Разделы портала «Азбука веры» Были ли иконы (изображения, начертания, образы) в Иерусалимском Храме в котором был Иисус Христос? Вопрос закрыт для новых ответов. 3 Ответа Конечно, священные изображения там были. Хотя уже не было положенных по закону херувимов, осеняющих святилище (потому что не было и ковчега), однако были другие священные изображения. Вот что говорит об этом закон Моисеев: Сам Бог, давший заповеди десятисловия ( Исх.20:1–17 ), учреждая скинию с ее принадлежностями, священство и богослужение ( Исх.25–31  гл.,  Исх.34:18–26 ;  Лев.1–8  гл. и др.), повелел Моисею устроить по образу, Им показанному ( Исх.25:9, 40 ), ковчег и на крышке его – двух херувимов: «сделай из золота двух херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки… там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» ( Исх.25:18–22 ). Ковчег завета с херувимами, находящимися на крышке его, должен был служить евреям образом невидимого Бога и возводить их мысль и чувство к Первообразу (ср.  Чис.10:35–36 ). Кроме изображений херувимов из золота, Бог повелел еще сделать их из шерсти: «скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и херувимов сделай на них искусною работою… И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы» ( Исх.26:1, 31 ) Так же было и в храме Соломона: «Сделал Соломон в давире (Святое Святых –  3Цар.8:6 ) двух херувимов из масличного дерева… и обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов… На двух половинах дверей (для входа в давир) из масличного дерева он сделал резных херувимов» (Эти двери соответствуют царским вратам в православных храмах). На дверях (для входа в храм) «вырезал на них херувимов» ( 3Цар.6:23, 28–29, 32, 35 ). В день освящения храма Господь явил Свое благоволение к храму с его святынями: «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар.8:10–11 , ср. 9:2–3).

http://azbyka.ru/vopros/byli-li-ikony-pr...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Когда и зачем кадят в храме? 2 мин., 28.03.2022 Содержание Священнослужитель размахивает подвешенным на цепочках металлическим сосудом, из которого распространяется благовонный дым, — так совершается каждение. Зачем оно нужно, кто его придумал и когда именно в храме кадят? Разбираемся в слайдах «Фомы» . 01 Откуда вообще взялся обряд каждения? В библейской книге Исход рассказывается, как Сам Господь дает Моисею четкие инструкции о сооружении и использовании жертвенника для каждения. Он имел четырехугольную форму с рогообразными завершениями на углах, был сделан из дерева и обит золотом, употреблялся исключительно для возжигания благовоний у ковчега Завета в определенные часы. Жертвенник был стационарным, но имел по бокам специальные кольца, в которые вставлялись шесты, если возникала необходимость его транспортировки. 02 А когда обычай кадить появился в христианской Церкви? Уже непосредственно в Новом Завете содержится указание на то, что каждение угодно Богу: в книге Откровение апостола Иоанна Богослова благовонный фимиам или ладан символизирует молитвы святых Господу. В богослужебную практику каждение окончательно вошло в VI веке. Именно в этот период в Византии появляются первые переносные кадильницы на цепочках, очень похожие на современные. 03 Зачем Богу нужно, чтобы люди совершали каждение? Каждение — образ молитвы. Как дым легко возносится вверх, так и наша молитва должна устремляться к Богу. Когда священнослужитель кадит престол, иконы и другие священные предметы, он воздает Богу и святым подобающую честь. Еще благовонный дым ассоциируется с благодатью и любовью Божией. Во время каждения людей в храме они освящаются невидимым благословением Святого Духа. «Через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пренебрегает каждением», — писал блаженный Симеон Солунский. 04 Каждение проходит всегда одинаково? Нет. Каждение бывает двух видов: полное, когда совершается каждение всего храма, и малое, когда полагается кадить алтарь, иконостас и верующих.

http://foma.ru/kogda-i-zachem-kadjat-v-h...

Скиния У горы Синая израильтяне оставались долго. Целый год они прожили здесь в своих шатрах, или палатках. Моисей много раз восходил на гору, и Бог давал ему Свои повеления. И сказал Бог Моисею: – Устройте Мне священное обиталище, и Я буду обитать среди народа Моего. Моисей собрал со всего народа золото, серебро, медь; набрал много шерстяной пряжи, дорогих тканей и цветных кож; добыл дорогого дерева. И из всех этих дорогих материалов была устроена Скиния Божия , иначе сказать, великолепный и драгоценный шатер, освященный для службы Божией. У скинии был деревянный остов из столбов дорогого дерева. Столбы были покрыты золотом и вставлены на серебряные подставки. Сверху и с боков скиния была покрыта драгоценными покрывалами. Скиния была разборная и переносная. Отправляясь в путь, разбирали скинию и несли ее по частям. Двор скинии. Вокруг скинии был сделан двор, или ограда; она была сделана из столбов, а между столбами – завесы. Вход во двор был с восточной стороны. Жертвенник. Во дворе стоял жертвенник (алтарь) для закалывания и сожжения жертв. Умывальница. Далее за жертвенником стояла умывальница. Здесь священники мыли руки пред богослужением. Скиния. Шатер скинии стоял в западной половине двора. Вход в скинию был с востока и закрыт был завесою. Скиния внутри делилась на две части: святилище и Святое Святых. Святилище. В святилище было три священных предмета. В середине стоял алтарь кадильный , столик, обложенный золотом. На нем утром и вечером приносили курения фимиама или ладана. Направо – стоял стол (трапеза), а на столе 12 священных хлебцев и фимиам для курения. Налево стоял светильник с семью лампадами. Эти лампады горели день и ночь. Святое Святых. Внутренняя часть скинии называлась Святое Святых. Она отделена была от святилища завесой. За этой второй завесой, во Святом Святых, была главная святыня скинии: Ковчег завета , – небольшой ящик из дорогого дерева, обложенный листовым золотом. Крышка ковчега была из чистого золота, а на крышке, на концах ее – два золотых херувима.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

По Эфиопии с президентской ратью совершил путешествие Федор Конюхов Итак, Федору удалось то, о чем могут только мечтать короли. Да и сам он, отправляясь в первый поход по Азовскому морю на одолженном тайком отцовском баркасе, даже не подозревал, что дорога в конце концов приведет его к часовне в городе Аксуме, где сегодня хранится одна из главных христианских святынь. 23 августа, 2011 Итак, Федору удалось то, о чем могут только мечтать короли. Да и сам он, отправляясь в первый поход по Азовскому морю на одолженном тайком отцовском баркасе, даже не подозревал, что дорога в конце концов приведет его к часовне в городе Аксуме, где сегодня хранится одна из главных христианских святынь. Федор Конюхов со всеми почестями был принят президентом Эфиопии Вольде-Гиоргисом и главным хранителем христианской святыни — Ковчега Завета, отшельником Теклемариамом. На поклон к отшельнику Ковчег Завета считается одной из главных святынь христианского мира. Он представляет собой ларец, сделанный из акации и инкрустированный золотом. Венчает его золотая крышка. В Ковчеге находились: золотой сосуд с манной небесной, жезл Ааронов, две скрижали с десятью заповедями Ветхого Завета. Три тысячи лет тому в эпоху царя Соломона древние израильтяне утратили Ковчег. Последнее упоминание о нем датируется 586 годом до нашей эры. Ларец был спрятан вместе с другими предметами первого храма в пещере на Голгофе накануне взятия Иерусалима царем Навуходоносором. Впоследствии поисками Ковчега безуспешно занимались крестоносцы, тамплиеры, военные и масоны. Лишь в девяностых годах прошлого столетия Грэм Хэнкок обнаружил следы ларца в Эфиопии. По мнению исследователя, Ковчег Завета был вывезен из Иерусалимского храма в 600 году до Рождества Христова. В течение последующих двухсот лет святыня охранялась ортодоксальными евреями, а позже ее переправили в Эфиопию. В 370 году от Рождества Христова ларец перенесли в город Аксум к принявшему христианство королю. К слову, христианство здесь утвердилось за семьсот лет до крещения Руси.

http://pravmir.ru/po-efiopii-s-prezident...

Сегодня мы празднуем рождество «величайшего из людей, рожденных женами». Иоанн, друг Жениха (ср. Ин. 3, 29), младенец, появившийся на свет по слову небесному, сегодня рождается на земле. Скажем же несколько слов о богословском контексте его рождения. Иоанн, сверх всякого чаяния, появляется на свет от немощного старика и бесплодной женщины, но рождается в атмосфере святости, ибо отец его был священником Бога Вышнего, и оба родителя его были праведны и святы пред Богом (Лк. 1,7). Благоухающая святость веков, око, зрящее небеса, рождается в атмосфере священнической святости, в роду служителей Божиих. Пророк всех веков, венец пророков не может воссиять иначе как от священства, видящего Бога. Светильник Божий не мог возжечься иначе, как под сенью храма. Уста, исполненные евангельского благовестия, не могли родиться иначе, как от небесного отзвука песнопений, возносимых к Богу Саваофу. Тихое благоухание рая не могло почить на земле иначе, как в дыме кадильниц, взносящихся к небу из дома Отца Святого. Святость рождается от святости и благодатью превозмогает естество человека, делая его существом небесным. Теперь о видении священника Захарии в храме. Старый, согбенный человек, неспешно кадящий иерусалимский алтарь, встречается с Великим Архангелом небесным. Тщедушный старик, преклоненный к земле, смотрит в глаза сияющему зареву Божественного Огня. И что-то ломается в сердце святого старца. Он всю жизнь служил алтарю, а сейчас алтарь принимает человеческий облик и беседует с ним. Он всю жизнь мечтал о детях от своей бесплодной жены, а сейчас, на закате жизни, является небесный ангел и сообщает ему, что у него будет сын. Он всю жизнь проливал слезы у ковчега Завета Ветхого, осеняемого золотыми херувимами, а сейчас Архангел возвещает ему Пришествие в мир Небесного Ковчега Завета Нового. И более того, бесконечно более того: ангел, который будет охранять Ковчег нерукотворенный, родится от него, от его естества. А теперь слово, оставляющее безответными всех неверующих. Если в мире сем даже священник, которому должно верить видениям Божиим и возвещать Его славу, не верит, тогда уста священника запираются ангельской рукой, чтобы не нарушилась истинность обетования. Священник — это уста Божии, и если уста эти не обращаются к немым мира сего, они сковываются рукой Божией. Это происходит и в наш век. Священники призваны возвещать чудеса Божии, кричать о них во всякое время, невзирая ни на какое противодействие, и в случае бездействия или лености будут наказаны.

http://pravoslavie.ru/154656.html

Архив Пн В Белоруссию принесен Пояс Пресвятой Богородицы 11 февраля 2024 г. 14:47 10 февраля 2024 года в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин возглавил встречу ковчега с частицей Честного Пояса Пресвятой Богородицы и частицами мощей родителей Царицы Небесной — праведных Иоакима и Анны. Перед началом всенощного бдения был совершен молебен с пением акафиста Пресвятой Богородице. Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора и духовенство г. Минска. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор кафедрального собора под управлением регента Виталия Соболевского. При пении первого кондака акафиста Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе» ковчег со святыней был торжественно внесен в кафедральный собор, где его принял митрополит Вениамин. После поставления ковчега в центре храма владыка совершил каждение у принесенной святыни и возглавил соборное пение акафиста. Во время пения совершалось непрерывное каждение. По окончании акафистного пения было прочитано Евангелие. В завершение молебна Патриарший экзарх и священнослужители совершили славление Пресвятой Богородицы, затем участники богослужения пропели молитву ко Пресвятой Богородице «Царице моя Преблагая». По окончании молебного пения Патриарший экзарх обратился к духовенству и мирянам с архипастырским словом. Митрополит Вениамин поздравил верующих с принесением в пределы Белорусской Православной Церкви частицы Пояса Пресвятой Богородицы и мощей ее святых праведных родителей Иоакима и Анны. «Мы знаем из Священного Писания Нового Завета о том, что даже возложение одежд апостолов, даже их тень исцеляла больных людей. Тем паче Господь являет Свою милость через прикосновение и благоговейное поклонение святыне, связанной с Его Пречистой и Преблагословенной Матерью. Мы помним отрывок из Евангельского повествования о том, как даже в тот момент, когда не пришло еще Ее возлюбленному Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, начинать Свое служение, Он по просьбе Пречистой Матери сказал слово, и вода претворилась в вино. И это знак того, сколь велика молитва, просьба Божией Матери к Ее возлюбленному Сыну», — сказал, в частности, архиерей.

http://patriarchia.ru/db/text/6102148.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Успенском Патриаршем соборе в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 2010 г. 19:40 4 декабря 2010 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Ваши Преосвященства, возлюбленные о Господе владыки, дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — событие, которое в христианской Церкви особо отмечается начиная, по крайней мере, с IV века. Праздники не назначались по приказу, и если в IV веке возникает устойчивая традиция празднования, то это означает, что воспоминание об этом событии уходило в древность по отношению к этому веку, потому что все, что происходит в Церкви, всегда связано с передачей предания, которое идет от Самого Господа через святых апостолов. Вот и сегодня, в XXI веке, мы совершаем то, что совершали христиане в глубокой древности — вспоминаем событие, донесенное до нас церковным преданием, о том, как Дева Мария, будучи трехлетним младенцем, взошла Сама по ступеням Иерусалимского Храма, была принята первосвященником и вопреки всем мыслимым и немыслимым правилам введена была им во Святая святых, куда сам первосвященник входил раз в год, потому что там хранились величайшие святыни Ветхого Завета, символы Божественного присутствия в жизни избранного народа, скрижали Завета, сосуд с манной, прозябший жезл Аарона. И все это находилось в ковчеге, который назывался Ковчегом Завета. Он был обложен золотом, на крышке этого ковчега были золотые изображения пламенеющих херувимов. С кадильницей после принесения жертвы за грехи людей ветхозаветный первосвященник входил в эту Святая святых — особое место скинии, а позже — особое место Иерусалимского Храма.

http://patriarchia.ru/db/text/1335270.ht...

Церковь на краю земли. Часть 2 Часть первая » Литургические традиции Храм, в котором, по преданию, хранится Ковчег Завета / Литургические традиции Эфиопской Церкви обладают целым рядом любопытных особенностей. На них, с одной стороны, большое влияние оказали другие Церкви Ближнего Востока, прежде всего Коптская и Сирийская. С другой стороны, они весьма оригинальны, что обусловлено длительными периодами изоляции эфиопского христианства. Оригинальность проявляется уже в церковном и гражданском календаре Эфиопии, который отличается от общепринятого. Это так называемый коптский, по сути упрощенный александрийский календарь, который ориентируется на фазы луны и насчитывает 13 месяцев в году. Эфиопское летоисчисление не совпадает с общепринятым – отстает на 7 лет. Так, сейчас в Эфиопии 1999 год, и Эфиопской Церкви еще предстоит праздновать 2000-летие Рождества Христова. При всем при этом эфиопский церковный календарь практически полностью совпадает с церковным календарем, принятым в Русской Православной Церкви. Так, Рождество в Эфиопии празднуют 7 января, а Богоявление – 19 января. С особой торжественностью в Эфиопии празднуется Воздвижение Честного Креста – Маскал. Народ подходит к причастию / Весьма оригинально устройство традиционного эфиопского храма, который по своей структуре напоминает ветхозаветный храм. Главная его часть – Макдас, или Кэддуса Кэддусан, – святая святых, в которую имеют право входить только священники и диаконы. В этой части расположен Табот – ковчег, знаменующий Ковчег Завета. Литургия может совершаться только в том храме, где есть Табот. Когда освящается новая церковь, то для нее прежде всего освящается новый Табот. В некоторые дни, как например в праздник Богоявления, Табот торжественно выносится из храма и с ним совершается крестный ход. При этом на Табот набрасываются покрывала, и весь народ ему поклоняется. В этом обычае проявляются иудейские черты, характерные для эфиопского христианства, а также существующий в Эфиопской Церкви особый культ Ковчега Завета.

http://pravoslavie.ru/590.html

Разделы портала «Азбука веры» Херувимы — 1) ангельский чин (степень ангельской иерархии), принадлежащий к триаде высших ангельских чинов (в святоотеческой литературе нередко перечисляется после чина серафимов, но иногда, в перечне ангельских степеней, ставится не на второй, а на первой позиции); 2) ангелы, представители этого чина. Согласно толкованию « Дионисия Ареопагита », название «херувимы» «означает их силу – знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство – преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость» 1 . Между тем известны и другие толкования этого именования. Есть предположение, что еврейское слово «керубим» в форме множественного числа может быть связано с аккадским глаголом в значении «благословлять, хвалить, молиться». Херувимы в Ветхом Завете В Библии херувимы неоднократно предстают в виде ангелов, на которых восседает Бог ( 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2 ; 4Цар.19:15 ; 1Пар.13:6 ; 2Цар.22:11 и Пс.17:11 ). С одной стороны, когда речь идет о ковчеге Завета, это указывает на ковчег, как на место особого Божьего присутствия, с другой, в более широком контексте, на особую духовно-благодатную близость херувимов к Богу. В сюжете о грехопадении Адама и Евы говорится о том, что после изгнания первых людей из рая херувиму было поручено охранять путь к дереву жизни в райском саду: « И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни » ( Быт.3:24 ). В библейских текстах херувимы часто бывают представлены в виде различных символических образов: известны образы херувимов, вырезанные из масличного дерева и позолоченные или в виде рельефной резьбы, а также литые из золота и вышитые в тканевой атрибутике скинии и Святая Святых ( 3Цар.6:23–29 ; 2Пар.3:7 ; 2Пар.3:10-13 ). Библейская символика представляет их крылатыми, что, с одной стороны, указывает на их принадлежность к небу, а с другой – на их способность к быстрому перемещению. Описания их лиц весьма различаются: у херувимов ковчега Завета есть только одно лицо; херувимы в храме Иезекииля двулики ( Иез.41:18 ), а те, что описаны в его видении, обладают четырьмя лицами ( Иез.1:4–28 ). Их крылья были распростертыми и поддерживали свод, над которым в великолепии восседал Бог. Когда они двигались, их крылья издавали шум.

http://azbyka.ru/heruvimy

Archive Митрополит Астанайский Александр: «Молитвами сонма новомучеников и исповедников Церкви нашей Господь приклонил милость Свою к людям, живущим на Вятской земле». К 25-летию возрождения Великорецкого крестного хода 4 June 2014 year 14:37 С 3 по 8 июня 2014 года в Вятской митрополии проходит Великорецкий крестный ход с почитаемой иконой святителя Николая Чудотворца — один из крупнейших крестных ходов России. В этом году торжества на реке Великой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавит митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Крестный ход является древней и значимой частью жизни Церкви Христовой. Невозможно представить себе пасхального богослужения, престольного дня или празднования в честь чудотворных святынь без величественного шествия священнослужителей и верующих с иконами и хоругвями, под колокольный звон и пение молитв. Еще в ветхозаветные времена видим мы прообразы наших священных процессий: в исходе богоизбранного народа из Египта в Землю Обетованную, в перенесении Ковчега Завета в Иерусалим, в обхождении храмового жертвенника с ветвями пальм и верб в праздник Кущей, в восхождении паломников в дни, установленные Законом Моисеевым, в Святой Град. В богослужебную жизнь Церкви крестные ходы прочно вошли в конце IV — начале V века, и большая заслуга в этом принадлежит святителю Иоанну Златоусту. В то время еретики-ариане, отрицавшие Единосущие Лиц Пресвятой Троицы, для привлечения народа устраивали на улице шествия с исполнением песнопений. В противовес им святитель Иоанн Златоуст стал устраивать процессии, но более величественные и содержательные. Церковный историк Сократ Схоластик свидетельствует: «исповедники Единосущия ночные свои песнопения совершали гораздо торжественнее, ибо Иоанн придумал сопровождать их ношением серебряных крестов при свете восковых свечей». Благодаря трудам отцов и учителей Церкви крестный ход становится не только особым видом молитвы, но и торжественным многолюдным свидетельством перед язычниками и еретиками главных истин Православия, формой провозглашения и защиты истинной веры.

http://patriarchia.ru/en/db/text/4509351...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010