844 очевидно, речь идет об одном из правителей парфянской династии Аршакидов — Фраате II (139—129 гг. до н.э.). 845 Деметрий II Никатор царствовал вторично в 129—125 гг. до н.э. 846 В «Иудейской войне» (I, 2, 6) — хутеяне. 847 Преторы — высшие магистраты в Риме того времени, подчинявшиеся консулам. Занимались судопроизводством. 848 Комиции — народное собрание. 849 Речь идет о правителе эллинистического Египта Птолемее VIII Фисконе (145—116 гг. до н.э.). 850 Антиох VIII Грип правил в Селевкидской державе со 125 по 96 г. до н.э., ведя ожесточенную борьбу за престол. 851 По названию этого греческого города Антиох IX получил свое прозвище — Кизикенский; он правил на части территории государства Селевкидов в 115—95 гг. до н.э. 852 Птолемей IX Лафур правил в эллинистическом Египте (совместно с Клеопатрой III) в 116—107 гг. до н.э. 853 Страбон (ок. 64 63 — 24 гг. до н.э.) — знаменитый античный географ и историк, уроженец города Амасии (на северном побережье Малой Азии). Известен прежде всего своими капитальными трудами «География» (сохранилась полностью) и «Исторические комментарии» (до нас дошли лишь отрывки). 854 Иоханан Гиркан скончался в 104 г. до н.э. 855 Аристобул, не удовлетворившись завещанным ему отцом саном первосвященника, в 104 г. до н.э. принял царский титул. Таким образом, он стал первым царем Иудеи после почти полутысячелетнего перерыва. Вавилонский плен положил конец царской власти в Иудее. Вероятно, желая подчеркнуть этот момент, Иосиф Флавий и говорит о 481 годе после возвращения из вавилонского плена применительно к дате возложения царской диадемы на Аристобула. Но Иосиф дает неточную цифру — если исходить из его данных, то датой возвращения иудеев (конечно, уведена в плен была только часть иудейского населения, главным образом социальная верхушка) следует считать 585 г. до н.э., а не традиционно принятое начало 30-х годов VI века. 856 Смерть Аристобула I наступила в 103 г. до н.э. 857 Т.е. город, переименованный затем Иродом I в Кесарию. 858 Несколько ранее (XIII, 9, 3 и 10, 1) Иосиф называет его Антиохом Грипом и подробно описывает его родственные связи с Антиохом Кизикенским.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

305 ...благочестивый царь Иося... – Согласно Библии при царе Иосии были разрушены все жертвенники языческих богов, уничтожен прах людей, погребенных по языческому обряду, и истреблены жрецы ( 4Цар. 11:18 ). 306 ...царие в святителие еретики же и отступники в заточение посылаху и казнемъ лютымъ предаваху. – Примеры, приводимые в «Слове», должны были доказать, что цари и видные деятели греко-православной церкви участвовали в осуждении и наказании еретиков. В качестве примеров кроме уже названных перечислены императоры Юстин II и Тиверий II (VI в.), императрица Феодора-и сын ее Михаил (IX в.), иерархи: Александр, епископ константинопольский, участник Первого Вселенского собора (IV в.), Епифаний, епископ кипрский (IV – начало V в.), Евтихий, патриарх константинопольский (VI в.), Мефодий, патриарх константинопольский (IX в.). Среди еретиков названы Аэций, сторонник арианства (IV в.), епарх Адд (Аддус) и воевода Елевфирий Самчий, сторонники «нетленно-мнимой» ереси (VI в.), константинопольский патриарх Анний (имеется в виду Иоанн Грамматик, 837–843), упоминавшиеся и в других сочинениях Иосифа. 307 ...аще не подобаше инокомъ осужати ни еретика, ниже отступника, то како великий Анътоний осужаше ихъ? – Продолжая доказывать, что святители православной церкви не отличались терпимостью, автор называет следующие имена: Антоний Великий (Фивский), основоположник монашества (III–IV вв.), Пафнутий Исповедник (IV в.), Пахомий Великий (IV в.), Макарий Египетский (IV в.), Ефрем Сирин (IV в.), Исаакий Далматский (IV в.), Евфимий Великий (IV в.), Савва Освященный (конец IV – начало V в.), Феодосий Великий, основатель монашеского общежития ( в.), мученица Феодосия Цареградская (VIII в.), обличитель иконоборчества Феофан Исповедник (VIII–IX вв.) и др.; среди еретиков, которых они осуждали, упоминаются помимо уже названных также Мелетий (IV в.), Аполинарий (IV в.), император Валент (IV в.), Севир (конец V – начало VI в.). Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 9: Конец XV-nepbaя половина XVI века. - 2006. - 566 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

185 . Воскресение и Сошествие во ад, с Минеей и страстями. Палех. М.И. Зиновьев, В.А. Маркичев. 1890-е годы. 52,8х44,1. ГМПИ. 186 . Распятие с праздниками, избранными святыми и богородичными образами. Петр Шитников, 1873. 76х61,5. Частное собрание, Москва. 187 . Иоанн Предтеча с житием. Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. Из Успенского собора в Ярославле. 198х143. ГТГ. 188 . Иоанн Предтеча с житием. Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 31х29. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 189 . Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 31х26. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 190 . Отечество. XIX век. 32х28. ГММК. 191 . Фрагмент иконы «Вход в Иерусалим». Вторая половина XIX – начало ХХ века. ГМЗК (цв. табл. 43). 192 . «Четырехчастная» (Вход в Иерусалим, Троица Ветхозаветная, Воздвижение Креста и Сретение иконы Владимирской Богоматери), со святыми на полях. Палех. Вторая половина XVIII века. 36х31. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 193 . Николай Чудотворец. Палех. В.А. Хохлов. Начало ХХ века. 44,5х37. ГМПИ. 194 . Богоматерь «Всех Скорбящих Радосм». Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 106х87. ГМПИ. 195 . Спас. Перевод. Палех. 1840. Архив Л. Бажанова, Палех. 196 . Господь Вседержитель. Палех. XIX век. ГМПИ 197 . Богоматерь «Дево, радуйся...». Литография. Типография И.А. Голышева в Мстере. 1887. Отдел ИЗО РГБ. 198 . Иллюстрация греческого Менология. Типография Прохорова. Вторая половина XIX века. Архив Л. Баканова, Палех. 199 . Фрагмент иконы «Господь Вседержитель». «Суздальские» письма. Конец XVIIначало XVIII века. Частное собрание, Москва (илл. 30). 200 . Огненное восхождение пророка Илии. Захарий Цанов. 1854. Фрагмент болгарской иконы «Огненное восхождение пророка Илии и святые воины Георгий, Феодор, Евстафий и Димитрий, побивающие силы зла». Из книги: Божков, 1984, илл. 225. 201 . Богоматерь Страстная. Холуй или Мстера. XIX век. Из каталога: VI, 1989, Илл. на с. 74. 202 . Н. Гончарова. Богоматерь. 1905–1907. Из книги: Грэй. 1962, илл. 62. 203 . Мужичок-плясунок. Народная картинка. XIX век. Театральный музей им. А. Бахрутина, Москва.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Вторая половина сей Триоди находится в библиотеке Москов. Д. Академии. Там на обор. 185 л. между прочим сказано: Кончаны быша книгн сия... замышлением препод. игумена Никона. 27. (2001). Триодь постная, полууст., напис. 1560 года, и малый лист, 233 листа. Вторая половина Триоди постной, начиная с понедельника 3 недели поста и оканч. теми же статьями, какие под предыд. 26: Седалны от осмогласника, яже поем на первых стихологиях св. Четыредесятница и троична на 8 гласов. Впереди на белом листе между прочим написано: Государю строителю Пафнутию, лета 7068 (1560), а на нижней доске мелким почерком, коим написана в конце ркп. последняя статья: Господи помози рабу Божию Козме. 28. (2001). Триодь постная, устав., иач. XVI века, в лист, 180 листов, над заглавной заставкой нарисованы две птицы. Первая половина, начало и конец те же, что под, 26. 29. (2003). Триодь постная, устав., нач. XVI века, в лист, 215 листов. Вторая половина, начало и конец те же, что под 27. Письмо одинаково с предыд. списком 28. 30. (1996). Минея служебная мес. октябрь, устав. исх. XIV или нач. XV века, в лист, 255 листов. Служб русским Святым нет, Покрову пресв. Богородицы опущена с замечанием сверху заглавного листа: А покрову пресв. Богородици стихиры и канон в Богородичники.. Под 28 числом сказано: В те же день в святых отца нашего Арсения, архиеп. сербскаго, служба ему писана на конец книг сих, но конечные листы утрачены. 31. (1997). Минея служ. мес. ноябрь, устав., исх. XIV или нач. XV века, в лист, 262 листа, письмо одинаково с предыд. 30. В конце ркп. приписана в XVII в. на бумаге служба препод. Никону радонежскому. 32. (1998). Минея служ. мес. декабрь, полууст. в два столбца, исх. XV века, в лист, 237 листов. В конце ркп. приписана на бумаге служба св. Стефану, архиеп. сурожскому. На последнем пергаменном листе внизу киноварью: Сиа книга написана, рекомаа мес. Декемврий, по благословению игумену, а сего рукою мя и благословил. Ниже приписи нарисована рука благословляюшая Отдел VI. История Церкви и жития святых

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   К 31-му декабря относилось воспоминание проповеди покаяния Иоанна Крестителя. Чрез 40 дней после Эпифании праздновался, 14-го Февраля, υπαπαντη, лат. Purifkatio, т. е. встреча Господа Симеоном и Анною (ср. Лк. 2:22). Так было во Иерусалиме. В Армянской и Несторианской Церкви на этот день полагали рождение Иоанна Крестителя.    Мы отметили два цикла праздников - Рождественский и Пасхальный; иногда выделяют и присоединяют еще третий - Пятидесятичный. Этот третий цикл начинают праздником Вознесения, которому предшествовали три дня поста с паломническими путешествиями и молениями (rogadones). Это было введено в Церквах Галлии в 469 г. епископом Мамертом (Mamertus) Виенским (Viennen.), а позже подтверждено и соборными определениями. В конце VI-ro века (590 г.) папа Григорий Великий ввел в Риме литании; с VII-ro века литании вводятся и на день св. Марка (25-го апреля).    1) С того времени, т. е. с конце IV-ro века, когда стали праздновать Рождество Христово 25-го декабря, праздник Сретение - латинское Purifkatio, греческое - υπαπαντη, естественно перенесли на 2-ое февраля. Сначала он был введен во Иерусалиме, со времени же Юстиниана по всему Востоку. В Sacramentarium Gelasianum, т. е. папы Геласия (конец V-ro в.) он назван «очищение Марии».    2) Праздник Благовещения Святой Марии, «Annunciatio»    — праздновался 25-го марта на Востоке и на Западе; в Испании с 656 г. 18-го декабря.    3) Праздник Преображения Господня появился на Востоке в V-oм - VII b. и праздновался 6-го августа.    4) Блаженное Успение или взятие на небо Марии (Assumptio), κοιμησις της Θεοτοκου праздновавшееся еще при императоре Маврикии (конец VI-ro века) было прославлено во Иерусалиме Модестом и другими торжественными речами.    5) Праздник Креста, в честь обретения Креста Христова 14-го сентября, ведет свое начало от первой половины IV-ro века и есть собственно (по Дюшену) ежегодное воспоминание обретения Честного Животворящего Креста Господня (σταυροφανεια) в связи с этим - построения, на месте обретения, Константином Великим на Голгофе базилики - Храма «Воскресения Христова» в 335 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Брак в восточном каноническом праве Иерусалимский собор разрешает вопросы, касающиеся христиан иудейского происхождения; святой апостол Павел в своих Посланиях говорит о том, как надо проводить собрания, о качествах, какими должны обладать епископы, о пользовании харизмами. В течение трех первых веков Церковь применяла обычное право, о котором идет речь в «Дидахе» (конец 1 века), в «Апостольском предании» Ипполита (начало III века), в «Дидаклии апостолов» (около 250.), в «Постановлениях апостольских» (около 380). Начиная с IV века, мы вступаем в период регулярных Соборов, и к концу IV века оказывается уже разработанным каноническое право Византийской Церкви. В отношении легализации брака имеют важное значение постановления Халкидонского Собора (каноны 14 и 16), Трулльского Собора, Никейского Собора, состоявшегося в 787 году, Соборов, созванных Фотием в 861 и 879 годах, и Собора 920 года. К этому надо прибавить канонические сборники Поместных Соборов, 80 апостольских канонов, выдержки из святоотеческих творений и тексты восточных патриархов. Надо также принимать во внимание гражданское законодательство: «Новеллы» Юстиниана, кодексы императоров VIII и IX веков, «Эклогу» Льва III и его сына Константина, «Прохирос Номос» (879) Василия I, «Базилики» (888 – 890), созданные при Льве VI Философе; «Новеллы» Льва VI и Алексея I Комнена. В номоканонах собраны и систематизированы различные тексты; также номоканон Иоанна Схоластика (конец VI века), номоканон XIV титулов (629, дополненный в 888), официально принятый в Константинополе в 920 г. Византийское право было комментировано в XII веке Алексеем Аристеном, Иоанном Зонарой и Феодором Бальзаменом. Матвей Бластарес собрал эти толкования в сборнике в порядке алфавитной «синтагмы» в 1335 году. Наконец, Арменопул в 1350 году составил канонический сборник под названием «Гексабиблос». Собрание канонов, созданное трудами афонских монахов и опубликованное в Лейпциге в 1802 году и в Афинах в 1841 году, под названием «Пидалион», легло в основу канонического права современной Православной Церкви. В постановлениях патриархов продолжается его истолкование и между прочим, устанавливается законодательство в области брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Аггей прор. Описания иконы Аггей прор. - житие АГГЕЙ, ПРОРОК Аггей (VI в. до н.э.), десятый из 12 малых пророков, первый послепленный пророк. Вероятно, прибыл в Иерусалим из Вавилонии. Кроме упоминаний в 1 Ездр 5. 1 и 6. 14, иных достоверных сведений о нем не сохранилось. Именами пророков Аггея и Захарии надписаны ряд псалмов (Пс 145–148 у LXX; Пс 111, 145, 146 в Вульгате; Пс 125, 126, 145–148 в сир. Пешитте). Он был из колена Левиина и пророчествовал при персидском царе Дарии Гистаспе. По возвращении иудеев из Вавилонского плена он убеждал народ достроить второй Иерусалимский храм и возвещал, что в этом храме надлежит " Слову Безначальному в последних временах явитися " . Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. 1497.] Прор. Аггей. Икона из пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (фрагмент). 1497 г. 66 х 175. ГРМ. Спб. Файл 3446.jpg:   Размер: 1056x1191, 1.26 MPix, 147 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (293) , (8) . Описание: [Константинополь. X.] Прор. Аггей. Миниатюра из Толкований на Книги пророков В 12. Константинополь. Конец X - начало XI века. Национальная библиотека. Турин. Италия. Файл 3447.jpg:   Размер: 1200x1216, 1.46 MPix, 182 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (179) , (2) . Описание: [Афон. XV.] Прор. Аггей. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 3449.jpg:   Размер: 759x825, 0.63 MPix, 124 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (177) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Декабрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 3450.jpg:   Размер: 327x1200, 0.39 MPix, 95 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (207) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 16 декабря (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 3451.jpg:   Размер: 493x1200, 0.59 MPix, 104 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (177) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1054

Против этого последнего известия говорит, однако, одно замечание, находящееся в самом же манускрипте, из которого видно, что манускрипт, напротив, издавна находился в Александрии. В замечании, сделанном на латинском языке, говорится именно, что он подарен александрийскому патриаршему престолу еще в 1098 году; к сожалению, не сообщается, откуда именно получен был этот драгоценный подарок. Не менее замечательна в этом отношения другая, находящаяся также в начале манускрипта (внизу списка свящ. книг) заметка на арабском языке, сделанная позднейшею рукою и гласящая, что манускрипт, по преданию, был написан рукою мученицы Феклы; а патриарх Кирилл в сделанной им к этой арабской заметке приписке замечает, что мученица Фекла была благородная женщина, родом египтянка, жившая вскоре после Никейского собора. Нельзя ли на этом основании предположить, что местом написания манускрипта был действительно знаменитый монастырь св. Феклы в Селевкии? 211 При этом легко объясняется происхождение и того предания, что он писан рукою самой мученицы Феклы. Какого бы, впрочем, мнения ни держаться относительно места происхождения Александрийского манускрипта, глубокая древность его не подлежит сомнению. Манускрипт написан на пергамене, заглавными буквами весьма красивого почерка и значительной величины, в два столбца, без ударений и дыханий. Письмо – сплошное (scriptio continue); иногда, впрочем, конец слова (особенно конец собственных имен) обозначен черточкою; равным образом конец предложений обозначен нередко точкою вверху; отделы же или начинаются в новую строку или же начало их указывается большою начальной буквою. На стороне текста Евангелий означены Аммониевы главы и Евсевианские каноны; кроме них указаны также на полях так называемые титла (ττλοι). Остальные же книги апостольские не представляют никаких следов того или другого делений их текста, – над чем трудился в особенности Евталий, диакон александрийской Церкви. Тишендорф время написания манускрипта относит к концу V века 212 ; другие же – к VI и даже позднее 213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Эти уроки всегда должны быть у нас в памяти. Желаю вам помощи и покровительства Пресвятой Богородицы, Ее молитвы неусыпающей о нас, всегда приходите в наш собор, который посвящен Ей и является Ее домом " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Собору подарена икона Божией Матери " Неопалимая Купина " . Праздник Успения Пресвятой Богородицы в Православной Церкви принадлежит к числу двунадесятых. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии. Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены ее родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим. О процессии доложили первосвященникам, однако направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: " облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан " . Проходивший мимо процессии первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились. По просьбе Фомы, которого не было на погребении, апостолы открыли гроб на третий день. В нем не оказалось тела Девы Марии, а была только Ее одежда, перенесенная впоследствии во Влахернский храм. О событиях Успения и погребения Богородицы известно из ряда апокрифов - " Сказания об Успении Богородицы " Псевдо-Иоанна Богослова (конец V, или начало VI века), сирийского апокрифа " Исход Марии Девы " Псевдо-Мелитона Сардийского (конец V - начало VI века), " Письма Псевдо-Дионисия Ареопагита к Титу " , " Слова Иоанна, архиепископа Солунского " (VII век) и других. Праздники в честь Девы Марии - более позднего происхождения, чем в честь Иисуса Христа, апостолов, мучеников. Для их появления необходимо было богословское углубление в догмат воплощения для защиты от посягательства еретиков на достоинство Богоматери, что произошло только в V веке (Эфесский собор в 431 году и Халкидонский собор в 451 году).

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Для установления политической стабильности, столь необходимой для великого духовного и научного расцвета, много сделал король Нортумбрии Эльдфрит, сын Осуи, правивший в 685–704 гг. В основную военную задачу, которую он решал весьма успешно, входила оборона границ от пиктов. Беда считает, что Эльдфрит “умело восстановил раздробленное владение королевства, хотя и в меньших пределах” 57 . Однако Эльдфрит значил много больше, чем просто умелый военный правитель, — он был образован и любил Церковь. Беда пишет о нем как о “прекрасно знающем Священное Писание”, и, вообще, как о “широко образованном человеке” 58 . Перед тем, как стать королем, он учился, собирался стать священником. Вероятно, его направили в Мальмсбери в Эссексе, куда он и пришел, чтобы познакомиться со святым Эльдхельмом. Поскольку Мальмсбери основали ирландцы, то ко времени его обучения там было еще ирландское образование. Позднее Эльдфрит провел некоторое время среди ирландских ученых и несомненно побывал в монастыре Иона за год до восхождения на трон. Ирландцы знали его как поэта, писавшего на их языке. Любовь к образованию видна и в том, что, как пишет Беда, заботясь, “чтобы читали меньше языческого”, Эльдфрит заказал копии книги Адамнана о святых местах, а также выменял значительную полосу земли у монастыря в Виермуте, чтобы разместить оборудование по космографии, приобретенное Венедиктом Бископом в Риме. Именно в его правление появилась первая история на английском языке, анонимное Житие святого Кутберта, переписанное в Линдисфарне. Ирландия Благодаря деятельной духовной жизни история Ирландской церкви после Колумба не ограничивается пределами Ирландии, и, преодолевая границы, Церковь распространяется не только в Британии, но и далеко в Европе. Можно обобщенно выделить пять этапов православного периода Ирландской церкви: образование Церкви (конец IV веканачало VI века), расцвет монашества и миссионерства монахов, ученых и паломников (VII век), период некоторой стагнации, по крайней мере по сравнению с высокими стандартами предшественников (конец VII века); четвертый период (начало VIII века) — местное реформационное движение калдиев. В IX–X вв. Ирландская церковь подверглась разрушительным последствиям нового вторжения викингов.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010