Ковчег завета (и каппорет) . – 1) Устройство его. Ковчег завета или откровения (aron haberit ; Числ.10:33 , Числ.14:44 ; Втор.10:8 и др. или aron haedum; Исх.25:22 , Исх.26:33 и др.; у И. Флавия произносится «ерон» πω’ν), y LXX – κιβωτο’ς), устроенный при Синае ( Исх.37:1–9 ), по повелению Божию ( Исх.25:10–22 ), – представлял собою продолговатый ящик в 2 1/2 локтя длины (около 2-х арш.) и в 1 1/2 .локтя ширины и высоты (немного больше 1 арш.). Сделан он был из дерева ситтим и был обит листовым золотом и снаружи, и внутри. Вверху он имел украшение – золотой витой венец, вроде карниза, который, вероятно, несколько возвышался над стенками ящика и предохранял крышку ковчега от свободного в противном случае падения. Внизу, по продольным сторонам ковчега, были прикреплены к стенкам его по два золотых кольца, в которые были продеты шесты из дерева ситтим для переноски ковчега. Шесты всегда должны были находиться при нем. Крышка ковчега завета (евр. kapporet. ) представляла собою массивную (полагают, – в полпальца толщины) золотую доску в 21/2 локтя длины и в 1 1/2 локтя ширины; по узким сторонам ее были прикреплены золотые, чеканной работы, херувимы (думают, – в возрасте малых детей), с лицами, обращенными друг к другу и со сложенными спереди в горизонтальном направлении крыльями, взаимно касавшимися и покрывавшими крышку ковчега. – Для ношения ковчега завета были приставлены особые лица – сыны Каафовы ( Числ.7:9 ); приближение к нему людей непосвященных наказывалось смертью ( 1Пар.13:10 . 1Цар.6:19 ). При переносах ковчег завета покрывался тремя покрывалами ( Числ.4:5–6 ). – В ковчеге завета находились скрижали ( Исх.40:20 ; ср. Исх.34 ) или десятословие. От них получил свое наименование и самый «ковчег откровения или завета». Скрижали служили откровением Бога, выражением Его воли ( Исх.40:20 ); отсюда – «ковчег откровения». Но выраженная в десятословии воля Божия служила необходимым предположением, основанием, conditio sine qua non завета между Богом и израильским народом и залогом дальнейшего существования Израиля. Отсюда самые скрижали назывались скрижалями завета (ср. Втор.9:9,11,15 ). Поэтому же и ковчег назывался – ковчегом завета. Были ли в ковчеге завета другие предметы, как сосуд с манною и жезл Ааронов, трудно сказать. На основании текста ветхозаветных книг ( 3Цар.8:9 ; Исх.40:20 ) следует скорее, что, кроме скрижалей, в ковчеге ничего не было. Что же касается новозаветного свидетельства ( Евр.9:4 ), что в ковчеге также находились сосуд с манною и жезл Ааронов, то оно могло основываться на иудейском предании, имевшем свой корень в не совсем точном понимании Исх.16:32–34 и Числ.17:10 . По крайней мере, в 3Цар.8:9 прямо сказано, что «в ковчеге завета ничего не было, кроме двух каменных скрижалей». Но внезапное исчезновение из ковчега завета жезла и сосуда в сравнительно спокойное время гораздо менее понятно, чем первоначальное их отсутствие (не-положение).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

25:1–2, 8–40 Господь сказал Моисею: Вели сынам Израилевым… Пусть сыны Израилевы построят для Меня святилище, чтобы Я жил среди них. Вы должны сделать Мое жилище – Скинию – и все, что в ней, в точности так, как Я покажу тебе. Пусть сделают ковчег из акации, два с половиной локтя длиной, полтора – шириной и полтора – высотой. Покрой его чистым золотом изнутри и снаружи и обведи золотой каймой. Сделай четыре золотых кольца и прикрепи их к четырем ножкам ковчега: два кольца с одной стороны ковчега и два – с другой. Сделай шесты из акации, покрой их золотом и вставь в кольца по обе стороны ковчега, чтобы носить его на шестах. Эти шесты всегда должны быть вставлены в кольца ковчега – их нельзя оттуда вынимать. В ковчег ты положишь текст Завета, который Я вручу тебе. Сделай для ковчега навершие из чистого золота, два с половиной локтя длиной и полтора локтя шириной. По краям навершия сделай двух херувимов золотой чеканки: одного – с одного края, другого – с другого края. Они должны составлять с навершием единое целое. Стоя друг к другу лицом и глядя на навершие, они должны простирать над ним крылья. Поставь навершие на ковчег, а в ковчег положи текст Завета, который Я тебе вручу. Там, над навершием ковчега Завета, меж двух херувимов, буду Я пребывать во время встречи с тобою, возвещая через тебя Мои повеления сынам Израилевым. Сделай стол из акации, два локтя длиной, локоть шириной и полтора локтя высотой. Покрой его чистым золотом и обведи золотой каймой. По краям его сделай стенку, высотой в ладонь, и обведи эту стенку золотой каймой. Сделай четыре золотых кольца и укрепи их по четырем углам стола, над ножками. Кольца должны прилегать к стенке; в них будут вставляться шесты, когда нужно будет переносить стол. Шесты для ношения стола сделай из акации и покрой их золотом. Сделай из чистого золота блюда, ковши, кувшины и чаши – для возлияний. На этот стол ты должен регулярно класть хлеб, что будет лежать пред лицом Моим. Сделай светильник, чеканный, из чистого золота. Его ствол, ветви и чашечки – основания чашечек и лепестки – должны составлять единое целое. У него должно быть шесть ветвей: три с одной стороны и три – с другой. На каждой из шести ветвей – по три чашечки, как цветок миндаля, с основанием и лепестками. На самом же светильнике – четыре цветка, как цветок миндаля, с основанием и лепестками. Под первой парой ветвей – основание чашечки, под второй парой – основание чашечки, и под третьей парой – основание чашечки; так должно быть под всеми шестью ветвями светильника. И основания чашечек, и ветви – одно целое со светильником; все должно быть чеканным, из чистого золота. Сделай семь ламп и расставь их на светильнике, чтобы освещать пространство перед ним. Щипцы для фитилей и кадильницы должны быть из чистого золота. На светильник и на все его принадлежности отпусти один талант чистого золота. Смотри, сделай все в точности так, как тебе было показано на горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

1. Захватив, как мы несколько выше рассказали, ковчег завета, филистимляне отправили его в город Азот и в виде трофея поставили там рядом со своим идолом, носящим название Дагона 366 . На следующий день рано утром, когда филистимляне пошли в храм поклониться своему богу, их взорам представилась следующая картина: идол упал с того постамента, на котором раньше стоял, и лежал у подножия ковчега завета. В сильном смущении филистимляне вновь поместили своего бога на его постамент. Но всякий раз, когда они затем являлись к Дагону, они находили его лежащим на земле перед ковчегом завета, как бы в преклонении перед ним, и это повергало их в страшное уныние и смущение. В конце концов Господь Бог наслал на город Азот и на всю страну филистимлян необычайное бедствие и болезнь. Люди умирали в страшных мучениях от дизентерии, причем перед смертью у них ужасно вздувались животы, чувствовалась крайне острая резь и выпадали все внутренности, успевшие во время болезни перейти в гниение. В то же время на страну совершило нашествие огромное количество мышей, которые, не щадя ни посевов, ни древесных плодов, нанесли населению необычайный вред. Не имея в таком бедственном положении более сил для борьбы с постигшею их напастью, жители города Азота поняли, что вся беда исходит от находящегося у них кивота завета, и что их победа над евреями и захват кивота не послужили им к добру. Ввиду этого они послали к жителям города Аскалона с предложением взять к себе кивот завета. Те охотно исполнили просьбу азотийцев и даже выразили им за это свою благодарность; но лишь только они приняли в свой город кивот завета, как и их постигли те же бедствия, потому что кивот принес с собою от азотийцев те же страдания и для тех, кто теперь принял его к себе. Тогда аскалонцы отправили его от себя в другое место, но и тут он оставался недолго, потому что, лишь только обнаруживались связанные с присутствием кивота напасти, его отправляли дальше в другие города. Таким образом кивот завета перебывал в пяти городах филистимлян, повсюду требуя себе за свое пребывание у них как бы дани в виде приносимых им с собою бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседа 15 Евр.9:1–5 .  И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорит подробно. 1. Доказав со стороны священника, священства и завета, что (ветхий завет) должен был окончиться, (апостол) теперь доказывает то же со стороны самого устройства скинии. Каким образом? Когда говорит о святом и святом святых. Святое есть образ прежнего времени, потому что там все соверши­лось с жертвоприношениями; а святое святых есть образ настоящего. Словом – святое святых (апостол) означает и небо, и завесу неба, и плоть (Христову), входящую внутрь завесы: «открыл нам, – говорит, – через завесу, то есть плоть Свою» ( Евр. 10:20 ). Впрочем нужно объяснить это место с самого начала. Что же он говорит? Кто «первый»? Завет. «Имел постановление о Богослужении». Что значит: «постановление о Богослужении»? Знаки или постановления; как бы так говорит: тогда он имел их, а теперь не имеет, – и этим уже выражает, что (ветхий завет) отменён: «имел», говорит, так что теперь он, хотя бы и оставался, уже не имеет (силы). «Святое же людское» ( «Святилище земное»). «Людским» называет его по­тому, что всем дозволялось входить в него; в одном и том же здании назначено было место, где стояли священники, где иудеи, прозелиты, назореи. Так как оно было доступно и язычникам, то и называет его людским ( κοσμικν, мирским); иудеи же не были мирскими. «Скиния первая, – говорит, – в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов». Это – мирские знаки. «За второю же завесою, – следовательно, не одна была завеса, но была завеса и вне (святаго), – была скиния, называемая Святое святых». Смотри, как он называет то и другое скинией, потому что она как бы шатром осеняла находившееся там. «Имевшая золотую кадильницу, – говорит, – и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета». Все эти вещи были священны и служили ясными памятниками иудейской неблагодарности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 9 Евр.9:1 .  И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное. «Имеяше убо первая скиния оправдания службы». Так назвал Апостол заповеди, поколику исполнение их почиталось служением Божиим. Так говорит и блаженный Давид: «оправданием Твоим научи мя» ( Пс. 118, 124 ), и Сам Законодатель: «сия... суды и оправдания, елика глагола Господь сыном Израилевым» ( Втор. 4, 45 ). Но Апостол прежде всего рассуждает о скинии. «Святое же людское» ( κοσμικv). Так назвал скинию, представляющую образ всего мира. Ибо среднею завесою разделялась на две части, и одна часть называлась Святое, а другая – Святое Святых. И Святое уподоблялось житию на земли, а Святое Святых – пребыванию на небесах. Самая же завеса заменяла собою твердь. Ибо Божественное Писание научило нас, что два неба, из которых первое создал Бог с землею, а второе сотворил во второй день, сказав: «Да будет твердь посреде воды» ( Быт. 1, 6 ), и потом присовокупило: «И нарече Бог твердь небо» ( Быт. 1, 8 ). Так и блаженный Давид говорит: «Небо небесе Господеви» ( Пс. 113, 24 ). Это небо для нас – кровля дома, а для невидимых сил заменяет нижний помост. Посему как оно отделяет дольнее от горнего, так завеса, распростертая посреди скинии, отделяла от Святого Святое Святых. Евр.9:2 .  Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. «Скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светилник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется святая». Слово για (святая) должно читать с острым ударением на третьем от конца слоге, а это дает нам знать, что здесь подразумевается другое еще имя. Евр.9:3 .  За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых. Евр.9:4 .  Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета. Евр.9:5 .  А над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. «По вторей же завесе скиния глаголемая святая святых», «злату имущи кадилницу и ковчег завета окован всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета» «превышше же его херувими славы, осеняющии олтарь [очистилище]: о нихже не леть ныне глаголати подробну».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 15 1–29. Перенесение ковчега завета из дона Авведдара Гефянина на Сион. Вместо краткого описания перенесения ковчега завета во ( 2Цар.6:11–23 ) автор кн. Паралипоменон предлагает подробный рассказ об этом событии. В состав его входят: 1) перечисление предварительных действий – устройства скинии ( 1Пар.15:1 ), совещания Давида со священниками и левитами ( 1Пар.15:2–16 ) и назначения некоторых из них для перенесения ковчега ( 1Пар.15:16–24 ); 2) описание самого акта перенесения ( 1Пар.15:25 – 1Пар.16:3 ) и первого торжественного богослужения пред ковчегом ( 1Пар.16:4–43 ), в состав которого входило исполнение особого песнопения, составленного самим Давидом. 1Пар.15:1 .  И построил он себе домы в городе Давидовом, и приготовил место для ковчега Божия, и устроил для него скинию. Автор не разъясняет, что это за домы, построенные Давидом. Предполагают, что они назначались для его жен ( 1Пар.14:3 ). Так как скиния Моисеева находилась в Гаваоне ( 1Пар.16:39,21:29 ) и по особым соображениям Давида не была перенесена им на Сион то очевидно, что здесь была выстроена по образцу ее новая. 1Пар.15:2 .  Тогда сказал Давид: никто не должен носить ковчега Божия, кроме левитов, потому что их избрал Господь на то, чтобы носить ковчег Божий и служить Ему во веки. Объясняя смерть Озы ( 1Пар.13:10 ) неисполнением закона о ношении скинии и ее принадлежностей левитами ( 1Пар.15:13 ), Давид издает теперь соответствующее постановлениям Моисея распоряжение ( Чис.4:15 ). 1Пар.15:3 .  И собрал Давид всех Израильтян в Иерусалим, чтобы внести ковчег Господень на место его, которое он для него приготовил. Израильтяне, не весь народ, но его представители старейшины и тысяченачальники ( 1Пар.15:25 ), только присутствовали при перенесении ковчега завета, но не принимали в нем непосредственного участия; это было делом левитов и священников, о созвании которых и идет речь ниже. 1Пар.15:4 .  И созвал Давид сыновей Аароновых и левитов: 1Пар.15:5 .  из сыновей Каафовых, Уриила начальника и братьев его – сто двадцать человек;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 Евр.9:1 . Имеяше убо первая скиния оправдания службы, святое же людское: Далее самым устройством скинии Апостол дает понять, что то (ветхоз.) служение было прообразом нашего. Ибо, говорит, первый завет имел оправдания службы, т.е. внешние знаки служения, или установленные обряды. Слово «тогда» 2 употреблено вместо: «в древности», когда первый завет господствовал, потому что теперь он уже не имеет всего этого, так как и не господствует, хотя и сохраняет вид: ибо наступившая благодать положила конец его прообразам. Так вот Апостол и начинает со святого, которое называлось людским. «Святое» значит определенное для Бога и посвященное Ему, «людское же», как открытое для всех: ибо оно заключало в себе одно место, где стояли священники и левиты, другое, где помещались прочие иудеи, иное для прозелитов и иное для эллинов (язычников). Евр.9:2 . Скиния бо сооружена бысть первая, Скиния первая сооружена была, это – святое людское. Так как вся скиния делилась на две части, то первая часть составляла святое людское, а вторая – святое святых. Та называлась первой не по преимуществу, а по положению, потому что она – первая со входа. в ней же светильник и трапеза и предложение хлебов. Обо всем этом и о следующем за сим подробно говорится в книге Исход ( Исх.40 ). На трапезе же сей находились блюда, кадильницы, сосуды и чаши и хлебы, попеременно предлагаемые. Яже глаголется святая. Она безразлично называется и свитое и святая. Евр.9:3 . По вторей же завесе скиния глаголемая святая святых, Т. е. была устроена. «Святая же святых» называлась по предметам, в ней находящимся, так как эти предметы были святее других, находящихся в первой части. Там (в скинии) были две завесы – одна внешняя в первой части, а другая внутренняя пред второй частью и отделяла первую часть от второй. И здесь опять-таки слово «вторая» означает не преимущество, a положение. Евр.9:4 . Злату имущи кадильницу и ковчег завета окован всюду златом. Этот ковчег был ящик, содержавший внутри чашу с манною, жезл Ааронов и скрижали завета. А так как завет по своему достоинству выше всех остальных предметов хранившихся в нем, то Апостол и назвал его по тому, что выше, ковчегом завета. В виду же того, что и другие предметы, находящиеся в первой части скинии, были золотые, разумею светильник и трапезу, он упомянул, что и те предметы, которые находились во второй части, были также золотые, чтобы тем показать их большее достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Иконопочитание 1 . Священные принадлежности храма, определенные Богом. Первый завет имел постановление о богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется святое. За второю же завесою была скиния, называемая святое святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета; а над ним –херувимы славы, осеняющие очистилище ( Евр.9:1–5 ). Подробнее читай Исход, гл. 25–31, 35–40. 2 . Изображения в храме, установленные Богом. И сказал Господь Моисею, говоря: сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края… и положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дал тебе ( Исх.25:1,18–19,21 ). И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечку его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; три чашечки на подобие миндального цветка с яблоком и цветами должны быть на одной ветви, и три чашечки на подобие миндального цветка на другой ветви ( Исх.25:31,33 ). И сделай умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания ( Исх.38:8 ). 3 . Кроме постоянных богослужебных принадлежностей и священных изображений в скинии, впоследствии времени Бог повелел сделать Моисею новое священно-таинственное изображение. И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, взглянув на него, ужаляемый останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив ( Числ.21:8–9 ). 4 . Что знаменовало это изображение? И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому ( Ин.3:14 ). Примечание. Этот медный змей был предизображением Самого Спасителя; потому-то он имел силу исцелять больных, обращавшихся с верою к этому прообразу Спасителя. Но когда израильтяне стали почитать это изображение ради целительной силы за бога, т. е. обратили его в кумира – идола, чем осквернили его и извратили первоначальное его назначение, то царь Езекия предпочел совсем уничтожить змея, чтобы пресечь осквернение сего Богом дарованного изображения и отвратить израильтян от идолопоклонства ( 4Цар.18:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ной НОЙ (евр. па, в Библии соотнесено с глагольным корнем NHM и понято как «успокаивающий» – Быт. 5:29 ; греч. Νε), в преданиях иудаизма и христианства герой повествования о всемирном потопе, спасенный праведник и строитель ковчега (срв. Зиусудра, Атрахасис и Ут-Напишти в шумеро-аккадской традиции, Девкалион в греческой традиции); спаситель мира зверей и птиц, через своих сыновей Сима, Хама, Иафета родоначальник всего послепотопного человечества. Согласно библейскому повествованию, когда от браков «сынов Божьих» (т. е. падших Ангелов) с «дочерями человеческими» явилась новая порода исполинов, Бог нашел всех людей развратившимися и преданными злу, и только один человек «обрел благодать перед очами Господа» ( Быт. 6:1–8 ); этот единственный избранник и был Н., потомок Адама в девятом колене, правнук Еноха. Его возраст исчисляется в таких же огромных числах, как и долголетие других начальных прародителей человечества: ко времени рождения сыновей ему было 500 лет, а ко времени потопа – 600 лет. Бог, решивший наслать на людей за их развращение потоп, предупреждает Н., который «ходил пред Богом», был «человек праведный и непорочный в поколении своем» ( Быт. 6:9 ), о предстоящей катастрофе и велит построить ковчег, давая точные предписания относительно материала, устройства (важен мотив трех ярусов ковчега, отвечающих тройственному по вертикали членению мироздания, мирового древа и т. п.; по послебиблейскому объяснению, нижний ярус занимали пресмыкающиеся и звери, средний – люди, верхний – птицы) и размеров ( Быт. 6:13–16 ). Для обозначения «ковчега» употребляется то же слово, что и для просмоленной корзинки, послужившей для спасения младенца Моисея на водах Нила ( Исх. 2:3 ), между тем как «Ковчег Завета» (таинственный ларец, с которым связывалось «присутствие» Господа) обозначен по-еврейски совсем иным словом. Н. вводит в ковчег то ли по одной паре всех наземных животных ( Быт. 6:19 ), то ли по семь пар ритуально чистых животных и по одной паре нечистых ( Быт. 7:2–3 ), а затем входит сам с женой, сыновьями и женами сыновей (всего восемь человек).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Псалом 23. Приготовление верующих к достойному принятию Господа при вступлении Его на Сион Псалом 23 излагает условия достойного восхождения на гору Господню и пребывания на святом месте Божием и возбуждает к благоговейно-торжественному принятию Господа, как всемогущего и славного Царя-победителя, при вступлении его в ворота, ведущие на св. гору. А так как, по библейскому словоупотреблению, под горою Господнею со времени Давида обыкновенно разумелась гора Сион ( Пс.2:6; 47:2–3; 73:2; 77:54:68 ), а святым местом Его называлось место нахождения скинии или храма ( Пс.25:8; 131:5; 75:3; 14:1 ), видимым же образом победоносно шествующего Господа обыкновенно служил ковчег завета ( Числ.10:35 ; Пс.67:2–3, 25–26; 131:8 ); то очевидно, что этот Пс.есть песнь на перенесение ковчега завета на гору Сион в устроенную на ней скинию, и именно на перенесение его из дома Аведдара, когда Господь, предводительствовавший войсками Израиля и даровавший Давиду победу над Сионом, еще в первый раз видимым образом вступал в ворота Сионской крепости и когда, после первоначальной, неудачной попытки перенесения ковчега завета из Кириафиарима ( 1Пар.13:6–14 ), более, чем когда-либо, потребно было преподать израильтянам, и особенно ближайшим к скинии жителям Иерусалима, наставление о благоговейном отношении к святыне, чтобы в противном случае не подвергнуться наказанию Божию, постигшему дерзновенного Озу ( 2Цар.6:7–9 ; 1Пар. 15:12–13 ). А при этом, не может подлежать сомнению и то, что псалом написан был Давидом, которому приписывается надписанием, так как в то время Давид был единственным составителем и учителем священных песней, и ему принадлежало устроение всего торжества перенесения ковчега ( 1Пар.15:16; 16:4:7 ), псалом по духу и по характеру, и по самому образу выражения всего более приличествует именно Давиду (ср. ст. 3–6 с Пс.14 и 100; ст. 8–10 с Пс.9:37; 17:32 и след.; 144:1, 6, 11–12). Древние оо. и уч. Церкви, согласно признавая Давидово происхождение этого Пс., обыкновенно объясняли его в смысле таинственном, – о вознесении Христа Спасителя на небо и восхождении верующих в Него в духовный Иерусалим, в обители Отца небесного 126 ; но этот таинственный смысл не отрицает, а скорее предполагает первоначальный исторический смысл: так как основывается именно на преобразовательном значении события перенесения ковчега завета на Сион.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010