Скачать epub pdf Псалом 67 Псалом этот имеет краткое надписание: В конец, псалом песни Давиду. Оно имеет то же значение, как и в предыдущем Пс.66 , т.е. значит такую песнь, составленную Давидом, при исполнении которой соединяются музыка и пение, и притом так, что каждая строфа песни, начинаясь исполнением на музыкальных инструментах, сопровождается потом хоровым пением. Такому соединению соответствует так называемая в музыке мелодия (соединение греч. слов – «музыка» и – «пение»). И самым содержанием этого псалма подтверждается то указание в надписании его, что псалом этот составлен Давидом. Псалмопевец, под видом торжественного перенесения ковчега Завета в Иерусалим, изображает в этом псалме прославление победоносного и спасительного Царства Божия, частию исторически, частию пророчественно о лице Иисуса Христа, Царя неба и земли. К какому же именно перенесению ковчега Завета относится этот псалом, – нужно заметить, самый трудный для объяснения между другими псалмами, – к перенесению ли его Давидом из дома Аведдара на Сион, в новоустроенную скинию ( 2Цар.6:12,17 ), или же – к возвращению ковчега на сию гору после какой-либо одержанной Давидом победы (ср. 2Цар.11:11 )? Есть основания для того и другого мнения, но для последнего (характерные выражения победной песни) их больше. Во всяком случае, псалом относится к процессии (ст. 25–27) с ковчегом Завета (ст. 2), подвигавшейся к месту, назначенному для богослужения. О содержании этого псалма блж. Феодорит говорит следующее: «Божественный Давид, видя водворяющееся у людей нечестие и преобладание диавола, и наученный Всесвятым Духом о пришествии Бога и Спасителя нашего, приносит молитву, прося, чтобы настало оное как можно скорее; и немедленно приемлет откровение будущего; вместе и поучается, и предлагает учение о спасении человеческого рода, о погибели врагов, кратко сказать – о необычайном изменении дел» с.303]. Пс.67:2 Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица его ненавидящии Его. Когда подымали евреи ковчег Завета для путешествия по пустыне, Моисей всякий раз говорил: «Востани, Господи, и да рассыплются врази Твои, и да бежат вси ненавидящии Тебе» ( Чис.10:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

О св. иконах I. Православное учение об иконопочитании Иконопочитание указано Самим Богом еще в Ветхом Завете. Сам Бог повелел Моисею устроить Ковчег завета и поставить его в важнейшей части первого ветхозаветного храма – во Святом святых ( Исх. 25:10 и далее, 26:33. Втор. 10:1–5 ). А ковчег завета был ничто иное, как видимый образ присутствия Бога невидимого,– образ, всегда напоминавший Иудеем Иегову и возводивший мысль их к Первообразу. ( Чис. 10:35–36 ). Израильтяне с чувством благоговейного почтения относились также и ко всем святыням скинии, так как последние устроены были по повелению Самого Бога. Сам Бог повелел, например, Моисею сделать два изваянных изображения херувимов и поставить их во Святая святых ( Исх. 25:19–22 ). Повелел Бог также сделать истканные, изображения херувимов на завесе, отделявшей Святое святых от святилища ( Исх. 26:31–33 ), подобно тому, как в православной Церкви иконостас отделяет алтарь от самого храма. Такие же изображения херувимов по повелению Бога были сделаны на попонах виссонных, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии и служили для нее вместо стен ( Исх. 26 ). После Моисея, Соломон по образцу переносной скинии выстроил другой постоянный храм Богу, поставил в нем на самой средине Святого святых два кипарисовые и позлащенные изображения херувимов, которые одними крилами своими соприкасались друг к другу, другими достигали противоположных сторон храма ( 3Цар. 6:27 ; 2Пар. 3:10–13 ), соткал такие же изображения на церковной завесе ( 2Пар. 3:14 ). И что же? Сам Господь не только не осудил за то Соломона, по еще выразил особое благоволение и к строителю храма и к самому храму. ( 3Цар. 9:3. 8:10–12 ). С ветхозаветными священными .изображениями, по Божию повелению устроенными и присутствием Самого Бога освященными, имеют точное сходство и св. иконы, в Церкви христианской употребляемые. Как те изображали существо истинных, ближайших божественных служителей, так и наши иконы суть изображения истинного Бога и святых, Ему благоугодивших. Если же изображение херувимов в скинии свидения было устроено по непосредственному повелению Самого Бога, то не законно ли простирать это повеление на употребление священных изображений и в храмах христианских? Если Сам Бог заповедал употребление свящ. изображений в скинии и вне скинии и одобрил их употребление в храме Соломоновым, то почему же они не могут быть употребляемы в храмах новозаветных и вне храмов?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

17. Беседа со старообрядцем-беглопоповцем о ветхозаветном кивоте Старообрядец: Я читал выше возражение на доводы австрийцев о ветхозаветном огне, что будто бы им образовано восстановление их иерархии. Вы основательно доказали им, что огнь, которым сожигались ветхозаветные жертвы, не прекращался во время плена Вавилонского, а потому и прообразованием временного прекращения священной хиротонии в новой благодати быть не мог. Но мы, называемые вами беглопоповцами, имеем в Ветхом Завете прообразование имеющего быть в Новом Завете прекращения священной хиротонии навсегда, без восстановления, однако без прекращения бескровной жертвы, и именно вот какое. В Ветхом Завете Моисеем сотворен был ковчег Завета, пред которым совершалось и самое жертвоприношение; но он во время плена Вавилонского был сокрыт пророком Иеремией, как о том пишется во второй главе второй Маккавейской книги: «Бе же в писании, яко скинии и кивоту повеле пророк (Иеремия) по божественному ответу бывшему ему последствовати, дóндеже взыде на гору, на нюже Моисей возшед виде Божие наследие. И пришед Иеремия, обрете пещеру и жилище, и скинию, и кивот и олтарь фимиама внесе тамо, и двери загради. И приступиша нецыи от последствующих, да на знаменуют себе путь, и не могоша обрести» ( 2Мак.2:4–6 ). Итак, в Ветхом Завете, у израильтян, по возвращении из Вавилонского плена хотя и существовали священство и жертва, но главной святыни, кивота Завета, уже не было. По сему преобразованию и у нас, хотя имеются приходящие священники и приношение жертв, но главной святыни, чрез которую все таинства совершаются, – хиротонии, не имеется. Я сказал: Что кивот Завета сокрыт Иеремией пророком в пещере во время Вавилонского плена, об этом книга Маккавейская повествует; а о том, чтобы евреи, по возвращении из Вавилонского плена, не имели кивота, ни Маккавейские, ни другие ветхозаветные книги не говорят. Поповец: О сокрытии оной святыни книги Маккавейские повествуют; о возвращении же ее в новосозданный храм ни Маккавейские, ни другие ветхозаветные книги не повествуют, и этим молчанием доказывается, что новосозданный храм оной святыни не имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Глава 16 1–3. Поставление ковчега завета в скинию и жертвоприношение. 4–6. Назначение левитов для служения при Сионской скинии. 7–36. Исполненная в день перенесения ковчега завета песнь. 37–42. Левиты при скинии Гаваонской. 1Пар.16:1 .  И принесли ковчег Божий, и поставили его среди скинии, которую устроил для него Давид, и вознесли Богу всесожжения и мирные жертвы. 1Пар.16:2 .  Когда Давид окончил всесожжения и приношение мирных жертв, то благословил народ именем Господа 1Пар.16:3 .  и раздал всем Израильтянам, и мужчинам и женщинам, по одному хлебу и по куску мяса и по кружке вина. Данные стихи представляют буквальное повторение ( 2Цар.6:17–19 ). 1Пар.16:4 .  И поставил на службу пред ковчегом Господним некоторых из левитов, чтобы они славословили, благодарили и превозносили Господа Бога Израилева: 1Пар.16:5 .  Асафа главным, вторым по нем Захарию, Иеиела, Шемирамофа, Иехиила, Маттафию, Елиава, и Ванею, Овед-Едома и Иеиела с псалтирями и цитрами, и Асафа для игры на кимвалах, 1Пар.16:6 .  а Ванею и Озиила, священников, чтобы постоянно трубили пред ковчегом завета Божия. Из трех названных в ( 1Пар.15:17–18 ) и ( 1Пар.15:19–21 ) начальников музыкантов и 14 подчиненных им лиц в настоящем случае упоминается только об одном Асафе и девяти музыкантах; равным образом из семи священников, назначенных трубить в трубы ( 1Пар.16:24 ), отмечаются только два. Объяснение подобного явления дано в ( 1Пар.16:39–42 ). Из них видно, что два других начальника левитских хоров – Еман и Ефан (Идихун), а равно и остальные из упомянутых в ( 1Пар.16:17–18 ) лиц вместе со священником Садоком назначались для служения при Гаваонской скинии. Асаф и лица 5–6 стихов были, следовательно, оставлены при скинии Сионской. 1Пар.16:8 .  славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; 1Пар.16:9 .  пойте Ему, бряцайте Ему; поведайте о всех чудесах Его; 1Пар.16:10 .  хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа; 1Пар.16:11 .  взыщите Господа и силы Его, ищите непрестанно лица Его;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Приятно видеть в летний день разноцветную радугу, внезапно появляющуюся в сумрачном облаке, когда с противоположной ему стороны солнечные лучи озаряют падающие из него дождевые капли. Семь различных цветов, получивших от неё название радужных , непрерывной дугообразной лентой простираются от одного края горизонта до другого, и, не смешиваясь и не сдвигаясь каждый со своего определённого места, незаметным образом соединяются между собой в одно прелестное целое. Иногда, над одной светлой радугой вдруг является другая не столь светлая, но с такими же цветными лучами, только расположенными в обратном порядке, и обе они вместе, в некотором расстоянии одна от другой, то светлеют, то тускнеют, то увеличиваются к одному краю горизонта, то как бы переливаются к другому, сначала являются ниже, а потом поднимаются несколько выше. Всё это составляет приятнейшее зрелище для наших телесных глаз. Но ещё приятнее бывает радуга для нашей души, когда ум наш в то же время представляет, что радуга есть не простое физическое явление, но и особенный знак завета Божия с людьми, указанный им самим Богом в удостоверение того, что более уже не повторится страшное наказание, постигшее преступный род человеческий в первобытные времена, и состоявшее во всемирном потопе . Когда первобытное человечество за грехи свои погибло в водах потопа, и спасшийся в ковчеге праведный Ной принёс Богу благодарственную жертву; то милосердый Творец вселенной, благословляя семейство его на новое размножение на земле, изъявил свою волю о неповторяемости подобного наводнения во веки веков, и в удостоверение истины своего обещания, поставил разноцветную дугу в облацех , или так называемую радугу, сказав: се Азъ поставляю завет Мой вам, и семени вашему по вас: не умрет всяка плоть ктому от воды потопныя, и ктому не будет потоп водный, еже истлити всю землю. Сие знамение завета еже Азъ даю между Мною и вами, в знамение завета между Мною и землею. И будет егда наведу облака на землю, явится дуга Моя во облаце, и помяну завет Мой, и не будет ктому вода в потопе, яко потребити всю землю ( Быт.9:9–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Содержание I. Паримия 26 октября в воспоминание землетрясения, бывшего в Константинополе (Гл. II, 2–12) II. Паримия в Великий четверток (Иерем. XI:18–23, XII:1–5, 9–11, 14, 15) III. Паримия в Великую субботу (Гл. XXXI, 31–34)     Иеремия родился в Анафофе, городе колена Вениаминова, лежавшем на север от Иерусалима не вдали от него. Анафоф был один из городов священнических, и Иеремия происходил от жившего там священника Хелкии. По надписанию книги пророчеств, Иеремия проходил свое служение с 13-го года Иосии царя Иудейского (629 – 611) и во дни сына его Иоакима (611 – 600), до взятия Иерусалима Халдеями при Седекии. Но это не окончательный предел деятельности пророка: в некоторых главах его книги (XL-XLIV) описываются его дела и судьба и по разрушении Иерусалима. К сему же времени относится и книга его Плач. Поприщем его пророческой деятельности был сначала отечественный его город Анафоф, потом Иерусалим, куда он удалился после злоумышлений на его жизнь анафофских жителей. По разрушении Иерусалима он поселился в Массифе, города Вениаминова колена ( Hab. XVIII, 26 ), местопребывании Вавилонского наместника Годолии; затем по убиении Годолии мятежниками, увлечен был ими в Египетский город Тафнис, где и скончался. К пророческому служению Иеремия призван в молодых летах (I, 6–7) и продолжал его более 42 лет, среди непрерывных оскорблений и бедствий, которые терпел за свои обличения и угрозы от царей, священников, лжепророков и простонародья. Угрожая Иудеям Вавилонским пленом, Иеремия вместе предсказывал об окончании его через 70 лет. К утешительным предсказаниям Иеремии относятся предсказания о временах Мессии, когда Бог так будет близок и доступен людям, что никто уже не будет жалеть об утрате, при разрушении Иерусалима, ковчега завета и не будет чувствовать нужды в восстановлении ветхого завета (III, 16), и когда к истинной вере будут обращаться все народы (17). Излагая обетования о временах Мессии, Иеремия именует Его Потомком Давидовым, Царем мудрым и правосудным (гл. XXIII, 7–8; XXXIII, 14–22), предрекает об установлении Им нового завета (XXXI, 31–34) и о вечности новозаветного священства (XXXIII, 18 – 23). К числу предсказаний Иеремии относятся также предсказания о судьбе иноземных народов. Он предсказывает, что Вавилон возвысится на развалинах сопредельных ему царств и наконец сам будет низвергнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

[Греч. Μαρτινιανς] († между 399 и 413), прп. Кесарийский (пам. 13 февр.). Единственный источник сведений о М.- ранневизант. Житие (BHG, N 1179), сохранившееся в большом количестве списков (известно как минимум 37) и представленное неск. редакциями, взаимоотношения между которыми не изучены. Автор Жития сообщает, что лично знал М. Согласно этому тексту, с детства возлюбивший Бога М. в 18 лет ушел из родного города (вероятно, Кесарии Палестинской) в пустыню рядом с горой Топос Кивоту (букв. перевод с греческого (κιβτου τπος) - «Место ковчега»; из др. источников неизвестна, в этом названии, возможно, сохр. воспоминание о пребывании в тех краях ковчега завета, который в XII-XI вв. до Р. Х. переносили по территории Самарии, гора, видимо, входит в состав гряды Кармила (в 10-15 км от Кесарии)). Там М., получив от Бога дар исцеления и изгнания бесов, прожил 25 лет (согласно прп. Симеону Метафрасту - 26). Все эти годы он переносил бесовские нападения. Однажды нечистый дух в виде огромного змея сделал вид, что подкапывает основание кельи, но М. лишь посмеялся над бесом. Видя, что подвижник не испугался, бес задумал более изощренное искушение. Он внушил некой блуднице замысел соблазнить М. Она случайно услышала о святом в Кесарии от людей, к-рые восхищались его подвигами и добродетелями, особенно ее задели похвалы целомудрию пустынника, живущего вдали от людей, и женщина вызвалась доказать, что как только он встретится с искушением в виде красавицы, то не устоит. Переодевшись в рубище и спрятав в суме свои наряды и украшения, она в грозовую ночь подошла к келье М. и смиренно попросила у него убежища. Сжалившись над женщиной, М. пустил ее внутрь, но, опасаясь за свое целомудрие, удалился в дальнюю комнату. Ночью диавол смутил М. блудным помыслом, и он вышел утром с намерением выпроводить женщину, но увидел уже не промокшую странницу, а великолепно одетую красавицу. Ошеломленный этой переменой, подвижник стал внимать льстивым речам распутницы, к-рая уверяла, что влюблена в него и не видит причины, чтобы им не сочетаться браком, ведь Свящ. Писание не требует от человека вести столь суровый образ жизни. М. поддался уговорам и согласился вступить с ней в связь, но, опасаясь, как бы их не застали приходившие к нему люди, вышел осмотреться. Оставшись наедине со своими мыслями, он по обыкновению начал молиться и вдруг почувствовал горькое раскаяние. М. разжег костер и дважды вошел в него, напоминая себе об адском пламени. Увидев обожженного М., к-рый предпочел телесную муку наслаждению, женщина тоже почувствовала страх Божий и раскаялась. Она бросила в костер, разожженный М., свои украшения и попросила у него прощения. М. отправил ее в мон-рь прп. Павлы († 404) в Вифлееме, где она подвизалась 12 лет (по нек-рым спискам - 10) в строгом воздержании. В знак того, что ее покаяние принято, Бог наделил ее даром исцелять людей.

http://pravenc.ru/text/2562432.html

История Церкви патриархальной I. Состояние рода человеческого в первые времена после потопа 1. Обновление мира, человеческого рода и веры Быт. 8:16–22 Когда земля осушилась, Бог сказал Ною: «Выдь из ковчега сам и с тобою жена твоя, сыновья твои и жены их; выведи с собою и всех животных: пусть разойдутся по земле и пусть плодятся и размножаются». Ной вышел со всем своим семейством, и все звери, гады и птицы вышли из ковчега. Тотчас же Ной устроил жертвенник и, взявши из всякого скота чистого и из всех птиц чистых, принес всесожжение Богу. Эта жертва, служившая свидетельством благодарности за сохранение от всеобщей погибели, вместе с тем выражала такую крепкую веру в будущего Избавителя мира, что Бог определил с того времени, за злодеяния человеческие, не поражать судом всей земли и всего живущего на ней и возвратить природе обыкновенное круговращение времен года и смену дней и ночей. Быт. 9:1–17 Между тем Бог дал Ною и сынам его то же благословение, какое некогда Адаму и Еве, то есть, чтобы они плодились, размножались и распространялись по земле; подчинил власти их зверей, птиц, пресмыкающихся и рыб и наложил на все животные страх, дабы сильнейшие из них не выходили из повиновения человеку, и дозволил, кроме зелени и плодов, употреблять в пищу и животных, но запретил питаться кровью, в которой заключается душа животного, и произнес приговор смерти на всякого – и зверя, и человека, который прольет кровь созданного по образу Божию. Наконец, Бог сказал Ною и сыновьям его: «Вот, я поставлю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас и со всеми животными земными в том, что не будет …(пропущена часть текста, плохо отсканировано) в облаке. Когда Я наведу облако на землю,– явится радуга в облаке. Я увижу ее и вспомню завет вечный между Богом и между вами и всякою душою живою: и воды уже не произведут потопа на истребление всего, что существует на земле». 2. Пророчество Ноя о судьбе сыновей своих Быт. 9:20–27 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды выпил он вина и опьянел, и лежал, раскрывшись, посреди шатра своего. Хам, который не имел почтения и любви к своему отцу, обрадовался, когда увидал, что тот, кто служил образцом строгой жизни и обуздывал его злонравие, теперь сам в неприличном положении. Он поспешил к братьям своим и имел преступную нескромность рассказать им, как видел своего отца. Сим и Иафет взяли одежду, и оба, положивши ее себе на плечи, пошли, оборотясь спиною, и прикрыли обнаженного отца: они не позволили себе и взглянуть на его наготу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЙОМ КИППУР [в ВЗ     - «день очищения»; в раввинистической традиции     - «день очищения»,   - «день»,     - «великий день»; в LXX μρα ξιλασμο], в иудаизме раввинистическом важнейший из праздников, день поста и покаяния, совершаемый 10 тишри (7-й месяц традиц. иудейского календаря). Й. К. в Священном Писании Обряд Празднование Й. К. заповедано как «вечное постановление» (    ) - «очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году» (Лев 16. 34) - и совершается в 10-й день 7-го месяца (Лев 23. 27; в синодальном переводе ошибочно: «в девятый»). В этот день созывалось «священное собрание» (т. е. богослужение носило обязательный и всенародный характер). Любая работа была запрещена под угрозой смерти («...если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее» - Лев 23. 30), в Лев 16. 31 День очищения назван «субботой покоя» (    ). Важнейшее предписание Й. К.- «смирять душу» (возможный вариант перевода - «смирять себя»); содержание этого предписания не раскрывается в Пятикнижии, но, очевидно, подразумевались покаяние и пост. Подробное изложение обрядов, связанных с Й. К., дается в 16-й гл. кн. Левит. Богослужение Й. К. выстраивается вокруг 2 ритуалов: окропления скинии собрания и изгнания козла отпущения. Центральная роль в богослужении отведена первосвященнику; во время его служения никто не мог находиться в скинии собрания (Лев 16. 17). Первосвященник совершал жертвоприношение за грех первосвященника и всей его семьи (в жертву приносился телец), за грех народа (в жертву приносился козел), всесожжение за первосвященника, всесожжение за народ. Первые 2 жертвоприношения предваряли самое ответственное священнодействие: первосвященник заходил за завесу, во Святое Святых. За завесой должен был быть совершен заключительный ритуал жертвы за грех - окропление кровью. Первосвященник возлагал «курение на огонь пред лицом Господним», чтобы облако дыма покрыло крышку ковчега завета (Лев 16. 12-13), и совершал окропление ковчега: «на крышку спереди» - 1 раз, «перед крышкою» - 7 раз (Лев 16. 14, 15), сначала кровью тельца, принесенного в жертву за грех первосвященнического рода, затем кровью козла, принесенного в жертву за грех народа Израиля. Смысл окропления понимается очень конкретно: это не ходатайство за народ, сопровождаемое символическим ритуалом, а очищение важнейшей части храма «от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их» (Лев 16. 16). Подобное действие должно быть совершено и в святилище (Там же; порядок окропления в святилище не прописан в кн. Левит,- вероятно, совершалось окропление кадильного жертвенника). Наконец, первосвященник выходит к жертвеннику во дворе скинии, смазывает 4 рога жертвенника кровью и 7 раз окропляет его смешанной кровью тельца и козла (Лев 16. 18-19). Окропление кадильного жертвенника, очевидно, совершалось в той же последовательности.

http://pravenc.ru/text/1238021.html

Глава 1 1–9. Жертва всесожжения и ее обряд; приношение крупного скота. 10–18. Приношение мелкого скота. Лев.1:1 .  И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря: Лев.1:2 .  объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. По построении скинии Господь, исполняя обетование Свое Моисею открывать ему Свою волю и являть Свое присутствие над ковчегом завета и крышкою его (kapporeth, греч. λαστριον – престол умилостивления, милосердия), дает повеления Свои уже не с горы Синая, как раньше ( Исх 19.3, 24.16 ), а из скинии, с ковчега завета, – тем более, что все почти законоположения книги Левит связаны с святилищем, и некоторые отделы ее назначены собственно для служителей святилища (напр., Лев.6:8– 7:21 ). Впрочем, общее назначение законов книги Левит и самой книги вообще для «сынов Израиля» ( Лев.1:2 ), как призванного к священнической святости ( Исх 19.5–6 ). Все, содержащиеся в кн. Левит, повеления и законы Иеговы Моисей получил, стоя, вероятно, во второй части скинии, пред завесою во святое святых, куда мог входить лишь первосвященник ( Исх 30.10 ; Лев.16:2, 12–13 ; Евр 9.7 ). Лев.1:2 .  объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. Лев.1:3 .  Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; Отсюда начинается изложение законов о жертвах Лев.7:38 . Цель и смысл ветхозаветных жертв блаж. Феодорит, подобно др. церковным учителям, определяет следующим образом: «что Бог ни в чем не нуждается, сему, думаю, не будут много противоречить и малоосмысленные. А что неблагоугодны Ему и таковые жертвы, сие открыл Он через многих пророков. Но поскольку израильтяне, долгое время прожив в Египте, научились приносить жертвы идолам; то Бог дозволил жертвы, чтобы избавить их от суеверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010