103. Псалтырь , в четвертку, 153 л., полууставом нескольких почерков второй половины XV в., в поврежденном дощатом с кожею переплете, разбита. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16. 17, 22, 23, 27, 28, 55, 84, 132, 153. На полях внизу листов 2–15 приписка скорописью: «Сия книга Псалтырь церкви Космы и Дамиана что в Кузминском». На нижней доске переплета приписка скорописью XVII в.: «Книга Псалтырь глаголемая … сына Мелнишново Лушитцково (Глушицкого?) монастыря». Рукопись оканчивается песнию Захарии и словами: «Словеса писанная приидоша в конец, уму же да не будет когда прияти конец но» … . 104. Псалтырь , в четвертку, 107 лл., без начала и конца, полууставом XV в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом с кожею переплете, разбита; порваны с ущербом для текста листы: 33, 71, 81, 82. Нет листов между 6, 7, 27 и 28 листами. 105. Псалтырь , в 16-ю долю листа, без начала и конца, неполная, 137 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 5, 6, 17, 18, 22, 33, 37, 45, 55, 58, 59, 63, 69, 70, 86, 94, 95, 122, 125, 130, 131, 137. Нет листов между 6 и 7, 9 и 10, 41 и 42 листами. Рукопись начинаетоя продолжением 38 псалма, а оканчивается неполным псалмом 144-м. 106. Псалтырь , в четвертку, 189 л.л., без начала и конца, полууставом нескольких почерков XV–XVI вв., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом с кожею переплете; некоторые листы подклеены. Нет листов между 85 и 86, 92 и 93 листами. На полях внизу листов 1–15 две приписки скорописью: 1) «Сия книга Псалтырь от церкви Василия Великого что на Снежурках (?) отобрана на Вологде»; 2) «Сия книга глаголемая Псалтирь Липенские волости хрестьянина Трофима Макарова сына а подписал Ротковские волости Ракувта Кирозие шлып нонош ( – Матушка Тимофиев сын попов) лета 7137 (1626) году». Рукопись начинается продолжением 2-го псалма, а оканчивается неполною песнию пророка Захарии. 107. Псалтырь с восследованием , в восьмушку, без начала, неполная, 321 л., полууставом нескольких почерков XV–XVIII вв., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–2, 8–11, 22, 164 и 319. Нет листов между листами: 7 и 8, 10 и 11, 209 и 210, 226 и 227, 227 и 228, 313 и 314. На некоторых листах письмо очень бледно или истерто; другие листы с помарками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы должны искать корни этих изменений в России конца XIX – начала XX вв. В XIX в. в России были проведены исторические исследования. Этот период отмечен открытием святоотеческих истоков православной веры. Открывая академическому и духовному миру писания греческих отцов, изучая историю восточной церкви, ученые подготовили, по словам о. Георгия Флоровского , освобождение Русской Православной Церкви от веками длившегося западного пленения. В области литургической истории этот период дал много значительных работ. А. Дмитриевский , М. Скабалланович , И. Мансветов , И. Карабинов , Н. Красносельцев , А. Петровский , М. Орлов и многие другие исследовали сложную эволюцию христианского богослужения. Как и на Западе, эти ученые заложили основу для дальнейшего расцвета литургического богословия и таким образом подготовили дальнейший путь литургических реформ. В XIX в. в России сфера духовных изысканий была в основном исторической и ограничивалась учеными кругами. Некоторые усилия были предприняты в области литургической реформы. Однако замечательным исключением в этот период стали нововведения недавно канонизированного Иоанна Кронштадтского и русский перевод Библии митрополита Московского Филарета. Обе эти попытки вызвали тогда негативную реакцию. Русские церковные обычаи оставались, по существу, неизменными с XVII в. После реформ Никона и последовавшего за ним раскола, мало кто отважился поддерживать реформы в дальнейшем. Церковный Собор 1667 г., завершая обсуждение Служебника, провозгласил: «Такоже и въ предь да печатаютъ, и никтоже да дерзнеть отъ ныне во священнодействие прибавити что или отъята, или изменити. Аще и ангелъ будетъ глаголати что ино, да не имате веры ему» ( Н. Субботин . Деяния Московского Собора 1666–1667 гг., М., 1893. Часть 2. С. 15:16). До середины XVII в., однако, были проведены две литургические реформы. Обе – гораздо более обширные, чем никоновская. Первая из них, осуществленная во времена митрополита Киевского Киприана в конце XIV – начале XV вв., – это постепенное принятие во всей России Типикона «Св. Саввы» (монашеское правило, которое достигло своего завершения на Афоне в XIV в.). В русских соборах и приходских церквах это означало конец для так называемого Кафедрального Типикона, который был заимствован из Константинополя в X-XI вв. В монастырях Типикон «Св. Саввы» заменил более ранний Студийский Типикон (городской монашеский также константинопольского происхождения).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Основатель монастыря преподобный Иосиф, почивший в 1515, в 1578 был причислен к лику святых. Его мощи почивают под спудом в Успенском соборном храме; на южной стене нижней церкви во имя преподобного Иосифа над мощами святого была устроена специальная драгоценная рака с сенью. В нижней церкви собора находились белокаменные гробницы волоколамских князей, митрополита Московского Даниила, архиепископа Новгородского Феодосия, епископов постриженников Иосифова монастыря Иеремии, Лаврентия, Саввы и Нифонта. На территории Иосифова монастыря были похоронены Скурат Бельский и его сын, любимец царя Ивана Грозного, Малюта Скуратов. На монастырском кладбище покоились многие благотворители помещики Волоколамского уезда Московской губернии Шаховские, Безобразовы, Голицыны, Муравьевы, теща А. С. Пушкина помещица села Ярополец Наталья Ивановна Гончарова. Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря является замечательным памятником древнерусского искусства 16-17 вв. Соборный храм во имя Успения Божией Матери, со стилистическими элементами московского барокко, при традиционном пространственном решении, построен в 1688-96 на месте первого каменного собора 15 в. Трапезная палата с церковью Богоявления Господня датируется 1504. В первом ярусе высокой 9-ярусной колокольни в 1495 на средства князя Б. В. Волоцкого устроен храм Смоленской Одигитрии (взорвана во время Великой отечественной войны вместе с колокольней). Над Святыми вратами в 1679 сооружена церковь Святых Апостолов Петра и Павла. В монастырской ограде состояли: настоятельские покои, казначейский корпус, двухэтажные и одноэтажные братские корпуса, хозяйственные постройки. Первоначальные укрепления монастыря были воздвигнуты в 16 веке, перестроены во второй половине 17 в. Семь высоких башен построены во второй половине 17 в. Мощные крепостные стены имели три яруса боя. Комплекс монастыря включает каменные стены с шатровыми башнями (1543-66, перестроены в 1676-88 Т. Игнатьевым и др.), украшенными сложными узорами из кирпича, Петропавловскую надвратную церковь (конец 17 в.), трапезную (площадь около 450 кв.м) с церковью Богоявления (конец 17 в.) и монументальный Успенский собор (1688-92) в " нарышкинском " стиле (изразцовый фриз - " павлинье око " - мастер С. И. Полубес; резной ажурный иконостас с витыми колоннами - мастер Е. Леонтьев; иконы - Г. Антонов, Ф. и В. Потаповы).

http://sobory.ru/article/?object=00394

Пед. отд. Харьковского ист.-фил. об-ва. 1900. Вып. 6. С. 1-58 (отд. отт.: Х., 1899); Эллинистические основы византийского искусства: Исслед. в обл. истории ранневизант. искусства. СПб., 1900 (англ. пер.: The hellenistic Origins of Byzantine Art. New Brunswick, 1961); Кавказ и его древности. Х., 1902; Синайские иконы восковой живописи//ВВ. 1902. Т. 9. С. 343-377; Развалины храмов. М., 1905. (Памятники христианского Херсонеса; Вып. 1); История русской живописи от XVI по конец XIX столетия: [Лекции]. СПб., 1908, 1913. Литогр.; Два примечания к тексту Антония Новгородского//Сб. ст. в честь Д. А. Корсакова. Каз., 1913. С. 181-186; Очерки и заметки по истории древнерусского искусства. СПб., 1914; История древнерусского искусства. Пг., 1915. Вып. 1: Киев; Мемории св. Климента и св. Мартина в Херсонесе. М., 1915; К вопросу о строительной деятельности св. Владимира//Сборник в память св. равноапостольного князя Владимира. Пг., 1917. Вып. 1; Византийская живопись XIV столетия//ЗРАО. 1917. Т. 9. С. 62-230 (отд. отт.: Пг., 1917); Боянская роспись 1259 года//Изв. на Българския археол. ин-т. 1927. Т. 4 (1926/27). С. 121-134; Искусство Палестины в средние века//ВВ. 1928. Т. 25. С. 77-86; Новый иконографический образ Христа//Seminarium Kondakovianum. 1928. Т. 2. Р. 19-24; Geschichte der rußischen Kunst. B.; Lpz., 1932-1933. Bd. 1: Geschichte der rußischen Monumentalkunst der vormoskovitischen Zeit; Bd. 2: Geschichte der rußischen Monumentalkunst der Grossfürstentums Moskau; К истории древнерусской литературы. 2. Иллюстрации к Хронике Георгия Амартола//ТОДРЛ. 1936. Т. 3. С. 13-14; Этюды о Леонардо да Винчи. Л.; М., 1939. Лит.: Список трудов Д. В. Айналова, 1888-1913/Сост. учениками//Тр. Отд. рус. и слав. археологии ИРАО. М., 1913. Т. 10. С. 1-16 (отд. отт.: СПб., 1913); Дмитрию Власьевичу Айналову от учеников: К двадцатилетию его ученой деятельности. Пг., 1915; Ракинт В. Д. В. Айналов//Гермес. 1916. 15 мая. 10. С. 224; Дополнение к списку трудов проф. Айналова и 35-летию ученой деятельности.

http://pravenc.ru/text/63736.html

Файл 17389.jpg:   Размер: 4580x5725, 26.22 MPix, 22897 Kb. Дата: 2012-05-29, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 9 (660) , (23) . Описание: В оглавии иконы " Царь Царем " . На вставных иконах в среднике, отличающихся по письму от клейм на полях, надписи: " Образ Пресвятые Богородицы Непобедимая в бедах "http://" От бед страждующих 7333 года ноября в 13 день " ; " Утоли болезни много воздыхающая души моей//7333 года ноября в 14 день совершися " ; " Все упование мое Мати Божия сохрани мя во своем си крове//" Взыскание погибших 7333 года ноября в 13 день "http://" Умягчение злых сердец " . Образы: Неопалимая Купина, Споручница грешных, Всех Скорбящих Ра[...] Файл 18150.jpg:   Размер: 1985x2545, 5.05 MPix, 1621 Kb. Дата: 2012-06-15, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (358) , (11) . Описание: Рама к иконе «Богоматерь Владимирская», со сводом богородичных икон. Дорофеев Иван, 1722 г.,147.5 × 90.7 см Частное собрание, Москва. Изображение воспроизводится по изданию: Тарасов О. Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2007. Файл 20532.jpg:   Размер: 1000x1615, 1.62 MPix, 321 Kb. Дата: 2013-01-16, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 6 (207) , (4) . Описание: Богоматерь «Неопалимая купина» с богородичными образами. XIX в. Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва, Россия. Изображение воспроизводится по изданию: Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М.: Прогресс, Традиция, 1995. Файл 20533.jpg:   Размер: 1500x2153, 3.23 MPix, 473 Kb. Дата: 2013-01-16, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 5 (227) , (5) . Описание: Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными христианами. 1885 г. Российский государственный архив древних актов Библ. Илл. ф. 1671. Хромолитография А.В. Васильева. Москва. В Богоявленском соборе в Елохове (Москва) находится икона «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы» (конец XVIII – начало XIX вв.), которая могла быть взята за основу для хромолитографии. Увеличенные мин[...]

http://pravicon.com/icon-454-photo

Кроме того, нами обнаружены реминисценции комментария Амвросиаста на послание апостола Павла к Римлянам у Петра Ломбардского (Petrus Lombardus), Пьера Абеляра (Petrus Abaelardus), Пьера из Пуатье (Petrus Pictaviensis) и Ансельма Ланского (Anselmus Laudunensis). Большинство авторов ассоциируют цитируемый ими текст со свт. Амвросием. Однако есть примеры и иной атрибуции. Например, Пьер из Пуатье (Petrus Pictaviensis), цитируя фразу Амвросиаста о божественном предведении: «De iustitia enim deus iudicat, non de praescientia» («Бог судит по справедливости, а не по предведению»); считает, что данная фраза принадлежит блж. Августину 14 . Приоткрыть тайну авторства обычно может помочь анализ руко-писной традиции памятника в отношении надписаний кодексов. Фрэнсис Ньютон (Francis Newton) указывает, что самый древний дошедший до нас манускрипт «Комментариев» – Monte Cassino150 15 – датируется 8 век. Текст, содержащийся в нём, по оценке учёного, древнее 570 г.: в тот год переписчик снабдил окончание текста дополнительным примечанием. В этом манускрипте отсутствуют оригинальные начало и конец. Примечания переписчика не содержат никаких сведений об авторе произведения 16 . По свидетельству К. Фаллуомини, палимпсест 8 в., в котором сохранились фрагменты рукописи комментария на послание апостола Павла к Римлянам 6 в., тоже не содержит информации об атрибуции 17 . Александр Сотер указывает несколько манускриптов ирландской традиции 8–9 вв., которые следуют атрибуции блаженного Августина , приписывая «Комментарии» святителю Иларию 18 . Фундаментальную работу в данном направлении ещё в середине прошлого века провёл Хенрик Фогельс 19 . Учёному удалось исследовать 72 манускрипта, содержащих текст Амвросиаста . Большинство из них надписаны именем свт. Амвросия, однако самые древние содержат надписание более поздней датировки 20 , другая часть анонимна, и один из обнаруженных Фогельсом манускриптов имел надписание «Hilarius». Таким образом, ни древняя, ни средневековая цитации, ни рукописная традиция не дают нам однозначного указания на автора «Комментариев». Большинство свидетельств говорят в пользу авторства свт. Амвросия или анонимны, однако отдельные авторы указывают на свт. Илария Пиктавийского или даже на блж. Августина . Эра «печатного станка»

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosiast/amv...

Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Воскресение Христово " с праздниками. Предположительно вторая половина 19 в. Добавлено на опознание: 2013-05-04 16:11:26 Владелец: ronka Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: эта икона передается из поколения в поколения, думали что это " Рождение Богородицы " . Ответов: 1. Последний ответ: Ну самого момента рождения на иконе нет, значит это не " Рождество " . Вероятно точней было бы назвать: " Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией " . Икона 19 в., скорей всего происходит из Белорусии. Добавлено на опознание: 2013-05-04 13:31:07 Владелец: Zimina Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Интересует название иконы и к какому веку относится. Изогнутая доска 10см на 13см, надпись на иконе написана на каком языке непонятно. [Добавлено 2013-05-05 15:39:44]: а она какой школы письма?буду благодарна,если кто подскажет.икона досталась от родственников,псковская обл.рисунок архангелов(как я понимаю)процарапан по левкасу. Ответов: 5. Последний ответ: Да, очень красивое и приятное название. В старообрядческом варианте оно звучит как: " Всем скорбящим радость " , это один из немногих сюжетов, который был признан старообрядческой церковью после раскола. Добавлено на опознание: 2013-05-03 17:35:13 Владелец: Lisica Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2013-05-03 18:41:00]: Икона расколота, на изображение сверху -явно была надпись но разобрать даже несколько букв, неопытному глазу, не представляется возможным. Пожалуйста, помогите определить кто изображен на этой иконе. [Добавлено 2013-05-05 22:21:04]: а каков примерно ее возраст ? Ответов: 3. Последний ответ: Если рубеж 18-19 вв., то около 200 лет. Добавлено на опознание: 2013-04-27 18:01:25 Владелец: Olgunchik83 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Интересует название иконы и к какому веку относится. Ответов: 1. Последний ответ: Иверская икона Божией Матери. Конец 19 - нач. 20в.в.

http://pravicon.com/unknown/69

Файл 33492.jpg:   Размер: 732x1210, 0.89 MPix, 119 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (73) , (0) . Описание: из книги: Церковь Спаса Нерукотворного Образа, в Барыковском богадельном доме, на Остоженке, в Дурновом переулке, в Москве. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1901. II, 5-190, II, c., 1 л. ил., 5 план. с объясн. (на 10 л.). 22,1×14,8 см Файл 33493.jpg:   Размер: 524x827, 0.43 MPix, 193 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (77) , (0) . Описание: Спас Нерукотворный из Спасо-Пробоинской церкви Ярославля, явленного в 1612 г. см. также http://pravicon.com/image-32900 и http://pravicon.com/image-33491 Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь. Государственная экспертиза проводившаяся в течении полугода в ГосНИИР г. Москвы установила, что икона Спаса Нерукотворного из Спасо-Пробоинского храма Кирилло-Афанасиевского монастыря, найденная весной этого года в запасниках Ярославского художественного музея, датируется второй половиной 16- го века[...] Файл 33772.jpg:   Размер: 719x913, 0.66 MPix, 201 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (60) , (0) . Описание: Свято-Троицкий собор града Саратова XIX век — начало XX века — время особого почитания этого чудотворного образа в Саратове. Вернемся к рассказу «троицкого летописца» В.П. Соколова: «Прославление иконы началось с 1812 года благодаря следующему событию. В этом году к соборному священнику пришел приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сказал, что хозяин его, Михайлов, чудесным образом исцелившийся от какой-то опасной болезни, написал ему, приказчику, из Рязани об этом событии и просил его,[...] Файл 33774.jpg:   Размер: 862x1024, 0.88 MPix, 588 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (67) , (1) . Описание: Икона " Koniя Чудотворнаго Нерукотвореннаго Образа Всемилостиваго, находящагося въ Елабужском Спасскомъ Собор Период создания: Конец XIX - начало XX вв. Материал, техника: дерево, бумага Размер: 15,5х12,4х1,5 Место создания: — Номер в Госкаталоге: 17444993 Номер по ГИК (КП): ЕГМЗ КП-8095 Инвентарный номер: — Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Татарстан " Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-запов[...]

http://pravicon.com/icon-429-photo

Памяти М. и А. отмечены в лат. Мартирологах под 3 марта (Mart. Hieron. Comment. Р. 124). В IX в. составители Мартирологов объединили их памяти в общую (напр., MartUsuard. 1965. P. 189). Исследователи считают, что это сделано под влиянием лат. редакции «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, выполненной Руфином Аквилейским , где не названный по имени мученик, погребенный А., отождествлен с М. ( Rufin. Hist. eccl. VII 16// Eusebius Werke. Lpz., 1908. Bd. 2. Teil. 2. Р. 671). Традиция общего празднования памяти М. и А. закреплена в Римском Мартирологе, составленном в XVI в. кард. Цезарем Баронием (MartRom. P. 83). Память синклитика (т. е. сенатора) А. без Жития и посвященное этому святому двустишие содержатся в визант. стишных Синаксарях под 7 авг. Об А. говорится только то, что он был усечен мечом (SynCP. Col. 874). Впосл. эти сведения были включены прп. Никодимом Святогорцем в составленный им «Синаксарист» ( NikÒdhmoj. Sunaxarist»j. T. 6. S. 177), где святой назван преподобномучеником и чудотворцем. Информация из стишных Синаксарей перешла в слав. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 12. С. 24), а затем в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 405 (2-я паг.)). Упоминание мученика М. в греч. Евангелии (РГБ. Рум. 13, XI-XII вв. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 238, 242)) скорее всего относится к др. святому - мч. Марину Аназарвскому, память к-рого отмечена во мн. календарях под 8 авг. Свт. Димитрий Ростовский, согласуясь с зап. агиографической традицией, внес в свои Четьи-Минеи общую память М. и А., но поместил ее не под 3 марта, а под 7 авг. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга жития святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 469-470 об.), сопроводив сведениями из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула ( Niceph. Callist. Hist. eccl. VI 13-15//PG. 145. Col. 1157-1160). Повествование скомпоновано в др. хронологической последовательности по сравнению с изложением Евсевия Кесарийского: сначала говорится о чуде А. в Кесарии Филипповой, затем о страдании М. и о том, что А., бывший свидетелем его казни, завернул тело святого в свою драгоценную одежду и предал погребению, а затем и сам принял мученический конец, будучи обезглавлен. В заключение сообщается о гибели имп. Валериана и об указе его сына Галлиена, который предписывал прекратить гонения на христиан. Но прежде чем указ был доставлен в Кесарию Палестинскую, святые М. и А. приняли мученическую кончину за Христа. На рус. языке эта история приведена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Авг. С. 121-125).

http://pravenc.ru/text/2562056.html

Подпорные стены к югу и востоку от комплекса Западной базилики вв.) Оборонительные сооружения Куртина 1 и 2 (ранняя) (вторая четверть – середина VI в.) 13 куртина и новая башня XII (V–VI вв.) Пояс утолщения башни XVI (V–VI вв.) Протехисма перед 16, 17, 19 куртинами (V–VI вв.) Строительные работы дукса Феагена на юго-восточном участке оборонительных стен в првление Юстина II и Софии (565–575 гг.) Обновление куртины 17 (VI в.) Повышение высоты 19 куртины (VI в.) Четвертое утолщение 20 куртины (VI в.) Башня XVII восточной оконечности 20 куртины (VI в.) Второе утолщение башни XVII (VI в.) Обновление и повышение высоты протехисмы на участке 16–19 куртин (VI в.) Куртины 22–27 и башни XXI–XXIII (конец VI – начало VII вв.) Второе утолщение куртины 1 (VII–VIII вв.) Прямоугольная башня I a (VII–VIII вв.) Восстановление башни XVII 1 (VIII в.) Куртины 2–4 и башни II–III (IX–X вв.) Новая линия протехисмы на участке 5–6 куртин и ров перед ней (IX– X вв.) Ров напротив куртины 1 (вторая половина IX – начало X вв.) Обновление башни XII (IX–X вв.) Перестройка полукруглой башни XIII (IX–X вв.) Обновление 14–15 куртин (IX–X вв.) Возведение куртин 16, 17, 19, 20 на новом повышенном уровне (IX–X вв.) Возведение нового оборонительного рубежа по линии куртины 21 вв.) Боевые калитки у башен XVI–XVII и по середине куртины 19 (IX–X вв.) Новая линия протехисмы с вылазными калитками перед куртинами 16, 17, 19 вв.) Башни XV и XV 1, а также ворота и подьемные мосты в периболе между ними (IX–X вв.) Третий пояс утолщения башни XVII (IX–X вв.) Башня XVIII вв.) Перестройка куртины 18 (IX–X вв.) Третье утолщение куртины 1, устройство башни I и малых ворот рядом с ней (не ранее X в.) Новая линия протехисмы от башни III к морю (X в.) Перестройка западной оконечности куртины 16 и новая прямоугольная башня XIV (X в.) Сводчатая калитка в куртине 16 около башни XIV (X в.) 1427 Перечень составлен на основе анализа как письменных (агиографических, эпиграфических), так и археологических источников. В скобках указаны предполагаемые датировки строительных объектов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010