницы. И коммунизм, и христианство хотят равенства, братства и социальной справедливости. – И, однако, существует одна маленькая разница, – сказал о. Иоиль. – Какая же? – Христианство говорит своему приверженцу: «Почему у тебя есть, а у другого нет? Иди, отдай ему!» А коммунизм своему приверженцу говорит: «Почему у другого есть, а у тебя нет? Иди, отними у него!» Понял разницу? Проходной балл христианства Один учитель средней школы сказал о. Иоилю: – Батюшка, по-моему, совсем нехорошо делать добро с целью наслаждаться раем или чтоб избавиться от ада. Мы должны делать добро исключительно лишь ради любви к Богу. О. Иоиль спросил учителя: – Когда ты оцениваешь своих учеников, используешь лишь «ноль» и «отлично»? Других оценок нет? – Конечно же, есть! Я использую все оценки от нуля до двадцати. Ученики, у которых «десять» и больше, проходят, а остальные нет. – Вот и у христианства своя шкала оценок. «Отлично» получают те, которые делают добро исключительно лишь ради того, что желают исполнить волю Божию. Тем, которые делают добро для того, чтобы наслаждаться раем, христианство ставит оценку пониже. Еще ниже отметку получают те, которые совершают добро с тем, чтоб избежать ада. Но все эти три отметки – больше «десятки», и, следовательно, ими люди «проходят». Если хочешь, подвизайся, чтобы получить «отлично». Никто тебе не мешает. Но с сочувствием смотри на тех бедных, которые борются за «десятку». Перевел с греческого Геворг Казарян Из книги: Харизмы и харизматы. Антология проявления благодатных даров (в 3-х т.), т. 3-й, изд. Священной обители Параклита, Оропос, 2009. 22 августа 2018 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 2236 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ованнес 28 августа 2018, 16:49 Благодарим уважаемого Геворга Казаряна, за перевод и уважаемых Среренский монастырь и редакцию сайта за публикацию

http://pravoslavie.ru/115219.html

Фактически устраняется умозрительный разрыв между Бытием Божиим и областью научного знания. Умозрительный разрыв,существующий исключительно в головах,но не в реальности. Человек,наука, получает такой импульс для развития-здесь нет предела совершенству. А главное Живая Вера,Живая Истина возвращается в наше " бытие пропащее " ,в научное в том числе,непосредственно опираясь на Св.Отец Православных. Кроме того,это еще вопрос возвращения человека в настоящее,вопрос взаимотоношений человека со временем,достаточно подробно рассмотренный исихиастами. У Бога,по словам Св.Отец,всегда настоящее. Без Бога человек обречен жить в прошлом и прошлым. Отюда в нынешних людях такое уныние,которое никаким " шоу-бизнесом " не изгонишь. В одном Вы безусловно правы... Истина научная,историческая в том числе, познаваема,но не может быть познана,во всей полноте,да и не надо к тому стремиться,чтобы не оскорбить Бога. С Праздником Успения Пресвятой Богородицы,особенно с торжеством Иконы Божией Матери- " Прибавление ума " -очень кстати. С этим у нас проблемы. " СрЕдства у нас есть,но вот ума,(как всегда) не хватает " . Займем у Бога,больше не у кого. 2. Благодарность заинтересованному Читателю, но не только Дорогой о ГОСПОДЕ Писарь! От души поздравляю Вас с Праздниками Успения ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и СОФИИ — ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ, а так же с Торжеством Икон БОЖИЕЙ МАТЕРИ «Умиление», «Печерская» и «Прибавление ума»! Дай Вам, БОЖЕ, по молитвам ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ многая и благая лета, здравия и помощи во всех жизненных путях! Сердечно признателен Вам за Ваш интерес к моим научно-исследовательским опытам. Что же касается Ваших критических оценок относительно моих рассуждений о некоторых аспектах христианской гносеологии, то я Вам благодарен и за них, хотя и не разделяю Вашу точку зрения. Следуя Вашему примеру, дерзну высказать замечания по поводу Ваших оценок в связи с некоторыми моими дефинициями, которые, конечно же, далеки от совершенства. Хочу обратить Ваше внимание на то, что рассуждая о проблемах субъектно-объектных взаимодействий между субъектом-исследователем и объектом исследования, я нигде не говорю о факте вообще — о понятии весьма широком и трудно поддающемся краткому определению.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/26/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010