Чин поставления в иподиакона в XIV веке, будучи вполне сходен с таким же чином церкви греческой по Криптоферратскому списку, отличался от нынешнего тем, что поставление происходило пред великим выходом, поставляемый приводился к архиерею в малой фелони и, умываяся, архиерей говорил: «Елицы вернии». 508 Чин поставления в диакона в XIV веке, также будучи буквально сходен с Криптоферратским списком этого чина, представляет значительные разности сравнительно с нынешним. Прежде всего, он короче нынешнего: в нем не было возгласов: «повели» и «повелите»: не было также обведения поставляемого вокруг престола с пением известных тропарей. Начинался он непосредственно молитвою: «Божественная благодать», которая читалась не над преклоненными новопоставляемым. После этой молитвы и пения «Господи помилуй» трижды (по-русски) новопоставляемый преклонял одно колено и последование чина совершалось, как и в настоящее время, с тем, впрочем, отличием, что не было вручения поручей и возглашения «ξιος». В конце чина, сделано следующее замечание, не находящееся в современных нам служебниках, но предписывающее такое действие, которое вполне согласно с древнею практикою церкви греческой. «В причащении же божественных таин преже инех дьякон божественнаго хлеба причащается от поставльшаго архиерея, так же и честныя крове преже онех от того святую потирь иерея или архиерея. И тако причастився, аще убо будета два потиря, и шед даст от него комкающим (причащающимся) людям, – сице ли едина будет потирь, жидеть дóндеже причащаться сущеи во олтари от держащаго потиря иерея или архиерея и тако приносящу потирю к поставльшему и приим от него исходит и дает приступающим; и сие убо бывает, егда бывает свершеная служба». 509 Чин поставления в пресвитера в рассматриваемое нами время сравнительно с нынешним имел следующие особенности: поставляемый приводился к престолу одним из священников; хождения вокруг престола и пения тропарей не было; молитва «Божественная благодать» читалась не над преклоненным новопоставляемым: «Господи помилуй» возглашалось только по-русски; при чтении второй молитвы над коленопреклоненным новопоставляемым на главу его святитель возлагал только руку (в настоящее время возлагается еще край омофора); после второй молитвы, следующей за ектенией, не было возгласа «ξιος», – но замечено: «И егда рекут аминь, приносить задний конец уларя (ораря) его напред и одежеть и в фелонь и, целовав его, повелит ему стати с прочими попы»...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время ночных служб у нас паникадило огромное посреди храма, а у них «хоррос» называется, такой вот огромный золотой обод, примерно метров пять-семь, в полной темноте горят эти свечи, когда начинает вращать монах этот хоррос, получается такое удивительное чувство, что ты в космосе, что вокруг тебя летают планеты, и вот эта молитва мужскими голосами приподнимает над миром, и ты растворяешься, и исчезает ощущение земли. Это удивительно чувство именно афонской молитвы необходимо каждому человеку, поэтому если есть возможность поехать туда, надо это обязательно сделать. Вы почувствуете на себе вот эту благодатную силу молитвы. Этот необыкновенный камень находится только в одном месте на всем Афоне. Место это – там, где Пресвятая Богородица сошла на берег. Она плыла на корабле к Лазарю Четырехдневному, который жил на острове и пригласил Ее к себе. И Богородица плыла туда, но буря Ее повернула и прибила к афонскому берегу. И в том месте, где Богородица сошла на берег, вот такие камни сверкающие. Я вот надеюсь, что по этому камню Ее стопочка – вот как раз камень в виде стопочки… После коленопреклоненной молитвы у иконы Иверской монах, которых привел нас двоих, специально для нас открыл часовню, очень тактично стоял в стороне, видел, что мы не просто духовные туристы, которых очень много там, особенно из-за рубежа приезжают люди, и я видел, как один из богатых туристов негодовал, почему его не пускают на ночную службу, хотя имеют право присутствовать только православные. Он говорил: «Я же заплатил деньги!» Он решил, что это театр такой. И вот монах, видя, что мы люди верующие, поманил нас за собой, и из лампады, которая во время каких-то кризисов на земле, каких-то трагедий вдруг начинает сама собой вращаться (это является признаком того, что на земле что-то произошло и сигналом для монахов, что необходимо особенно молиться по поводу этого события, вот, например, когда Карабах был разрушен землетрясением, я уже не помню другие события), и вот из этой чудотворной лампады монах налил нам понемножечку масла лампадного, я на себе испытал его силу – у меня почему-то отказали ноги, я перестал ходить, не знаю, с чем это связано – на ночь помазал дважды, и целебная сила была настолько явной, что сомневаться в чудесах этих даже никто не должен думать.

http://pravoslavie.ru/37071.html

7. Соблюдение этих условий возвратит богослужению его древнюю действенную силу и красоту, особенно, если все великие даяния св. Духа: православные молитвы, стихиры и каноны будут переведены вдохновенным переводом на общепонятный разговорный русский язык. На это, думается, должна быть направлена вся энергия порывающихся к церковному Творчеству, ибо прежде, чем строить новое, целесообразнее было бы извлечь из под спуда древнее, но никогда нестареющее; новое же только на основе этого древнего может рассчитывать на некоторую жизненность; только черпая из этой неоскудевающей сокровищницы, мы научимся различать истинно ценное от легковесного и минутного. 8. Кроме того, настоящий момент настоятельно требует усиленной молитвы о сохранении Церкви от ереси, расколов, заблуждения и неверия, что может быть совершаемо по известному чину «об обращении заблудших», вставкой на своем месте (мирной и сугубой ектении) соответствующих прошений и коленопреклоненной молитвы. Еще необходимо, согласно завету Апостола Павла ( 1Тим.2:4 ), молиться за власть, что особенно важно при современном положении ( Вар.1:2–12 и Иер.29:7 ). Тогда «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются... и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой» ( Пс.84:11–13 ). 9. Желательно было бы также, постоянно поминая страшные слова Господни «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» ( Ин.2:16 ) и «Вертепом разбойников» ( Мф.21:13 ), устранить из храма всякое понятие о таксах на «заказные» обедни, молебны, панихиды, сорокоустные и годовые поминовения и проч., а предоставить все дело доброхотности верующих. Особенно же следовало бы, раз навсегда, отменить всякие награды и знаки отличия, как то: «митро», «архи», «прото», скуфьи, камилавки, митры ( 1Кор.11; 4:7 ), набедренники, палицы, различие крестов и проч., как не имеющее оправдания пред словом Божиим и каноническими правилами. Не говоря уже о том, что все эти человеческие привносы слишком возбуждают страсти честолюбия и зависти и тем загрязняют нетленную чистоту и святость Божьего дела; они, вредя простоте нравов во Христе, вредят и истинному благолепию богослужения, которого истинная сила и красота в той же простоте, ибо внешнее должно соответствовать внутреннему. Можно допустить некоторые из них не как награды, а как звание по должности служения и как священные предметы, употребляемые священнослужителями при богослужении и вне его, как это и есть в некоторых других церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Я близок к небу – смерти время! Нетруден будет переход; Душа, покинув жизни бремя, Без страха в небо перейдет… 2 ноября 1838 Моя судьба Мне плакать хочется, а плакать в мире стыдно, Увидят люди – осмеют И с едкой клеветой, с улыбкою обидной Притворством слезы назовут. О, горько жить, о, трудно пережить измену Того, чем сладко было жить!.. Из чаши радостей я пил одну лишь пену, Она мешала нектар пить… Так прочь, прочь, чаша всех надежд и упований! Не принесла мне счастья ты; Меня сгубила ты; ты в чары ожиданий Втравила тщетные мечты… Я небу покорюсь… возьму другую чашу, С ней съединю судьбу свою; Не суетных надежд венком ее украшу – Могильным плющем обовью. И если слезы даст, по милости великой Бог, в утешение мое, Презря и суд глупца и хохот черни дикой, Наполню ими я ее. И в день, когда совсем преполненная чаша Ни капли боле не вместит, Скажу «прощай» мятежной жизни нашей, И дух мой в небо воспарит. Там стану с ней, чужд черной ризы праха, Все раны сердца обнажу И у Царя судеб, как должного, без страха, За них награды попрошу. 1839 Час молитвы Когда взойдет денница золотая На небосвод И, красотой торжественно сияя, Мрак разнесет, Когда звонят, к молитве созывая, И в храм идут, И в нем стоят, моленье совершая, И гимн поют, Тогда и я, с душою умиленной, Меж всех стою И Богу гимн, коленопреклоненный, Тогда пою. Когда царь дня, в волнах купаясь чистых, Течет к концу И запоет хор птичек голосистых Хвалу Творцу, И я пою, и я Ему молюся, И в час мольбы Спокоен я душой и не боюся Угроз судьбы. Мольба всегда усладу мне приносит, Мой дух свежа, Но никогда молитвы так не просит Моя душа, Как в грозный час кипучей непогоды: Слова мои Тогда солью я с голосом природы И, чужд земли, Пошлю к Творцу усердную молитву, И – внемля ей, Он усмирит враждующую битву Моих страстей. 1839 Ангел смерти Придет пора преображенья, Конец житейского пути, Предсмертной муки приближенье Заслышу в ноющей груди, И снидет ангел к изголовью, Крестом трикраты осеняя, С неизъяснимою любовью И грустью взглянет на меня; Опустит очи и чуть внятно, Тоскливо скажет: «Решено! Под солнцем жизнь не беззакатна, Чрез час ты – мира не звено.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Нет, правда. Люди-то церковные друг-другу помогают, но люди-то все разные. Я вот потребителей и крикунов очень не люблю, хотя мои знакомые помогают всем. А я вот нет, только если вижу, что очень надо. А то есть такая порода людей - требуют милости как должного, прям нравственный гоп-стоп. Алевтина 9 июня 2014, 01:43 Большое спасибо за беседу с о.Алексием о коленопреклоненных молитвах!Сегодня во время их чтения в храме я именно жалела, что не могу читать эти молитвы вслед за священниками.Хотя храм небольшой,но народу было гораздо больше обычного,приходилось напряженно вслушиваться,многое ускользало.Считаю,что правильно делают в тех храмах,где раздают тексты молитв или псалмов (например,33 псалом)прихожанам во время службы,а после собирают и хранят до следующего случая.Это создает осознанное соборное настроение молящихся. Татьяна 8 июня 2014, 16:34 Мне кажется, достаточно знать общий смысл читаемых молитв, а стоять на коленях и читать - это как-то уводит от покаяния. У нас многие и головой приникают к полу, вот какое и смирение, и подвижничество. Но в православном богослужении только эти молитвы коленопреклонные. А в некоторых храмах женщины пристрастились весь евхаристический канон стоять на коленях. Картина, как в буддийском храме. Надо, чтобы священники это разъясняли. На коленях стоят в исламе, в буддизме, может, ещё где-то, а православные совершают земные поклоны и опять встают, молятся стоя. Наталья 8 июня 2014, 12:48 В нашем Зверинецком монастыре (Киев) издаются брошюрки на каждую Воскресную службу. Не только на Праздники. Берешь в руки - и следишь-читаешь ход Богослужения. Сначала не могла понять, что это прихожане во время службы читают, а они мне подсказали. Поначалу ничего не понятно, но понемногу начинаешь вникать и в тексты и в ход службы. И молишься со всеми. Много лет проходя в храм, только сейчас сердцем поняла, что " литургия " в переводе - это " вместе " , " обще дело " . И сегодня на коленнопреклонных молитвах многие наши прихожане не только слушали молитвы, но и читали их.

http://pravoslavie.ru/71270.html

Хотя стояние – это по-видимому основная поза человека Библии во время молитвы, но она никоим образом не является единственной. Бывают моменты, когда единственно возможная поза предстояния перед Богом – это «преклонение колен». Так, например, человек Библии преклонял колена, когда особенно настоятельно хотел поспросить что-то у Бога 576 . Петр преклонил колена, когда молился о воскрешении Тавифы, которая только что умерла 577 . То же самое сделал и Павел, и старейшины Эфеса при драматическом прощании в Милите 578 , как и при прощании с братьями из Тира 579 . Точно также Павел преклонил колена во время своей торжественной просительной молитвы в Еф.3:14–21 . Коленопреклоненно молят Иисуса об исцелении и больные 580 , и их родные 581 , да и тот богач, что хотел последовать за Иисусом, пал перед ним на колени 582 . И сам Христос в Гефсиманском саду молил Отца на коленях о том, чтобы, если возможно, миновала Его чаша страданий. Правда, не совсем ясно, какие именно молитвенные позы подразумеваются здесь и в некоторых местах более поздних текстов! Согласно Лк.22:41 , Христос, «преклонив колена, молился», тогда как по Мк.14:35 «пал на землю и молился», между тем, как у Мф.26:39 «пал на лице Свое». И в самом деле, преклонение обоих колен часто сопровождается полным простиранием на земле. Об этой весьма характерной молитвенной позе мы поговорим в следующем разделе. Как и стояние, преклонение (обоих) колен выражает благоговение, будь оно искренним 583 или притворным, как при издевательстве римских солдат над Христом 584 . Коленопреклонение – это видимый знак признания величия того, перед кем оно совершается. Предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила 585 . Как люди в Библии поступали и отцы, для которых их пример был очевидной и естественной нормой. Говоря это/то, что следует молиться стоя/, мы никоим образом не хотим упразднить благочестивый и прекрасный/обычай/молиться на коленях! Ведь даже пророк Даниил молил Бога, вставая на колени на землю в третий, шестой и девятый час 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

По благодати Твоей, Господи, мною и ныне совершено мироспасительное литургическое священнодействие, доставляющее нам Пречистое Тело и Честную Кровь Христову, очищающую нас от всякого греха и дарующую нам жизнь вечную в единении со Христом Богом. Сподоби, Господи, и впредь смиренно, благоговейно, повседневно совершать сие литургическое служение благодарения – в воспоминание искупительной крестной жертвы Сына Твоего Господа Иисуса Христа, во спасение душ наших, во славу Твою. Аминь. 4. V. 1990 г. (Москва) Господи! Вот, ближние мои упрекают меня за нечестие прошлой жизни моей, и – справедливо, ибо я заслуживаю сего. «Беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну». Да, «как скот был я пред Тобою», Господи! Сознавая это, я постоянно, доныне, в сокрушении сердца и в покаянной молитве смиренно прошу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» «Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя». Ныне же, коленопреклоненно, в сознании своего недостоинства, я благодарю Господа Бога за Его великое милосердие ко мне, и за Его спасительную благодать, освящающую и приближающую меня к Нему. Так-то вот Господь явил милость Свою и на мне, грешном. Господь поистине «возставляет от земли убога, и от гноища воздвигает нища, посадити его с вельможами людей» ( 1Цар.2:8 ). Господи! Приими мое благодарение и мою хвалу Тебе: Аллилуиа! 27. VI. 1990 г. (Москва) Господи Боже наш! Благоволи принять литургические молитвы и умилостивительные жертвы, приносимые за души живых и умерших, мною поминаемых. Помилуй их, отмой грехи их Твоею Честною Кровию и удостой спасения их души. Господи! По молитвам поминаемых мною, помилуй и спаси меня, многогрешного. Господи Боже наш! Благоволи принять литургические молитвы и умилостивительные жертвы, приносимые за души живых и умерших, мною поминаемых. Помилуй их, отмой грехи их Твоею Честною Кровию и удостой спасения их души. Господи! По молитвам поминаемых мною, помилуй и спаси меня, многогрешного. Господи! Слыша, что некто в благочестивой христианской семье умер в младенческом возрасте, я радуюсь за посмертную участь его. Радуюсь и отцу своему, окончившему за веру Христову свой земной путь на Колыме.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

XIII. Слово, сказанное по совершении преждеосвященной литургии в церкви Казанского мужского духовного училища 17 . О пользе молитвы для христианина Спасибо вам, дети, что усердно сегодня помолились со мной. Я и сам рад тому, что помолился с вами. Спасибо вам за хорошее пение и за внятное выразительное чтение. Пели все хорошо, догматики только следовало бы, впрочем, петь несколько быстрее. Читали вы все очень хорошо, если только это читали не самые лучшие из вас чтецы. Желательно, чтобы все вы так читали. Понравилось мне и ваше пение с канонархом. Доволен я также существующим у вас порядком: хорошо вы стоите в церкви и хорошо молитесь. Это делает честь вашим воспитателям и наставникам. Очень сожалею, что, по болезненному состоянию, я не мог за литургией сказать вам проповеди . Скажу, однако, теперь хотя краткое назидание. Хорошо сделало высшее начальство, что восстановило существовавший прежде и на время было оставленный обычай в духовно-учебных заведениях, чтобы все учащиеся и учащие посещали во время великого поста преждеосвященные литургии. Хорошо, что теперь вы имеете возможность принимать деятельное участие в этом глубоконазидательном великопостном богослужении. Хороша преждеосвященная литургия и умилительны ее песнопения. Я люблю молиться за этой литургией. Возьмем, например, песнопение – «Да исправится молитва моя», которое все вы пропели коленопреклоненно: как оно трогательно! Вы невольно начинаете молиться усерднее. Или другое песнопение – «Ныне силы небесные с нами невидимо служат»: как оно возвышает ум и окрыляет дух! Во время пения его вы забываете все земное и чувствуете, что вместе с ангелами как-бы предстоите престолу Господню. Но особенно трогательна и умилительна молитва св. Ефрема Сирина – «Господи и Владыко живота моего». Она возбуждает глубокие покаянные чувства. Хотя эта молитва приурочивается церковью к великопостному богослужению, однако, ее можно читать и в прочие дни в течение года. Есть обители, напр. Валаамская на Ладожском озере, где эту молитву читают каждый день. Я также читаю ее в своих келейных молитвах каждый день. Советую и вам, дети, чаще читать молитву св. Ефрема Сирина в ваших частных молитвах и вообще чаще и усерднее молиться Богу. Молитва укрепляет человека, она особенно необходима для вас, как готовящихся к духовному званию. Молитвой вы с юных лет закалите себя, как сталь, и будете тверды, как кремень, в благочестивой жизни здесь, на земле, и приготовленными перейдете в загробную жизнь. К этому должно стремиться всеми силами, об этом должно заботиться больше всего. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Это хорошо изданные сборники, насчитывающие более 1000 песен, разделенных на различные темы: «перед собранием, молитвенные, перед хлебопреломлением, благодарственные и др.». Простые, легко запоминающиеся, красивые мелодии, которые нигде, кроме как в среде христиан, не услышишь, проникновенные, слова – все это; своего рода, особый, очень душевный христианский фольклор. Собрание начинается с коленопреклоненной молитвы. Как правило, начинают сестры, как бы передавая эстафету молитвы друг другу. Сама молитва на обычном языке, в которой присутствуют преимущественно благодарственные мотивы, рождающиеся непосредственно в процессе моления. Остальные присутствующие молятся вполголоса на обычном или «ином языке», как бы поддерживая молящегося. Молитва переходит от одного к другому, иногда может возникать негромкое духовное пение, без какого – либо экстаза или возвышения голоса. Завершается общая молитва руководителем собрания, дающего общий духовный настрой, где нет места плотским заботам и «житейским попечениям». Далее, руководитель собрания – пресвитер, призывает братьев к проповеди. Существует определенный порядок их произнесения, сначала молодые, малоопытные братья, затем старшие, которые резюмируют сказанное. Любопытно, что тема проповеди заранее не определяется, а возникает как бы стихийно, чему способствует «постоянное пребывание в Слове», поэтому она носит, живой и волнующий характер. Между проповедями поются гимны. Общий радостный настрой собравшихся поднимается. В заключении, проповедь произносит руководящий, который подводит итог «разбору библейской темы». Начинается «вечеря». Хлеб бесквасный испекается заранее в виде лепешки, которую пресвитер разламывает (преломляет) по числу присутствующих принявших водное крещение, вино домашнее или купленное сладкое. Перед принятием пресвитер читает слово из Писания, произносит краткое пояснение и молитву, основной смысл которой – обращение к Богу о благословлении на принятие его Тела и Крови. Сначала съедается хлеб, который передают друг другу.

http://zavet.ru/b/orlov/nptd/04.htm

В современном печатном русском Чиновнике архиерейского священнослужения 59 чин освящения храма имеет такой же порядок, как и византийский послеиконоборческий чин. В связи с тем, что в России практически повсюду вместо мраморных престолов сооружаются деревянные (по вполне понятным практическим соображениям), рубрики, касающиеся особенностей сооружения каменного престола, заменены рубриками о сооружении деревянного: вместо приклеивании доски к столпам говорится о прибивании (поэтому в чине появляются гвозди и камни), ненужный в этом случае (с практической точки зрения) воскомастих используется для заливания гвоздей сверху и т. д. Устройство престолов из дерева настолько крепко вошло в русский обиход, что чин освящения храма, хотя бы упоминающий о престоле из мрамора, кажется некоторым чем-то из ряда выходящим 60 . Кроме того, в современном русском печатном формуляре освящения храма, под влиянием греч. практики сер. XVII в., в конце чина прибавлены: коленопреклоненная молитва Господи Боже наш, Иже тварь единым словом создавый... (в которой испрашивается дарование святости не храму, который уже освящен, а всем молящимся) 61 , сугубая ектения и отпуст. Следует отметить, что сугубая ектения и отпуст были бы совершенно неуместны в древнем чине, так как, фактически, шествие с перенесением св. мощей происходило, согласно чину, во время Литургии (она начиналась мирной ектенией в одном храме, а шествие с мощами было, по сути, малым входом). Очевидно, они добавлены по той причине, что в греческой (а затем – и русской) практике, по крайней мере, с XVII в. Литургия начинается после совершения освящения храма фактически заново; тем не менее, литургийная молитва входа в чине сохраняется, что не вполне последовательно. Кроме полного, архиерейского чина освящения храма, русская практика знает так называемый чин малого освящения храма 62 ; в традиции других Поместных Церквей такой чин не существует. Он представляет собой обычный, “полный” чин освящения храма, из которого выброшены все тайносовершительные молитвы и оставлены только 3 молитвы, являющиеся поздними добавлениями в чине: молитва ежегодного обновления Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, Сый благословен во веки...; молитва малого входа Литургии Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства ангелов и архангелов...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010