«Святая Русь»: памятник за памятником (+ фото) Подробнейшая фотоэкскурсия — экспонаты выставки «Святая Русь», проходящей в Третьяковской галерее. 31 мая, 2011 Подробнейшая фотоэкскурсия — экспонаты выставки «Святая Русь», проходящей в Третьяковской галерее. Фотокорреспондент портала «Правмир» Юлия Маковейчук продолжает знакомить читателей с выставкой «Святая Русь», проходящей в здании Третьяковской галереи на Крымском валу. Богоматерь Владимирская Конец XIVначало XV века Андрей Рублев (?). Москва Дерево; темпера 102,2 х 69,6 х 7,2 Поступила в 1923 году Происходит из Успенского собора во Владимире Реставрирована в 1918 году во Владимире Г.О. Чириковым, Ф.А. Модоровым, И.А. Барановым ВСМЗ инв. В-2971, И-1111 О Тебе радуется Около 1530 года Дерево, две встречные шпонки, паволока; темпера 141,5 x 107 x 6 Поступила в 1929 году Происходит из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Реставрирована в 1964 году в ГРМ И.П. Ярославцевым КБИАХМЗ инв. КП-2084, ДЖ-847 слева: БОГОМАТЕРЬ НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА Середина – вторая половина XVI века. Оклад – 1630–1640-е годы Москва, Оружейная палата Дерево; темпера; оклад – серебро; чеканка, позолота 137 x 102,5 x 4 Поступила в 1924 году Происходит из местного ряда иконостаса церкви преподобного Кирилла Белозерского. С 1668 года находилась в местном ряду иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря Реставрирована в 1975 году в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря Г.З. Быковой КБИАХМЗ инв. ДЖ-312; КП-1958; ДМ-231 справа: ПОХВАЛА БОГОМАТЕРИ, С АКАФИСТОМ Середина XVI века Москва Дерево; темпера 146 x 112,7 x 3,5 Поступила в 1934 году из ЦГРМ Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря Раскрыта в 1961–1963 годах в ГРМ И.П. Ярославцевым ГРМ инв. ДРЖ-1834 Наплечник (Armilla) Воскресение Христово. Около 1170-1180-х годов. Мозельская школа Золоченая медь; выемчатая эмаль, перегородчатая эмаль Находился в XVII веке в Успенском соборе во Владимире; с 1919 – во Владимирском музее, в 1933 – продан за границу и приобретен Обществом друзей Лувра в Париже у антиквара Н.Бримо. Подарен Обществом Лувру в 1934.

http://pravmir.ru/svyataya-rus-pamyatnik...

— Сейчас в Церкви идет много споров о внутреннем убранстве храма, а как обстоит с этим дело в Толмачевском храме? Если у вас музейный статус, то и спрос больше. — Многие композиции сохранились почти полностью, поэтому удалось восстановить систему росписей. Все росписи отличает стилистическое единство, они исполнены в традициях академической живописи XIX века. Значительным достижением реставраторов Третьяковской галереи явилось создание иконостаса главного придела, также завершенного в 1997 году. В нем соединены образа из иконостасов Никольской церкви и другого известного храма Замоскворечья — Рождества Богоматери на Полянке, более известного под названием Космы и Дамиана в Кадашах. Все они датируются концом XVII столетия и созданы мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Воссозданный иконостас достаточно точно воспроизводит первоначальную схему пятиярусного иконостаса Никольского храма, соединив иконы из разных храмов, стилистически он представляет единое художественное целое, являясь уникальным памятником церковного искусства XVII века и мастерства реставраторов. В «местном» ряду — сохранившиеся иконы из Никольской церкви: храмовая икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1697), «Спас Вседержитель» (1692), «Богоматерь " Одигитрия " », «Святитель Николай Чудотворец» (1692). Иконостасы приделов также были восстановлены при реконструкции. Более того, галерея передала храму более 200 икон из запасников, а также запрестольные кресты, литургическую утварь. Процесс передачи святынь продолжается все эти годы. Так, в 2005 году в Покровском приделе было установлено старинное распятие — Дмитровский крест. Исследователи расходятся в его датировке: одни, следуя сказанию, относят его к XIII веку, другие на основе живописных особенностей считают временем его создания конец XIVначало XV века. В Третьяковскую галерею Дмитровское распятие поступило из Государственного исторического музея в 1930 году. А с 2009 года в Никольском приделе храма находится Иверская икона Божией Матери. В 1929 году Иверская часовня на Красной площади была закрыта, а икона изъята, долгое время о ее местонахождении ничего не было известно. Недавно, опять же благодаря усилиям искусствоведов и реставраторов, удалось установить, что в Третьяковской галерее, скорее всего, хранится именно этот чудотворный список из Иверской часовни. Он поступил в музей в 1933 году без указания происхождения, размер липовой доски, характерные утраты красочного слоя, другие детали свидетельствуют в пользу этого предположения. Было решено передать эту икону в наш храм, и сегодня верующие могут молиться перед ней в своих скорбях и печалях.

http://patriarchia.ru/db/text/2660985.ht...

Странным и загадочным, но именно потому красноречивым контрастом с медленным развитием самостоятельной мысли в России является изумительное развитие в ту же эпоху русской иконописи. Гениальные создания Рублева (конец XIV и начало XV века), конечно, стоят в самой тесной связи с византийской иконописью, однако они свидетельствуют о пробуждении и развитии собственных творческих сил. Мы находим в этих созданиях такую художественную глубину, такое прозрение в запредельные сферы религиозного сознания (самое замечательное творчество Рублева – икона Св. Троицы), что нельзя не присоединиться к кн. Е. Трубецкому, который характеризует эти иконы как «умозрение в В этом творчестве перед нами манифестация Логоса, – иконы насыщены богословскими Один справедливо указал на то, что принятие христианства вызвало в русских людях огромный духовный подъем, подлинное одушевление. Конечно, внедрение христианства на Руси происходило медленно за пределами городов, но это не ослабляет самого факта творческого одушевления, которое вовсе не было бесплодным и вовсе не проходило мимо Логоса. Во всяком случае, уже в древней Руси, в ее христианском сознании мы замечаем тот же примат морального и социального начала, какой мы увидим в чрезвычайном выражении в русской философии XIX в. Христианское мировоззрение оплодотворяло творческие движения как раз в указанном направлении, а в то же время (с самого начала) русские люди с особой силой воспринимали на Руси христианство в его красоте. То, что ныне считается легендой, – рассказ летописи о том, как послы Владимира Святого были пленены красотой византийского богослужения – чрезвычайно характерно для той эстетической восприимчивости, которая действительно сопровождала появление христианства на Руси: пусть рассказ летописи есть легенда, но самое ее возникновение есть ценное свидетельство того, что христианство несло рус- 39 ЧАСТЬ I ской душе. Усвоение же византийской иконописи пробудило такие творческие силы, что стали возможны гениальные творения Рублева.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава 4. Церковная жизнь Московского государства в XV-XVI веках. Святитель Филипп, митрополит Московский Конец татарского ига. Татарское иго было окончательно свергнуто в 1480 году. Татарский хан Ахмат, простояв несколько месяцев против русского войска, ушел обратно, не решившись начать бой. Московский великий князь Иван III (правил в 1462–1505 гг.) закончил дело «собирания Руси», начатое московскими князьями. Вся северная и восточная Русь была объединена под главенством Москвы. Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора, убитого при взятии Константинополя турками, и считал себя его преемником. Есть предание, что им были сказаны слова: «Был Первый Рим. Была Византия – Второй Рим, а Москва –Третий Рим, и Четвертому не быть». При Иване III заново были отстроены московский Кремль и главный собор Москвы – Успенский (освящен в 1479 г.). Для его постройки был приглашен знаменитый итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Прежде чем начать постройку, он посетил Владимир и Новгород, изучая архитектуру русских храмов. Успенский собор – сердце Кремля. В нем «садили на стол» московских князей, а потом венчали на царство российских царей. Здесь возводили на кафедру и погребали митрополитов Московских и Патриархов всея Руси. Отстроены были и другие здания Кремля. В XIV в. Польша и Литва были единым государством, куда приглашались католические миссионеры с неограниченным правом обращать в христианство язычников. Это положило начало притеснению многочисленного православного населения западной Руси. Не доверяя своим епископам, на которых светская католическая власть оказывала сильное давление, народ стал создавать православные братства мирян для защиты Церкви. Ферраро-Флорентийская уния и ее последствия для Московской Руси . В 1437–1439 гг. в итальянских городах Ферраре и Флоренции состоялся Собор западных и восточных епископов. Приехали и представители Руси во главе с греком митрополитом Исидором. Византийская Империя доживала последние дни. Турки окружили Константинополь. Император Иоанн и Патриарх Иосиф ради спасения отечества решились на союз с Римским Папой. Когда митрополит Исидор вернулся в Москву и прочитал в Успенском соборе грамоту о соединении с Римом, весь народ с Московским великим князем Василием назвал его поступок изменой. Позднее в 1448 г. был созван Собор русских епископов, который избрал митрополитом Московским епископа Рязанского Иону. В послании великого князя Василия в Византию говорится: «Мы поступили так по великой нужде, а не по гордости или дерзости. До скончания века пребудем мы в преданном нам православии».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Но нужно думать, что это были лишь частичные, всегда и везде возможные, уклонения святогорских иноков от древних отеческих уставов и слагавшейся веками репутации: и – временные, ибо с другой стороны конец того же XIV и весь XV век мы не можем не отметить как период особого подъема аскетических подвигов и религиозного воодушевления в Афонской жизни. Ведь эти именно годы были временем появления и расцвета учения исихастов, временем Григория Паламы , Филофея, впоследствии патриарха Константинопольского, Григория Синаита и знаменитых учеников его: Герасима Элладского, Иосифа, впоследствии патриарха вселенского и мн. др. Весьма благоприятные отзывы о состоянии нравственной жизни Афонского монашества мы встречаем и в следую- —569— щие века: – в XVI веке – француза Беллона, 3064 посетившего Афон в 1553 году, в XVII веке – англичанина Рико, 3065 в XVIII веке – некоего Павла Лукаса, бывшего на Афоне в 1706 году. 3066 Известный наш соотечественник Барский чрезвычайно осторожно 3067 говорит о нравах святогорцев, но тем не менее и он, по суровости Афонского устава и точности его выполнения, ставит Афон выше всех современных ему иноческих пунктов. 3068 Более невыгодное впечатление о духовно-нравственном со- —570— стоянии Афонского монашества дают слова преосв. Порфирия, трижды посетившего Афон и «достаточно», как он и сам говорит, ознакомившегося с духовным бытом святогорцев. Правда, говорит он, «святогорцы, крепко сохраняя все догматы веры православной, строго соблюдают и устав богослужебный. Но разумно ли у них служение Богу? – Понимают ли они всё то, что читают и поют в церквах своих? – Ответ на сей вопрос может быть дан только отрицательный. Не знаю, в конце концов говорит он, кто и кто ныне свят на Афоне». 3069 Но будучи солью мира, предохраняющей обще-христианскую жизнь от нравственной порчи, Афон не переставал быть в то же время светом Христовой истины. Византинизм вообще характеризуется весьма живым и интенсивным отношением народа к религии. Византийское общество было религиозным по преимуществу. Вся жизнь византийцев – частная, семейная, общественная и даже политическая – носила отпечаток церковно-религиозных интересов. Религия составляла для них главное и исключительное начало жизни и проникало всё её содержание. Византийцы не знали отрицания религии из сознательной вражды к ней, жили преимущественно верою. 3070

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Андрей Рублев был не только художником, он был богословом, и современники это ценили. Роспись Андреем Рублевым Спасского собора Андроникова монастыря, книжная миниатюра ок. 1592 г. В эпоху, когда жил преподобный Андрей (а это конец XIV— начало XV века), не было ничего зазорного в том, чтобы копировать иконы чужого письма. Иконописцы часто делали списки с других икон — интерпретации исходного образца, часто довольно вольные, но обязательно связанные с оригиналом. А у Рублева мы находим нечто совсем другое. Богословскую новизну, богословскую смелость. Круг художественных памятников, так или иначе связанных с Андреем Рублевым, очень отличается от всего остального искусства той эпохи. Так, как написал «Троицу» Рублев, ее не писали прежде никогда. Иконописцы традиционно обращались к сюжету «Гостеприимства Авраама»: изображали, помимо трех Ангелов, Авраама и Сарру, накрытый стол, заколотого тельца и т.д. Икона «Гостеприимство Авраама» Время создания – XVI век, место хранения – Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Сюжет иконы опирается на повествование Книги Бытия о посещении дома Авраама и его жены Сарры Господом в образе трех мужей. Авраам угостил посетителей, приказав Сарре приготовить опресноки, а слуге – заколоть тельца, и получил от Господа обетование, что у него родится сын, в котором благословятся все народы (Быт 18:1-19). Троица. Икона Андрея Рублева. 14254 Рублев же создал икону, сосредоточенную не на бытовых деталях, а на богословии. Три Ангела — образ Предвечного Совета Лиц Святой Троицы, на котором решается участь человека. И чаша — образ святой Евхаристии… Кроме того, «Троица» Рублева — явление поразительной гармонии и красоты. Бог является здесь в красоте и гармонии. Красота — одно из имен Божиих. И в этом тоже есть глубокое богословие. Где еще мы находим «почерк» Рублева? Весьма вероятно, что Рублеву принадлежит часть росписей в Успенском соборе Владимира — фрески с изображением Страшного Суда. И в этих фресках мы тоже видим глубокое богословское осмысление, свойственное Рублеву.

http://foma.ru/andrej-rublev-chto-v-nem-...

Иконостас в Благовещенском соборе Московского Кремля. Конец XIV -начало XV вв. Над деисусным чином в Благовещенском соборе находится праздничный, состоящий из 14 икон (еще две добавлены позднее). Происхождение праздничного чина так же неясно, как и деисуса. Обыкновенно считается, что деисус и праздники происходят из одного иконостаса. Авторство икон неизвестно, но ясно, что праздники исполнены двумя разными иконописцами. Первую половину икон долгое время приписывали руке Андрея Рублева , но сейчас эта гипотеза вызывает сильные сомнения. Главным образом всего иконостаса является Христос во Славе или Спас в Силах: «Это образ… " будущего века " , где " Бог всяческая во всех " (1 Кор. 15, 28). Эта мысль подчеркивается здесь изображением самого Спасителя. Он представлен сидящем на троне в атрибуте Божественной Славы, мандорле, пересеченной исходящими от Него лучами, окруженным небесными силами, с символами Евангелистов по углам. Мандорла помещена между двумя четыреугольниками, образующими восьмиугольную звезду, символ восьмого дня «будущего века». Эта иконография Спасителя есть не что иное, как раскрытие пророческого прозрения Славы Господней: «Господь воцарися, в лепоту облечеся... ибо утверди вселенную яже не подвижится» (Пс. 92,1). Эта иконография изображает Спасителя здесь, в центре чина, как Главу Церкви, как Искупителя, принесшего Себя в жертву за грехи людей. Поэтому на иконе Он держит Евангелие раскрытым на тексте «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28), как совершеннейшая Любовь принимающая всех приходящих к Нему» , – отмечает Л.А. Успенский. Первый известный многоярусный иконостас был создан во Владимире для Успенского собора в 1408 году (или в 1410-11 гг.). Его создание связано с росписью Успенского собора Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Иконостас не сохранился до нашего времени полностью. В XVIII веке его заменили на новый по приказу Екатерины II. Только в послереволюционный период сохранившаяся часть икон была обнаружена и сейчас хранится в ГТГ и ГРМ.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/28/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Харитон Сянжемский, Простой, прп. Описания иконы Харитон Сянжемский, Простой, прп. - житие Архиепископы Ростовские Григорий и Дионисий Святогорец в бытность свою один после другого игуменами на Каменном в конце XIV века и в начале XV века своими иноческими подвигами и мудрым управлением столько прославили этот древний, но малоизвестный и бедный монастырь, что для их современников он стал тем же, чем была впоследствии Сергиева Лавра, то есть любимым богомольем для искавших иноческой жизни и рассадником святых подвижников и основателей монастырей. Из одной Вологды и почти в одно время в нем приняли пострижение и долго подвизались трое—Евфимий, Дионисий и Александр, основавшие впоследствии свои обители. О роде и происхождении Евфимия, о времени его прибытия в монастырь и пострижении—сведений до нас не дошло, известно только то, что он был уроженец вологодский, пробыл в монастыре довольно времени, но по любви к уединению вышел из него и поселился в пустыне близ устья реки Кошты на восточном берегу Кубенского озера. Здесь, окруженный со всех сторон непроходимыми болотами и [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1970-е.] Прп. Харитон. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1957 - 1980 годы. 40.2 х 12.4. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Файл 11108.jpg:   Размер: 375x1200, 0.45 MPix, 87 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (107) , (1) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 11110.jpg:   Размер: 1018x525, 0.53 MPix, 91 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (100) , (0) . Описание: Преподобные Евфимий и Харитон игумены Сянжемские. Икона принадлежавшая священнику Николаю Дмитриевичу Грачову - последнему настоятелю Евфимиевского прихода Файл 15010.jpg:   Размер: 402x513, 0.21 MPix, 116 Kb. Дата: 2011-12-07, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (125) , (5) . Описание: Преподобные Евфимий и Харитон игумены Сянжемские. Икона Ильинско-Засодимской церкви на Ильинском погосте в 3 километрах от г.Кадников Файл 15012.jpg:   Размер: 411x548, 0.23 MPix, 32 Kb. Дата: 2011-12-07, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (116) , (1) .

http://pravicon.com/icon-3189

Образ Сербии. Православная Босния На северо-востоке современной Боснии расположена Зворницко-Тузланская епархия Сербской Православной Церкви. Ее основание связано с именем сербского короля Драгутина (конец XIII – начало XIV вв.). В XV веке кафедра православных митрополитов находилась в Сребренице. Во время турецкого владычества кафедра располагалась в приобретшем особое значение Зворнике. В XVI веке Зворницкая епархия находилась в составе сербской Печской Патриархии, но после ее упразднения в 1766 году оказалась под юрисдикцией Патриархии Константинопольской, а на кафедру стали назначаться епископы-греки. В середине XIX века кафедра была перенесена в Нижнюю Тузлу. После Берлинского конгресса 1878 года Босния и Герцеговина попали под управление Австро-Венгрии. В 1892 году митрополитом Зворницко-Тузланским назначен серб Николай Мандич, при котором жизнь епархии развивалась во всех отношениях. Начало Первой мировой войны было ознаменовано для епархии погромами православного населения и террором австрийской военной администрации. После войны Зворницко-Тузланская митрополия вошла в состав восстановленной единой Сербской Патриархии. В годы Второй мировой епархию вновь постигли тяжелые испытания. Оказавшись на территории марионеточного Независимого Хорватского государства, она в полной мере испытала на себе террор усташей, осуществлявших геноцид православного населения. Мученическую кончину приняли многие священнослужителей, пострадали десятки храмов, подверглись уничтожению церковные архивы и библиотеки. В то же время на Церковь обрушился террор коммунистов, который продолжился и после окончания войны. Несмотря ни на что, в послевоенные годы под руководством епископов Нектария, а затем Лонгина шло восстановление церковной жизни. В 1978 году на кафедру назначен нынешний епископ Зворницко-Тузланский Василий (Качавенда). С приходом владыки Василия епархия пережила настоящее возрождение. Во время гражданской войны 1991–1995 годов на территории епархии шли ожесточенные бои. Сербские святыни и церковные объекты разоряли исламские фундаменталисты и хорватские националисты-усташи. Из-за артиллерийских обстрелов епископского двора владыка Василий вынужден был перенести свою резиденцию из Тузлы в Биелину. По окончании войны владыка Василий делает все возможное для оживления церковной жизни, восстановления разрушенных и строительства новых святынь. В настоящее время епархия является одной из наиболее организованных в административном отношении. На ее территории расположены такие древние монастыри, как Тавна, Озрен, Ловница, Папрача, Кнежина, Сасе и др. Монастырь святителя Василия Острожского в Биелине

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery68....

5.Бочек Павел (P. Boek), доцент Масарикова университета (Брно, Республика Чехия). Светские и религиозные потоки в русской общественной мысли: конец XVначало XVI века. 6.Мальбахов Борис Хасанович, доктор искусствоведения, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства Кабардино-Балкарского государственного университета. История кафедрального собора Марии Магдалины в г. Нальчик Кабардино-Балкарской Республики. 7.Бурганова Мария Александровна, доктор искусствоведения, профессор кафедры монументально-декоративной скульптуры МГХПА имени С.Г. Строганова, действительный член Российской академии художеств, заслуженный художник России. Некоторые аспекты композиции и иконографии Распятия. 8.Бутрова Елена Владиславовна, соискатель степени кандидата искусствоведения, директор Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи. История статуи С.Д. Эрьзи «Иоанн Креститель» (1914) из церкви Кристо Ре в Феццано (Италия). Атрибуция, реставрация, копирование, экспонирование. 9.Орлов Игорь Иванович, доктор искусствоведения, профессор кафедры дизайна и художественной обработки материалов Липецкого государственного технического университета, doctor of science honoris causa Международной академии естественной истории (Великобритания). Проблема идентификации художественных образов персонажей цикла фресок «Апокалипсис» в монастыре Дионисиат (Святая гора Афон). 10.Соловьев Николай Кириллович, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой история и теория декоративного искусства и дизайна МГХПА имени С.Г. Строганова, лауреат премии Правительства РФ в области образования. Храмовое зодчество периода московского государства XIV–XVI веков. 1-е заседание Начало: 12:00. 1.Власова Ольга Михайловна, доктор искусствоведения, профессор кафедры живописи и композиции Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (Пермь). Ангельская тематика в пермской деревянной скульптуре. 2.Крохалева Анна Петровна, кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной и творческой работе Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Евангельские реминисценции в творчестве современных пермских художников.

http://pravoslavie.ru/100449.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010