Конец литургии оглашенных в древности был обставлен гораздо полнее, чем теперь. Надобно заметить, что в древней церкви оглашенные разделялись на несколько классов, не имевших права присутствовать на литургии верных. Это были оглашенные в собственном смысле– κατηχομενοι, находившиеся на первой ступени приготовления к христианству; потом–одержимые нечистыми духами и особенный разряд их, так называемые γονυκλνοντες, коленопреклоненные; далее готовящиеся к крещению–φωτιζμενοι, competentes, и, наконец, кающиеся, то-есть те, которые за тяжкие преступления низведены были на степень оглашенных. Все эти лица, размещавшияся по особенным группам и имевшие каждая особенное место, призывались диаконом к молитве возгласом: προσεχεσϑε, orate, повергались ниц, молились вместе с верными словами молитвы, произносимой диаконом, потом получали–каждая группа отдельно–особенное благословение священника, слушали особенную молитву и выходили из церкви в порядке, нами изложенном. В нынешнем чине литургии это разделение оставлено, и для всех видов оглашенных существует одна эктения, одна молитва священника и одно общее приглашение выдти из церкви. Сравнение ныне читаемой священником молитвы за оглашенных с тою же молитвою в Постановлениях Апостольских показывает близкую связь между ними, а содержание эктении за оглашенных почти буквально сходно по изложению с тем же источником. О сокращении сложного молитвословия и обрядов, соединенных с выходом оглашенных из церкви, нужно заметить следующее. Иаков Эдесский (VII в.) замечает, что молитвы за оглашенных, бесноватых и кающихся в его время были уже отменены, хотя в иных местах диакон по древнему обыкновению возглашал их. Эктения и молитва за просвещаемых или готовящихся ко крещению отнесены были к великопостному времени, когда преподавалось крещение оглашенным. Что же касается до кающихся, то известно, что в Константинополе при патр. Нестории, предшественнике Златоуста, общественное покаяние было заменено исповедию перед священником. А следовательно и публичные молитвы за кающихся уже не имели места.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Радуйся, Владычице мира, иконою Твоею Песчанскою сердца наша утешающая. Кондак 1 Взбранная Воеводо, всего мира утешительнице и надеждо спасения рода христианскаго, к Тебе припадаем во вся дни жизни нашея, яко к источнику всех духовных дарований, и молим Тя: услыши нас, вопиющих к Тебе в часы дневныя и нощныя, в болезнех и скорбех, в нуждах и напастех, всегда в радости зовущих: Радуйся, Владычице мира, иконою Твоею Песчанскою сердца наша утешающая. Молитва О премилостивая и премилосердная Мати Божия, Покровительнице державы нашея, купно же и о всем мире Молитвеннице, приими сердца нашего воздыхания, и услыши коленопреклоненныя молитвы, во умилении душ наших Тебе возсылаемыя, якоже издревле приимала еси молитвы любящих душ зде, пред иконою Твоею возносимыя. Помози нам в побеждении прелестей и соблазнов мира сего, не попусти нам отверженным быти вечнаго Небеснаго блаженства. Ты Едина наша радость и утешение в жизни сей временней, Ты наша надежда и в Жизни Вечней. Веруем, яко Ты Своею Матернею любовию и снисхождением удостоиши нас вожделеннаго Царствия Сына Твоего. Тебе убо просим: не отступай от нас, Всеблагая, защищай от всех козней вражиих, не попусти нам чрез грехи наша лишитися милосердия Божия, изжени из нас леность в молитве и посещении храма Божия. Избави нас от малодушия, уныния, вражды, гнева, подозрения, зависти, клеветы, ненависти и гордости бесовския. Вразуми поправших заповеди Церкве Христовы. Сродником нашим даруй мир и любовь, да согласно поживут родители и дети. Да будет в стране нашей правда Божия, да сохранятся в народе нашем благочестивии обычаи. Вознеси, о Всеблагая, усердныя молитвы пред Богом о всего мира умирении, да не погибнет род людский в пламени опустошения всемирнаго, да познают вси народи Отца Своего Небеснаго и Тя, Матерь Божию, Заступницу рода христианскаго. Приведи вся народы к истинному покаянию и жизни греховныя исправлению, да не осудимся в день Страшнаго Суда Божия, но да сподобит нас Господь вечныя радости в Небесных селениих, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Наконец, в том же 1209 г. Франциск и его последователи, уже в числе двенадцати человек, отправились в Рим к папе Иннокентию III с ходатайством о благословении на предпринятое ими дело. Иннокентий III согласился на учреждение нового ордена, но поставил непременным условием полное подчинение его наместнику Христа на земле – папе. Видения Франциска В начале августа 1224 г. Франциск задумал провести осенний пост (до Успения) на пустынной горе Альверна; гору эту отдал в распоряжение Франциска его почитатель граф Роланд де Каттани. С Франциском на эту гору отправились пять его учеников, в том числе францисканец Леон, который был ближе всех к Франциску по своей любви и необыкновенной преданности ему. Однажды, тихо приближаясь к шалашу Франциска, Леон услыхал доносившийся до него издали, подобно отдаленному тихому эхо, голос святого. Это Франциск говорил свои молитвы. Пройдя далее несколько шагов, Леон увидал Франциска на коленях со взором, обращенным к небу. Леон остановился недвижимый; он расслышал следующие слова молитвы Франциска: «Господи, что я перед Тобой? что значу я в сравнении с силою Твоею, ничтожный червь земли, ничтожный Твой служитель!»... И Франциск повторял эти возгласы непрестанно до тех пор, пока Леон не выдал своего присутствия неосторожным шорохом. Леон умолял Франциска объяснить ему смысл его молитвы. «О, ягненок малый пастыря Иисуса, – сказал Франциск, – о, мой возлюбленный и дорогой Леон! Во время этой молитвы, которую ты слышал, передо мной явились два больших света. Один, в котором я узнал Создателя, и другой, в котором я узнал самого себя» 69 ... 14-го сентября, перед рассветом Франциск молился около своей келлии, воздев руки к небу. «О, Господь Иисус, – молитвенно взывал коленопреклоненный Франциск, – я прошу Тебя только о двух милостях: ниспошли их мне перед моею смертью. Первая – это, чтобы я, насколько это в силах моих, мог душою и телом пережить все те страдания, которые Ты, сладчайший Иисус, испытал в Твоих мучительных страстях. И вторая милость, которой я жажду, это – чтобы, насколько только возможно, я мог почувствовать всем существом моим ту неограниченную любовь, которою горел Ты, Сын Божий, и которая заставила Тебя терпеть столько мук за нас, презренных грешников!» И в то время, как Франциск долго так молился, он получил твердую уверенность, что Господь внял его мольбам, что он испытает и то, и другое, им просимое, испытает это в пределах, возможных для творения Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Вид молящейся матери, стоящей перед святыми иконами, поклоны, коленопреклоненная молитва оказывают на душу ребенка гораздо более воздействия, чем самые авторитетные объяснения и указания. Образ материнской молитвы запечатлеется в его душе навсегда. Он встанет преградой на пути разрушительных веяний современного нецерковного или, вернее, антицерковного мира, укажет путь в сомнениях, научит, утешит в печали. Заметьте, почти невозможно быть просто свидетелями молитвы. Когда мы видим молящегося человека, мы невольно, пусть на несколько мгновений, «присоединяемся» к нему, то есть наше внимание, чувство обращается к Богу, к горнему миру. У нас появляется «настроение» молиться. Но, конечно, не стоит превращать молитву в воспитательный спектакль. Ребенок видит неправду лучше, чем взрослый. Он может увлечься ненадолго впечатлением, но быстро поймет фальшь, и скоро вы увидите не молитву, а лишь «игру», лицемерное подражание. Совсем маленького ребенка можно, взяв на руки, поднести к иконам, прочесть с ним, то есть за него «Отче наш», «Богородицу», «Верую», молитвенное обращение к Ангелу Хранителю, к святому угоднику, имя которого носит малыш. Перед кормлением младенца не забывайте читать «Отче наш» или «Очи всех на Тя, Господи, уповают.», крестить пищу и самого едока. После того как младенец поел, обязательно прочтите благодарственную молитву и опять перекрестите малыша. Так, понемногу, ребенок выучит свои первые молитвы. Согласуясь с возможностями младенца, вы со временем «подключите» его к общей семейной молитве. Обычно первая молитва, которую может повторить дитя, это «Господи, помилуй». Если вы считаете, что вашему сыну или дочери пока еще трудно стоять рядом с вами те несколько минут, пока вы вслух читаете утреннее или вечернее молитвенное правило, то пускай дитя послушает какую-то его часть. И поучаствует, трижды произнеся: «Господи, помилуй». Потом когда-то ребенок освоит молитвословие: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», и своим звонким голоском произнесет начальные слова молитвенного правила всей семьи. Затем — «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Все чаще и чаще будет слышен его голос у икон. Выучит малыш и «Отче наш», и «Царю Небесный». А когда он научится читать и укрепится телесно, можно будет отметить ему в молитвослове несколько посильных молитв, и он сможет читать правило вместе с мамой. По очереди. Одну или две молитвы прочтет мама, одну — сынок, еще несколько — мама, и опять — сынок.

http://azbyka.ru/deti/detskoe-schaste-sv...

— Наконец, об Иисусовой молитве. Какое место она может и должна занимать в нашей жизни? — Многие святые отцы обращают на это внимание: человеку необходимо учиться молиться молитвами краткими, потому что при чтении протяженных молитв у человека рассеивается ум. А при чтении Иисусовой молитвы — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного…» — ум не успевает рассеяться. Почему эту молитву повторяют много раз в течение долгого времени? В древности святые отцы называли ее поучением: они говорили, что необходимо внутренне поучаться все время и в Священном Писании, и в словах молитвы. Иисусова молитва и была таким постоянным поучением — человек произносил ее про себя непрерывно — во время работы, в дороге и так далее. Она составляла непрерывное занятие его ума и сердца. Эти короткие слова могут быть гораздо питательнее для души, чем то изобилие чувств и мыслей, которое содержится в «сложных», больших молитвах. Как приучить себя к Иисусовой молитве? — Если человек отводит Иисусовой молитве какое-то время каждое утро и каждый вечер, дополняя ею свое молитвенное правило, то ему будет легче молиться ею в течение дня. А как научиться не спешить при ней? — У святителя Феофана есть замечательный совет: дабы избежать спешки, определи себе время по часам, скажем, десять минут — и все эти десять минут молись Иисусовой молитвой, не обращая внимания, сколько раз ты ее при этом произнесешь. — Домашняя молитва — она, как правило, коленопреклоненная... Или это необязательно? В храме-то ведь мы преклоняем колени только в некоторые особые моменты. И еще: когда надлежит осенять себя крестным знамением? Некоторые, молясь, крестятся непрерывно. Другие — только при упоминании имен Бога и Богоматери. Имеет ли это вообще значение? — Не существует никакого определенного правила относительно преклонения колен во время домашней молитвы. Обычно молитвы читают, стоя перед иконами, а если у человека возникает внутренняя потребность положить земной поклон или опуститься на колени, то это и есть — именно потребность. Другое дело, что в правило может входить определенное количество земных или поясных поклонов с молитвой Иисусовой или, скажем, молитвой мытаря — «Боже, милостив буди мне, грешному». Но на эти поклоны хорошо бы спросить благословения у священника, у которого человек исповедуется, и не возлагать на себя бремени слишком тяжелого, поскольку, как говорит преподобный Исаак Сирин, «неумеренному деланию последует исступление и оставление правила, а правилу умеренному цены нет».

http://pravoslavie.ru/38291.html

В великих подвигах христианской любви и самоотвержения провела княгиня остаток своей многопечальной, страдальческой жизни: ни один бедный не ушел от нее без подаяния, ни один несчастный не удалился от нее без утешения; больные приходили к ней искать облегчения и нередко получали полное исцеление; грешники приходили каяться в своих прегрешениях и уходили от нее с примиренной совестью и твердой решимостью больше не грешить. Здесь в Кашине монахиня София постриглась в великую схиму с прежним именем Анна и вскоре отошла ко Господу. Искренно и горько оплакали кашинцы кончину княгини Анны, вознося горячие молитвы о упокоении ее многоскорбной души. Небесная помощь Раннее майское утро. Едва начинает светать, звезды слабо мигают и одна за другой исчезают на небе, словно тонут в предрассветном тумане. Повеял холодок и разбудил мальчика, сладко спавшего на опушке березовой рощицы. Мальчика звали Варфоломей. Это был будущий великий молитвенник и покровитель земли Русской — святой Сергий. Отец послал мальчика разыскивать коней. Далеко куда-то зашли кони. Всю ночь пробродил мальчик по лугам, полям, лесам и перелескам, но коней не нашел и к утру забылся сном. Варфоломей проснулся, открыл глаза, сладко потянулся, зажмурился и хотел было продолжать прерванный сон, но вдруг вспомнил, где он и зачем, и быстро вскочил на ноги. С изумлением увидел мальчик, что недалеко от него, под густым развесистым дубом, горделиво стоявшим в стороне от леса, коленопреклоненно молится старец инок. Варфоломей остановился и решил подождать конца молитвы, чтобы спросить старца, не видел ли он пропавших коней. Старец молился усердно, проливая слезы. — Вероятно, это праведный человек, и Бог слушает его молитвы,— подумал Варфоломей, и в душе его промелькнула мысль, не попросить ли у старца молитв и помощи в постигшем его горе. А горе у мальчика большое. Два года уже учится Варфоломей грамоте, но грамота не дается ему. Далеко он отстал от своих сверстников, с большим трудом, по складам едва-едва разбирает по часослову молитвы, ошибаясь чуть не на каждом слове. Учителя наказывают мальчика, родители убеждают, товарищи смеются. Мальчик старается из всех сил, но толку нет. Старец окончил молитву и взглянул на Варфоломея.

http://azbyka.ru/fiction/dragocennye-kam...

Довольно часто в наших храмах можно видеть коленопреклоненных во время чтения Евангелия; многие из богомольцев не делают земных поклонов во время чтения молитвы св. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего», не становятся на колена во время преждеосвященной литургии, при пении: «Да исправится молитва моя», не падают ниц на землю, при произнесении священником возгласа: «Свет Христов просвещает всех», при перенесении св. Агнца с жертвенника на престол, во время пения: «Ныне силы небесные», при чтении молитвы: «Владыко многомилостиве» в конце повечерия и т. д. Такое разнообразное положение молящихся в храме крайне стеснительно: следующий предписаниям Устава Церковного для земных поклонов должен прокладывать себе путь по спине стоящего впереди и не делающего поклонов, становящийся на колена – совершать молитву в спину своего соседа, стоящего впереди, не видя икон перед собою и священнослужителей в алтаре и т.п. В этих и подобных случаях невольно просится на сравнение обычай еврейской синагоги и мусульманской мечети и, к сожалению, не в пользу нашего христианского храма. О поклонах и молитве в храме вообще и о поклонах великих, совершаемых с молитвою св. Ефрема Сирина , в частности, в нашем Уставе дается самое подробное наставление. К сожалению, примеры неблагочинных молитвенников, описанные весьма картинно в статье: «о поклонах и молитве церковное законоположение», можно встречать и ныне за богослужением далеко не единицами. «Некие, читаем мы в этой статье, не покоряющиеся святых отец преданию, ниже ведуще сами искус святых поклонов, ниже святою молитвою добре разумеют молитися, но поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает, и тем своим бесчинием, яки чин наполняет преданных от отец поклонов: ниже молитвою умне и душевне к Богу молится, но елико время сгорбился творит суетные свои поклоны, тако и молитву святого Ефрема, яки изумленный спешит проговорить. Такожде и вся молитвы поспешает с поклоны управити, и от тех мнимых бесчестных поклонов, и от безумного моления своего восстанет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкви, но ин иного предваряет, мятутся, аки тростие ветром колеблеми, не смотря лучшаго, ниже хотят научиться: но елико кто како составил свой нрав, тако и утверждается быти» (Типик.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Аще же и что согрешихом к Тебе, милостив буди нам же и тем, зане ниедин есть чист пред Тобою от скверн, ниже аще един день живота его есть, разве Ты точию един, на земли явивыйся безгрешный Господь наш Иисус Христос: Имже вси уповаем милость получити, и оставление грехов. Сего ради нам же и онем, яко Благ и Человеколюбец Бог, ослаби, остави, прости грехопадения наша, вольная и невольная, яже в ведении и не в ведении, предъявленная и забываемая: яже в деянии, яже в помышлении, яже в словеси, яже во всех наших житиях и движениих. И отшедшим убо свободу и ослабу даруй, нас же сущих зде благослови, конец благий и мирный даруя нам же и всем людем Твоим, и милости и человеколюбия утробу отверзаяй нам, на страшном и ужасном Твоем пришествии, и Царствия Твоего достойных нас сотвори. Боже Великий и Вышний, едине имеяй безсмертие, во свете живый неприступном, всю тварь мудростию создавый, разделивый посреде света, и посреде тмы: И солнце убо положивый во область дне, луну же и звезды во область нощи. Сподобивый нас грешных и в настоящий день предварити лице Твое во исповедании, и вечернюю Тебе службу принести. Сам Человеколюбче Господи, исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и приими ю в воню благоухания. Подаждь же нам настоящий вечер и приходящую нощь мирну: облецы ны оружием света, избави нас от страха нощнаго, и от всякия вещи во тме преходящия. И даруй нам сон, иже во упокоение немощи нашей даровал еси, от всякаго диавольскаго мечтания изменен. Ей Владыко всех благих подателю, яко да и на ложах наших умиляющеся воспомянем и в нощи пресвятое имя Твое. И поучением Твоих заповедей озаряеми, в радости душевной востанем к славословию Твоея благости, молитвы и моления Твоему благоутробию приносяще о своих гресех, и о всех людех Твоих: ихже молитвами Пресвятыя Богородицы, в милости посети. Молитва третья Приснотекущий, животворный, просветительный источник, всегда сущая с Отцом созидательная сила, Христе Боже наш, все дело спасения человеческого прекрасно совершивший, неразрешимые узы смерти и адовы заклепы расторгший, множество же лукавых духов поправший, Себя за нас в непорочное заклание принесший, тело Свое пречистое, неприкосновенное и недоступное никакому греху, в жертву предавший, и этим страшным и неисповедимым священнодействием вечную жизнь нам даровавший; в ад сошедший и его засовы сокрушивший и сидящим во тьме исход указавший; зла источника и глубинного змия богомудрой приманкой уловивший и узами мрака связавший и Твоею беспредельно могучей силой в тартаре заключивший, в огне неугасимом и во тьме кромешной.

http://pravmir.ru/den-svyatoy-troitsyi-k...

Молитвенная цепь против QR-koдob. Зачем пересылать ее 10 людям? И что будет, если подать записку в семи монастырях 23 ноября, 2021 И что будет, если подать записку в семи монастырях В мессенджерах появилась рассылка: «Просим молиться, в Госдуме идет обсуждение закона о QR-koдax! Только молитва это остановит, или мы с 1 января с новым документом ходим. 26, 90, 108 Псалмы и молитву Задержания». Почему такие молитвы не имеют ничего общего с православием — отвечает протоиерей Максим Первозванский. — На мой взгляд, такие рассылки носят политизированный характер. Мы в Церкви уже два года на каждой литургии читаем молитву об избавлении от коронавирусной инфекции, во многих храмах — коленопреклоненно. Протоиерей Максим Первозванский Молитва на литургии — это и есть общее дело. А такие письма счастья на тему «прочитай сам и разошли еще десятерым» — вещь очень странная. Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Жалко людей, они напуганы, и напуганы серьезно. Так называемая «молитва задержания» как явление вообще никогда не была понятна: это же чистой воды магизм, она не входит ни в один канонический православный молитвослов. Многие священники не знают, как с ней поступать: «Ну да, ну ладно, пускай…» И совсем мало кто говорит: «Ну ты почитай. Это магия, которая к реальной молитве имеет очень отдаленное отношение». У меня есть знакомые, которые любят читать, например, молитвы по соглашению. Но, опять же, почему нельзя помолиться на литургии? Это такое, по сути дела, отсутствие нормального литургического церковного сознания и превалирование сознания магического — из той же серии, что нужно подать записку в семи монастырях. Это же хорошее дело — подать записку? Чем больше людей будет молиться, тем надежней? Скриншот сообщения, которое рассылают в мессенджерах Здесь я вижу абсолютное непонимание того, что такое молитва. Люди представляют, что Бог — злой тиран, деспот, который только и ждет, чтобы нас прижать к стенке и куда-то отправить. И только какие-то усиленные молитвы громадного количества людей способны сменить Его гнев на милость. Но эта картинка имеет более чем отдаленное отношение к православию.

http://pravmir.ru/molitvennaya-czep-prot...

— Не надо говорить, их ты все время Господу говорила, всю дорогу молилась Богу, так что я сейчас разрешу тебя, а завтра благословлю причаститься… А ты,- обратился он к другой даме,- ты иди, купи на платье своей дочери материи, выбери фасон, сшей, что задумала. А когда душа твоя придет к покаянию, приходи на исповедь. А сейчас я тебя исповедовать не стану». О епитимиях В некоторых случаях священник может налагать на кающегося епитимии – духовные упражнения, назначаемые с целью искоренения навыков греха. В соответствии с этой целью и назначаются подвиги молитвы и добрых дел, которые должны быть прямо противоположны тому греху, за который назначены: например, сребролюбцу назначаются дела милосердия, нецеломудренному – пост, ослабевающему в вере – коленопреклоненные молитвы и т.д. Иногда, в виду упорной нераскаянности исповедующегося в каком-либо грехе духовник может отлучить его на некоторый срок от участия в Таинстве Причащения. К епитимии нужно относиться как к воле Божией, изреченной через священника о кающемся, и должно принимать ее к обязательному исполнению. В случае невозможности по тем или иным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил. О времени совершения таинства исповеди По существующей церковной практике Таинство Исповеди совершается в храмах утром в день служения Божественной Литургии. В некоторых церквях исповедь бывает еще и накануне вечером. В храмах, где Литургия служится каждый день, исповедь ежедневная. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу Исповеди, так как Таинство начинается чтением чинопоследования, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. Заключительные действия на исповеди: после исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и берет благословение у духовника. Связь таинства елеосвящения с прощением грехов «Молитва веры исцелит болящего… и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:15 ).

http://azbyka.ru/poyasneniya-k-tainstvam...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010