Псалом 98 Богу, как Царю. Все люди должны поклоняться с благоговейным трепетом, как некогда поклонялись Ему Моисей, Аарон и Самуил. Псалом Давиду Так как в этом псалме «призывающими имя Божие» называются только Моисей, Аарон и Самуил, жившие до Давида, то весьма вероятно, что писателем псалма был именно сам Давид. 1. Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля. Во исполнение своих древних обетований благочестивым патриархам народа Еврейского, Господь основал свое царство в земле им обетованной и Сам стал Царем в своем избранном народе. Но если и пред земными царями народ предстоял со страхом, то пред Господом – Царем всего мира, он должен служить с глубочайшим благоговением, доходящим до трепета. Посему псалмопевец и взывает: «Господь воцарился, – да гневаются людие, точнее – да трепещут люди с благоговением пред Его волей и правдой, дабы не вызвать Его праведного гнева к себе. – Седяй на Херувимех, да подвижется земля. Как земной царь, появляясь в народном собрании, или на колеснице, запряженной конями, или в палатке, носимой руками рабов, торжественно восседал на высоком троне, который окружали преданные царю верховные служители; так и Господь восседает на своем троне, коему предстоять Херувимы – высшие чины ангельские, самые ревностные исполнители воли Божией. Такому представлению о престоле Божием соответствовали: во-первых, ковчег завета, покрытый огнезрачным золотом, с двумя херувимами над ним, над коими являлся Господь в скинии Моисея и в храме Соломона; во-вторых, – величественное грозовое облако, несомое ветрами, в коем являлся Господь на Синае, и, наконец – облако «славы Божией», которое в дивном видении своем созерцал пророк Иезекииль на реке Ховар. – Предстоя такому престолу Божию, у подошвы Синая, трепетал народ Еврейский, – в страхе и трепете был великий пророк Исаия – в храме Иерусалимском, падал ниц пророк Иезекииль и др. Посему и говорит псалмопевец: «Господь восседает на Херувимах, – да волнуется народ в страхе благоговения пред Ним, как Царем всей земли!» (ст. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом сей принадлежит также к числу тех песней восхождения , которые назначены были для пения при богослужении, после построения второго храма Иерусалимского. Так как в псалме сем говорится о построении первого храма в Иерусалиме, то некоторые из толковников составление его приписывают царю Давиду, который, по их мнению, передал его сыну своему Соломону с тем, чтобы он пет был по устроении храма. Другие же с наибольшею вероятностию думают, что псалом составлен Соломоном после того, как он, по создании храма, перенес в него ковчег Завета и поставил его на приготовленное для него место, причем совершил торжественное освящение новоустроенного им храма и произнес благодарственную и просительную Господу Богу молитву. В подтверждение сего предположения мы имеем и прямое свидетельство древнего предания во 2-й книге Паралипоменон. Писатель этой священной книги, которым признается живший около времени создания второго храма известный ученый и богодухновенный священник Ездра, 8, 9 и 10-й стихи сего псалма вносит в состав вышеозначенной молитвы Соломона, на освящение новоустроенного им храма Иерусалимского ( 2Пар.6:41–42 ), и таким образом ясно показывает, что, несмотря на употребление этого псалма вместе с другими песнями степеней при богослужении второго храма, он и его современники не считали его произведением времени этого храма, а признавали молитвенною песнию Соломона на освящение первого храма. Царю Соломону хорошо были известны ревность и заботы Давида, отца его, о построении храма в Иерусалиме, известны были также и воля Божия о сем храме ( 2Цар.7:5,13 ), а также кроткий нрав Давида и покорность его воле Божией, превратности жизни сего царя и данные ему от Бога обетования, касательно судьбы его дома и всего народа израильского. Все это в кратком псалме и изложено Соломоном для того, чтобы потомки Давида воспоминали о тех делах, которые уже совершены, равно и о тех, о которых Бог, за благочестие Давида, клятвенно обещался ему, и из них поучались воле Божией, по примеру царя и пророка Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Разделы портала «Азбука веры» игумен Игнатий (Душеин) Почитание святых Церковью Христовою очень часто вызывает критику и нападки на нее со стороны представителей как некоторых других религий (например, мусульман), так и некоторых конфессий, относящих себя к христианам (протестанты всех мастей). Не есть ли это почитание “от человеков”, а не от Бога? Для начала вспомним, чем отличается почитание от поклонения. Поклоняться можно только одному Богу – Источнику жизни, Создателю и Спасителю. “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи” – ответил Христос на искушение диавола в пустыне 1 . Но святым не поклоняются, святых почитают (то же самое можно сказать в отношении икон). Еще в Ветхом Завете, при даровании Моисеева законодательства, было заповедано кроме поклонения Богу еще и почитание тех вещей или даже людей, через которых Бог совершает свои благие дела. Например, само создание скинии, а позднее Храма, все богослужение Ветхозаветной Церкви, предполагало почитание и благоговейное отношение ко многим вещам, которые сами по себе Богом никак не являлись: Ковчег Завета, манна, скрижали, жезл Аарона, Храм Иерусалимский и т.д. Эти предметы призваны были служить внешними знаками поклонения Богу, возводить к Нему ум человека, были как бы некими вещественными посредниками в общении человека с Богом. После того, как Бог стал видим, изобразился во Христе, который “…будучи сияние славы и образ ипостаси Его 2 ”, “…есть образ Бога невидимого 3 ”, такими предметами почитания стали святые иконы. Так же заповедь о почитании родителей является формой Богопочитания, так как почитая родителей, человек призван почтить Того, Кто через них даровал ему жизнь. Почитались угодившие Богу люди и до Рождества Христова. Иногда даже Самого Бога называли по имени этих людей. Сам Господь говорил юноше Иакову, будущему патриарху Израилю: “Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака…” 4 . Называл Бога по имени людей и Иисус Христос 5 . Говорил Он также и о том, что святые праведники в Небесном царстве будут занимать особое положение: “…тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их” 6 .

http://azbyka.ru/pochemu-cerkov-pochitae...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Христос пророческий Пожалуй, ни об одной личности не спорили так долго и столь ожесточенно, как о Христе. Не случайно в Евангелии сказано: Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий ( Лк.2:34 ). Выдающихся людей, оказавших значительное влияние на ход мировой истории, много. Однако никто не дискутирует, например, по вопросу о том, кто такой Эйнштейн. Всем известно: он – великий физик. Никто не задается вопросом, кто такой Мухаммед (или Магомет, как мы привыкли называть его): основатель ислама, почитаемый мусульманами пророк. Известно, кем был Конфуций, — древнекитайским мудрецом, заложившим основы конфуцианского мышления и верований Китая. Но Кто Такой Христос? Здесь мы сталкиваемся с величайшим разбросом мнений, которые порождают все новые вопросы. Еще при жизни Иисус спрашивал у учеников: За кого люди почитают Меня? ( Мф.16:13 ). Одни говорили, что на землю вернулся пророк Илия, живший за восемьсот лет до Рождества Христова. Другие полагали, что это – Иеремия, потому что он спрятал ковчег Завета – величайшую святыню Израиля и она исчезла. Иудеи верили в то, что он придет вновь. Третьи нисколько не сомневались в том, что перед ними – всего лишь ловкий обманщик. Четвертые считали Его сумасшедшим. Пятым казалось, что Иисус одержим бесами. Некоторые уверяли, что народ имеет дело с политическим преступником… Несмотря на то, что с тех пор пронеслись уже двадцать столетий, в наше время эти споры не только не утихли, но звучат еще громче, а спектр суждений еще более расширился. Кто же Такой Христос? «Инопланетянин», «экстрасенс», «махатма, пришедший из Индии и достигший там мудрости», «иудейский пророк», «Сын Божий и Бог» – чего только не услышишь… Я предлагаю вашему вниманию цикл лекций, посвященных Иисусу Христу. Казалось бы, что нового могут почерпнуть из них православные россияне? Вроде бы, нам и так обо всем известно! Но, оказывается, в России о Господе знают очень мало, и даже, что еще более удивительно, православные христиане порой знают о целителе Пантелеймоне или о чудотворце Николае больше, чем о Нем. Заходишь в дом, поднимаешь глаза: икона Божией Матери, икона Ангела Хранителя… А вот образа Спасителя нет! Не случайно в одной современной книжке православные христиане иронично называются «николаитами», то есть людьми, почитающими, прежде всего, святителя Николая. Как раз поэтому мне хотелось бы поразмышлять с вами именно о Христе.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Разделы портала «Азбука веры» По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Предисловие Книга печатается по изданию начала века, составленному на основе ответов настоятеля Синодального миссионерского монастыря игумена Арсения на вопросы, касающиеся происхождения святых икон и крестных ходов, а также о правильном отношении к ним православных христиан. Иконопочитание весьма благодетельно для нас, сообразно с нашей природой, со здравым смыслом, да и с самим Св. Писанием, ибо образа Херувимов были и в ветхозаветной скинии Моисеевой. Иконы служат нам всегдашним напоминанием о том, что Господь всегда с нами: с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ); что Пресвятая Богородица всегда близка к нам, как Начальница мысленного назидания церковного, как Матерь по благодати всех истинных христиан, и все истинные христиане имеют образ Матери Божией и своей по благодати Царицы и Матери в своих домах и избыточно, достойно и праведно украшают его серебром, золотом, драгоценными камнями, ибо нет никого для них дороже и почтеннее после Бога, как Пречистая Матерь Его. И Господь, и Пречистая Матерь Его Сами непрестанно свидетельствуют нам и внутренне, и внешне посредством чудес, что наше истинное почитание святых Его и Матери Его, и святых Его икон угодно Ему, а для нас в высшей степени полезно. Св. прав. Иоанн Кронштадтский О святых иконах Вопрос 1 . Откуда получили свое начало святые иконы: от вымысла человеческого или от повеления Божия? Слово “икона” – греческое, в переводе на русский язык означает “образ”. Святые иконы берут свое начало в Священной истории Ветхого Завета. И применительно к ветхозаветным событиям традиционное их наименование – образ. Сам Святой Дух был творителем нерукотворных небесных образов. Господь явил Моисею с небес святилище Свое – образ скинии, ковчег и херувимов и строго повелел ему сделать подобные рукотворные святыни по виду и по образу показанных небесных образцов ( Исх.25 ). Творцом первых рукотворных образов стал Моисей, который сотворил их по образцу, данному Богом.

http://azbyka.ru/o-svyatyh-ikonah-i-kres...

Скачать epub pdf Псалом 62 Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей. Таким надписанием начинается этот псалом. Из этого надписания видно, что псалом этот принадлежит Давиду и составлен им во время пребывания его в пустыне Иудейской, или по случаю этого пребывания. Из библейской истории известны два случая пребывания Давида в пустыне: первый, когда он, помазанный на царство, укрывался бегством от гонения царя Саула, который преследовал и всячески старался изловить и умертвить его ( 1Цар.23:14–28 ), и второй, когда он также бегством из Иерусалима принужден был спасаться от преследования восставшего против него сына его, Авессалома ( 2Цар.15:23, 28 ). Хотя некоторые из новейших исследователей и толковников небезосновательно относят происхождение этого псалма к последнему случаю, но мы, согласно с мнением св. отцов Церкви (св. Афанасия Александрийского , блж. Феодорита и др.), находим более основательным и более согласным с самым содержанием псалма признать, что этот псалом написан Давидом в то время, когда он скрывался в пустыне Иудейской от преследований Саула с. 205:6, с. 285]. Из содержания этого псалма видно, что псалмопевец находится в земле пустой и безводной, вдали от того места, в котором находилось тогда святилище скинии Божией с ковчегом Завета, и его душа томится желанием созерцать силу и славу Божию, как он прежде созерцал ее во святилище (ст. 2–3). Далее, он выражает пламенную любовь к Богу, готовность к прославлению Его, твердое упование на Него и радостную уверенность, что десница Божия поддерживает и защищает его от врагов, ищущих его погибели (ст. 4–9). Наконец он предсказывает, что гонители его, искавшие смерти его, сами погибнут, а он, в звании и положении царя, возвеселится о Боге, те же, которые были враждебными ему и распространяли о нем неправду, должны будут умолкнуть (ст. 12). Во всем вообще псалме выражается светлое и радостное настроение души Давида, Ст. 1 Составляет надписание, объясненное выше. Пс.62:2–3 Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся тебе, видети силу Твою и славу Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Псалом 95 Как сей псалом, так и многие другие, предшествующие ему (92, 93, 94) и последующие (96, 97–100) в порядке нашей книги псалмов, надписываются с именем Давида, хотя и не все ему принадлежат как составителю, или автору. Сей, 95-й, псалом имеет следующее надписание: Хвала песни Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у еврей. Последняя приписка означает то, что псалом не имеет надписания в еврейской Библии, а слова: внегда дом созидашеся по пленении – указывают на то, что псалом сей был уже в употреблении при богослужении во время построения нового храма в Иерусалиме, после возвращения иудеев из плена вавилонского. Но это еще не значит, что псалом сей в это время составлен. Напротив, из 1-й книги Паралипоменон ( 1Пар.16 ) видно, что Давид, как царь и составитель псалмов, по устроении им новой скинии на горе Сион, в Иерусалиме, и перенесении в нее ковчега Завета, дал священникам и левитам, назначенным для служения в скинии, особую песнь, или псалом, для славословия Господа Бога, начинающуюся такими словами: Исповедайтеся Господеви... Эта песнь, в порядке изложения ее, состоит из трех имеющихся в нашей Псалтири псалмов:104, стихи 1–15; 95, стихи 2–13; и 105, стихи 1, 47–48 – с значительным изменением, как в составе стихов, так и во многих отдельных выражениях их. Из сего свидетельства книги Паралипоменон достаточно ясно, что: 1) этот, 95-й, псалом, вместе с другими, был воспеваем как славословие Иегове в скинии Давидовой, 2) что он был в употреблении при Богослужении и по возвращении иудеев из плена в новоустроенном храме в то время, когда и самая книга Паралипоменон только получила свое начало, при священнике Ездре, и 3) что нет никаких оснований для того, чтобы опровергнуть принадлежность псалма Давиду. Весь псалом, состоящий из тринадцати стихов, как видно и по содержанию его, есть не что иное, как хвала песни, или хвалебная песнь Давидова. Но в то же время, во многих выражениях его св. отцы Церкви, как св. Афанасий Александрийский и др., усматривают пророческий смысл и значение. «В настоящем псалме, – говорит св. Афанасий, – пророк говорит о призвании язычников, по окончании мысленного их плена, когда в целой вселенной основана будет Церковь » с. 314].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает... Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых. Чистота и святость, свет и радость — вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, “поя, играя и ликуя”, сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария — старец, родитель Предтечев, “благословив, прият” Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых. Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире. Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху. Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую — Христа — Бога и Человека. Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву — священное сокровище славы Божией. С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий — Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.

http://pravoslavie.ru/2714.html

Служба Введению во храм Пресвятой Богородицы Вечерня Стихиры на Господи воззвах Каждая из двух групп стихир, принадлежа, несомненно, разным авторам, заключает свой законченный круг мыслей. В первой группе 1-я стихира «Днесь вернии», исходя из общего значения события, как приведения Пресв. Девы ко Господу, сравнивает Ее со скинией и ковчегом завета и занимается исключительно отношением Ее к Богу, для Которого Она явилась жилищем (Из людей упоминается здесь Захария, но именно как святитель Божий). 2-я стихира «Днесь храм», исходя из факта введения Пресв. Девы именно во храм, сравнивает Ее уже с храмом и определяет Ея положение среди людей и отношение к ней людей, сначала только наиболее близких к ней (родителей и сверстниц); и об отношении Пресв. Девы к Богу здесь говорится с людской точки зрения: Она в заключение стихиры именуется Материю Божией, а в предыдущей стихире – жилищем Божиим. 3-я стихира «Ты пророков» рисует значение Пресв. Девы для всего в совокупности человечества. Вторая группа стихир более первой занимается самым событием, выясняя Его многостороннее значение как для человечества, так и в отношении к Богу. 1-я стихира из этой группы «Во святых святая» не находит слов, чтобы изобразить всю святость события и Виновницы его, от которой все как бы заимствуется не только этим качеством, но и обусловленным чрез это обожением. 2-я стихира 2-й группы «Отроковицы радующеся» изображает светоносность события и Его главной участницы предуказывавшую на близкое просвещение. Наконец 3-я в группе и последняя в обеих группах стихира, «Веселяся приими», естественно, изображает наивысшее качество события и Пресв. Девы, которое одним словом, написанным в стихире между строк, можно определить, как «божественность», сделавшую Ее для Бога всем: престолом, палатою, одром, светозарною обителью. Заключительная же стихира, на Слава и ныне, «По рождестве твоем Богоневесто» просто и эпично рисует цельную картину события. Стихиры гл. 1. Подобен О дивнаго чудесе 41 Днесь вернии ликовствуим, во псалмех и песнех Господеви поюще, и чтуще того священную сень, одушевленный кивот, невместимое Слово вместившую: приводится бо Господеви, паче естества плотию младенствующи, и святитель великий Захариа приемлет с веселием сию, яко Божие жилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Торжество освящения огня при гробе Господнем в Иерусалиме, в навечерие св. Пасхи, имеет глубокое историческое основание. Когда был построен Соломонов храм и приготовлен жертвенник всесожжений, на него пал огонь с неба, который приняли служители храма и содержали на жертвенном очаге. Как знак божественного благоволения, этот огонь неугасимо пылал среди Иерусалима во дни благополучия и благоденствия страны, и угасал только во дни гнева Божия и постигавшего затем народного бедствия. Если небесный огонь, как знак промыслительной заботливости небесного Отца, согревал своею теплотою ветхозаветный Иерусалим, то он не мог угаснуть для Иерусалима новозаветного и продолжает доселе утешать собою любящих град Царя великого и его святыню. Только свой очаг небесный огонь имеет ныне не среди опустошенных дворов Соломонова храма, а в святилище новозаветном, в вещественном ковчеге нового завета – гробе Господнем. Как ветхозаветный огонь разгорался особенно во дни великих жертвоприношений, так и новозаветный св. огонь возгорается в день великой новозаветной жертвы, когда воспевается церковью красное Солнце правды, зашедшее во гроб, чтобы воссиять из него светоносным днем воскресения. Некогда праздник огня при гробе Господнем соединялся непосредственно с пасхальною заутренею, но вследствие некоторых беспорядков, случавшихся при этом торжестве, по требованию местной власти, он был перенесен к предшествующему дню. По своему началу новозаветный праздник огня восходит к первым векам христианства; по свидетельству историка Евсевия, поводом к его установлению послужило чудо, совершившееся при патриархе Нарциссе, когда при недостатке масла налитая в лампады силоамская вода была зажжена сошедшим с неба чудесным огнем и горела как елей во все продолжение пасхальной службы. Нынешнее празднование св. огня при гробе Господнем отличается в высшей степени народным характером. Оно исключительно принадлежит Иерусалиму и нигде более не повторяется, точно так же как не повторялись вне Иерусалима праздники ветхозаветного огня.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010