Иногда в основу Житий кладутся лишь отдельные драматические эпизоды из жизни святых (история убийства Бориса и Глеба), вводятся внутренние монологи и эмоциональные диалоги, в ряде случаев меняется тип биографии: то это простой рассказ, богатый историческими и бытовыми наблюдениями (житие Леонтия Ростовского, XII век), то военно-патриотическая повесть (Житие Александра Невского, Довмонта Псковского, XII–XIV века), то поэтическая сказка (житие Петра и Февронии, XV–XVI века). Второе южнославянское влияние (конец XIVначало XV века) содействует развитию в русской агиографии витийственно-риторического стиля – «плетения словес», в результате чего возрастает эмоциональность и психологизм повествования. Появляется группа видных агиографов: митрополит Киприан, который перерабатывает Житие митрополита Петра, Епифаний Премудрый (Жития Сергия Радонежского, Стефана Пермского), серб Пахомий Логофет (Житие Кирилла Белозерского и др.). В эпоху укрепления централизованного русского государства (XVI век) агиография становится на службу идеологическим задачам правительства. Осуществляя политику Ивана Грозного в области духовной жизни, митрополит Макарий сильно расширяет сонм русских святых и руководит составлением их Житий, которые объединяются в Великих Четьих Минеях (12 огромных томов), включающих почти все обращавшееся на Руси наследие переводной и оригинальной агиографии, заново переработанное и риторически украшенное. В XVII веке составляются собрания Четьих Миней Германа Тулупова (1627–1632), Иоанна Милютина (1646–1654) и Димитрия Ростовского (изд. 1689–1705). В XV–XVII веках создается особенно большое число новых Житий, посвященных монахам Русского Севера и отразивших колонизационную роль монастырей, их борьбу за землю с крестьянством. В агиографический стиль все более вносятся черты реальной жизни, Жития постепенно сближаются с бытовой повестью (Житие Юлиании Лазаревской). Во второй половине XVIIначале XVIII века создаются новые Жития, посвященные представителям религиозного движения – раскола. Героями их становятся противники государственной Церкви, проклятые ею и гонимые царской властью (Жития Ивана Неронова, Морозовой, Кирилла Выгорецкого и др.). Это направление агиографии тяготеет к изображению народного быта и отличается «просторечием». Жанр биографии святого перерастает в жанр поучительно-полемической автобиографии «апостолов» раскола (Жития Аввакума, Епифания).

http://pravoslavie.ru/119869.html

В 1940–1950 гг. Ризположенский храм отреставрировали, вернув ему первоначальный облик, убрав поздние наслоения в живописи, восстановив древнюю форму иконостаса. В его пятиярусном иконостасе находится много икон XIV–XVII веков. Иконописные царские врата XVI века перенесены сюда из уничтоженной в 1932 г. кремлевской церкви Спаса на Бору. Справа от врат находится храмовая икона XVII века «Положение ризы и пояса Богоматери». Иконы трех верхних ярусов (пророческий, праздничный и деисусный), а также образа Троицы и Богоматери в нижнем ярусе написаны в 1627 г. известным иконописцем Оружейной палаты Назарием Истоминым. Узким фризом над местным рядом расположены небольшие иконы-пядницы XVI–XVII веков, собранные из разных храмов. Древней является и стенная роспись, выполненная царскими мастерами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым в 1644 г. После реставрации Ризположенской церкви на паперти-галерее была устроена экспозиция русской деревянной скульптуры и мелкой пластики XIV–XVII веков. Здесь собраны памятники из разных храмов Москвы и других городов. Древнейшей деревянной скульптурной иконой является резной образ великомученика Георгия Победоносца (конец XIVначало XV века). В галерее находится портретная деревянная резная крышка раки основателя церкви митрополита Ионы (XVII век). Резная фигура святителя Николы Можайского (XVII век) находилась в старину в кремлевской церкви Николы Гостунского, разобранной в XIX веке. На выставке экспонируется часть рельефной Страстной иконы Божией Матери XVII века, вывезенной из часовни у Пятницких ворот города Коломны, а также резные деревянные иконы мучеников Параскевы Пятницы и Никиты и «Распятие с разбойниками». Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 1993 году в России выпущена почтовая  почтовая марка , посвященная церкви Ризоположения. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=03411

В Русской Церкви, как и в других негреческих Православных Церквах, богослужебные книги – это не оригинальные композиции (за некоторыми исключениями 6 ), а достаточно буквальные переводы греческих оригиналов. Но ценность древнерусских литургических рукописей до XIV в. включительно – не только в том, что они документируют древнейший период развития русского богослужения, являются важным источником по истории церковнославянского языка и древнерусской книжности и т. д., но и в том, что в них отразилась некая особая литургическая традиция Византии, основанная на константинопольской, но имеющая ряд небольших отличий от нее, причем греческие оригиналы, соответствовавшие этой традиции, не выявлены (а возможно, утрачены навсегда). Наследием указанной традиции являются некоторые особенности древнерусских лекционарных и гимнографических сборников, чинопоследований Божественных литургий и таинств 7 . Ниже мы увидим, что то же можно сказать и о некоторых специфических чертах круга суточных служб согласно древнерусским Служебникам студийской эпохи. В славянской литургической книжности материал Евхология – византийского богослужебного сборника переменного состава, в наиболее полном варианте содержащего чины литургий, таинств, прочих священнодействий (и, в том числе, священнические молитвы служб суточного круга), – обычно разделен между двумя книгами: Служебником 8 и Требником 9 . В частности, священнические молитвы вечерни и утрени обычно входят в состав Служебника, ключевым отличием которого является то, что он содержит чинопоследования Божественных литургий 10 – или свт. Иоанна Златоуста , или свт. Василия Великого и Преждеосвященных Даров, или всех трех сразу. Среди русских рукописей XIV века и старше лишь две – ГИМ. Син. 675 и 900 – включают в себя священнические молитвы вечерни и утрени, но не содержат при этом чинопоследования литургий, то есть являются Требниками. Однако эти две рукописи, одна из которых частично скопирована с другой 11 , во-первых, датируются достаточно поздним временем (конец XIVначало XV в.); во-вторых, имеют весьма нетипичный состав и были созданы, вероятно, не для богослужебного употребления, а с библиотечными целями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Текст Сказания Афродитиана был известен на Руси еще до того, как, благодаря деятельности лисицких иноков, появилась версия с правкой по греческому оригиналу, но это был текст второй группы списков со своими характерными чтениями. По дате древнейшего списка (РНБ, F.n.I.39, л. 56 об.–62) можно утверждать, что апокриф попал на Русь по крайней мере не позже второй половины XIII в. Известен еще и второй перевод Сказания, созданный сербским книжником не позднее третьей четверти XIV в. (в древнерусских рукописях встречается, начиная со второй половины XV в.). Максим Грек посвятил апокрифическому сказанию специальное обличительное слово (20-е гг. XVI в.), в котором, в частности, указал на расхождения Сказания со Священным Писанием. Сюжет апокрифа основан на рассказе Евангелия от Матфея о поклонении волхвов ( Мф. 2, 1–12 ), но только в Сказании говорится, что Христу в то время шел уже второй год, он сидел на земле и смеялся, когда волхвы похваляли его (ср. распространенное в средние века представление о том, что Христос никогда не смеялся). Вопреки церковной традиции, считающей Луку первым иконописцем, автор утверждает, что волхвы принесли с собой в Персию сделанное ими изображение Марии и младенца. Противоречит евангельскому тексту и рассказ о благовещении Богородицы и т. д. (см.: Бобров А. Г. Апокрифическое «Сказание Афродитиана» в литературе и книжности Древней Руси: Исследование и тексты. СПб., 1994). Текст Сказания Афродитиана издается по старшему списку Новгородской редакции – Сав. с учетом чтений списка ГИМ, собр. Уварова, 159–4°, л. 221–225, конец XIVначало XV в. (Ув.). СКАЗАНИЕ АФРОДИТИАНА О ЧУДЕ, БЫВШЕМ В ПЕРСИДСКОЙ ЗЕМЛЕ Господи, благослови, отче. От персов впервые узнали о Христе: ничто не остается скрытым от тамошних книжников, которые прилежно занимаются всем, что вырезано на золотых досках и лежит в царских святилищах. Здесь же скажу нечто, слышанное от тамошних жрецов: есть кумирница, посвященная Ире, она находится за царскими домами. Царь Кир, знаток всякого благочестия, устроил ее и поставил в ней золотые и серебряные статуи своих богов, украсив их драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Престиж Шведского королевства в глазах русских правящих кругов был традиционно невысоким. В то время, когда Русское государство во второй половине XV века начало устанавливать свои связи со странами Западной Европы, Швеция была одной из земель, подчинявшихся верховной власти датского короля. Во главе ее стояли «правители» (главным образом из рода Стуре), которые то признавали, то отвергали эту власть. Для московского великого князя, поддерживавшего дружественные связи с датскими королями, именно датский король был законным государем Швеции, а «правители», как подданные этого государя, должны были решать спорные вопросы и заключать соглашения с подданными великого князя — новгородскими наместниками. Такой же порядок сохранился и позже, когда Швеция под властью Густава Вазы окончательно отделилась от Дании. В Москве Густава Вазу рассматривали как самозванца, отнявшего власть у законного правителя — датского короля и присвоившего себе королевский титул, которым его предшественники не пользовались. На иерархической лестнице государей шведский король, по московским представлениям, стоял несравненно ниже царя. В начале 60-х годов, как мы помним, Иван IV пояснял Сигизмунду II, что, признавая своим «братом» шведского короля, тот нанес большой ущерб своей «чести». Правда, нуждаясь в союзе с Эриком XIV против Великого княжества Литовского, царь готов был пойти на уступки и признать шведского короля своим «братом». Но когда оказалось, что рассчитывать на такой союз нет оснований, Иван IV утратил всякую склонность к подобным уступкам. С заключением в 1570 году перемирия с Речью Посполитой, а затем со смертью короля Сигизмунда главный противник Русского государства на Западе на длительное время вышел из войны за Ливонию. Теперь царь решил, что пришло время продиктовать шведскому королю желательные для него условия мира. Их изложил шведским послам Андрей Щелкалов в декабре 1571 года. Дело не ограничивалось тем, что король должен был уступить царю шведские владения в Ливонии и уплатить 10 тысяч талеров за бесчестье, нанесенное русским послам при свержении Эрика XIV. Юхан III должен был признать себя вассалом царя («о всем быти Ягану королю у царского величества в его воле... не отступну»), присылать своего брата с войском для участия в царских походах и, наконец, «прислати на образец герб свейской, чтоб тот герб в царского величества печати был», что символически выражало бы зависимость короля от Ивана IV как верховного сюзерена.

http://sedmitza.ru/lib/text/438986/

«Услышите о войнах»: второй признак приближающегося времени бедствий Иерусалима. «О войнах же говорит Он тех, которые имели быть в Иерусалиме, а не вне оного, во всех местах вселенной. Ибо какая нужда была ученикам до сих? Притом Он бы ничего не сказал нового, если бы говорил о бедствиях всей вселенной, которые случаются всегда. Ибо и прежде сего бывали войны, возмущения и сражения. Но здесь Он говорит о войнах иудейских, которые вскоре имели последовать» (Злат., ср. Феофил.).– «О военных слухах»: о войнах, более отдаленных, о которых только слухи долетят до Иудеи. После всеобщего мира при Августе, время до разрушения Иерусалима было действительно временем частых войн и возмущений, особенно из-за императорского римского престола, которым по произволу распоряжались преторианцы. – «Но это еще не конец»: не века или мира (ст. Мф.24:3 ), а Иерусалима, т.е. еще не непосредственно за сими бедствиями последует разрушение Иерусалима и царства иудейского; это будет еще только начало болезней (ст. Мф.24:8 ).– «Восстанет народ на народ» и пр.: усиление народных бедствий, изображенное в пророческом духе древних пророков (ср. Ис.19:2 ). Римский историк Тацит, говоря об этой эпохе, называет ее богатой происшествиями, жестокой вследствие войн, нестройной вследствие возмущений, злобной даже в мирное время (Ann. XIV, 13. XII, 38. XV, 22). Что касается в частности иудеев, то сюда может быть отнесено происшествие, бывшее в Кесарии. Евреи и сириане вооружились друг против друга из-за обладания этим городом, и двадцать тысяч иудеев были истреблены. Это так возбудило иудейский народ, что он пронес опустошение по всей Сирии. – «И будут глады»: Агав пророк предсказывал в это время голод в Иудее ( Деян.11:28 ), на который указывают Тацит, Светоний и Евсевий; он так был силен в Иерусалиме, по словам Флавия, что множество умерло от него (Ant. 20, 4). В продолжение царствования императора Клавдия (41–54 г. по Р. Хр.) был четыре раза голод в Риме, Палестине и Греции. – «Моры»: эпидемические болезни, иногда бывающие вследствие голода. О них упоминают Флавий (Ant. 18, 9, 8) и Тацит (Ann. 16, 13). – «Землетрясения»: история указывает на довольно многие землетрясения во время, предшествовавшее разрушению Иерусалима. По свидетельству Тацита, одно из таковых было в царствование Клавдия, другое в царствование Нерона. Города Лаодикия, Иераполь и Колоссы, были разрушены землетрясениями. Таковые же были в Смирне, Милете, Хиосе и Самосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в. Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии. Влахернская икона. Воскомастика. XIII — XIV в. Успенский собор Московского Кремля Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская. Читайте также — Тихвинская икона Божией Матери Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII — начало XIV в. ГТГ, Москва История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню. Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

http://pravmir.ru/smolenskaja-ikona-bozh...

3. Крест-мощевик Инв. ГИМ 4724щ OK 7730. Конец XIVначало XV века. Россия. Новгород. Серебро, не драг. металл (штифт); литьё, чеканка, золочение, скань. 7.3×2.8 см. Поступил в составе собрания П. И. Щукина. Описание. Крест-мощевик серебряный, со следами позолоты, семиконечный, с оглавием. На лицевой стороне креста – литое прочеканенное Распятие на фоне сканых кружков. Оборотная и боковые стороны гладкие. Оглавие дутое, с накладным прочеканенным изображением Спаса Нерукотворного. Сохранность. Множественные повреждения металла: царапины, вмятины. Позолота почти утрачена. Крест сильно помят. Сильная деформация задней крышки. Утрачен фрагмент металла на оглавии. Публикации. Каталог выставки «Großmächtiges Nowgorod: Meisterwerke der Ikonenmalerei und die Kirche auf dem Wolotowo-Feld». Frankfurt am Main. 2003. Kat. 76. 4. Крест-мощевик наперсный Инв. ГИМ 77661 OK 9962. XV век (?). Россия. Новгород. Золото, серебро, сапфиры, шпинель, жемчуг, не драг. металл (сини жемчужин, штифты): чеканка, резьба, скань. 11.5×6.0 см. Поступил из Северного краевого музея г. Архангельска в 1935 году. Описание. Крест-мощевик наперсный золотой четырёхконечный, с оглавием на шарнире. На лицевой стороне чеканено Распятие и поясной Николай Чудотворец. Лицевая сторона обведена по краю сканой верёвочкой и украшена двумя негранёными сапфирами, двумя турмалинами в гнёздах и двадцатью семью кафимскими жемчужинами на спнях. Оглавие дутое, с резным Нерукотворным образом. В оглавие продета серебряная петля для цепи. На оборотной стороне креста резаны записи о мощах. Спеньки, на которые насажены жемчужинки, – медные. Сохранность. Семь жемчужин утрачено. Публикации. Каталог выставки «Россия. Православие. Культура». М., 2001. 565: каталог выставки в Японии в 1993 году «Святое искусство России XII–XVIII веков. 7; каталог выставки в Атланте (США) «The sacred art of Russia from Ivan the Terrible to Peter the Great». M., 1995. 167; каталог выставки «Großmächtiges Nowgorod: Meisterwerke der Ikonenmalerei und die Kirche auf dem Wolotowo-Feld». Frankfurt am Main, 2003. Kat. 75.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

vk fb tw ok @ g+ lj Крещение_Преображение_Воскрешение Лазаря, эпистилий темплона. Вторая половина XII в., Синайский Монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, Метохия, XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Мозаика, монастырь Осиос Лукас, XI в. vk fb tw ok @ g+ lj Арианский баптистерий в Равенне. 493-526 гг. Мозаика купола vk fb tw ok @ g+ lj Мозаика кафоликона Дафни, конец XI века vk fb tw ok @ g+ lj Роспись ц.Спаса на Нередице, 1198 г., Новгород (утрачена) vk fb tw ok @ g+ lj Мозаика собора Сан Марко, XIII век, Венеция vk fb tw ok @ g+ lj Миниатюра. Императорский менологий (cod. Walters 521), XI в. vk fb tw ok @ g+ lj Икона второй половины XIII века, Синайский монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Мистра. Церковь Богоматери Перивлепты, XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Первая половина XIV в., Галерея икон в Охриде vk fb tw ok @ g+ lj Деталь Васильевских врат., 1336 г., техника золотой наводки на меди vk fb tw ok @ g+ lj Шитая пелена, 1580-е, Государственный Русский Музей vk fb tw ok @ g+ lj Первая половина XVI в., Псковский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Роспись придела св. Иоанна Предтечи, 1668 г., Троицкий собор Переславля-Залесского. vk fb tw ok @ g+ lj Псков, середина XIV века, Эрмитаж vk fb tw ok @ g+ lj Мозаика кафоликон монастыря Хора. 1316–1321 гг., Стамбул vk fb tw ok @ g+ lj Около 1497 г., Кирилло-Белозерский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Икона конца XV в., Музей Рублева vk fb tw ok @ g+ lj Икона середины XV века, Государственный Русский музей vk fb tw ok @ g+ lj Конец XVI в., Музей Греческого института в Венеции vk fb tw ok @ g+ lj Икона мастера Михаила, начало XVII в., Государственный Русский Музей vk fb tw ok @ g+ lj Икона XVIII века, деревня Селезениха, Тверская губерния vk fb tw ok @ g+ lj Конец XIX века, частное собрание vk fb tw ok @ g+ lj Миниатюра из Евангелия. Монастырь Дионисиат, Афон, XI в. vk fb tw ok @ g+ lj Икона из праздничного ряда Св.Софии Новгородской, первая половина XIV века vk fb tw ok @ g+ lj Двустороняя икона-таблетка, конец XV-haчaлo XVI века, Новгородский музей

http://pravoslavie.ru/51034.html

Монастыри были литературными центрами, например маленький Усть-Шехонский монастырь был таким центром. В конце XIV -начале XV века в Европе начинают распространяться Университеты, как центры культуры, а у нас роль таких культурных, просветительных центром играли общежительные монастыри. Наши монастыри были книжными центрами, во всех монастырях писали, хранили и читали книги. Монахи в древности были самым читающим сословием на Руси. Людмила Ильюнина : Так было до самой революции или изменения в жизни монастырей начались раньше? Гелиан Прохоров : Рубеж, как и во всех областях русской жизни, приходится на конец XVII -начало XVIII века. Тогда начинается спад. Хотя уже в конце XV века началось расхождение мнений внутри церкви - так называемые " нестяжатели " и " иосифляне " . Я составил в свое время две таблицы: одна - траектория взлетов и падений числа русских святых по векам; вторая - отражает интенсивность переписки исихастских книг (тоже по векам) в двух центрах - в Троице-Сергиевой Лавре и Кирилло-Белозерском монастыре. Положение дел в этих монастырях можно считать типичным в первом случае - для центра Руси, во втором - для Севера. Степень интереса к исихастской литературе можно считать показателем духовного состояния общества. Сравнивая два графика, мы видим, что тенденции на севере и в центре Руси одинаковы, но, между тем кривая севера от XIII века и до XVIII неизменно выше, чем в центре. На севере намного больше переписывали и писали исихастских книг. Особенно это показательно для XV века. И, когда мы смотрим на первый график - по святым русским, то видим, что и по святости (по количеству святых во все века) север занимает первое место, недаром его называли русской Фиваидой. Людмила Ильюнина : И недаром на север пришелся самый сокрушительный удар безбожной власти, - все монастыри были закрыты, многие превращены в концентрационные лагеря, многие разрушены. И теперь нужны новые подвижники, которые будут восстанавливать из " мерзости запустения " поруганную святыню. Гелиан Прохоров : Будем в это верить, в некоторых местах восстановление уже идет. Важно, чтобы при этом сохранялись архитектурные и художественные памятники, поэтому русский север нужно не только любить, но и изучать.

http://ruskline.ru/analitika/2005/04/15/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010