Даже и люди свободно мыслящие между мусульманами редко бывают материалистами, сохраняя всегда в себе, в том или ином виде, самое верование в Бога. Верующий же, что бы он ни делал и с чем бы ни сталкивался, все ставит в прямое отношение к Богу. Мы упоминали уже, что со всяким обыденным занятием у мусульман соединены религиозные обычаи. Перед едой и питьем, принимая лекарство, приступая к работе, мусульманин всегда скажет: «Во имя Бога милостивого, милосердого!» А покончив эти занятия, скажет снова: «Слава Создателю!» 28 . При умывании и купании установлены особые обязательные молитвы; при умывании лица: «О, Боже, блеском Твоим убели лицо моё в день, когда лица должны быть блистающими, и не допусти почернеть ему в день, когда лица должны будут стать черными»! (т. е. в день судный); при умывании шеи: «Боже, защити мою шею от огня, от плена и от цепей!»; при умывании ног: «Боже, укрепи ноги мои, когда они ступят на мост сиратский» (ведущий в рай через адскую бездну), «в день, когда ноги будут дрожать и спотыкаться на этом страшном переходе!» Таким же образом употребляются известные религиозные формулы и во время встреч, при купле и продаже, при открытии и закрытии дверей дома и т. д. Нелегко выговаривать имя Божие непочтительно; вплетение в беседу разных набожных выражений, приведение на память стихов корана никогда не считается лицемерием, а возбуждает лишь уважение и часто придает самой беседе лучшее направление. Вольнодумцы не смеют выражать своих взглядов; поэтому очень редко можно услышать в разговоре выражения, осмеивающие религию. Напротив, религиозные предметы составляют самую любимую тему, и кто при этом скучает, тот боится дать собеседникам своим повод даже угадать свою скуку 29 . Характер исламского благочестия определяется смиренным подчинением себя воле Божией. Уже Газали определил ислам, как «покорность и отдачу себя во власть и послушание, отречение от всякого протеста и самовластия». Другие богословы уподобляли мусульманина трупу, приготовленному для последнего посмертного омовения 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Отечественный страховой рынок - это явление экономической реальности. Экономическая реальность формируется объективными отношениями, в которые вступают участники рынка и в которых реализуются их интересы. Вокруг экономической реальности, как это нередко бывает, складывается " экономическая виртуальность " , где произносят ритуальные заклинания о преимуществах глобализации и необходимости безусловного открытия рынка для предпринимателей любого происхождения и гражданства, где жонглируют монетарными и стоимостными категориями и вообще " модными " словами: много говорят о собственности и либерализации, о жизненно важном значении для России идеологии общего европейского экономического пространства и применимости у нас опыта небольших стран Центральной и Восточной Европы, о купле-продаже бизнеса и о зарубежных менеджерах-волшебниках, якобы обладающих секретами новейших управленческих и сетевых технологий, о социальном партнерстве и необходимости уменьшения нагрузки на бюджет, о перспективности широкомасштабного развития обязательного страхования в нашей небогатой стране и недоразвитом менталитете отечественного страхователя, о транспарентности заведомо непрозрачного бизнеса и необходимости доступа к пенсионным деньгам и пр. Догматическое стремление любой ценой участвовать в " имеющих объективную природу " процессах глобализации и принципиальное игнорирование имеющих не менее объективную природу национальных особенностей экономического развития не может рассматриваться как приемлемая теоретическая база для осуществления в нашей стране практически значимой экономической политики и, прежде всего, - политики инвестиций. Практика требует, чтобы теория реформирования экономики и, в частности, ее страхового сектора, была не оторванной от жизни схемой, а программой конкретных действий, значимость которой определяется степенью учета в ней реальных экономических интересов реальных участников рыночных отношений. Существуют экономические интересы участников российского страхового рынка, существуют экономические интересы внешних по отношению к нашей стране и рынку хозяйствующих субъектов - существует необходимость их научного изучения и определения конкретных путей такого их сочетания, которое шло бы на пользу развития страхования в России.

http://moral.ru/Strahov.htm

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Первое жертвоприношение Аарона. Рисунок Симеона Соломона. Библия: " Экономические заповеди " 2 мин., 01.01.2008 Почти 3500 лет назад израильтянам, только что вышедшим из египетского рабства, на горе Синай был дан Закон, который иудеи и христиане считают богооткровенным. Он вошел в историю как Закон Моисея. Именно этот закон определил не только социально-экономические отношения ветхозаветного Израиля, но и христианскую систему хозяйствования. ВСЯ ЗЕМЛЯ ПРИНАДЛЕЖИТ БОГУ Согласно Закону Моисея вся земля принадлежит Богу. Господь говорит об этом так: " Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня " (Левит, глава 25 , стих 23). Исходя именно из этого, строилась вся система хозяйствования. ПОКОЙ ЗЕМЛИ В продолжении заповеди о субботе - седьмом дне, посвященном Богу, Библия говорит, что каждый седьмой год тоже должен быть субботним или покоем земли. Она не засевалась и не возделывалась, а виноградные и фруктовые деревья не обрезывались. Замечательно отсутствие формализма в отношении этой заповеди. Земля не просто отдыхала: все выросшее на ней само собою должно было служить пищей не только хозяину, его домочадцам и слугам, но и всем бедным людям и даже диким животным (Левит, глава 25 , стихи 1-7). ПРОЩЕНИЕ ДОЛЖНИКОВ Закон запрещает взыскивать и призывает совершенно прощать должников (из своих единоплеменников) в субботний год (Второзаконие, глава 15 , стихи 1-2). Через каждые семь лет Закон предписывал отпускать на свободу рабов тоже из единоплеменников... МОЖНО ЛИ ДАВАТЬ ДЕНЬГИ ПОД ПРОЦЕНТЫ Закон призывает поддерживать обедневших соплеменников, причем строго запрещает давать им деньги или продукты под проценты. Это касается и вообще всех израильтян: одалживание чего бы то ни было в рост было запрещено. ОСОБЕННОСТЬ ЮБИЛЕЙНОГО ГОДА Через семь субботних лет наступал Юбилейный год. Его особенность - возвращение недвижимой собственности прежним владельцам, некогда продавшим ее из-за бедности. Если у человека не было денег на выкуп, земля возвращалась ему просто так. Таким образом, земля оставалась у того рода, которому принадлежала, а всякая сделка по купле-продаже земли рассматривалась как ее аренда до Юбилейного года.

http://foma.ru/bibliya-ekonomicheskie-za...

Ныне, вступая в Москву, я не могу не выразить прежде всего глубокой благодарности за старую хлеб-соль. Примите меня в вашу любовь, в ваши молитвы. Да сохранит и благословит вас Господь Бог всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово при вступлении на Московскую кафедру, сказанное в Московском Большом Успенском соборе, 23 декабря 1912 года Мир граду сему! Говорю эти слова по заповеди Господа нашего Иисуса Христа ( Мф.10:12–13 ; Лк.10:5–6 ). Власть преподавать верующим мир, данная святым апостолам, другоприимательно перешла от них ко всем законно поставленным пастырям до нашего времени – значит, мир, преподаваемый пастырями Церкви, когда они говорят: «Мир вам! Мир всем!» – не пустые слова, не простой житейский привет, подобный рукопожатию, а некое священнодействие, заключающее в себе силу благословения, силу, действенную для тех, кто достоин того, кто приемлет этот привет мира с верою, как от Самого Господа. Итак, да будет мир граду сему и обитателям его, наипаче же сущим в вере. Мир честному пресвитерству, во Христе диаконству, мир всему церковному клиру. Да будут светильники их всегда горящими, да светит свет их всем, иже в храмине Церкви суть. Да исполняют неустанно всю волю Божественного Домовладыки, питая вверенных им домочадцев пищею слова Божия и молитвы, и да согревают своею любовью, непрестанно ожидая прихода Господина своего, имеющего воздать должное Своим верным домоправителям. Да будет мир всем, сущим во власти, данной им от Бога чрез верховную власть для установления и сохранения порядка в семействах, в обществе и в государстве. Да будет мир всем, суд творящим и правду между людьми. Да не коснется весов правосудия их никакое пристрастие или корысть. Да будет мир всем, куплю деющим и приобретение; да почиет Божие благословение на честной купле и продаже. Да будет мир и благословение на всяком честном ремесле, на всяком честном, хотя и черном труде. Да будет мир и благословение нанимающим и нанимаемым – те и другие да сохранят честность и справедливость, как подобает истинным христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

320 Весовщик при манципации. Римский юрист Гай (II в. после P. X.) сообщает, что при манципации (особым образом оформленной купле-продаже) должны присутствовать не менее пяти свидетелей, и тот, кто держит медные весы, называющийся весовщиком (Gaius. Inst., I, 119). Если эти условия не были выполнены, сделка не имела силы. 321 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Ведь отстаивая непреклонность и верность благого Бога, которые должны касаться Его разумных установлений ». 322 Игра слов: «Следствием этого было то, что Бог отказался (secederet от se-cedere) от свободы воздействовать на свободу, которая была однажды вручена (concessa от con-cedere) Им человеку, т. е. что Он стал удерживать в Самом Себе Свое предвидение и могущество, посредством которых мог бы не допустить (intercesisse от inter-cedere), чтобы человек, начав использовать свою свободу во вред, попал в беду». 323 По мнению Кройманна, слова «Разве не показался бы Он тогда, когда противодействовал, более обманувшимся из-за незнания будущего? Кто не сказал бы, что Он был снисходительным, словно не знавший об исходе? Но если Он знал, что человек использует Его установление во вред, то что может быть более достойным Бога, чем непреклонность, чем верность любым Своим установлениям? Пусть это будет на совести человека, если он плохо обошелся с тем, что получил в лучшем виде. Пусть сам человек будет виновным в нарушении закона, которому он не пожелал повиноваться, а не Бог. Или Законодатель Сам нарушил закон, не позволяя исполниться Своему предписанию?» являются частью более ранней версии трактата. Таким образом, следующий за ними пятый параграф должен примыкать непосредственно к третьему. 324 По мнению Кройманна, слова «Разве не показался бы Он тогда, когда противодействовал, более обманувшимся из-за незнания будущего? Кто не сказал бы, что Он был снисходительным, словно не знавший об исходе? Но если Он знал, что человек использует Его установление во вред, то что может быть более достойным Бога, чем непреклонность, чем верность любым Своим установлениям? Пусть это будет на совести человека, если он плохо обошелся с тем, что получил в лучшем виде. Пусть сам человек будет виновным в нарушении закона, которому он не пожелал повиноваться, а не Бог. Или Законодатель Сам нарушил закон, не позволяя исполниться Своему предписанию?» являются частью более ранней версии трактата. Таким образом, следующий за ними пятый параграф должен примыкать непосредственно к третьему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Отдел первый, – буквы «Α» обнимает собою 18-ть глав, как-то: Глава 1-я: «об отрекшихся от непорочной христианской веры, и о том, как должно принимать тех из них, которые раскаиваются». Здесь же содержатся постановления: «о клириках, отрекшихся от веры ради страха»; «о мирянах, отрекшихся от веры»; «об отрекшихся от веры произвольно»; «о тех, которые, по отречении от веры, преследовали других»; «об оглашенных, отрекшихся от веры»; «о тех, которые, быв принуждаемы к отречению от веры, не покорились». Глава 2-я «о еретиках, и как должно принимать обращаюхся от ересей». Здесь же: «об енкратитах»: – «идропарастатах»; – «евномианах»; – «арианах»; – «македонианах и полуаринах»; «о четыренадесятидневниках»; «о тетрадитах»; «об Аполлинарии»; «о Монтане Фригийском»; «о Пепузианах»; «о Савеллии»; «о бывших павлианами»; «о павликианах»; «о Диоскоре и Евтихии»; «о Севире»; «о манихеях»; «о валентинианах, или евхитах, богомилах и мессалианах»; «как должно принимать навациан»; «как должно принимать донатистов»; «о Донате»; «об ангелитах»; «о Максиме Цинике»; «о Нестории»; «о распре бывшей между святым Кириллом и блаженным Феодоритом»; «о Целестии»; «о том, что тех из еретиков, которые при конце жизни раскаиваются, должно принимать». Глава 3-я – как должно устроять так называемый «вечери любви», или «пиршества». Глава 4-я – о купле и продаже. Здесь же: «о пленных». Глава 5-я – о смесившихся с бессловесными (животными) или скотоложниках. Глава 6-я – о чтецах. Глава 7-я – об анафеме. Глава 8-я – об антиминсах. Глава 9-я – об отлучке епископов и клириков. Здесь же: «о том, что такое перемещение (μετθεσις), перехождение (μετβασις) и вторжение (πβασις); о грамотах представительных, увольнительных и мирных, даваемых от епископов отходящим клирикам»; «кому из епископов дано право принимать чужих клириков и рукополагать их в подчиненные им церкви». Глава 10-я – об увольнительных грамотах. Глава 11-я – о епископах, похищающих Церкви, им не принадлежащие. Глава 12-я – о тех, которые разбойнически похищают чужое.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

33 . (Ульпиан). Владелец имел вещь для продажи, его противник возбудил судебный спор о собственности на вещь и после того, как им была устранена возможность продажи вещи покупателю, который хотел ее купить, прекратил спор. Следует думать, что владельцу на этом основании принадлежит [actio in factum о возмещении убытков]. 34 . (Ульпиан). Если ты разрешил мне извлекать камень из твоего участка или копать мел либо песок и я произвел расходы на это дело, а затем ты не допустил меня увозить эти материалы, то нет никакого другого иска, кроме иска о злом умысле. 35 . (Ульпиан). Если кто-либо после смерти завещателя уничтожит или иным образом повредит завещание, данное ему на хранение, то указанный в завещании наследник имеет против него иск об умысле и тем, кому предоставлены легаты, должен быть дан иск об умысле. 36 . (Марцелл). Если двое действовали (друг против друга) со злым умыслом, то они не могут предъявить друг к другу иск об умысле. 37 . (Ульпиан). То, что продавец говорит, чтобы похвалить (свой товар), следует рассматривать как не сказанное и не обещанное (По правилам о купле-продаже продавец несет ответственность за качество вещи в объеме «сказанного и обещанного» (dicta et promisse). В настоящем фрагменте Ульпиан указывает, что рекламные заявления продавца не являются сами по себе гарантией качеств продаваемой вещи. Ср.: D.4.4.16.4). Но если это сделано для введения покупателя в обман, то равным образом следует считать, что не возникает иска, основанного на высказываниях или обещаниях (Буквально: иска против сказанного или обещанного), но возникает иск об умысле... 40 . (Фурий Антиан). Всякий, кто ввел другого в обман, чтобы тот принял убыточное наследство, отвечает по иску об умысле, разве что он сам был кредитором и притом единственным; в этом случае достаточно осуществления против него эксцепции о злом умысле. Титул IV. О лицах, не достигших 25 лет (De minoribus viginti quinque annis) 1 . (Ульпиан). Следуя естественной справедливости, претор установил этот эдикт, путем которого он предоставил защиту юным, так как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является шаткой и непрочной и подвержена возможностям многих обманов; этим эдиктом претор обещал им помощь и защиту против обмана. § 1. Претор постановил в эдикте: «Я буду обращать внимание сообразно с характером дела на то (Смысл: на те сделки, которые будут заключены с не достигшими 25 лет), что, согласно показаниям, будет совершено с лицом, не достигшим возраста в 25 лет». § 2. Ясно, что эта помощь обещана лицам, не достигшим 25 лет, так как несомненно, что по достижении этого возраста уже достигнута крепость мужа. § 3. Таким образом, в настоящее время лица моложе указанного возраста направляются (в своих делах) помощью попечителей, и до достижения этого возраста им не должно вверяться управление их делами, хотя бы они хорошо вели свои дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

- Брат, - посоветовал ему святой Варсонофий, - нет другого пути тебе избавиться от брани, кроме как порицать себя за все сказанное - тогда Бог смилостивится над тобой. Брат поступил так, как велел старец, осудил себя за произнесенные слова, искренне покаялся, брань тотчас прекратилась, и он воздал благодарность Богу. 7. Из Патерика Амма Феодора сказала: «Учитель должен чуждаться любоначалия и отвращаться тщеславия и превозношения, не доверять лести, не слепнуть при виде даров, не поддаваться гневу; но быть долготерпеливым, кротким, крайне смиренномудрым, отменным в делах, снисходительным, заботливым и благожелательным». 2. Сказал старец: «Не учи до времени, а иначе покажешь, сколь слабое у тебя разумение». 3. Он же сказал: «Кто учит других спасению души, должен сперва пожать плод своего собственного учения. Ибо всякий, кто сам не достиг целомудрия, как сможет научить этому другого? И всякий, кого душит сребролюбие, кого жжет демон сребролюбия, как может научить других милосердию? И кто постоянно думает только о сборе и раздаче, купле и продаже, во все дни погружен в земные заботы и на суету убивает целые годы, как может научить других стяжанию будущих благ? В любом случае ученики тоже больше обращают внимания на дела, чем на слова. Если учитель оставил небесное и растратил себя на временное и преходящее, само собой разумеется, что его ученики научатся презирать вечное и весь свой помысел отдадут только настоящему. Про таких людей Бог сказал: " Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? " (Пс 49,16-17). И еще: " Всякий день имя Мое бесславится " (Ис 52, 5). Хорошо учить, когда ты сам поступаешь, как учишь, и за твоим словом следует дело, и добродетель видна без слов. И блажен не тот, кто учит, но кто делает и учит». 4. Сказал старец: «Если ты говоришь кому-нибудь о духовной жизни, говори с умилением и слезами, прочувствовав каждое слово. А если не можешь, то лучше не говори ничего, иначе, намереваясь спасти других, чужими словами погубишь себя».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

28) Цель начертания надписи и лица сооружавшие таблицу, сочинитель надписи – еврей Цзин-чан, резчик на камне – еврей Фу-чжу; время сооружения 1488 г. в царствование Хун-чжи. § 19. Содержание китайской надписи на храмоздательной таблице 1511 г., сооруженной при еврейской синагоге пред «Храмом в честь Вечного Разума и Священных Книг». 1) Определение Дао – Вечного Разума, открывающегося в самом Священном Писании и Священных Писателях, его вездеприсутствие – в мире и мудрости руководящей людьми. 2) Сущность израильской религии; понятие о Боге едином, о прародителе – Адаме, его жизнь в раю и происхождение потомства из страны Тянь-чжу; Св. Писание становится известным во времена Чжеу. состоит из 53 секций, поучает в истинной вере и Богопочтении. 3) Основатели религии, происходящей от Бога, – Авраам и Моисей, изложивший оную в Св. Законе. 4) Религия эта вводится в Китае при династии Ганов (или Хань) существовавшей за 200 годов до P. X. и 226 г. по P. X. в Китае; в местечке Бэнь, 1164 по P. X., устрояется первая синагога, а в 1296 году при Юаньской монгольской династии синагога переносится в другое место, не дальше г. Кхай-фын-фу. 5) Почитание св. книг, писанных древнееврейскими буквами, коими и отмечена в начале своем каждая книга в отдельности. 6) Вечному Разуму, как руководящему началу в жизни и открывающемуся в Св. Писании, обязаны подчиняться все люди разного пола, возраста, звания, происхождения; высота этого Разума над справедливостью, собственностью, – им укрепляется чувство правоты и благоговейного служения Богу. 7) Благотворные следствия для человека этого подчинения Божественному Разуму: а) в отношении к Богу и ближнему: благоговейное почитание Бога, доброе поведение, сострадание к вдовицам, сиротам, убогим, болящим, бедным, вспоможение им денежными и другими средствами; тоже – в случаях брака и похорон, совершаемых неимущими; удаление от исполнения суеверных обрядов, соблюдение правильных веса и меры в купле-продаже. 8) б) в отношении к себе самому: – с получением литературных почестей и привилегий на службе достигается собственное пред прочими людьми отличие, цель знаний и этих отличий должна заключиться в служении своему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Заменой запродажной записи служит домашняя расписка о задатке (Зак. Гражд. 1685–1689), т.е. условие о совершении купчей крепости на запроданное имение, или о совершении формальной запродажной записи. Расписка эта сохраняет силу в течение назначенного в ней срока или, если срок не назначен, в течение года. Она теряет свою силу по истечении срока, причем виновный в неисполнении отвечает задатком (см. о задатке § 36). Условие о запродаже, особенно о запродаже движимости, имеет аналогичные формы в купле-продаже, с одной стороны, в поставке – с другой стороны. А как закон наш ни в отдельных статьях, ни в системе, не представляет твердых признаков для разграничения этих видов, – признаков, достаточно ясных на каждый случай, то судебная практика нередко встречается с затруднениями в разъяснении и в оправдании решений по сему предмету. Исполнение по договору о запродаже состоит, с одной стороны, в выдаче купчей крепости на имение (с устранением всех к тому препятствий, зависящих от продавца или принадлежащих к юридическому состоянию имения), а с другой стороны – в принятии купчей и имения и в платеже условленной суммы за имение. Распределение этих обязанностей между сторонами усложняется, когда в совершении купчей встречаются затруднения за лежащими на имении долгами и когда устранение этих затруднений принимается отчасти покупщиком на себя, или когда расчеты за имение соединяются с кредитною операцией. Отказ – с той или другой стороны – составляет нарушение договора и налагает на виновную сторону подлежащую ответственность, которая выражается или в неустойке, когда она постановлена в договоре, или в возмещении убытков. Впрочем, ни ту, ни другую сторону, нельзя, по свойству действия, принудить ни к совершению, ни к принятию купчей. Продавца нельзя принудить, против его желания, к выдаче купчей, и нельзя совершение купчей заменить выдачей данной от правительства (ср. решение 5 в Ж. М. Ю. октябрь 1859 г.). Если бы и покупщик, без основания, отказался от покупки имения, нельзя установить ее принудительно, т.е. заставить его принять имение и получить купчую. В подобном случае (по д. Иверсена и Нарышкина Моск. Общ. Собр. Сен. 1854 г.) Сенат решил: предоставить опекунам над имением покупщика принять, в согласность договора, крепостной акт на запроданный дом и заплатить продавцу условленные деньги: но очевидно, что единственно возможная к принудительному исполнению часть такого решения заключается во взыскании продажной цены с покупщика.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010