А между тем доверять приходится людям совсем незнакомым и едва ли не ежедневно! И доверяем мы им вещи далеко не пустячные — наше здоровье, свободу, деньги, репутацию и, наконец, саму жизнь. Доверие бывает разное, как и причины для его возникновения: доверяем мы не только тем, кого знаем и с кем пуд соли съели, но и из любопытства, из-за боязни обидеть недоверием или оказаться в дурацком положении, из-за безразличия, от незнания и наивности, от неимения выбора, вынужденно. Вся наша жизнь строится на доверии. Почти каждое утро и почти каждый из нас отправляется на работу. Зная сегодняшнюю ситуацию на дорогах, всякая поездка — небезопасна (и для тех, кто за рулем собственного автомобиля, тоже). Но, наверное, никто из нас не подходит к водителю и не требует медицинскую справку, не интересуется и о его настроении на данный момент? Сел — поехал. С надеждой на то, что если водителя допустили до работы, значит, с его здоровьем (в том числе и психическим) всё в порядке, и что до пункта назначения вы доберетесь не только вовремя, но и в целости и сохранности. Каждому из нас в течение жизни неоднократно приходится обращаться за помощью в медицинские учреждения. И там за нас как-то уже все решено: подходим к окошку регистратуры и берем талон к тому врачу, которого кто-то назначил на наш участок. Много ли мы знаем об этом человеке? Да почти ничего, если не брать в расчет разговоры в очереди. Можно, конечно, пойти в платную клинику и самому выбрать себе врача, но и там — намного ли больше информации? Деньги — еще не гарантия благополучного исхода дела. Но пришли в больницу (или вызвали врача на дом) и надеемся, что наше здоровье в надежных руках. С учебными учреждениями ситуация похожая. Мы, конечно, прислушиваемся к тому, что говорят о том или ином учителе, но в итоге, пока не отдадим ребенка в школу и сами не убедимся в компетентности и порядочности человека, взявшегося учить наше чадо, все, что мы можем,— это только наблюдать и надеяться. И еще о многом можно сказать — о выборах, рекламе, купле-продаже недвижимости… В общем-то, это все — о наших отношениях с людьми, которых мы или совсем не знаем, или знаем, но недостаточно хорошо.

http://pravoslavie.ru/57870.html

Что так раздражает нас в прощении блудного сына, в милости отца? Видимо, то, что сын этого «не заслужил». То есть у нас в голове существует некий «моральный рынок» и представление о «справедливой цене» (а)моральных поступков, купле-продаже заслуг, престижа, бесчестия… Простейший пример. По правилам «морального рынка» мы можем ответить убийством на убийство — убийцу надо убить. В этом очевидно проявляется динамика желания (о чем мы тоже писали ): обиженный человек зеркалит желание обидчика, соперники становятся близцецами. В драке нет правой стороны, ибо её участники совершенно тождественны, их нельзя различить. То что кажется таким рациональным («ответить») на самом деле — иррациональная игра желания с его вечной садомазохисткой динамикой. Здесь не будет конца обидам, конфликтам, насилию, пока не наступит полное разрушение. Мы не замечаем этого, потому что ослепленны желанием. Таков порядок этого мира. Но если бы мы «включили мозг», то без труда увидели бы, что надо прекратить насилие. Один труп кажется нам ужасным — но убив убийцу, мы получим два трупа! Вот рациональная арифметика, в отличии от арифметики мести, которая ведет счет иллюзорным обидам, но никогда — реальным людям. Логичные заповеди Часто можно услышать, что евангельские заповеди «сверхъестественны». Но в действительности нет ничего более рационального. Если вы ставите себе задачу прекратить насилие, сохранить жизнь и мир, то «подставь другую щеку» — правило разума, который хочет мира, а «бейся до победного конца» — правило безумца, который доведет дело до смерти, своей или другого: логика (само)убийственная. Бесов («богов мира сего») не переиграть — ну так играть с ними и не надо, надо перевернуть доску. Месть можно продолжать бесконечно (не эта ли игра называется адом?), но её можно прекратить в один момент — через прощение. Дело во взгляде. Если мы смотрим из этого мира на Евангелие, оно кажется нам благоглупостью. Но если мы смотрим изнутри Евангелия на мир, мы видим безумие, которое так легко прекратить. Заповеди блаженства кажутся сверхъестественными этому противоестественному миру — но с точки зрения мира, который «хорош весьма», мира по замыслу Божьему, нет ничего более естественного, чем Блаженства.

http://blog.predanie.ru/article/proschen...

В контексте следующих слов ( , сокровища нечестия) можно предположить, что общий смысл Мих.6 :10а таков: в доме нечестивца – сокровища нечестия. Из содержания Мих.6 :10b–11 ясно, почему эти сокровища нечестивы. …сокровища нечестия и уменьшенная мера, отвратительная! Нечестивец скопил свои сокровища, сколотил себе состояние путём обмана, используя во время торговых операций уменьшенную меру ( ). (эйфа) – мера объёма сыпучих тел – использовалась, в частности, при купле-продаже зерна и муки. Нечестные торговцы уменьшали эту меру, эту измерительную ёмкость, чтобы продать за бóльшую цену меньшее количество продукта 315 . Тем самым они обманывали, обжуливали покупателей, и с помощью этого мошенничества богатели. Для YHWH уменьшенная мера – отвратительна (), как отвратителен всякий обман. До Михи нечестную торговлю сурово обличал Амос, ср. Ам.8:4–8 316 . Его инвектива в адрес коммерсантов содержит, в частности, упрёк в том, что они стремятся уменьшить меру ( , Ам.8:5 ), чтобы обмануть и обобрать и без того бедных покупателей. Буду ли я чист с неверными весами, с фальшивыми гирями в суме? Другой инструмент обмана покупателей – весы (). С помощью неверных, фальшивых гирь ( ), которые весят меньше, чем заявлено, и меньше, чем думает покупатель, продавцы обвешивали своих клиентов 317 . Весы, для которых используются такие неточные гири, пророк называет , весами нечестия (переводим через неверные весы). Весы неверны, гири фальшивы, потому и сокровища, накопленные с их помощью – сокровища нечестия ( , Мих.6:10 ). Нечестиво у торгашей всё – меры, весы и гири, орудия их труда, и богатства, нажитые обманным путём, и дома, в которых они хранят добро, накопленное с помощью мошенничества. Глагол означает «быть чистым». YHWH задаёт риторический вопрос: буду ли Я чист () с такими нечестивцами, какими являются торговцы, обманывающие своих покупателей? Я вижу, как вы обвешиваете и обсчитываете своих клиентов, богатеете за их счёт. Я не могу быть на вашей стороне и благотворить вам. Буду чистым можно здесь понять как оправдаю (Вульгата: iustificabo) 318 . Праведный Господь не может оправдать неверные весы и фальшивые гири: «Неверные весы – мерзость пред YHWH, а точная гиря угодна Ему» ( Притч.11:1 ; ср. Притч.16:11, 20:10, 23 ). «В кисе твоей не должны быть двоякие гири, бóльшие и меньшие; в доме твоём не должна быть двоякая мера, бóльшая и меньшая. Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и мера у тебя должна быть точная и правильная» ( Втор.25:13–15 . Ср. Лев.19:35–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Поднялся, разумеется, вопль велий. Медики напомнили про клятву Гиппократа: " Я не дам никому просимого у меня смертельного средства. И не покажу путь для подобного замысла " . А главный государственный санитарный врач вообще сказал, что заявления о необходимости обучить врачей искусству убийства являются " сатанинским кощунством и глумлением над врачебной профессией " . Ну, а мнение Церкви об эвтаназии хорошо известно: " эвтаназия – это один из видов сознательного самоубийства. В религиозном отношении – это крайняя степень отпадения от Бога " , а " помогать совершить самоубийство – это абсолютно безнравственно с христианской точки зрения " . Высказались по проблеме эвтаназии не только священнослужители и врачи, но также правоведы, законодатели: " У нас было немало случаев, когда под угрозой, под дулом пистолета люди подписывали договоры о купле-продаже жилья, продавали акции, другое имущество, и где гарантия, что то же самое не произойдет в случае с эвтаназией? " , поинтересовался председатель думского комитета по законодательству. Высказались многие... Как вдруг (вот опять это слово), сообщают СМИ, председатель комитета Совета Федерации " вообще опровергла сведения о том, что в верхней палате Федерального Собрания готовится законопроект о легализации эвтаназии. " Никакого законопроекта или его концепции у нас нет. Мы просто сейчас работаем над тем, чтобы изучить проблему со всех сторон " . А спикер Совета Федерации и вовсе сообщил: " Никакого законопроекта Совет Федерации не разрабатывает и разрабатывать не будет. Этой проблемой Совет Федерации не занимается. Принципиально " . То есть даже и не работают, чтобы изучить. Вот оно как бывает, когда не с той ноги, Хотя и с той не лучше, как мы уже видели. А тут как раз подоспел маньяк из штата Вирджиния с пистолетом " глок " , перестрелявший больше тридцати своих соучеников, и общество переключилось на обсуждение вопроса об облегчении ближнему перехода из жизни в смерть с помощью легкого стрелкового оружия. Стали говорить, что надо бы нам, как в Штатах – облегчить, значить, законодательство. А в Штатах, там ведь как? Там просто и, главное, очень логично – " эта новая стрельба в учебном заведении требует немедленной отмены законов о зонах, свободных от оружия, которые в нашей стране обрекают школы на милость сумасшедшего " , " безответственно и опасно говорить гражданам, что им нельзя носить оружие в учебном заведении " , " американцы требуют положить конец неэффективному запрету на оружие " . Ну и т.д. Это – " оружейное лобби " . В техническом университете, в котором произошла бойня, учится больше 20 тысяч человек. Из них просто по статистике сколько-то процентов должны оказаться не вполне адекватными психически. Ну, и если они все были бы вооружены – совсем интересное кино могло получиться.

http://religare.ru/2_41266.html

В истории догматики практика как метатеория применялась как главный инструмент: скажем, если арианство верно, мы не можем быть спасены, следовательно, оно не верно: теоретический вывод следует из практической установки. Это принципиально важно. Практика поверяет теорию. Притча о Страшном Суде учит: критерием будут действительные дела любви, не что-то иное. Голодные, нищие, бездомные, заключенные — эти «социальные группы» решают судьбы мира, они «электорат» христианства (и повторим — поэтому наши марксистские метафоры уместны). Реальная «работа» с ними — критерий покаяния. Действенность покаяния поверяется делами любви, подлинным изменением поведения. Мы говорили: не ответить на удар это рационально. Но: я хочу ударить, я получаю удовольствие от этого. Если желание благодатью начало перестраиваться, если аскеза вышколило его, догматика просветила ум, обновленное желание будет давать теперь другие плоды, стремится к иным благам. Если это не так, что-то мы сделали не так. Подводные камни покаяния Если покаяние — разрыв с миром сим, то мы должны тщательно следить за тем, действительно ли мы перевернули свой ум и живём уже по христовой логике. Здесь есть несколько очевидных подводных камней. Суть капитализма (и морального тоже) — в логике эквивалентных обменах, «справедливой» купле-продаже. Христианам же « союзно лишь то, что избыточно ». Евангелие многажды это подчеркивает: в чудесной ловле рыбы чудесно главым образом то, что рыбы было так много, что ученики чуть не утопли. В чудесном умножении хлебов чудесно главным образом то, что хлеба и рыбы было так много, что ещё и осталось. Также и с покаянием-прощением. Раскаяние — это не плата за прощение (иначе и то и другое теряет всякий смысл). Господи помилуй мя, не амнистируй!, а яви Свою Милость . Отец блудного сына не даёт свое прощение в обмен на раскаяние сына, нет: он бежит вперед, он даёт лучшую одежду и закатывает пир. Прощение и покаяние — это одно и тоже, объективная и субъективная стороны одного и тоже же дела любви. И при этом прощение идёт впереди покаяния: так заранее и сверхщедро прощая Вальжана епископ Мириэль именно этим жестом избыточной любви как раз толкает его к покаянию; такова христова любовь — если бы было наоборот была бы обычная мирская сделка. Так же и Бог искупил нас до того, как мы что-то сделали и поняли, Он простил нас так сказать «заранее» (так влюбляются в девушку не спрашивая её, можно ли её любить; так родители любят детей, которые и не родились ещё). В наших руках — только усвоить это прощение или нет, ответить на любовь или нет.

http://blog.predanie.ru/article/pokayani...

Особым покровительством конституций буржуазных государств пользовалось право на " священную и неприкосновенную частную собственность " , провозглашённое в статье 17 " Декларации прав человека и гражданина " . Смит, из трактата которого заимствована фраза о " священной и неприкосновенной " объяснял в своих лекциях это привилегированное положение права собственности в ряду других прав: " До тех пор, пока нет собственности, - говорил он, - не может быть и государства, цель которого как раз и заключается в том, чтобы охранять богатство и защищать имущих от бедняков " Физиократы и вовсе сводили к праву собственности все прочие права человека: с их точки зрения, в частной собственности индивида находится и его личная свобода, и его жизнь, т.е. физическое тело. Поэтому в качестве собственников идеологами либерализма рассматривались не только владельцы " заводов, газет, пароходов " , но и вообще все индивиды, поскольку в собственности каждого находится его труд, который он продаёт на рынке за неимением ничего другого. Способность к труду воплощается в человеческом теле с его физическими и умственными возможностями, а значит, это тело является таким же товаром, как и любой иной предмет рыночного обмена, и подлежит купле-продаже Отсюда следует, писал Адам Смит, что " спрос на людей, точно так же, как спрос на всякого рода другой товар, с необходимостью регулирует производство людей " Если предложение по каким-либо причинам оказывается выше спроса, то излишек людей подвергнется неизбежному уничтожению, как происходит с любым скоропортящимся товаром. Потому-то идеологи буржуазии не признавали " естественным " и неотъемлемым " право на жизнь. С упразднением " права на жизнь " собственно и начинается в Европе капиталистическая эпоха В скандально известной книге " Опыт о народонаселении " (1798) ещё один классик буржуазной политэкономии Томас Мальтус решительно утверждал, что " право на прокормление не может принадлежать всем людям " если их существование не востребовано рынком. Поэтому " тот, кто родился на свет в обществе, уже достаточно населённом, если... общество не нуждается в его труде, не имеет ни малейшего права требовать для себя хотя бы самую ничтожную часть средств пропитания и на самом деле он может быть назван лишним в этом мире. Природа предписывает ему удалиться и не замедлит исполнить своё собственное предписание... Итак, пусть этот человек подвергнется тому наказанию, на которое осудила его за его бедность сама природа " . При этом подчёркивал Мальтус, " надо доказать ему, что законы природы, которые суть в то же время и законы Божьи, осудили на страдание его и его семейство, что он не имеет никакого права на самую малейшую часть общей пищи "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Но как проходим мы звание христианское? К стыду нашему, нужно сказать, как часто мы унижаем его своим нечестивым поведением и делами! Каждый из нас знает, сколько унижает христианина пред Богом и людьми пьянство. И этот порок у нас не только не искореняется, а, напротив, умножается, как гибельная зараза. Пьяный сквернословит, бесчинствует, теряет совесть и Божий страх, уподобляется скотам несмысленным, и готов решиться на всякое злодеяние. И какому званию все это приличествует! Никакому званию не приличествует также ложь и обман. Обманщик есть человек лукавый, имеющий низкую душу, способный к напрасной божбе и всякой неправде. Его отец есть диавол – лжец и клеветник, которому он служит ( Иоан. 8:44 ). А между тем, обмануть ближнего своего, например, в купле и продаже, в обещаниях и договорах и других случаях, призвать имя Божие напрасно, у нас вошло как бы в обыкновение. Обманом и неправдою некоторые стараются нажить себе даже кусок хлеба. Иные так привыкают к обману и напрасной божбе, что и совесть их не устрашает и Божие писание не вразумляет; они не стыдятся обманывать ни друга и благодетеля, ни отца и матерь, ни начальников, ни своего духовного отца и пастыря церкви. Вот как нередко проходим мы звание христианское. А злословие и клевета, ненависть и зависть, вражда и злоба на ближнего, воровство, непочитание отцов и матерей, неуважение старших и начальствующих и подобное сему... Все это между нами нередко замечается, и все это бесчестит высоту звания христианина, в каком бы он другом звании и сане ни находился. Как сорная трава между пшеницею, таковые люди служат лишь одной заразою и язвою для общества. Недостойные пред людьми, они делаются недостойными перед Богом; ибо, унижая свое христианское звание нечестивым поведением и делами, они этим самым хулят имя Самого Иисуса Христа и св. православную веру. А таковым христианам чего и ожидать в жизни будущей, как не геенны огненной! Вспомните Иуду Искариотского: он был в священном сане апостольском. Но как он обесчестил себя пред Богом и людьми, когда изменил своему высокому званию! Предав Своего Учителя и Господа за 30 сребреников, он в отчаянии удавился и наследовал геенну огненную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

В условиях капитализма в классическом смысле этого слова прибыль извлекается из управления производством: капиталисты нанимают людей, чтобы те что-то делали, строили, чинили или поддерживали. Они не получат прибыли, пока их общие накладные расходы, включая деньги на оплату работников и подрядчиков, не окажутся ниже, чем сумма выручки, полученной от клиентов или покупателей. В условиях классического капитализма действительно нет никакого смысла нанимать ненужных работников. Чтобы максимизировать прибыль, необходимо платить минимальному числу работников минимальную сумму денег; на рынке с высоким уровнем конкуренции вряд ли выживут те, кто нанимает ненужных работников. Именно поэтому догматики-либертарианцы, а в данном случае и ортодоксальные марксисты вместе с ними всегда будут настаивать, что наша экономика не может изобиловать бредовой работой, – это должно быть какой-то иллюзией. Но в логике феодализма, где экономические и политические соображения во многом совпадают, такое поведение становится вполне разумным. Как и в случае с распределением компенсаций no PPI, вся суть заключается в том, чтобы схватить мешок с добычей, украв его у врагов или отобрав у простых людей посредством сборов, пошлин, арендной платы и налогов, а потом перераспределить награбленное. В процессе создается свита сопровождающих, которая одновременно выступает и наглядным показателем величия и роскоши, и механизмом распределения политических милостей: например, через подкуп потенциальных мятежников, поощрение верных союзников (головорезов) или через создание сложной иерархии почестей и титулов для нижестоящей знати, из-за которых та будет устраивать склоки. Всё это очень напоминает внутреннее устройство крупной корпорации, и думаю, что это не случайно: такие компании всё меньше и меньше заняты производством, строительством, починкой или поддержкой чего-нибудь и всё больше – политическими процессами присвоения, распределения и размещения денег и ресурсов. Это, опять же, означает, что различать политику и экономику становится всё сложнее. Мы видели это на примере возникновения банков, которые «слишком велики для банкротства»: их лоббисты обычно сами пишут те законы, по которым государство вроде бы должно регулировать их деятельность. Однако в первую очередь это заметно по тому, что сама финансовая прибыль получается преимущественно с помощью юридико-политических методов. Например, JPMorgan Chase & Co, крупнейший банк в Америке, в 2006 году, по собственным данным, около двух третей прибыли получал за счет «сборов и штрафов», потому что «финансовая деятельность» в основном заключается в купле-продаже долгов других людей – долгов, которые, разумеется, можно взыскать в судебном порядке .

http://predanie.ru/book/220217-bredovaya...

«Июль. От 28 Июния всходит солнце на столпе раку… еже есть верно животно и сухо, должны убо есьмы удалятися мокротных снедей, ясти елика оцтя кисла, и не коснети в бани, умывати же и нозе студеною водою». «Октябрь. От 14 Октоврия восходит солнце на Скорпию, еже есть животно студено и тяжко... и начинают телеса наша суха сущи омокротиватися и тыло венши, и дебелейша костем, должна убо есми тогда ясти прасовое листие варено и пряжено, и рыбы печены, и пити вино сладко», и т. д. (Памятн. отреч. литер., Тихонравова, II, 412, 414, 398, 399, 400). На случай болезни человека давалось особенное наставление, напр.: «Смотри болящаго и счти в который день, назнаменай его недуг, и обрящеши день падения его; тогда рассмотри в коем зодии есть бяше луна, едва падеся в недуг, и аще обрящеши блюди и рассмотри добро ли есть зодие оно, в нем же беша луна, в день егда падеся боляй, познавай яко много поболить, но не умреть и аще в зло будет – не исцелееть. И тако считай болящих и не имаши солган быти притчею». (Пам. отречен. литер. Тихонравова, II, 414). Кроме того, весьма важное значение в обыденной жизни имели указания достоинства дней и часов, основанные отчасти на подобных же, а отчасти на других определениях. В статье «о днях добрых и злых» устанавливаются дни, которые следует каждому человеку соблюдать в том или другом отношении, при посадке деревьев, предприятии путешествия, при купле и продаже, лечении, заключении брака и т. д., так как дни эти определены Богом. При этом следовало обращать внимание «в коем зодии есть луна, аще добро есть зодии, или зло, или посредне». Но были и другие основания для определения качества дней, например: «В первый день луны Адам сотворен был. Тот день на все строен, купить и продать, и по воде плавать, сеять и садить, и волоса урезать – тонкие и гладкие будут, волы учить запрягать, завет творить, святой дом строить, погибшее скоро найдется, недужный исцелеет до 3 дней; если родится мужеский пол, весел будет и разумен во всем, мудрый книжник будет..., так и женский пол родится честный и верный своему мужу...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

«Церковный» товар изготавливают или откровенные оккультисты, или совершенно беспринципные люди 2.24. Утилизация предметов со священными изображениями и текстами. В случае прихода в негодность, обветшания освященные предметы и священные изображения должны утилизироваться благочестивым способом: репродукции икон и священных изображений, издательская продукция, имеющая священные изображения (журналы, газеты, календари и т.п.), подлежат сожжению в церковных печах приходских храмов, монастырей, церковных учреждений или сжигаются самостоятельно владельцем в домашних условиях в чистом месте. В последнем случае желательно сжигать в специально выделенном для этого металлическом контейнере (в мангале, бочке, ведре и т. п.). Оставшийся пепел следует ссыпать в какое-то непопираемое место (где не ходят люди, не бегают кошки и собаки) или в проточную воду (реку и т.п.), если она более или менее чистая. Сжигать святые образы, находящиеся в хорошем состоянии, неблагочестиво. III. Необходимые меры по противодействию профанации священного В отличие от ситуации VIII–IX вв., современное иконоборчество приняло другие формы: оно безостановочно тиражирует святые и дорогие нашему сердцу образы, превращая их в ходовой товар, в средство обогащения для себя и в кощунственную насмешку над нашей верой. И если мы этого не понимаем, то, участвуя в такой купле-продаже, совершаем грех по неведению. Если же понимаем, то согрешаем сознательно, за что и отвечать будем перед Богом как за сознательное кощунство. 3.1. «Рыночные» меры борьбы с профанацией священного С рынком можно бороться рыночными же мерами. Отсутствие спроса на продукцию заставит производителя изменить свою маркетинговую политику и искать другие способы привлечения покупателей. Если у потребителей будет спрос не на «православный глянец» (оформление упаковки товаров иконами и изображениями храмов), а на соответствие продукции норме иконопочитания, то убытки от нераспроданных товаров «рыночным механизмом» принудят производителя изменить свою политику.

http://pravoslavie.ru/133133.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010