Глава 6 Перенесение Ковчега Завета из Кириаф-Иарима в Иерусалим. 2Цар.6:2 .  И встал и по­шел Давид и весь народ, быв­ший с ним из Ваала Иудина, чтобы пере­нести оттуда ковчег Божий, на котором нарицает­ся имя Го­с­по­да Саваофа, сидящего на херувимах. Ваал Иудин – то же, что Кириаф-Иарим в колене Иудином. «Чтобы перенести оттуда ковчег Божий». См. ( 1Цар.6:21,7:1 ). «Имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах». См. ( Исх.25:10–22 ). 2Цар.6:5 .  А Давид и все сыны Израилевы играли пред Го­с­по­дом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. «Играли пред Го­с­по­дом на всяких музыкальных орудиях» – для выражения и наибольшего возбуждения своего религиозного чувства. Цитра и псалтирь – струнные музыкальные инструменты; систра и кимвал – металлические ударные, тимпан – нечто вроде нашего бубна. 2Цар.6:7 .  Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. На вопрос о том, за что, собственно, наказан Оза, блаженный Феодорит отвечает: «Иные говорят, что он наказан за опрометчивость, как покусившийся подать помощь Кивоту, который, служа защитой всему народу, не нуждался в пособии других. Иосиф же (Флавий) говорит, что Оза подвергся наказанию за то, что, не будучи левитом, дерзнул прикоснуться к Кивоту; но это, очевидно, ложно, потому что Оза был сын Аминадава, которому вефсамитяне передали Кивот, отпущенный иноплеменниками ( 1Цар. 7:1 ; 2Цар. 6:3–4 ); Аминадав же был из колена Левиина ( 1Пар. 6:16–22 ). Да и не за опрометчивость понес он наказание, потому что, когда наклонилась колесница, надлежало поддержать ее рукой. Напротив того, Оза наказан за другое беззаконие. Бог повелел носить Кивот священникам на раменах ( Чис. 4:1–20 ); они же, вопреки закону, везли на колеснице. Ввело же их в обман то, что Кивот, отосланный так иноплеменниками, никому не причинил вреда. Но надлежало знать, что иноплеменники и закона не знали, и священников не имели, чтобы перенести Кивот по закону» (блаженный Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

XVII. Паремия, положенная на вечерне во вторник четвертой седмицы Великого поста (Быт 9, 8–17). В сей паремии повествуется о завете Бога с Ноем и о знамении завета.   Быт.9:8–11 .  Рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се, Аз поставляю завет Мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот и всем зверем земным, елика с вами [суть] от всех изшедших из ковчега: и поставлю завет Мой с вами: и не умрет всяка плоть ктому от воды потопныя, и ктому не будет потоп водный, еже истлити всю землю. Господь не только дает обещание вперед не опустошать земли всеобщим потопом, но еще во свидетельство Своего неизреченного милосердия к людям, вступает с ними, в лице Ноя и его сыновей, в завет. Завет значит союз, осно­ванный на взаимных обязательствах вступающих в союз сторон. Вступая в завет со всеми людьми, в лице Ноя и его сыновей, Господь Бог, Существо ни от кого не зависящее, всесвободное, над всем, что вне Его, владычествующее, принимает на себя торжественное обязательство испол­нить данное им обещание не возобновлять всемирного потопа, и требует от них только веры в истину этого обе­щания. В завет с собою Господь вводит вместе с людьми и животных не потому, чтобы и они к чему-нибудь могли быть обязаны заветом, но единственно по любви к челове­ку. Как во Гневе Своем на человека Он казнил потопом вместе с ним подчиненную ему тварь, как и по милости Своей к человеку Он обязуется не губить всеобщим пото­пом существ, покоренных под власть Его.   Быт.9:12–13 .  И рече Господь Бог Ноеви: сие знамение завета, еже Аз даю между Мною и вами, и между всякою душею живою, яже есть с вами, в роды вечныя: дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета [вечнаго] между Мною и землею. «Дуга во облаце», или радуга, происходит от преломления лучей света в дождевых каплях, при чем свет разлагается на семь цветов, как и при прохождении чрез стеклянную призму. Судя по такому происхождению радуги, должно полагать, что это метеорологическое явление видимо было и до потопа, ибо трудно допустить, чтобы до потопа радуга была только естественным признаком и последствием дождя, теперь же Господь обращает ее также в знамение Своего благоволения к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Библия, изложенная для семейного чтения Жертвоприношение Ноя. Ной проклинает потомство Хама. Столпотворение Вавилонское. Смешение языков И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя. Итак, свершилась грозная кара над людьми правосудного Творца их! Снесено было с лица земли все человечество и все зло от него. Долготерпение Господне не истощалось, пока не осталась на земле одна только семья, помнящая Бога. И через отца ее, праведного Ноя, Бог продолжал Свое общение с человечеством и вел судьбы его до исполнения обещания Своего послать в мир Спасителя, таинственно руководил человеками на пути к предопределенной Его благостью высочайшей цели – соединиться с Ним в блаженной вечности. Но как подвигалось на этом пути человечество? Увы, с первых же времен возобновления жизни на земле возобновился и грех, как бы унаследованный заразившейся однажды грехом природой человека. Уже сын праведного Ноя заявил о своих порочных наклонностях. Вот как повествует об этом Священное Писание. После того как, выйдя из ковчега со всеми бывшими в нем, «устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь Бог в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею». «Вот, Я поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. И сказал Господь Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда. Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга Моя в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти. И будет радуга Моя в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле».

http://pravoslavie.ru/2785.html

Псалом 98 Неизвестный писатель псалма старается возбудить в народе благоговение пред Иеговою и преданность Ему указанием, как на Его величие и правосудие, так и на Его милостивое отношение к людям. Господь, восседающий на Херувимах, есть царь над всем миром и всеми народами, почему все люди должны восхвалять Его (1–3). Он правосуден и делами Его справедливости полна история жизни Иакова (4–5). Господь внимал избранникам Своим, покровительствовал всему народу, прощал его, но и наказывал, когда последний возбуждал Его гнев. Так вечен и милостив Господь, и достоин хвалы и превозношения (6–9). Пс.98:1 .  Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля! Народ еврейский – народ Богоизбранный, находящийся под Его особенным покровительством. Господь, как царь всего мира, только тех людей награждает в любви, кто принадлежит к Его подданным, кто признает Его власть и исповедует Его царем и Богом. Из всех народов таков – только один еврейский, в храме которого Господь восседает на Херувимах Ковчега Завета. Остальные народы, не признающие Его своим Богом, не могут ждать от Него себе милости: они должны трепетать в ожидании кары. Пс.98:3 .  Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно! Имя Божие – «великое и страшное» по тем делам, которые Господь совершает в мире, когда по Его воле исчезают целые народы и гибнут грозные враги Иакова. История последнего подтверждает это многочисленными фактами. Пс.98:4 .  И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове. «Могущество царя любит суд». В действиях Бога нет произвола, как бывает в делах людей: Он любит суд, Его решения опираются на строгой справедливости, о чем также свидетельствует история Иакова. Пс.98:5 .  Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно! «Подножие Его» – Кивот Завета, крышка на нем (каппорет) и литые изображения херувимов, на которых восседает Господь. Пс.98:6 .  Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» 11 Июл 2023 В позднеантичной синагоге в Галилее обнаружены мозаики с изображениями сцен из Ветхого Завета В Избранное По завершении раскопок синагога будет превращена в музей ИЕРУСАЛИМ.Группа археологов и студентов во главе с профессором религиоведения Университета Северной Каролины Джоди Магнесс обнаружила мозаичные панно в позднеримской (ок. 400 г. н.э.) синагоге в Хукоке, древней еврейской деревне в Нижней Галилее в Израиле, cooбщaem phys.org. В центре недавно обнаруженного большого мозаичного панно, украшающего пол синагоги у главного входа, помещена загадочная надпись на иврите, обрамленная венком. По краям панно и под венком присутствуют надписи на арамейском языке, в которых перечислены имена либо жертвователей, предоставивших средства украшение синагоги мозаиками, либо мастеров, создавших их, а также просьба, чтобы эти имена запомнили навсегда. С обеих сторон от венка изображены львы, положившие передние лапы на головы быков. Все панно окружено декоративной рамкой, на которой изображены хищные животные, преследующие своих жертв. В ходе раскопок этим летом также были обнаружены дополнительные фрагменты мозаичных панелей, обнаруженных в 2012 и 2013 годах, на которых изображены сцены с Самсоном и филистимлянскими воинами. В июле 2022 года в этой же синагоге были обнаружены древнейшие изображения ветхозаветных героинь Деворы и Иаили. Кроме того, среди мозаик, обнаруженных археологами, есть надпись на иврите, окруженная человеческими фигурами, животными и мифологическими существами, напоминающими путти или амуров; изображение мужчины, ведущего животное на веревке, сопровождаемое подписью «маленькое дитя будет вести их» (Исайя 11:6); фигуры животных, которых надпись на арамейском идентифицировала как четырех зверей, представляющих четыре царства в книге Даниила. Примечательно, что среди мозаик присутствует первое известное изображение небиблейской истории — предположительно, это легендарная встреча Александра Македонского и еврейского первосвященника. Среди ветхозаветных сюжетов – изображение Ноева ковчега, расступающееся Красное море, Вавилонская башня, пророк Иона, проглоченный китом, а также два человека, посланные Моисеем исследовать Ханаан, несущие шест с гроздью винограда.

http://azbyka.ru/news/v-pozdneantichnoj-...

1.12. Потоп. Ной и его семья Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Допотопная история заканчивается на патриархе по имени Ной. При Ное дается первое описание людей, не персональное, а общечеловеческое и говорится, что когда люди начали умножаться на земле, то они развратились. «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3). «Потому что они плоть» – вот в этих словах тоже изображается удивительным образом состояние этих людей. Невозможно стало внутреннее, внутри сердца человеческого действие Духа Божия, невозможно было соединение человека с Богом. Конечно, внешнее действие Духа Божия было не закрыто и для падшего человечества, – тем не менее, здесь мы видим картину того, что нет другого слова, которым бы можно было описать, что «они плоть», – то есть целиком и полностью вся их жизнь, от макушки до пяток, посвящена земному, материальному. Нет в их жизни ничего такого, где бы мог действовать, где могло бы проявиться действие Духа Божьего, ни одного взгляда на небо у этих людей не было. Если праведность мы увидели изображенную, как хождение пред Богом, Который есть Дух, то обратное состояние изображается как плотяность. Люди полностью потеряли свое человеческое достоинство, перешли в область, можно сказать, чисто животного мира. Человек, оказывается, способен доходить даже и до того, когда ничто духовное его совершенно не затрагивает, – в нем как бы даже и места такого нет, которое бы могло быть этим духовным затронуто: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Понятно, что такое человечество уже не могло быть, скажем так, продуктивным с точки зрения своего предназначения; такое человечество уже не оставляло надежд на то, что оно способно воспринять спасение. И тогда совершается чудесное действие Божие, которое мы называем Великим потопом, когда погибают все люди, за исключением семейства праведного Ноя, от которого происходит новое человечество. Спасается всего восемь душ: Ной, его жена и трое его сыновей со своими женами. Причем потоп приходит не внезапно, поскольку само сооружение Ноем ковчега, несомненно, являлось проповедью покаяния. С одной стороны, это было подвигом веры Ноя, потому что человек на суше строит такой огромный океанский лайнер и сообщает, что вот скоро он на нем поплывет, а кто в него не взойдет, тот погибнет. Можно себе представить, какую потеху доставлял Ной своим современникам, которые были плоть, и вследствие этого, очевидно, были вполне материалистами, понимали, что этого не может быть, потому что не может быть никогда, потому что это противоречит всем «законам науки». Вполне возможно, что с «наукой» у них было очень хорошо. И, несмотря на это, Ной был верен слову Божию, Который велел ему строить ковчег.

http://sedmitza.ru/lib/text/430832/

1.14. История потомков Ноя Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Далее мы видим, что такая внешняя мера как потоп, не исправила человека, пребывающего в падшем состоянии. Мы видим, что хотя Ной и является прообразом Христа, родоначальником нового человечества, это человечество отнюдь не является нравственно обновленным. В семейство Ноя вошел грех. Грех хамства – такое с тех пор он получил название. В чем же этот грех заключался? Казалось бы, формально говоря, Ной был виноват: в обнаженном виде лежал среди своего шатра – так мог, по крайней мере, оправдать себя Хам. А он просто пошел и сообщил братьям: «пойдите, посмотрите, что делается». И, тем не менее, это, казалось бы, такое невинное деяние навлекло на него проклятие. Дело в том, что Хам нарушил фундаментальную заповедь, хотя она еще не была сформулирована. Почитание отца восходит к богопочитанию. Не случайно Христос сказал: «и отцом не называйте никого на земле, потому что один у вас Отец, который на небесах» (Мф. 23:9) – этим Он не запрещал, по-видимому, называть папу папой, но учил помнить, что собственно земное отцовство собой изображает и откуда происходит человек. Вспомним родословие Господа Иисуса Христа у евангелиста Луки, который возводит его до Адама и дальше до Бога. И вот этот фундаментальный принцип богопочитания, который выражается через почитание отца, здесь нарушается. Грех Хама повторен иудеями, глумившимися над распятым Сыном Божиим. И, конечно же, Хамом попрана любовь. Эту любовь, мы видим, являют его братья. Внутреннее нравственное чувство им подсказало, что нужно сделать. Покрыть отца своего, покрыть его внешним образом, конечно же, одеждой, но мы с вами знаем из Писания, что «ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Прит. 10:12). Покрыть любовью — значит, действуя по любви, быть готовым покрыть, то есть не увидеть для себя, тем более, не осудить какую-то немощь, какое-то согрешение ближнего. Что и исполняют братья. Здесь снова следует обратить внимание на то, как Писание может емко характеризовать человека. «Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана» (Быт. 9:18). В то время, когда вокруг бушевали воды потопа, губившие все живое, Хам обзавелся потомством.

http://sedmitza.ru/lib/text/430838/

( 2Пар.1:1–13 ) рассказывают о тех же фактах, о которых повествует и ( 3Цар.3:4–15 ), и передают их существенно сходно с 3 книгой Царств. Отличия – частные, обозначающие или особый стиль священного писателя Паралипоменон, или же его своеобразную точку зрения на одни и те же факты, или, наконец, восполняющие повествование 3 книги Царств новыми чертами. Так, в рассматриваемом месте 2 Паралипоменон ст. 2 указано, что Соломона в его паломническом путешествии в Гаваон сопровождали главы и начальники народа (чего не сказано в ( 3Цар.3:4 ), сравните, однако, там же (стих 15), что, без сомнения, действительно имело место в данное время, как и после при перенесении ковчега в храм и освящении последнего ( 3Цар.8:1 ; 2Пар.5:2 ). Затем, если в ( 3Цар.3:4 ) сказано общее: " там (в Гаваоне) был главный жертвенник» (собственно: «высота», евр. бама), то в ст. 3–5 рассматриваемой главы 2 Паралипоменон со всей определенностью сказано, что: 1) в Гаваоне пребывала скиния Моисеева (стих 3, ср. ( Исх.40:18 )); 2) перед этой скинией собрания там стоял сделанный при Моисее же художником Веселиилом жертвенник (стих 5, ср. ( Исх.37:1,38:1 )), на котором Соломон и совершил 1 000 всесожжений (стих 6), и 3) ковчег Божий или ковчег завета из Кириафиарима (ср. ( 1Цар.7:1 )) был перенесен Давидом в построенную им скинию в Иерусалиме. О последнем рассказывается во ( 2Цар.6:1–23 ), особенно в стихе 17 (см. Толков. Библию , т. II. Спб. 1905, с. 424–425), а также в 1 Паралипоменон в главах 15 и 16. Действительность существования до времен Соломона скинии Моисеевой с ее священными принадлежностями подтверждается свидетельством ( 3Цар.8:4 ) (см. Толков. Библию, т. II, с. 461). О положении Гаваона см. Толков. Библию, т. II, с. 317–318 и 450–451. О положении Карифиарима ( Нав.9:17 ; Иер.26:20 ) иначе Ваала Иудина ( 2Цар.6:2 ; Нав.15:9,60 ) см. Толковую Библию, т. II, с. 318 и 424; по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomast. 596, ср. 192), город этот лежал на 9 милиарии по дороге из Элии (Иерусалима) в Диосполь (Лидду); теперь мусульманская деревня Карьет-эл-инеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Введение во храм 03.12.2023 388 Отринув суетность рутины, Проникнем в сердце Палестины, Взыскуя помощи у Бога Под сенью древнего чертога. Стремится дух неутомимо В пределы Иерусалима, Взывая к Богу непрестанно, Как древле - Иоаким и Анна. Цветок любви, Дитя молитвы Приходит в час духовной битвы - Так уничтожит жало змия Благословенная Мария. В лучах Божественного света Святая Дева - Дщерь обета... Настало духа пробужденье: Ликует ангельское пенье. В Господень храм Отроковица Вошла. И вышняя десница Ее утробу осенила... Восходит горнее Светило, И, предваряя воплощенье, Дарует миру освященье, Вложив в уста Пречистой Девы Псалмов старинные распевы. Здесь путь духовных восхождений - Возносит Дева песнь степеней: Так настаёт пора рассвета Ковчега Нового Завета. Ступает в ризах позлащенных, Одеждах царских, испещренных Надеждой, верой и любовью, И воспевает славословье. К Её стопам склонились своды, И обновлением природы В Ней созидает Искупитель Телесный храм, Свою обитель. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/03/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКСУМ [Аксум; греч. Αξουμις, Αξωμις, Αξουμις Αξομηлат. Auximis, южноарав. ’ksm-n ], столица Аксумского царства , первая резиденция митрополита Эфиопского, центр политической, религ. и культурной жизни раннесредневек. Эфиопии. Город расположен на плоскогорье Тиграй, на высоте 2200 м, в ложбине шириной 3 км, протянувшейся на 8 км с востока на запад. Согласно эфиоп. династическому мифу, А.— «второй Иерусалим», стольный град царицы Савской Македы и ее сына Менелика I , местопребывание величайшей святыни — подлинного Ковчега Завета. А. возник ок. 2000 лет назад как важный перевалочный пункт на торговом пути, связывавшем красноморское побережье с долиной Нила; свое название он получил, вероятно, по обитавшему в этом районе племени аксумитов (морфологически ’aksum соответствует одному из ти пов мн. ч., обозначавшему этнонимы в ряде южносемитских языков). В первые века после Р. Х. город становится центром могущественной державы, символом власти над обширными территориями не только на севере Африканского Рога, но и в Юж. Аравии. В память о своих походах аксумские правители возводили в столице и ее окрестностях каменные троны и стелы с надписями. Такие памятники дошли от эпохи правления царя Эзаны (сер. IV в.). Семь гигантских обелисков, высеченных из монолитных блоков в виде стилизованных многоэтажных замков, были связаны скорее всего с царскими захоронениями языческой эпохи. Наибольший из них (высота 33,3 м) не имел себе равных в древнем мире. В вертикальном положении сохранился лишь один такой обелиск (высота 24 м), остальные были повержены. В ходе археологического изучения А., важнейшими этапами к-рого явились изыскания нем. аксумской экспедиции во главе с Э. Литманом в 1906 г. и раскопки Британского ин-та в Вост. Африке 1972–1974 гг. (возобновлены в 1993), были обследованы руины 4 дворцов — Такха-Марьям (IV в., 85×120 м), Энда-Сэмон и Энда-Микаел (оба V в.) и Дунгур,— а также многочисленные гробницы.

http://pravenc.ru/text/540784.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010