14 Г. Ратнером издано уже несколько выпусков по критике и исправлению текста Иерус. Талмуда, под общим заглавием: «Агават Цийон ве – Иерушалаим». Варианты, разночтения и пополнения текста Иерусалимского Талмуда, изданные по древним печатным и рукописным источникам с критическими замечаниями и объяснениями Б. Ратнером. 15 В т. 17 Песахим; 18: Шекалим, Иома, Сукна, Рош-гащана, Таанит, Мегилла, Хагига, Беца, Моэд-катан; 20: Маасрот, Маасер-шени, Халла, Орла, Биккурим; 25: Сангедрин, Маккот; 30: Киддушин, Сота и Кетубот. 18 Согласно усвоенному в лексиконе Иоанна Буксторфия пониманию слова «Midrasch» в женском роде, это слово понимается автором в женском роде и читается, как имя женского рода «мидрашь». 19 О значении творений бл. Иеронима для б. археологии см. сочинение проф. Е. Я. Полянского: «Творения бл. Иеронима, как источник для библейской археологии» 1908 г. 20 Первоначально это сочинение было написано на арабском языке, на котором оно называется «Китаб-ал-Сираг» (книга светильник) а потом было переведено на еврейский язык. 21 1-я книга – «Сефер га-мадда» (книга о знании, т. е. Бога), 2-я кн. «Сефер агава» (книга о любви, т. е. к Богу, точнее о выражении таковой любви); 3-я кн. «Сефер га-земаним» (книга о временах, т. е. праздничных); 4-я кн. «Сефер нашим» (кн. о женщинах, т. е. законы о заключении и расторжении браков); 5-я кн. «Сефер кедуша» (книга о святости в пище); 6-я кн. «Сефер га-плеа» (кн. о обетах и клятвах); 7-я кн. «Сефер зераим» (книга о семенах, т. е. об аграрных законах); 8-я кн. «Сефер-фбада» (кн. о богослужении); 9-я кн. «Сефер корбанот» (кн. о жертвоприношениях); 10-я кн. «Сефер тегора» (книга о чистом, т. е., о соблюдении чистоты); 11-я кн. «Сефер незикин» (кн. о повреждениях, встречающихся в обычной жизни); 12-я книга «Сефер киньян» (кн. о купле, т. е. купле и продаже); 13-я кн. «Сефер мишпатим» (кн. о судах, т. е. о судебных процессах по тем делам, которые не были сопряжены с повреждениями); 14-я кн. «Сефер шофетим» (кн. о судьях, т. е. о праве еврейских судей, в частности синедриона).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Из повествования Евангельского мы видим, что у Иудеев были тогда в ходу троякого рода монеты, именно: еврейский сикль, греческая дидрахма и римский динарий. Это совершенно соответствует времени земной жизни Спасителя, когда Иудея, незадолго перед тем находившаяся под владычеством Греков, и принявшая от них, вместе с некоторыми законами, монету, носила уже иго Римлян, сообщавших ей также некоторые свои постановления и монеты. А самое употребление всех этих монет между Иудеями, как оно представлено в Евангельском сказании, совершенно соответствует происхождению монет, или их назначению. Так, плата за что-либо, которая выдавалась из сокровищницы храма, производилась древней Иудейской монетой ( Матф. 26, 15 ). Подати, введённые в Иудее до владычества над нею Римлян, были платимы монетой Греческой. Например, подать поголовная ( Матф. 17, 24 , сн. Иос. Флавий о войне Иуд. кн. VII, гл. 6). Но в делах общественных, в выдаче жалования, в купле и продаже, употреблялись одни монеты Римские ( Матф. 10, 29; 20, 2 ; Марк. 14, 5 ; Лук. 12,6 ; Иоан. 6, 7; 12, 5 ), которыми платимы были и все новые подати, введённые Римлянами ( Матф. 12, 19 ; Марк. 12, 15 ; Лук. 20, 24 ). III. Ещё более изумительны некоторые подробности топографические, встречающиеся в Евангелиях, и вполне подтверждаемые писателями не христианскими. Довольно представить из этих подробностей немногие. По словам Евангелиста Иоанна, Пилат, производя суд над Спасителем в преторе, когда услышал вопли Иудеев, изведе вон Иисуса, и седе на судищи, на месте глаголемом лифостротон ( Иоан. 19, 9–13 ), которое, следовательно, находилось невдалеке от претора или жилища Пилатова. И действительно, Иосиф Флавий, рассказывая о том, что Римляне сделали нападение на храм со стороны замка Антония, упоминает о лифостротоне, как внешней принадлежности храма, находившейся подле этого замка 440 . А Филон в одном месте мимоходом замечает, что претор или жилище Римского правителя помещалось в палатах Ирода, стоявших, как известно, в соседстве храма и замка Антония к северо-западу 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Из повествования Евангельского мы видим, что у иудеев были тогда в ходу троякого рода монеты, именно: еврейский сикль, греческая дидрахма и римский динарий. Это совершенно соответствует времени земной жизни Спасителя, когда Иудея, незадолго пред тем находившаяся под владычеством греков и принявшая от них вместе с некоторыми законами монету, носила уже иго римлян, сообщавших ей также некоторые свои постановления и монеты. А самое употребление всех этих монет между иудеями, как оно представлено в евангельском сказании, совершенно соответствует их происхождению или назначению. Так, плата за что-либо, которая выдавалась из сокровищницы храма, производилась древнею иудейскою монетою ( Мф.26:15 ); подати, введенные в Иудее до владычества над нею римлян, были платимы монетою греческою, например, подать поголовная ( Мф.17:24 ; ср. Иосиф Флавий, Иудейская война, кн. 7, гл. 6); но в делах общественных, в выдаче жалованья, в купле и продаже употреблялись одни монеты римские ( Мф.10:29, 20:2 ; Мк.14:5 ; Лк.12:6 ; Ин.6:7, 12:5 ), которыми платимы были и все новые подати, введенные римлянами ( Мф.12:19 ; Мк.12:15 ; Лк.20:24 ). Еще более изумительны некоторые подробности топографические, встречающиеся в Евангелиях и вполне подтверждаемые писателями нехристианскими. Довольно представить немногие. По словам евангелиста Иоанна, Пилат, производя суд над Спасителем в преторе, когда услышал вопли иудеев, изведе вон Иисуса, и седе на месте глаголемем Лифостротон ( Ин.19:9,13 ), которое, следовательно, находилось невдалеке от претора или жилища Пилатова. И действительно, Иосиф Флавий, рассказывая о том, что римляне сделали нападение на храм со стороны замка Антониа, упоминает о Лифостротоне как внешней принадлежности храма, находившейся подле этого замка, а Филон в одном месте мимоходом замечает, что претор или жилище римского правителя помещалось в палатах Ирода, стоявших, как известно, в соседстве храма и замка Антонии к северо-западу. Города Иерихон и Капернаум в Евангелии представляются как места, где производились сборы пошлин и податей ( Лк.19:1–2 ; Мф.17:24 ; Лк.7:1 ). Но исторически известно, что богатейшее из произведений Иудеи, бальзамовое дерево, составлявшее самый важный предмет торговли, росло в окрестностях Иерихона и что за это произведение взимаема была пошлина правительством; поэтому и естественно в Иерихоне надлежало быть мытнице. Известно также, что, когда финикияне и особенно арабы привозили свои товары в Палестину по реке Иордану, они проходили этою рекою прежде всего мимо Капернаума; значит, и здесь естественно надлежало быть мытнице для отобрания пошлин за право входа.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

д) от 3 октября 1860 г. монах Никифор – ему же. Кроме этих покупных участков, насколько известно, половина участка Старого подворья была уступлена Императорскому Правительству Турецким Правительством – половина площади, известной тогда под именем Мейдана. 2. По месту близ храма Воскресения 4 документа о продаже: а) от 3 сентября 1859 г. коптский священник Георгий и брат его Ризк, сыновья Фомы, – Императорскому Консулу Владимиру Доргобужинову; б) от 26 сентября 1859 г. Могамед Али Хамди – ему же; в) от 5 июля 1861 г. Митрополитом Петры Аравийской Мелетием – Императорскому Консулу К. Соколову и Начальнику Русской Духовной Миссии епископу Мелитопольскому Кириллу; г) от 1 декабря 1861 г. тем же – последнему. 3. В северо-восточном углу Иерусалима 1 документ о продаже: а) от сентября 1857 г. Сеидом Могамедом бен Асачи – монаху Виссариону и заявление сего последнего о желании продать этот участок Императорскому Консулу. 4. У Новых ворот Иерусалима 2 документа о продаже: а) и б) Джебран Гаргуром – бывшему драгоману Императорского Консульства Михаилу Шехашири. 5. У Дамасских ворот – 2 документа о продаже: а) от марта 1859 г. Джебран Гаргуром – вышеупомянутому Шехашири; б) от 4 декабря 1859 г. Юсеф Гайнемом – Императорскому Консулу Владимиру Доргобужинову. 6. На горе Малой Галилеи 1 документ о продаже: а) Егором Халеби – бывшему Начальнику Русской Духовной Миссии епископу Мелитопольскому Кириллу. 7. У пруда Мамиллы 1 документ о продаже: а) от 31 июля 1857 г. Каблан Дахдою – графу H. A. Кушелеву-Безбородко. 8. В Айн-Кариме 1 документ о продаже: а) от 3 сентября 1859 г. Джебран Гаргуром – бывшему драгоману Императорского Консульства Михаилу Шехашири. 9. В Назарете – 2 документа: а) большого участка владельцем значится Консульский агент С. Хури; б) меньший участок продан Халиль Хакимом – бывшему Консульскому агенту в Кайфе К. Аверино. 10. В Кайфе – 1 документ: а) 4 июня 1864 г. Ильёю Абудом и Одэ Хамаром – вышеупомянутому К. Аверино, который заявляет о покупке этих участков для Императорского Консульства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1771 году в Купле, на средства помещиков В. Челюскина и А. Постниковой, церковь была перестроена заново. Главный престол остался прежний, пристроен был теплый придел во имя Св. Николая Чудотворца. – Эта церковь несколько поновленная в 1878 г. существует в Купле и в настоящее время. Здание церкви и колокольня довольно ветхи, на перестройку же их у прихода нет средств. Над главным престолом устроена деревянная сень с изображением Спасителя, благословляющего чашу и хлеб. – Иконостасы в церкви от прошлого столетия. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На некоторых богослужебных книгах сохранились подписи храмоздателя А. Челюскина. Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: жалованья из государственного казначейства, процентов с причтового капитала (902 р.), от земли и прихода до 675 руб. в год. Домов общественных для причта не имеется. Земли при церкви пахотной и сенокосной 18 дес. 1,694 саж., в том числе неудобной около 3 дес.; план и межевые книги на эту землю есть. Кроме того, в пользу причта имеется писцовая дача Скрябино – 25 дес. 2,375 саж. (10 верст от церкви) и в пустоши «Бутменеве» (20 верст от церкви) сенокосной земли около 9 дес., из коих 5 дес. под кустарником, план на эти земли имеется. Приход состоит из села Купли и деревень: Пешкова (2 вер. от церкви) 194 , Гашкина (5 вер.), Шишкина (5 вер.), Алешкова (5 вер.) 195 , Хорошева (4 вер.), Малинова (4 вер.) 196 и Случкова (5 верст) 197 , в коих по клировым ведомостям числится в 1897 году 523 души мужеского пола и 609 женского, в том числе 113 душ раскольников Спасова согласия и 177 душ поморцев. В селе Купле есть школа грамоты, в 1897–98 учебном году в ней училось 6 мальчиков. Мячковский приход Слободка Мячковская при озерах Мячковском и Долгом находится в 7 верстах от уездного города и в 145 от губернского. Слободка Мячковская находится в полутора верстах от своей приходской церкви. На месте же этой церкви до 1764 г. существовал Васильевский мужской монастырь, зависевший от Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Для библейской истории наибольший интерес представляют папирусы из Элефантины - архив евр. военного гарнизона: акты о купле-продаже; брачные контракты; письма, предназначенные для отправки офиц. лицам в Иерусалим; лит. тексты (речения Ахикара и фрагмент повести (о) Бар-Пунеш). Благодаря этим текстам стало известно о существовании в Элефантине в период Второго храма святилища «Ягу». Речения Ахикара (неск. раз упоминается в Книге Товит), обрамленные повествованием о его злоключениях и счастливом избавлении, представляют собой собрание мудрых изречений и моральных наставлений. Они принадлежат широко распространенной на Др. Ближ. Востоке традиции лит-ры премудрости , представленной в Библии Притчами Соломона и Премудростью Иисуса, сына Сирахова. В Египте также найдены арам. тексты, записанные демотическим егип. письмом, датируемые ок. 400 г. до Р. Х.; они еще не полностью расшифрованы, но уже ясно, что нек-рые из них по форме и содержанию близки библейским псалмам. В Палестине, в пещере близ Вади-Далийе, неподалеку от Иерихона, были обнаружены фрагменты актов о купле-продаже сер. IV в. до Р. Х.- архив жителей Самарии , бежавших при вторжении армии Александра Великого. Арам. тексты в Книге Ездры - офиц. письма - по стилю и по языку во многом схожи с документами, составленными на имперском А. я. С V в. до Р. Х. арам. испытал значительное влияние аккад. и персид. языков. Средний арам. Этот период характеризуется наличием большого числа диалектов А. я., что отчасти объясняется тем, что на Ближ. Востоке закончилась эпоха великих империй, на смену им пришли небольшие гос-ва. Кроме того, в это время на А. я. создается разнообразная лит-ра, значительная часть к-рой сохранилась до наших дней. Диалекты Пальмиры, Набатейского царства и города-гос-ва Хатра представлены только надписями (посвятительными, строительными и др.), поэтому их объединяют под названием «эпиграфический арамейский». Сюда можно было бы отнести и т. н. древнесир.- ок. 80 эпиграфических документов (эпитафии, культовые и памятные надписи) из г. Эдесса I - III вв. по Р. Х.

http://pravenc.ru/text/75828.html

Сев. Донце мельница “с двором и с винницею. А с 7188 (1680) году по продаже села Мохнача жителя Максима Антонова на речке Гнилице , млинок. По поступке харьковца Якова Васильева в селе Мохначах грунты. В 7195 (1687) по продаже Змиевских жителей черкас Сергия, Ковнеристова зятя, в Змиевском уезде за речкою Ольшанкою в Ковнеристом кусте распаханных шесть нив, а в тех нивах шесть колес. В продаже Василия Ковнериста в вершине реки Ольшанской пашенная земля и сенные покосы, да хуторец. В 7197 (1689) году по продаже Змиевских жителей Игнатья Салова с товарищи в Змиевском уезде за р. Ольшанскою на левой стороне по Ольшанскому колодезю пахотная земля и сенные покосы. Всего за тем монастырем по отказным и межевым книгам и по выписям и по купчим написано: в Змиевском уезде пашенные земли и дикого поля и сенных покосов в разных местах по урочищам 54 десятины, да 25 четвертей, да лесу ненашенного 5 десятин, всего 59 десятин, да лесу по урочищам, четыре мельницы, да двор и грунты, в р. Север. Донце рыбная ловля, да три озера ”. По этой грамоте видно, что до подчинения монастыря Лавре управляли монастырем игумены. Из них один известен по грамоте 1692г., в которой сказано: “ Змиевского Козацкого Николаевского монастыря игумену Ионе , с братьею на церковное строение (выдано из таможенного дохода) десять рублев”. Игумен Манассия , постриженец Киевопечерской лавры, в 1673 г. был переведен из Змиевского монастыря в архимандрита Куряжского монастыря, для устроения сей новой тогда обители. В 1735 г. игумен Иларион , из дворянский фамилии Негребецких ; пред ним был Иаков Волчанский , а после него в 1737 г. был игуменом Гавриил Краснопольский . В 1741 г. игумен Мартиниан Лабачь принял “в Гомольчанских ровнях на Крымской стороне место с яблочным садом и с пахотным полем”, в обмен за участок земли на речке Гнилушке, уступленный лиманцу Ивану Осадчему. преемником его был игумен Патермуфий , известный в 1745 г. Последним игуменом был Фаддей Руцкий . При закрытии монастыря в 1788 г. видим в Змиевском монастыре 2 иеромопахов и 4 монахов.

http://sobory.ru/article/?object=57084

Стоглав, глава 41, вопросо – ответы 14 и 15, Казанское издание стр. 176 и 177 (Некоторые места составляли частную собственность; они и продавались. Явились такими образом, что попы выстраивали церкви и образовывали приходы, – см. А. С. Лебедева Белогородские архиереи стр. 18 fin.: поп построил церковь своим коштом; прихожане приняли его к себе в приход, чтоб ему и по нём его детям в приходе той церкви быть вечно, и в том дали они ему приёмную запись за руками. Ср. Дополнения к Актам Историческим т. XII, стр. 374; Собрание летописей т. III, стр. 148 начало. А также могли явиться и таким образом, что от смены на приходе отца сыном и внуком приход обращался в частную собственность, см. например, Чтения Общества Истории и Древностей России 1884г., книга II, Смесь стр. 37: поп завещает церковь и приход своему зятю (1738г.). Священники покупали у прихожан в собственность церковные места и с этими местами, и приходы становились собственностью; мог поставиться в священники только тот, кто купит место или же наследник, – Дополнения к Актам Историческим т. V, стр. 473, § 30. С тем лицом, которое купит место, являлись к архиерею, как с таким лицом, которому желали сдать место или продали место; сами уходили искать других мест. О продаже мест см. в постановлениях соборов 1503, 1666–1667 и 1675 годов. Акты Юридические Калачова т. II, стр. 393. Купчии по продаже одним попом другому церковного места см. в Чтениях Общества Истории и Древностей России 1890г. книга IV, Исследования, Русские рукописи стр. 50 и в Ярославских епархиальных ведомостях 1894г. col. 458. В XVII в. царь Алексей Михайлович отделил 2000р. из денег, оставшихся после патриарха Иосифа, на окуп церковных мест, – Акты Экспедиции т. IV. О церковных местах, как о частной собственности, в XVIII веке у Η. П. Розанова в Истории Московского епархиального управления. Яренгский приход в Архангельской губернии – частная собственность, – Чтения Общества Истории и Древностей России 1884г. книга III, Смесь, Челобитная попа Дионисия, стр. 12. О пожертвовании в монастырь половины сельской церкви см. в грамотах И. Д. Беляева , по Описанию Д. И. Лебедева стр. 30, Один тверич дал вкладом в Троице – Сергиев монастырь каменную церковь в Твери, – Список надгробий Священники владели двумя приходами, т. е. зараз служили в двух соседних приходах, – Дополнения к Актам Историческим т. V, стр. 466 col. 2 (здесь же и о продаже мест). Вотчинники церквей в 1646–76г., – Русской Исторической Библиотеки т. XIV, стр. 389. В Юго-Западной Руси попы платили панам оброки (как плату за места?), – митрополита Макария Истории Русской Церкви т. XI, стр. 621, – См. ещё 1 половины I тома стр. 414–415/492–493 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по рапорту синодального члена Петра, пресвитера Благовещенского, об оценке оставшихся после умерших духовных персон пожитков (кроме глобуса, компаса, атласа и некоторых гражданской и прочей печати и письменных книг и тетрадей, чему ценовщики сказали цены показать не знают) приказали : из оных оцененных вещей святые иконы и кресты и церковные книги иметь в добром охранении в Синодальной Канцелярии и для того отдать оное Синодальному актуариусу Михаилу Беляеву с распискою, а гражданские книги, и платье, и прочие гниющие вещи, и фарфоровую посуду, и часы продать с публичного торга, и о бытии той продаже публичному гоф-маклеру Мюксю объявить, которой продаже хотя и определено быть по вторникам и четверткам, но по представлению его, Мюкса, что те дни почтовые, в которые-де ему за отправлением почты никак быть не можно, оное отменить, а чинить ту продажу по средам и пяткам, а для оценки глобусов, компаса и атласа требовать знающих людей от Академии Наук; имеющиеся же между оными пожитками серебро, медную и оловянную посуду отослать в надлежащие по указам места с требованием за то присылки по указной цене, и для того по каким ценам за оные вещи отколь надлежит требовать заплаты, о том, справясь с указами и написав серебряным вещам пробу, к чему пробирмейстера требовать от Монетной Канцелярии, и, чрез него апробовав, предложить немедленно. Хотя же и вышепоказанные святые иконы и церковные книги по резолюции за подписанием господ кабинет-министров о пожитках после духовных персон подлежат продаже, но понеже по именному Её Императорского Величества 730 года указу велено: храмы святые, которые оскудели или иным каким образом опустели, возобновить и всеми потребами удовольствовать, да по именному ж Её Императорского Величества указу декабря 20 дня 737 года о конфискованных пожитках велено по 9-му пункту иконы и всякую утварь и книги церковные не продавать, но отсылать в Синод, и такую утварь и книги из Синода раздавать по рассмотрению в бедные монастыри и церкви ружные, где их не довольно, а иконы хранить в Синодальном Казённом Приказе; того ради с требованием рассмотрительной резолюции не повелено ль будет вышепоказанные ныне наличные здесь и в Москве и которые впредь быть случатся после духовных персон церковные книги, святые образы и кресты, також присланные и впредь присылаемые из Канцелярии Конфискации иконы по рассмотрению Синода раздавать к снабдению опустелых и ружных святых храмов и бедных монастырей, сообщить в Кабинет Её Императорского Величества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Миссионеры находили безжалостное отношение к туземцам не только противным христианству, но и подрывающим авторитет Российской империи и пытались сообщить об этом в столицу. Иеромонах Макарий вместе с тремя алеутами ездил в Санкт-Петербург. Но когда он туда приехал (1798), там уже завершалась работа по учреждению Российско-американской компании, которая по указу Павла I стала представлять государственные интересы на Аляске. Павел I по-иному смотрел на обязанности миссионеров, он был полностью на стороне купечества, и иеромонах Макарий был отослан на Аляску с указанием не вмешиваться в дела компании. Но корабль, на котором он плыл на Кадьяк вместе с первым епископом Аляски Иоасафом, потерпел крушение, и все погибли, в том числе и большая часть миссионеров. Позже более подробное описание жестоких методов работников компании сделал иеромонах Гедеон (Федотов), который летом 1804 года прибыл на Аляску в составе первой кругосветной экспедиции. От него остававшиеся на Аляске миссионеры узнали, что они лишены своих прежних полномочий, возложенных еще Екатериной II. В этом и заключалась причина недоразумений и конфликтов между участниками миссии и промышленниками в Русской Америке. При этом надо отметить, что отношения между миссионерами и служащими РАК не были однозначно враждебными. Баранов не был гонителем Церкви, он жертвовал личные средства на строительство храмов (при нем было построено два храма и несколько часовен), присутствовал за богослужениями, радовался колокольному звону. Монах Герман (Попов), причисленный к лику святых, активно защищал туземных жителей, но не выступал против власти главного правителя. Преподобный стал восприемником сына Баранова — Антипатра, нянчил его внука, а после его смерти выхлопотал пенсию для его туземной вдовы. — В 1867 году Российская империя продала Аляску Соединенным Штатам Америки. Как это отразилось на деятельности Русской Православной Церкви в этих землях? — Пока не выявлено достоверных источников, подтверждающих участие духовенства в обсуждении вопроса о продаже Аляски. Святитель Иннокентий, который в то время был архиепископом Камчатским (территория Аляски была частью его епархии), узнал о продаже заокеанских владений уже после подписания договора. Известно его письмо обер-прокурору графу Д.А. Толстому, в котором святитель излагает свои взгляды на дальнейшую судьбу Православной Церкви в Новом Свете. В продаже Аляски он видел возможность распространения православия по всей Америке и давал рекомендации, что надо сделать. Трудами святителя и его преемников в начале ХХ века православие вошло в десятку наиболее распространенных в США вероисповеданий.

http://e-vestnik.ru/interviews/alaska_mi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010