В святоотеческой традиции получила развитие мысль ап. Павла о том, что О. Б. в строгом смысле является именно Сын Божий (2 Кор 4. 4; Кол 1. 15; Флп 2. 6-7; Евр 1. 3), а каждый человек создан по образу Сына и является «образом Образа». Т. е. слово «образ» относится ко Второй Ипостаси Пресв. Троицы, а выражение «по образу» - к человеку. Сщмч. Ириней Лионский учил о первоначальном создании человека по образу Логоса: «Слово Божие сделалось человеком, уподобляя Себя человеку и человека Себе Самому, дабы чрез подобие с Сыном человек стал драгоценен для Отца. Ибо, хотя в прежние времена было сказано, что человек создан по образу Божию, но это не было показано самым делом, ибо еще было невидимо Слово, по образу Которого создан человек. Поэтому он и легко утратил подобие. Когда же Слово Божие сделалось плотию, Оно подтвердило то и другое, ибо и истинно показало образ, Само сделавшись тем, что было Его образом, и прочно восстановило подобие, делая человека через видимое Слово соподобным невидимому Отцу» ( Iren. Adv. haer. V 16. 2). В предведении Воплощения весь человек создан по образу воплотившегося Бога Слова, поэтому богообразностью обладает и плоть, к-рая «создана (plasmata) по образу Божию» (Ibid. V 6. 1). Учения о сообразности человека Богу Сыну придерживался Ориген : «Перворожденный всей твари есть образ Божий, а человек сотворен по Образу Божию» ( Orig. Contr. Cels. VI 63). В раннем лат. богословии оно представлено у Тертуллиана (Tertull. De resurr. 6), согласно к-рому именно поэтому душа человека «по природе христианка». Идея создания человека по образу Христа встречается в сочинениях св. отцов IV в. (см., напр.: Athanas. Alex. De incarn. Verbi. 13; Basil. Magn. Hom. in Hex. 9; Ioan. Chrysost. In Col. 8. 2). В последующие века из учения о сообразности Христа и человека возникло представление о предназначении человеческого естества еще до создания мира для воплощения Бога Слова. «Это есть объемлющее все века таинство, открывающее сверхбеспредельный и великий Совет Божий, бесконечно и беспредельно предсуществующий векам, Ангелом которого было Само сущностное Слово Божие, ставшее Человеком. Оно явило, если позволительно так сказать, самое глубинное основание Отеческой Благости и показало в Себе Конец, ради которого, как очевидно, твари и восприняли начало своего бытия. Ибо через Христа, или через таинство по Христу, все века и то, что в этих веках, приняли и начало, и конец своего бытия. Ведь еще до веков было продумано Богом соединение предела и беспредельности, меры и безмерности, края и бескрайности, Творца и твари, покоя и движения - то соединение, которое было явлено во Христе в конце времен и исполнило собой Предведение Божие» ( Maximus Conf. Quaest. ad Thalas. 60//PG. 90. Col. 621B).

http://pravenc.ru/text/2578077.html

Древнейшие проповеди на праздник Воздвижения Креста принадлежат таким святым отцам и иным церковным писателям, как епископ Василий Селевкийский (V век), Александр Монах (VI век), святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (произнесено в 30е годы VII века), Пантолеон, пресвитер Византийский (VII век), святитель Андрей Критский (произнесено в первой половине VIII столетия), святитель Иосиф, архиепископ Фессалоникийский (первая четверть IX столетия), святитель Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский (1351–1357 годы), святитель Климент Охридский (конец IX – начало X века). В дополнение к этому прославлению святого Креста Господня, вне прямой взаимосвязи с церковным праздником его Воздвижения, посвящены (целиком или же фрагментарно) замечательные по глубине богословской мысли гомилии таких древних святых отцов, как, например, преподобный Ефрем Сирин («Слово на Честной и Животворящий Крест и на Второе Пришествие Господа, а также о любви и милостыне»; произнесено в середине IV столетия), святитель Кирилл Иерусалимский («Огласительное поучение тринадцатое»; 350 или 351 год), святитель Григорий Нисский («На Святую Пасху и о трехдневном сроке Воскресения Христова»; 382 год), святитель Иоанн Златоуст (например, «Беседы о Кресте и разбойнике», «Беседа о кладбище и о Кресте» и другие гомилии; конец IV – начало V столетия), святитель Хроматий Аквилейский (например, «Слово о победе Креста Господня»; рубеж IV–V столетий), преподобный Иоанн Дамаскин («Слово о Кресте»; первая половина VIII века) и других. Некоторые из перечисленных древних святоотеческих проповедей публикуются в этой книге. Кроме того, замечательные слова на праздник Воздвижения Креста принадлежат святым нового и новейшего времени – XIX и XX столетий. В книге печатаются проповеди на Воздвижение святителей Феофана Затворника и Луки (Войно-Ясенецкого) , а также священномученика Сергия Мечёва . Кроме того, здесь публикуются «Слово на Великий Пяток» святителя Филарета Московского и «Слово о Кресте» болгарского священномученика митрополита Бориса (Разумова), раскрывающие перед читателем богословские глубины спасительного значения Крестной Жертвы Христовой, а также благодатной силы самого Господнего Крестного Древа.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Активной была церковно-административная деятельность патриарха Иоакима VI. Он провел множество епископских хиротоний, в т. ч. Тиро-Сидонского митр. Игнатия Атыйи (буд. Антиохийский патриарх Игнатий III). После смерти митрополитов Евхаит (1597) и Халеба (1599) Иоаким VI разделил обезлюдевшую Евхаитскую епархию между престолами Хомса и Хамы, а Халебскую епархию против воли местных христиан передал под упр. митр. Мармариты Симеона. Крупнейшим событием патриаршества Иоакима VI стало основание в сентябре  1602 года православного монастыря Баламанд  близ Триполи. Однако в целом патриарху Иоакиму VI nлoxo удавалось контролировать епархиальных архиереев, которые добивались рукоположения благодаря поддержке влиятельных мирян или османских властей и игнорировали патриаршие повеления. Мелетий (Пигас) , патриарх Александрийский, в письме от апреля 1595 года укорял Иоакима за церковные нестроения в Антиохийском Патриархате, где епископы незаконно занимали по два или три престола и рукополагали священнослужителей за пределами своей епархии. Внутрицерковные проблемы патриархата иллюстрирует ситуация в Бейруте: Иоаким поставил Бейрутским митрополитом Парфения , но в источниках с 1594 по 1610 год фигурирует другой Бейрутский митрополит - Иоаким , видимо пребывавший в расколе с патриархом. В этот период на территориях Северной Месопотамии , номинально входивших в состав Антиохийского Патриархата, почти не оставалось храмов и священников, христиане были оторваны от церковных центров, религиозные представления населения деградировали. Летописи передают историю о том, как в эти области бежал уличенный в недостойном поведении дамасский мон. Ибн Каббаб. Пользуясь тем, что местные христиане никогда не видели архиереев, он выдавал себя за митрополита, проводил хиротонии и собирал подати. Патриарх Иоаким с трудом добился ареста самозванца, но тот, будучи доставлен в Константинополь около 1599 года, принял ислам и тем самым избежал наказания. Вслед за ним обратились в ислам многие христиане данного региона. Этот летописный рассказ - единственное письменное свидетельство прогрессирующего исчезновения христианства в верховьях Тигра и Евфрата. Пик этого процесса приходится предположительно на конец XVI - начало XVII века.

http://drevo-info.ru/articles/13680637.h...

Рубрики Коллекции Билалова З.С. Реставрация иконы «Сошествие Святого Духа на апостолов». Конец XVIII века. Невьянск. Почему на одних иконах Пятидесятницы изображают Богородицу, а на других — нет? 1 мин., 07.06.2020 Поделиться В первые века христианства пасхальные седмицы завершались совместным празднованием Вознесения Христова и Сошествия Святого Духа. Храмовые образы утрачены, но сохранились книжные миниатюры и изображения на сосудах для елея. На них два события соединялись: в верхней части изображали Христа во славе, а ниже — Ту, от Которой Он воплотился, в окружении апостолов. Святой Дух нисходил к ним в виде голубя. Евангелие Рабулы, IVb. К VI веку дни Вознесения и Пятидесятницы начали праздновать раздельно. На миниатюре сирийского «Евангелия Раввулы» Сошествие Святого Духа изображено так: белый голубь спускается к стоящим Богородице и апостолам, а над их головами пламенеют языки огня. По сути, это калька с нижней части «Вознесения». Армянская книжная миниатюра XIII век Византийские мастера не стали развивать эту иконографию. Они взяли за основу композицию «Христос и ученики» и создали образ двенадцати апостолов, сидящих на скамьях в Сионской горнице. Центральное место здесь свободно, Богородицу не изображают. Акцент сделан на идее учительства, просвещения. Конец XVIII - начало XIX века. Центральная Россия. В западном искусстве сохранилась иконография, включающая Богородицу в круг апостолов. В XVII веке в России появились религиозные гравюры, и русские иконописцы переняли этот сюжет. Он историчен и не противоречит Священному Преданию: Богоматерь была вместе с апостолами при Сошествии Святого Духа, и Она тоже проповедовала Слово Божие. Богородицу обычно изображают в центре, на возвышении, подобном престолу. Иногда при поновлении старых икон мастера дописывали Богоматерь в центральной части «Сошествия», соединив два извода в один. Русские мастера создали прекрасные иконы Пятидесятницы разных изводов. Как мы поступаем сегодня, выбирая иконографию? Чаще всего, исходя из архитектуры и стиля внутреннего убранства того храма, где должен появиться образ. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pochemu-na-odnih-ikonah-p...

Сын Божий воплощается в Приснодеве Марии и становится Сыном человеческим, могущим умереть; Мария же, став Божией Матерью, получает «славу боголепную» (θεοπρεπησ δοξα) (Вечерня, стихира 2-я, глас 1-й) и первой из человечества становится причастной полному обожению твари. «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом» 407 . Так значение вочеловечения Бога утверждается в конце земной жизни Марии. «Оправдана премудрость в чадах ее» ( Мф.11:19 ). Слава жизни будущего века, конечная цель человека, уже осуществилась не только в божественной и вочеловечившейся Ипостаси, но и в человеческой обоженной личности. Этот переход от смерти к жизни, от времени к вечности, от земного состояния в небесное блаженство прелагает Богоматерь за грань общего Воскресения и Страшного Суда, за грань Второго Пришествия (παπυσια), которым завершится история мира. Праздник 15 августа есть новая таинственная Пасха, в которой Церковь празднует, предваряя конец времен, сокровенный плод эсхатологического свершения. Этим объясняется сдержанность литургических текстов, которые в службе Успения лишь отчасти указывают 408 на несказанную славу вознесения Богоматери. Праздник Успения, вероятно, иерусалимского происхождения. Однако Этерия в конце IV века его еще не знала. Можно, однако, предположить, что он не замедлил появиться вскоре, так как в VI в. он уже общеизвестен: на Западе св. Григорий Турский – первый свидетель Вознесения Богоматери 409 , которое здесь вначале праздновалось в январе 410 . Дата 15 августа устанавливается при императоре Маврикии (582–602) 411 . Наиболее древнее известное изображение Вознесения Богоматери находится на саркофаге в церкви Санта-Энграсиа в Сарагоссе (начало IV в.), одна из сцен которого, очень вероятно, передает это событие 412 ; затем мы видим его на рельефе VI в. в грузинской базилике Болнис-Капанакчи. Этот рельеф противопоставлен другому, изображающему Вознесение Христово 413 . Апокрифическое повествование, связываемое с именем св. Мелитона (II в.), на самом деле не старше начала V в.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Дева Мария, как будто присевшая от усталости, от только что пережитого испуга, кротко вопрошает свое дитя: «Сын, что Ты сделал с нами? Мы с великой скорбью искали Тебя». И вдруг он, мальчик 12 лет, так величаво и спокойно говорит: «Зачем было вам искать Меня? Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Отца Моего?». Он говорит о своем доме — храме, о Себе как о жителе не земли, но неба. И у Евангелиста читаем слова: «Они не поняли слов Его и вскоре ушли вместе в Назарет». Как могли они не понять? Но ведь даже близкие Христа — люди. Симоне Мартини «Нашли его в храме», 1342 год. 495 x 351 мм. Галерея Уолкера, Ливерпуль Это сближение, нахождение вместе земного и небесного всегда будет волновать художников. Крещение Господне Как известно из евангельских текстов, возраст 30 лет — начало земного служения Христа, которое завершится на Голгофском холме. Александр Иванов «Явление Христа народу», 1837-1857 гг. 750 x 540 см. Третьяковская галерея, Москва Картина «Явление Христа народу» стала трудом всей жизни Александра Иванова. Больше 20 лет он пишет холст, который должен не только вместить группу людей на берегу Иордана, но и всех, к кому обращена проповедь Иоанна Крестителя. Неслучайно между людьми и Христом художник прокладывает полосу пустой земли. Это словно молчание, пауза, в которой сейчас все решают — поверить или не поверить, обратиться или нет, дать Ему прийти или не пожелать этой встречи? Великий замысел, к сожалению, не оценили современники Иванова. Крещение в иконах и картинах: Мозаика свода Арианского баптистерия. Конец V века. Равенна, Италия Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408 год. Государственный Русский Музей Богоявление с предстоящими святыми. Конец XVIII - начало XIX в. Рыбинский музей-заповедник Пьеро делла Франческа. Около 1450 года. Национальная галерея, Лондон Андреа дель Верроккио, Леонардо да Винчи. 1472 – 1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

http://pravmir.ru/creative/put-k-velikoj...

На созданной в XIV веке иконе из собрания Национального музея в Белграде вверху, на фоне небесного сегмента, изображаются ангельские силы и открытые врата, что по мысли художника должно иллюстрировать евангельские слова о разверзшихся небесах. На вершинах горок написаны две небольшие фигуры, держащие сосуды, из которых льется вода. Это олицетворения источников Иора и Дана, которые, согласно преданиям, сливаясь, образовывали Иордан. Икона. Середина XIV века, Национальный музей, Белград В памятниках позднего Средневековья вполне традиционное изображение десницы в небесном сегменте заменяется неканоническим образом Бога Отца. Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренц, Италия Фрагмент Хлудовская Псалтирь. Середина IX в. ГИМ, Москва Диптих из слоновой кости. Византия. Конец Хв. Государственный Эрмитаж, Спб. Фрагмент Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция Миниатюра Евангелия Апракос 2-ая половина XII в. ГИМ, Москва. Фрагмент Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Икона. Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент Пластина царских врат. XIII — XIV в. Из городища Старая Рязань Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408г. Государственный Русский Музей, Спб. Двусторонняя икона-таблетка 2-ая четверть XVb. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Спб. Икона. Русский Север. Конец XVI — haч.XVII в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-ik...

Конец V в начало VI веков ознаменованы в истории Европы страшным брожением всех элементов и необыкновенным движением народов. В истории галльских Кельтов этот век замечателен явлением Франков на галльской территории, и Англо-Саксов между Кельтами, населяющими остров Британию. В политической и религиозной жизни галльских народов, как континента, так и островов, то и другое германские племена произвели самые радикальные перемены. Появление Франков-язычников в Галлии возбудило всю энергию и апостольскую ревность в римском первосвященнике и открыло обширное поприще для миссионерской деятельности Рима в этой стране, а вместе с тем и для распространения его духовного владычества над галльской церковью. Франки, наконец, были обращены в христианство, и Рим сделал их послушным оружием в своих руках и лучшими союзниками своей политики. Почти одновременно с нашествием Франков на Галлию явились Англо-Саксы в Британии. Сначала они действовали как союзники и друзья Бриттов и помогали им в войнах против Скоттов и Пиктов, а потом сделались их врагами и завоевателями. Поселившись на маленьком острове Танете, Англо-Саксы соединились с Пиктами против Бриттов, вторглись во внутренность Британии, завладели Лондоном, и наконец, дали даже свое имя целой стране. Из семи англо-саксонских колоний образовались семь королевств, которые впоследствии соединились под властью одного короля. Англо-Саксы были язычники, опустошали христианские храмы и гнали христиан, из которых одна часть бежала в Камбрию, а другая удалилась на материк Европы – в северную Галлию и дала занятой ею стране название Бретани или малой Британии. Легкость, с какой Рим восторжествовал духовно над франками Галлии, а главным образом – завистливое соперничество с древнебританской церковью, которую он считал непокорной и еретической, возбудили в нем всю ревность к обращению Англо-Саксов в христианство, а вместе с тем предначертан был план подчинить и самую британскую церковь папе. Один современник Феликса, епископа Нантского, так писал к нему: «Тщательно бодрствуй над Саксонцами, коварный Британец простирает им сети свои» 66 . С VI века началась борьба между двумя церквами, борьба самая ожесточенная, обнаружившая всю вероисповедную их разность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заслуживает особого внимания публикация, посвященная выдающемуся церковному деятелю и духовному писателю Западной Руси конца XVIначала XVII в. иноку Иоанну Вишенскому. В ней не только рассказывается о жизненном пути этого замечательного подвижника монашеской жизни, окончившего свои дни на Святой Горе Афон, но и дается подробный анализ его литературных трудов. В новом томе энциклопедии помещен цикл статей о 23 Римских Папах, носивших имя Иоанн. Он открывается публикацией о Папе Иоанне I (VI в.), которого причисляет к лику святых и Православная Церковь. Представляет интерес материал об Иоанне VII (конец VIIначало VIII в.), последнем епископе Рима греческого происхождения. Не менее важна статья об Иоанне VIII, в период понтификата которого в IX в. произошло множество судьбоносных для стран Европы и Византии событий, существенно отразившихся на отношениях между Римом и Константинополем. Деятельность большинства последующих Пап с именем Иоанн — вплоть до Иоанна XXII (XIV в.) — была теснейшим образом связана с утверждением папского главенства в западном мире. В ряду понтификов с этим именем особняком стоит лишь Иоанн XXIII — глава Католической Церкви, чья деятельность пришлась уже на 50-е — 60-е годы ХХ века. В историю католицизма он вошел как великий реформатор, созвавший Второй Ватиканский собор и положивший начало грандиозным преобразованиям во всех сферах жизни Католической Церкви. XXIII-й том также содержит множество статей, рассказывающих о епископах Коптской, Сиро-Яковитской, Несторианской и других Церквей, носивших имя Иоанн. Среди материалов тома — статьи о знаменитых византийских императорах Иоанне I Цимисхии, Иоанне II Комнине, Иоанне III Дуке Ватаце, Иоанне IV Дуке Ласкаре, Иоанне V Палеологе, Иоанне VI Кантакузине, Иоанне VII и Иоанне VIII — из династии Палеологов. Все они играли исключительно важную роль не только в государственно-политической, но и в церковной жизни Империи Ромеев. В этом византийским василевсам не уступали и великие князья Московские, впоследствии по праву считавшие себя их преемниками. В XXIII томе содержатся статьи, рассказывающие об Иоанне I Калите, Иоанне II Красном, Иоанне III, трудами которых русские земли объединились вокруг Москвы в единую великую державу, свободную от ордынского ига. В статье об Иоанне III особый интерес представляет анализ перемен, происшедших при этом государе в государственно-церковных отношениях.

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Икона сотворение мира с избранными святыми. ( " И почи Бог в день седьмый " ). Строгановская Школа Конец XVI - начало XVII века. Дерево, темпера. Размер - 35,7 х 30,2 см. Икона врезана в новую доску. На полях живопись XIX века. Файл 20486.jpg:   Размер: 630x759, 0.48 MPix, 120 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 5 (461) , (13) . Описание: Семь Вселенских соборов с Сотворением мира и Собором двенадцати Апостолов. 19 век. Палех. Дерево, левкас, темпера. 52х41,1 см. Композиция из четырех регистров. В центре верхнего изображено Отечество в Силах, по сторонам от которого - шесть дней Творения. Во втором сверху регистре -1, II и III Вселенские соборы, в третьем - IV, V и VI Вселенские соборы. В центре нижнего регистра - VII Вселенский собор, по сторонам от него - по шесть апостолов. Композиции Соборов, кроме последнего, Седьмого, с[...] Файл 20489.jpg:   Размер: 1024x1291, 1.32 MPix, 352 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (396) , (11) . Описание: Четырехчастная икона: «Сотворение мира», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Девять мучеников Кизических», «Семь отроков Эфесских». Первая половина XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера. 35х29 см. Икона реставрирована. Тонировки. Икона состоит из четырех сложных композиций. «Сотворение мира» («И почи Бог в день седьмый») восходит к Книге Бытия 1,2. Представлены семь сфер — по числу дней творения, внутри каждой помещено изображение Господа Саваофа в виде старца в белых одеждах, созидающего м[...] Файл 20491.jpg:   Размер: 867x1024, 0.89 MPix, 280 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 5 (459) , (16) . Описание: Шестоднев. Первая четверть XIX века. Палех. Мастерская В. И. Хохлова. Дерево, левкас, темпера. Две доски, две врезные встречные шпонки. 53,2×44,2. КП 4082. Гос. поступление. Реставрация домузейная. Трещины основы и грунта. Механические повреждения поверхности. Тонировки в местах утрат красочного слоя. Потертости живописи и надписей. Средник иконы представляет собой сложную композицию, состоящую из отдельных сюжетов. Вверху в центре шесть сцен Сотворения мира, расположенных в [...]

http://pravicon.com/icon-735-photo

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010