Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДВЕНАДЦАТИ ПАТРИАРХОВ ЗАВЕЩАНИЯ («заветы») [греч. ιαθκαι τν ιβ πατριαρχν; лат. Tesmamenma XII Patriarcharum], раннехрист. апокриф , составленный на основе библейских и постбиблейских иудейских преданий о ветхозаветных патриархах, в жанровом отношении примыкающий к апокалиптической литературе завещаний (заветов) (см. ст. Апокалиптика , Завещания апокрифические ). Представляет собой собрание прощальных наставлений и пророчеств каждого из 12 сыновей праотца Иакова, адресованных братьям, сыновьям-наследникам и их потомкам. Источники Д. п. з. и особенности жанра В основе этого и др. сочинений в жанре завещания лежит библейская традиция предсмертных благословений и прощальных бесед праотцов, пророков и праведников, представленная прежде всего такими текстами, как Быт 49 (благословения Иакова) и Втор 31-34 (прощальная беседа, пророчества и рассказ о погребении Моисея). Аналогичные повествования встречаются в Быт 27. 27-29, 38-40 (благословения Исаака), Нав 23-24 (последние слова Иисуса Навина), 1 Цар 12 (прощальная беседа Самуила), а также в межзаветных произведениях как включенных в канон ВЗ - Тов 14. 1-11 (завещание Товита сыну) и 1 Макк 2. 49-70 (предсмертные наставления Маттафии сыновьям), так и считающихся апокрифическими - Юб 20-22 (завещание Авраама), Завещания 3 патриархов (Авраама, Исаака и Иакова), Иова, Каафа (4Q452), Моисея, отдельные части 1-й кн. Еноха и др. Главным критерием для выделения жанра завещания является сюжетная линия. Вместе с тем для большей части указанных сочинений характерно наличие предсказаний о будущем (в традициях пророческой лит-ры) и этических наставлений (в традициях лит-ры премудрости). Реже встречаются повествования, близкие к апокалиптической лит-ре вознесений . Несмотря на обилие ссылок на писания Еноха (II 5. 4; III 10. 5; 14. 1; IV 28. 1; VII 5. 6; VIII 4. 1; XII 9. 1), прямых цитат из известных в наст. время книг Еноха в Д. п. з. не выявлено. Зато в биографических разделах имеются многочисленные совпадения с повествованием кн. Юбилеев (напр., предания об Иуде, его жене, детях и Фамари в Test. XII Patr. IV 8. 10-12).

http://pravenc.ru/text/171468.html

756) Воспоминания о Сирии, О. А. Морозова (Сенковского), Библ. для Чт. 1834, т. 5, стр. 27–42, 151–161. 757) Сирия и бедуины под властию турок, Реп. и Пант. 1855, X, 23–32. 758) Книга М. Пужула «Правда о Сирии», вышедшая в Париже; на нее рец. Светоч 1861, отд. 4, стр. 21–28; Р. Инвал. 1861, 91; сличи там же 759) Сирия, Н. Берга, Наше Время 1860, 49, 52; 1861, 8–11, 15, 16, 18–22, 25. 760) Турецкие трибуналы в Сирии, Светоч 1861, 761) Народонаселение Сирии и Палестины, Иллюстр. 1861, т. VII, 762) Сирийские жители, с рисунками, Иллюстрац. 1861, т. VII, 763) Бальбек и Пальмира, П. Сальмоновича, Журнал Главн. Упр. путей сообщения 1862, т. 37, кн. 3, отд. 2, стр. 154–174. 764) Исследования о Пальмире, Журн. Мин. Нар. Просв. 1838, ч. 17, стр. 490. 765) Разрушение Баальбекского храма, Финск. Вест. 1847, т. XIX, смесь, стр. 43, и т. XX, смесь, стр. 53. 766) Ливан, Журн. для чтен. воспитан. В.-Уч. Зав. 1860, т. 146, стр. 429. 767) Посещение Дауд-паши, наместника Ливана, Зап. для Чтения 1867, стр. 1–10. 768) Деревня Эдем на вершинах Ливана, Живоп. Обозр. VIII, 169, с рисунком. 769) Христианство на Ливане – марониты, свящ. Андреевского, Прав. Обозр. 1869, стр. 578–606. 770) Марониты, ливанские сцены Жерара де Нарваля, Библ. для Чт. 1847, т. 89, стр. 116–133; Журн. В.-Уч. Зав. 1860, стр. 202–211. 771) Католическая и протестантская пропаганда около Ливана, Прав. Обозр. 1865, т. XVI, Известия, стр. 83. 772) Под заглавием «Кедр Ливанский», издана в 1860 г. большая гравюра, изображающая происхождение церквей, религиозных обществ и сект, от первого до настоящего века, составлена Иос. Вильг. Уальдом, пер с англ. Н. Ливанов. Отпечатана в 2-х листах александрийской бумаги, изд. Кораблева и Сирякова. Спб. 1860, ц. 1 р. На полотке и в футляре 2 р. 773) Вечер в Дамаске, Реперт. и Пант. 1853, XII, 27–28. 774) Дамаск и его торговля, Сын Отеч. 1844, I, 33. 775) Казни Фуад-паши в Дамаске, Морск. Сборн. 1860, оф. 146. 776) Извлечение из донесений вице-консула в Дамаске, г. Макеева, Морск. Сборн. 1860, 55–61 (о избиении христиан в Дамаске).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Василий Великий . Бес. XVI. Твор. т. IV, стр. 245–246. (изд. 3). Ср. Прот. Евном. кн. II. Твор. т. III, стр. 68. 70. S. Joannes Chrysostomus. In. Matth. hom. 1, § 3. (Ed. Montfaucon. t. VII, p. 8): ονκ ν τος προοιμοις δε μνον λλ κα δι παντς το Εαγγελου τν λλων στν υψηλτερος etc. Cf. Homil. LXXX, § 3. (t. VII p. 867); In 1 cap. Genes, homil. III, § 2 (t. IV, p. 21); homil. II, § 3 (t. IV, p. 14–15); In Joan. homil. I, § 5 (t. VIII, p. 17) и мн. др. S. Ambrosius. De institutione Virginis. Lib. 1, c. 7, § 48 (T. II, p. 260. Edit. monach. Ben. ord.): docuit hoc Joannes, qui mystica magis scripsit. etc.;-De sacramentis. Lib. III. c. 2, § 11 (T. II, p. 364): in libro Evangelii, qui scribitur secundum Joannem, qui vere prae ceteris vidit magna mysteria, et designavit et declaravit... Omnes quidem sancti Evangelistae, omnes Apostoli praeter proditorem, omnes sancti; tamen sanctus Joannes, majore quadam tuba fudit aeterna mysteria. Quidquid locutus est, mysterium est.-Expositio Evangelii secundum Lucam. (T. I, p. 1262): Nemo enim, audeo dicere, tanta sublimitate sapientiae majestatem Dei vidit et nobis proprio sermoni referat. Transcendit nubes, transcendit virtutes coelorum etc. и др.-Соттепт. ad. Luc. Lib. X, c. 23, § 130: Joannes ergo qui plenins divina penetravit mysteria. S. Gregorius. Moralium. Lib. XVXI in cap. 39 Beat, Iob. § 94. t. I, p. 1039 (Bibl, max, vet. patr): quartum proculdubio animai Joannem per aquilam designans, qui volando terram deseruit, quia per subtilem intelligentiam interna mysteria etc. Augustinus, ln Joan. Tractat. XXXVI, p. 543 (Bibl. max. vet. p.): S. Joannes Apostolus non immerito secundam inteligentiam spiritalem aquilae comparatus, altis multoque sublimius aliis tribus erexit praedicationem suam etc. и мн. др. Hieronymus Advers. lovinian. Lib. Ï Joannes vero noster quasi aquila ad superna volat. et ad ipsum patrem pernit, dicens: in principio etc. Hilarius. Pictavor. Episcop. De Trinitate. lib. X, p. 1062 (Ep. mon. ord. S. Ben.): Joannes maxime spiritualium causarum praedicator. Cf. Lib. VI, p. 908. Eulgmius Zigaben Comment. in quatuor Evangelia. t. XIX, p. 663 (Bibl. max. vet. p.): Siquidem quum in coena super pectus Domini recubnisset, talem hausit sententiam, qualem nemo alius sortitus est. Et vere de coelo tonuit et de penetpalibus exclamavit: non tanquam alte dociferans, sed quasi de rebus altis clamans etc. Cf. Niceta Paphlagon. Oratio IV in laudem sancti ac celebrissimi Apostoli Evangelistae Joannis Theologi T. XXVII, p. 394 (Bibl. max. vet. p.): quis ita terrenis superior sese extulit, parique coefestibus celsitudine evasit? Coelestis Verbi tuba, sonora, concinna, mellitis veritate sonis, omnem graecorum sermones vanitatem silentio damnans, omnique oratorum et philosophorum multiplici consonantia modulata organa theologiae tuae alto tonitruo sopiens atque omnem verbo dignum animum ad se trahens etc. Cf. p. 396. Paschasius Ratbert. In Matth. Eveng. Lib. IV. T. XIX, p. 467 (Bibl, max. vet. p.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Процесс эс-эров. Вып. II. 1922 г. Рабочее движение в 1917 г. «Арх. окт. рев.», 1927 г. Рабинович. Борьба в армии в 1917 г. 1930 г. Раскольников. Кронштадт и Петербург в 1917 г. 1925 г. Рахья, Э. Последнее подполье Влад. Ильича. «Крас. Лет.», 57. Рейнгартен. Октябрьская революция в Балт. флоте. «Кр. Арх.», XXV. Рид. 10 дней, которые потрясли мир. 1918 г. Руднев. При вечерних огнях. 1928 г. Рябинский. Хроника революции 1917 г., т. V. 1926 г. Савельев. Протоколы Ц. К. РСДРП. Август 17 – февраль 18 г. 1929 г. Савинков. Борьба с большевиками. 1920 г. Савинков. К выступлению большевиков. «Русские Вед.», 1917 г. 255. Sadoul. Quarante lettres de Joseph Sadoul. 1922 r. Семенов (Васильев). Военная и боевая работа партии с. р. за 1917–18 г. Берлин 1922 г. Симанский. У стен Кремля. «За Свободу», 1927 г. 256. Синегуб. Защита Зимнего Дворца. «Арх. Рус. Рев.», IV. Смирнов, С. Конец Врем. Правительства. «Руль», 1923 г. 20 декабря. Смирнов. Из жизни самокатчиков 3 бат. «Кр. Лет.», 2–3. Соколов. Зашита Вс. Учр. Собрания. «Арх. Рус. Рев.», XIII. Ставка. 25–26 октября 1917 г. «Арх. Рус. Рев.», VII. Станкевич. Воспоминания 1917–19 г.г. 1920 г. Струве. Дух белого движения. «Возрождение», 1930 г. 16 ноября. Суханов. Записки о революции, кн. VII. 1922 г. Троцкий. Моя жизнь, ч. II. 1930 г. Троцкий. История русской революции, т. 11. Берлин, 1931 г. Троцкий. Сочинения, т. Ш, ч. 1 и 2. 1925 г. Троцкий. О Ленине. 1924 г. Уралов. Странички Октября. «Прол. Рев. 33. Флеровский. Кронштадт в октябрьской революции. «Пр. Рев.», 1922 г. Фокке. На сцене и за кулисами Брестской трагикомедии. «Арх. Рус. Рев.» XX. Francis. Russia from the American Embassy. 1922. Хижняков. Беседы с ним. «Власть Народа». 1917 г. 154. Чаадаева. Как буржуазия готовилась к октябрю. «Кр. Архив», XXI. Чебышев. Близкая даль. «Возрождение», 1928 г- 8 дек. Черемисов. Поход Керенского на Петроград. «Голос России », 1921 г. Чернов. Рождение революционной России. 1934 г. Шидловский. Воспоминания, ч. II. 1923 г. Шляпников. К октябрю. «Прол. Рев.», 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Список приложивших печати священников (ст. 8: «это священники»). В списке названо 21 имя, но обыкновенно предполагают, что одно имя выпало, так как в ( Неем. 12:1–7 ) исчисляется 22 имени. Из этих имен 15 приводятся в ( Неем. 3:2–7 ) как имена глав священнических, возвратившихся из Вавилона с Зоровавелем, и в ( Неем. 3:11–20 ), как имена глав священнических родов. Вследствие этого и в ( Неем. 10:2–8 ) называются не отдельные лица, а целые священнические классы (череды), от имени которых выступили представители. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в числе приложивших печати не назван первосвященник. Может быть, вместо него подписался Сераия, который в ( Неем. 11:11 ) называется начальствующим в доме Божьем. Список священников, кроме ( Неем. 10:2–8 ), приводится еще в ( Неем. 12:1–7 ), но составить ясное представление об организации ветхозаветного священства после плена на основании этих списков очень трудно. Из ( 1Ездр. 2:36–39 ) видно, что с Зоровавелем возвратились из плена четыре священнических рода (Кейль) или четыре череды: Иедаии, Иммера, Пашхура и Харима. Между тем в ( Неем. 10:2–8 ) мы имеем указание на 21 череду, а в ( Неем. 12:1–7 ) – на 22. По преданию иудейскому, после плена до разрушения Иерусалима существовали 24 череды Давида ( Лк. 1:5–8 ); Иуд. Древн. VII, 14, 7. Как образовались эти череды и когда, об этом трудно сказать что-нибудь определенное. По иудейскому преданию, возвратившиеся из плена четыре рода (или череды) были разделены пророками на 24 части, с целью придания священству организации времени Давида. При этом первая череда получила свое имя (Иедаии, а остальные по жребию получили имена черед невозвратившихся (Herzfeld, Geschichte III, 393). Указание кн. Неемии на 22 череды (вместо 24) при этом можно понимать так, что 2 череды не были заполнены, дабы можно было включить тех, которые имели доказать свое право на священство ( 1Ездр. 2:61–63 ). Вновь образованные череды отчасти носили древние имена: в ( Неем. 12:1–7 ) восемь имен совпадают с ( 1Пар. 24:1–19 ). Но некоторые получили и новые имена, наприм. Иддо (ст. 4). О священстве в послепл. время см. у проф. Г. Титова (История священства. 1878) и у о. Гр. Ключарева (История ветхозав. священства. Стар. 1903).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вслед за тем Анна Ивановна обвинила бывшего своего управляющего и друга в присвоении ее доходов и насчитывала на него большие суммы. . При составлении настоящей монографии служили главными источниками: 1. Полное Собрание Законов Российской Империи, тома VII-XI. 2. Сборник Императорского Русского Исторического Общества, тома: III, V, VI, XV, XX (Депеши иностранных министров, находившихся при русском дворе). 3. Bьschings Magazin fьr die neue Histoire und Geographie. T. III, VI, IX, XVI. 4. Архив князя Воронцова. 1870, 1871 гг., тома I, II. 5. Исторические бумаги К. Арсеньева, изданные Пекарским. 1872. 6. Записки Манштейна о России, изд. 1875 г. 7. Записки фельдмаршала Миниха, изд. 1874 г. 8. Записки Миниха, сына фельдмаршала, изд. 1817 г. 9. Записки Леди Рондо, супруги английского посланника, изд. 1874 г. 10. Записки Якова Шаховского, изд. 1810 г. 11. Записки Нащокина, изд. 1842 г. 12. " XVIII век " , Бартенева, 4 т. изд. 1862-1869 г. 13. " Отечественные Записки " , 1825 г. Примечания на Записки Манштейна. 14. Hermanns, Geschichte des Russischen Staats, том V, изд. 1853 г. 15. Соловьева " История России " , тома XVIII-XXII, изд. 1868-1872. 16. " Воцарение Анны Ивановны " Корсакова, изд. 1880 г. 17. Чтения Имп. Моск. Общества Истории и Древностей, годы: 1858, тома II-й (Записки о Волынском) и III-й (Протоколы Верховн. Тайного Совета); 1862, тома I-й и IV-й (Дело Бирона и материалы, относящиеся до жизни его); 1864,том I-й (показание кн. Долгорукого и дело о Столетове и других); 1867, том III-й (рапорты Миниха). 18. " Маркиз де ля Шетарди " , Пекарского, изд. 1862 г. 19. " Русская Старина " , ежемесячное историческое издание 1870-1884 г. В нем помещены: в 1870 г. " Записки бриллиантщика Позье " и " О повреждении нравов " кн. Щербатова; в 1872 году - 1) " Из истории Тайной канцелярии " , 2) " Сказания иноземцев - герцога де Лирия и леди Рондо о России " , 3) " Императрицы Анна Ивановна и Елисавета Петровна " ; в 1873: " Императрица Анна Ивановна, ее придворный быт и забавы " ; в 1875 г.: " Карл Леопольд герцог Мекленбургский; в 1878: 1) Императрица Анна Ивановна и ее современники, примечания к Запискам леди Рондо " ; 2) " Убийство Синклера " ; в 1879: - " Замечания графа Панина на Записки Манштейна " . 20. " Русский Архив " , издаваемый Бартеневым, годы 1866, 1867, 1871, 1878 и 1883 гг. 21. Исторические статьи Хмырова, изд. 1873 г. 22. " Царица Прасковья " , М. Семевского, изд. 1883 г. 23. Вейдемейра " Обзор главнейших происшествий с кончины Петра Великого до вступления на престол Елисаветы Петровны " , изд. 1848 г. 24. Бумаги Государственного Архива, в числе которых были собственные письма Анны Ивановны к разным лицам, письма Бирона, Миниха, Головкина, Шаховского и других современников, приказы и распоряжения.

http://sedmitza.ru/lib/text/435705/

570 Эти ссылки приведены в подлиннике в кн.: Муретов М. Ренан и его “Жизнь Иисуса”. СПб., 1907, с.345 сл.; см. также: Aland К. Synopsis Quattuor Evangeliorum. Stuttgart, 1973. 571 Св.Климент. 1 Послание к коринфянам, 13, 15, 16, 18, 24. 572 Св. Игнатий Богоносец . Послания к ефесянам, XIV; к смирнянам, IV, I; к Поликарпу, II, I; Дидахе, I, VII, VIII, XI, XV, XVI. 573 Св.Поликарп. Послание к филиппийцам, 2,7. О возрасте Поликарпа см. Окружное послание о мученичестве Поликарпа (русск.пер., М., 1835, с.15). 574 Евсевий. Церковная история, III, 39. 575 См.: Безе Г. Достоверность наших Евангелий, с.116–117; Quasten J. Patrology. Utrecht, v. I, p.191f. 576 Св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 5, 17, 49, 51, 76, 78, 100, 102 и др. Кроме того, христианский писатель рубежа I и II веков Кодрат свидетельствует, что он знает некоторых лиц, исцеленных Христом (см.: Евсевий. Церковная история, IV, 3). 577 Евсевий. Там же, 1,13. О находке см.: Кубланов М. Указ.соч., с.24. 578 Св.Ириней Лионский. Против ересей, II, 17,8,22; III, 11, 7–9. 579 Ревиль А. Иисус Назарянин. Т.1, с.209. 580 Св.Ириней. Против ересей, III, 1,1. О Марке см.: Деян 12,12; 13,5,13; 15,37-39 ; Кол. 4:10 ; Флм. 24:2; Тим 4,11; 1Петр. 5:13 ; возможно, что Марк, как и Варнава, был левитского рода; см.: Фивейский М. Евангелие от Марка. – ТБ. Т. IX, с.1–11; Nineham D.E. Saint Mark. London, 1967, p.38–43. 581 Папий. – В кн.: Евсевий. Церковная история, III, 39. 582 Св. Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 108. 583 См.: Leon-Dufour X. Les Evangiles synoptiques. — RFIB, v. II, p.198. 584 Мк 15,21 ; ср. Рим. 16:13,14,51-52 . В связи с этими данными стоит, может быть, находка израильских археологов, сделанная в долине Кедрона. Там был обнаружен фамильный склеп иудеев – репатриантов из Египта. Среди них похоронен и некто “Александр, сын Симона”, родом из Кирены (см.: Barag D.P. Temoignages archeologiques sur l’histoire de Jesus. — Les dossiers de l’archeologie, 1975, N 10, p.12). 585 См.: Leon-Dufour X. The Gospels and the Jesus of History, p.110.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/8

Мартынов. Из истории Балт. Суд. завода. «Красн. Лет.» 58– Мартынов. Главн. Земельн. Комитет. «Кр. Арх.», XIV. Мельгунов. Российская контрреволюция. Метод и выводы ген. Головина. 1938 г. Милицын. «Из моей тетради». «Арх. Р. Рев.», II. Милюков. История второй русской революции. Вып. Ш. 1923 г. Милюков. Россия на переломе, т. I. 1927 г. Мстиславский. Пять дней. 1922 г. Набоков. Временное Правительство. «Арх. Рус. Рев.», т. I. Наживин. Накануне. 1923 г. Накануне перемирия. «Кр. Архив», ХХШ. Накануне октябрьского переворота (Отчет о секрет, заседании комиссии Bp. Сов. Респ.). «Былое». 1918 г. 12. Невский. В октябре. «Кат. и Ссылка», т. 96– Невский. Историческ. заседание накануне окт. восстания. «Былое» 1918 г. 12. Никитин. Роковые годы. 1937 г. Niessel. Le triomphe des bolcheviks. 1940. Нольде. Набоков в 1917 г. «Арх. Рус. Рев.», VII. Noulans. Mon ambassade en Russie. I. 1933. Оберучев. В дни революции. 1919 г. Октябрь на фронте. «Красн. Арх.», XXIII. Октябрьские бюллетени Ц. К. «Пролет. Рев.», 4. Октябрьский переворот (воспоминания – заседание участников 7 ноября 1920 г.). «Прол. Рев.», 1922 г. 10. Октябрьская Революция перед судом американских сенаторов. 1927 г. «офиц.отчет «Овермэнской Комиссии»). Oldenbourg. Le coup d’Etat bolcheviste. Paris. 1929. Пальчинский. Последние часы Временного Правительства (дневник). «Кр. Арх.», 55. Пионтковский. Октябрьская революция. 1924 г. Пионтковский. ВРК в октябрьские дни. «Прол. Рев.», кн. 69. Подвойский. Красная гвардия в октябрьские дни. 1927 г. Подвойский. Военная организация РССДРИ. «Красн. Лет.», 1923 г. 8. Покровский. Большевики на фронте в октябре-ноябре 1917 г. «Кр. Новь». 1927 г. 11. Половцев. Дни затмения. 1927 г. Полянский. Разговор Ленина с Кронштадтом. «Прол. Рев.», 1922 г. 10. Попов. Октябрьский переворот. С предисловием Рожкова. 1918 г. Прокопович. Письмо в редакцию. «Руль. 18 августа 1922 г. Протоколы Цент. Ком. РСДРП (б). Сентябрь-октябрь 1917 г., «Прол. Рев.», кн. 69. Протоколы Петерб. Комитета. «Красн. Летопись», 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Как мы говорили в кн. Левита (см. вступл. в гл. XIII), прокаженные всегда имели особый лагерь, где они питались щедрыми подаяниями общины. Что же касается нечистых или условно нечистых, то они выносили свои шатры временно за стан, и жили в них доколе оканчивались дни очищения. Заметим, что по всей вероятности, изданные несколько месяцев ранее законы о прокаженных, и другие законы начали быть приводимы в исполнение лишь со второго месяца второго года, со дня Исхода, то есть с того времени, как это исполнение записано в книге Чисел 50 (Ст. 5–8), В книге Левитов глава V, 15, и в главе VI, 2–6 указаны случаи, когда сто либо «согрешит против посвященного Господу» или «согрешит.... запрется пред ближним в том, что ему поручено или..... обманет.... или найдет потерянное и запрется в том».... Во всех этих случаях, желающий войти в общение с Господом и очистить сердце свое покаянием, должен возвратить утаенное или незаконно присвоенное сполна; приложить пятую часть, и за грех свой принести в жертву повинности «из стада овец овна без порока» (Лев. вышеуказ. стихи). Здесь повторение и дополнение высказанного уже закона, но при том в весьма знаменательной связи с очищением всего стана Израилева от всяких осквернений, при чем естественно, в умы народа проводится мысль, что для сохранения себя в полной чистоте пред Господом недостаточно плотской чистоты, но что и обида, нанесенная брату сквернит обидчика, который очищается возвращением неправильно приобретенного с добавлением пятой части, и жертвоприношением. Отсылая для более подробного разъяснения этих законов к Гл. V и VI Левита, мы заметим, что при возврате святилищу неправильно от него удержанного, овен, по мнению О. Герлаха, зачитался по оценке в счет следуемой с виновного платы. В законах же о возврате неправильно приобретенного от частного лица нет этого зачета и овен представляется для жертвы сверх возврата утаенного обиженному с пеней пятой части: вот почему и здесь в стихе 8 уплата святилищу, за отсутствием наследников производится сполна (сверх овна очищения) 51 (Ст. 9–10). Повторение вкратце установлений о части жертвы и всей жертве, которые составляли собственность священника. Ср. в Левите Главу IV 11, 12; VI 26–29; VII 6, 9, 11, 14, 32, 33 – 35; а также ст. о посвященном Господу Левит гл. XXYII с соответствующими примечаниями 52 (Ст. 11–14). В ряду законов, объявленных при устройстве и очищении стана весьма знаменателен закон об очищении посредством указанного обряда женщины от несправедливого подозрения, и успокоения им ревности мужа ее; – этой страсти с такой силой, разыгрывающейся в особенности в восточных расах, и чаще всего ведущей к убийству.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕСЕМ [евр.  ,  ; греч. Γεσεμ], территория в вост. части дельты Нила, в пределах к-рой жили евреи во время пребывания в Египте. Согласно кн. Бытие, праотец Иаков и его семейство были приглашены в Г. его сыном Иосифом в связи с голодом в Ханаане (Быт 45. 10; 46. 28-47. 10). В Г. евреи жили вплоть до Исхода (Исх 8. 22 (LXX 8. 18); 9. 26) и успешно занимались скотоводством. Поскольку близкого к Г. егип. названия местности не обнаружено, оно считается семит. происхождения и, вероятно, связано с именем Гешема Аравитянина (греч. Γησαμ Αραβι) (сер. V в. до Р. Х.), вождя (царя) араб. племен и персид. чиновника, влияние к-рого распространялось до вост. части дельты Нила и к-рый упоминается в Библии как противник Неемии (Неем 2. 19; 6. 1, 2, 6). Вопрос о точном местоположении библейского Г. является дискуссионным. В LXX Г. называется также Γεσεμ Αραβας (арав. Г.) (Быт 45. 10; 46. 34). Поскольку Аравией греки называли территорию между Нилом и Красным м. или 20-й ном (провинцию) Н. Египта, большинство исследователей отождествляют Г. с этой местностью. В Быт 47. 11 Г. называется «землей Раамсес». Город Раамсес, построенный на месте Авариса, столицы гиксосов, и названный в честь фараона Рамсеса II (хотя строительство имело место еще до начала его правления), являлся царской резиденцией. В Исх 1. 11 говорится, что в его строительстве евреи принимали непосредственное участие. В наст. время этот город отождествляется с Телль-эд-Даба (Кантир), в 7 км от совр. Факуса. Пифом, 2-й город, к-рый строили евреи, ранее отождествлялся с Телль-эль-Масхута в районе Вади-Тумилат. Однако раскопки показали, что город на этом месте возник не ранее VII в. до Р. Х., а библейский Пифом скорее всего находился в районе Гелиополя, близ совр. Каира. Г. следует отличать от земли «Гошен» (Γοσομ) у юж. предела территории, захваченной Иисусом Навином (Нав 10. 41; 11. 16), и одноименного города в уделе колена Иудина (Нав 15. 51), находившегося, вероятно, на месте совр. Эз-Захирии, в 19 км к юго-западу от Хеврона. Лит.: Lambdin T. O. Goshen//IDB. 1962. Vol. 2. P. 442; Ward W. A. Goshen (Place)//ABD. Vol. 2. P. 1076-1077. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана

http://pravenc.ru/text/164909.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010