8. Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля. Господь на Иакова, и прииде на Израиля). Как царь объявляет определение своего суда народу через посланных, которые предстоят высокому царскому трону, так и Господь объявляет Свою грозную волю, как бы смертный приговор, Своему народу – Израилю через Своего вестника – пророка, предстоявшего в видении престолу Господа Саваофа (гл.6:5,8). Это грозное слово пророка открывает неотвратимый гнев Божий на весь народ и его вождей за лицемерие и злодейство (ст. 9,16–17): определенная за это судьба его – будущая неизбежная погибель от многократных ударов «высокой руки» Господа. 9–10. Чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят: кирпичи пали – построим из тесаного камня; сикоморы вырублены – заменим их кедрами. (И уразумеют вси людие Ефремовы и живущии в самарии, в досаждении и высоцем сердцы глаголюще: плинфы падоша, но приидите, изсечем камение и посечем черничие и кедры, и созиждем себ столп). Господь предварительно, благовременно и торжественно объявляет Свою волю через необычайного Своего вестника –вдохновенного пророка, чтобы народ, видя и слыша пророка, строго обдумал образ и характер своих слов и действий, вызвавших сильное пророческое обличение: пророческим словом обличается гордость самонадеянного Израиля. Царство десяти колен подверглось нападению Феглаффелассара, царя Ассирийского, который разрушил в нем некоторые города, порубил дубравы. Но народ не признал в этом карающей воли Божией; напротив, с гордостью заявлял о том, что такое бедствие для него нечувствительно и неразорительно, от него легко и скоро можно оправиться даже к лучшему. Если разрушены постройки из кирпича, то можно выстроить более дорогие, прочные, красивые и удобные постройки из тесаного камня; если повырублены сикоморы – слабые и дешевые деревья, то можно заменить их крепкими и дорогими кедрами; и,      таким образом, после бедствия можно жить несравненно лучше. Такая нечувствительность вызывает больший гнев Божий, строжайшее наказание и неоднократные удары (ср. ст.12,17,21; 10:4).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Книга пр. Иезекииля отличается более стройным планом, нежели книги Исайи и Иеремии. За небольшими исключениями она вся принадлежит самому пророку. Однако возможно, что после его смерти один из учеников пророка придал ей традиционную композицию: обличения иудеев, речи о народах, пророчества о грядущем. Иезекииль, в отличие от большинства пророков, в основном писал прозой. Книга его изобилует образами, часто трудными для понимания. Главным делом Иезекииля была пастырская забота о ветхозаветной Церкви, которую надлежало сохранить среди опасностей языческого окружения. Пророк говорит о Славе Ягве, которая покинула грешный Иерусалим и пребывает среди изгнанников, верных Господу. Пророк исполнен глубокой веры в величие Божие. Непостижимому и всемогущему Творцу он противопоставляет немощного «сына человеческого» (т. е. смертного). Благоговейное чувство, которое рождает созерцание Славы Сущего, пронизывает всю книгу Иезекииля. В ней не ощущается той интимной близости души к Богу, которая отличает духовный опыт Иеремии. Однако Иезекииль говорит не только о всемогуществе Творца, он изображает Его и в виде доброго Пастыря, Который любит и оберегает Общину верных. Иезекииль предсказывает падение Иерусалима, но отвергает мысль, будто детям придется нести ответственность за грехи отцов. Пророк призывает народ к сердечному сокрушению, предвидит чудесное возрождение народа Божия и заключение с ним нового завета. Последние главы книги содержат видение Нового Иерусалима, которое одновременно есть пророчество о конце Плена и предызображение Церкви Христовой. Образы из Книги пророка Иезекииля встречаются и в Новом Завете ( Мф 18–12 ; Ин I0.1–6; Откр 21.16; 22.1 ). Паремии из Книги пророка Иезекииля читаются в Великую Субботу. 1 И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии. 2 В пятый день месяца (это был пятый год от пленения царя Иоакима ), 3 было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

11. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. (И рекох: доколе, Господи? И рече: Дóндеже опустеют гради, от еже ненаселеным быти, и домы, от еже не быти человеком, и земля останется пуста). Как лучший сын Израиля, только что изъявивший готовность послужить своему народу ради Бога, пророк поражается откровением Господа, что народ не услышит пророка и не может услышать... Глубокая скорбь слышится в словах пророка: он не желает верить, чтобы народ остался неисправим, ему желательно исправление народа. И вот он вопрошает Господа: «доколи?» разумеется, может быть, не надолго будет глух, слеп и грубо-бессердечен народ в отношении к слову, делу и даже самому наказанию от Бога? Видя любовь пророка к Себе и Своему народу, Господь не скрывает от него трудности его служения и вместе открывает ему тайну веков – народ еврейский будет богопротивным до окончательного отвержения его, доколе не настанет плен, всесветное рассеяние Израиля и совершенное запустение земли Ханаанской. По милости Божией, во исполнение обетований Божиих благочестивым патриархам, потомкам их дана была прекрасная земля Палестина, защищенная со всех сторон, удобная для всякого быта и всегда щедро плодоносная. Но народ, пользуясь благами Обетованной земли, впал в беспечность: в пределах хорошо защищенной земли народ стал самонадеянным от пресыщения и опьянения его слух отяжелел, очи смежились... и от всего этого развратилось сердце. И вот Господь пробудит спящий и до нечувствительности огрубевший народ громом иноземного оружия, пламенем пожара, голодом... Очнувшийся тогда, он увидит себя уже рабом неодолимого властелина и, прежде будучи хозяином преизобильной земли, по воле покорителя, станет жалким пленником и бедным рабом его. 12–13. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее. (И посем продолжит Бог человеки, и умножатся оставльшиися на земли. И еще на ней есть десятина, и паки будет в расхищение якоже теревинф и яко желудь, егда испадет из плюски своея: семя свято стояние его).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

17 Имеются в виду приведенные ранее слова из посланий апостола Павла к колоссянам и галатам. В оригинале «внешнему диалектику ведению», к слову «диалектику» глосса «стязательному». Автор указывает на диалектику как искусство спора, «стязания» («со–стязания»), о котором далее будет сказано еще раз с еще более резкой отрицательной коннотацией. В оригинале «о поставлении верных». Одно из значений слова «поставление» — «отпущение, прощение грехов» (Словарь русского языка XIXVII вв. Вып. 17. С. 231). В оригинале «иже вся стражут»; местоимение «вся» здесь употреблено в значении наречия. 18 В оригинале «словес внешних ведение» — одно из определений «внешних наук», «внешнего наказания» (образования), где слово «внешний» имеет значение «мирской», «светский» (в отличие от церковного) — см.: Словарь русского языка XIXVII вв. Вып. 2. С. 239. 19 Имеется в виду риторика. 20 В оригинале «к наощрению разума и очищению», речь также идет о риторике. 21 К слову имеется маргинальная глосса «словесная», то есть «художества словесного». 22 Термин неоплатоновской философии, встречается в «Эннеа- дах» Плотина. Имеется в виду текст, послуживший основой для многих сюжетов в мировой культуре (вспомним «Пророка» Пушкина) — о серафиме, коснувшемся уст пророка, горящим углем с жертвенника, и о послании его на служение: «[…] видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы […] прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен […]» (книга пророка Исайи, гл. 6, ст. 1—7). Максим Грек имеет в виду мистическое умолчание пророка, он повествовал лишь о том, в каком образе он видел серафимов, но умолчал о их «чине», служении. Основа и уток — продольные и поперечные нити ткани. 23 В оригинале — «внешнего стязания», оба слова имеют те же значения, что и в вышеприведенных фрагментах; переводим как «мирской спор». «Малая искра» — явная аллюзия библейского стиха о горящем угле с жертвенника, вспыхнувшая всего лишь от мирского спора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2365...

7. И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. (Помажутся миром на горе сей: предаждь сия вся языком: той бо совет на вся языки). Обыкновенное помазание миром означало праздничное радостное настроение, но помазание миром, как действие священное, по воле и при участии самого Господа, совершалось только над дарами, первосвященниками и пророками; как таковое, оно сопровождалось излиянием даров Святого Духа. Поэтому и здесь, при помазании народов миром, им будут сообщены дары святого Духа, освящающие и утверждающие их духовные силы. Это откровение о всемирном миропомазании, как чрезвычайно важное, Господь подтверждает пророку и заповедует передать его всем народам. А это не могло быть сделано иным образом, как посредством писания, что и исполнил пророк Господень с точностью. И это утешительное откровение было высказано ранее, еще пророком Иоилем в пророчестве об «излиянии Духа на всякую плоть и о спасении на Сионе» ( Иоил.2:28–32 ). Предвестие пророков Иоиля и Исаии осуществилось также по совершении дела искупления Иисусом Христом, когда в день Пятидесятницы обильно излил Господь дары Святого Духа на апостолов в Иерусалиме, а через них и на всех верующих всех стран и народов ( Деян.2 ). Посему Апостолы, обращаясь к верующим во Христа, говорили: «вы имеете помазание от Святого, и знаете все» ( 1Иоан.2,20,27 ). 52 8. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. (Пожре смерть возмогши, и паки отъят Господь Бог всякую слезу от всякаго лица: поношение людий отъят от всея земли, уста бо Господня глаголаша сия). Когда люди не были искуплены кровью Христа, то над их жизнью превозмогала или преобладала смерть и беспощадно истребляла их, поэтому на всяком лице были безутешные слезы, тем больше, чем сильнее люди чувствовали свою беспомощность в деле оправдания своего перед Богом и свой страх перед Его грозной властью. Но когда люди «испиют радость на Сионе, испиют вино,» т.е. приобщены будут искупительной крови Христа (ст.6), тогда жизнь возобладает над смертью и Господь со всякого лица отрет всякую слезу, всякую, потому что «кровь Христа очищает нас от всякого греха» ( 1Иоан. 1:7 ). А вместе с истреблением греха уничтожится и поношение людей, именно то, что они были рабы, отверженные Богом, проклятые. Ибо искупленные, они уже будут называться сынами, благословенными Богом. Это чрезвычайно важное откровение пророк удостоверяет клятвенно: «так говорит Господь!» – т.е. устами пророка говорит сам Бог или уста пророка служат устами Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

9. А говорят: «кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? (Кому возвестихом злая и кому поведахом весть? иже отдоении [суть] от млека, отторженнии от сосца). Замечая невнимание и недоверие к своей проповеди , пророк с недоумением спрашивает: кому мы – истинные пророки –возвещаем злое, именно предстоящий суд Божий и неразлучные с ним бедствия, как следствия проклятия Божия? и отвечает: возвещаем тем, которые уже вскормлены молоком, отняты от сосцов материнской груди, следовательно, уже не дети неразумные, а смышленые взрослые люди, почитающие себя мудрыми мужами, это – жрецы, народные советники, князья и т.п. И однако же они не понимают простого и святого слова истины истинного пророка Божия, не верят ему и осмеивают его. 10–12. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного». За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. Им говорили: «вот – покой, дайте покой утружденному, и вот – успокоение». Но они не хотели слушать. (Печали на печаль ожидай, надежды к надежде, еще мало, еще мало, яко худостию устен, языком иным взглаголют людем сим, рекуще им: сей покой алчному и сие сокрушение, и невосхотеша слышати). Пророк передает подлинные слова современников, поколебавшихся в надежде на Бога в виду грозного врага. Они говорили пророку укоризненно: «ожидай печаль за печалью! прилагай надежду к надежде! еще немного подожди и еще немного!...» Говоря так, они посмеивались над проповедью о будущих бедствиях и вместе с тем побуждали других – ложных пророков – утешать себя совсем иначе, говорить «худыми устами и иным языком», т.е. говорить преступную и погибельную ложь: «вот покой получит алчный!» т.е. человек, предпочитающий мысль о союзе с царем Египетским против Ассирийского предостережению пророка и надеющийся через обогащение военной добычей утолить алчность к наживе, такой человек, будто бы и помимо союза с Богом, получит покой, состоящий в полном довольстве своим состоянием и достоянием. А между тем, в этом-то и состоит сокрушение или полное разорение отечества, по откровению Божию (ст. 13 и 18). Но, размышляя по своему, они уже не хотят слушать слова Божия из священных уст истинного Пророка, очищенных священнодействием серафима перед престолом Господа (гл. 6:5–9 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 63. Мессия – победитель врагов Церкви. Молитва Пророка к Богу Спасителю 1. Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? «Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». (Кто сей пришедый от Едома, червлены ризы его от Восора, сей красен во утвари зело с крепостию? Аз глаголю правду и суд спасения). Пророк созерцает Исполина-ратоборца, который шествует с юга, от Едома, т.е. из Идумеи, расположенной по склонам горного хребта Сеира и населенной потомками Исава, прозванного Эдомом; и, всматриваясь в него, с недоумением, спрашивает: «кто сей, в червленых ризах шествующий из Восора (главный город и столица Идумеи)?» – Не слыша еще ответа, Пророк, пораженный внешним видом этого Исполина, в священном ужасе восклицает: «Он прекрасен во утвари – в полном своем вооружении! Он зело с крепостью, или Он исполнен сил!» – Исполин отвечает Пророку: «Я изрекаю правду и суд спасения», или оправдание ради спасения, даруемого по суду Божию! 2. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? (Почто червлены ризы твоя и одежды твоя яко от истоптания точила?) Ответ Исполина вызывает недоумение Пророка: если этот Исполин действительно изрекает правду и возвещает спасение (ст.1), то почему же внешний вид Его не соответствует этому, а скорее напоминает о насилии и кровопролитии? и Пророк спрашивает Его: «почему же Твои ризы (верхняя одежда и плащ) червлены, как у воинов, и все одеяние Твое окрашено, как бы при истоптании точила?» – При истоптании виноградных ягод в точиле брызги темно-красного виноградного сока неизбежно смачивают одежду виноградаря, и она бывает как бы обагрена кровью. 3–4. «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; ибо день мщения – в сердце Моем, и год Моих искупленных настал. (Исполнен истоптания, и от язык несть мужа со мною: и попрах я яростию моею, и сотрох я яко персть, и сведох кровь их в землю и вся ризы моя омочих: день бо воздаяния прииде на них, и лето избавления приспе).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Главные черты в пророческом изображении осады и разрушения Иерусалима относятся именно к разрушению священного города войсками Навуходоносора. Голодная смерть осажденных (ст.2), бегство князей в горы и плен их (ст.3–5), плачь над Иерусалимом (ст.4 и 12), все это исполнилось в совершенной точности и описано в книге видений пророка Иеремии в его же книге «Плачь». В век пророка Исаии, нередко, причиной соблазна и развращения нравов Еврейского народа было преступное поведение его властей и князей (ср.гл.1:10,17,23,25–26; 3:13–17; 5:22–23). Дурное влияние таких людей было тем больше, чем ближе они стояли к царю и меньше могли подвергнуться наказанию от него, при его доверии. Одним из таких лиц был некто Севна (Сомнан), состоявший на почетнейшей должности правителя царского дворца или, что тоже, министра двора. Но где почему-либо медлит слово царского гнева, там иногда предваряет грозный приговор суда Божия. Вестник верховной воли Всевышнего Царя над Израилем, пророк Исаия получает повеление идти к Севне (Сомнану) и, не смущаясь знатностью его особы и силою власти, обличить его преступный образ мысли и жизни, и произнести приговор над ним суда Божия. 15–16. Так сказал Господь, Господь Саваоф: ступай, пойди к этому царедворцу, к Севне, начальнику дворца [и скажи ему]: что у тебя здесь, и кто здесь у тебя, что ты здесь высекаешь себе гробницу? – Он высекает себе гробницу на возвышенности, вырубает в скале жилище себе. (Сице глаголет Господь Саваоф: иди в кущу ко сомнану строителю дому и рцы ему: что ты зде, и что тебе зде, яко истесал еси себе зде гроб и сотворил еси себе на высоце гроб, и написал еси себе на камени кущу?) Состоя в звании «строителя дома» или правителя царского дворца, Севна (Сомнан), без сомнения, ведал дела разных государственных сооружений, распоряжался царскими сокровищами, был в славе и почете: он, естественно, мог мечтать и о славе в потомстве, и вот, ради этой славы своего имени, на память своему потомству и народу иудейскому, как бы о своих государственных заслугах, он решился заблаговременно построить себе гробницу – памятник (как то делали цари Египетские). По его плану гробница была высечена в скале и расписана, вероятно, картинами выдающихся событий и деяний из его жизни (как то делали цари Ассирийские). Утешаясь местом своего посмертного покоя, Севна, как видно, и саму смерть свою представлял не страшною, а погребение славным. А между тем, по суду Божию, эта смерть будет и страшная, и позорная. Первые вопросы пророка: «зачем ты здесь? какое тебе здесь дело?» внушают грозную мысль; тебе здесь нет места и между мертвыми, ты не приложишься к отцам своим: это награда для благочестивых, а не для тебя; ты не удостоишься чести вожделенного погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Плач сознающих свою погибель и кающихся будет таков: мы ждали суда и оправданий, и нет их, а потому и спасение отступило от нас; и это потому, что перед Тобой, Господи, беззаконные дела наши и грехи наши стали, они стали против нас, как неотразимые обвинители наши (которые, обыкновенно, на суде становятся против обвиняемых); беззакония наши с нами, мы от них не свободны, и неправды наши мы сознаем и признаем всю их силу. Мы нечествовали – покланялись идолам; мы солгали – не остались верны завету с Богом; мы отступили от последования Богу нашему – не руководились Его законом; а следовали влечениям своей воли (гл.58:3,13); говорили неправду и не покорялись требованиям правды (когда обличали и Пророки Божии); во утробе зачахом и поучихомся от сердца нашего словесем неправедным – внутри природы нашей зачинались неправедные мысли, как семена, а из сердца, в котором уже совсем слагались те мысли, рождались лживые слова и дела (ст.4–5). 14–15а. И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. (И оставихом созади суд, и правда далече отступи от нас: яко изнеможе в путех их истина, и правым (путем) не возмогоша прейти. И истина взяся, и преставиша ум свой еже смыслити). При увлечении народа нечестием и своеволием (ст.13), суд, как охранитель права и справедливости, оставался позади, на него никто не обращал внимания, правда отступила далеко и не встречалась в делах; истина не имела силы и значения, как обязательный закон совести; правым или честным путем никто уже и не мог ходить, в силу привычки к пороку; при постоянной склонности ко лжи, истина была взята, как бы похищена из души (ст.3,7); и преставиша ум свой еже смыслити – поработивши порокам ум свой, они уже не могли здраво размышлять, были как бы в исступлении ума. Во исполнение предсказаний великого Пророка, народ иудейский действительно так оплакивал свое религиозное падение, нравственное развращение и умственное помрачение (ст.11–16), то через пророка Иеремию, который неудержимым потоком изливал плач свой еще в отечестве, на развалинах Иерусалима, и сильнейшими стонами, как лев, оглашал опустошенные окрестности святого города; то через пророка Даниила, который с тихим рыданием, как кроткая голубка, оплакивал грехи народа в пламенной молитве, уже в самом плену Вавилонском.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Присоединенное же от Кармила значит не то, что еретики действительно имеют Кармил, то есть познание духовного обрезания, а то, что они лживо хвалятся этим. И когда будут вырублены виноградники и уничтожатся радость и ликование лжеименного знания, тогда не будет никого из прежних топтателей, кто стал бы топтать грозды, которые прежде топтал, и голос их будет вечно безмолствовать. Ст. 11 и след. Поэтому утроба моя будет звучать к Моаву как цитра и внутренности мои к стене из обоженного кирпича. И будет, хотя обнаружится, что Моав до утомления подвизался на высотах своих, и хотя он будет входить в святилища свои для молений, но не будет иметь более силы. Вот то слово, которое изрек Господь с того времени к Моаву. По уничтожении заблуждения Моавитского или вернее по превращении радости в печаль и слезы, утроба моя, пророка, которая музыкально устроена подобно цитре и которая, зачиная от страха Божия, произвела многих детей, так что нет ни одной струны, которая не издавала бы звука своего, огласится плачем Моава, приносящего покаяние. И все внутренности мои к стене из обожженного кирпича, вместо чего Феодотион перевел к стене разрушенной. Ибо все укрепления противников на которые они прежде надеялись , будут разрушены и падут. Внутренности же пророка – это те, о которых и Давид говорил в Псалме: благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его ( Пс. 102:1 ). Ибо как цитра не издает громкого и стройного звука, если лопнет хотя одна струна, так и духовная утроба пророка, если в нем будет недоставать хотя одной струны добродетелей, не будет в состоянии издавать приятное пение и возглашать к кирпичной стене всеми внутренностями. Если и мнение философов, что добродетели находятся в связи между собою, и по апостолу Иакову у кого не будет доставать одной, у того нет всех добродетелей. Когда же Моав поймет, что он тщетно подвизался в этих учениях, которые прежде считал высокими, то войдет в святилища свои, не в те, которые святы сами по себе, но которые заблуждающий считал святыми, и не будет в состоянии найти помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010