В первые пять веков существования Русской Церкви Ее социальное значение во многом напоминает западную Церковь раннего средневековья. Главные носители культуры в стране, епископы, стояли над разделенным на множество княжеств феодальным государством, вносили начала правды и мира в княжеские междоусобицы и пользовались высоким авторитетом и в политической жизни. В кругу чисто церковных дел и лиц они искали широкие права суда и управления – иммунитет, соответствующий западным юридическим формам. Расцвет Русской Церкви, Ее духовной высоты и Ее искусства относится к XIV-XV столетиям. Конец XV-ro – уже начало новой эры. Начало зависимости Церкви от государства намечается в конце XV века Московский великий князь, объединивший под своей властью всю северо-восточную Русь, занял по отношению к Церкви несравненно более влиятельное положение, чем князья удельные древних веков. Со времен завоевания Византии турками (1453), на Руси стали слагаться теории о Москве как о «Третьем Риме», и московском государе, как преемнике византийских императоров 1 . Царский титул, принятый Иваном Грозным (1547 г.), знаменует торжество византийских начал в отношениях государства к Церкви. В Московской теократии XVI-XVII вв., как некогда в византийской, государство брало на себя церковное служение, распространение и защиту веры, но подчиняло иерархию царской власти, которая считалась священной. Отныне царь через посредство собора ставит митрополитов и патриархов и смещает их. Все внешние церковные дела получают его санкцию или даже вызываются его инициативой. Патриарх по-прежнему первый советник царя, и собор епископов высказывается вместе с другими сословиями, и прежде них, о важнейших делах государства. Но верховная власть и в Церкви и в государстве принадлежит самодержцу. С этого времени начинается ослабление социального и политического влияния Русской Церкви. Попытка митрополита Филиппа обличить ужасы террора Ивана Грозного кончилась убийством иерарха. Церковь мало по малу отвыкла напоминать монархам о их христианском долге. Сотрудничая с государством, занимая самое почетное положение в нем, она должна была ему подчиняться. Потеря ее независимости и отчасти морального авторитета перед государством, таким образом, начинается задолго до Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Для литературного периода, совпадающего с процессом объединения северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец XIV–XV века), характерен значительный интерес к историческим сочинениям, особенно к летописным сводам, которые создаются повсеместно. В Суздальско-Нижегородском княжестве в 1377 г., во времена правления великого князя Дмитрия Константиновича, составляется большой летописный свод, названный по имени его составителя Лаврентьевской летописью. Она включала в себя начальную историю Руси («Повесть временных лет») и была доведена до 6813 (1305) г. В Москве пишется первый Московский летописный свод митрополита Киприана 1408 (1409) года. Летописные своды возникают в Твери, Новгороде, появляются компилятивные сборники повествований из истории разных стран и народов, начиная с библейских времен – Хронографы. В это время составляются две редакции «Летописца Еллинского и Римского». Победа русского войска в 1380 г. на Куликовом поле над монголо-татарами показала значение объединительной политики московских князей, пробудила национальное самосознание русского народа. Освободительная тема, тема Мамаева побоища, вызвала целый ряд литературных произведений: «Задонщину», Летописную повесть о Куликовской битве и «Сказание о Мамаевом побоище». Не остался без внимания древнерусских писателей и герой битвы – московский князь Дмитрий Иванович, прозванный в честь победы над монголо-татарами (а это было их первое поражение!) Донским. В начале XV века создается «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского», близкое по своей тематике повестям и сказаниям о Куликовской битве, собственно, и положившее начало всему Куликовскому циклу. В этот период, то есть в конце XIV – первой половине XV века, агиография в Московской Руси особенно популярна становится и одним из основных литературных жанров. С одной стороны, это связано с общеславянским литературным процессом, выразившемся в распространении в славяноязычных странах литературного стиля, получившего название «плетения словес», то есть особенной художественной отделки. А с другой стороны, сказался интерес к человеческой личности, чувствам, поступкам, мыслям. От духовности литература прошла путь к душевности. В житиях исторических лиц столь сильно акцентируется внимание на их вкладе в историю государства, что мотив гражданской деятельности отражается и в житиях церковных деятелей (но именно деятелей!) – Стефана Пермского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия, митрополита Петра и других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Большая часть крестов не подвергалась музейной реставрации и публикуется в состоянии сохранности на настоящий момент. Кресты поступали из разных источников в разные годы: Центральные государственные реставрационные мастерские, 1930–1934 годы; Государственный исторический музей, 1930 год; московский отдел народного образования, 1930-е годы; церковь Успения на Апухтинке, 1930-е годы; антирелигиозный музей искусств, 1935 год; частное собрание Е. Е. Егорова, 1940 год; краеведческий музей города Великий Устюг, 1964 год; экспедиция Третьяковской галереи в Горьковскую область, 1966 год. Самое большое поступление, 10 крестов, было из церкви Успения на Апухтинке 586 , построенной архитектором Н. Д. Поликарповым в 1908 году для старообрядцев. В целом комплекс крестов представляет памятники разных периодов истории развития одной из составных частей убранства алтаря православного храма, комплекса малоизученного и представляющего интерес для специалистов. Каталог 1. Крест Инв. 28599. Конец XIVначало XV века. Средняя Русь. Дерево, темпера; 265х182 см. Поступил в 1930 году из ЦГРМ. На кресте изображен распятый Христос, склонивший голову на левое плечо. Пропорции тела Христа удлинены. Первоначальная живопись сохранилась фрагментарно. Древнее сказание, сохранившееся в письменных источниках XVIuXVIIIbekob относит крест к 1291 году. Из Успенского собора города Дмитрова был вывезен в 1924 году в ЦГРМ, после реставрации в 1930 году поступил в ГТГ. Лицевая сторона 2. Крест Инв. 14455. Конец XVначало XVI века. Новгород. Дерево, темпера; 144х65 см. Поступил в 1930 году из ГИМ. Лицевая сторона              Оборотная сторона Крест восьмиконечный, двусторонний, выносной, с длинной рукоятью. В перекрестье и на четырех центральных окончаниях круглые клейма, центральное более крупное. В клеймах изображены святые по пояс. Вертикальная ось креста имеет две перекладины: под верхним клеймом – горизонтальная, проходящая через нижнее клеймо – немного наклонена. На каждом конце креста и вокруг центрального клейма – полукруглые выступы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Икона относится к московской школе первой четверти XVI века, к эпохе, когда расцветали столичные художества, прямо ориентировавшиеся на византийское искусство. В это время в царских мастерских создаются прекрасные образцы, подобные нашей иконе, в которой мы видим спокойный колорит, удлиненные пропорции, мягкость линий, розоватые оттенки пейзажного фона, отсутствие напряженности. Ангелы с прикровенными руками предстоят при величайшем событии – Богоявлении. Извод достаточно лаконичный, но, в то же время, очень изысканный.  Икона была куплена на аукционе Сотбис, и за нее шла очень серьезная борьба.  Сэр Ричард Темпл, собиратель, коллекционер, галерист, любитель древнерусского искусства из Лондона, очень хотел приобрести эту икону в свою коллекцию. И, несмотря на то, что прекрасно относится к нашему музею, сильно горевал, что икона досталась не ему.  Спас Нерукотворный. Конец XV –начало XVI века. Ростов. 93,8 х 73,8 см. Дерево, темпера В XV веке на Руси складывается особое почитание и особое распространение этого образа, который напрямую связан с византийской традицией. В основе иконографии лежит древнейшее предание о чуде, совершенном Христом, запечатлевшем свой лик на плате (мандилионе), который почитался как одна из главных святынь, связанных со Спасителем. Представленная в музее икона относится к особому иконографическому типу, отличительной чертой которого является отсутствие самого плата и особые пропорции лика Спасителя. Примечательно, что к тому же типу относится и небольшой византийский образ Спаса Нерукотворного XIV века, для которого был специально выстроен в Москве Спасо-Андроников монастырь и в котором он благоговейно хранился.  Но русские иконы Спаса Нерукотворного отличались от византийских тем, что Лик Спасителя изображался очень крупно, русские мастера наделяли этот образ чертами Пантократора, но, между тем, лишали его всякой экспрессии. Эта икона, по мнению исследователей, относится к ростовской иконописной традиции. Известно, что ростовским мастерам удавалось использовать эту иконографию наиболее выразительно и цельно. Также мы отмечаем, что ростовская живопись конца XVначала XVI века обладает особой выразительностью и лишена вещественной тяжести. Иконы из чикагского ранчо

http://pravmir.ru/ikony-raspilivali-i-ot...

Священство. У католиков епископ Рима почитается не только епископом и патриархом западной церкви, но и видимой главой всей христианской церкви. Кроме известных священных степеней, у католиков существуют ещё так называемые «кардиналы». Первоначально так именовались епископы ближайших к Риму церквей, как друзья и советники папы, но затем отличие это стало даваться наиболее заслуженным в католическом духовенстве лицам, и не только епископам, но и пресвитерам, и даже диаконам. Кардинальское звание особенно возвысилось с XI века, с тех пор, как кардиналам предоставлено исключительное право избирать папу из своей среды. В римской церкви установлено безбрачие (целибат) для всех лиц священного сана; оно введено в XI веке при папе Григории VII. Главное основание для установления обязательного безбрачия этим папой заключалось в следующем положении: « церковь не может освободиться от подчинения мирянам, если клирики не освободятся от своих жён». С возвышением папской власти естественно должно было народиться стремление порвать те связи, которыми духовенство соединено с семьёй, а через неё с государством; лишь совершенно свободный от всех семейных и гражданских уз и обязанностей священник мог служить в руках римских первосвященников надёжным орудием к достижению их честолюбивых политических планов. Установление безбрачия духовенства, имевшее, по крайней мере, видимой целью поднятие всего духовенства до высоты христианского идеала девственности, в действительности должно было привести к наложничеству. Начало той ужасной распущенности и упадка нравов, в которые впало католическое духовенство в XIV и XV веках, следует в значительной мере искать в этом противоестественном требовании римского престола. Желая положить конец такой распущенности, представители некоторых западных церквей предлагали открыто установить конкубинат для священников, лишённых возможности вступать в законный брак. Рим не мог согласиться с этими предложениями и молчаливо переносил то, чему не в силах был воспрепятствовать, тем более что некоторые из пап XIV и XV веков нередко превосходили безнравственностью подчинённых им епископов и священников, что дало повод Савонароле проповедовать исправление нравов всей церкви, как главы её, так и всех членов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В 1940–1950 гг. Ризположенский храм отреставрировали, вернув ему первоначальный облик, убрав поздние наслоения в живописи, восстановив древнюю форму иконостаса. В его пятиярусном иконостасе находится много икон XIV–XVII веков. Иконописные царские врата XVI века перенесены сюда из уничтоженной в 1932 г. кремлевской церкви Спаса на Бору. Справа от врат находится храмовая икона XVII века «Положение ризы и пояса Богоматери». Иконы трех верхних ярусов (пророческий, праздничный и деисусный), а также образа Троицы и Богоматери в нижнем ярусе написаны в 1627 г. известным иконописцем Оружейной палаты Назарием Истоминым. Узким фризом над местным рядом расположены небольшие иконы-пядницы XVI–XVII веков, собранные из разных храмов. Древней является и стенная роспись, выполненная царскими мастерами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым в 1644 г. После реставрации Ризположенской церкви на паперти-галерее была устроена экспозиция русской деревянной скульптуры и мелкой пластики XIV–XVII веков. Здесь собраны памятники из разных храмов Москвы и других городов. Древнейшей деревянной скульптурной иконой является резной образ великомученика Георгия Победоносца (конец XIVначало XV века). В галерее находится портретная деревянная резная крышка раки основателя церкви митрополита Ионы (XVII век). Резная фигура святителя Николы Можайского (XVII век) находилась в старину в кремлевской церкви Николы Гостунского, разобранной в XIX веке. На выставке экспонируется часть рельефной Страстной иконы Божией Матери XVII века, вывезенной из часовни у Пятницких ворот города Коломны, а также резные деревянные иконы мучеников Параскевы Пятницы и Никиты и «Распятие с разбойниками». Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 1993 году в России выпущена почтовая  почтовая марка , посвященная церкви Ризоположения. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=03411

В Русской Церкви, как и в других негреческих Православных Церквах, богослужебные книги – это не оригинальные композиции (за некоторыми исключениями 6 ), а достаточно буквальные переводы греческих оригиналов. Но ценность древнерусских литургических рукописей до XIV в. включительно – не только в том, что они документируют древнейший период развития русского богослужения, являются важным источником по истории церковнославянского языка и древнерусской книжности и т. д., но и в том, что в них отразилась некая особая литургическая традиция Византии, основанная на константинопольской, но имеющая ряд небольших отличий от нее, причем греческие оригиналы, соответствовавшие этой традиции, не выявлены (а возможно, утрачены навсегда). Наследием указанной традиции являются некоторые особенности древнерусских лекционарных и гимнографических сборников, чинопоследований Божественных литургий и таинств 7 . Ниже мы увидим, что то же можно сказать и о некоторых специфических чертах круга суточных служб согласно древнерусским Служебникам студийской эпохи. В славянской литургической книжности материал Евхология – византийского богослужебного сборника переменного состава, в наиболее полном варианте содержащего чины литургий, таинств, прочих священнодействий (и, в том числе, священнические молитвы служб суточного круга), – обычно разделен между двумя книгами: Служебником 8 и Требником 9 . В частности, священнические молитвы вечерни и утрени обычно входят в состав Служебника, ключевым отличием которого является то, что он содержит чинопоследования Божественных литургий 10 – или свт. Иоанна Златоуста , или свт. Василия Великого и Преждеосвященных Даров, или всех трех сразу. Среди русских рукописей XIV века и старше лишь две – ГИМ. Син. 675 и 900 – включают в себя священнические молитвы вечерни и утрени, но не содержат при этом чинопоследования литургий, то есть являются Требниками. Однако эти две рукописи, одна из которых частично скопирована с другой 11 , во-первых, датируются достаточно поздним временем (конец XIVначало XV в.); во-вторых, имеют весьма нетипичный состав и были созданы, вероятно, не для богослужебного употребления, а с библиотечными целями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В конечном итоге, творчество есть совместное с Богом действие человеческого духа, иначе: теургия - продолжение дела Божиего, со-творчество с Богом. По слову о. Иоанна Мейендорфа, Церковь, одобряя и принимая учение Паламы, в своей книжной культуре решительно повернулась спиной к Ренессансу, пытающемуся возродить эллинскую внешнюю Это означает, что художественное творчество, основанное на христологическом антропоцентризме, встало в оппозицию искусству зарождающегося ренессансного гуманизма (художественного творчества как построения вавилонской башни). Для уяснения этой ситуации противостояния двух культур можно рассмотреть репертуар переводных произведений XIV-XV веков: переводятся, с одной стороны, образцы созерцательно-аскетической книжности исихастов и сочинения, близкие им, отражающие интерес к возможности личного богообщения; с другой стороны, - повести, удовлетворяющие, так сказать, меркантильное любопытство книжников, живо заинтересовавшихся материальным многообразием и внешней красотой мира сего. Среди первых - произведения Григория Синаита и Григория Паламы, Исаака Сирина, Максима Исповедника, Василия Великого, Симеона Нового Богослова и др. Среди вторых - полуфантастические произведения типа " Сказания о двенадцати снах царя Шахаиши " или " Сказания об Индийском царстве " , загроможденного перечислениями несметных сокровищ индийского царя. Если вспомнить произведения, известные всем, то стоит сказать об изменении характера даже внутри одного типа текстов - скажем, героического эпоса. Так, в отличие от героев " Слова о полку Игореве " , созданного в XII веке, герои " Задонщины " (это уже конец XIV - начало XV века) обнаруживают более " заземленное " мировосприятие, нежели их предшественники. Литературовед А.С. Демин по этому поводу пишет: " ...автор " Задонщины " вовсе не чуждался подобных (меркантильных - М.М.) соображений даже в самые патетические моменты (повествования). обработанные поля и обеспеченные жены - вот хозяйственные мотивы, " подстилающие " высокое воинское повествование в " Задонщине "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Сынковичи. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1407. Адрес: РБ, Гродненская обл., Зельвенский р-н, д. Сынковичи Координаты: 53.123056, 25.157641 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью ...В Сынковичах — деревне Зельвенского района — находится древнейший в Беларуси храм оборонного типа. Наиболее вероятным временем его строительства можно считать конец XVначало XVI в. Массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами сближают его с небольшим замком. План храма — слегка вытянутый прямоугольник с трехнефным членением, где все нефы имеют почти одинаковую ширину. Граненые столбы, на которые опираются крестовые своды с нервюрами, занимают малую часть внутреннего пространства. Поэтому интерьер церкви получил зальный характер. Это чувствуется и во внешнем объеме сооружения, представляющем собой параллелепипед, покрытый высокой щипцовой крышей... http://globus.tut.by/synkovichi/index.htm Храм находится в стороне от деревни, на возвышенности, и виден издали. Массивные полуметровой толщины стены, бойницы для ведения ближнего боя, щели для стрельбы из лука, передние башни с винтовыми лестницами – всё во внешнем виде церкви указывает на то, что когда-то она играла роль оборонительного сооружения. Раньше церковь стояла на насыпном острове и со всех сторон была окружена водой, что создавало трудности при подступе к ней. По сегодняшний день не утихают споры о том, кто и когда построил храм, в каком году он был освящён. Датой рождения храма считается 1407 год, когда он был освящен во имя Архистратига Божия Михаила. Единого мнения о дате строительства крепостного сооружения, ставшего храмом, нет. Наиболее вероятным временем строительства было принято считать конец XV - начало XVI века. Однако последние исследования архивных документов и интересные находки реставраторов храма во главе с научным руководителем работ Геннадием Лаврецким позволяют сделать предположение, что это может быть XIV и даже XIII век.

http://sobory.ru/article/?object=09665

Могут ли утверждать, что папство могло вводить или безнаказанно могло позволять вводить в Церквах, подчиненных его власти, крещение, признаваемое первенствующей Церковью несовершенным? Что оно могло определить, будто крещение, преподанное несовершенным образом и лишь в случаях необходимости, могло законным образом сделаться крещением обычным и правильным? Можно утверждать, что современное римское крещение действительно (valide), но оно непозволительно. Без сомнения, люди, вынужденные необходимостью принимать подобное крещение, не могут быть ответственны пред Богом; без сомнения, они не должны и не могут подвергаться перекрещиванию, потому что принятое ими крещение действительно, и крещение есть единое; но папство виновно в том, что принимает и выдает за обычное крещение, крещение непозволительное, совершаемое вопреки апостольскому обряду. На основании вышесказанного нами, можно полагать, что конец XIV века и начало XV были эпохой, когда нововведение это установилось. Так во многих Церквах древнее этой эпохи, встречаются крещальни, употреблявшиеся при крещении через погружение. Эти древние камни служат, таким образом, немыми свидетелями римского нововведения. К началу XV века это нововведение распространилось так сильно, что в XV веке протестанты, задумавшие возвратить Церковь к её первоначальной чистоте, уже приняли его и ввели в практику. Да и теперь, совершающие среди них крещение, совершают его через обливание или окропление; и часто, в некоторых сектах, совершают его с таким легкомыслием, что можно сомневаться, можно ли признавать их крещение действительным и не есть ли оно пустое подражание таинству. Английская Церковь в принципе допускает для детей два обряда, в этом таинстве: погружение или обливание, смотря по тому – заявят ли родители, что дитя здорово или слабо. Равным образом, она допускает два обряда и для взрослых. 58 Но можно утверждать, что римское нововведение, пользуется здесь уважением и что погружение неупотребительно в этой Церкви. Римские богословы осмеливаются теперь утверждать, что необходимо верить, будто крещение, совершенное через обливание или окропление, есть совершенное. Основание, приводимое ими в защиту этого положения, состоит в том, что уже несколько веков 59 Римская Церковь совершает крещение подобным образом. Собор. Тридентский составил даже правило с объявлением анафемы тому, кто скажет, что Римская Церковь , мать и госпожа всех Церквей, не исповедует истинного учения относительно крещения. 60

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010