14. И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им. (И полетят в кораблех иноплеменничих, море купно пленят, и сущих от восток солнца, и Идумею: и на Моава первее руки возложат, сынове же Аммони первии покорятся). Филистимляне жили на запад от Иудеи, по самому берегу Средиземного моря, и занимались морской торговлей; весьма нередко были во враждебных отношениях к Евреям. Но впоследствии, по слову пророка Исаии, иудеи распространят, свою власть и над Филистимлянами, а через них и над некоторыми островами Средиземного мора (ср. Ис.9:11–12 ): тогда, поместившись на кораблях филистимских, подняв широкие и сильные паруса, иудеи полетят в открытое море, так легко и спокойно, удобно и безопасно, как в восточных городах переносятся богатые и изнеженные властители на плечах своих рабов (обычно в подъёмных шатрах) или малолетние дети на плечах своих родителей (ср. Ис.49:22–23; 60:8–9 ). Подобным образом Иудеям покорятся и все племена, обитавшие на востоке от Иудеи, именно: Идумеяне – потомки Эдома (Исава), жившие по склонам гор Сеира, на юг от Мертвого моря – Моавитяне, потомки Лота, обитавшие на восточном берегу Мертвого моря, и соседи их – Аммонитяне, – вообще все, которые были прежде враждебны Иудеям, по зависти к ним. Так опять царство Еврейское не только достигнет пределов, какие оно имело в достославное царствование Давида и Соломона, но и расширит оные. 15. И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее. (И опустошит Господь море Египетское и возложит руку свою на реку духом пресильным: и поразит на седмь дебрий, якоже преходити ю во обувении). Египет был естественно отделен от Иудеи болотистой низменностью, где пролегало многоветвистое и широкое устье реки Нил, пустынями Суэцкого перешейка и потом Красным морем. Эти местные условия значительно служили к разобщению Египтян с Иудеями и затрудняли исход из Египта Евреев, отведенных туда пленниками. Но впоследствии, Господь, объединяя с иудеями все окрестные народы, присоединит и Египтян, особенно пленных иудеев, обитателей Египта. При этом Он устранит все препятствия к их переходу и сближению. Действием своей всемогущей власти Он пошлет сильный ветер и непрестанным напором его иссушит многоводное устье реки Нил, в то время, разделявшееся на семь дебрей, т.е. отдельных русл; каждый из них сделается незначительным мелководным ручейком, а вместе и главное русло Нила обмелеет настолько, что можно будет переходить эту реку всюду, в обыкновенной обуви (в сандалиях, которые закрывают только одну подошву ступни). Таким образом, беспрепятственно можно будет возвращаться Евреям из Египта опять, как они возвращались некогда из этой страны с Моисеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

14. Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря. (Сии гласом возопиют: оставшиися же на земли возрадуются со славою Господнею, возмятется вода морская). Кого постигнет проклятие Божие, а вместе с ним разорение и плен те голос возвысят, будут громко рыдать в отчаянии, не видя ни где для себя спасения (ст.4–6), как плачут при безвозвратной потери родителей и всего дорогого. А те, которые, по милости Божией, останутся на благословенной земле своих праотцов, столь же громко возрадуются с явлением «славы Божией», т.е. при открытии на земле суда Божия, при обнаружении правды Божией, при сокрушении нечестивой власти всемогуществом Господа Вседержителя, на Которого уповали эти «оставшиеся» благочестивые люди (ст.16,21–23; ср.гл.35:1–2). Тогда будут восклицать с моря. Приточный образ речи. Как при сильной буре на море возмущается вода, и воздымаются высочайшие волны; так и при откровении славного суда Божия над народами произойдет смятение, разрушение и опустошение не только на суше, но и на островах морских; и здесь, при всеобщем волнении, разрушится прежний порядок жизни (ст.15; ср.гл.19:1–2 и др., 23:5–6,11). 15. Итак славьте Господа на востоке, на островах морских – имя Господа, Бога Израилева. (Сего ради слава Господня во островех будет морских, имя Господне прославлено будет). Откровение «Славы Господа» в дивных делах Его суда над народами будет и «на островах», в особенности на островах Средиземного моря, жители которых находились в близких взаимных отношениях с приморскими городами (Тир, Сидон и др.). И через это тем более прославится имя Господа на островах морских, что судьба этих островов, как и других стран, возвещается наперед через пророка от имени Господа, Бога Израилева, вслух всех народов, стран и островов, на пространстве всей вселенной (ст.1,21; ср.гл.41:1–2,5; 49:1,7–9 и мн.др.), так что, когда настанет время предопределенного суда и он совершится, то тем очевиднее будет великая слава имени Божия (гл.40:5–8; 41:20–29 и мн. др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

15–16. Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое? – благоутробие Твое и милости Твои ко мне удержаны. Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш». (Обратися, Господи, от небесе и виждь от дому святаго Твоего и славы Твоея: где есть ревность Твоя и крепость Твоя? где есть множество милости Твоея и щедрот Твоих, яко терпел ecu нам? Ты бо ecu Отец наш, понеже Авраам не уведе нас, и Исраиль не позна нас, но Ты, Господи, Отец наш, избави ны, исперва имя Твое на нас есть). Припоминая, с одной стороны, милости Господни от дней древних (ст.7,11), а с другой – гнев Божий последних времен (ст.10), Пророк Исаия, подобно Моисею и Давиду, ходатайствует перед Богом за народ с молитвенным покаянным воплем: обратись, Господи, и призри с небес и посмотри из святого жилища Твоего и славы Твоей или царского престола Твоего на народ Свой, бедствующий более, нежели в Египетском рабстве! – Где ревность Твоя – особая любовь к народу избранному? где могущество Твое, которым Ты сокрушил силу Фараона и Сеннахирима? (ст.11–12). Где множество милости и щедрот Твоих, яко терпел ecu нам, или – что Ты с терпением удерживал Свой гнев в отношении к нам, по Своей милости, как к детям Своим? (ст.7–8). – Но, как прежде, так и теперь Ты, Господи, Отец наш, ибо Авраам не узнает нас, как детей Своих; не признает нас за Своих потомков и родоначальник наш Иаков, наименованный Израилем, разумеется, потому, что потомки по плоти не остались верными праотцам своим по духу веры и благочестия – Но Ты, Господи, Отец наш, избавь нас из рабства и сделай сынами свободы, ибо исперва или с начала происхождения народа, имя Твое на нас есть, т.е. мы именуемся народом Твоим (народом Иеговы). 17–19. Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего. Короткое время владел им народ святыни Твоей: враги наши попрали святилище Твое. Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое. (Что уклонил ecu нас, Господи, от пути Твоего? и ожесточил ecu сердца наши, еже не боятися Тебе? обратися ради раб Твоих, ради племен достояния Твоего, да (поне) мало наследим горы святыя Твоея. Противницы наша попраша святыню Твою: быхом яко исперва, егда не владел ecu нами, ниже бе наречено имя Твое на нас).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

16. Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской. (И будет прошествие людем моим оставшым во Египте, и будет Израилю, якоже в день, егда изыде от земли Египетския). Изводя Израильтян из Египта с Моисеем, Господь открыл им широкий путь и там, где нельзя было проходить, через море и пустыню. Так Он укажет удобный и несбивчивый путь и тем из числа Израильтян, какие будут снова находиться пленными в этой стране (по разрушении Иерусалима халдеями). Пленники воспользуются всеми благоприятными условиями выхода из Египта и благополучно возвратятся в отечество. Тогда иудеи снова признают, что истинный вождь и Спаситель их есть Господь, а не царь Ахаз или его приемники и не союзники их фараоны (ср. Ис.2:22; 30:1–7 ); признав это, они исповедуют над собой верховную власть Господа и будут всегда покорным Ему народом. Потомок «от корня Иессея», преисполненный даров Духа Божия, есть то же божественное Лицо, которое у пророка Исаии называется избранными рабом Божиим (ср.гл.42:1 и 61:1); а с этим именем у Исаии соединяются утешительные обетования об Искупителе (гл. 42; 52; 53; 60; 61). Также «Рабом Божиим» и благословенною «Отраслью» называл будущего Спасителя и Царя Сиона послепленный пророк Захария (гл.3:8; 9:9–10). Церковь Христова, созерцая это пророческое величественное предызображение Помазанника Божия, ясно усматривает и православно исповедует, что Он есть Основатель новозаветного благодатного царства на земле – Иисус Христос . Действительно, Христос по плоти произошел от усеченного корня Иессея или Давида – воплотился от Неискусомужной Девы Марии, как чудный цвет от жезла Аарона, в то время, когда на престоле Её праотца Давида уже не было представителя его рода, а был иноплеменник Ирод. Но воплотившийся от Приснодевы Сын Божий, восприяв, при крещении Своем в Иордане, всю полноту даров Святого Духа, открыл верующим совершеннейшее познание Бога-Отца и Его всеблагой воли; положил превосходнейшие нравственные основы всеобщей человеческой жизни; Своим благодатным учением объединил и существенно перевоспитал многие народы, разделенные прежде различием религий, нравов, занятий и быта семейной и общественной жизни; а вместе с тем до пределов вселенной распространил сияние Своей вечной славы и непреодолимое могущество Своей царственной власти ( Матф.1:22–23 ; Лук.2:4–7; 3:21–22; 4:16–18 ; Иоан.1:30–34 ; Матф.5:17 ; Иоан.1:14–18; 17:5–8,22 ). Посему православная церковь , предваряя праздник рождества Иисуса Христа, торжественно воспевает: «Отрасль от корня Иессея и Цвет от Него, Христе, произрос Ты от Девы, препрославленный, от горы, осененной чащею (т.е. из Вифлеема), пришел Ты, воплотившись от Безмужней. Невещественный и Боже: слава силе Твоей, Господи» (Козьма Маюмский).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

18–19. Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными; которые говорят: «пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!» (Горе привлачающым грехи яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония своя, глаголющым: скоро да приближатся, яже сотворит, да видим, и да приидет совет святаго Израилева, да разумеем). Доброму хозяину приходится употребить много усилий, чтобы обработать поле; но труд и соединенные с ним неприятности, забываются, когда он вымолотит хлеб и обеспечит себя и семью продовольствием до следующего урожая. Иначе бывает с тем, кто не честным трудом, а во многом хищнически собирает себе средства к жизни. Прельщаясь чужим добром, он всеми неправдами старается обогатить себя, но – не на радость; этим он привлекает к себе лишение, суд и наказание. Подобные люди так бывают преданы беззаконию, что не оставляют его и на малое время, как будто волы, привязанные веревками к возу с чужим имуществом, усиленно стремятся к хищению, как будто волы, запряженные в колесницу, понуждаются топтать колосья и вымолачивать зерна пшеницы. Побуждение к этому – суетность, такое направление воли человека, когда он многого желает, постоянно для того трудится и не приобретает ничего, существенно полезного. С такой суетностью обыкновенно соединяются отступничество от Бога и забвение о Его промышлении. Обольщаясь воображаемым благополучием, какое по-видимому устраивается при многих усилиях, суетные люди, уже теряют доверие к слову пророков, возвещающих грозный суд Божий за неправды, и с дерзкой насмешкой отвечают на слова пророка: «пусть придет то бедствие, какое определено!» и разумеют: «нет, оно не придет, оно вами выдумано!» Но в этом – оскорбление для Бога, огорчение для пророков и величайшее «горе» для самих оскорбителей. 20. Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким! ( Горе глаголющым лукавое доброе, и доброе лукавое, полагающым тму свет, и свет тму, полагающым горькое сладкое, и сладкое горькое).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

19–20. Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал. (И кто слеп? разве раби мои, и глуси? разве владеющии ими: и ослепоша раби Божии. Видесте многажды, и не сохранисте: отверсты уши (имуще) и не слышасте). Слепота и глухота составляют величайшее несчастье, и оно тем более горестно, если оно зависит от злой воли самого человека. Проникнутое чувством глубокой горести, сердце Пророка особенно уязвляется мыслью о том, что слепы и глухи не кто иной, а «рабы Божии» – народ иудейский и владыки их – царь и князья народа. А между тем, эти люди, как «рабы Божии», не только сами должны быть просвещены и послушны Богу, но должны были просвещать и других – язычников, находящихся в полном неведении об истинном Боге, и приводить их к послушанию святой воле Божией. Ослепление иудеев не зависело от недостатка просвещений их Богом; они видели много судеб Промысла Божия в жизни своих предков, много слышали откровений Божиих через пророков, бывших ещё ранее Исаии, но не старались внимательно заметить и сохранить в своей памяти, как должны были это сделать истинные рабы Божии, любящие своего Владыку и преданные Ему, и как это делал родоначальник их Авраам (гл.51:1–3). 21. Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон. (Господь Бог восхоте, да оправдится, и возвеличит хвалу). Незаконным образом жизни, а еще более склонностью к идолопоклонству иудеев помрачалась слава Божия среди языческих окрестных народов, тогда как со стороны Бога не было к тому никакого повода. Поэтому Господь восхотел «оправдаться» – открыть иудеям их виновность. Он избавит их от плена и унижения, снова сделает их Своими рабами и через то возвеличит Свою хвалу: Его более будут прославлять в новых песнях, нежели как предки иудеев прославляли Его в древнее время, и – не в одной Палестине, а и во всех странах (ст.10–12). 22. Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: «отдай назад!» (И видех, и быша людие рисхищени, и разграблени: пругло бо в ложах везде, и в домех вкупе: идеже скрыта я, быша в плен: и не бысть изимаяй разграбления, и не бе глаголющаго: отдаждь).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

1 . Прежде всего «Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола» ( Лк.4:1–2 ). Когда Его искушал дьявол, ибо Он должен был бороться с ним, дважды, без каких-либо описаний, как бы мимоходом употреблено слово «дух». Но когда Христос поборол три искушения, о которых говорится в Писании, о Духе написано более подробно и выразительно. Сказано: «Возвратился Иисус в силе духа». «Сила» прибавлена здесь, потому что Он поверг дракона и в тяжелой битве одолел искушения. Итак, «Возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем». ( Лк.4:14–15 ). 2 . Когда читаешь: «Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем», удержись от мысли, что только они удостоились этого благовествования, а ты лишен его. И если сказанное верно, то Господь говорит не только в том собрании иудеев, но и сегодня, в нашем собрании. И не только в том собрании учит Иисус, но и в других, и на всей земле. Но для того, чтобы учить, Ему необходимы глашатаи, через которых Он мог бы говорить. Так возопим же ко Христу, чтобы Он нашел и нас, готовых петь Ему! И как во времена, когда смертным необходимы пророчества, Всемогущий Бог ищет пророков и находит их, таких как Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, так и Иисус ищет орудия, посредством которых Он мог бы нести Свое слово людям и наставлять их в синагогах и всеми прославляться. В наше время Иисус Христос «от всех… прославляем» более, чем тогда, когда Его знали только в одной провинции. 3 . Поэтому Он «пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня» ( Лк.4:16–18 ). Не случайно Он развернул свиток и нашел ту главу, где было пророчество о Нем, – это было Божьим промыслом, ибо сказано: «И ни одна из них [птиц] не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» ( Мф.10:29–30 ). Так и книга пророка Исайи была открыта именно на этом чтении, где говорилось о тайне Христа: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня» – эти слова относятся ко Христу – не случайно, но по воле и промыслу Божьему.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2Пар.32:31 .  Только при послах царей Вавилонских, которые присылали к нему спросить о знамении, бывшем на земле, оставил его Бог , чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце. В этом стихе 2 книга Паралипоменон указывает иную причину посольства к Езекии от вавилонского царя, чем какая названа в ( 4Цар.20:12 ) и ( Ис.39:1 ) (слух о бывшей болезни Езекии и последовавшем исцелении его), именно: «спросить о знамении бывшем на земле», т.е. о совершившемся при исцелении Езекии астрономическом чуде ( 4Цар.20:11 ; Ис.38:9 ), или, по другому объяснению (Grotius, Philippson), о совершившемся факте чудесного поражения войска Сеннахирима (ст. 26). Последний мотив наиболее отвечал политическим видам вавилонского царя, в то время недавно отложившегося от Ассирии, сделавшегося самостоятельным и враждебным Ассирии и, естественно, интересовавшегося поражением царя ассирийского в Иудее, с которою он желал вступить в политический союз против Ассирии (cp. Phillipson. Die Israelische Bibel, Bd. II, s.s. 680, 757). Ho в сущности все три мотива могли объединяться в отправлении Вавилонского посольства. 2Пар.32:32 .  Прочие деяния Езекии и добродетели его описаны в видении Исаии, сына Амосова, пророка, и в книге царей Иудейских и Израильских. 2Пар.32:33 .  И почил Езекия с отцами своими, и похоронили его над гробницами сыновей Давидовых, и почесть воздали ему по смерти его все Иудеи и жители Иерусалима. И воцарился Манассия, сын его, вместо него. Подробное описание царствования Езекии, как и прадеда его Озии ( 2Пар.26:22 ), дано было в особом произведении пророка Исайи, откуда извлечения сохранились в его пророческой книге ( Ис.36–39 ), в 4 книге Царств, главы ( 4Цар.18–20 ) и 2 Паралипоменон главы ( 2Пар.29–32 ). Погребен был Езекия с великою честью «над гробницами сыновей Давидовых» (ст. 33), LXX: ν ναβσει ταφων υιν Δαυιδ, сл.: «на восходех гробов сынов Давидовых», т.е. в верхнем ярусе погребальных ниш фамильного склепа иудейских царей династии Давида (см. «Толковую Библию», т. II, стр. 370).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3–4. И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно. (И к сему не будут уповающе на человека, но уши вдадят на слышание, и сердце изнемогших вонмет послушати, и языцы немотствующии скоро научатся глаголати мир). Когда Господь поразит грозное войско Ассирийское, которого так боялись царь и жители Иерусалима, то все признают над собой Его власть; а потому и не будут надеяться на помощь от людей, хотя-бы и столь сильных, как Египтяне. Тогда все уши слышащих будут внимать или охотно и внимательно будут слушать истинного пророка – провозвестника воли Божией и руководителя в жизни богоугодной. И те, чье сердце прежде изнемогало от страха перед врагами и недоверчиво было к слову истины, и те, когда увидят исполнение слов пророческих о спасении Сиона, то будут внимательно слушать все последующие увещания и утешения пророков, как провозвестников истинных судеб Божиих. И язычники, доселе немотствующие – незнающие истинного Бога и озлобленные против Иудеев, как-бы звери бессловесные, не вступали в мирный союз с ними и не говорили о мире, теперь, когда увидят над собою поразительное могущество Бога иудеев, именно по чувству страха перед Ним, будут говорить о мире или помышлять о добром союзе с «истинными чтителями истинного Бога, а через них и с самим Богом (гл.29:23–24; 33:7,10–13). 5–6. Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный. Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего. (И к сему не рекут юродивому владети, и к сему не рекут слуги твои: молчи. Юрод бо юродивая изречет, и сердце его тщетная уразумеет, еже совершати беззаконная, и глаголати на Господа прелесть, еже растлити души алчныя, и души жаждущыя тщы сотворити). Когда откроется власть Вседержителя и водворится правда на земле, то уже не будут предлагать царской власти юродивому (невежде) – человеку неопытному и неблагоразумному в общественных делах, такому, которому его же слуги, всецело ему подчиненные, говорят в лицо с дерзостью: «молчи»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

3–5. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это. (Глас вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего. Всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится: и будут вся стропотная в право и острая в пути гладки, и явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие, яко Господь глагола). Боговдохновенный пророк ясно созерцает наступление царства Христова и время всеобщего спасения. Перед взором пророка пустыня: по пути через эту пустыню имеет шествовать сам Господь – Царь Израиля. А потому в пустыне слышится «глас вопиющего» – громкий голос вестника-глашатая: он является перед Господом подобно тому, как обыкновенно в древности являлись «звонкоголосые вестники» перед царями и возвещали народу о времени прибытия царя в известный город, по какому-либо важному делу или об особенно торжественном шествии после славной победы и спасении народа. И как обыкновенно народ приготовлял путь своему царю, так он должен теперь, по гласу вестника Божия, приготовить и путь Господу, чтобы Господь беспрепятственно и незамедлительно пришел, как Спаситель своего народа. Приготовляя путь Господу, народ должен сделать его правым, т.е. прямым: обыкновенный беспрепятственный путь должен быть прям по своему направлению к цели, как ближайший, пролегать на ровной поверхности и должен быть чистым от щебня и порослей терновника; а для этого – дебри, т.е. низины должны наполниться, т.е. должны быть засыпаны, горы и холмы должны смириться, т.е. понизиться, быть срытыми; все стропотное, т.е. не прямое, извилистое, покатое, изрытое должно быть выправлено; все острое – засыпанное острыми осколками твердых камней, поросшее колючим терновником и прочее должно быть сглажено и расчищено. Такое исправление пути есть образ нравственного усовершенствования жизни людей, имеющих войти в царство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010